Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИСЛАВ [тронное имя - Владислав Стефан] (ок. 1200 - 11 нояб. между 1264 и 1281), св. серб. король (1234-1242) (пам. 24 сент.). Внук Стефана Немани (см. Симеон Мироточивый ), 3-й сын Стефана Первовенчанного (см. Симон монах ) от брака с Евдокией, дочерью визант. имп. Алексея III Ангела . В. женился ок. 1234 г., вероятно во 2-й раз, на Белославе, дочери болг. царя Иоанна Асеня II. От этого брака имел сыновей Стефана и Десу, а также дочь, имя к-рой не сохранилось, выданную замуж за кн. Чуру Качича, владетеля Омиша в Сев. Далмации. До восшествия на престол В. был соправителем старшего брата Радослава, они совместно подтвердили в 1230 г. жалованную грамоту г. Котору. Через 4 года, после битвы при Клокотнице (1230), в к-рой болг. войска Иоанна Асеня II разгромили армию эпирского имп. Феодора Ангела , на дочери к-рого был женат кор. Радослав, В., опираясь на серб. вельмож, сверг с престола старшего брата, лишившегося поддержки тестя. Архиеп. св. Савва I , не одобряя этих действий, но и не видя выхода из ситуации, короновал В. и способствовал заключению его брака с болг. царевной - дочерью сильнейшего в то время государя на Балканах. Серб. агиографические источники (Житие св. Саввы - см. статьи Доментиан, Феодосий Хиландарец ) и восходящие к ним позднейшие родословия характеризуют В. в сравнении с братьями очень положительно ( Наумов. Господствующий класс. С. 242-243). По благословению св. Саввы В. ок. 1234 г. начал возведение и роспись своей задужбины, мон-ря-мавзолея Милешева . В. участвовал в церковном Соборе в Жиче, на к-ром св. Савва передал обязанности Главы Сербской Церкви своему преемнику - архиеп. Арсению I , и щедро снабдил св. Савву средствами для благотворительности и раздачи милостыни во время путешествия по св. местам. После изгнания из страны Радослава В. заключил мирный договор с Дубровником, а 23 июля 1237 г. со Сплитом. В. так же, как Радослав, титуловал себя «кралем всех сербских и поморских земель», при нем было впервые документально зафиксировано употребление титула «самодержец» применительно к серб.

http://pravenc.ru/text/154993.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Церковно-политическая ситуация в прибалтике в XIII веке В 1230 г. в Ливонию прибыл папский легат Балдуин. Несколько позже папа Григорий IX лично посвятил его в епископа Земгалии и дал ему полномочия папского легата в Ливонии, Готланде, Финляндии, Эстонии (Эстляндии) и Курляндии. Балдуин получил право проповедовать учение Христа в пределах своего округа, наказывать духовных лиц за провинности, посещать с ревизиями церкви, утверждать и посвящать в епископы. В случае противодействия он имел даже право отлучать, запрещать, вплоть до наложения интердикта . В 1234 г. папа Григорий IX лишил Балдуина полномочий легата с оставлением его в должности епископа Земгальского и назначил на его место Вильгельма Моденского . Наступление католических государств и рыцарских Орденов на страны Восточной Прибалтики в XIII в. вызвано было, по мнению финского историка Г. Доннера, не желанием захватить и поработить прибалтийские народы, а напротив, оно ставило «благие» цели распространения католичества и «передовой» европейской культуры. Так, идеализируя Вильгельма Моденского, Доннер писал: «Наиболее характерной чертой его было стремление к миру. Куда бы он ни приходил, он умело умерял страсти, примирял борющиеся стороны и старался установить длительный мир» . И все же, излагая события 30-х гг. XIII в., Г. Доннер вынужден был показать ведущую роль Вильгельма в подготовке католическими государствами похода 1240 г. на Русь. Пытаясь оправдать Вильгельма, финский историк считал, что организованная папой и его легатом экспансия против русских земель все же имела «благородную» цель — подчинить греко-православную Церковь католицизму . Русская историография еще в XIX в. связывала немецко-шведскую агрессию против Руси в 1240–1242 гг. с деятельностью Римской курии. Впервые мысль о направляющей роли курии высказал Н. Г. Устрялов . Более четко она сформулирована в 60-х гг. Н. И. Костомаровым и в его трактовке прочно вошла в русскую историческую литературу. Надо, однако, заметить, что до нас «не дошло ни одного источника, где говорилось бы о роли папского престола в подготовке похода на Русь в 1240–1242 гг. и содержащего открытый призыв к нападению на русские земли» . Обычно историки ссылаются на буллу папы Григория IX от 9 декабря 1237 г. как на документ, в котором содержится призыв к походу на Русь. В действительности булла, обращенная к «верным католикам» Швеции, призывала к крестовому походу на финское племя емь, восставшее в начале 30-х гг. против шведов. Русские могли лишь подразумеваться в булле как союзники финнов.

http://sedmitza.ru/lib/text/430103/

С.Б. Сорочан Константин Багрянородный. О фемах (незрелая работа начинающего автора по географии и административному устройству Империи, носящая в значительной степени умозрительный и систематизирующий характер. Составлена после 934 г. и не позже 944 г., когда Константин VII, будучи соправителем своего тестя, Романа I Лакапина (919–944), фактически был отстранен от реальной власти, но, пылая неудовлетворенным честолюбием, направлял его на «антикварно-литературные» занятия в тиши библиотек и архивов 1224 . Трактат содержит описание Империи по провинциям и иногда излагает историю той или иной провинции. При этом обнаруживается масса сведений, заимствованных из трактатов V–VI вв. (Стефана Византийского, Иерокла), когда фемного строя еще не существовало. Однако нет достаточно веских оснований говорить о том, что сочинение отразило только «обстоятельную географию империи в эпоху Юстиниана» и оказалось слабо пригодно для политической практики первой трети X в. 1225 , поскольку Константин Багрянородный в своей работе учел и новейшие для его времени данные. Трактат делится на две книги: первая описывает Азию (17 фем), вторая – Европу (12 фем). Херсон указан как 12-я европейская фема. Пер. Г. Ласкина). [Описание Фракии, Македонии, Стримонской фемы, Фессалоники, Эллады, Пелопоннеса, Кефалонии, Никополя, Диррахия, Сицилии, Лонгивардии]. Двенадцатая фема, Херсона 1226 . Херсон в древности никогда не состоял в числе фем 1227 или на степени митрополий 1228 , но владетели Воспора 1229 господствовали над самим Херсоном и другими климатами 1230 , так что Боспорцы как бы имели царскую власть. История эта такова. Воспор город Понта у Киммерийского залива, и пролив того же имени 1231 , называемый от Ио, дочери Инаха 1232 , о чем пишет Эсхил в «Прометее» 1233 : ...Навсегда велик Останется рассказ твоих скитаний, Твой путь Боспором будет наречен 1234 . Страбон же в 11-й книге «Географии» 1235 пишет следующее: Все подчиненные Воспорским царем называются Воспорианами. Митрополия европейских Воспориан Пантикапея, а азиатских Фанагория 1236 . Свидетельствует и Флегон 1237 в 15-й Олимпиаде 1238 , что над Воспором царствовал Котий, царь Воспорский 1239 , которому Кесарь 1240 приказал носить диадему и подчинил ему города, в числе которых упоминается и Херсон 1241 . Два места называются Воспорами: один, называемый Киммерийским, около Херсона 1242 , другой у Византии 1243 , о чем пишет Фаворин 1244 :

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОВОЛЯ Доволя [серб. монастырь в честь Успения Пресв. Богородицы Милешевской епархии Сербской Православной Церкви. Находится близ Колашина на р. Тара. Предание приписывает основание монастыря кор. Владиславу (1234-1242) или кор. св. Милутину (Стефану Урошу II) (1282-1321). Более вероятно, он был основан в кон. XV в. 1-е письменное свидетельство о Д. относится к 1513 г., когда монастырь посетил митр. Герцеговинско-Захумский Иоанн и освободил братию от денежных обязательств перед митрополией. 27 июня 1544 г. митр. Герцеговинский Никанор подтвердил эту привилегию ( Руварац И. О хумским епископима и херцеговачким митрополитима. Мостар, 1901. С. 13). Тур. документы сообщают, что на протяжении XVI-XIX вв. мон-рь неск. раз обновлялся: после 1545 г. по разрешению судьи г. Плевля, в кон. XVI в., в 1632 г. по разрешению тур. султана Мурада IV, в 1799 г., при митр. Герцеговинском Анании ( Записи. 2. 5500), и в 1875 г. В XVII-XVIII вв. Д. имела материальный достаток и неск. раз покупала угодья, виноградники, часто получала дарения верующих, в т. ч. богослужебные книги и сосуды. Т. к. мон-рь находился в труднодоступном месте, в нач. XIX в. в нем прятали от турок мощи свт. Арсения I , архиеп. Сербского. В 1813 г. братия в ответ на просьбу получила помощь от рус. имп. Александра I. В 1833 г., при митр. Герцеговинском Иосифе, в Д. были построены кельи (Там же. 5. 9209). В сер. XIX в. Д. неск. раз подверглась нападениям турок. В 1849 г. мон-рь опустел, в 1875 г. был обновлен, но после пожара 1886 г. вновь опустел. Обновлен в 2007 г. Церковь построена в традициях серб. архитектуры XIII в.: купольное однонефное строение (18,5×6,5 м) с полукружной апсидой и пространным притвором. Лит.: C. за српску ucmopujy из руских архива и библиотека//ССКА. Capajebo, 1922. 53. С. 95, 111; Архитектонски споменици на Тари и под Осоговом, З. 1933. 12. С. 143-153; В. Манастир же. 1934. 13. С. 41-45; Ф. Турски документи ман-ра Св. Троице код 1935. 89. С. 34, 38; Шупут М. Српска архитектура у доба тур. власти: 1459-1690. Београд, 1984. С. 27, 29, 73, 75; С. Уметничко од турског до 1557. г.: Велика обнова: Уметност прве дeцehuje по обнови nampujapшuje (1557-1614)//Ucmopuja српског народа. Београд, 1993. Т. 3. 2]. С. 332, 366. С. Петкович Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/178704.html

Предвидя скорую кончину, Д. встретился в Венеции с папским легатом кард. Уголино ди Сеньи (впосл. папа Римский Григорий IX ), к-рого он просил позаботиться о судьбе ордена. В кон. июля, вернувшись в мон-рь св. Николая в Болонье, Д. заболел и скончался. Заупокойную службу совершил прибывший в Болонью кард. Уголино. Согласно завещанию, Д. был погребен под монастырским храмом св. Николая. Позднее из-за расширения мон-ря старый храм был снесен и заменен новым, а могила Д. оказалась во дворе. В ночь на 24 мая 1233 г. мощи были перенесены в новый храм; перенесение мощей сопровождалось чудесами. В июле того же года папа Григорий IX назначил комиссию из 3 чел. для подготовки материалов для канонизации Д., к-рая состоялась 3 июля 1234 г. (булла «Fons sapientiae Verbum»), день литургической памяти 5 авг. В 1558 г. папа Павел IV перенес празднование памяти Д. на 4 авг., впосл., по намеченной Ватиканским II Собором реформе 1969 г., память была перемещена на 8 авг. Первые биографии Д. были написаны его преемниками, генеральными магистрами доминиканского ордена, Иорданом Саксонским (1185-1237) и затем Гумбертом Римским († 1277). Наиболее достоверным источником сведений о жизни Д. считается соч. «Libellus de initiis ordinis praedicatorum» (Книжица об основании ордена проповедников) Иордана Саксонского, оказавшее значительное влияние на все последующие сочинения, посвященные ордену. Работа над ней началась не ранее 25 дек. 1231 г. (дата смерти Тулузского еп. Фулька) и не позднее 1234 г. (канонизация Д.), предположительно в 1233 г. Испанец Петр Ферранд, пытаясь адаптировать «Книжицу...» Иордана Саксонского для использования в доминиканском богослужении, в 1237-1242 гг. исключил из текста детали, не имевшие прямого отношения к Д., и заменил их подробным изложением испан. периода жизни святого: уточнил имена родителей, добавил истории из детства католич. святого, описание деятельности Д. в Испании, а также привел список чудес, составленный в ходе процесса канонизации. В 1245 г. генеральный капитул ордена дал полномочия рим. доминиканцу Константину (впосл. епископ Орвието) отредактировать сочинение Петра Ферранда. В 1254 г. Гумберт Римский, 5-й генеральный магистр ордена, используя тексты Петра Ферранда и Константина из Орвието, составил др. редакцию биографии Д.

http://pravenc.ru/text/178842.html

1233 Эсхил (525/4–456/5) – старший из трех великих древнегреческих поэтов, автор 90 трагедий. Одна из его пьес называется «Прикованный Прометей». 1234 Такую мифологическую трактовку названия пролива Боспор Константин Багрянородный мог найти в статье Bosporos из географического словаря-лексикона Стефана Византийского «Описание народов», который был издан в правление Юстиниана I. 1237 Греческий историк Флегонт из малоазийского города Траллы, отпущенник императора Адриана (117–138 гг. н.э.). 1238 В XV книге Олимпиад (см.: Scythica et Caucasica/Ed. B. Latyshev. – 1906. – Vol. 2. – C. 512). 1241 Речь идет об установлении протектората более сильного в военном отношении Боспрского царства над Херсоном, что скорее всего произошло на рубеже 20-х – 30-х гг. II в. после вывода римской вексилляции из города (см.: Кадеев В. И. Херсонес Таврический в первых веках н.э. – Харьков, 1981. – С. 24; Зубаръ В. М. Херсонес Таврический и Римская империя. – К., 1994. – С. 37). Таким образом, ставя Херсон рядом с Боспором, Константин Багрянородный, по выражению Г. Ласкина, «опять повторяет зады», которые, разумеется, ни в малой степени не соответствовали исторической ситуации IX–X вв. 1242 Имеется в виду Боспор на Керченском полуострове, поэтому его соседство с Херсоном весьма условно, разве только как «земли», пограничной с «землей» Херсона и климата. 1243 Византий (Византия) – название древнегреческого города на берегу Босфора Фракийского, на месте которого при Константине I в 330 г. возникла столица Византийской империи – Новый Рим или Константинополь 1244 Ритор и сотавитель энциклопедических сочинений из римского города Арелата (совр. Арля) в провинции Нарбонская Галлия, рядом с устьем Роны. Жил при императоре Адриане, был учеником греческого оратора и философа Диона из Прусы или Хрисостома (ок. 40–120 гг. н.э.), другом греческого ученого, писателя Плутарха (ок. 46 – после 119 гг. н.э.) и римского наместника в Британии, тоже писателя, Секста Юлия Фронтина (ок. 40–103 гг. н.э.). 1245 В данном случае речь идет не о заливе или бухте, а о проливе Босфор, который ромеи называли ta Stenon – «Узкий».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

9. ЯРОСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ, сын Князя Владимира Мстиславича, княжил во Пскове с 1214 года, а в следующем году по какому-то неудовольствию ушел к Лифляндским Рыцарям и вступив к ним в службу, ходил с ними во все походы на Естляндцев, Литовцев и даже на соотчичей своих Псковичей, о чем подробнее сказано уже во общей Истории Псковского Княжества. Пребывая в Лифляндии, он не преставал именоваться Псковским Князем, дарил Лифляндцам Псковские земли, в которых не имел и власти, отогнал от себя свою первую супругу, и женился в Лифляндии на другой, вел странную жизнь по-рыцарски и скончался в Лифляндии около 1245 года. Со времени выезда его из Пскова в 1214 году принят паки Псковичами на княжение отец его Владимир Мстиславич, и княжил с 1216 по 1222 год; потом въехал. После сего вторичного Владимирова княжения Псков присоединился к Новгороду: но в 1226 году отстав от оного, заключил особый союз с Лифляндскими Рыцарями и управлялся своими Посадниками, за что Новгородский Князь Ярослав Всеволодович долго на Псковичей злобился и хотел идти войной, однако же Новгородцы не согласились. 10. ЮРИЙ МСТИСЛАВИЧ, шурин Новгородского Князя Ярослава Всеволодовича, по примирении с ним Псковичей и по просьбе их о даче им Князя себе, прислан 1232 года от него во Псков. За сие Рыцари разорвали со Псковичами свой союз: а Юрий в том же году ходил на Лифляндцев к городу Медвежьей Голове (Одемпе) и оставил там свой гарнизон. В 1234 году он с Ярославом ходил к Юрьеву на Рыцарей, которые против его вышли, передовые Русские войска сперва разбили и прогнали: но поле на реке Амовже (Ембах) сами разбиты и многие волости их были разграблены и сожжены. Потом заключено перемирие на три года, по силе коего в 1239 году Юрий даже посылал 200 человек Псковичей в помощь Рижским Рыцарям на Литву, но в 1240 году при нашествии Лифляндцев на Псков и по сдаче им города сего изменой одного из Псковских же именитого человека Твердилы, Юрий выехал. По освобождении же Пскова Князем Александром Ярославичем Невским в 1242 году, присоединено Псковское Княжество к Новгородскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Др. политическое образование располагалось у Карпатского прогиба, в юго-зап. части Вост. Прикарпатья. В ходе экспансии Венгерского королевства к востоку от Карпат в 1228 г. была создана Половецкая (Куманская) епископия . Наследник венг. престола Бела писал в 1234 г. Римскому папе Григорию IX о том, что валахи, проживающие на территории епископии, не только не слушают епископа, присланного папой, но и привлекают на свою сторону венгров и немцев из Трансильвании, а также имеют собственных «псевдоепископов», т. е. правосл. архиереев ( Hurmuzaki. 1887. Vol. 1. P. 132-133). Наличие церковной иерархии подразумевает присутствие здесь автохтонного политического формирования, к-рое предшествовало образованию католич. епископии. Монгольское нашествие 1241-1242 гг. приостановило расширение влияния Венгрии к востоку от Карпат. Во 2-й пол. XIII в. у дельты Дуная установил свое господство монг. темник Ногай, к-рый держал в непосредственном подчинении южные и центральные области Восточно-Карпатского региона. Другие области этого региона находились в даннической зависимости от власти темника. На этих территориях были назначены адм. лица - баскаки, к-рые собирали с населения дань. С монголами сотрудничали аланы (осетины), к-рые образовали собственное формирование к северу от дельты Дуная. Начиная с XIII в. источники отмечают существование в сев.-зап. части Восточно-Карпатского региона, находящегося лишь в даннических отношениях с монголами, у границы с Галицкой Русью, в области т. н. Шепеницкой земли, более крупного воеводства. В 1276-1277 гг. итал. летописец Томмазо Туски (Фома Тосканский) сообщал, что кор. Богемии Пржемысл Оттокар II не смог получить помощь от русинов в борьбе с Рудольфом Габсбургом, потому что они находились в конфликте с «блахами» у границы княжества. Польск. летописец Ян Длугош писал, что в 1326 г. те же «блахи» вместе с русинами и литовцами участвовали в польской экспедиции против Бранденбургского маркграфства, а в 1301 г. о «стране влахов» по соседству со «страной русинов» рассказывает араб. хроника ( Spinei. 1982. P. 190-196).

http://pravenc.ru/text/2564044.html

Продолжатель традиции Александрийской экзегетической школы Евагрий оставил после себя ряд комментариев к Священному Писанию , написанных в жанре схолий. Частью монашеской практики выступало постоянное чтение Священного Писания, в результате чего библейский текст вплетается (иногда в виде точных цитат, иногда в виде аллюзий) во все сочинения Евагрия, и его экзегетические сочинения очень важны для понимания всего его учения. Особенный интерес представляют его «Комментарий к книге Притч» и «Комментарии к Псалтири» 1232 . Сохранились также его «Комментарии к Екклесиасту» 1233 . Большинство произведений Евагрия было составлено в форме коротких сентенций, удобных для запоминания. Так написаны два связанных между собой трактата, обращенные «к девам» и «к монахам» («Sententiae ad monachos» и «Sententiae ad virginem») 1234 . Такую же форму имеет трактат «О молитве», который дошел до нас на греческом языке под именем Нила Синайского 1235 . На греческом языке сохранился и трактат «О помыслах» ( Περ Λογισμν), авторство которого долгое время также приписывалось Нилу 1236 . Теме борьбы с различными «помыслами», которые объединяются Евагрием в восемь основных типов, посвящен трактат «Опровержение» ( Αντιρρητικς), который упоминают Палладий и Сократ, что говорит о его популярности среди современников Евагрия. Тем не менее он сохранился только в сирийском и армянском переводах 1237 . На сирийском и армянском языках до нас дошло несколько небольших произведений Евагрия, отчасти экзегетического, отчасти аскетического содержания, которые в значительной части остаются неопубликованными 1238 . Три наиболее объемных сочинения Евагрия объединяются современными исследователями 1239 в своего рода трилогию, являющую его учение в последовательном изложении: «Практик» ( Πρακτικς), «Гностик» ( Γνωστικς) и «Гностические главы» ( Κεφλαια Γνωστικ). Трактат «Практик», посвященный «умному деланию» (греч. πρακτικ), полностью сохранился на греческом языке 1240 . Значительно меньшее по объему сочинение «Гностик», в котором идет речь о духовном знании, дошел до нас на греческом языке только частично 1241 . В полном виде он сохранился в переводах на сирийский и армянский 1242 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

В шестнадцать лет, когда Ярослав Всеволодович уехал в Киев, Александр вступил на самостоятельный жизненный путь. Начало его княжения в Новгороде пришлось на крайне тяжёлое время в истории России, смертельная угроза нависла одновременно с Запада и Востока — со стороны западных держав и католических рыцарских орденов, а также татаро-монголов. Чаще всего при словах «крестовые походы» вспоминаются романтизированные истории про «подвиги» западных рыцарей на Святой Земле (в Палестине), тогда как менее известно, что крестовые походы совершались и на Русь. Один из таких был провозглашён в 1232 году папой Римским Григорием IX. При Омовже в 1234 году князь Ярослав Всеволодович разбил рыцарей. Однако угроза сохранялась, и продолжать дело отца по защите рубежей вынужден был молодой князь. В 1240 году в поход на Русь отправилось шведское войско, по словам древнерусского писателя, « с огромной силой, пыхая духом ратным». Шведы высадились на берегу Невы, о чём Александру доложили разведчики. Показательно, как по-христиански воспринял князь известие о вторжении шведов. В «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» сказано, что он « разгорелся сердцем и вошел в церковь Святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: „Боже славный, праведный, Боже великий, крепкий, Боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, Ты повелел жить, не преступая чужих границ“. И, припомнив слова пророка, сказал: „Суди, Господи, обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне“». Положившись на Бога, молодой князь проявил полководческую мудрость, тщательно продумав военную операцию. В результате внезапного удара шведы были разбиты. Победа вошла в историю как Невская битва и спустя столетия вдохновила Петра Великого на постройку Александро-Невской лавры. Павел Корин. Триптих " Александр Невский " (1942 г.). Нашествия рыцарей не прекратились. В 1241—1242 годах князь постоянно вёл оборонительные действия, в 1242 году отбил занятый крестоносцами Псков. Апофеоз военной деятельности Александра — Ледовое побоище на Чудском озере 5 апреля 1242 года. Первоначальный натиск рыцарей Ливонского ордена был остановлен фланговыми ударами. Часть ливонцев была уничтожена, другие бежали. По условиям перемирия крестоносцы отказывались от ранее завоёванных земель, а Новгород на какоето время получил передышку. Победа стала примером воинской доблести русского человека и прологом побед над германцами уже в XX веке.

http://ruskline.ru/opp/2021/09/13/aleksa...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010