125 Она напечатана в Наегсатр-ском издании Иосифа, т. II, стр. 497– 520. Лучшее издание находится в Libri Apocryphi Vet. Test. Fritzsche-a (Lips. 1871). 130 ) Ewald (Gesch. d. Volkes Isr. т. IV, стр. 926–632) дает для себя блестящий очерк. Ewald справедливо докааывает, что греческие ее элементы преувеличены; но Bucher (Lehre vom Logos стр. 59–62) совершенно ошибается, окончательно отрицая их присутствие. 132 Сравн., главным образом, IX, 1; XVIII, 14–16, где идея σοφα переходит в идею λγος. Конечно приведенные замечания отнюдь не имеют в виду уменьшить достоинства самой книги, взятой самой в себе и в ее практическом учении, в ее ясных выражениях о награде, ожидаемой человеком и в ее важном отношении к новозаветному откровению о λγος-е. 138 Несколько апокриФических книг не дошло до нас, но о них упоминается в талмудической письменности; среди них «свиток о построении храма», увы, также потерян для нас. Сравн. Hamburger-a, т. II, стр. 66–70. 142 Он co всею строгостью должен быть отличаем от типического и мистического истолкования,–первое было пророческим пониианием, второе–духовным. 143 Не говоря о более глубоких толкованиях, как напр. о медном змее ( Прем.16:6,7 ) и о падении (2:24), или о взгляде, предложенном раннею историей на избранную расу в гл. 10, мы можем упомянуть, как о примере аллегорического толкования, толкование манны (16:26–28) и о первосвященнической одежде (18:24), к которому, без сомнения, могут быть приложены и другие. Но я не могу найти удовлетворительного доказательства насчет этого аллегорического толкования в Премудрости Иисуса сына Сирахова. Умозаключения Hartmann-a (см. выше, стр. 542–547) кажутся мне натянутыми. О существовании аллегорического толкования в синоптических Евангелиях нли о связи с эллинизмом, каковые в них влагают Hartmann, Siegfried и Loesner (Obs. ad N. T. e Philo Alex.), мы, несмотря на проверку, не могли найти никаких подтверждений. Подобие в выражениях или даже мыслях не дает доказательства о внутреннем соотношении. Об Евангелии св.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prig...

§§ 125. Характер сей Триоди. 126. Разделение Служб, в ней содержащихся. 127. Службы предуготовительные. 128. Служба в неделю Мытаря и Фарисея. 129. В неделю блудного сына. 130. В Мясопустную. 131. В Субботу пред Мясопустною. 132. В Субботу пред Сыропустною. 133. В Неделю Сыропустную. 134. Службы великопостные. 135. Виды сих Служб. 136. Простодневные Службы Утрени и Часов. 137. Великий Канон на Повечерии. 138. Службы воскресные в Неделю Православия. 139. В Неделю Крестопоклонную. 140. В Субботу Лазареву, и в Неделю Ваий. 141. Службы Страстной Седмицы: в Понедельник, Вторник и Среду. 142. В Четверток, Пяток и Субботу великую. 143. Главные предметы поучений по руководству постной Триоди. § 125. Рядом за Минеею месячною в Уставе следует постная Триодь, одна из боголепнейших церковных книг, употребляемых при совершении общественных молитв. Она есть собрание Служб от недели Мытаря и Фарисея до Светлого праздника Пасхи, и вместе собрание возвышенных песней умиления, покаяния, горьких слез о глубине падения, и о нечистоте падшего духа человеческого. Выбор и расположение предметов, на которые составлены Службы молитвенной книги, их взаимное сочетание, их трогательное, унылое и вместе святым упованием растворённое выражение, их сообразность с обстоятельствами времени, и с существом дела, – всё это легко раскрывает и назидает в душе три главные мысли Триоди: а) приведение человека в сознание своей греховности, б) необходимость поста и покаяния, в) веру и надежду на Искупителя падшего человечества. В священных песнях Триоди падший дух человеческий оплакан самыми горькими и истинными слезами, представлен во многих разительнейших положениях, и – униженный пред самим собою как Мытарь, удалившийся в бездну греха и разврата как сын блудный, – он везде ищет Бога – вечного света и источника жизни своей, везде старается явиться к Нему с воплем покаяния и молитвы. Можно сказать, что в Службах Триоди собраны и выражены вздохи и стенания целого человечества, пришедшего в сознание себя, вспомнившего первобытный свой невинный вид, и томящегося желанием возвратить потерянную жизнь свою. Грешно проповеднику, если он не хочет проникаться духом Триоди, и в проповедях своих удаляется от её содержания и тона.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/c...

Как выше было сказано, теснимые ими бедуинские племена (гиксы или пастухи) направились в Египет и завоевали его. Впрочем, здесь приходится сделать небольшую оговорку. Некоторые ученые, как например Масперо (ср. Renan, Hist. 36–37) предполагают, что под гиксами следует разуметь именно хеттеев. Это едва ли верно. Сопоставляя исторические свидетельства о тех и других, можно придти скорее к другому заключению. Так, обращаясь к египетским памятникам, находим свидетельство о Тутмозисе III-м, что этот фараон вел войны с гиксами, поселившимися после изгнания на восток от Египта и также предпринял счастливый для Египта поход против народов Сирии, до самой Месопотамии, и взял с них большую дань. Между этими народами называются также и хеттеи (Dunck. G. d. A. S. 106). Здесь таким образом различается между хеттеями и гиксами. Это различие проглядывает еще яснее в свидетельствах о других египетских фараонах, предпринимавших походы против хеттеев и соседних с ними народов, особенно в свидетельствах о Сетосе I, Рамзесе II и Рамзесе III (Dunck. 130–134. 142–144). Так, например, на стене одного дворца, выстроенного во время Рамзеса III-ro, изображены цари, побежденные этим фараоном. Всего их четырнадцать. Первый из них называется «владыкой Куша» (Эфиопии), четвертый – Ливии, о восьмом сказано: «злой царь хеттеев» (прибавлено «взять живым»), девятый называется «царем амореев», а двенадцатый «начальником враждебных шасу», под которыми, очевидно, разумеются изгнанные гиксы, с которыми и после их изгнания египтянам приходилось иметь дело (Duncker, Gesch. d. А. 143). В столкновениях с хеттеями египетские фараоны, как видно из памятников, встречали в них очень опасных и сильных врагов. Хеттеи владели крепостями, колесницами, отличным по тому времени оружием и регулярным войском. Побеждаемые фараонами, они давали ими хорошую и богатую дань, и не одними только непосредственными произведениями натуры, а также и искусственными изделиями, в виде золота, черного дерева и слоновой кости (Dunck. 107).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Особняком от подобных известий, по понятным причинам, стоит характеристика полян, в I Новгородской летописи, которая в рассказе об основании Киева (под 6862/854-м годом) приравнивает их к прочим поганым: «бяху же (Поляне, от них же суть Кыяне) погане, жруще озером и кдадезем и рощением, якоже прочии погани» (Новг. летопись по Синод, харат. списку, СПб. 1838, стр. 8). Но такой отзыв является только полемической выходкой новгородца против киевлян, повторяющей слова греческого философа к князю Владимиру о народах после столпотворения: «по дьяволю научению, ови рощением, кдадезем и рекам жряху» (Лавр. 3 , 89). Из группы вводных статей к Повести временных лет в первой Новгородской летописи (начальная часть которой известна только по поздним спискам) удержаны лишь известия о Кие и о хазарах. Остальные же статьи, вместе со Сказанием о преложении книг опущены, как непригодные для местной летописи (ср. Сказание об Андрее и т. п.), что свидетельствует, как о преднамеренности пропусков, так и о позднейшей переработке начальной части свода в его младших списках. 143 Ср. в Востоковской легенде: «Мати же его... люди свои оустрои, а нача Вячеслав строити люди своя», «служба за него сътворяема … оустроением добраго и желаннаго князя Вячеслава» (FRB, I, str.123, 130); в легенде Гуипольда: «княжия строи» principatus regimen. (Легенда Мант. еп. Гумпольда..., Пам. Др. письм. CLXXIY, СПб. 1909, 10,17,11, 16), «по сем оустроении» post modum (там же 12,1), «вся строяше» (там же 26,4), «добре о устроив на слоужбу» (там же 26, 19); см. также в Синайском Евхологии: «строя чач живот» (ed. L. Geitler, р. 38, f. 20-в.); «строян все на спасение родоу вашемоу» (ibid. р. 47, f. 25-а); в Паннонском житии Константина Философа: «оустрои я сильною твоею десницею» (изд. Бодянского, 29,12) и т. п. 144 Поручение: «ненавидящаго добра и враждолюбьца дьявола разорити» могло быть дано только христианами, которые верили, что дьявол «всем сеет в сердца мысли злыя» (М. Г Попруженко. Св. Козмы пресвитера слово на еретики, Пам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Хозяйством И. В. м. в прилегавшей округе управляли келарь и казначей. Келарь вел приходные и расходные, «сметные» и переписные хлебные книги, а также книги высевные, житные и умолотные, книги хлебных выдач и росписи пашенной и сенокосной земли, сдававшейся в аренду. Каждое большое село являлось отдельным «ключом», управление к-рым с правом сбора податей поручалось «молодому» или «старому» слуге (Книга ключей и долговая книга. 1948. С. 12). И. В. м. набирал себе служителей (тиунов, доводчиков, предводителей отрядов посошных людей) из окрестных вотчинников. В 1591 г. все вотчины обители были разбиты на 5, а затем на 6 приказов, к-рые возглавляли монастырские старцы. Для обработки монастырской пашни на время полевых работ нанимались т. н. сельские детеныши ( Петров. 1960. С. 129-171). При мон-ре находились «дворцы» и «избы», в к-рых трудились ремесленники и слуги (иконники, книжники, кузнецы, плотники, колесники, токари, сапожники, портные и др.). Общее количество работных, или «деловых», людей на монастырском дворе в кон. XVI в. превышало 120 чел. при численности братии в 130 чел. ( Тихомиров. 1938. С. 122, 143). С 30-40-х гг. XVI в. все текущее делопроизводство вели дьяки. Комплекс хозяйственной документации составляли приходо-расходные, окладные, оброчные, вкладные, данные, полоняничные, долговые, кабальные, высевные, ужинные, умолотные, переписные, записные книги. Нек-рые из этих книг (высевные, ужинные, умолотные) сохранились только в И. В. м. Судя по этим документам, основной повинностью монастырских крестьян являлась барщина ( Маньков. 1955. С. 289; Сметанина. 1999. С. 41). Наиболее распространенными орудиями обработки земли в вотчинах И. В. м. являлись сохи с полицей и бороны. Зерно обрабатывали на водяных мельницах. Излишки хлебной продукции (не более 6%) продавались. Наряду с производством хлеба в своих вотчинах скупался хлеб в окрестных селах, часть хлеба и круп перепродавалась в Москве. Оброк взимался в денежно-натуральной форме. Крестьяне выполняли и др. повинности: сенокосную, дровяную, повозную, строительную. Первоначально единицей обложения являлись деревни или группы деревень. К нач. 70-х гг. XVI в. во владениях И. В. м. сложилась шкала денежных окладов с выти, среди к-рых наиболее употребительными были оклады в размере 24, 50, 100, 150, 200 ( Колычева. 1987. С. 115). Наличие сенокосов и выращивание зерновых культур создавали благоприятные возможности для содержания скота. Так, в 1592 г. в хозяйстве мон-ря насчитывалось 489 бычков, коров и телок, 939 овец и 385 лошадей.

http://pravenc.ru/text/673721.html

140 О гимнах св. Амвросия см. Dreves, Aurelius Ambrosius “der Vater des Kirchengesanges”, u Kihn, Patrologie, II, 130 – 131. Находящееся в XV томе MPL сочинение с именем Амвросия De excidio urbis Hierosolymitanae libri quique и представляющее собой свободный перевод De bello Judaico Iosephi Flavii, согласно общему почти убеждению, действительно принадлежит св. Амвросию и написано им в молодых годах (Dr. G. Wilbrand, S. Ambrosius, p.21, The Catolic Encyclopedia, v. I, p. 387, вопреки, например, Alzog " у, Grundriss der Patrologie, Freiburg im Breisgau, 1888, S. 377 – 378. Nirschl " ю и Н. Hinter " у, Nominelator literaturius theologiae catholicae, theologos exhibens aetate, natione, disciplinis, disinctos. Tomus I. Editio tertia. Oeniponte, 1909. S. 188 – 189). 141 De fide III, 17, 142; IV, 10, 119; V, prolog. 9, 11. Cp. Ihm, 32. Здесь уместно поставить вопрос о том, что чему предшествовало: проповедь ли письменному изложению, или письменное изложение проповеди. Некоторые учёные решают этот вопрос в первой его постановке, полагая, что проповеди св. Амвросия кратко записывались нотарием и уже потом отделывались для издания (C. Schenkl, pars. I, praefatio. II). Однако, вряд ли это можно утверждать категорически, так как мы имеем записанные слушателями, быть может стенографически, речи миланского епископа, которым, однако, отказано в принадлежности св. Амвросию (Ср. Schanz, 318; Kihn, II, 123; Hurter, Nomenelator literarius, p. 185). 143 De off. m. I, 1, 3–4: «Люди предварительно (сами) учатся тому, чему научают других… Со мной этого не случилось, так как я, будучи взят на священство непосредственно от трибунала и магистратуры, стал учить вас тому, чему и сам ещё не научился». 144 Говорим так потому, что в эпоху св. Амвросия по некоторым богословским вопросам не существовало ещё определённых церковных воззрений, сам же св. отец решал их иногда так, а иногда иначе (например, о свободной воле человека и отношении её к благодати). 153 Schenkl, VII. Что касается упоминания об Exameron в письмах св. Амвросия 43л и 45л, то оно не способствует уяснению вопроса, так как termini этих самых писем неизвестны (ср. Schenkl, VII).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

143 Этот же текст написан в свитке пр. Михея, изображенного в иконостасе Спасо-Мошенской церкви. В миниатюрном иконостасе что в Музее Общ. Л. Др. Письменности, пр. Михею усвоен такой текст: «Господи вовдвигни силу твою и прииди...» 144 Этот же текст написан в свитке у пр. Малахии, изображенного в иконостасах Спасо-Мошенской и Старорусской тюремной церкви. 145 Этот текст написан в свитке пр. Елисея, изображенного в иконостасе московского Архангельского собора (описание Лебедева). В притворе Спасо-Мошенской церкви мы видели образ из иконостаса, на котором изображен пр. Елисей с таким изречением в свитке: «кого ищете идите во след мене». 146 В Софийском сборнике Самуилу усвояется текст: «Господь рече: возьми рог масла, иди в виом, и призови иессея на жертву и сыны его, яко узрех в них себе царя, и помажеши его же ти реку». В пророческом ярусе иконостаса, привезенного в Музей Общ. Л. Др. Письменности, пр. Самуил изображен со свитком: «утвердися сердце мое во Господе вознесеся рог...» В притворе Спасо-Мошенской церкви находится иконостасный образ пр. Самуила с следующим свитком: «от небеси царь приидет ввеки царствуяй». 147 Этот же текст написан в свитке пр. Аввакума, изображенного в иконостасе Спасо-Мошенской церкви. В миниатюрном иконостасе находящемся в Музее Общ. Л. Др. Письменности, пр. Аввакум иаображен с таким свитком: «Пророк Аввакум мысленный...» 159 Manuel d’iconographie chrétienne greque et latine avec une introduction et des note par. M. Didron. Paris. MDCCCXLV, p. 435. 160 Например, в ярославских церквах: Предтечинской на Толчкове (1694–95 гг.), Феодоровской (около 1691 г.), Златоустовской в Коровниках (1732 г.), Христорождественской, Дмитрия Солунского (1686 г.) и др. (Стенные росписи, стр. 130, 151, 155, 157 и 160). 161 Выше, в подстрочном примечании 121 сказано, что иногда в пророческом ярусе помещались и праотцы, а теперь встречаемся с явлением обратного порядка, именно: в праотеческом ярусе описываемого иконостаса помещены пророки Иоиль и Иосия (по нынешней славянской и русской Библии – Осия). Здесь мы находим новое доказательство того, что у нас в старину в иконостасах пророки и праотцы не строго различались.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/starinny...

118 Кассирер. Познание и действительность. Немецкое название его книги яснее выражает идеи Кассирера: «Funktionsbegriff und Substanzbegriff». 127 Этой теме были посвящены большие работы Г. И. Челпанова. См. также анализ этого у А. А. Козлова (см. мою «Историю русской философии», т. II). 130 Но также и в отношении будущего. Учение о конце истории, а следовательно, и о конце времени (нашего) есть коренное ветхозаветное и христианское учение. 132 В русской литературе с исключительным мастерством раскрывал это Лопатин в своих психологических статьях. 133 Киев, 1914. Первая часть (с. 13–120) посвящена логическому и гносеологическому анализу причинности. 135 В русской литературе с наибольшей силой развил это понятие Лопатин (см. его «Положительные задачи философии»). 137 См. подробный анализ понятия причинности в упомянутой моей книге «Проблема психической причинности», ч. I, гл. I. 143 К вопросу о внепричинности в актах свободы, кроме моей большой книги «Проблема психической причинности», см. мой этюд «Наша эпоха». 144 См. его книгу «Предмет знания» (ч. III, гл. X), где развиты очень глубокие анализы проблемы числа. 146 Lemaitre G. L " hypothese de 1 " atome primitif (1946), 1 " Univers (1951). Rayons cosmiques et cosmologie. 147 L. de Broglie. Matiere et lumiere, p. 21. Было бы любопытно сопоставить с этим учением ту метафизику света, которая развивалась в Средние века Witelo и другими философами. См. об этом, напр.: Gilson. La philosophie du Moyen-Age. Paris, 1944, p. 424. 148 Тут кстати указать, что библейский текст не говорит о создании света. Слова «да будет свет» скорее наводят на мысль, что в создание материальной основы уже была включена светоносная сила. 149 В системе Лосского все вообще качественные различия в мире объясняются активностью отдельных монад. 155 Обзор всех тем, связанных с идеей активного приспособления, см., напр., в кн.: Driesch. Philosophie des Organischen. 160 См. наиболее авторитетное изложение догматического учения о человеке в католичестве у Schoeben Dogmatik (1925) В. II.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

Скачать epub pdf 1 Точного соответствия надписанию книги в слав. переводе (и нашем) нет, по гр. ισμα (ват.) или ισμα σμτων (алекс.). Слав. взято из первого стиха, который поэтому опущен в слав. переводе, а во всех списках существует. 130 Такое же эстетическое впечатление дает, как работа искусного художника из драгоценных камней. 133 Слав. дщерей многих – греч. θυγατρς [букв, дщери, ср. Вульг. filiae] πολλν; по мнению толковников, многолюдного города. [В масор. чт. Озтпэ. У LXX и в Вульг. предложен букв. пер. Синод, пер. и все новейшие понимают как имя собственное (Батраббим). Ср. комментарий в: Word Biblical Commentary. Vol. 23 В. Song of Songs/D. Garrett, Lamentations/P. R. House. [Dallas], c2004. P. 235: «Читай па лат с отсылкой к Раббах (Rabbah) – аммонитскому городу недалеко от Есевона (Heshbon) на северовостоке. См.: Вгеппег А. [ANote on BatRabbim (Song of Songs VII 5)]//Vetus Testamentum. Vol. 42 (1992). [Fasc. 1.] P. 113115». По мнению А. Бреннер, речь идет о двух городах – моавитском Есевоне, отождествляемом с Tell Hesban на северной 1ранице Мертвого моря, и аммонитском Раббахе, – расположенных друг от друга на расстоянии всего лишь в несколько километров.] 134 М. б., башня, построенная Давидом или Соломоном на Ливане недалеко от Дамаска (Delit»ch. Hohes Lied und Kohelet. S. 113). 137 М. б., сходство по красному цвету волос, а по мнению преосв. Порфирия, по длине сходство с царской порфирой. 138 Слав. преристаниих – погреч. παραδρομας – галереями, где происходили ристания, состязания в беге ( 2Мак. 3, 28 ). Спускающиеся густые, искусно заплетенные, косы волос напоминали галереи ристалищные. Отмечаемые в 1–5 стт. черты физической красоты Суламиты, несомненно, возводят читателя к духовной всесовершенной ее красоте. 139 Греч. μγεθος – слав, величество; переведено стан у преосв. Порфирия, в синод, пер. и у всех толковников. 143 В образах 8–9 стт. оттеняется жизнь боголюбивой души, всецело принадлежащая БогуЖениху, посвящаемая Ему во всех своих «плодоприношениях», всех силах и способностях: «Все для Бога». В образах 11–13 стт. поэтически рисуется стремление той же души к удалению из мира и сосредоточение всей жизни на собственном духовном развитии и благоухании добродетелей и нравственного совершенства. Семы оставихом вся и вслед тебе идохом ( Мф. 19, 27 ) – вот краткое, без символов, изложение мысли Суламиты ( Мих. 7, 14 ). Читать далее Источник: Книги Екклесиаст и Песнь песней/В рус. пер. с греч. текста LXX, с введением и примеч. П. Юнгеров. - Казань : Центр. тип., 1916. - 66 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

– 2 октября 2014 года ПАСЕ резко осудила насилие против христиан на Ближнем Востоке, приняв специальную резолюцию. По прошествии полутора лет можно ли сказать, что этот документ возымел действие? – ПАСЕ не имеет в своем распоряжении средств для воплощения в жизнь своих идейных установок. Она может только призывать государства или другие международные структуры, обладающие нужными ресурсами, к действию. Что могла бы еще сделать ПАСЕ? Например, проводить регулярный мониторинг ситуации и постоянно привлекать внимание к этому вопросу. К сожалению, этого не происходит. – В прошлом году ПАСЕ признала существование дискриминации и нарушения прав христиан в Европе. Представительством Московского Патриархата при Совете Европы был создан сайт " Мониторинг прав и свобод православных христиан в Европе " . Какая вырисовывается статистика? – Представительство задалось целью создать данный мониторинговый механизм потому, что на сегодня такой механизм отсутствует. Вы нигде не найдете статистики по нарушению прав православных христиан в Европе. Но не потому, что таких нарушений нет, а потому, что никто не занимается систематическим сбором подобной информации. Для своей эффективности правозащитная деятельность должна иметь несколько составляющих: достоверный мониторинг фактов нарушений, хороший юридический анализ этих фактов, привлечение юридических механизмов (адвокатура, суды) к защите прав, а также хорошие взаимосвязи с правозащитным сообществом и вообще с обществом для мобилизации его внимания и сил на защиту от нарушений. Такой механизм непросто создать: нужны специалисты высокой квалификации со знанием иностранных языков и практики Страсбургского суда, нужны средства, хорошая организация работы. Еще важнее, чтобы он служил защите реальных прав людей, а не чьих-то политических интересов. – Какое количество случаев нарушения прав зафиксировано за прошедший год? – 22 июня Центр мониторинга нарушений прав и свобод православных христиан в Европе выпустил на английском языке доклад о нарушениях прав и свобод православных верующих в Европе в 2015 году. В отчете фигурируют 143 информационных сообщения, в которых говорится примерно о 130 фактах нарушений прав православных христиан в Европе, а также представлены официальные заявления священноначалия Православных Церквей и их официальных представителей, государственных и международных организаций на эту тему. Обработан большой объем информации, но мы знаем, что далеко не весь. Проект мониторинга держится на энтузиастах и добровольцах, которые обеспокоены этими нарушениями. Надеюсь, что проект будет развиваться и далее.

http://pravoslavie.ru/94557.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010