1197–1207 гг. (СНАМ) Печать царя Калояна. 1197–1207 гг. (СНАМ) С сер. 40-х гг. XIV в. начинается закат 2-го Болгарского царства, вызванный усилением общей для всех балканских христ. народов внешней опасности: в 1346, 1347 и 1349 гг. турки совершают первые набеги на подвластную болг. царю территорию, а с 1352 г. их нападения становятся регулярными. Тем не менее при Иоанне Александре Б. испытала небывалый подъем в области духовной жизни, лит-ры и искусства. Время его правления сравнивают с эпохой царя Симеона, называя его «вторым золотым веком» болг. культуры. К периоду правления этого царя относятся 2 Собора в Тырнове, анафематствовавшие богомилов (в 1350 или 1351) и «иудействующих» (ок. 1360). Иоанн Александр оказывал покровительство мон-рям и подвижникам, в т. ч. прп. Григорию Синаиту , возродившему аскетическо-созерцательную практику древних пустынников и основавшему ок. 1335 г. обитель в Парории (на границе Б. и Византии). По просьбе прп. Григория Иоанн Александр заново отстроил мон-рь, пожертвовав на содержание братии крупные земельные угодья. Одним из ближайших советников болг. царя стал ученик прп. Григория Синаита св. Феодосий Тырновский , основавший во владениях Иоанна Александра Килифаревский мон-рь . Болгария в IX-XIV вв. Болгария в IX-XIV вв. В сер. XIV в. Иоанн Александр разделил Болгарское гос-во на 2 удела: Тырновский, к-рым царь управлял совместно с сыном Иоанном Шишманом, и Видинский, к-рый получил старший сын и соправитель царя Иоанн Срацимир. Приблизительно тогда же от Б. отделилась значительная территория в Добрудже, где сложилось независимое княжество, возглавляемое деспотом Баликом, а затем его сыном Добротицей. Последний правитель 2-го Болгарского царства Иоанн Шишман (1371-1393) был вынужден признать сюзеренитет тур. султана Мурада I. Летом 1393 г. огромная армия султана Баязида I вторглась в Б. и после продолжительной осады овладела Тырновом. Руководивший обороной Патриарх свт. Евфимий Тырновский был отправлен в заточение; часть столичного населения была насильственно обращена в ислам.

http://pravenc.ru/text/149669.html

1328. См. выше о Христе как о Ходатае нашего спасения (6. 21–22). 1329. mulceat Nauroy: mulcet Schenkl. 1330. si Nauroy, etiamsi Schenkl. 1331. Ср.: Пс. 123:4–5. 1332. Ср. с идеалом стоического мудреца у Цицерона (tuse. 3. 15–18). 1333. Perfectio — букв. совершенство. 1334. См.: Еф. 2:14–16. 1335. praestantiae Nauroy, praesentiae Schenkl. 1336. ueri boni Nauroy, ueri et boni Schenkl. 1337. См.: 2Кор. 7:9. 1338. Пальмовыми ветвями награждали победителя в состязаниях. 1339. Речь о том, что истинный суд может вынести лишь Судья в Судный день. 1340. Слова царя Езекии, когда от пророка Исаии он услышал о грядущем плене своих детей. 1341. См.: Иер. 44 и след.; Книга пророка Даниила; Езд. 71 и след. 1342. Образ fortis athleta часто встречается в сочинениях свт. Амвросия: uirgt. 106, off. 1. 48. 238, exp. ps. 118. 10. 34, exp. Luc. 4. 39, expl. ps. 36, 52, paenit. 1.4. 19, obit. Th. 23, sacr. I. 2. 4 (Courcellep. Recherches sur les «Confessions» de saint Augustin. P. 340). 1343. См.: Дан. 14:3–22. 1344. См.: Флп. 1:23. 1345. sociamque uirtutem Schenkl: sociumque uirtutum Nauroy. 1346. feriatus Nauroy: non feriatus Schenkl. 1347. См.: Мф. 17:3. 1348. Ср. похожее описание сломанной лиры у Платона (Phaed. 86а). 1349. См.: Быт. 28:12–15. 1350. См.: Быт. 29и след. 1351. См.: Быт. 32и след. 1352. meritum codd., Nauroy: meritorum Schenkl. 1353. См.: Быт. 32:28. 1354. Ср.: Isaac 8:73. 1355. См.: Быт. 25:30. 1356. Под тайной разумеется пророчество, которое Господь дал Ревекке, см.: Быт. 25:22–23. 1357. Publico parenti — отца и иудейского народа (Исав) и христианского народа (Иаков). 1358. Populo — такая пища прилична христианскому народу, прообразом которого был Иаков. Ревекка, образ Церкви, передает Иакову одежду Исава, т. е. одежду Ветхого Завета. Так раннехристианские авторы интерпретировали эти ветхозаветные персонажи, — в частности, св. Ипполит Римский, Ориген, св. Ириней Лионский, Тертуллиан (см: Ра11а. Р. 281, п.69). 1359. Ср.: Иак. 2:24; Рим. 3:20–30; 4:2–8; Гал. 2 1360. См.: Исх. 12:11.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

епископ брацлавский Иоанникий 10 декабря 1795 г. Там же, л. 468. 1346 «Священники Иоанн Соколов и Петр Оглоблин прошлого 1795 г. в минскую из смоленской епархии присланные, поданными им прошениями, – доносил впоследствии новый минский архиепископ Иов, – представляя старость лет своих и болезненные припадки, по которым не могут исправлять священно-служения, просят уволить их обратно в смоленскую епархию для докончания жизни при детях своих.» Одному было 63 г., а другому 61. Там же, л. 536. 1347 Там же, л. 524. Вызов священников из соседних епархий не остался, конечно, и без благотворных последствий. Некоторые из них навсегда остались в западной России и оживляли здесь русскую жизнь. Во время нашего путешествия по западной России в 1862 году, мы видели на юге минской губернии одного достойнейшего потомка из среды вызванных при Екатерине священников. Мы нашли в его доме во всей чистоте русскую речь и особенности великорусского быта. Приехавшая в это же время замужняя дочь этого священника дала нам возможность еще яснее видеть силу русской народности в этой семье. Дочь, жена священника белоруса, говорила по-русски не только со мною и с отцом своим, но и с матерью, когда еще не знала, что в дом есть посторонний человек. 1349 В конце своих пометок Мусин-Пушкин написал: «по сим высочайшим резолюциям заготовить от синода доклад как можно скорее.» Арх. св. с., д. 1795 г., 35, л. 2–3. 1350 Там же. Когда все это происходило, в деле не показано. На бумаге, заключающей в себе мнение Безбородко и Тутолмина, замечания м. Гавриила и решения, писанные рукою Мусина-Пушкина, число не выставлено. Крайние пределы времени январь и 2 апреля 1795 г. 1351 Арх. св. с., д. 1795 г., 35, л. 5–10; Собр. зак. 17318. Сведения об Иоанникие: из киевского мещанства, учился в киевской академии, был учителем в Смоленске, Тамбове, в Петербурге в артиллерийском корпусе, был игуменом во множестве монастырей. Сведения о Варлааме Шишацком: звания поселянского, учился языкам греч., лат., немецк., знает польский (где учился не показано), пострижен 1776 г., был учителем, префектом и ректором в Переяславле, 1780 г. игуменом в мошногорском монастыре, 1785 г. ректором Новгород-Северской семинарии, 1787 назначен архимандритом виленских монастырей, 1789 г. бежал в Россию, как нам известно, потому что не желал принести присяги на верность Польше; пребывал в Петербурге и в новгородской епархии; в 1794 г. назначен в помощь Виктору. Арх. св. с., д. 1795 г., л. 9–10.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Однако следующий патриарх Григорий II (1316–1334? гг.) был избран местным клиром, о чем просто уведомил своей грамотой тогдашнего константинопольского патриарха. Сохранилась арабская приписка патриарха от 1322 г. на старинном греческом Евангелии. 234 Человек, пишущий по-арабски на полях греческой книги, явно должен был быть арабом. Крупнейшей фигурой в истории Иерусалимской церкви XIV в. был патриарх Лазарь. Избранный на патриаршество около 1334 г. палестинским духовенством, он прибыл в Константинополь для утверждения и официального посвящения в сан. Соперник Лазаря Герасим, также приехавший в столицу империи, выдвинул против Лазаря различные обвинения, для расследования которых в Иерусалим было направлено императорское посольство. Разбирательство затянулось, тем временем император Андроник III скончался (1341 г.), и в Византии вспыхнула гражданская война между Иоанном Кантакузином и Иоанном V Палеологом. Лазарь оказался вовлечен в эти события на стороне Кантакузина, в частности, в мае 1346 г. патриарх венчал его на царство. После этого константинопольский патриарх Иоанн Калекас, сторонник Палеолога, низложил Лазаря и возвел на его место Герасима, отбывшего в Иерусалим. С победой в войне Кантакузина (февраль 1347 г.) византийское правительство направило посольство к египетскому султану Насир ад-Дину Хасану с просьбой о восстановлении Лазаря на иерусалимском престоле. Герасим, рассчитывая привлечь на свою сторону мамлюкские власти, прибыл в Каир, но скоропостижно и как нельзя вовремя скончался, так что вопрос о возвращении Лазаря разрешился сам собой (осень 1349 г.). Во время гонения на христиан в Мамлюкском государстве в 1354 г. патриарх Лазарь был доставлен в Каир, где его бросили в темницу и подвергали побоям. Еще раз он был репрессирован после нападения на Александрию кипрского короля в октябре 1365 г. К осени 1366 г. гонение прекратилось, в том числе и благодаря дипломатическому вмешательству византийского императора Иоанна V Палеолога. Лазарь был отпущен в Константинополь в составе мамлюкского посольства. Подписи иерусалимского патриарха стоят под несколькими синодальными актами Константинопольской церкви 1367–1368 гг. 235

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Его голос будет окончательным не потому, что он непогрешимый наместник св. Петра, но единственно по его органической причастности к Телу Церкви» 1345 . Борьба блж. Феодорита и других радетелей о Православии вскоре увенчалась успехом. Смерть Феодосия II и воцарение Маркиана – императора, придерживающегося строго православных взглядов, – способствовали этому успеху 1346 . Вскоре был созван Халкидонский Собор, на который, как ни странно, не вызвали Евтихия 1347 . Наипервейшей задачей православных на нем было низвержение Диоскора, дело которого сразу оказалось проигранным. «Целыми толпами оставляли его единомысленные прежде с ним епископы и переходили с правой стороны Собора на левую: с Диоскором осталось только несколько египетских епископов. Тщетно Диоскор стал бы искать для себя где-либо защиту и поддержку. Правительство было против него, так как имело сведения, что Диоскор в своем патриархате старался противодействовать воцарению Маркиана; римская кафедра, дотоле всегда поддерживающая александрийскую, была также против Диоскора, ибо он на Ефесском соборе пренебрежительно отнесся к папским легатам и не допустил чтения догматического послания папы Льва и даже предал папу отлучению. Этого греха не мог простить и забыть папа Лев» 1348 . В подобном стремительном падении «египетского фараона», бывшего основным виновником бед и скорбей блж. Феодорита, есть нечто трагическое и одновременно промыслительное. Оно как бы наглядно показывает, что упование «на князи и на сыны человеческия» тщетно и пагубно для всякого христианина, а тем более для архипастыря. После низвержения Диоскора отцы Собора приступили к выработке вероопределения, причем под сильным нажимом представителей государственной власти, ибо большинство епископов сопротивлялось этому, считая Никео-Цареградский символ вполне достаточным 1349 . Этот символ, наряду с двумя посланиями св. Кирилла и «Томосом» папы Льва, послужил основой для создания знаменитого Халкидонского «ороса», включившего в себя и множество других элементов 1350 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

1344 Афанасий (Сахаров ; 02.07.188728.10.1962). 1912 – окончил МДА, иеромонах. В 19131918 препод. Владимирской ДС. Член Собора 19171918 гг. по избранию от монашествующих. В 19201921 архимандрит, наместник Владимирского Рождественского м-ря, в 1921 – Боголюбовского м-ря, тогда же – еп. Ковровский, вик. Владимирской епархии. В 19221954 большую часть времени провел в лагерях и ссылках. 19571958 – пред. Календарно-богослужебной комиссии. Работал над исправлением богослужебных книг. Канонизирован в 2000 (ПЭ III. 699704; Обзор I. 247248) 1346 Кравецкий и Плетнева. 257; Кравецкий. 1996. 179183. Интересно, что, защищая свою позицию, еп. Афанасий не упоминает «Деяния архипастырей» 1929 года. 1349 В литературе высказывалось мнение, будто конкордат, заключенный в 1847 году между Николаем I и папой Пием IX, предусматривал, что Русская Церковь будет совершать таинства и требы для католиков, сосланных в Сибирь за участие в польском восстании, причем Синодом было издано соответствующее распоряжение (см.: Боровой. 113). Однако никаких материалов, подтверждающих это предположение, нам не удалось обнаружить. Согласно указам Синода 1818, 1838, 1848 гг., христиане иных вероисповеданий, в том числе ссыльные, не могли быть принимаемы на исповедь без предварительного присоединения к Православной Церкви (Настольная книга. 1053). 1350 Егоров Иван Исаевич (26.11.19051.03.1998). Родился в г. Грива (ныне в черте Даугавпилса). После революции в связи с изменением границ оказался в Польше. В 1934 окончил педагогические курсы по подготовке старообрядческих вероучителей при Виленской общине, активно участвовал в старообрядческой просветительской деятельности. 19451948 – инсп. Высшего старообрядческого совета в Литовской ССР, 19481963 – управляющий делами, 1968 – председатель совета. В нач. 1970-х был одним из инициаторов сближения с Московской патриархией. В качестве гостя участвовал в Соборе 1971 г. В 1993 ушел на покой (Религиозная деятельность. Старообрядчество. 94). 1351 Старообрядцы. 1970. 1617. Встреча состоялась в Ленинграде 29.07.1970. В ней также участвовали наставник Каунасской общины И.И. Никитин и пред. Рижской общины Л.И. Михайлов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Во главе фессалоникийской демократии встали зилоты, которые в 1342 г. выгнали из города знать, разграбили богатые дома и учредили как бы республиканское управление из членов партии зилотов. Внутренние осложнения в городе повели к тому, что в 1346 г. в нем произошло кровавое избиение знати. Среди немногих спасшихся от смерти находился Николай Кавасила . Даже после того, как Кантакузен примирился с Иоанном V Палеологом, управление зилотов в Фессалонике продолжалось и “походило с некоторых сторон на настоящую республику.” 1082 Зилоты не обращали никакого внимания на приказы, шедшие из Константинополя, и Фессалоника была управляема как независимая республика. Только в 1349 г. соединенными усилиями Иоанна V и Кантакузена удалось наконец положить конец демократическому правлению зилотов. Не совсем ясны еще настоящие причины революции 1083 в Фессалонике. Главной ее причиной румынский историк О. Тафрали считает плачевное экономическое положение населения и видит в зилотах борцов за свободу и за улучшение социальных условий жизни в будущем. 1084 1085 Ш. Диль писал: “Борьба классов, богатых против бедных, аристократов против плебеев, и суровость самой борьбы выявляется в любопытной, трагической и кровавой истории фессалоникийской коммуны XIV века”; эта борьба “демонстрирует известную тенденцию развития к коммунистическому движению.” 1086 С другой стороны, П. А. Яковенко утверждал, что в фессалоникийском восстании политические задачи, то есть борьба со сторонниками Иоанна Кантакузена, преобладали над социальными. 1087 1088 Эта проблема заслуживает дальнейшего изучения, однако, представляется, что социальная основа занимает первое место в фессалоникийской революции. Конечно, социальная проблема была перемешана с политическими интересами того времени – с гражданской войной между Иоанном V и Иоанном Кантакузеном. В качестве примера классовой борьбы революция в Фессалонике является одним из наиболее интересных явлений в общей истории средневековых социальных проблем. 1089 Благодаря внешним и внутренним причинам Византия потеряла контроль над своей торговлей. Однако, до того как турки отрезали все внешние связи, Константинополь, как и раньше, оставался центром торговли, куда товары стекались со всех сторон и где можно было встретить торговцев разных национальностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Еще в 1346 году был мор в странах Каспийских, Черноморских, в Армении, в земле Абазинской, Леской и Черкесской, в Орне при устье Дона, в Бездеже, в Астрахани и в Сарае. Пишут, что сия жестокая язва, известная в летописях под именем черной смерти, началась в Китае, истребила там около тринадцати миллионов людей и достигла Греции, Сирии, Египта. Генуэзские корабли привезли оную в Италию, где, равно как и во Франции, в Англии, в Германии, целые города опустели. В Лондоне на одном кладбище было схоронено 50000 человек. В Париже отчаянный народ требовал казни всех Жидов, думая, что они сыплют яд в колодези. В 1349 году началась зараза и в Скандинавии; оттуда или из Немецкой земли перешла она во Псков и Новгород: в первом открылась весною 1352 года и свирепствовала до зимы с такою силою, что едва осталась треть жителей. Болезнь обнаруживалась железами в мягких впадинах тела; человек харкал кровию и на другой или на третий день издыхал. Нельзя, говорят Летописцы, вообразить зрелища столь ужасного: юноши и старцы, супруги, дети лежали в гробах друг подле друга; в один день исчезали семейства многочисленные. Каждый Иерей поутру находил в своей церкви 30 усопших и более; отпевали всех вместе, и на кладбищах уже не было места для новых могил: погребали за городом, в лесах. Сперва люди корыстолюбивые охотно служили умирающим, в надежде пользоваться их наследством; когда же увидели, что язва сообщается прикосновением и что в самом имуществе зараженных таится жало смерти, тогда и богачи напрасно искали помощи: сын убегал отца, брат брата. Напротив того некоторые изъявляли великодушие: не только своих, но и чужих мертвецов носили в церковь ; служили Панихиды и с усердием молились среди гробов. Другие спешили оставить мир и заключались в монастырях или отказывали церквам свое богатство, села, рыбные ловли; питали, одевали нищих и благодеяниями готовились к вечной жизни. Одним словом, думали, что всем умереть должно. – В сих обстоятельствах несчастные Псковитяне звали к себе Архиепископа Василия благословить их и вместе с ними принести жертву моления Всевышнему: как достойный Пастырь Церкви он спешил их утешить, презирая опасность. Встреченный народом со изъявлениями живейшей благодарности, Василий облачился в ризы Святительские; взял крест и, провождаемый Духовенством, всеми гражданами, самыми младенцами, обошел вокруг города. Иереи пели Божественные песни; Иноки несли мощи; народ молился громогласно, и не было такого каменного сердца, по словам летописи, которое не изливалось бы в слезах пред Всевидящим Оком. Еще смерть не насытилась жертвами; но Архиепископ успокоил души, и Псковитяне, вкусив сладость Христианского умиления, терпеливее ожидали конца своему бедствию: оно прекратилось в начале зимы 1352 г..

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

56) «Закон – поставляем в л. 6857 (1349) – мая 27 – честным сбором нашим с преосвященным господином отцем нашим патриархом Иоанникием и всеми архиереи и церковники». Законник издан у Раича (неполный) IV, 342-271 Шафариком: Pamatkii drevniho Pisemstwie, w Praze 1851. По исследованию Шафарика законник дополняем был в 1354 г.; законник 1349 г. оканчивался 136 статьею; остальные 64 статьи принадлежат к дополнению 1354 г. Майков (стр. 36): очень может быть, что и сочиняло его какое-нибудь духовное лицо». 57) Служба св. Иоанникию в Сербляке л. 168. Патриарх поспешно прибыл, сильно хлопотал о потушении ссоры и от хлопот почувствовал себя сильно нездоровым. Больного понесли в патриаршую обитель и он на дороге скончался, 3 сент. 1349 г.58). Так как законник Душана составлен под влиянием великого святителя и особенно церковные статьи его принадлежат без сомнения уму и перу сербского первосвятителя, то в почесть святителю и для общей пользы выписываем церковные статьи законника59). Ст. 1. Прежде всего надобно иметь в виду, как промышлять следует о христианской вере, о храмах, о монастырях, о священниках. 2. Начальники и прочие люди не должны жениться, не получив благословения от своего архиерея или от духовного отца или от поставленного архиереем. 3. Ни одна свадьба не должна совершаться без венчания. Если же совершится без благословения и дозволения церкви, таковых разлучать и сажать в темницу. 4. Каждый должен слушаться священников и своего духовного отца. Если кто окажется виновным пред церковию или священником или нарушит что-нибудь, особенно иноверец по своему произволу, пусть покорится св. церкви и исправит должное. Если же не послушается и не захочет исправиться, отлучить его от церкви и подвергнуть наказанию. 5. Священники не должны произносить проклятия на христиан за их прегрешения. Пусть тихо и кротко приглашают   58) Известие в Гласнике VI, 42. Законник утвержден в мае 1349 г. (Прим. 51). Но в том же 1349 г. ц. Душан уже при патр. Савве утверждает земли за храмом введения (Аврамовича Памят. 12. Григоровича стр. 49. 50). По древнему уставу «сент. 3 престависе прьвы патриархь Иоанникие» (Гласник XI, 193). Итак, блаж. Иоанникий скончался сент. 3, 1349 г. После того ясно, что св. Иоанникий был в сане патриаршем три года с половиною и в сане архиепископа около осьми лет; а в сербских поздних заметках (Гласник VI, 42, XI, 161) несправедливо сказано, будто святительствовал он 16 лет. После того не можем ничего сказать о том, что будто п. Иннокентий в 1354 г. писал к ц. Душану и к патр. Иоанникию об унии, о чем говорит Дюканж. Мощи св. Иоанникия покоятся в печском храме, в прекрасной мраморной гробнице. Зап. геогр. общ. XIII, 174.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

В течение последующих двух лет объединенные усилия Кантакузина и Москвы дали впечатляющие результаты. Не только митрополит Феогност смог в 1348 году посетить Волынь и заявить там свои права,   но Симеон Московский, при содействии митрополита и хана, сумел породниться с литовской и тверской династиями.   Великий князь Московский все более становился правителем «всея Руси». 2. Ольгерд и Москва Однако в последние годы жизни Феогноста (1349–1353 гг.) намеченный в 1347 году Кантакузином политический курс натолкнулся на значительные препятствия. Усилия императора ослабить генуэзский контроль закончились неудачей (1349 год), а попытка прибегнуть к помощи Венеции привела к войне между Генуей и Венецией, которая шла преимущественно у берегов Византии. После знаменитого сражения на Босфоре (1352 год) генуэзцы сохранили контроль над Перой и Галатой, распространив свое влияние в Черном море.   Такой поворот событий на первых порах не ущемлял интересов Москвы, потому что господство генуэзцев в этом районе целиком зависело от союза с Золотой Ордой, которого последние сумели добиться, а власти Москвы тоже зависели от доброй воли хана. Однако как татарская власть на Руси придерживалась правила не допускать перевеса какого–нибудь из княжеств, так и генуэзское влияние в Константинополе и Сарае, основанное на голом коммерческом интересе, толкало русских князей на раздор и соперничество, что противоречило идеалу «византийского содружества», который утверждали Кантакузин и его друг патр. Филофей. В 1349 году генуэзцы разгромили силы Кантакузина в Константинополе, а Казимир Польский захватил Галич и Волынь. Любарт удержал только Луцк, и Казимир стал называться dominas terrae Russiae.   Характерное освещение этих событий дает Новгородская летопись: «Прииде король краковськыи (т. е. польский) со многою силою, и взяша лестью землю Волыньскую и много зло крестианом створиша, а церкви святыя претвориша на латыньское богумерзское служение».   Последнее подтверждают и польские источники: на завоеванных землях были устроены латинские церкви и учреждена католическая иерархия. Перед лицом литовской угрозы Казимир просил и получил у Рима моральную и материальную помощь для нового крестового похода против «язычников» и «схизматиков».   В 1349–1364 гг. шло упорное состязание между Польшей и Литвой за обладание Галичем и Волынью. Литва, возглавлявшаяся тремя сыновьями Гедимина — Ольгердом, Кейстутом и Любартом, — оказалась оплотом борьбы с Тевтонским орденом и Польшей и защитницей православного христианства; действительно, Любарт уже был православным, а Ольгерд выражал готовность последовать его примеру, если он, а не великий князь Московский, будет признан главой Руси «византийским содружеством». В борьбе с Казимиром он пользовался иногда помощью татар, а через дипломатию усердно (иногда успешно) старался вбить клин между Сараем и Москвой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010