В-третьих, понятие «мировоззрение» неотделимо от понятия «смысл жизни» 124 , так как в конечном итоге именно смыслом жизни любого человека определяется его поведение 125 . Вопрос смысла жизни является для человека самым главным, это самый важный и самый главный вопрос, который должно решить мировоззрение 126 , это не отрицают даже атеисты. В-четвёртых, необходимо подчеркнуть неотделимость от этого понятия человеческой свободы: «мировоззрение в приказном порядке закрепить в сознании человека невозможно» 127 . В-пятых, человек должен не просто видеть мир – он должен видеть его таким, какой он есть в реальности. Предрассудки, мечты и фантазии изолируют человека от действительности, он начинает жить в виртуальной, или искусственной, реальности, в выдуманном им самим мире обмана и иллюзий 128 . В этом контексте возникает крайне важный вопрос: насколько объективной моделью 129 окружающего мира является то или иное мировоззрение? Объективность здесь является ключевым понятием. Объективность, или реальность,– это то, что существует независимо от человеческих ощущений 130 , сознания 131 , воли, возможностей 132 . В этом смысле термин «объективность» пересекается с термином «истинность»: «истина объективна в том смысле, что, будучи адекватным отображением объективной действительности, не зависит от того, признают её люди или нет» 133 . В этом контексте истиной является то, что соответствует фактам, а ложью – то, что не соответствует 134 135 . Объективное мировоззрение является адекватным отражением действительности, а необъективное противоречит фактам и реальности. Итак, проверим основные мировоззренческие системы на адекватность окружающей нас реальности, исходя из неоспоримых фактов и используя простейшие операции формальной логики для сравнения друг с другом мировоззренческих убеждений. Безрелигиозные мировоззрения К безрелигиозному мировоззрению относятся прежде всего атеизм и светский гуманизм, причём оба имеют ярко выраженный богоборческий характер 136 137 . Особое внимание следует обратить на то, что агрессивный атеистический характер этих мировоззрений авторы пытаются прикрыть авторитетом науки, называя его «научным» и противопоставляя религиозному. Дело в том, что «научное» мировоззрение в источниках советского периода понимается как «объективное» 138 , причём абсолютно объективное. В качестве очевидного доказательства авторы, начиная с В.И. Ленина и заканчивая нашими современниками, апеллируют к научно-техническому прогрессу 139 . Однако этот аргумент не является бесспорным: знания сами по себе не делают человека лучше 140 , более того, неоспоримый прогресс науки так и не решил ни одной проблемы человечества 141 142 , зато создал много новых 143 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Итак, все имена Божии не только не могут быть названы Богом, но и не могут быть названы действием Божием, поскольку они образованы действием человеческим, действием нашего измышления, хотя некоторые и по поводу известных воздействий Бога на нас в откровении. Богу никакие имена и слова не нужны, и Он их не образует и не имеет. Приписывать Богу «человекообразное действование» измышления и изречения имени это значит «унижать высокое учение мелкими и грубыми представлениями» 130 . У Бога есть только одно Слово 131 , «Слово сущее в начале и вечно пребывающее; Им все существует и стоит; Оно над всем владычествует и имеет всякую власть над небесным и земным; Оно – жизнь и истина, правда и свет, и всякое благо и сохраняет бытие всего» 132 . Но это единое Слово Божие не есть какое-либо из имен Божиих, произносимых людьми, и даже не подобно этим именам. Все, даже богооткровенные имена Божии, суть «наши слова» 133 , а «наше слово в сравнении с Словом, истинно сущим, есть ничто» 134 и о «Слове Божием должно признать, что, хотя называется Оно Словом, однакоже не имеет сходства с нашим словом, преходящим в нечто неосуществившееся» 135 . Тогда как имена Божии, произносимые нами, изчезают вместе со звуком голоса 136 , Слово Божие пребывает вечно 137 , ибо «как наше естество, будучи скоротечным, имеет скоротечное и слово, так Естество нетленное и всегда сущее имеет вечное и самостоятельное Слово» 138 . Имена Божии, как и все слова, ипостаси не имеют, тогда как «признавать неиспостасным Божие Слово нечестиво» 139 . Наше слово не производит чего-либо, тогда как Слово Божие создало все и «мир есть дело Слова» 140 . Итак, между словами человеческими, к каковым принадлежат и имена Божии, ипостаси не имеющие 141 и ипостасным Словом Божиим, есть сходство только по имени (μωνμως) 142 . Сын Божий назван Словом Божиим не потому, чтобы Он был подобен какому-либо слову человеческому, но для того, чтобы указать на бесстрастность рождения Его от Отца и понимать это наименование иначе, «понимать под Словом глас Отца; можно только по бессилию (мысли) и малоумию» 143 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

В дальнейшем повествовании Ю.В.Манна тема " Выбранных мест " уходит на задний план, хотя и не исчезает вовсе. В период с октября 1847 по январь 1848 гг. происходит переоценка Гоголем своей книги, внутреннее примирение с её критиками, настрой на продолжение художественного творчества (с. 115 - 120). Тогда же Гоголь впервые проявляет интерес к своему политическому оппоненту А.И.Герцену. Большое внимание Ю.В.Манн уделяет паломничеству писателя в Святую Землю в январе - апреле 1848 года (с. 121 - 128). Впрочем, событийная канва этого периода достаточно известна. Куда важнее рассмотрение причин и последствий этого паломничества (с. 128 - 130). В течение нескольких лет Гоголь возлагал на путешествие к Гробу Господню надежды на своё духовное обновление, воскресение в новом духе, избавление от страха смерти. И когда оказалось, что паломничество не произвело на него никаких особенных впечатлений, наступило разочарование, сомнение в том, что его " поприще " угодно Богу. Но в этот раз острое чувство богооставленности лишь побудило Гоголя " выслужиться " перед Ним завершением второго тома " Мёртвых душ " . Рассматривая трёхнедельное пребывание Гоголя в Одессе (с. 131 - 136), Ю.В.Манн справедливо выдвигает на первый план его встречи с Л.С.Пушкиным и А.С.Стурдзой. Характерно, что в последнем писатель вновь нашёл своего единомышленника. Напротив, посещение Васильевки и Киева в мае - августе 1848 г. было тяжёлым этапом в жизни Гоголя: за анекдотичностью его поведения скрывалось глубокое беспокойство и угнетённость духа (с. 136 - 143). Первый визит писателя в Москву после шестилетнего пребывания за границей был кратким и ознаменовался примирением с Аксаковыми (с. 144 - 145). Достойно удивления, что автор, говоря о Константине Аксакове, совершенно ничего не говорит о той уничтожающей критике, которой тот в мае 1848 г. подверг " Выбранные места из переписки с друзьями " . Поэтому причины столь бурной встречи К.С.Аксакова с Гоголем в сентябре могут быть непонятны читателям. Большое внимание Ю.В. Манн уделяет последнему визиту Гоголя в Петербург, продлившемуся менее месяца (с. 145 - 154). Речь в соответствующей главе заходит и о том, как Гоголь пытался воспитывать Анну Виельгорскую, и о новом приступе раскаяния в публикации " Выбранных мест " . Подробно рассматривая встречу Гоголя с видными литераторами-западниками (Некрасовым, Панаевым, Анненковым, Дружининым, Григоровичем, Гончаровым) у А.А.Комарова, автор констатирует и интерес писателя к современной русской литературе, и осуждение им европейских революций 1848 года, а попутно опровергает версию о возможном присутствии Достоевского на той встрече.

http://ruskline.ru/analitika/2009/10/22/...

Сложения его ж которые напечатаны 130 . Сечения их же начало, превысочайшему царю Трапезонскому, книга 5, лист 170 131 . Двоесловие его же, имяна Олвиян и Евлогий и Венедикт. Книга 7 132 . Его же двоесловие иное в нем же имяна Неофрон и Палетим, книга 5, лист 182 133 . Его же рыдание и поношение на цареградцких жителей, книга 10 и 9 134 . Того же кто даст мне крыле, книга 9 135 . 76. Соборное истязание и повеление патриархов восточных против Флоренского соборища. Его же начало, понеже прийде и преосвященный митрополит здесь. Книга 1, лист 97 и книга 10 136 . 77. Уставы святаго и вселенского собора который собрався в Царе Граде по взятии его, его же начало, веруем во единого бога, с последовании иливела (?), книга 10 137 . 78. Патриарха сирийского к царю. Книга 1, лист 99 138 . 79. Иеромнимона послания к Амасийскому. Книга 1, лист 85 139 . 80. Того же двоесловие. Книга 4 140 . 81. Максима Маргуния о исхождении Святаго Духа. Книга 1, лист 29 141 . 82. Все что писал Палама и еликая к тому делу належат 142 . 83. Догматическое всеоружие Евфимия Зигавина 143 . 84. Мелетия Пига патриарха Александрийского на папистов и лютеров калвинов книга 144 . Из 84 сочинений роспись называет 66 полемических трактатов, вошедших в состав рукописи и занимавших в ней более 500 листов; иначе говоря, вся основная часть нашего свода должна была по просьбе Досифея печататься на греческом языке в Москве. Приведённых данных, на наш взгляд, достаточно для вывода о создании сборника с целью подготовки к печати содержащихся в нём греческих полемических сочинений против латинян. Если же это так, то имеется возможность с ещё большей точностью, чем это сделано выше, определить время создания кодекса XVII столетие – время обострения борьбы православной церкви с протестантами. Одним из ярких эпизодов этой борьбы была анти-протестантская полемическая деятельность Досифея 145 . Важнейшим средством борьбы была полемика по основным вопросам вероисповедания церквей – православной и кальвинистско-лютеранской. Однако условия, в которых находился Досифей, резко отличались от положения его противников: эти последние имели многочисленные и великолепно оборудованные типографии, где могли в нужном количестве печатать всю необходимую для пропаганды своих взглядов литературу; Досифей же долгое время не имел в своём распоряжении ни одного печатного станка, не мог издать ни одной книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Fonkich/...

Иподиакон ποδικονος от греч. «πο»– под, внизу и «δικονος» – служитель) – клирик, занимающий среднюю степень между чтецом и диаконом и служащий главным образом при архиерее во время его священнодействий. Вернуться 125 Клирос (греч. «κλρος» – часть земли, которая досталась по жребию) – место для певчих на возвышении по обеим сторонам перед алтарем. Клиросы и поющие на них представляют хоры ангелов, воспевающие славу Божию. Вернуться 127 Просфора, или устар. просвира (др. – греч. «προσφορ» – приношение) – богослужебный литургический хлеб, употребляемый в Таинстве Евхаристии и для поминания во время Проскомидии живых и мертвых. Вернуться 128 Ризница – специальное место в алтаре или отдельное помещение при храме для хранения богослужебного облачения священников (прежде всего, риз) и церковной утвари (священных сосудов). Вернуться 129 Панагия (греч. «παναγα» – Всесвятая) – небольшой образ Богоматери, чаще всего округлой формы, носимый архиереями на груди. Вернуться 130 Митра (др. – греч. «μτρα» – пояс, повязка) – позолоченный головной убор, надеваемый во время богослужения представителями высшего православного духовенства и некоторыми заслуженными священниками. Вернуться 132 Потир (др. – греч. «ποτρ» – чаша, кубок) – литургический сосуд для освящения вина и принятия Святых Христовых Таин – чаша на высокой ножке с круглым основанием. Вернуться 134 Кордон (фр. «cordon» – шнур) – временный или стационарный пост лесной стражи или охраны заповедников. Кордоном называют также жилые и хозяйственные постройки для егерей и лесников. Вернуться 139 Вексель – долговой документ; письменное обязательство уплатить определенную сумму в оговоренный срок. Вернуться 140 Сбитень – старинный напиток из меда с пряностями, в число которых нередко входили лечебные травяные сборы. Вернуться 142 Ерш Ершович – персонаж одноименной сатирической повести конца XVI – первой половины XVII века. Здесь – искусный сутяжник, отчаянный спорщик. Вернуться 143 Епитрахиль – принадлежность богослужебного облачения православного священника и епископа – длинная лента, огибающая шею и обоими концами спускающаяся на грудь. Епитрахилью иерей покрывает голову кающегося христианина во время Таинства Исповеди.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Неподвластная добродетель ( греч.). 134 Logische Untersuchungen. II, 107. 135 Лог. исслед. I, 131. 136 Метафизическое убежище ( лат.). 137 Убежище неведения ( лат.). 138 Свидетельство бедности ( лат.). 139 Человек не должен доверять собственным делам, и, словно паралитик с расслабленными руками и ногами, должен он со слезами умолять Создателя о милости ( лат.). 140 Log. Unters. II, 94; ср. II, 22 стр. 141 Лог. Иссл. I, 130. 142 Log. Urn. II, 99. 143 Ib., 125. 144 Ib., 111. 145 Прояснять ( нем.). 146 Отлучение от воды и огня ( лат.) – означает лишение гражданских прав и изгнание. 147 Мы не решимся утверждать, что психологически возможно то, что абсурдно с точки зрения логики и геометрии ( нем.). 148 Ср. окончание «Исповеди» Толстого: «и тут, как то часто бывает во сне, мне представляется тот механизм, посредством которого я держусь, естественным, понятным, несомненным, несмотря на то, что наяву этот механизм не имеет смысла». 149 Лог. иссл. I, 163 и 191; ср. 117. 150 Рациональные истины и фактические истины ( фр.). 151 См. II m. Log. Unt. стр. 21 и 22, где Гуссерль говорит: «Nicht die mindeste Behauptung über reales Dasein» [никаких утверждений о реальном существовании] и «Ob es überhaupt Menschen und Natur gibt» [существует ли вообще человек и природа]. 152 Моменты просветления ( лат.). 153 Человек сам по себе, лошадь сама по себе ( греч.). 154 Здесь и теперь ( лат.). 155 Resp., 507c. 156 Идеальное, стало быть, застывшее ( нем.). 157 Eth. I, XXXVI. Append. Ср. Плотин. V, 1, 7. 158 То действие есть самое совершенное, которое производится непосредственно Богом, и чем больше нужно посредствующих причин, для того чтобы что-либо произошло, тем оно несовершеннее ( лат.). 159 Логич. исслед. I, 131 и в других местах. 160 Женатый философ – персонаж комедии ( нем.). 161 Логич. иссл. I, 206. 162 Философ: это человек, который постоянно переживает необыкновенные вещи, видит, слышит, подозревает их, надеется на них, грезит о них; которого его собственные мысли поражают как бы извне, как бы сверху и снизу, как привычные для него события и грозовые удары; который, быть может, сам представляет собой грозовую тучу, чреватую новыми молниями; это роковой человек, постоянно окруженный громом, грохотом и треском и всякими жутями. Философ: ах, существо, которое часто бежит от самого себя, часто боится себя, – но которое слишком любопытно для того, чтобы постоянно снова не «приходить в себя», не возвращаться к самому себе ( нем.). 163

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=699...

125 Лень ( лат .). 126 «Последний день приговоренного к смерти». (Прим. автора.) 127 Но где снега минувших лет? ( фр .) 128 Шесть крепких лошадей тащили экипаж ( фр .). 129 Однако следует заметить, что mac – по-кельтски обозначает сын. ( Прим. автора .) 130 Lirlonfa – свободно импровизируемый и лишенный смысла припев к куплетам песни. 131 Купидона. ( Прим. автора .) 132 Я не понимаю, как господь, отец людей, может мучить своих детей и внуков и слушать их вопли, не мучаясь сам. ( Прим. автора .) 133 Стих, порожденный возмущением ( лат .). Ювенал. Сатира, 1. 134 В душе ( итал .). 135 Para bellum – готовься к войне ( лат .). Произношение bellum ( лат .) – война сходно с bel homme ( фр .) – красивый мужчина. 136 Mondétour ( фр .) – извилистая гора. 137 Pot aux Roses (горшок роз) произносится так же, как Poteau rose (розовый столб). 138 Скоромные карпы ( фр .). 139 Carpe horas ( лат .) – лови часы – напоминает известную строчку Горация Carpe diem – лови день. 140 Matelote (матлот) – рыбное блюдо; gibelotte (жиблот) – фрикасе из кролика. 141 Горе побежденным! ( лат .) 142 Тимбрейский Аполлон ( лат .). 143 Не всем дано достигнуть Коринфа ( лат .) – античная поговорка. 144 Скверна Рима – закон мира (лат.). 145 По-царски и почти тиранически (лат.) . 146 Нечто божественное (лат.) . 147 Родина (лат.) . 148 Нашли младенца, завернутого в пеленки (лат.) . 149 Кто осмелится назвать солнце лживым? (лат.)  – Вергилий, Георгики. 150 Ярко (итал). 151 Умерший отец ждет идущего на смерть сына (лат.) . 152 Передают светильники жизни (лат.) . – Лукреций, кн. II. 153 Плуты, жулье (исп.) . 154 Ловушки (лат). 155 Католическая молитва. 156 Люблю тебя (англ.) . 157 Игра слов: cent six (сан си) – сто шесть. 158 Бессмертная печень (лат.)  – печень скованного Прометея, которую терзал орел и которая вновь срасталась. 159 Кара (лат.) . 160 Изыди (Сатана) (лат.) . Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=132...

126. Молитва ленивого – пустое слово. 127. Презирай то, в чем не будешь нуждаться, освободившись от тела. 128. Того, что ты не сможешь удержать, приобретя его, – не проси у Бога. 129. Приучай свою душу иметь о себе самые высокие после Бога мысли. 130. Не почитай ничего, что может у тебя отнять дурной человек. 131. Только приличествующее Богу считай благом. 132. Достойное Бога и мужа благого. 133. Что не ведет к блаженству божескому, не даже и к человеческому. 134. Желай того, чего желал бы Бог. 135. Кто чтит лишь то, что и Бог, – тот есть сын Божий. 136. Насколько тело вожделеет – душа не знает Бога. 137. Стремление к приобретению – начало корыстолюбия. 138. От себялюбия рождается несправедливость. 139а. Тело создано, чтобы немного отягощать душу. 139b. Невыносимым тело делает сластолюбие. 140. Все преизбыточествующее враждебно человеку. 141. Любя то, чего не должно , не полюбишь того, что должно. 142. Если ты печешься о недобром, от тебя сокроется доброе. 143. Мысль мудреца всегда с Богом. 144. В мысли мудреца обитает Бог. 145. Мудрец узнается по немногословию. 146. Вожделение ненасытимо, а потому и всегда находится в нужде. 147. Мудрое всегда подобно себе. 148. Для блаженства достаточны ведение Бога и уподобление Ему. 149. Дурные люди, когда им льстят, делаются еще хуже. 150. Восхваляемый порок становится невыносимым. 151. Язык твой да следует за умом твоим. 152. Лучше необдуманно бросить камень, чем слово. 153. Перед тем, как говорить, – подумай, чтобы не сказать того, чего не должно. 154. Слова без смысла – пустой шум. 155. Многословие не избежит греха. 156. Мудрость сопровождает немногословие. 157. Многословие – знак невежества. 158. Люби истину. 159. Ложью пользуйся как лекарством. 160. слов твоих да предшествует время. 161. Говори, когда молчать не подобает. 162а. Молчи о том, чего не знаешь. 162b. О чем знаешь, говори, когда необходимо. 163а. не вовремя слово – изобличение дурного образа мыслей. 163b. Когда нужно делать – не разглагольствуй. 164а. В собрании не старайся говорить первым.

http://azbyka.ru/otechnik/6/izrechenija-...

346 В роде " сынов Кореевых«, т.е. потомков некогда возмутившегося и погибшего Корея, внука Каафова ( Чucлa XVI ) из колена Левиина, появляются одаренные высшими способностями люди, призываемые Давидом к служению Богу, и в потомства которых унаследованы по-видимому таланты и песнопения отцов. Это весьма замечательное указание, ибо по-видимому ( 1Nap. VI, 22–27 ) и Самуил был потомок Корея. Если Господь за неверие именно (ср. прим в Свящ. Летоп. т. II, на Исход XX, 5–6) наказывает род до третьего поколения, то милость Его простирается до тысячи родов на любящих Его и конечно также на тех, кои не пошли по стопам неверующих отцов. 347 Ефама (или Ефана) и Емана внука Самуила мы встречаем в числе ле­витов певцов в 1Пар. VT, 33 и 34. Езрахитянами они вероятно названы по имени какой-либо местности, где было их место жительства. 348 Псалмы 107, 108, 109,121 (песнь восхождения), 123 (п. восх.), 130(п. восх.), 132 (п. восх.), 136, 137, 138, 140, 141, 142, 143, 144. Кроме того именем Давида озаглавлен псалом без числа (151 по счету), которого нет в еврейском. О песнях восхождения см. ниже. 351 Из 150 псалмов по надписанию еврейскому только 73 принадлежат Давиду, из других псалмов может быть один или два принадлежат Соломону. 12 сынам Кореевым (в числе их один Емана); 12 Асафу; один Ефаму и один Моисею. 35 (или 37) псалмов не надписаны никаким именем. 352 Вопрос о греческой библии времен Птоломеев есть вопрос первостепенной важности. Надо помнить, что это драгоценный документа, н это вопрос открытый еще – чтение ли еврейское, или чтение греческое надо предпочесть во многих неясных местах ветхозаветных книг. Напоминаем, что все евангельские цитаты, как и цитаты Апостолов, берутся из Александрийской библии LXX. 353 Напр. пророчество Иакова в Быт. 49 ; песнь Моисея в 15 гл. Исхода и в Второз, в 32 гл.; песнь Деворы в 5-й гл. Судей; молитва Аввы во 2–1 гл. первой квиги Царств; псалом Давида в 22-й гл. второй кн. Царств; последние слова его в 23-й главе той же книги, молитва Езекии в 20-й гл. четвертой книги Царств (и у Исаии гл. 38) и мн. др.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В распространении философии Г. в России важную роль на разных этапах их существования сыграли журналы «Телескоп», «Москвитянин», «Московский наблюдатель», «Современник», но в особенности образовавшийся в 40-х гг. XIX в. в Москве философский кружок Н. В. Станкевича , в состав к-рого входили М. А. Бакунин, В. Г. Белинский , М. Н. Катков и др. Увлечение философией Г. оставило след в лит. деятельности каждого из членов этого кружка: Станкевич переводил ст. «Опыт о философии Гегеля» Вильма, Бакунин - «Гимназические речи» Г. и написал к ним «Предисловие», в к-ром истолковал знаменитое «что действительно, то разумно» как необходимость «примирения с действительностью», в частности «с нашею прекрасною Русскою действительностью». По мнению Г. Г. Шпета (К вопросу о гегельянстве Белинского. С. 143-144), Бакунин и Катков философски верно истолковали «учение Гегеля о действительности как объективировании духа», а основные идеи «Предисловия» определили гегельянство Белинского на этом этапе его эволюции (Там же. С. 121); в дальнейшем он разочаровался в Г. и в просвещении как в кратчайшем пути к установлению социальной справедливости. В др. кружке, А. И. Герцена и Н. П. Огарёва , споры вокруг философии Г. очень скоро приобрели политическую окраску. Герцен (Т. 3. С. 124-130) обсуждал основные идеи феноменологии и философии природы Г., сопровождая их собственными критическими замечаниями. Его отрицательному направлению импонировала диалектика Г.; он называл ее «алгеброй революции» и видел в ней не только средство развенчания иллюзий, но и разрушительную нигилистическую силу. «Диалектика Гегеля,- писал Герцен,- страшный таран, она, несмотря на прусско-протестантскую кокарду, улетучивала все существующее, все мешающее разуму» (Т. 20. С. 348). Огарёв в ранний период философского творчества тоже испытал влияние Г., разрабатывая план своей буд. философии, он опирался на его учение об абсолюте. В 30-40-х гг. XIX в. философия Г. стала проникать в учебные курсы духовных и светских учебных заведений.

http://pravenc.ru/text/Гегель.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010