1170) рус. переводчиками на Афоне в составе обширной визант. компиляции святоотеческих и канонических текстов «Пандектов» Никона Черногорца ( Максимович. 1998. С. 570-572). В XIV в. в Болгарии был сделан второй перевод «Пандектов» Никона, также содержащий фрагменты «Номоканона XIV титулов». В нач. XIII в. в ходе работы над «Номоканоном св. Саввы» в Сербии был сделан новый перевод избранных глав «Номоканона XIV титулов» (в общей сложности 33 главы из 237; титулы III, XII и XIV полностью опущены) (изд.: 1991. Л. 240 об.- 249 об.). В составе серб. «Номоканона» эти главы попадают на Русь, где переписываются в сб. «Мерило праведное» под заглавием «От различных тител, рекше грании, Иустиньяна цесаря» ( Тихомиров. 1961. C. 262-288); в XVII в. входят в рус. Печатную Кормчую (гл. 44; ср. u ek. 1964. P. 83-84). «Алфавитная Синтагма» Матфея Властаря В 1335 г. иером. из Фессалоники Матфей Властарь составил т. н. Алфавитную Синтагму - юридический справочник с классификацией материала по буквам греч. алфавита. В качестве источников были использованы церковные каноны, Кодекс, «Дигесты» и новеллы имп. Юстиниана, «Эклога», «Исагога», «Прохирон», а также «Номоканон XIV титулов» ( Τρωινος. 1999. Σ. 297-300). Чрезвычайно популярный в Византии, сборник Властаря был не позднее 1349 г. переведен в Сербии на сербско-церковнослав. язык (изд.: С. Mamuje Властара Синтагмат. Београд, 1907). Ок. 1349 г. на основе полного перевода Синтагмы возникла ее краткая редакция, в к-рой были оставлены преимущественно нормы светского права (изд.: Флоринский. 1888. Прил. С. 95-203). Эта краткая редакция вошла в корпус законов серб. царя Стефана IV Душана (1331-1355). Вплоть до XVII в. Синтагма Властаря оставалась одним из важнейших руководств по визант. праву на Балканах. С посл. четв. XIV в. известны и болг. ее списки. В 1461 и 1495 гг. были сделаны ее списки для валашского господаря Иоанна Владислава и молд. Стефана Великого. По всей видимости, она служила офиц. юридическим кодексом в Дунайских княжествах вплоть до XVII в., поскольку иные источники права этого периода неизвестны.

http://pravenc.ru/text/372678.html

232 Тенедос (греч. Τνεδος) – небольшой остров в северной части Эгейского моря, при выходе из пролива Дарданеллы. Современное турецкое название – Бозджаада (тур. Bozcaada). 233 Имеется в виду Томос собора 1341 г. (PG, vol. 152, col. 1241–1253), которым подтверждалось православие Паламы. Формально он не был отменен. Тем не менее, в 1344 г. патриарх Иоанн Калека созвал синод, который отлучил Паламу, а в начале 1345 г. написал Патриаршее слово, коим он отвергает Паламу, его приверженцев и единомышленников, и поверивших им, и отсекает их от святой Божией Церкви, как новшествующих в вере (PG, vol. 150, col. 891–894), а также Патриаршее [разъяснение] насчет Томоса (Ibid., col. 900–903). Эти документы не оспаривали Томос в части осуждения учения Варлаама о Фаворском свете и его нападок на метод молитвы исихастов, но противоречили ему в оценке богословия Паламы, что многими понималось как полная его отмена. 240 Большая часть этого абзаца дословно совпадает с приведенными в кн. XII, гл. 6, словами Кантакузина (с. 22). 241 Согласно византийскому времяисчислению, ночь – от заката до рассвета – делилась на четыре «стражи», т. е. промежутка между сменами караула. 243 Геродот, История, IV, 127. Речь идет об отказе скифского царя Иданфирса от предложенной Дарием капитуляции. 252 He совсем понятно, о каком втором лишении идет речь. Возможно, Григора имеет в виду, что Кантакузин своей императорской властью утвердил низложение, произведенное епископами. 253 Фраза весьма темная. Ван Дитен тоже признается, что она ему до конца не понятна, но отказывается от интерпретации и переводит буквально: «die mal so, mal so immer von allenthalben ihre Zielsetzung zu irgend einem Lauf zusammen geschmiedet haben » (Dieten, Bd. 3, S. 168). 254 Исидор I Вухирас (греч. σδωρος Βουχηρς, ок. 1300–1350) – константинопольский патриарх в 1347–1349 гг. Родился в Фессалонике в семье священника, принял монашеский постриг на Афоне от руки Григория Паламы и был его учеником. В 1341 г. был избран митрополитом Монемвасии, низложен спустя три года. В 1347 г. был возведен в патриархи, а в декабре 1349 г. ушел на покой. Из литературного наследия Исидора сохранились проповеди и Завещание, в котором нашли отражение автобиографические моменты. Он написал также несколько акафистов, которые не сохранились. Около 1355 г. Филофеем Коккиным, впоследствии патриархом, было составлено его житие, дошедшее до нас в двух списках.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2. Св. мученица Василисса . Девятилетняя девочка. Пострадала в Никомидии вскоре после мученической кончины святого Анфима. Всё ее тело мучители испещрили ранами, но она пребыла верной Христу. Бог сохранил ее невредимой в огне и пред зверями. Увидев это, ее истязатель, Александр, покаялся и принял Христову веру. Василисса вышла в поле, пала на колени, чтобы помолиться Господу и возблагодарить Его за подъятые мучения. Совершая эту молитву, предала она дух свой Богу. Было это около 309 года. О воины Христа распятого и в третий день воскресшего, Все наши прегрешения в Себе Самом понесшего! Грядут для нас страданья и жестокие гонения – Се будет время брани непрерывной и терпения, Готовы и для нас спасительные колесницы, Над многими из вас венцов сияние струится. Не бойтесь ни мучений, ни сверкающих мечей, сей не вечен – гаснет блеклый взгляд его очей, Божественная сила лишь не знает оскудения, Кто имеет страх Господень, тот уже грядет к спасению. Не сгинут слезы ваши – по евангельскому слову, Блаженны вы: свет дивный Воскресения Христова Отымет всяку скорбь от сердца, раны уврачует – И ваши имена в небесном написует. Там смерти вовсе нет, там жизнь царит и радость, Там светлые венцы и в лицезренье Бога – сладость. Короткие страданья – к вечным благам вас ведут, Не бойтесь, чада, – на небе уже давно вас ждут!» 3. Св. Иоанникий, архиепископ и первый патриарх Сербский . Родом из Призрена. Сперва служил секретарем при короле Душане. Архиепископом стал в 1339 году, а в 1346 году получил титул патриарха. Ревностный архипастырь и устроитель Сербской Церкви, законов церковных великое утверждение . Упокоился 3 сентября 1349 года. Его мощи почивают в Печской патриархии. 4. Преп. Феоктист . Спостник и сподвижник преподобного Евфимия Великого. Был игуменом Евфимиевой лавры, отстоящей на 6 миль от Иерусалима на пути к Иерихону. Как верный ученик преподобного Евфимия, под его духовным руководством управлял он обителью до 90-летнего возраста. Угодил Богу своей жизнью и упокоился в середине V века, в правление иерусалимского патриарха Анастасия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Так, конечно, дело шло до завладения страны Душаном в 1346 г. Новый порядок (на старый лад) протянулся, вероятно, до конца XIV столетия. Что Симеон считался и назывался царем и самодержцем этих мест, это не подлежит более сомнению, после его хрисовулов. Но в 1385 г. здесь оказывается правителем (и даже царем) некто Иоасаф, почему-то называемый у историков братом Ангелины, дочери Симеона и, следовательно, как-бы сын и преемник Симеона. А под 1390 годом, упоминается уже (безымянно) некто с титулом Кесаря. Так-как и Алексий Ангел нашего Хрисовула тоже записал себя на нем «Кесарем», то вещь весьма вероятная, что это есть одно и тоже лицо, может быть уже последнее в ряду властителей Фессалийских, выступившее в истории со лжеименною кличкою Ангела. Чей он был сын, сколько времени правил и чем именно правил, остается (для нас, по крайней мере) неизвестным. 273 У историков встречается имя правителя Фессалии (по крайней мере, южных частей ее около Новых Патр), некоего Стефана Гавриилопуло, носившего даже титул «Деспота», умершего в 1333 г., следовательно, в период до-Сербский. Таким же мог быть и Агриилопуло нашего документа в 1342 году. Впрочем, индиктион 2-й (а в нем нельзя сомневаться, потому что написан буквами: δευτρας) не соответствует сказанному году. Вероятно, в дате ων надобно предполагать стершееся в конце ζ и год должен выйти 1349-й. Но в этом году Фессалией уже владели Сербы. 274 Если приказ 11 действительно издан от имени царя Симеона, как замечено на обороте документа, то, значит, еще при нем (предположительно в 1362 или 1377 годах, которым соответствовал 15-й индиктион) место это уже заселено было подвижниками ( σκητν), образовавшими из себя жительство по образцу Афонскому, с Протом во главе и с именем Скита Стагон, и обитавшими в пещерах... Последнее выражение заставляет думать, что Метеоритам здешним предшествовали троглодиты, и что начало первым, может быть действительно положили первоктиторы здешние Афанасий и Иоасаф в 1388 г. 275 Упомянутый в предыдущем примечании «Прот Стагийского Скита», в первом из приказов назван и по имени Нилом.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Первой женой И. А. была дочь валашского господаря Иоанна Александра Басараба (1310-1352) Феодора, от к-рой у него было четверо детей. Однако в кон. 1347-1349 г. царь расторг брак (жена постриглась в монашество с именем Феофания) и женился на иудейке Сарре из Тырнова, принявшей крещение также с именем Феодора, от к-рой родилось еще пятеро детей. Сыновья «первой» Феодоры Иван Асень и Иван Срацимир получили в уделы города Преслав и Видин, а старший сын 2-й супруги Феодоры Иоанн Шишман стал «багрянородным», т. е. рожденным от правящего царя наследником престола, и после смерти отца - последним государем средневек. Болгарии. Несмотря на то что в это время Болгария поддерживала связи с папской курией и гос-во часто посещали францисканские и доминиканские миссии ( Гюзелев В. Папството и българите през средновековието (IX-XV вв.). Пловдив, 2009. С. 223-228), религ. политика И. А. сформировалась прежде всего под влиянием идей исихазма , в его правление произошел ряд важных событий в Болгарской Православной Церкви. Во-первых, по его инициативе и при его участии в Тырнове было созвано 2 церковных Собора. Первый (1350 или 1351) осудил проповедь последователя Варлаама Калабрийского мон. Феодосия из К-поля, имевшего влиятельных сторонников в Тырнове, а также «мессалианскую» (вероятно, богомильскую) ересь изгнанных с Афона монахов Кирилла и Лазаря, а 2-й Собор (1359 или 1360) был призван ограничить влияние иудейской общины Тырнова. Во-вторых, болг. царь покровительствовал прп. Григорию Новому Синаиту (см. Григорий Новый ), к-рый основал на юге Болгарии, в Парории, мон-рь, ставший одним из центров исихазма на Балканах. Ученики и последователи подвижника, после его смерти перешедшие в Килифаревский монастырь , стали элитой болг. духовенства. В-третьих, борьба с Византией в 40-50-х гг. XIV в. отразилась на формировании направленной против К-поля идеи «Тырново - новый богоспасаемый Царьград», получившей развитие в переводе хроники Константина Манассии и в ряде созданных в Тырнове рукописей. Во 2-й пол. 40-х - нач. 50-х гг. XIV в. Тырновская Патриархия вступила с К-полем в открытый конфликт, вызванный участием ее предстоятеля Симеона в царской коронации Стефана Душана (1346) и в провозглашении Сербской Патриархии, а также неканоническим поставлением в Тырнове «некоего Феодорита» в митрополиты всея Руси (1352). Имя Вселенского патриарха было исключено из диптихов Болгарской Церкви, о чем упоминается в письме тырновскому духовенству Вселенского патриарха Каллиста I (1350-1353, 1355-1363) от 1355 г.

http://pravenc.ru/text/469796.html

Thus, there was in this sense only one Synodal condemnation and thereby no necessity of mentioning more than one Synod in c. 148. We can suggest, then, that the historical reference in this chapter does not preclude a dating of the Capita 150 after the year 1347 . Meyendorff also argued that Gregory " s counsel to flee the κοινωνα of the heretics applies to the situation prior to the Council of 1347. After that, he would have called for unity with the Church. 154 Although the opposition was dealt a near mortal blow in 1347, there were survivors: principally, Neophytos of Philippes, Joseph of Ganos, Matthew of Ephesus, Theodore Dexios and Nikephoros Gregoras. 155 The latter had begun to write against Palamite theology as early as the winter of 1346/47. It would still then be possible to speak of a κοινωνα of the heretics even after 1347. Unless some further evidence should come to light, the way now seems clear enough to permit the dating of the Capita 150 to the years 1349–1350. C. Conclusion From 1341 to 1347, during the second phase of the Palamite controversy, Gregory Akindynos was the dominant figure among the anti-Palamites. 156 Without his intervention the controversy would almost certainly have died out after Barlaam’s return to Italy. The Calabrian monk had presented a most dangerous challenge to orthodox theology. His acquaintance with philosophy and theology was considerable and his skill in logical argumentation surpassed the abilities of most of the Byzantine literati. Although thoroughly Greek, his South Italian origins made him something of a foreigner to the strictures of Byzantine traditionalism. Perhaps for this reason his thinking shows certain un-Byzantine qualities of originality and innovation. But in the sphere of theology innovation is just another word for heresy. In comparison with the wily Calabrian, Gregory Akindynos was clearly the lesser intellect. He is a good example of the formalistic theological traditionalism of most Byzantine intellectuals.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ [серб. Jakob], митр. Серрский Сербской Православной Церкви (40-60-е гг. XIV в.). Впервые упоминается в 1343 г., когда серб. кор. Стефан IV Душан (с 1345 г.- царь) поставил его строителем и игуменом мон-ря св. Архангелов близ Призрена; во время строительства мон-ря жил в метохе во имя прп. Петра Коришского. Возможно, ранее он был монахом на Синае. После завоевания Стефаном Душаном г. Серры (ныне Серес) И. был поставлен митрополитом Серрским. Благодаря знанию греч. языка, сохранил часть визант. клира в митрополии. Поддержал возведение Сербской Церкви в ранг Патриархии, не признанное К-польским патриархом Каллистом I , поэтому после смерти Душана положение митрополита в Серрах было неустойчивым. Принимал активное участие в гос. делах: заседал в гос. Соборе, в 1346 г. участвовал в коронации Стефана IV Душана, в мае 1349 г.- в утверждении и дополнении его Законника. В нояб. 1354 г. был на Соборе в Серрах, на к-ром патриархом Сербским был избран Савва IV . Состоял советником у царицы Елены ( Евгении , прп.), к-рая после смерти мужа, Стефана IV Душана (1355), управляла выделенным ей княжеством с центром в г. Серры. Последний раз И. упоминается в нояб. 1360 г.; его преемник Савва занял кафедру ранее авг. 1365 г. В 1352/53 г. И. получил в дар ц. свт. Николая Чудотворца на р. Пчиня с земельными угодьями (после его смерти передана мон-рю св. Архангелов). Сохранилась грамота, данная И. в 1355 г. афонскому мон-рю Филофея с подтверждением границ одного из его метохов ( 1992. С. 66-67). И. известен как книголюб. В сент. 1354 г. по его указанию в ц. святых Феодора Тирона и Феодора Стратилата в г. Серры было переписано роскошное Евангелие на пергамене (найдено в 1857 в мон-ре св. Павла на Афоне англ. путешественником Р. Керзоном и позднее подарено Британскому музею; в нем сохр. изображение И., молящегося Спасителю ( J. Српске мuhujamype. Београд. 1983. С. 43, 51, 102-103, 119), и пространное лит. послесловие ( Записи. 1. N 103)). В сент. 1359 г. отправил неск. книг в мон-рь вмц. Екатерины на Синае («Пресвятой Богородице Синайской») для слав. насельников этой обители, в т. ч. заказанные им монахам афонского мон-ря Зограф списки нового перевода постной и цветной Триоди, выполненного незадолго до этого болг. книжниками (хранятся и ныне в монастырской б-ке). Оба списка Триоди сопровождаются кратким стихотворением И. о Синае (Там же. N 116; Стара Београд, 19722. С. 562). С именем И. известен также канон на греч. языке, предназначенный для чтения ночью. На церковных и светских документах, написанных на греч. языке, И. подписался по-славянски (1357, 1359).

http://pravenc.ru/text/200263.html

В новооснованные епархии святитель Савва поставил во епископы своих учеников – подвижников Хиландара и Студеницы. В помощь епископам первосвятитель самых опытных клириков возвел в протопопы (архиерейские наместники), которых направил в разные места Сербии. Их обязанности позднее были определены в Законнике, в числе них была проповедь Православия и борьба с ересями . Характерен также институт духовников, которых поставлял непосредственно епископ . Таким образом, автокефальная архиепископия обладала тремя уровнями управления: архиепископ, епископ, протопоп (благочинный). В жизнь сербского монашества святой Савва ввел афонские уставы (судя по всему –местные редакции Иерусалимского устава), с которыми ознакомился во время своего пребывания на Святой горе, а сами монастыри сделал рассадниками духовного просвещения. Биограф святителя Саввы монах Феодосий пишет: «Сам [святитель Савва] прошел по земле своего народа, всех утверждая в учении веры и вводя в своих монастырях уставы и обычаи иноческой жизни – да их держатся, как это видел на Святой горе, в Палестине и в Азии» . Для средневековой Сербской Церкви характерны Поместные Соборы, в которых участвовали все епископы Сербии, протопопы, игумены и священники. Хотя первенствующая роль в них принадлежала архиереям, не только они считались его членами и, соответственно, участвовали в принятии решений. Возможно, они имеют известный аналог с Соборами короля (краля) и знати. Следует также ответить, что и иерархи, и клирики участвовали в общих церковно-народных Соборах всего Сербского королевства, а затем и царства, в частности в Соборе 1346 года, где король Стефан Душан стал царем, и в Соборе 1349 года, когда был принят Законник. Первый собственно церковный Собор был открыт святым Саввой Сербским в Жиче, где он выступил с речью, которая в сущности представляла собой исповедание им православной веры (так называемая Жичская беседа). Став архиепископом Сербским, на Вознесение Господне в 1221 году святой Савва в Жиче торжественно возложил на правителя Сербии Стефана королевский венец .

http://pravoslavie.ru/33796.html

Петром, Лука - с ап. Павлом (РНБ. Греч. 101. Л. 50 об., 76 об.),- или с персонификацией Божественной Премудрости в образе девы, что должно свидетельствовать о богодухновенности их текстов. Этот античный мотив, напоминающий о поэте и музе, получил распространение в балканском искусстве в палеологовский период. Е. с персонификациями Премудрости Божией (иногда присутствует соответствующая надпись - Ath. Chil. 13. Fol. 155, 1354-1375 гг.) чаще встречаются в монументальной живописи (ц. Богородицы Левишки в Призрене, Сербия (1310-1313); ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317); ц. Вознесения в мон-ре Раваница, Сербия (ок. 1387)), а также на иконах и на миниатюрах. Благословение на труд Е. могут получать непосредственно от Христа. Такова миниатюра из Ванского Евангелия (Кекел. А 1335, кон. XII в.), на к-рой представлен стоящий и благословляющий обеими руками Христос, по сторонам Которого склонились в молитвенных позах Е. Иконография этой сцены (аналогичная - в Vat. gr. 756, XI в.) соответствует композиции «Отослание апостолов на проповедь». Распространенные в раннехрист. период изображения символов Е. в визант. искусстве чаще встречались в композиции «Maestas Domini»: на миниатюре из Евангелия (Marc. gr. Z 540, XII в.); на двусторонней иконе ок. 1395 г. из Поганова (Национальная художественная галерея, София). Символы включались также в миниатюры с Е. (ГИМ. Греч. 519, 2-я пол. XII в.: над Марком, согласно системе отождествлений, принятой свт. Афанасием Александрийским,- телец) или помещались на фоне рядом с заставкой и началом текста (Матен. 7347. Л. 165, 1113 г.- телец перед Лукой). В палеологовскую эпоху символы и тетраморфы стали изображаться отдельно от фигур Е. (Ath. Vatop. 937. Fol. 17r, 129v - тетраморфы, 128r - орел с книгой, 322r - лев с книгой, нач. XIV в.). Тетраморфы встречаются в различных контекстах, в т. ч. в композиции «Небесная литургия» (фрески ц. арх. Михаила в Леснове, Македония, 1346-1349) и в различных системах отождествления с Е., напр., по сщмч.

http://pravenc.ru/text/180937.html

480. Василий Михаилович, князь кашинский, потом великий князь тверский, младший из четырех сыновей св. Михаила Ярославича, великого князя тверского и Владимирского 139), от брака с Анной Дмитриевной, в иночестве Софией, в схиме Ефросинией, княжной суздальской, причтенной также к лику святых 28). – Род. в Твери, около 1304 г.; провожал, до р. Нерли, своего отца, отправлявшегося в Орду, как оказалось, на смерть, в 1319 г.; встребчал тело отца, привезенное в Тверь из Москвы, в 1320 г.; с матерью и братом Константином ), бежал в Ладогу от татарского погрома, обрушившегося на Тверь и Кашин, в 1327 г,; с ними же возвратился домой, где все они «препочивше от великой печали, седоша во Тфери в велице нищете и убожестве, понеже вся земля пуста, и быша дустыни насилия ради татарскаго; и начата помалу збирати люди и утешати», в 1328 г.; провожал, до Святославля поля, брата Александра 10). отправлявшегося, на суд в Орду, в 1339 г.; встречал в Переславле-Залесском тело его, в 1340 г.; ездил в Орду жаловаться на племянника, Всеволода Александровича, князя холмского 574), которым и ограблен в городе Бездеже, в 1346 г.; по увещанию Федора, епископа тверского «нача жити с братавичем (племянником) своим тихо и мирно», в 1349 г.; «нача негодование имети на братанича своего, поминая бездежский грабеж его, и обидити, и бояр и слуг его тягостию данной оскорбляти», в 1352 г.; назначен опекуном овдовевшей племянницы своей Марии Александровны, великой княгини московской 121), третьей жены Симеона Гордого 176), в 1353 г.; по делу с племянником, являлся на съезд во Владимир и на суд в Орду, в 1357 г.; по суду ханскому, овладел личностью племянника, который нес «томление великое» от дяди, теснившего, между тем, удел холмский, в 1358 г; по совету Романа, лжемитрополита литовского и Волынского, уступил племянникам целую треть княжества тверского, в 1360 г.; ум, в Кашине, в 1368 г. Тело его погребено там же, в Воскресенском соборе, – Был женат, с 1330 г., на Елене Ивановне княжне брянской, 753), от брака с которой оставил сына Михаила, князя кашинского ). 481. Василий Михайлович

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010