723 Описание Синодальных рукописей Горский и Невоструев 344, л. 40 оборот; 347, л. 61 оборот; 348, л. 11 оборот; 360, л. 35. [Относительно § 6 cfr Пидалион в примечании к 19 правилу Лаодикийского собора Закинфское издание стр. 428.] 724 Синодальная рукопись л. 261 оборот. В другом месте: «зде (в Греции) отнюдь ни в коем месте не слыхали есмы, чтобы пели Господи помилуй на октеньях, но везде говором говорят лики и вси предстоящии», ibid. 315 оборот. 725 В Новгородской 4 летописи под 1476г. (Собрание летописей IV, 130) читаем»: «Той же зимы некоторыи философове начаша пети: о Господи помилуй, а друзеи: Осподи помилуй», Из этого следует, что в 1476г. «Господи помилуй» уже пелось в Новгороде, но нисколько не следует, чтобы пелось уже и во всей Московской Руси. Совершенно вероятно, что именно философам Новгородским XV века и должно быть усвояемо нововведение. 727 Не говоря сказанного прямо, Паннонское житие Мефодия даёт некоторое основание подозревать это. О переводе Константином богослужебных книг житие выражается, что он перевёл «избранная службы». Слово избранные как будто хочет дать знать, что Мефодий после Константина дополнил его перевод служб. 728 Описание Синодальных рукописей Горский и Невоструев, Отдел III, 1, стр. 138 sqq и 143, л. 87 sqq и 110 оборот. 729 Если к Ярославу пришли три певца греческие, то это должно понимать не так, как понимает Степенная книга, которая говорит о приходе (I, 224), будто только с Ярослава началось у нас настоящее греческое пение, а так, что Ярослав достал возможно хороших учителей пения, с которых началось у нас пение улучшенное. 730 В одной рукописи XVII века написаны, вслед за уставом, главы иеромонаха Марка, «о недоведомых уставу». Вместо главы 77, где нужно было говорить: «когда не стихословим, Господеви поем»... писец сделал замечание: «и мы убо cee статьи из устава не выписахом, потому что в мирских церквах того указу не держат кроме монастырей»; далее, опуская главы – 79: «о еже како подобает творити литию» и 80: «о еже когда бывает лития и когда не бывает», писец говорит, что он не написал их «того ради, занеже в мирских церквах того предания не держат»,– Описание Синодальных рукописей Горский и Невоструев, Отдел II, 3, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

126 Огражду, окружу – в еврейск: ханити (от ханаг – castra metabor) – лагерем окружу. У 70 – подставлю воздвижение (αναστημα), т. е., укреплю, утвержду храм Мой против врагов. Св. Ефрем Сирин так читает и объясняет: «и поставлю в дому Моем приставника против всякого проходящего и возвращающегося – поражать того, кто проходит мимо, и возвращается, чтобы вступить с ним в брань». 128 Спасаяй – σζων. Вульгата и блаж. Иероним – Salvator – Спаситель; Халдейский и Сирский переводчики – Ereptor, liberator – Избавитель, Освободитель. 130 См. Христ. Чтен. за 1837 г. ч. 2 стр. 87. Корнелий a Lapide. полагает, что Господь Иисус Христос во время шествия в Иерусалим, попеременно восседал на осле и на ослице. 133 Халдейский парафраст и некоторые толковники, под изведением из рва разумеют – освобождение от Египетского рабства (Розенмиллер, Гроций и др.), или от Вавилонского плена (Друзий, Калмет и др. ), а бл. Иероним, св. Кирилл Александрийский и другие, разумеют освобождение узников из ада. См. Корнел. a Lapide., Калмета и Criticor. s. t. IV, в толковании книги свят. прор. Захарии. 134 Связаны сонмища – δσμιοι τς συναγωγς. Сирск. перев: vincti congregationis, т. е., Иудеи; с Еврейск: vincti spei. Так и в Вульгате. Розенмиллер полагает, что 70, в Еврейском, вместо тиква – spes, читали: никва – congregavit. См. Иер. 3:17 . 137 Ефремляне будут у Меня подобны колчану, полному стрел. Так объясняют это место раввины – Кимхи и Ярхи. У Розенмиллера hic. 140 В шуме прещения – ν σλ πειλς – в потрясающей угрозе, т. е. в потрясающих грозных явлениях. В евр. – in procellis austri – в южных бурях; Вульгат. – in turbine austri – в вихре юга. 141 «Это место, – говорит бл. Иероним, – относят ко временам Маккавеев, которым Сам Бог споборал и даровал победу, когда они сражались с Антиохом»; но сам относит ко временам Христианским, когда Бог даровал победу над врагами церкви. 143 Окрини – ς φιλας – η – чаша; в евр: мизрак сгатег – чаша или сосуд. Здесь разумеется сосуд жертвенный, наполняемый кровью закланных животных.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Вскоре после принятия аксумскими царями христианства в сер. IV в. в А. возводится Аксумский собор Богоматери Сионской. В сер. VII в. (по др. данным, в IX в.) А. был заброшен и перестал существовать как город, сохранив лишь значение культового центра, вся жизнь сосредоточилась вокруг этого собора. Неоднократно А. подвергался разграблению и разрушению (наиболее серьезно он пострадал в X в. от царицы Гудит и в 1533 от Ахмада Ибрахима аль-Гази ), но всякий раз возрождался. После династического переворота 1260 г. А. время от времени служил местом коронации эфиоп. императоров. Церемония совершалась в соборе Богоматери Сионской. Последним здесь короновался 21 янв. 1872 г. под именем Йоханнэса IV объединитель Эфиопии, выходец из обл. Тыграй Бэзбэз-Каса, стремившийся вернуть А. его былое величие. Однако после его гибели и воцарения правителя Шоа Менелика II в 1889 г. с надеждой на возрождение А. пришлось расстаться. В наст. время это небольшой эфиоп. городок, центр округа, ставший пограничным с 1991 г. после отделения Эритреи . Ист.: Claudii Ptolemaei Geographia. IV 8, 25 (рус. пер. в изд.: История Африки: Хрестоматия. С. 148); Cosmas Indicopleustes.Topographia christiana. II 48. 7–8; 51. 4; 54. 4; 55, ill.; 56. 4; 64. 13; III 66. 1; VI 1. 11; 6. 8; 10 (рус. пер. в изд.: История Африки: Хрестоматия. С. 191–193, 196–197); Liber Axumae/Ed. K. Conti Rossini//CSCO. Ser. 2. T. 8. 54 (Textus); 58 (Versio). P., 1909; 1910. (Scr. aethiop. 24; 27); Periplus maris Erythraei. § 4–5 (рус. пер. в изд.: История Африки: Хрестоматия. С. 100–101, 104); Procopius. De bello persico. I 19. 17; 22; 27 (рус. пер.: Прокопий. Война с персами. С. 62–63); Photius. Ex historia Nonnosi excerpta/Ed. I. Bekker, B. G. Niebuhr//CSHB. Bonnae, 1829. Pars 1. P. 478–482. Лит.: Littmann E., Lüpke Th. von. Reisebericht der Expedition: Topographie und Geschichte Aksums//Deutsche Aksum-Expedition. B., 1913. Bd. 1; idem. Sabäische, Griechische und Altabessinische Inschriften//Ibid. Bd. 4; Monneret de Villard U. Aksum: Richerche di topografia generale. R., 1938; Пигулевская Н. В. Византия на путях в Индию: Из истории торговли Византии с Востоком в IV–VI вв. М.; Л., 1951. С. 130–131, 150–152, 165, 168, 262, 268–270; Ethiopia: Statistical Abstracts, 1986. Addis Ababa, 1986. P. 33; Munro;Hay S. Aksum: An African Civilisation of Late Antiquity. Edinburgh, 1991. P. 9–29, 33–38, 104–143, 258–269; Neguissie C. Aksum and Matara: A Stratigraphic Comparison of Two Aksumite Towns//New Trends in Ethiopian Studies: Ethiopia, 94: Papers of the 12th Intern. Conf. of Ethiopian Stud. Michigan State Univ., 5–10 Sept. 1994/Ed. H. G. Marcus, G. Hudson. Lawrenceville, 1994. Vol. 1. P. 45–83; Phillipson D. W.The 1993 Excavations at Aksum//Ibid. P. 84–96; Francaviglia V. M. Rise and Fall of Obelisks at Aksum//Ibid. P. 26–35.

http://pravenc.ru/text/540784.html

б) С практическими началами Отделение третье. Бог творец и промыслитель человека § 120. Нужда и содержание учения о Творце и Промыслителе человека § 121. Состав человека § 122. Происхождение человека а) по учению св. писания и церкви § 123. б) разума § 124. О происхождении рода человеческого: а) ответ св. писания § 125. б) Ответ науки § 126. Происхождение души в каждом человеке § 127. Изображение достоинств первосозданного в наименовании его образом Божиим § 128. Другие, библейские изображения качеств первосозданного, именно: а) качеств ума и сердца § 129. б) Качеств воли § 130. в) Состояние тела – и отношение первого человека к видимой природе § 131. Учение церкви о свойствах первосозданного § 133. Действия промышления Божия о первосозданных до их падения, – по св. писанию § 134. По соображениям разума § 136. бб) По описанию других св. писателей § 137. вв) По учению церкви § 138. гг) По свидетельствам в преданиях народов § 139. б) Отношение Промыслителя к падшим первым людям § 141. По ученью н. завета § 142. Содержание всего ученья § 143. По ученью церкви § 144. Соображение разума § 145. Суд Божий над потомками Адамовыми, по ученью писания § 146. Учение церкви § 147. Основание вменения греха Адамова потомкам Адамовым     Первые годы жизни (1805–1812) Архиепископ Филарет, в миру Дмитрий Григорьевич Гумилевский, родился в 1805 году. Его отцом был священник села Конабеево Шацкого уезда Тамбовской губернии Григорий Афанасьевич Конабеевский, отличавшийся глубоким благочестием, был известен как замечательный проповедник и примерный пастырь. О рождении будущего архипастыря возвестил колокольным трезвоном юродивый Алексей, 25 лет подвизавшийся в подвигах поста и молитвы в селе Конабеево. Когда его спросили о причине звона, он ответил: «Рад Алешка, что родился великий Тимошка! А он будет звонить, звонить на всю Русь». С 5 лет Дмитрий пел на клиросе и знал наизусть почти всю Псалтирь. Однажды Дмитрий во время весеннего ледохода вскочил на льдину. Лед тронулся так быстро, что мальчик не успел заметить, как оказался в опасности.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Так глубоко проникает элемент двойства в самое бытие ума. Для достижения совершенства ум должен пройти две столь различные фазы развития, как созерцание бессознательное и созерцание сознательное, созерцание единого и сознание самого себя. В самой природе второго начала различаются две стороны: он есть и сущее, и ум 127 . Его деятельность есть мышление – с неизбежным различением между мыслящим и мыслимым 128 . Ум постоянно направляется в две противоположные стороны – к единому и к самому себе 129 . Правда, многие стороны этого двойства смягчаются: он есть тождество бытия и мышления, как сущее и ум 130 ; противоположность между мыслящим и мыслимым приводится к единству тем, что сам ум есть и мыслящее, и мыслимое, и мышление 131 ; различие (τερτης) уравновешивается тождеством (ταυττης), и движению, этому необходимому условию мышления, в уме противополагается стояние как положение себя тождественным самому себе 132 : но все это нисколько не придает уму той безусловной простоты какая отличает единое. Ум должен быть многим (πολς) 133 , множеством (πλθος) 134 , двойственным (διπλος) 135 ; он происходит из неопределенной двоицы и единого 136 ; он не прост (απλος), но многое (πολλ), представляя в себе мысленную сложность 137 ; он единое – оба, единое и два 138 , он должен быть прост и непрост 139 . Эта внутренняя множественность его природы отражается и на всем содержании его мышления: когда он созерцает единое благое, он видит его не как единое, но как не единое, как многое; это созерцание – так сказать – отлагается в уме в виде множества представлений 140 . Содержание ума – идеи, разнообразное множество представлений, целый идеальный мир 141 . Каждая из идей сохраняет некоторую самостоятельность, но все они объединяются в уме, как в центре, относятся к нему как виды к роду, как части к целому 142 . Идеи различаются одна от другой, но вместе и тождественны, потому что объединяются в уме, своем носителе 143 ; он, в отношении к ним, больше, чем простое их вместилище: каждая идея есть ум; идеи не отличны от самого существа его 144 . Поэтому Плотин имеет полное основание сказать, что ум не один только, но один и многие, один и все 145 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

124 Впоследствии, когда счёт листов будет показываться без обозначения времени издания той или другой книги, то это значит, что ссылка сделана именно на издание того года, какой показан в перечне сих книг. 125 Следует отличать эту Кормчую от другой, новоизданной, полной, с тремя толкованиями. В старопечатной Кормчей есть правила не цельные: или с пропуском в середине, или в конце, или сокращённые. В ней на некоторые правила приведены толкования Аристина, изредка Зонары. В полной же Кормчей после каждого правила идут толкования Аристина, Зонары и Вальсамона. Должно заметить, что современные передовые защитники раскола, особенно из поповцев, большей частью пользуются этой последней Кормчей. Из Истории русской церкви» митрополита Макария видно, что в древности у нас на Руси, со времени появления Кормчих в XIII веке, употреблялись различные списки их (m.VIII, с.143–169). 126 Не излишне предупредить и посторонних, чтобы никто из них не вмешивался в беседу и не делал своих замечаний в продолжение речи того или другого из собеседников. 127 Нынешние вожди раскола, как например: Коновалов, Усов, Перетрухин и другие, настаивают беседовать «по часам», то есть каждая сторона должна говорить только условленное время (например, 30 минут). Этого следует по возможности избегать, вследствие того, что за это время раскольнический собеседник успеет наговорить множество обвинений, разобрать которые, во всяком случае, не хватит установленного времени, а между тем тот же Коновалов в дальнейшей своей речи непременно упрекнёт миссионера, что вот де «о. миссионер так нам и не доказал то-то и то-то». А миссионер только было начал делать разбор дальнейших обвинений Коновалова, но время его уже прошло. 130 В Потребнике патриарха Иосифа на обороте 597 листа говорится: «проклинаю неистинно творящихъ крестное начертаніе иже на своихъ лицахъ крестъ единмъ перстомъ начертаютъ латыни, яко моноелитяне, и тако причастники ереси ихъ обртаются». 131 В начале шестидесятых годов прошлого столетия некоторые из белокриницких иноков перед своим присоединением к православной церкви послали в московский старообрядческий «Духовный совет» восемь вопросов, прося на них от старообрядческих «духовных властей» разъяснения на эти их вопросы.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

112 Супой – левый приток Днепра, впадает в Днепр ниже Переяславля Южного. Следующий за Супоем крупный левый приток Днепра – Сула. Супой и Сула – пограничные с половецкой степью реки. 113 Прилукъ – город в Переяславском княжестве. В некоторых списках «Повести временных лет» Прилуком называется город Переволочна. 114 …только семцю яша одиного живого… – Что означает слово «семца» – неясно (может быть, – младший член семьи, слуга). 124 …у Глбовы чади… – Интересно, что знатный половец носит русское имя. Русские имена у половцев встречаются неоднократно. 130 …Гюргева мати умре… – жена Мономаха. Она названа так по имени последнего, младшего сына Мономаха – Юрия. Эта жена Мономаха была дочерью последнего англосаксонского короля Гаральда, разбитого в 1066 г. в битве при Гастингсе с норманами Вильгельма Завоевателя. Дочь Гаральда Гита воспитывалась в Дании и была выдана за Мономаха, по-видимому, в 1074 или 1075 г. 137 А всх путий 80 и 3 великих… – В своем «Поучении» Мономах перечислил не все восемьдесят три «великих» похода, а только шестьдесят девять. О том, сколько было меньших «путей» (походов), дает отчасти представление упоминание Мономаха о ста своих поездках из Чернигова в Киев; следовательно, меньшие «пути» исчислялись сотнями. 140 Бирич – глашатай, вызывавший к суду ответчиков, а также сборщик податей и штрафов, блюститель порядка. 141 Стр. 164. О многострастный… – Этими словами открывается письмо Владимира Мономаха своему двоюродному брату Олегу Святославичу (Олегу «Гориславичу» из «Слова о полку Игореве»), написанное, по-видимому, в 1096 г. Поводом к переписке Мономаха и Олега послужило убийство младшего сына Мономаха – Изяслава в битве с Олегом. Вняв совету своего старшего сына Мстислава, которого крестил Олег Святославич, Мономах послал это письмо Олегу со словами примирения. 143 Стр. 166. …а сноху мою послати ко мн… – Кто была сноха Мономаха – вдова его сына Изяслава – неизвестно. 144 …сынъ твой хресьный с малым братомъ своимъ… – Мстислав Владимирович со своим младшим братом Юрием Владимировичем (Долгоруким).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

См. «Pages choisies du P. Laberthonnière». Персоналистична философская традиция, идущая от Мен де Бирана. 124 См. Б. Вышеславцев. Сердце. 125 См. две новых истории индусской философии: O. Smrauss. Indische Philosophie; и R. Grousset. Les philosophies indiennes, два тома. См. также René Guénon. L’homme et son devenir selon le Vêdânta. 126 См. Dilthey. Einleitung in die Geisteswissenschaften. 127 См. A. Vinet. Essais sur la manifestation des convictions religieuses et sur la séparation de l’Église et de l’État. 128 См. цитированную книгу Бергсона. 129 См. Romano Guardini. Vom Sinn der Kirche. 130 H. Михайловский в своей «Борьбе за индивидуальность» приблизился к пониманию проблемы, но философски он беспомощен. Он не понимал, что бороться за индивидуальность нужно не биологически, а духовно. 131 См., напр., марксиста-эмпириомониста А. Богданова «Тектология. Всеобщая организационная наука». 132 См. Haessle. Le travail. Книга написана в духе томизма, но заключает в себе верные мысли о труде. 133 См. интересную книгу Aron et Dandieu «La révolution nécessaire», которая стоит на персоналистической точке зрения и выражает социальные искания французской молодежи. 134 См. II т. Ясперса. «Existenzerhellung». Это наиболее интересный том его «Философии». 135 См. об этом также у Зиммеля в его «Soziologie». 136 См. Mussolini. Le Fascisme. 137 См. новую книгу вождя немецкого религиозного социализма Тиллиха «Die sozialistische Entscheidung». Тиллих не ставит экзистенциальной проблемы личности. 138 См. об этом у Ле-Бона, Фрейда, Зиммеля. 139 См. Тарда «О подражании». 140 См. его «Essais de psychanalyse». II. «Psychologie collective et analyse de Moi». 141 См. мою книгу «Христианство и классовая борьба». 142 См. интересную книгу Le Senne «Le devoir». 143 См. Max Scheler. Nature et forme de la sympathie. Под руками не имею немецкого издания. 144 Основная мысль теории Адлера. 145 См. мои книги «Миросозерцание Достоевского» и «Философия свободного духа». Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

…ели сныть несоленую. — Сныть (обл.) — трава, из которой крестьяне делают ботвинью. 130 (У Тургенева мужик говорит, что надобно осиротелую девчонку взять. Баба отвечает: «Нам самим сныть посолить нечем». А мужик говорит: «А мы ее несоленую!» — и девчонку взяли.) — Имеются в в виду следующие слова из стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Два богача»: «Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут, — не на что будет соли добыть, похлебку посолить… — А мы ее… и не соленую, — ответил мужик, ее муж». Как видно из текста, в произведении Тургенева слова «сныть» нет. 131 Потылица (обл.) — затылок, загривок. 132 Аскретки (обл.) — здесь: обломки. 133 Тукманка (обл.) — удар в голову костяшками пальцев, либо легкий удар кулаком. 134 Ночвы (обл.) — неглубокое деревянное корытце, лоток. 135 Обрушать (обл.) — обдирать зерно на мельнице. 136 Поличье (обл.) — здесь: улика, вещественное доказательство. 137 Хлопочки (обл.) — отрепье, клочки материи, тряпки. 138 Артос (или артус, церк.) — квашеный, кислый хлеб, освящаемый в первый день Пасхи. 139 Абандона — покинутая (от фр. abandonner — покидать). 140 Посконь (обл.) — здесь: конопля. 141 …в серой мгле повторялось все то, что было и в оны дни у колодца Ливанова. — Имеется в виду содержание гл. 4 «Песни Песней» Соломона. 142 Туезок (туесок) — бурачок, берестяное ведерко с тугою крышкой и дужкой на ней. 143 Братья Давенпорты — Вильям (1842–1874) и Ира (род. 1840) — мистификаторы; изображали медиумов и давали сеансы спиритизма во многих странах. 144 …приняв такие очертания, как баснословный пард или перуносный змей с лапами…— Пард или пардус (стар.) — зверь кошачьего рода, барс, леопард; Перун (старослав.) — бог грома и молнии. 145 …Николай Антонович Ратынский…говорил мне, будто Тургенев с тети Полли нарисовал в своем «Помещике» ту барыню, о которой сказал, что она «была не вздор в наш век болезненный и хилый». — Ратынский, Н. А. (1821–1887) — писатель, был цензором, членом совета по делам печати; наиболее известны его произведения: «Иезуиты», «Памятная книжка Орловской губернии», «Двор и правительство России сто лет тому назад»; цитата в кавычках — стихи Тургенева из поэмы «Помещик» (XIV строфа). 146

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

125. Ян-цзы чжи янь. – Чаша мирных изречений Ян-цзы. 126. Цзин сянь хуэй янь. – Сборник разных современных изречений. 127. Цзин сюнь тхан цун шу. – Сборник классических наставлений. 128. Сюй цзянь лу. – Собрание разных замечаний с возражениями. 129. Хуай сяо бянь. – Малое рассуждение в одной книге. 130. Вэнь ци и лань. – Замечательные для разумения вопросы. 131. Ду шу цза чжи. – Книга для школьного чтения. 132. Сань-цзяо чжен цзун. –Три вероучения, т.е. конфуцианство, даосизм, буддизм. 133. Шэн сюэ фань вэй тху. – Начертание священных для школы правил. 134. Ин цзянь. – Элементарные школьные правила. 135. Ди-цзы чжень янь. – Предварительные увещания и наставления учащимся (ди-цзы). 136. Нэй цзин ши и. – Собранные по смерти автора классические правила. 137. Бо ву дянь хуэй. – Изложенные в порядке правила и обычаи для руководства в жизни. 138. Гэ ву жу-мынь. – Руководящие правила для лиц вступающих в жизнь. 139. Чэу жень чжуань. – Руководящие правила для образованного человека. 140. Су ли. – Народный этикет, или обыденные правила вежливости и учтивости. 141. Чэу ши цзин нан. – Драгоценное собрание правил народной мудрости относительно учтивости. 142. Тхун су бянь. – Книга правил и обычаев, согласных с народными. 143. Дянь цзи бянь лань. – Дневник простонародья (Дянь-цзи). 144. Ин тхун iu и. – Стройное собрание разных правил о чести и справедливости. 145. Хань-мынь чжуэй сюэ. – Открытая дверь школьного ученья Ханя. 146. Ши ву юань хуэй. – Сборник элементарных упражнений. 147. Ю сюэ сюй чжи. – Элементарные уроки знания полезные для школы. 148. Ю сюэ сюнь юань. – Начатки школьных упражнений. 149. Сяо-сюэ гань чжу. – Червленые перлы элементарного знания. 150. Чун сюэ. – «Царственная мудрость», или серьезное изложение знания. 151. Сюэ лин. – Лес школьного знания. 152. Сюэ гу лу. – Краткое начертание древнего школьного знания. 153. И хань сюэ. – Начальные объяснения млечного знания т. е. школьные научные знания (сюэ). 154. Сяо сюэ чжу цзе. – Начатки школьного обучения. 155. Сяо сюэ чжен вэнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010