Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН КАНТАКУЗИН [греч. Ιωννης Καντακουζηνς] (ок. 1295-15.06.1383, Мистра, Пелопоннес), в монашестве Иоасаф (с 4 или 10 дек. 1354), византийский император (Иоанн VI Кантакузин; 26 окт. 1341-4 или 10 дек. 1354), гос. деятель, богослов, писатель (лит. псевдоним Христодул, Χριστδουλος). Отец И. К., возможно, также Иоанн, упомянут лишь в «Истории» И. К. ( Cantacus. Hist. Vol. 1. P. 85). В 21 год он получил должность наместника Пелопоннеса и занимал ее 8 лет до своей смерти. После смерти отца воспитанием И. К. занималась его мать Феодора Палеологина Ангелина Кантакузина, тетка Андроника Младшего (впосл. имп. Андроник III Палеолог ; 1328-1341). И. К. не только был двоюродным братом Андроника Младшего, своего сверстника, но и, как предполагает Ф. Дёльгер ( Dölger. 1938), совершил с молодым Андроником чин братотворения . И. К. женился на Ирине Асанине, дочери Андроника Палеолога Комнина Асана (наместник Мореи в 1316-1321 и Фракии в 1341-1343), сестре Мануила Комнина Рауля Асана. Тем самым И. К. породнился с могущественным кланом Асанов, родственников царей Болгарии. В браке родились сыновья Матфей (ок. 1325-1383 или 1391; соправитель И. К. в 1353-1357, деспот Мореи в 1361-1382), Мануил (ок. 1326-1381; деспот Мореи с 1349), Андроник (ок. 1334-1347); дочери Мария († после 1379; с 1339 замужем за правителем Эпира Никифором II Орсини), Феодора († после 1381; с 1346 замужем за эмиром Орханом), Елена (1333-1396; с 1347 замужем за визант. имп. Иоанном V Палеологом ). И. К. получил обычное для юношей имп. крови классическое образование при дворе имп. Андроника II Палеолога (1282-1328), воспитываясь вместе с буд. имп. Андроником III; наставником обоих юношей был сенатор Константин Палама, отец свт. Григория Паламы . Возможно, что свт. Григорий (род. в 1296) также обучался вместе с И. К.; если это так, то их учителем мог быть и Феодор Метохит . В любом случае И. К. и свт. Григорий Палама были знакомы с юности. Стиль исторического произведения И. К., написанного под псевдонимом Христодул, обнаруживает знакомство с греч. классикой, ограниченное популярными авторами: Аппианом, Плутархом, Еврипидом, Фукидидом, а также греч. мифами и пословицами. Правда, визант. историк Никифор Григора противоречит сам себе, отмечая то склонность И. К. к образованию, то его недостаточную образованность ( Niceph. Greg. Hist. Vol. 2. P. 919, 966). Тем не менее И. К. знал отлично «Историю» Фукидида, к-рый, вероятно, сильно повлиял на формирование его мировоззрения и политической культуры.

http://pravenc.ru/text/471274.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БИРГИТТА [лат. Birgitta, Brigida] (ок. 1302, Финстад, близ Уппсалы, Швеция - 23.07.1373, Рим), св. католич. Церкви (пам. 23 июля, 8 окт., в Швеции 7 окт.), основательница биргиттинского ордена . Род. в знатной семье лагмана (высшего должностного лица) обл. Уппланд Биргера Перссона, рано потеряла мать, воспитывалась в семье мачехи, влиятельной и благочестивой женщины. В детстве и юности Б. посещали мистические видения Девы Марии и Христа, страдающего на Кресте. В 1316 г. она вышла замуж за аристократа Ульфа Гудмарссона; была набожна, занималась благотворительностью и помогала больным. Родила 8 детей; одна из дочерей, католич. св. Екатерина († 1381, пам. 24 марта), стала ее последовательницей. В 1341-1343 гг. Б. вместе с супругом совершила паломничество в Испанию, в мон-рь Сантьяго-де-Компостелла . Ее муж после возвращения удалился в цистерцианский мон-рь Альвастра (Юж. Швеция). После его смерти (12 февр. 1344) Б. поселилась рядом с мон-рем, во время молитвы у нее были видения, к-рые она диктовала на швед. языке, а исповедник Б. и ее секретари (прежде всего богослов Петрус Олави, приор мон-ря Альвастра) записывали откровения на латыни. Св. Биргитта. Гравюра. ХХ в. Св. Биргитта. Гравюра. ХХ в. В одном из видений Б. услышала призыв основать монашеский орден. В 1346 г. она получила от кор. Магнуса Эриксона имение Вадстена на оз. Веттерн (Юж. Швеция), где был построен первый мон-рь биргиттинского ордена. Однако прошение об утверждении ордена было отклонено папой Климентом VI . В 1349 г. Б. отправилась в Рим, в 1367 г. папа Римский Урбан V одобрил учреждение нового ордена. В 1372-1373 гг. она вместе с сыном и дочерью совершила паломничество в Св. землю и на обратном пути скончалась в Риме. В 1374 г. мощи Б. (кроме одной руки) были перевезены в Швецию в основанный ею Вадстенский мон-рь и стали его реликвией. Часть мощей (видимо, рука) хранилась в биргиттинском мон-ре Мариендаль (в наст. время в черте г. Таллин, Эстония). По одной из легенд, царь Петр I (1689-1721) обменял их у папы Римского Климента XI на античную статую Венеры Таврической. Б. канонизирована папой Римским Бонифацием IX 7 окт. 1391 г.; решение о канонизации утверждено Констанцским Собором (1414-1418).

http://pravenc.ru/text/149213.html

В 1342 г. К. принял участие в поездке святогорских монахов к имп. Анне Савойской. Целью миссии монахов было примирение Анны с вел. доместиком Иоанном Кантакузином . Последний в ответ на враждебные действия против себя и своей семьи Алексея Апокавка и патриарха Иоанна XIV Калеки , боровшихся после смерти имп. Андроника III с вел. доместиком за регентство при легитимном наследнике Иоанне V, 26 окт. 1341 г. в Дидимотихе провозгласил себя императором ( Cantacus. Hist. 3. 34. T. 2. P. 209. 17-23; Γνης. 1980. Σ. 22; Δελικρη. 2004. Σ. 33). Не исключено, что именно благодаря этой миротворческой миссии К. позднее пользовался до определенного времени благоволением Иоанна Кантакузина, выразившимся, в частности, в возведении К. на Патриарший престол в 1350 г. (см.: Tinnefeld. 1986. S. 110-111). По возвращении на Афон К. принял участие в полемике с богомилами (1343-1345) и стал членом той группы афонских монахов, которые ратовали за изгнание еретиков со Св. Горы (см.: Rigo. 1989; в 1350 обвинения в мессалианстве были высказаны против самого К. в рамках процесса исихаста и ученика прп. Григория Синаита прота Нифонта Скорпия, к-рого К. неизменно защищал; см.: Hinterberger. 2004). В нач. 1345 г. К. вместе с неск. монахами попал в руки тур. пиратов, но в июне того же года был освобожден: собравшиеся в Карее представители афонского монашества приняли решение продать пришедший в полное запустение мон-рь (μονδριον) Каллиграфа и на вырученные средства выкупить пленников (Actes de Docheiariou/Ed. N. Oikonomidès. P., 1984. P. 195-196. (ArAth; 13); Мошин. 1946. С. 194; Γνης. 1980. Σ. 22; подробное описание этого происшествия на основе афонских документов см.: Pavlikianov. 2001. P. 71-73). Высказывалось мнение ( Леонид (Кавелин). 1871. Т. 1. С. 353. Примеч. 2; С. 358; см. также: Сырку. 1909. С. LXXXV), что после кончины прп. Григория Синаита (ок. 1346) К. стал епископом в одной из серб. епархий, созданных в Македонии серб. кор. Стефаном Душаном. Однако это маловероятно, поскольку Собор, созванный кор. Стефаном в Серрах в 1347 г., постановил, чтобы греч. архиереи удалились из захваченных сербами областей; на их место были поставлены епископы слав. происхождения ( Леонид (Кавелин). 1871. С. 353. Примеч. 2; см. также: Podskalsky. 2000. S. 411). Не исключено, что К. знал Стефана Душана лично и встречался с ним по крайней мере дважды: в янв. 1346 г., когда К. в качестве представителя Иверского мон-ря отправился за хрисовулом Стефана Душана для этой обители, и в 1349 г. на Соборе в Скопье, где К. присутствовал в качестве члена афонской делегации ( Мошин. 1946. С. 195).

http://pravenc.ru/text/1320095.html

По-прежнему лишенный необходимых средств, Л. предпринял 2-ю попытку бежать к Иоанну Кантакузину, на этот раз успешную. 21 мая 1346 г. патриарх венчал Иоанна вместе с супругой на царство в Адрианополе и тогда же принял участие в Соборе архиереев, поддерживавших Кантакузина, к-рые объявили о низложении К-польского патриарха Иоанна Калеки (RegPatr, N 2262). После победы в гражданской войне Иоанна Кантакузина (февр. 1347) Л. снова обрел покровительство визант. властей. Известны его подписи под томосом о низложении Иоанна Калеки от февр. 1347 г. и под синодальными актами мая и авг. 1347 г. в поддержку свт. Григория Паламы и нового К-польского патриарха Исидора I Вухира (RegPatr, N 2272, 2289). Император утвердил Л. на Иерусалимском престоле (RegPatr, N 2275) и отправил в Египет посольство во главе с Мануилом Сергопулом и Л. с просьбой к султану Насир ад-Дину Хасану о возвращении Л. на кафедру. Герасим тоже отправился в Каир, рассчитывая получить поддержку мамлюкских властей, однако по дороге скоропостижно скончался (окт. 1349), и Л. беспрепятственно занял Патриарший престол. В лит-ре фигурируют упоминания еще одного помимо Л. и Герасима Иерусалимского патриарха 40-х гг. XIV в.- Арсения. Его подпись вместе с подписями 3 палестинских епископов стоит под документом, датируемым нояб. 1344 г. Возможно, Арсений представлял одну из группировок иерусалимского клира, не признававшую ни Л., ни Герасима, пребывавших на тот момент в Византии. В авг. 1354 г. в Мамлюкском гос-ве началось одно из самых сильных гонений на христиан, инициированное эмиром Шейхуном, игравшим ключевую роль при султанском дворе. Были возобновлены традиц. бытовые ограничения для инаковерующих, конфискованы церковные земли, христиан увольняли с гос. службы, в ходе антихрист. беспорядков был разрушен ряд церквей. С этим гонением каким-то образом связан арест Л. Конкретные обвинения, предъявленные ему, в источниках не упоминаются. Патриарх был доставлен в Каир, где Шейхун, насколько можно судить по летописи Иоанна Кантакузина, склонял его к отречению от христианства. Не преуспев в этом, эмир приговорил патриарха к смерти. Султан настоял на замене смертной казни телесным наказанием, и Л. был подвергнут жестокому бичеванию, а затем брошен в тюрьму. В ходе военного переворота в июле/авг. 1357 г. Шейхун был убит, и гонение на христиан прекратилось. Л. освободили, вернули на кафедру, а осенью того же года отправили с султанским посольством в Византию. Известно, что вместе с К-польским патриархом свт. Каллистом I он присутствовал при отречении от трона сына Иоанна Кантакузина Матфея в дек. 1357 г. в Эпибатах, близ Силиврии (RegPatr, N 2403). Возможно, после этого Л. остался в столице империи на неск. лет либо посетил ее еще раз, о чем свидетельствует упоминание об участии Иерусалимского патриарха в церковном Соборе, проходившем в К-поле в 1361 г. (RegPatr, N 2432).

http://pravenc.ru/text/2462525.html

короля и их полномочия как выборщиков. «Рейнское соглашение курфюрстов» (Rhenser Kurverein) от 16 июля 1338 г. провозглашало также ненужность папской апробации выборов. В добавление к этому Людвиг издал имп. закон «Licet iuris» (4 авг. 1338, Франкфурт), подтверждавший выработанный курфюрстами текст и то, что избранный король является также и императором и получает сан от Бога, а не от папы, папа проводит церемонию коронации, но не имеет права апробации. В имп. мандате «Fidem catholicam» от 6 авг. 1338 г. Людвиг провозглашал, что всегда придерживался истинной католич. веры, доказывал легитимность своей власти, объявлял папское отлучение недействительным и запрещал повиноваться интердикту. Эти документы в дальнейшем использовались курфюрстами и королями для отклонения папских притязаний и стали частью имперского права. В 1342 г. Людвиг отнял Тироль у Люксембургов, что вызвало новое обострение конфликта с Виттельсбахами и Люксембургами, к-рые были поддержаны папой. В ходе этой борьбы в 1346 г. часть курфюрстов во главе с Балдуином, архиеп. Трирским, и при поддержке папы Климента VI избрали антикороля Карла, маркграфа Моравского, сына чеш. кор. Иоанна. В разгар противостояния Людвиг Баварский умер (11 окт. 1347). Правление Карла IV Люксембурга (1346/49-1378, маркграф и король Чехии с 1346, император c 1355, король Бургундии с 1365) стало временем укрепления централизованной власти в Г. Карл добился примирения с папой и заключил союз с франц. королем. Ему удалось обеспечить переход трона к сыну. Противники Карла Виттельсбахи избрали антикоролем гр. Гюнтера фон Шварцбурга (янв.-май 1349), однако после его смерти Карлу IV удалось быстро достичь с ними соглашения (1350). Карл IV проводил политику укрепления династических владений, королевства Чехии, и сделал Прагу своей резиденцией, отстроил Новый город и основал Пражский ун-т (1348), первый в империи к северу от Альп, покровительствовал науке и искусству. Во время похода в Италию в 1354-1355 гг. Карл короновался итал. короной в Милане и имп.

http://pravenc.ru/text/164803.html

Кувуклия в храме Гроба Господня Кувуклия в храме Гроба Господня Крупнейшей фигурой в истории ИПЦ XIV в. был патриарх Лазарь (ранее 1340-ок.1342; 1349-1368). Избранный на Патриаршество ок. 1334 г. палестинским духовенством, он прибыл в К-поль для утверждения и офиц. посвящения в сан. Соперник Лазаря Герасим, также прибывший в столицу Византии, выдвинул против него обвинения, для расследования к-рых в Иерусалим было направлено посольство. Разбирательство затянулось; тем временем имп. Андроник III скончался (1341), и в Византии вспыхнула гражданская война между Иоанном V Палеологом и Иоанном VI Кантакузином. Лазарь оказался вовлечен в эти события на стороне Кантакузина: в мае 1346 г. патриарх венчал Иоанна VI на царство. После этого К-польский патриарх Иоанн XIV Калека, сторонник Палеолога, низложил Лазаря и возвел на его место Герасима, отбывшего в Иерусалим. С победой в войне Кантакузина (февр. 1347) визант. правительство направило посольство к егип. султану с просьбой о восстановлении Лазаря на престоле. Патриарх Герасим, рассчитывая привлечь на свою сторону мамлюкские власти, прибыл в Каир, но скоропостижно скончался, и вопрос о возвращении Лазаря разрешился сам собой (осень 1349). В 1354 г., во время гонения на православных в мамлюкском гос-ве, патриарх Лазарь был доставлен в Каир, где его бросили в темницу и подвергали побоям, а затем, вероятно, долго не позволяли вернуться в Палестину. Еще одну волну репрессий христиане пережили после нападения на Александрию кипрского короля в окт. 1365 г. К осени 1366 г. гонение прекратилось, в т. ч. и благодаря дипломатическому вмешательству визант. имп. Иоанна V Палеолога. Патриарх Лазарь был отпущен в К-поль в составе мамлюкского посольства. Подписи патриарха Лазаря стоят под неск. синодальными актами К-польской Церкви 1367-1368 гг. ( Максим Симский. 1904. С. 34-35; Муравьев. 1844. Ч. 2. С. 244-248; Nasrallah. Histoire. Т. 3/2. P. 68-69). Патриарх Дорофей I (до 1377/78 - между 1405 и до 1419) был одним из образованных людей своей эпохи. Сохранилось неск. переписанных им греч. рукописей с грекоязычными колофонами, один из к-рых продублирован им же по-арабски. После Дорофея Патриарший престол унаследовал его сын Феофил II (до 1419 - ок. 1424), что говорит о сложении в палестинской правосл. среде теократических династий, подобных тем, что существовали у несториан, маронитов и православных Антиохийского Патриархата (Описание св. мест безымянного. 1890. С. III-XI). Известен араб. колофон некоего Джурджиса аль-Кудси (т. е. Георгия Иерусалимца), который называет себя племянником патриарха Феофила, что дает основание считать Дорофея и Феофила эллинизированными арабами.

http://pravenc.ru/text/293788.html

При обители периодически действовали испосницы Пресв. Богородицы, св. прор. Илии (XV-XVI вв.), 4 испосницы св. Гавриила Лесновского (в одной из них, испоснице Облов-Врв, были обретены его мощи), арх. Михаила (XIV в.) и скиты - Вознесенский, св. бессребреников Космы и Дамиана и вмч. Димитрия. Лит.: В. Преглед црквених споменика кроз повесницу српског народа. Београд, 1950. С. 169-173; О. Цркве и манастири на noдpyчjy nampujapшuje до 1683. г. Београд, 1984. С. 123-127; М. Enuckonuje и мumponoлuje Српске цркве у веку. Београд, 1985. С. 123-127; Српски jepapcu. С. 20, 224, 240, 497; Поп-Атанасов Велев И., М. Скрипторски центри во средновековна Makeдohuja. Ckonje, 1997. С. 145-170. Н. В. Радосавлевич Архитектура и росписи Ц. архангелов Михаила и Гавриила относится к крестово-купольному типу, сложена из тесаного камня (1341). Трехчастный алтарь оканчивается полуциркульной внутрицентральной апсидой, которая снаружи имеет 6-гранную форму; 2 боковые апсиды полукруглые, соответствуют диаконнику и жертвеннику. Купол опирается на 4 столба. В 1349 г. к наосу был пристроен притвор с куполом, в 1558 г. еще один притвор с 2-скатной крышей. Росписи наоса ц. архангелов Михаила и Гавриила, вероятно, были начаты в 1341 и закончены в 1346/48 гг. (годы, когда Йован Оливер носил титул севастократора); росписи притвора датируются 1349 г. Христос Пантократор. Роспись ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1346–1348 гг. Христос Пантократор. Роспись ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1346–1348 гг. Христос Архиерей. Роспись ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1346–1348 гг. В скуфье купола храма помещен образ Христа Пантократора. Медальон, внутри к-рого находится оплечное изображение Христа, окружен лучистым сиянием, напоминая об образе Христа «Солнца Правды», который используется в песнопениях (тропарях) праздников Рождества Христова и Сретения. Медальон с изображением Христа несут, поднимая вверх, 8 ангелов. Ниже расположена композиция «Небесная литургия»: 10 ангелов в диаконских одеждах с богослужебными сосудами, тканями и свечами в руках образуют процессию, в которой также участвуют другие небесные силы: серафимы, тетраморфы и престолы.

http://pravenc.ru/text/2463597.html

454 Грамота призренскому монастырю в Гласнике XV: 264, 269, 306, 311. Грамота иерусалимской церкви Михаила у Аврамовича в Памятниках 35. О времени её Шафарик: Monumenta illyrica. Pragæ 1839. Майков стр. 28, 238. Троношская летопись о Душане: «той нанесенния им (рагузянам) обиды или повеления от деда и отца загладил и паки свободное и волное, якоже кто хощет, исповедание да держит. Итак паки восприяли рагужане, но не вси, тогда римское исповедание». Гласник V, 68. О гонении на православие см. декаб. 2 прим. 8. 455 «Закон – поставляем в л. 6857 (1349) – мая 27 – честным сбором нашим с преосвященным господином отцем нашим патриархом Иоанникием и всеми архиереи и церковники». Законник издан у Раича (неполный) IV, 342–271 Шафариком: Pamatkii drevniho Pisemstwie, w Praze 1851. По исследованию Шафарика законник дополняем был в 1354 г.; законник 1349 г. оканчивался 136 статьёю; остальные 64 статьи принадлежат к дополнению 1354 г. Майков (стр. 36): очень может быть, что и сочиняло его какое-нибудь духовное лицо. 457 Известие в Гласнике VI, 42. Законник утверждён в мае 1349 г. (Прим. 51). Но в том же 1349 г. ц. Душан уже при патр. Савве утверждает земли за храмом введения (Аврамовича Памят. 12 Григоровича стр. 49, 50). По древнему уставу «сент. 3 пристависе прьвы патриархь Иоанникие» (Гласник XI, 193). Итак, блаж. Иоанникий скончался сент. 3, 1349 г. После того ясно, что св. Иоанникий был в сане патриаршем три года с половиною и в сане архиепископа около восьми лет; а в сербских поздних заметках (Гласник VI, 42; XI, 161) несправедливо сказано, будто святительствовал он 16 лет. После того не можем ничего сказать о том, что будто п. Иннокентий в 1354 г. писал к ц. Душану и к патр. Иоанникию об унии, о чём говорит Дюканж. Мощи св. Иоанникия покоятся в печском храме, в прекрасной мраморной гробнице. Зап. геогр общ. XIII, 174. 458 Переводим текст по изданию Раича IV, 243. Церковные статьи законника разсмотрены при пособии грамот Крестичем, в Гласнике XI, 204–261. Шафариково сравнение законника с чешскими и другими юридическими обычаями – в Чтен. общ. ист. 1846 г. и в Гласнике II, 97–155.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

334 Грамота Призренскому монастырю в: Гласник (Кн. 15). О времени написания грамоты Иерусалмской церкви см. в: Safarik. Monumenta Illyrica (Monuments of Old Southern Slavic Literature). Prague, 1839; Майков А . А . История сербского языка. Тро- ношская летопись о Душане: «той нанесенныя им (рагузянам) обиды и повеления от деда и отца загладил и паки свободное и волное, якоже кто хощет, исповедание да держит. Итак паки воспияли рагужане, но не вси, тогда Римское исповедание» (Гласник. Кн. 5). 335 «Закон – поставляем в л. 6857 (1349) мая 27 – честным собором нашим с преосвященным господином отцем нашим патриархом Иоанникием и всеми архиереи и церковники». Законник издан в: Раич. История разных славенских народов. Ч. 4; Safarik. Pamatky drevniho pisemnictvi. По исследованию Шафарика, Законник дополняем был в 1354 г. Законник 1349 г. оканчивается 136 статьей, остальные 64 статьи принадлежат к дополнению 1354 г. Очень может быть, что и сочиняло его какое-нибудь духовное лицо. 337 Гласник. Кн. 6. Законник утвержден в 1349 г, но в том же 1349 г. царь Душан уже при патр. Савве утверждает земли за храмом Введения (Григорович В. Очерк путешествия). По древнему уставу: «сент. 3 престависе прьвы патриарх Иоанникие» (Гласник. Кн. 11). Итак, блаж. Иоанникий был в сане патриаршем три года с половиною и в сане архиепископа около семи лет, а в сербских поздних заметках (Гласник. Кн. 6, 11) несправделиво сказано, будто святительствовал он 16 лет. Мощи свт. Иоанникия покоятся в Печском храме, в прекрасной мраморной гробнице (Записки географического общества. Т. XIII). 339 Выражение списка 1390 г.: «кто не имать бащины» в списке 1701 г. пояснено словом «сирота». Кто не имел батяковщины, т.е. родовой и наследственной собственности, назывался сиротою. Другой закон: «сирота горшечник – свободен, как и поп», т. е. если горшечник не имеет родовой земли, где бы мог добывать глину, то он свободен от повинности за ремесло, как и священник. 340 Так по изданию Шафарика (Safarik. Pamatky drevniho pisemnictvi) – у Раича смысл закона довольно сильно изменен. Грамота 1348 г. Призренскому монастырю: «быть только игуменству и общему житию. Игумен сидит на соборе за одним столом с игуменами св. Стефана (Банским), Пантократора (Дечанским) и Забродским.Игумен ставится не иначе, как из киновии, кого изберут патриарх и царь с согласия монастырской братии; если же не найдется способный, взять из Хиландаря. Игумен не сменяется, разве по великой вине… Когда приходит (на праздник) в монастырь патриарх, дарится ему конь, и когда ставит игумена, также дарится конь. Игумен не имеет права ни отдать (монастырское), ни сделать что-либо подобное, без согласия эконома и экклесиарха. Хранитель хлеба и вина выдает, как установил святый король (Милютин) в Банске, для всех одинаково хлеб, в среду, пятницу и понедельник раз в день, вино поутру и вечером; в пост каждый день однажды кроме субботы и воскресенья; трапеза – всегда» (Гласник. Кн. 15).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В результате войн Стефана Уроша Милютина, Стефана Дечанского и Стефана Душана в Сербское королевство вошел ряд епархий Охридской архиепископии и Константинопольского Патриархата. От Охрида была отторгнута Скопская митрополия, которая перешла под власть Сербского архиепископа. В 1346 году король Сербии Стефан Душан Сильный при участии Тырновского патриарха Симеона и Охридского архиепископа созвал в Скопье церковный Собор, на котором Сербская Церковь была возведена в ранг Патриархии, а патриархом стал Иоаким (1338–1346, 1346–1354). Как и царь, патриарх получил титул «Патриарх сербов и греков». Были образованы новые епархии (например Лесновская). Отдельные епархии (Скопийская, Призренская, Рашская, Зетская) были тогда же переименованы в митрополии. Судя по Законнику, митрополии стремились организовывать по византийскому образцу: известно о наличии степени экзарха, который, согласно Законнику, не мог быть мирянином . Согласно Законнику, царь имел известную власть над Церковью и церковным имуществом, однако она была законодательно ограничена . Стефан Душан стремился привести все епархии, оказавшиеся под его властью, под юрисдикцию патриарха Иоакима и изгнал греческих иерархов из своего царства в 1349 году. Это вызвало протесты Константинопольского патриарха Каллиста, который в 1352 году предал анафеме и царя, и патриарха Иоанникия . И только в 1374/1375 году анафема была снята усилиями святого князя Лазаря с непременным условием: если сербы окрепнут и овладеют опять греческими областями, они не переменят митрополитов, как и повелевают Соборные правила . После смерти царя Уроша в 1371 году в течение последующих 80 лет Сербский Патриархат был носителем духовного единства сербов в эпоху распада сербской государственности и турецких нашествий. От этих нашествий тяжко пострадала Сербская Церковь. Вначале Сербский патриарх был вынужден покинуть Печ, а после гибели Сербской деспотовины в 1459 году Сербский Патриархат был временно упразднен . Он возродился только в 1557 году при патриархе Иоанникии (Соколовиче) благодаря усилиям его брата – потурченца Мехмеда Соколовича, великого визиря Порты.

http://pravoslavie.ru/33796.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010