В результате войн Стефана Уроша Милютина, Стефана Дечанского и Стефана Душана в Сербское королевство вошел ряд епархий Охридской архиепископии и Константинопольского Патриархата. От Охрида была отторгнута Скопская митрополия, которая перешла под власть Сербского архиепископа. В 1346 году король Сербии Стефан Душан Сильный при участии Тырновского патриарха Симеона и Охридского архиепископа созвал в Скопье церковный Собор, на котором Сербская Церковь была возведена в ранг Патриархии, а патриархом стал Иоаким (1338–1346, 1346–1354). Как и царь, патриарх получил титул «Патриарх сербов и греков». Были образованы новые епархии (например Лесновская). Отдельные епархии (Скопийская, Призренская, Рашская, Зетская) были тогда же переименованы в митрополии. Судя по Законнику, митрополии стремились организовывать по византийскому образцу: известно о наличии степени экзарха, который, согласно Законнику, не мог быть мирянином . Согласно Законнику, царь имел известную власть над Церковью и церковным имуществом, однако она была законодательно ограничена . Стефан Душан стремился привести все епархии, оказавшиеся под его властью, под юрисдикцию патриарха Иоакима и изгнал греческих иерархов из своего царства в 1349 году. Это вызвало протесты Константинопольского патриарха Каллиста, который в 1352 году предал анафеме и царя, и патриарха Иоанникия . И только в 1374/1375 году анафема была снята усилиями святого князя Лазаря с непременным условием: если сербы окрепнут и овладеют опять греческими областями, они не переменят митрополитов, как и повелевают Соборные правила . После смерти царя Уроша в 1371 году в течение последующих 80 лет Сербский Патриархат был носителем духовного единства сербов в эпоху распада сербской государственности и турецких нашествий. От этих нашествий тяжко пострадала Сербская Церковь. Вначале Сербский патриарх был вынужден покинуть Печ, а после гибели Сербской деспотовины в 1459 году Сербский Патриархат был временно упразднен . Он возродился только в 1557 году при патриархе Иоанникии (Соколовиче) благодаря усилиям его брата – потурченца Мехмеда Соколовича, великого визиря Порты.

http://pravoslavie.ru/33796.html

Св. Софии в Мистре, Греция (ок. 1350), ц. вмч. Димитрия Маркова монастыря, Македония (ок. 1376-1381). Др. изображение служащего Христа Архиерея в богато украшенном, расшитом жемчугом саккосе, благословляющего правой рукой и держащего в левой закрытое Евангелие, находится в нише диаконника. На боковых стенах алтаря изображены св. архидиаконы Стефан и Лаврентий. В зоне алтаря и на прилегающих к нему поверхностях стен и столбах представлены св. отцы Церкви, архиепископы К-польской и местной Церкви. Росписи наоса составляют несколько циклов: двунадесятые праздники (от Благовещения до Успения Богоматери), Страсти Христовы (18 сцен в верхнем регистре, от Омовения ног до Погребения; это самый обширный из всех циклов в росписи Л.), Явление Христа по Воскресении, притчи и чудеса (в среднем регистре), Деяния и чудеса арх. Михаила (12 сцен в нижнем регистре; начинается со сцены «Собор архангелов», которая в византийском искусстве включается в цикл деяний только с сер. XIII в.), Житие прп. Гавриила Лесновского, основателя общины и монастыря, погребенного в храме (на юж. стене алтаря 2 иконных образа этого святого; на сев. стене - в плоской нише сцена «Преставление прп. Гавриила»). В нижнем ярусе стен и на столбах - единичные образы избранных святых и портрет донатора (на сев. стене центрального нефа Йован Оливер в роскошных одеждах севастократора, предстоит с моделью храма перед небесным патроном церкви арх. Михаилом). Ктитор Йован Оливер. Роспись ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1346–1348 гг. Ктитор Йован Оливер. Роспись ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1346–1348 гг. Св. арх. Михаил поражает сарацинов. Роспись наоса ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1346–1348 гг. Св. арх. Михаил поражает сарацинов. Роспись наоса ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1346–1348 гг. Роспись основного пространства храма выполнена 4 греч. мастерами; частично сохранилась подпись одного из них (Георгий ?). По мнению В. Джурича и С. Габелич, 1-й мастер выполнил изображение Христа Пантократора, Небесной литургии и пророков в куполе, 2-й - фигуры 40 Севастийских мучеников, евангелистов и цикл Великих праздников (за исключением сцены «Успение Богоматери»), часть сцен в цикле Страстей Христовых.

http://pravenc.ru/text/2463597.html

1522 . Rigo A. L’epistola a Menas di Gregorio Palamas e gli effetti dell’orazione//CrSt 1988. 9:1. 57–80. Феодор Дексий PLP 5194 Перв. пол. XIV в. Друг Никифора Григоры и Ирины Хумнины, сторонник Григория Акиндина. Антипаламит до 1351 г., написал соч. против Иоанна Кантакузина в 4 книгах с опровержением постановлений собора 1351 г. о Фаворском свете и Бож. энергиях. Ок. 1351 вступил в конфронтацию с Исааком Аргиром, после чего смягчил свой антипаламизм. Соч. неизд. Ркп: Vat. gr. 1823, f. 258–280 [возможно, автограф] и Vat. gr. 1111, f. 223–321. 1523 . Mercati. Notizie 6 .1864). 226–227. См. также: Candal E. 6 .1508). Игнатий Философ Beck 707, 780; PLP 8070 XIVb. Монах КНП. Антипаламит, участник собора 1351 г., где выступал против Паламы. Духовник Ирины Хумнены Палеологини. Соч. (все неизд.): Последование св. патр. Афанасию I, Против врагов классической образованности, Духовный алфавит, О божественном и человеческом покое. Иакинф Кипрский PLP 29453 Ум. до 1346. Архиепископ Фессалоник. Антипаламит. 1524 . Kyrris К. Κπριος ρχιεπσκοπος Θεσσαλονκης κινθος (1345–1346) κα λος του ες τν ντιπαλαμιτικν γνα// Κυπριακα σπουδα. 1961. 25. 89–122. 1525 . Kyrris Κ. Ρ. Κπρος κα τ συχαστικν ζτημα κατ ΙΔ ανα. Εσαγωγ, προσωπογραφικ// Κυπριακα σπουδα. 1962. 26. 21–31. [Также о Георгии Лапифе]. Матфей Властарь (Matthaeus Blastares) CSGL 04580 (Blastarius); PG 144, 157; RF 2. 538; Beck 134, 142, 147, 315, 424 сл., 652, 710, 756, 786 сл, 791; PLP 2808 Ум. ок. 1348. Изв. виз. канонист (автор Синтагмы), гимнограф, богослов. Иеромонах м-ря Исаака в Фессалониках (1335-ок. 1350), паламит прибл. с 1346 г. Адресат Григория Акиндина и Иосифа Калофета. Ученик Исаака-монаха. Сочинения Соч.: истор., ритор, рел, юрид. Обработка соч. преп. Иоанна Лествичника . Обзор соч.: предисл. к PG 144 (2000). Ниже указ. лишь богосл. соч. Богословские паламитские соч. О Божественной благодати, или о Божественном свете Написано ок. 1346–1347. Неизд. ркп: Athous Dionys. 194, 41–59. Отрывок с излож. содержания этого соч. издал по другой ркп еп. Порфирий://История Афона. 3 8 .160). 826–827.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

В заключительной, 7-й кн. О. обсуждает церковный статус Бенедикта XII, предлагает программу канонически допустимых мер борьбы с ним и рассматривает наказания, к-рые могут и должны быть наложены на него как на еретика и гос. преступника. В 1342 г. произошли неск. событий, оказавших существенное влияние на жизнь О. и его положение в Мюнхене: 25 апр. скончался папа Римский Бенедикт XII, в мае новым Римским папой стал Климент VI (1342-1352), талантливый теолог и опытный дипломат, 29 нояб. умер предводитель францисканской оппозиции Михаил из Чезены. О. стал его формальным преемником и получил печать ордена францисканцев. Однако реально в его подчинении оставались лишь немногочисленные францисканцы, пребывавшие во владениях Людовика IV. Попытки Михаила из Чезены, О. и др. противостоявших Римским папам францисканцев склонить на свою сторону францисканское большинство не увенчались успехом. Возникновение крупного раскола в ордене францисканцев было успешно предотвращено Римскими папами и верным им генеральным министром францисканцев Герардом Одонисом. Датированные периодом с 1331 по 1346 г. секретные инструкции имп. Людовика IV для его представителей в Папской курии, а также его письма Римским папам свидетельствуют, что в случае достижения политической договоренности с Папским престолом он в числе проч. уступок был готов лишить скрывавшихся в Мюнхене францисканцев своей поддержки, признать их еретиками, выслать за пределы империи или передать церковным властям для суда (подробнее о ходе переговоров императора с Римскими папами см.: Sch ü tz. 1973). О. осознавал непрочность своего положения в Мюнхене; вероятно, именно по этой причине в период между 1342 и 1346 гг., когда шли переговоры папы Римского Климента VI и имп. Людовика IV, он не создал ни одного нового сочинения. Ситуация коренным образом изменилась в 1346 г., когда Климент VII повторно подверг имп. Людовика IV отлучению от Церкви, а нек-рые герм. курфюрсты при поддержке Римского папы избрали альтернативным герм. королем Карла Люксембурга (после 1355 - имп. Карл IV), тем самым отказавшись признавать Людовика IV законным императором. Понимая, что в сложившейся ситуации примирение императора с Римским папой невозможно, О. в последний раз выступил с апологией собственных церковно-политических взглядов и подвел итог многолетней полемики с «Авиньонской Церковью», т. е. с пребывавшими в Авиньоне Римскими папами и их сторонниками, в соч. «О власти императоров и понтификов» (De imperatorum et pontificum potestate; крит. изд.: Ockham. OPol. Vol. 4. P. 279-355), которое было завершено в кон. 1346 или нач. 1347 г.

http://pravenc.ru/text/2578237.html

4 нояб. 1344 г. Григорий Палама был отлучен от Церкви вместе с буд. патриархом Исидором . В это же время И. К. сообщил монахам о содержании томоса 1341 г., запрещавшего дискуссии по богословским вопросам. В 1344-1345 гг. начались преследования богомилов, укрывавшихся на Афоне, к-рые использовали полемику с Паламой для пропаганды своего учения. На Соборе в Карее (Афон) в 1344 г. осуждены на изгнание монахи Великой Лавры Иосиф Критский (богомил, ересиарх, отрицавший рождение Христа), его ученик Георгий из Лариссы и еще 4 монаха. В нояб.-дек. 1344 г. Григорий Акиндин был рукоположен И. К. во иерея. Это решение объяснимо в церковно-правовом контексте, т. к., согласно канонам, цитированным в томосе 1341 г., светский богослов не имел авторитета в Церкви. Вряд ли можно считать достоверным утверждение Паламы о том, что рукоположение Акиндина произошло против воли императрицы и Апокавка и вызвало протест синклитиков, обратившихся к И. К. с письмом. Тезис о смещении И. К. в 1344-1346 гг. епископов, поддерживавших Паламу, опровергается Вайсом, т. к. в это время лишились кафедр также нек-рые противники Паламы. 11 июля 1345 г. в К-поле был убит вел. дука Иоанн Апокавк, что вызвало волнения, продолжавшиеся месяц. Верховная власть в столице была передана паниперсевасту Исааку Ангелу и мистику Киннаму. Исследователи расходятся во мнениях об участии И. К. в деятельности нового правительства и о его положении в политической борьбе в это время. 21 мая 1346 г. Иоанн Кантакузин с супругой был коронован в Адрианополе титулярным Иерусалимским патриархом Лазарем (противником И. К.). Там же Собор оппозиционных И. К. епископов принял решение о низложении патриарха К-поля (Мейендорф). Летом 1346 г. И. К. советовал имп. Анне Савойской искать примирения с Кантакузином, но его мнение было отвергнуто, т. к. до осени Анна надеялась на зап. военную помощь против узурпатора. Этот совет И. К. привел к потере доверия к нему императрицы. В сент. 1346 г. Анна приняла жалобу на И. К., подписанную мн. низложенными им митрополитами и епископами, к-рые обвиняли патриарха в симонии, непотизме и недостойном сана вмешательстве в политику. 2 февр. 1347 г. на заседании Свящ. Синода под председательством Иоанна V, созванном имп. Анной Савойской, И. К. был низложен. Там же был подтвержден соборный томос 1341 г. и были отлучены от Церкви Григорий Акиндин и его сторонники. 8 февр. паламиты открыли ворота К-поля Кантакузину, новый Собор подтвердил низложение И. К. Он был заключен в мон-рь св. Василия в К-поле, затем переведен в Дидимотих и уже больным и морально сломленным возвращен в К-поль, где скончался «в железах».

http://pravenc.ru/text/469604.html

Основные разделы Типикона: чин всенощного бдения (т. е. подробное описание воскресного бдения), предписание о количестве бдений в году, сокращенное повествование о церковном чине в иерусалимских мон-рях (т. е. различные указания общелитургического и дисциплинарного характера), месяцесловная часть, триодная часть, последование суббот всего года. В конце в рукописях Типикона обычно приводится дополнительный материал, к-рый, вероятно, не был составной частью оригинала, а добавлялся из практических соображений, что видно из разнообразия дополнительных глав в рукописях: напр., в Sinait. iber. 83 это тропари святых, подробное описание служб 24 дек., 5 янв. и Великой пятницы, воскресные литургийные прокимны и аллилуиарии, общие литургийные чтения будних дней, воскресные Евангелия на утрене, Евангелия суббот и воскресений Великого поста, указатель евангельских чтений рядового времени года, тогда как в Кекел. H 1349 это описание утрени Великой субботы, текст Синодика в Неделю Торжества Православия, светильны праздников и важных памятей святых, светильны Триоди, кондаки и икосы значительных памятей, тропари по непорочнах. Кроме того, Кекел. H 1349 содержит дополнительные указания, написанные киноварью на полях рукописи и отражающие нек-рые местные особенности (в частности, заметно влияние Великого Синаксаря прп. Георгия). Этого, равно как и памяти св. равноап. Нины (14 янв.) (к-рая в Кекел. H 1349 добавлена путем вклеивания дополнительного листа и правки текста от руки), нет в Sinait. iber. 83, а следов., основная часть Sinait. iber. 83 должна содержать первоначальную редакцию груз. перевода Иерусалимского устава (Там же. C. 131). Особенности этой редакции: отсутствует малая вечерня (как и в первоначальных греч. редакциях устава); Марковы главы весьма кратки, не надписаны именем Марка и распределены по всему уставу по тем дням, к к-рым относятся, а не собраны вместе; на воскресном бдении положены и полиелей и непорочны, причем сначала поется полиелей (занимающий, т. о., место 3-й кафизмы утрени), и др.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Возможно, этот мастер также участвовал в создании росписи в ц. свт. Николая в Челопеке близ г. Тетово (Македония, кон. XIV в.) и ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря. Третий художник в среднем регистре создал большую часть композиций цикла Страсти Христовы, притчи и чудеса; возможно совместно с главным мастером написал композицию «Евхаристия», неск. поясных изображений святых на столбах и начальные сцены Архангельского цикла. Четвертый, очевидно руководивший работой артели, расписывал конху апсиды, где исполнил образ Богоматери и 2 архангелов, а также выполнил росписи нижнего яруса: цикл «Деяния и чудеса арх. Михаила», сцена «Успение Пресв. Богородицы», ростовые фигуры святых на стенах и полуфигуры на столбах. Возможно, именно его звали Георгием. Это имя оставлено на изображении щита вмч. Георгия. В росписях наоса Л. использованы новые иконографические сюжеты («Христос Архиерей, служащий с ангелом литургию» - в апсиде; «Христос Архиерей благословляющий» - в диаконнике, в цикле «Деяния и чудеса арх. Михаила» много необычных деталей и подробностей. Роспись купола в притворе ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1349 г. Роспись купола в притворе ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1349 г. Арх. Михаил. Роспись притвора ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1349 г. В куполе притвора - Христос Пантократор и поклоняющиеся Ему ангелы, в барабане - пророки с атрибутами пророчеств, в парусах написаны уникальные для монументальной живописи того времени композиции, получившие название «Реки Премудрости». Это изображения св. отцов Церкви - святителей Василия Великого (сев.-вост. парус), Иоанна Златоуста (юго-вост.), Григория Назианзина (сев.-зап.) и Афанасия Великого (юго-зап.), которые создают свои сочинения, вдохновляемые Божественной Премудростью. Монахи, священники, цари, народ пьют воду из рек, вытекающих из-под столов, за которыми сидят св. отцы. Отдельные элементы таких композиций были известны в византийском искусстве в послеиконоборческое время, в таком виде иконография до палеологовского времени не существовала.

http://pravenc.ru/text/2463597.html

Прп. Моисей Мурин. Роспись нартекса ц. арх. Михаила в Леснове, Македония. 1349 г. Прп. Моисей Мурин. Роспись нартекса ц. арх. Михаила в Леснове, Македония. 1349 г. В программе росписи храмов образ М. М. входит в состав изображений преподобных. Облик святого выделяется особенно темным ликом в росписи ц. свт. Николая Чудотворца в с. Манастир, Македония (1271),- на голове изображены седые волосы в виде плотных крутых завитков, короткая вьющаяся борода немного сужается книзу, в руках держит открытый свиток (правой рукой придерживает за его нижнюю часть, левой - за верх) с текстом на греч. языке с евангельской цитатой: «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф 7. 2). Ярко выявлены характерные черты внешности М. М. на фреске в нижнем ярусе в нартексе ц. арх. Михаила в Леснове, Македония (1349),- это аскет с темным цветом кожи, с шапкой курчавых седых волос на голове и с короткой в крутой завиток округлой формы бородой; в левой руке он держит закрытый свиток, персты правой сложены для благословения. Темный лик М. М. и на фреске в ц. Успения Пресв. Богородицы монастыря Грачаница в экзонартексе на юж. стене в зап. нише (1570), а волосы не столь белоснежны и кудрявы, как на фреске в Манастире; он стоит фронтально, правая рука согнута в локте и скрыта под мантией, левая отведена в сторону и своим положением напоминает жест обращения. Немного иной облик М. М. представлен на фреске кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне (1547) - лик у него также с более интенсивными притенениями, чем у др. святых, и немного темнее по цвету, но короткие с проседью волосы не имеют выраженного завитка, а лежат на голове мягкой волной, борода округлая, немного вытянутая; мантия перекинута через одно плечо, что в целом нетипично для изображений преподобных. Прп. Моисей Мурин. Роспись ц. прав. Симеона Богоприимца в Зверином мон-ре в Вел. Новгороде. Между 1467 и 1472 гг. Прп. Моисей Мурин. Роспись ц. прав. Симеона Богоприимца в Зверином мон-ре в Вел. Новгороде. Между 1467 и 1472 гг. В минейных циклах образ святого представлен под 28 авг.

http://pravenc.ru/text/2564010.html

Блаж. Иоанникий управлял Церковию с 1339 г. сперва в сане архиепископа, – а потом в 1346 г. сербский собор, состоявший из болгарского патриарха и всех сербских архипастырей, по желанию вор. Душана, провозгласил его патриархом; патриарх вслед затем венчал Душана царским венцем 301 . Блаж. Иоанникию много надобно было иметь высоких качеств, чтобы иметь влияние на Душана. Душан был владетель умный, энергический, но иногда бурный в порывах страстей 302 ; он не был так худ, как изображали злившиеся на него греки: он страстно любил не одну свою славу, а и славу имени Христова: так показывает выполненная молитва его в победоносцу Георгию 303 ! Но иметь влияние на такого человека – подвиг трудный. Блаж. Иоанникий влиянием на Душана ограждал покой православия и вызывал Душана на благотворения Церкви 304 . Так в 1348 г. «благословением господина патриарха, кир. Иоанникиа и всего збора» дана была грамота Призренскому монастырю архангелов, с дарованием множества земель. И в том же году выдана была Душаном грамота для иерусалимской церкви арх. Михаила, построенной Е. Милютиным; последнею приписан был в той церкви храм св. Николая Вранинского со всеми селами, угодьями и поселенцами. – Это было посильною помощию православию, после того, как Душан имел неосторожность отменить постановления отца и деда о православии в Рагузе; следствием отмены было гонение на православие в республике; православные иноки вынуждены были удалиться в Иерусалим и для них-то оказана теперь помощь 305 . До иночества своего блаж. Иоанникий, родившийся в стольной Призрене, служил при короле в звании секретаря. Как хорошо знавший юридические обычаи страны своей, он участвовал в составлении законника и в 1349 г. утвердил его на церковном соборе 306 . Церковь чтит в св. Иоанникие «сирот и вдов питателя, скорбящих утешителя, прибегающих помощника и тепла заступника, призывающих его скоро послушающа, самодержавнаго Стефана на милосердие и милость прелагающа, противные примиряюща» 307 . Он и скончался на подвиге миротворения. – Душан поссорился с венгерским королем и пригласил патриарха в Жидчу. Патриарх поспешно прибыл, сильно хлопотал о потушении ссоры и от хлопот почувствовал себя сильно нездоровым. Больного понесли его в патриаршую обитель и он на дороге скончался, 3 сент. 1349 г. 308 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Блаженный Иоанникий управлял Церковью с 1339 года сперва в сане архиепископа, а потом в 1346 году Сербский собор, состоявший из Болгарского патриарха и всех Сербских архипастырей, по желанию короля Душана, провозгласил его патриархом; патриарх вслед за тем венчал Душана царским венцом 330 . Блаженному Иоанникию много надобно было иметь высоких качеств, чтобы иметь влияние на Душана. Душан был владетель умный, энергический, но иногда бурный в порывах страстей 331 ; он не был так худ, как изображали злившиеся на него греки: он страстно любил не одну свою славу, а и славу имени Христова: так показывает выполненная молитва его к победоносцу Георгию 332 ! Но иметь влияние на такого человека – подвиг трудный. Блаженный Иоанникий влиянием на Душана ограждал покой Православия и вызывал Душана на благотворения Церкви 333 . Так в 1348 году «благословением господина патриарха, кир. Иоанникия и всего збора» дана была грамота Призренскому монастырю Архангелов, с дарованием множества земель. И в том же году выдана была Душаном грамота для Иерусалимской церкви архангела Михаила, построенной кралем Милютином; последнею приписан был к той церкви храм святого Николая Вранинского со всеми селами, угодьями и поселенцами. Это было посильною помощью Православию, после того как Душан имел неосторожность отменить постановления отца и деда о Православии в Рагузе; следствием отмены было гонение на Православие в республике; православные иноки вынуждены были удалиться в Иерусалим, и для них-то оказана теперь помощь 334 . До иночества своего блаженный Иоанникий, родившийся в стольном Призрене, служил при короле в звании секретаря. Как хорошо знавший юридические обычаи страны своей, он участвовал в составлении Законника и в 1349 году утвердил его на церковном соборе 335 . Церковь чтит в святителе Иоанникии «сирот и вдов питателя, скорбящих утешителя, прибегающих помощника и тепла заступника, призывающих его скоро послушающа, самодержавного Стефана на милосердие и милость прелагающа, противные примиряюща» 336 . Он и скончался на подвиге миротворения. Душан поссорился с Венгерским королем и пригласил патриарха в Жидчу. Патриарх поспешно прибыл, сильно хлопотал о потушении ссоры и от хлопот почувствовал себя сильно нездоровым. Больного понесли его в патриаршию обитель, и он на дороге скончался, 3 сентября 1349 года 337 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010