И было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин Пелгуй (в святом Крещении Филипп) видел на рассвете ладью, плывущую по морю, и на ней святых мучеников Бориса и Глеба, в багряных одеждах. И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру». Когда Пелгуй сообщил о видении прибывшему князю, святой Александр повелел, по благочестию, никому не говорить о чуде, но ободренный, с молитвою, мужественно повел войско на шведов. «И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым своим копьем». Ангел Божий незримо помогал православному воинству: когда наступило утро, на другом берегу реки Ижоры, куда не могли пройти воины святого Александра, также было множество перебитых врагов. За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал святого Александра – Невским. Опасным врагом оставались немецкие рыцари. В 1241 году молниеносным походом святой Александр вернул древнюю русскую крепость Копорье, изгнав рыцарей. Но в 1242 году немцам удалось захватить Псков. Враги похвалялись «подчинить себе весь славянский народ». Святой Александр, выступив в зимний поход, освободил Псков, этот древний Дом Святой Троицы, а весной 1242 года дал Тевтонскому ордену решительное сражение. На льду Чудского озера 5 апреля 1242 года сошлись оба войска. Воздев руки к небу, святой Александр молился: «Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом велеречивым и помоги мне, Боже, как древле Моисею на Амалика и прадеду моему, Ярославу Мудрому, на окаянного Святополка». По его молитве, помощью Божией и ратным подвигом крестоносцы были полностью разгромлены. Современники ясно понимали историческое значение Ледового побоища: прославилось имя святого Александра по всей Святой Руси, «по всем странам, до моря Египетского и до гор Араратских, по обе стороны Варяжского моря и до великого Рима». Западные пределы Русской земли были надежно ограждены, настало время оградить Русь с Востока. В 1242 году святой Александр Невский со своим отцом, Ярославом, выехал в Орду. Митрополит Кирилл благословил их на новое многотрудное служение: нужно было превратить татар из врагов и грабителей в союзников.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Возможно, в 1240-1241 гг. И. попытался встать во главе Киевской митрополии, не имевшей предстоятеля после разгрома Киева монголами в 1240 г. (Киевский митр. Иосиф тогда погиб или бежал из города); вероятнее всего, тогда же был разрушен и Угровск. Следствием действий И. стало его низложение с Угровской кафедры и перевод центра епархии в Холм: «Бе бо прежде того пискуп Асаф во Угровськы скочи на стол митрополич и за то свержен бысть стола своего, и переведена бысть пискупья в Холм» (Там же. Стб. 740). По-видимому, И. попытался занять кафедру в Киеве, в 1239 г. захваченном Даниилом Галицким, без ведома князя, к-рый находился в 1240-1241 гг. в Венгрии и в Польше. После возвращения Даниила на Русь в 1242 г. последовали низложение И. и перенос епархиального центра Забужья из Угровска в новую столицу владений Даниила Романовича - Холм (город основан, вероятно, в 30-х гг. XIII в.). В. Т. Пашуто высказал предположение, что И. в столь смелом поступке опирался на поддержку влиятельных галицких бояр, враждовавших с Даниилом Романовичем; данное обстоятельство послужило причиной того, что кн. Даниил сместил И. и с митрополичьей, и с епископской кафедр. По гипотезе Щапова, И. претендовал на Киевский стол при поддержке кн. Даниила, к-рый впосл. по какой-то причине изменил свою позицию и выдвинул другого претендента - свт. Кирилла II (III) ( Щапов. 1989. С. 189). В любом случае к 1242/43 г. кн. Даниил Романович определил кандидата на митрополичью кафедру: в Галицко-Волынской летописи сообщается о том, что, скрываясь от возвращавшихся из Венгрии монгольских войск, кн. Даниил «поима с собою Коурила митрополита» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 794; свт. Кирилл в 1242/43 был нареченным митрополитом, его поставление состоялось в 1247). (Представляется неверной реконструированная А. В. Поппе биография И., в к-рой попытка архиерея занять пустовавшую Киевскую кафедру отнесена к 1220-1224 гг., ранее управления Угровской епархией ( Поппе А. В. Митрополиты Киевские и всея Руси: (988-1305 гг.)// Щапов. 1989. С. 202-203. Примеч. 10). Данная хронология противоречит сообщению летописи о том, что И. попытался стать митрополитом, будучи Угровским епископом.)

http://pravenc.ru/text/578078.html

Об этом походе 1242 г., окончившемся договором, по которому Иоанн сложил с себя знаки царского достоинства и стал деспотом, подчинившись верховной власти Ватаци, было изложено в главе о западном царстве Ангелов Дук. Но поход 1242 г. мог закончиться уничтожением Салоникского государства и присоединением Македонии к царству Ватаци, если бы не были получены грозные известия с Востока. Оставленный регентом юный Феодор Ласкарь, сын Ватаци, с его советниками (по хозяйственным делам – Музалоном, по военным – Ливадарием) доносил, что монголы напали на сельджукское мусульманское государство. Последним правил с 1237 г. малодушный, преданный пьянству и разврату Гиас ад-дин Кейхозрев II, сын могущественного Ала ад-дина, при котором было отбито первое нападение монгольского тумана (корпуса в 10 000 всадников). Всегда превосходно осведомленные монголы, видя слабое правление Гиас ад-дина, осмелели, сначала напали на область Эрзерума (1240), а затем в 1243 г. полководец великого хана Угедея Яртагунойон с 30 000 всадников вторгся в пределы сельджукского Иконийского султаната. Гиас ад-дин в ужасе сзывал под свои знамена турок и наемных франков; последних у него было до 2000 под начальством Иоанна из Кипра и Бонифация из Генуи. Ко всем вассалам султаната Иконии (Рум) были разосланы гонцы с требованием прислать их контингент, но князь Малой Армении отделался обещаниями, сирийские и месопотамские эмиры не пришли, кроме алеппского; лишь Мануил Трапезунтский, кажется, прислал своих грузин и лазов. Под Сивасом (Севастией) 40 000 монголов разбили наголову Гиас ад-дина (1243), хотя у последнего было тысяч шестьдесят; сельджуки и франки должны были биться храбро, но тактика монголов была первая в свете. Начался разгром султаната Рум. Эрзерум к тому времени уже пал (1241–1242); жители Сиваса выдали все имущество и срыли городские стены; Кесария, вторая столица султанатов Конии, была сровнена с землею, и население ее перебито. Гиас ад-дин в отчаянии обратился к Ватаци за помощью против врага, грозного для них обоих, и в Триполисе на Меандре состоялось их свидание. Благоразумный Ватаци ограничился дружескими уверениями, и хорошо сделал, иначе мог бы навлечь на свою державу судьбу, которая постигла Русь за помощь половцам. Вернувшись в свою Конию, Гиас ад-дин послал послов к монголам, прося о мире, стал данником великого хана Угедея и скоро умер (1245). При его малолетних детях некогда грозный султанат Рум стал управляться монгольскими перванами и баскаками.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

В советских Вооруженных силах были учреждены ордена в честь знаменитых русских полководцев. В апреле 1942 года в СССР прошло всенародное празднование 700-летия Ледового побоища. К этому событию были написаны известные полотна П.Д. Корина и В.А. Серова . В советской прессе было опубликовано значительное количество материалов, посвященных событиям 1242 года, целью которых были подъем и поддержание патриотического настроения в рядах красноармейцев и мирного населения . Были выпущены почтовые открытки и расклеены плакаты с изображением князя Александра Невского . А 29 июля был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении (по сути – восстановлении) ордена Александра Невского . В блокадном Ленинграде осенью 1942 года художницами А.А. Лепорской и А.А. Ранчевской было произведено декоративное оформление притвора в Троицком соборе, где до 1922 года находилась рака с мощами святого князя Александра Невского. А весной 1943 года был открыт доступ к местам захоронения великих русских полководцев – Александра Невского, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, Петра I . В 1944 году в Троицком соборе была устроена выставка, посвященная святому князю Александру Невскому, которую посетило большое количество военнослужащих Ленинградского фронта и жителей города. Эта волна гражданской популярности благоверного князя поддерживалась и Русской Православной Церковью. В годы войны ею были собраны пожертвования на строительство авиационной эскадрильи имени Александра Невского. Имя князя воспринималось как символ борьбы с германской агрессией на русские земли. При этом во внимание было взято то, что новгородский князь, разбивший в 1242 году на льду Чудского озера рыцарей Тевтонского ордена, как никто другой подходил для советской пропаганды против фашистской Германии: «Гитлер, отважившийся напасть на СССР, будет разбит Красной Армией так же, как Александр Невский одолел рыцарей Тевтонского ордена в 1242 году» . Мощи благоверного князя вновь были возвращены из Казанского собора, в котором размещался Музей истории религии и атеизма, в Александро-Невскую лавру в 1989 году.

http://pravoslavie.ru/48583.html

В стеснённых условиях падает значение Владимирского великого княжения, слабеет централизующая политическую жизнь Суздальщины власть великих князей. На западе крепнет независимость Новгорода, несмотря на все усилия «низовских» князей поддержать свою власть в Новгороде; замирает на время их наступление к северу и северо-востоку, и Новгород не испытывает, как прежде, постоянного утеснения своих путей и даней. Время великого князя Ярослава Всеволодовича: его сыновей и внуков – сложный период заката силы великого княжения Владимирского. Постепенно назревает агония великокняжеской власти старого типа, агония эта вызвана упадком интересов, которые питали потребность объединения, давлением татарской власти, усилением самостоятельности Великого Новгорода. Давление новых условий сказывается на судьбе Ярослава Всеволодовича и на деятельности Александра Ярославича. Только что схлынула к югу татарская сила. Ярослав занял великое княжение после брата, погибшего на реке Сити, и тотчас вступает на прежние пути великокняжеской политики. В 1239 году он с новгородцами ставит город на реке Шелони, победоносно отражает в 1240 году нападение шведов, в 1242 году набег на Псков немецких рыцарей. Подобно прежней деятельности Ярослава – новгородского князя, эта западная борьба Александра есть проявление политики владимирских великих князей. Дорожа «низовской обороной» новгородцы тяготились неизбежным, при таких условиях, усилением своей зависимости от княжеской власти. Но в трудную годину выхода не было. Осенью 1242 года врезывается в судьбы Велико-россии новая сила – татарская власть. Ханский посол потребовал приезда Ярослава Всеволодовича на поклон хану Батыю в Золотую Оду; «и прииде пожалован»: хан признал за ним, по сообщениям наших летописей, старейшинство над всеми князьями русской земли. Ярослав ездил в Орду с сыном Константином, которому пришлось, по ханскому приказу, ехать в далекую Монголию на поклон великому хану. По возвращении Константина не привела ни к чему, ему пришлось доживать свои век на Юрьеве Польском.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

государям (не исключено, что этот титул использовался и раньше) ( Острогорски. Автократор. С. 326, 327, 329; Наумов . Господствующий класс. С. 232-233); есть также сведения об именовании В. царем (Там же. С. 242). В. выдал ряд жалованных грамот (хрисовулов), содержащих привилегии и льготы (Там же. С. 115-119): мон-рю Богородицы на Бистрице, основанному Стефаном Неманей, островному Вранина на Скадарском (Шкодер) оз. (1242) и, вероятно, мон-рю Милешева. В 1237 г. В. организовал перенесение из Тырнова в Милешеву мощей св. Саввы. Иоанн Асень II желал оставить мощи святого в своей столице, В. пришлось лично уговаривать тестя вернуть их на родину и сопровождать перенесение святыни. Очевидно, В. наряду с архиеп. Арсением был инициатором написания проложного Жития св. Саввы и служб на его успение и перенесение мощей (см.: О делима у Cmyдuje. Београд, 1970. С. 273-276). Христос благославляет кор. Владислава. Роспись ц. Вознесения мон-ря Милешева. До 1228 г. Христос благославляет кор. Владислава. Роспись ц. Вознесения мон-ря Милешева. До 1228 г. В последние годы правления В. заметно ослабли его позиции в Приморье, возможно, в результате монг. набега 1241 г., но нельзя исключать, что он мог уступить нек-рые земли, пытаясь найти союзника в грядущей междоусобице: с 1241 г. источники вновь упоминают изгнанного из Зеты в правление кор. Радослава его двоюродного брата Георгия Вукановича, сначала как князя в Улцине, а в 1242 г. как короля. Вскоре после смерти Иоанна Асеня II (1241) В., лишившийся поддержки тестя, был свергнут младшим братом Урошем I, к-рый дал ему в удел с сохранением королевского титула юж. часть серб. приморских владений в Зете со столицей в Шкодере. В качестве удельного соправителя В. играл значительную роль в политической жизни региона, во всяком случае в Далмации: в договоре болг. царя Михаила II Асеня, заключенном с Дубровником в 1253 г. и направленном против Сербии (см.: Стари српске и писма. Сремски Карловци, 1934. 1. Дио 2. С. 206-207), В. фигурирует наряду с Урошем в качестве основного противника.

http://pravenc.ru/text/154993.html

«От юности возлюбил он Христа и отвращался мирского суемудрия, услаждался гласом церковных песней, и душа его жаждала поучений святых отцов; бдения всенощныя и тайныя к Богу молитвы были любимым его занятием». В 1236 г. св. Александр сделан был князем Новгородским. Вскоре (в 1240 г.) на его княжество напали Шведы, чтобы вместе с укреплением своего владычества на берегах Финского залива распространить католичество между туземными Финскими племенами. Собрав сильное ополчение, Шведский король послал его в устье Невы под предводительством «Вейлгера Свейскаго» (Биргера Шведского). Св. Александр не устрашился врагов и вышел против них. Сильный не столько войском, сколько верой в помощь Божью, он, выступая в поход, в чувстве глубокого убеждении говорил перед битвой: «не в силе Бог, а в правде». В день битвы, на восходе солнца, начальник береговой стражи на Финском заливе, Пелгуй (во св. крещении Филипп), видел свв. Бориса и Глеба, плывших в лодке по Неве, и слышал, как один из них говорил другому: «поможем родичу нашему Александру». Узнав об этом чудесном видении, св. князь Александр еще более укрепился в надежде на помощь свыше и в решимости дать первый отпор грозному движению германства и латинства на св. Русь. На берегах реки Невы св. князь с немногочисленной дружиной одержал над врагами полную победу, за которую и получил название Невского. В 1242 г. он освободил г. Псков от немцев, в том же году на льду Чудского озера одержал славную победу в сражении (известном под именем «Ледового побоища») над Ливонскими рыцарями, а затем (в 1242 и 1245 г.) одержал целый ряд побед над Литовцами. Сделавшись (в 1250 г.) великим князем Владимирским, св. Александр много потрудился над восстановлением и устройством русской земли, сильно в то врем страдавшей от насилия татар, и являл себя твердым защитником и хранителем православия. Он многократно являлся в стан татарских ханов, чтобы ходатайствовать пред ними за угнетаемую родину, и этим не только предотвратил много бедствий, но и успел испросить у ханов многие льготы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Закрыть itemscope itemtype="" > В Нижнем Новгороде пройдет патриотическая акция Авто-мотопробег «Дорогой патриотов» 18.05.2022 523 Фото: Википедия 21 мая в Нижнем Новгороде пройдет Нижегородская культурно-патриотическая акция Авто-мотопробег «Дорогой патриотов», говорится в пресс-релизе, поступившем в редакцию Русской народной линии. Время: 11:00-19:00. Место старта: Нижний Новгород, Кафедральный Собор во имя Святого благоверного князя Александра Невского, ул. Стрелка, 3 А. 21 мая в России традиционно отмечается День памяти русского героя нижегородского земского старосты Кузьмы Минина. 21 мая – день его кончины. «День памяти гражданина Минина» – общенациональная дата, которая заложена в дореволюционные времена. В Нижегородской области – это особо почитаемое торжество, утвержденное Областным Законодательным собранием в 1999 году и с тех пор традиционно отмечаемое. В связи с чем патриотически настроенная молодежь и ряд общественных организаций Нижнего Новгорода приняли решение провести 21 мая Авто-мотопробег «Дорогой патриотов». Празднество приурочено к основополагающим для России датам, это – «1242-1612-1812-1942-2022-» годы. Краткое расписание Авто-мотопробега:  Авто-мотопробег «Дорогой патриотов – 1242-1612-1812-1942-2022-…» посвящен 780-летию Народной Победы на Чудском озере, 410-летию Подвига народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, 210-летию Победы Нижегородского земского ополчения 1812 года, а также участию в Великой Отечественной войне митрополита Нижегородского и АрзамасскогоНиколая (Кутепова). Первый авто-мотопробег состоялся в 2012 году. 11:00.Сбор авто- и мотоколонны у Кафедрального собора во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского.  12:00.Торжественное открытие мероприятия с молебном перед Казанской иконой Божией Матери. 13:00-17:00. Посещение пл. Народного единства с возложением цветов, комплекса Зачатьевской башни Нижегородского кремля, Вознесенского Печерского мужского монастыря, МАУК «НГМТиОП» (Парка Победы),Чкаловской лестницы у катера-памятника «Герой»,Собора Всемилостивого Спаса и Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня Староярмарочногос панихидой у могилы митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова). 

http://ruskline.ru/politnews/2022/05/18/...

«молодой церкви Финляндии» по Э. Хешу), и противостояли продвижению католицизма на свои земли. Тогда-то в «миссионерскую деятельность» включились крестоносцы, мечем внедряя католицизм. Изгнавшие в 1240 г. молодого князя новгородцы видимо успели за год ощутить прелести «цивилизованной жизни», принесенной рыцарями на их земли, и вновь призвали Александра Ярославича в Новгород. В 1241 г. стремительным ударом он захватил Копорье и разбил немцев на побережье Финского залива. Его активность не вызвала восторга у подбиравшегося к вековому рубежу папы Григория IX. В новой булле от 6 июля 1241 г. он призывал уже норвежского короля содействовать «крестовому походу... против язычников в земли соседних», что, по мнению Б. Я. Рамма, означало «Прибалтику, районы Финского залива, где развернулась большая война против Руси» (23). В то время, как, по словам Дж. Феннела, «немецкие рыцари были менее активны», князь Александр в начале 1242 г. вернул еще и Псков и перешел на эстонско-немецкую территорию, явно напрашиваясь на непонятное И. Н. Данилевскому столкновение «с достаточно сильным и опасным для Новгорода и Пскова... противником». Такая оценка силы врагов молодого князя несколько отличается от его же, И. Н. Данилевского, утверждения, высказанного ранее, что в Ливонском и Тевтонском орденах число крестоносцев не превышало ста пятидесяти человек [Дж. Феннел придерживается мнения, что в двух орденах было чуть более ста рыцарей (С.143)]. Если сто пятьдесят рыцарей — это «достаточно сильный и опасный противник», а гибель 40 рыцарей при Шяуляе — это «сокрушительное поражение», то выведенные из строя в Ледовом побоище 26 рыцарей — всего лишь рядовое сражение... Дело здесь, конечно же, не в самих рыцарях, а в том небольшом отряде от 8 до 30 человек, который каждый из рыцарей возглавлял в зависимости от своих материальных возможностей. В отряд входили профессиональные воины — лучники, оруженосцы и т. д., нанятые за деньги или взятые из своих крепостных рыцарем. То есть, немецкие рыцари, атаковавшие вместе с набранными эстонцами 5 апреля 1242 г. дружину Александра Невского, действительно представляли собой значительную военную силу и цифры русских летописей, не выглядят надуманными. Но эта значительная военная сила разбилась о стратегию Александра Ярославича, мужество новгородцев, псковичей и владимирцев, присланных его отцом Ярославом Всеволодовичем под предводительством родного брата Александра — Андрея.

http://pravoslavie.ru/5193.html

Вообще, в Киеве католики появились довольно рано. Бенедиктинцы пришли вместе с купцами, завязавшими в начале XII в. торговые связи между Регенсбургом и древним городом на Днепре. Бенедиктинцы, жившие на Руси, главным образом занимались духовным окормлением обитателей западных купеческих колоний. В Киеве в середине XII в. был даже учрежден бенедиктинский монастырь, заселенный выходцами из шотландского аббатства Вены и подчиненный ему административно 85 . В Никоновской летописи от 1174 г. записано, что великий князь Ярослав Изяславич обложил всех жителей Киева данью, в том числе «латыню, живущую в Киеве». Отметим, что католическая община в Киеве не была единственной. К числу наиболее древних католических храмов Киева, о которых сохранились письменные свидетельства, относится доминиканский храм во имя Пресвятой Девы Марии, существовавший между 1222 и 1242 гг. в окрестностях Софийской улицы. Несмотря на то, что в 1233 г. доминиканцы были вынуждены покинуть Киев, храм продолжал свое существование. Это следует из содержания охранной грамоты (подорожной), выданной аббатом бенедиктинского кляштора в Вене 4 января 1242 г. двум монахам, бежавшим из кляштора Пресвятой Девы Марии на Руси (de claustro S. Mariae in Ruscia) вскоре после того, как Русью овладели татаро-монгольские войска 86 . Судя по всему, храм был деревянным, и простоял он в Киеве около 20-ти лет, будучи сожжен татаро-монголами при взятии Киева. Жили католики и в других землях Киевской Руси. К сожалению, татаро-монгольское иго надолго замедлило развитие церковной жизни в киевских землях в целом, что сказалось и на местных католических общинах, в частности. Особо отметим, что совместное проживание в Киеве православных христиан и католиков благотворно сказалось на повышении богословского уровня верующих, принадлежавших к обоим вероисповеданиям. Православные и католические богословы, участвовавшие в диспутах, могли активнее выявлять особенности своих вероисповедных систем. Эта практика складывалась, очевидно, уже в XII–XIII вв., и в рукописном сборнике «Просветитель литовский» (XIV в.) об этом говорится: «Ныне слышим в Руси Киевской от мудрых и ведущих человецех составляют ответы на всякия ереси от божественных писаний и от того всяк знает и ведает, и учится, что с ними говорити, и ответ дати иноверцом от божественных писаний о своей православной вере; понеже у них в земли много людей и всяких вер и тому у них учатся от младенчества» 87 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010