18) Епархия нишская. Область нишская (или по реке – нишавская) в значительнейшей части своей принадлежала сербам еще со времени Стефана Немани, но самый город Ниш был завоеван ими у болгар только в позднейшее время, не ранее правления Стефана Дечанского. Вместе с этим завоеванием и постоянно существовавшая здесь у болгар епископская кафедра перешла из-под ведения патриарха болгарского в ведение архиепископа сербского (что город Ниш был завоеван сербами у болгар не ранее Стефана Дечанского, это видно из того, что в хризовулах Милутина даже и относящихся к последним годам правления еще не упоминается епархии нишской). III. Сербский патриархат. 1346–1766 История учреждения сербского патриархата весьма коротка и проста. Стефан Душан, задумав принять титул царя или императора, решил вместе с тем переименовать в патриархи и своего архиепископа. Это он и сделал единственно своей собственной властью, не только не предпринимав по сему поводу каких-нибудь сношений с патриархами греческими, но и не побоявшись привлечь на себя, из-за некоторых привходивших обстоятельств, церковное отлучение патриарха константинопольского. Точной хронологической даты события в сербских известиях, по обычаю, нет; но так как оно вообще имело место непосредственно пред принятием царского венца самим королем, то должно быть относимо или к концу 1345 или к началу 1346 г. (потому что Душан короновался царским венцом 16 апреля 1346 г., Родосл., запись в Истории сербского языка Майкова стр. 239 fin.). 1. Ряд патриархов 1) Иоанникий, на котором остановились мы выше в перечислении архиепископов. Был возведен в патриархи на 9-м году своего правления; всего сидел на престоле 16 лет 8 месяцев и умер 3 сентября 1364 года 2) Савва 4-й. Был поставлен на место Иоанникия в ноябре – декабре того же 1364 года; правил 20 лет и 6 месяцев и умер 29 апреля 1376 года (год смерти этого патриарха, как мы говорили выше, после приблизительных расчислений от начала правления архиепископа Иакова точным образом определяется при помощи того указания, что он умер 29 апреля в антипасху или Фомино воскресенье, – Фомино воскресенье 29 и Пасха 22 апреля были именно в сем 1375 году).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В связи с усилением позиц ии Иоанна Кантакузина и смертью дуки Апокавка (11 июня 1345) Анна стала понимать ошибочность поддержки патриарха в его антипаламитской деятельности и пожелала получить более полное представление о содержании полемики. Для этого помимо 2 «Догматических трактатов» Филофея Коккина (не изданы), «Истории вкратце...» Дисипата и «книги материалов» (bibl ion) Иоанна Калеки (Philotheus. Encomium//PG. 151. Col. 612; отрывки из нее в томосе 1347 г .) она обратилась к написанным по ее просьбе посланию Г. П. «Державнейшей и благочестивейшей владычице Палеологине» (янв. 1346 ) и «Исповеданию к владычице» Акиндина. После коронации Иоанна Кантакузина 21 мая 1346 г . патриархом Иерусалимским Лазарем , так и не получившим утверждения от императора после избрания еще при Андронике III и оставшимся после смерти последнего верным Кантакузину, состоялся Собор в Адрианополе, к-рый низложил Иоанна Калеку за хиротонию Акиндина и его соратников. В сент. 1346 г . в Константинополе императрице было подано прошение за подписью 6 митрополитов и архиепископа, в к-ром содержалось требование суда над патриархом (текст: PG. 151. Col. 767–770). Патриарх, пытаясь оправдаться в глазах императрицы, разорвал общение с Акиндином. Но 2 февр. 1347 г ., когда Иоанн Кантакузин был уже рядом с Константинополем, Анна созвала Собор, к-рый, рассмотрев «книгу материалов» Иоанна Калеки против Г. П., низложил патриарха, осудил всех противников Г. П. и их писания, а Г. П. реабилитировал (события этого Собора изложены в томосе, обнародованном 8 февр. 1347). Вечером того же дн я Иоанн Кантакузин вошел в столицу. После длительных собеседований с императрицей Г. П. и Андроник Асень были посланы к Иоанну Кантакузину для переговоров, результатом которых явилось восстановление мира: Иоанн VI Кантакузин встал во главе государства, а Иоанн V Палеолог стал его соправителем . В результате состоявшегося 8 февр. 1347 г . под председательством императора Иоанна Кантакузина и императрицы Анны Собора был обнародован новый томос, подтверждавший соборный томос 1341 г . и подводивший Иоанна Калеку под осуждение, которому подвергся в июне 1341 г . Варлаам . В отношении Акиндина подтверждался приговор июльского Собора 1341 г .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205969...

На протяжении 1345–1346 гг. продолжалась упорная скрытая борьба – во-первых, между патриархом и царицей, а, во-вторых, среди самих антипаламитов и противников Кантакузена (что тогда воспринималось как одно и то же), понявших, что развязка гражданской войны уже близка. Теперь императрица Анна Савойская решила полностью изменить свою игру, но прежде основательно подготовиться к главным событиям. Ей очень хотелось низложить патриарха Иоанна Калеку, ответственного за многие преступления перед Церковью и Римским государством. Воспользовавшись тем, что в январе 1346 г. Афонские монахи прислали ей два трактата, написанных св. Филофеем против Григория Акиндина, она запросила подборку посланий от св. Григория Паламы на эту же тему. Акиндин был максимально лоялен по отношению к императрице и старался оправдаться от «клеветы» на себя. «Если кто-то другой попросил бы у меня доказательство нашего благочестия, я бы его направил к моей матери, к Церкви, соответственно с божественными законами, и сказал бы ему: «Если ты горячо любишь нашу Церковь , то у нее ищи свидетельство и исповедание нашего благочестия». Но раз твоя владычная, святая и благочестивейшая царственность приказывает мне это, приняв некоторые подозрения относительно меня из-за клеветы некоторых людей (ведь я отказался следовать их общеизвестному пустословию, и ими на меня воздвигается клевета, будто я мыслю то, что на самом деле исповедуют они), то я исповедую так же, как мыслит и исповедует Святая Божия Церковь » 706 . Императрица передала материалы своему духовнику Давиду Дисипату , ученику св. Григория Синаита , дабы тот вынес окончательную оценку, не сомневаясь в его итоговом заключении. Поняв, что задумала царица, патриарх предпринял срочную попытку примириться со святителем, надеясь таким путем приобрести утраченный авторитет в глазах Кантакузена и Анны Савойской. Но Калека уже не был интересен ни Кантакузену, что вполне естественно, ни царице. А после неудачных переговоров с Паламой и резким охлаждением к нему царского двора число сторонников патриарха начало таять, как снег. Шесть епископов из числа ближнего окружения столичного архиерея, неожиданно сосланных им на покой, в сентябре 1346 г. подали императрице Анне Савойской прошение о проведении церковного суда над Константинопольским патриархом. Епископы обвиняли того в симонии, святотатстве и ереси, а также в том, что архиерей рукополагал в священники осужденных еретиков – очевидный намек на Григория Акиндина. В перечне обвинений значилась также торговля вакантными епископскими кафедрами, игуменствами, церковной утварью и пристрастное решение дел, когда по одному и тому же вопросу Калека принимал различные акты.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В течение 1342-1347 гг. состоялось неск. антипаламитских Соборов, однако все акты были впосл. уничтожены. Свидетельства о них см.: RegPatr, N 2233 (июнь-сент. 1342), 2239 (февр.-март 1343), 2249 (4 нояб. 1344, осуждение и отлучение свт. Григория Паламы), 2252 (нояб. 1344, 1-е послание патриарха с осуждением свт. Григория), 2253 (нояб. 1344, патриарший томос, содержащий интерпретацию томоса 1341 г.), 2260 (лето 1345, новое послание патриарха с объяснением томоса 1341 г.), 2265 (кон. янв.- 2 февр. 1347, отлучение и анафематствование свт. Григория Паламы и его сторонников, прекративших поминать патриарха; отнесение протопр. Иоанном Мейендорфом ( Мейендорф. 1997. С. 96. Примеч. 68) этого события к 1344 ошибочно), 2268 (нач. февр. 1347, отлучение и анафематствование сторонников свт. Григория Паламы, пытающихся перетолковать решения томоса 1341 г.). В сент. 1346 г. состоялся Собор при участии 6 архиереев (RegPatr, N 2263) в поддержку свт. Григория Паламы, по итогам к-рого было принято донесение императрице с обвинениями патриарха Иоанна Калеки в симонии и в «варлаамизме». 23 окт. 1346 г. группа из 7 епископов (еще 3 подписи добавлены позднее) подписала заявление о поддержке томоса 1341 г. (RegPatr, N 2264). Собор 1347 г. После обвинения Собором, состоявшимся в сент. 1346 г., Иоанн Калека, пытаясь оправдаться в глазах императрицы, разорвал общение с Акиндином. Но 2 февр. 1347 г., когда Иоанн Кантакузин был уже рядом с К-полем, имп. Анна созвала Собор, к-рый, рассмотрев «книгу материалов» Иоанна Калеки против свт. Григория Паламы, низложил патриарха, осудил всех противников святителя и их писания, а свт. Григория реабилитировал (события этого Собора изложены в томосе, обнародованном 8 февр. 1347). Вечером того же дня Иоанн Кантакузин вошел в К-поль. После длительных собеседований с императрицей свт. Григорий Палама и Андроник Асень были посланы к Иоанну Кантакузину для переговоров, результатом которых явилось восстановление мира: имп. Иоанн VI Кантакузин встал во главе гос-ва, а имп. Иоанн V Палеолог стал его соправителем ( Cantacus. Hist. 3. 99-100).

http://pravenc.ru/text/2057126.html

(XIV в.), свт. (пам. 27 нояб., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Ростовский. Источники содержат существенные расхождения в сведениях о времени служения святого. В летописях И. упоминается только в списке ростовских архиереев, к-рый в сводах 2-й пол. XV в. сопровождает известие 1396 г. о поставлении ростовского еп. св. Григория . Здесь перечень епископов читается в таком порядке: «Антоний, Иаков, Иван, Гаврила». В списке налицо ошибка, т. к. Гавриил был поставлен на кафедру в 1336 г., сразу после смерти Ростовского еп. св. Антония (1329-1336), в 1346 г. Гавриил оставил кафедру (или был смещен с нее), и в том же году Ростовским епископом стал Иоанн (1346-1356). Однако ясно, что составители перечня относили пребывание И. на Ростовской кафедре ко времени до 1346 г. Более достоверным представляется сообщение, содержащееся в службе и в Житии святителя, о том, что он был назначен на Ростовскую епархию после кончины еп. Матфея Гречина, управлявшего епархией с ок. 1381 до зимы 1384/85 г. (см. ниже). Вероятно, И. был поставлен митр. Пименом в период между поездками в К-поль, т. е. между июлем 1388 и нач. 1389 г. Когда митр. св. Киприан в 1390 г. приехал в Москву, Ростовскую кафедру уже занимал свт. Феодор . Важно отметить, что в перечне Ростовских епископов в Новгородской IV летописи (составлен в 1-й пол. XV в.) за Матфеем Гречином следует свт. Феодор, тот же перечень читается в Типографской летописи - ростовском владычном своде 2-й пол. XV в. В печатных Святцах 1646 г. в качестве даты кончины И. впервые был указан 6900 (1391/92) г. (Л. 89 об.), что повлияло на последующую церковную историографию. Очевидно, что составителям Святцев дата смерти святого была неизвестна (по-видимому, она недописана). В созданном в нач. XVIII в. «Летописце о ростовских архиереях» сообщается, что И. был хиротонисан во епископа Ростовского в 1386 г., через 3 года изгнан и скончался 27 нояб. 1392 г. в основанной им обители (очевидно, в ростовском Спасо-Иаковлевском Димитриевом монастыре ), где его мощи покоятся под спудом.

http://pravenc.ru/text/200159.html

С 1219 до 1346 гг. Предстоятель Сербской Церкви носил сан Архиепископа. В 1346 г. по инициативе сербского короля Стефана Душана был созван Церковный Собор в г. Скопье, на котором Сербская Церковь была возведена в ранг Патриархии. Отдельные епархии переименовались в митрополии. Первым Сербским Патриархом стал Иоанникий II (1346 – 1354). Его резиденция находилась в г. Пече, отсюда за Сербской Церковью закрепилось название Печской Патриархии. Константинопольский Патриарх Каллист решительно не признал Сербского Патриарха и наложил на Сербскую Церковь анафему. Только в 1374 г., благодаря настоянию сербского монаха с Афона Исаии, анафема была снята. 8.2. Церковь в Османской империи и в восстановленной Сербии (вторая половина XV – XIX вв.) Уже в правление сына Душана, царя Уроша, держава Неманичей фактически распадается на ряд самостоятельных владений (Эпир, Македония. Зета и др.). Ослаблением Сербского царства воспользовались турки-османы, появившиеся на Балканах во второй половине XIV в. В 1389 г. произошла битва на Косовом поле между сербами и турками. Для сербов она послужила роковым событием. Поражение в этой битве было началом падения Сербского царства. Окончательно Сербия потеряла независимость в 1459 г. В политическом отношении она надолго попала под власть Османской империи. Православные верующие подверглись тем же притеснениям, характерным и для других территорий Османской Порты. В 1463 г. была упразднена Печская патриархия – она стала подчиняться архиепископу Охридскому (Болгарская Церковь ). Восстановление Патриархии произошло лишь в 1557 г., когда патриархом был избран сербский монах Хиландарского монастыря Макарий (Соколович) (1557 – 1571, ум. 1574). Турки не забывали напоминать сербам, что они и по языку, и по религии стоят безмерно ниже завоевателей. Православные сербы обязаны были платить, помимо джизии и хараджа, ряд других налогов, 100 дней в году работать на османского пашу. Янычары также беспощадно грабили православное население, отнимали у христиан жен и дочерей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Διθετε μεγλη βιβλιοθκη με πολλ βιβλα και χειργραφα. Τα πιο σπουδαα ταν να πολτιμο ευαγγλιο απ τα ργα του Χρυσοστμου και το αρχαο χειργραφο του Αριστοτλη το οποο μεταφρθηκε με παρνομο τρπο στο Παρσι. Το 1971 γινε η ανιστρηση της νας Μονς στο χωρι Μακρυντσα Σιδηροκστρου Σερρν. λλες ιστορικς Μονς του Πντου στα ανατολικ εναι η Παναγα των Βρχων, του Αγου Ιωννου του Προδρμου, η Μον των Διακνων, εν στα δυτικ εναι τα Μοναστρια της Αγας Βαρβρας. Μον Θεοσκπαστου-Kizlar Manastir Η Μον Θεοσκεπστου, βρσκεται στην δυτικ πλαγα του Μιθρου ρους, ταν το μοναδικ γυναικεο μοναστρι στην επικρτεια των Μεγλοκομνηνν. Ιδρθηκε το 1340 απ την Ειρνη την Παλαιολογνα, χρα του αυτοκρτορα Βασιλεου και μητρα του Αλξιου Γ Κομνηνο. Στην εκκλησα της μονς, βρσκονταν οι τφοι του δεσπτου Ανδρνικου (1376), και του Μανουλ Γ Κομνηνο (1417). Μετ την ανακανιση του 1843, η Θεοσκπαστος παρμεινε γυναικεα μον μχρι το 1922. Τρα εναι μνο ερεπια, αφο προηγουμνως μετατρπηκε σε στβλο. Νας Αγου Ευγενου – Τραπεζοντα Χτισμνος σε απσταση 200 μ. ανατολικ της ακρπολης της Τραπεζοντας. Πρκειται για το να του πολιοχου της Τραπεζοντας, που ταν μοιραο να καταστραφε δυο φορς πριν απ την λωση της πλεως, το 1220 απ τους Τορκους και το 1340 κατ την διρκεια μιας στσεως. Στο να μαρτυρεται τι ρθε και προσκνησε ο Ιωννης ο Βουλγαροκτνος και αργτερα στφθηκε αυτοκρτορας ο Αλξιος Γ’ Κομνηνς (1349-1390). Ο νας μετ την λωση μετατρπηκε σε μουσουλμανικ τμενος, αλλ μχρι το 1920 διατηρονταν τοιχογραφες, ανμεσα στις οποες ο Fallmerayer παλαιτερα εχε διακρνει τις προσωπογραφες των αυτοκρατρων της Τραπεζοντας Αλεξου Α 1204 – 1222 και Αλεξου Γ’ 1349-1390. Οι τοιχογραφες αυτς ευρσκονταν στο εξωτερικ του ναο. Σμερα λειτουργε ως τζαμ. Νας Αγας Σοφας 13ος αινας Τραπεζοντα Απ τα παρλια Δυτικ της Τραπεζοντας η Αγια Σοφα δεσπζει πνω σ’ να ψωμα, πνω απ την θλασσα. Η εκκλησα κτστηκε πνω, δπλα σε αρχαο να. Χτστηκε απ τον Μανουλ Α’ 1238-1263 με πρτυπο την Αγα Σοφα Κωνσταντινοπολης και διακοσμεται με θαυμσιες τοιχογραφες και μωσακ, εξαιρετικ δεγματα τχνης της εποχς του.

http://gr.pravoslavie.ru/131205.html

Ибо Они не разделяются ни временем, ни образом, ни силой, но взаимно проникают друг друга без всякого смешения и слияния. Ибо Слово и Дух Святой суть Силы Отца, поэтому один Бог. Но даже если Они - Силы, то отнюдь не безипостасные. Ибо Каждая является совершенной Ипостасью, дабы Божественная природа не была составленной из сущности и сил. Поэтому Каждый из Них, рассматриваемый по отдельности, есть совершенный Бог, совершенная Ипостась. И Три [Ипостаси], мыслимые друг с другом и друг в друге, суть единый Бог. Это совершенно необычно и подобает только Богу» (De rect. sent.//PG. 94. Col. 1421AB). Учение о творении Примерно треть центрального для творчества И. Д. соч. «Точное изложение православной веры» посвящена творению, что показывает важность этой темы для автора. Творение в греч. христ. традиции, к-рой следует И. Д.,- это не просто однажды и навсегда установленный фон истории падения и искупления, к-рым богослову можно пренебречь; все творение - невидимый мир, видимые небеса, земля, человек, тайна человеческой личности - подлежит тщательному исследованию. Только после этого И. Д. переходит к размышлению о грехопадении, к-рое он рассматривает в контексте Божественного замысла о человеке. Его видение во многом совпадает с учением прп. Максима Исповедника, за исключением одного - он не упоминает о «логосах творения», неизменяемых принципах, которые, согласно прп. Максиму, лежат в основе тварного мира. В учении о творении И. Д. строго следует предшествующей святоотеческой традиции. В отношении невидимого и видимого миров он опирается на «Шестоднев» свт. Василия Великого (CPG, N 2835), на сочинение свт. Григория Нисского «О сотворении человека» (CPG, N 3154), на нек-рые гомилии свт. Григория Богослова (CPG, N 3010), на космологические гомилии Севериана , еп. Габальского (CPG, N 4194), и др. Прп. Иоанн Дамаскин. Роспись нартекса ц. арх. Михаила в Леснове, Македония. 1349 г. Прп. Иоанн Дамаскин. Роспись нартекса ц. арх. Михаила в Леснове, Македония. 1349 г. При описании мотивов и способа творения И.

http://pravenc.ru/text/ИОАНН ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МОРЕЙСКИЙ ДЕСПОТАТ [Греч. Δεσποττον το Μορως], автономное феодальное владение в составе Византийской империи в 1349-1460 гг. на п-ове Пелопоннес. В визант. источниках М. д. назывался также по основной столице деспотатом Мистры (Δεσποττον το Μυστρ). Происхождение топонима Морея (Μωρας, Μωρας; франц. Morée; итал. Morea; тур. Mora) неясно; оно впервые появилось в визант. хрониках в X в. В средние века и Новое время (до XIX в.) Морея была общепринятым названием п-ова Пелопоннес. Во главе М. д. стояли деспоты (δεσπτης - господин) - один из высших титулов в поздневизант. политической традиции, к-рый давался исключительно ближайшим родственникам императоров. Еще в период распада Византии, начавшегося после захвата К-поля участниками 4-го крестового похода (1205), на части территории Пелопоннеса крестоносцами было образовано Ахейское княжество, вошедшее в состав системы гос-в Латинской Романии . В 1262 г. оно было возвращено византийцами в состав возрожденной империи. 25 окт. 1349 г. М. д. был образован по решению визант. имп. Иоанна VI Кантакузина (см. Иоанн Кантакузин ) для объединения управления визант. землями в Юж. Греции, к-рая была слишком удалена от К-поля, чтобы поддерживать там твердую власть. Столицей М. д. стала крепость Мистра, возведенная в 1249 г. Первым деспотом был назначен сын имп. Иоанна VI Мануил Кантакузин, к-рый управлял М. д. более 30 лет до своей смерти (10 апр. 1380) и сумел добиться относительно стабильного порядка в М. д. Мануил удержал власть и после отречения от трона его отца Иоанна VI в 1354 г. Иоанн V Палеолог , став самостоятельным правителем, вынужден был признать права Мануила в Морее и не предпринимал значительных усилий для его смещения. Вскоре вся семья Кантакузинов переехала из К-поля в М. д. Соправителем Мануила стал его старший брат Матфей, но он был лишь второстепенной фигурой во власти. Мануил поддерживал дружественные отношения с гос-вами Латинской Романии, окружавшими М.

http://pravenc.ru/text/2564168.html

Жоффруа II де Виллардуэн (1226/1231–1246) Вильгельм II де Виллардуэн (1246–1278) Карл I Анжуйский (1278–1285), король Сицилии и Неаполя. После него княжеством управляли наместники неаполитанских королей, последние носители титула ахейских князей. В 1432 г. деспот Мореи Фома Палеолог присоединил остатки княжества к Морее. Императоры Трапезундской империи Династия Великих Комнинов Алексей I (внук Андроника I Комнина) (1204–1222) Андроник I Гид (приемный сын Алексея I) (1222–1235) Иоанн I Асух (сын Адексея I) (1235–1238) Мануил I (брат Uoahha I Асуха) (1238–1263) Андроник II (сын Мануила I) (1263–1266) Георгий (брат Андроника II) (1266–1280) Иоанн II (брат Георгия) (1280–1284, 1285–1297) Феодора (сестра Uoahha II ) (1284–1285) Алексей II (сын Uoahha II ) (1297–1330) Андроник III (сын Алексея II) (1330–1332) Мануил II (сын Андроника III) (1332) Василий (сын Алексея II) (1332–1340) Ирина Палеолог (вдова Василия) (1340–1341) Анна Анахутиу (дочь Алексея II) (1341, 1342) Михаил (сын Uoahha II ) (1341, 1344–1349) Иоанн III (сын Михаила) (1342–1344) Алексей III (сын Василия) (1349–1390) Мануил III (сын Алексея III) (1390–1417) Алексей IV (сын Мануила III) (1417–1429) Иоанн IV Галоян (сын Алексея IV (1429–1458) Давид (брат Uoahha IV Галояна) (1458–1461) Перечень Константинопольских патриархов и Римских пап Константинопольские епископы и Патриархи Епископы Византия (cIVb.): Пров (293–306) Митрофан (306–314) Александр (314–337) Константинопольские епископы и архиепископы: Павел I (337–339, 341–342, 346–351)) Евсевий Никомедийский (339–341) Македоний I (342–346) Евдоксий Антиохиец (360–370) Демофил (370–379) Евагрий (379) Григорий I Богослов (379–381) Максим Киник (381) Константинопольские патриархи: Нектарий (381–397) Иоанн I Хрисостом («Златоуст») (397/398–404) Арсакий Тарсянин (404–405) Аттик (406–425) Сисиний I (426–427) Несторий (428–431) Максимиан (431–434) Прокл (434–446) Флавиан (446–449) Анатолий I (449–458) Геннадий I (458–471) Акакий (472–489) Фравита, или Фраит (он же Флавин II) (489–490)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010