Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2013 г. Никольский собор, венчающий гору Жеравью, - главное здание древнего Изборска. Так же, как София для Новгорода и Троица для Пскова, он олицетворял весь город, служил его символом. По тогдашним понятиям, святой Никола охранял город, как некогда щур охранял дом: Изборск находился под его моральной защитой. Культ Николы, связанный с земледелием, был чрезвычайно популярен на Руси, о чём свидетельствуют русские и иностранные источники. Из покровителя сельских работ Никола скоро превратился в «поборника земли Русской», заступника пленённых и угнетённых, в смелого борца за правду, спасителя погибающих на воде, «скорого помощника» во всех бедах. Не случайно, что в Псковской земле гланые церкви большинства городов-крепостей были посвящены Николе. Собор был перенесён сюда со старого городища вместе с городом, как неотъемлемая часть его, и расположен так же, как и там, - у южного края крепости, близко от въездных ворот. Изборск был перенесён на новое место в 1303 году. Каменная крепость завершена в 1330 году. Никольский собор впервые упоминается под 1342 годом. Правда, в летописи под этим годом упоминается только «дом святого Николы». Что речь шла о каменном соборе, подтверждает летописное сообщение 1349 года, в котором говорится, что в Изборске освящён «престол святого Спаса оу святого Николы на полатех, апреля в 15 день», то есть каменный собор построен до 1349 года. Таким образом, дата постройки собора заключена между 1303 и 1342 годами, то есть в первой половине XIV века. Никольский собор - главное здание не просто города, но города-воина, оплота Пскова на его западной границе. Возможно, собор был единственным каменным зданием крепости. Он стоит у главных ворот, охраняя въезд в город, как дополнительная башня. Расположенный над обрывом, у края крепости, собор далеко виден со старой псковской дороги. Блистающий в венце суровых башен, он выражает город вовне. От ворот собор воспринимается с угла, объёмно, сразу заявляя о своей мощи. Сейчас этот эффект пропадает, так как вход в крепость устроен рядом, в проломе. Нужно войти в неё через старинные ворота.

http://sobory.ru/article/?object=00283

Из той сводки данных источников об Арменопуле и его труде, которой располагает современный исследователь и которая наиболее обстоятельно в последнее время проанализирована в исследовании Питцакиса, предваряющем его новейшее издание Шестикнижия, с большей или меньшей долей уверенности можно сказать о нем следующее: в 1345 г., т. е. в году, когда была составлена древнейшая из дошедших до нас и представляющая к тому же уже второе (дополненное) издание Шестикнижия рукопись, Ottobonianus 440 (датируется январем 1345 г.), 448 Константин Арменопул действует как судья ( κριτς) Фессалоники, севаст и οκεος (или δολος) императора (Иоанна V Палеолога или Иоанна VI Кантакузина – неизвестно); в 1349 г. он сочетает эти должности и титулы с титулом номофилакса и судьи «непорочного царского секрета», что само по себе, очевидно, предполагало его причастность к институту эпархиальных «вселенских судей», т. е. «кафолических судей» без приставки τν ´ Ρωμαων (именно это звание Арменопула засвидетельствовано «Опровержением» патриарха Филофея, которое предположительно датируется 1353 или 1354 г. 449 ); помимо Шестикнижия является автором серии работ по юридическим, историческим, грамматическим и теологическим вопросам: «Эпитома божественных и священных канонов»; «О ересях»; «Слово на праздник св. Димитрия-Миропомазанника, празднуемый в храме пресвятой Богородицы Нерукотворной»; неизданный лексикографический труд Арменопула, содержащийся во многих рукописях и состоящий из «Алфавитного лексикона, содержащего синонимы глаголов» и «Алфавитного лексикона, содержащего общеупотребительные глаголы, в котором показывается, какие из них непереходные, а какие переходные»; табель о рангах при императорском дворце и при патриаршестве; и другие. 450 Трудно сказать, где именно находился Арменопул во время восстания зилотов (1342–1349) и каким было его отношение как к этому восстанию, так и к исихастским спорам, современником которых он был. Все попытки историков представить его сторонником зилотов, одним из тех судей, которые были выбраны восставшим народом, или же, напротив, их противником, бежавшим из мятежного города в 1345 г., сторонником паламитов или, в свою очередь, их противником, представителем или «православной» партии, или «латинствующей», – не более, чем гипотезы, плохо или никак не обоснованные.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Л. 448 об. и 449 оставленье белыми. Л. 450. Сказание и з встно чдесхъ прчты влачцы нше гжи прчты двы и бца мари прчтою и чтною иконою содс же и римлнины нарицатис быче. чте т ца в нлю а. поста . Тоже самое, что читается в сборнике 203 (см. ниже) л. 261–291. На обороте последнего листа запись: ри г а мата въ кв ень прода книгу колмогоре глискаго поса у слшко мако в тропи зачисто по т писа своею ркою . 172 (по преж. кат. 923). Григория Синаита слова, с другими посторонними статьями, пис. скорописью, в 4 д., на бомбицине, XV в. 127 л. Л. 1. Внизу помета: прислана с двора в се го у . На л. 1. написан помянник митрополитов всероссийских, начиная с Михаила до Антония; к ним позднее присовокуплены имена митр. Дионисия и патриарха Иова. – Письмо здесь не то, что в ркп. Л. 2. Взят из Греческой ркп. и относится к церковному уставу, или к пасхалии. Л. 3. Жи т и жизнь. прпбнаго ца нашего. синаита. съписано стиши костнтин гра. киръ калисто . Нач. Иже бо блгыихъ мжеи, похваламъ и слава хотти споблти. Обстоятельства жизни изложены подробно. Списатель, впоследствии патриарх Константинопольский (1349–1354), был ученик Григория. Начало жизни подвижнической Григорий доложил на горе Синайской, отсюда и получил проименование Синаита. Наставления о жизни созерцательной получил на о. Крит от некоего старца Арсения. Пришедши на гору Афонскую, много нашёл здесь деятельных подвижников, но не знакомых с жизнью созерцательною, и, поселившись в скиту Магулине, против Филофеева монастыря, сам был первым наставником для учеников своих в умном делании. Ученики его были, кроме списателя жития Каллиста, Герасим, бывший потом наставником патриарха Константинопольского Исидора (1347–1349), Иосиф, Николай, страдавший от Михаила Палеолога во время гонения на православных, авва Николай, Марк – друг и сподвижник Каллистов в течении 28 лет, Иаков тъже и Аарон, Моисей, Логгин, Корнилий, Исаия, Климент иже сице блъгаръ. Заключая сказание об учениках Григория Синаита , повествователь замечает, что сей подвижник сделался наставником в духовных подвигах не только для Греков, Болгар, но и для Сербов. 105 Далее он говорит о гонениях, какие терпел Григорий, и о странствованиях его. В Константинополе он сделался известен имп. Андронику (старшему), чрез его родственника, инока Афанасия Палеолога. Для вразумления своего ученика Луки написал 150 глав о трезвении. – Краткое известие о Григорие Синаите помещено в Добротолюбии перед его сочинениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

(Гласник XI, 161). По «тому известию на соборе был и охридский архиепископ. Кто же он был? Без сомнения, тои же «смиренный ахридонский Анфим», который подписался под деянием констант. собора 1347 г. и которого Мелетий называет „многоученым“. Но полугрек а) несправедливо называет болгарского первосвятителя архиепископом: сама константинопольская Церковь признала его патриархом. б) Так как сербский первосвятитель признан конст. собором за независимого и всегда посвящался собором сербских архипастырей; а патриарх константинопольский еще при св. Савве отказался от управления сербскою Церковию: то полугрек несправедлив и в том, будто «по закону» посвящение сербского патриарха должно быть «с благословением цареградного патриарха». Да и при св. Иоанникие греческая Церковь не предъявляла неудовольствий на сербское патриаршество. Неудовольствия подняты при п. Савве собственно за то, что Душан выгнал из своего царства греков епископов, не хотевших повиноваться воле его. 305 Грамота Призренскому монастырю в гласнике XV, 264. 269. 306. 311. Грамота иерусалимской церкви Михаила у Аврамовича в памятниках 35. О времени ее Шафарик: Monumenta illyrica. Pragae 1839. Майков стр. 28. 238. Троношская летопись о Душане; «той нанесенния им (рагузянам) обиды или повеления от деда и отца загладил и паки свободное и волное, якоже кто хощет, исповедание да держит. Итак паки восприяли рагужане, но не вси, тогда римское исповедание». Гласник V, 68. О гонении на православие см. декаб. 2 прим. 13. 306 «Закон – поставляем в л. 6857 (1349) – мая 27 – честным сбором нашим с преосвященным господином отцом нашим патриархом Иоаникием и всеми архиереи и церковники». Законник издан у Раича (неполный) IV, 342–271 Шафариком: Pamatkii drevniho Pisemstvie w Praze 1851. До исследованию Шафарика законник дополняем был в 1354 г. Законник 1349 г. оканчивается 136 статьею, остальные 64 статьи принадлежат к дополнению 1354 г. Майков (стр. 36). Очень может быть, что и сочиняло его какое-нибудь духовное лице. 308 Известие в гласнике VI, 52.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Поэтому, иметь влияние на такого человека есть подвиг трудный; но блаж. Иоанникий умел ладить и с таким человеком. Своим влиянием на Душана он ограждал покой православия и вызывал его на дела благотворения для церкви. Так в 1348 году «благословением господина патриарха, кир Иоанникия и всего собора» дана была грамота Призренскому монастырю архангелов с дарованием множества земель. В том же году выдана была Душаном грамота для Иерусалимской церкви арх. Михаила, построенной к. Милютиным: этою грамотою к той церкви был приписан храм св. Николая Вранинского со всеми селами, угодиями и поселенцами. Это было посильною помощью православию после того, как Душан имел неосторожность отменить постановления отца и деда о православии в Рагузе, следствием чего было гонение на православие в республике. Православные иноки вынуждены были удалиться в Иерусалим; для них-то и оказывал теперь помощь Душан, выдав грамоту церкви арх. Михаила в Иерусалиме. Занимая до поступления своего в монахи должность королевского секретаря, блаж. Иоанникий и в сане архиерея как человек, хорошо знакомый с юридическими обычаями своей страны, участвовал в составлении Законника сербского и в 1349 г. утвердил его на церковном соборе. Церковь чтит св. Иоанникия, как сирот и вдов питателя, скорбных утешителя, прибегающих помощника и теплого заступника. Св. Иоанникий скончался, отправившись помирить двух рассорившихся королей – своего Душана и Венгерского короля. Душан поссорился с Венгерским королем и пригласил патриарха в Жидчу; патриарх поспешно прибыл, сильно хлопотал о потушении ссоры и от хлопот почувствовал себя сильно нездоровым. Его больного понесли в патриаршую обитель, и он на дороге скончался 8 сентября 1349 г., пробыв в сане патриарха три года с половиною, а в сане архиепископа около 8 лет. Мощи св. Иоанникия покоятся в печском храме, в прекрасной мраморной гробнице. Блаж. патр. Гавриил из дворянского сербского дома Раичей, был первосвятителем сербским в весьма тяжелое время. Сербские христиане тогда сильно страдали от своеволия турок.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Рейтинг изображения: 2 (51) , (2) . Описание: Левая створка диптиха Стернини. Maestro del dittico Sterbini, Madonna con Bambino e san Giuseppe, San Lorenzo, san Filippo e san Giovanni Battista, sec. XIV (1320 – 1349), tavola, cm 22 × 14. Fondazione Federico Zeri, Universita di Bologna. Entry number 4979. Museo Nazionale del Palazzo di Venezia, Roma (Lazio, Italia), inv. PV 10202. Файл 30513.jpg:   Размер: 673x899, 0.61 MPix, 312 Kb. Дата: 2017-11-30, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (60) , (1) . Описание: Богоматерь с Младенцем и святыми Агатой и Варфоломеем. Мастер диптиха Стербини. Первая половина XIV в. Дерево, темпера. 80х160 см. Museo Regionale, Messina (Sicilia, Italia) Файл 30514.jpg:   Размер: 1993x1050, 2.09 MPix, 675 Kb. Дата: 2017-11-30, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (90) , (1) . Описание: Диптих Стербини. Maestro del dittico Sterbini, Madonna con Bambino e san Giuseppe, San Lorenzo, san Filippo e san Giovanni Battista, sec. XIV (1320 - 1349), tavola, cm 22 х 14. Fondazione Federico Zeri, Universita di Bologna. Entry number 4979. Museo Nazionale del Palazzo di Venezia, Roma (Lazio, Italia), inv. PV 10202. Файл 30525.jpg:   Размер: 1165x740, 0.86 MPix, 309 Kb. Дата: 2017-12-03, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (81) , (1) . Описание: Мироточивая икона Коневской Божией Матери (1996). Храм Коневской иконы Божией Матери в п. Саперное (Приозерский район Ленинградской обл.). Файл 30526.jpg:   Размер: 1024x683, 0.7 MPix, 230 Kb. Дата: 2017-12-03, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (53) , (3) . Описание: Богоматерь Голубицкая. С предстоящей святой преподобной Анастасией. XVII в. Дерево, яичная темпера. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань. Файл 30527.jpg:   Размер: 834x1024, 0.85 MPix, 281 Kb. Дата: 2017-12-03, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (81) , (1) . Описание: Богоматерь Коневская [Голубицкая]. Прорись. 31 х 24 см. Внизу надпись: " Истинное изображение с самаго чудотворнаго образа Пресвятой Богородицы Коневския, который празднество бывает июля в 11 день написася 1825 года. "

http://pravicon.com/icon-169-photo

К. Единоличное правление И. К. (1347-1354) И. К. оказался в двусмысленной ситуации, т. к. после окончания гражданской войны в Византии зап. союз продолжал войну против Умура (погиб в бою в 1348) и под угрозой атаки латинян на К-поль Византия была вынуждена к ним присоединиться. В хрисовуле к папе Клименту VI от 22 сент. 1347 г. И. К. оправдывает свою прежнюю политику, утверждает, что якобы не искал союза с турками, но был к тому вынужден, одобряет планы крестового похода против турок и готов к нему присоединиться. Вернер ( Werner. 1966. S. 120) оценивает И. К. как опытного политического тактика, озабоченного «заключением византийско-тюркского союза против генуэзцев и османов», к-рый обещал Западу участие в коалиции против турок и при этом тайно сотрудничал с Умуром, ведя двойную игру. Наиболее острая проблема, вставшая перед И. К.,- снабжение столицы хлебом из Сев. Причерноморья. В целях безопасности гос-ва И. К. снизил ввозные пошлины на продовольствие и прекратил раздачу откупов генуэзцам, а осенью 1347 г. созвал на к-польском ипподроме народное собрание для одобрения новых налогов на строительство флота, к-рые подрывали его авторитет в народе. Начавшееся строительство флота спровоцировало нападение генуэзцев общины Галаты на верфи 15 авг. 1348 г. и вызвало «галатскую войну». 1 окт. 1348 г. И. К. вновь созвал народное собрание, чтобы получить одобрение «демоса» на продолжение строительства флота и войну с Генуей. Прямые обращения к народу свидетельствуют о том, что собственные ресурсы власти И. К. фактически исчерпал. В 1348 г. И. К. отправил посольство Георгия Спанопула и Николая Сигера в Авиньон к папскому двору для переговоров об унии Церквей, а в 1349 г. принял в К-поле 2 папских легатов, т. к. папская курия вместе с Венецией поддерживала усилия И. К. по ликвидации генуэзской монополии на торговлю в Причерноморье. «Галатская война» закончилась поражением визант. флота 5 марта 1349 г. и подтверждением всех торговых привилегий Генуи. Генуэзцы превратили Галату в неприступную крепость и фактически контролировали Золотой Рог.

http://pravenc.ru/text/471274.html

XI-ый век Год от сотворения мира 6538 (от P. X. 1030). Купчая келлии Феодула, игумена обители Пресвятой Богородицы Ксилургу. 6542 (1084). О продаже двух запустевших мест, принадлежащих монастырю Спасителя, так называемому Кацари, Христодулом, игуменом того же монастыря, господину Евфимию, игумену монастыря св. Трифона. 6556 (1048). Вознаграждение Иоанникия, игумена монастыря Ксилургу, обиженного Григорием монахом игуменом монастыря св. апостолов. 6565 (1057). Разрешение спора о границах между монстырем св. великомученика Пантелеймона Солунца и монастырем св. Никона. 6579 (1071). Тоже между монастырями Ксилургу и Скорпиона. XI-ro века века, но без означения года. Обмежевание места св. «Димитрий Фускулов» на полуострове Кассандрии, принадлежащего монастырю монастырю св. Пантелеймона, сделанное Иоанном Асикритом, царским нотарием и описчиком Округа Солунского. XII -й век 665 (1143). Опись имущества монастыря Ксилургу. 6677 (1169). Акт передачи монастыря св. Пантелеймона Солунца господину монаху Лаврентию, игумену монастыря Ксилургу, или русского, и его монахам. XIV -й век 6820 (1312). Подтвердительный хрисовул императора Андроника Палеолога на имения русского монастыря св. Пантелеймона вместо принадлежавших тому монастырю хрисовулов и других документов, пропавших в случившемся пожаре. 6855 (1347). Хрисовул Стефана, царя и самодержца Сербии и Романии, которым дарит русскому монастырю св. Пантелеймона несколько метохов. 6857 (1349). Хрисовул (на сербском языке) того же царя об определении Исаии игуменом русского монастыря св. Пантелеймона, об освобождении монастыря от стороннего влияния и о пожаловании ему метохов, денег, соли и проч. 6857 (1349). Хрисовул (на сербском языке) того же царя о дарствовании Русику некоторых доходов. 6862 (1354). Хрисовул греческого царя Иоанна Палеолога, который дарствуются русскому монастырю св. Пантелеймона разные угодия. 6871 (1363). Дело об отдаче монастырька Кацари во и владение честной и царской русской обители св. Пантелеимона. 6883 (1375).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Либерий, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1600. P. 49 (РГБ) Понтификат Л. совпал с правлением имп. Констанция II (337-361), проводившего проарианскую политику. Став в 353 г. единоличным правителем Римской империи, Констанций II стремился отменить Никейский Символ веры и окончательно осудить свт. Афанасия I Великого , еп. Александрийского. В ответ на письмо вост. епископов его предшественнику Юлию I (337-352) Л. созвал Собор в Риме (весна 353). На Соборе были зачитаны обвинительное послание против Афанасия, составленное вост. епископами, и соборное послание 24 епископов Египта, к-рые выступили в защиту Александрийского епископа. Осенью 353 г. по инициативе Л. состоялся Собор в Арелате (ныне Арль, Франция), на к-ром под давлением епископов-ариан Валента и Урсакия папские легаты Винцентий Капуанский и Марцелл, а также большинство присутствовавших епископов подписали осуждение свт. Афанасия. Св. Павлин , еп. Треверский (Трирский), отказавшийся последовать примеру остальных, был немедленно сослан во Фригию ( Sulp. Sev. Chron. II 39. 1-2; Hilar. Pict. Fragm. hist. I 6). Согласно Аммиану Марцеллину , «несмотря на приказ императора и вопреки уговорам, [Либерий] упорно отказывался [осудить Афанасия] и не раз громко заявлял, что считает величайшей несправедливостью осудить человека, не увидев и не выслушав его. Таким образом, он открыто сопротивлялся императорской воле» ( Amm. Marc. Res gest. XV 7. 9). В поисках поддержки Л. обратился к епископам Осию Кордубскому (Кордовскому) и Цецилиану Сполетийскому (Сполетскому), призвав их не следовать примеру Винцентия Капуанского (PL. 8. Col. 1349). В 354 г. понтифик направил к императору св. Луцифера , еп. Каралиса (ныне Кальяри), пресв. Панкратия и диак. Илария с просьбой созвать новый Собор, чтобы решить вопрос об исповедании веры ( Liberius. 1916. P. 89-93). Тогда же Л. обратился к св. Евсевию , еп. Верцелльскому, с просьбой поддержать Луцифера (PL. 8. Col. 1349-1351). Из других писем Л., адресованных Евсевию, следует, что епископ исполнил поручение папы, хотя и выразил сомнение в успехе ходатайства перед императором (Ibid. Col. 1355-1356). С просьбой оказать влияние на императора папа обратился также к Фортунату, еп. Аквилейскому.

http://pravenc.ru/text/2463649.html

Кантакузен вновь обратился за помощью к султану Орхану, но османы оказались способными лишь на то, чтобы по прибытии на фронт военных действий начать грабеж последних оставшихся населенных пунктов, а затем вернулись домой. В конце 1348 г. случилась новая беда. Желая возродить национальную торговлю, Кантакузен изменил таможенные пошлины, резко увеличив их размер для генуэзцев. Те, привыкшие к полной свободе «торгового маневра», возмутились, захватили район Галата и блокировали столицу с моря. Император Иоанн VI Кантакузен срочно вернулся из Дидимотиха, где проводил курс лечения, и построил 9 больших судов, дабы деблокировать Константинополь. 5 марта 1349 г. случилась битва царского флота с генуэзцами, закончившаяся наглядным поражением греков. Генуэзцы одержали победу и сохранили свои торговые привилегии. Правда, к чести Кантакузена, он вынес для себя урок и начал бороться с генуэзцами иными способами: увеличил пошлины на итальянские товары и снизил на отечественные. В скором времени казне удалось собрать некоторую сумму денег, на которые построили новый флот. При его помощи император вскоре вернул Римской империи Фокеи. Кроме того, ему удалось наконец-то захватить Фессалоники. В 1349 г. зилоты заявили о необходимости отдать город во власть Сербского короля, чем подорвали доверие к себе со стороны остальных горожан. В 1350 г. император вместе с юным Иоанном V Палеологом торжественно въехал в Фессалоники, а св. Григорий Палама занял свою кафедру 684 . Успех придал императору Иоанну VI Кантакузену уверенности и смелости. Пользуясь тем, что в то время Стефан Душан воевал в Боснии, василевс отправился с войском, значительную часть которого составляли турецкие наемники, в Македонию. Ему удалось освободить множество городов, причем зачастую без штурма и осады – греческое население встречало его как своего освободителя. Была возвращена Веррия, и даже Скопье признал над собой власть Византийского императора. Болгарский царь, не так давно требовавший от Душана голову Кантакузена, теперь униженно молил василевса о мире. А султан Орхан настоятельно рекомендовал императору Иоанну VI избавиться по турецкому обычаю от Иоанна V Палеолога, и даже прислал Кантакузену своего личного палача. Однако василевс отверг это предложение. Он по-прежнему относился с нежной привязанностью к сыну своего царственного друга и не стеснялся давать Палеологу самые ответственные и значимые поручения, много доверяя ему 685 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010