Продолжатель традиции Александрийской экзегетической школы Евагрий оставил после себя ряд комментариев к Священному Писанию , написанных в жанре схолий. Частью монашеской практики выступало постоянное чтение Священного Писания, в результате чего библейский текст вплетается (иногда в виде точных цитат, иногда в виде аллюзий) во все сочинения Евагрия, и его экзегетические сочинения очень важны для понимания всего его учения. Особенный интерес представляют его «Комментарий к книге Притч» и «Комментарии к Псалтири» 1232 . Сохранились также его «Комментарии к Екклесиасту» 1233 . Большинство произведений Евагрия было составлено в форме коротких сентенций, удобных для запоминания. Так написаны два связанных между собой трактата, обращенные «к девам» и «к монахам» («Sententiae ad monachos» и «Sententiae ad virginem») 1234 . Такую же форму имеет трактат «О молитве», который дошел до нас на греческом языке под именем Нила Синайского 1235 . На греческом языке сохранился и трактат «О помыслах» ( Περ Λογισμν), авторство которого долгое время также приписывалось Нилу 1236 . Теме борьбы с различными «помыслами», которые объединяются Евагрием в восемь основных типов, посвящен трактат «Опровержение» ( Αντιρρητικς), который упоминают Палладий и Сократ, что говорит о его популярности среди современников Евагрия. Тем не менее он сохранился только в сирийском и армянском переводах 1237 . На сирийском и армянском языках до нас дошло несколько небольших произведений Евагрия, отчасти экзегетического, отчасти аскетического содержания, которые в значительной части остаются неопубликованными 1238 . Три наиболее объемных сочинения Евагрия объединяются современными исследователями 1239 в своего рода трилогию, являющую его учение в последовательном изложении: «Практик» ( Πρακτικς), «Гностик» ( Γνωστικς) и «Гностические главы» ( Κεφλαια Γνωστικ). Трактат «Практик», посвященный «умному деланию» (греч. πρακτικ), полностью сохранился на греческом языке 1240 . Значительно меньшее по объему сочинение «Гностик», в котором идет речь о духовном знании, дошел до нас на греческом языке только частично 1241 . В полном виде он сохранился в переводах на сирийский и армянский 1242 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

В шестнадцать лет, когда Ярослав Всеволодович уехал в Киев, Александр вступил на самостоятельный жизненный путь. Начало его княжения в Новгороде пришлось на крайне тяжёлое время в истории России, смертельная угроза нависла одновременно с Запада и Востока — со стороны западных держав и католических рыцарских орденов, а также татаро-монголов. Чаще всего при словах «крестовые походы» вспоминаются романтизированные истории про «подвиги» западных рыцарей на Святой Земле (в Палестине), тогда как менее известно, что крестовые походы совершались и на Русь. Один из таких был провозглашён в 1232 году папой Римским Григорием IX. При Омовже в 1234 году князь Ярослав Всеволодович разбил рыцарей. Однако угроза сохранялась, и продолжать дело отца по защите рубежей вынужден был молодой князь. В 1240 году в поход на Русь отправилось шведское войско, по словам древнерусского писателя, « с огромной силой, пыхая духом ратным». Шведы высадились на берегу Невы, о чём Александру доложили разведчики. Показательно, как по-христиански воспринял князь известие о вторжении шведов. В «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» сказано, что он « разгорелся сердцем и вошел в церковь Святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: „Боже славный, праведный, Боже великий, крепкий, Боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, Ты повелел жить, не преступая чужих границ“. И, припомнив слова пророка, сказал: „Суди, Господи, обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне“». Положившись на Бога, молодой князь проявил полководческую мудрость, тщательно продумав военную операцию. В результате внезапного удара шведы были разбиты. Победа вошла в историю как Невская битва и спустя столетия вдохновила Петра Великого на постройку Александро-Невской лавры. Павел Корин. Триптих " Александр Невский " (1942 г.). Нашествия рыцарей не прекратились. В 1241—1242 годах князь постоянно вёл оборонительные действия, в 1242 году отбил занятый крестоносцами Псков. Апофеоз военной деятельности Александра — Ледовое побоище на Чудском озере 5 апреля 1242 года. Первоначальный натиск рыцарей Ливонского ордена был остановлен фланговыми ударами. Часть ливонцев была уничтожена, другие бежали. По условиям перемирия крестоносцы отказывались от ранее завоёванных земель, а Новгород на какоето время получил передышку. Победа стала примером воинской доблести русского человека и прологом побед над германцами уже в XX веке.

http://ruskline.ru/opp/2021/09/13/aleksa...

После завершения строительства Жичского монастыря в него была перенесена архиепископская резиденция. В Жиче собирались поместные соборы Сербской Церкви, в которых принимали участие все епископы, игумены и многие священники. Св. Саввой был основан знаменитый Печский монастырь, в XIV в. ставший столицей Сербских патриархов. Огромную роль сыграл св. Савва и в укреплении сербский государственности. Еще в бытность простым иноком он состоял ближайшим советником своего брата князя Стефана и исполнял важные дипломатические поручения. В 1221 г. в Жиче на праздник Вознесения Господня св. Савва короновал своего брата Стефана королевским венцом. Первый сербский король отныне подписывался как Стефан Первовенчанный. Во время этого события Савва произнес свою знаменитую Жичскую беседу о православной вере. Уже будучи архиепископом Савва дважды посещал Святую Землю – в 1229 и 1234 г.г. Перед своим вторым путешествием, стремясь к уединенному молитвенному подвигу, он передал правление Сербской Церковью своему ученику Арсению I Сремцу. Возвращаясь из своего паломничества 14/27 января 1236 г., великий сербский святитель отошел ко Господу в болгарском г. Трнове. В 1237 г. его племянник краль Владислав перенес тело святого в монастырь Милешево. Хотя официальная канонизация святителя Саввы состоялась лишь в 1775 г., сербский народ почитал его как святого с самого дня кончины. День памяти святителя, 14 января, считается днем сербского просвещения. Преемники св. Саввы активно продолжали его дело. Из-за слабой защищенности Жичи пребывать в ней было небезопасно, особенно после нашествия татар (1242), а позднее – болгар и куманов (1253). Поэтому архиепископ Арсений перенес кафедру Архиепископии из Жичи в Печ, где построил церковь во имя Св. апостолов. Архиепископы, в зависимости от обстоятельств, пребывали то в Печи, то снова в Жичи. Такое перемещение продолжалось до конца XIII в., когда резиденция Архиепископа была окончательно перенесена в Печ. Почти все Сербские Архиепископы были воспитанниками Хиландара, ставшего первой высшей сербской школой, дававшей знания, какие только могла дать византийская культура того времени. Среди них было немало талантливых церковных писателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, это было началом и стройного пения во время ночного бдения и ходов крестных, и началом тропарей церковных. Другим еще более важным учреждением св. Златоустого был чин литургии. И здесь открылся тот же дух Златоустого – снисходительная и умная любовь его к ближним 1234 . Св. Прокл, ученик Златоустого, и в последствии пастырь той же Константинопольской Церкви, так пишет о сем установлении Златоустого: «св. Василий (Великий) поступая с людьми, как с больными, представил литургию в сокращенном виде. Спустя не много времени, отец наш златый по языку, Иоанн, с одной стороны, как добрый пастырь, ревностно заботясь о спасении овец, с другой взирая на слабость человеческой природы, решился исторгнуть с корнем всякий предлог сатанинский. Потому он, опустив многое, учредил совершение литургии сокращеннейшее, чтобы люди слишком любя все то, в чем есть свобода и непринужденность, обольщаясь вражескими помыслами, мало по малу вовсе не отстали от апостольского и божественного предания» 1235 . Слова ученика Златоустого и Константинопольского пастыря, сами по себе заслуживают полное доверие. Кроме же того, постоянное предание Церкви Греческой 1236 , сирской 1237 и славянской 1238 , древние списки литургии, греческие, сирские 1239 и славянские 1240 , несомненно подтверждают и верность известия Проклова и то, что известная ныне литургия Златоустова принадлежит святителю Златоустому. Если бы позволяло место, словами бесед Златоустого можно бы было доказать, что известная ныне литургия Златоустого, действительно принадлежит времени Златоустого. Поскольку в беседах его видим тот же существенный чин, те же возглашения, те же молитвы, какие читаем в известной литургии Златоустого 1241 . Впрочем, не хотим сказать того, что все части известной ныне литургии принадлежат св. Златоустому. И беседы Златоустого и исторические свидетельства говорят совсем другое; по тем и другим видно, что некоторые песни вошли в состав литургии после св. Златоустого; но эти перемены не изменили существенного состава литургии, они относятся то к литургии оглашенных, то к той части, которая следует за совершением Евхаристии 1242 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Аще же кто обрящется, ныне или на прочая, непокорив и бесстыден, аще же и грабежники 1232 и хищники, и дерзнет двигнуть сия, яже уставихом, или восхочет 1233 возложить руку от данья чести 1234 архиепископии суздальской, или реченному пастырю и предстателю, или честь церкви той архиепископия отьять, ли отторгнуть 1235 церковное от предела ее: и оттуда своей души беду 1236 происходатает и Божьей церкви раздор и мятежи такой разум того человека. Смирение наше от Бога отместье и в нынешнем веке и в грядущем тягость отлучения страшного на нь полагает, яко да от всех содержатся 1237 и соблюдутся сии 1238 , яже зде рекохом, неподвижно и немятежно, добре, Божьей благодатью, от нас [и] вселенские Христовы церкви явления 1239 , предложенные и проповеданные. Яко же убо отлучения положихом тягость на непокоривого оного и хищника, тако же и молим Бога о споспешествующих и помогающих и здействующих сему нашему доброму оставлению, яко добрые о чти 1240 церкве Христовы [и] о благочестии 1241 поборницы подвизающеся, яко да дарует им Господь Бог свыше вся благая, всесвятого Духа благодатью, настоящую жизнь сию неоскудную и благовременную, и вечная благая и нескончаема. Сего ради дасться боголюбивому архиепископу Дионисию и церкви его сущей, собором святым и великим, сия с печатью грамота нашего смирения, и положится в [со]судохранильницы архиепископии его, всепоминания же ради и крепости в грядущие все и вечные лета, по нем преемником его. Еще же дарует боголюбивому архиепископу сему смирение наше, яко аще восхощет архиепископии своей честные праздники сотворить, якоже зде узрить, да не имать ни от когоже забавления, ни смущения: честно бо есть и то в славу Божью и церкви 1242 его, в веки веком, аминь. 1229 Место это, начиная от слов: «и душа пользовати могуща» почти дословно читается в настольной патриаршей грамоте, данной по всей вероятности, тому же Дионисию на русскую митрополию, но в последствии переделанной у нас на имя м-та Фотия. См. Акт. Ист. т. I, 254. Читать далее Источник: Памятники древнерусского канонического права/[Ред. А.С. Павлов]. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Тип. М.А. Александрова, 1908./Ч. 1. (Памятники XI-XV в.). - 1908. - 1466 с. и стб. разд. паг. (Русская историческая библиотека, изданная Императорской Археографической комиссией Т. 6). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Конечно, для изучавшего трактуемые вопросы по первоисточникам, сочинение не дает ничего особенного, оригинального и глубокого, не может служить в каком-либо смысле пособием, – но во всяком случае отрадно видеть выражение правильного понимания дела в сочинении ученого, трактующего предмет неспециально. В настоящем случае мы не имеем ни возможности, ни надобности излагать мысли г. Попова подробно, но отметить существенное положение его, в виду указанных достоинств сочинения, мы считаем делом неизлишним. Жизнь христианина «естественно и неизбежно» есть «подвижничество или деятельное созидание своего спасения путём продолжительных усилий и трудов, при благодатной помощи свыше”. 1234 «Спасение христиан созидалось и, следовательно, может созидаться во всяких условиях жизни: в общении с людьми и в удалении от мира, в состоянии высокого общественного положения и в совершенном уничижении, в общественно-практической жизни и в уединенном самососредоточенном богомыслии, при посредстве слова и посредством молчания“ и т.д. 1235 «Христианские добродетели” «более удобно воспитываются и развиваются в св. обителях, чем в мире”, поскольку, ”иноческая жизнь своим строем дает необходимые условия для продолжительного и настойчивого вырабатывания (?)высоких христианских качеств и добродетелей“. 1236 Удаление христиан в монастырь автор сравнивает с отправлением больных лечиться чистым горным воздухом. 1237 Проф. Попов допускает, так сказать, специализацию добродетелей, осуществление в известном избранном роде жизни преимущественно одной какой-либо добродетели, составляющей основную задачу и преобладающую цель осуществляемого каждым христианином подвига. «Праведная жизнь святых Божиих обычно представляет собой преобладание тех или иных христианских добродетелей, сродных той или иной благочестивой душе”. 1238 В частности, автор анализирует христианские состояния, – веры 6 , 1239 надежды, 1240 любви к Богу 1241 которые находят свое наиболее прямое выражение в молитве; 1242 касается также смирения, 1243 кротости, 1244 воздержания и поста, 1245 раскрывает основной смысл иноческих обетов, 1246 уясняя значение, в частности, столпничества, 1247 молчания. 1248

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Черниговское княжество являлось тогда чуть ли не самым обширным и одним из богатейших на Руси. Кроме того, оно раскинулось в самом центре русских земель. Таким образом, Михаилу Всеволодовичу досталось, во-первых, завидное княжение и, во-вторых, он в силу одного лишь занимаемого им места оказался среди ведущих политиков страны. Столь значительный статус означал и очень беспокойную жизнь. Князь черниговский участвует в нескольких крупных междукняжеских распрях, водит рати на соседей, отражает их нападения на Черниговщину. Однако это все еще не большая война. Буря разразилась, когда Михаил Всеволодович входил, по понятиям того времени, в старческий возраст. Год от года усиливался дерзкий, разворотливый политик — князь Даниил Романович, владыка Галича и Волыни, сосед Черниговщины… 1234-й год стал началом великого шторма, на протяжении нескольких лет жестоко терзавшего всю Южную Русь. Конфликт, то разгоравшийся, то гасший на землях небольшого Галицкого княжества, поджег великое вооруженное противостояние, вырвавшееся далеко за его пределы. Четыре года кровавых битв и великого разорения — и вот наступило время политического триумфа Михаила Всеволодовича: он занял Киев и стал, пусть ненадолго, великим князем; тогда же ему удается отбить у Даниила Галицкого Перемышль. Больше никогда не достигнет Михаил Всеволодович столь значительных успехов. Пока на Юге Руси пылала безжалостная усобица, север подвергся нападению монголо-татар. Чернигов, завязший в собственных проблемах, измотанный, разоренный, но всё еще не прекративший боевых действий, ничем не помог северным соседям. А в 1238 или самом начале 1239 года уже на самого Михаила Всеволодовича обрушился монголо-татарский молот. Как сообщает летопись, «…взяша татары Чернигов, князи их выехавша в Угры (В Венгрию), а град пожегше и люди избиша и монастыри пограбиша». Михаил Всеволодович долго скитался по чужбине, пытаясь заручиться поддержкой то поляков, то венгров. Не найдя помощи против татар, князь помирился с давним своим противником Даниилом Галицким, получил от него «в кормление» маленький Луцк, а после того, как монголо-татары разорили Киев, вернулся туда и воссел на призрачном престоле, в окружении развалин, залитых кровью. В 1242–1243 годах он пытается удержаться в Киеве, затем уходит оттуда и возвращается в полуживой Чернигов.

http://foma.ru/svyatoi-mihail-chernigovs...

В 1219 г. св. Савва исходатайствовал у греческого императора и Константинопольского Патриарха для Сербской Церкви право иметь своего автокефального архиепископа. Константинопольский Патриарх Мануил рукоположил св.Савву в сан архиепископа и признал самостоятельную Сербскую архиепископию. По возращении на родину святитель занялся устроением своей Церкви. Он основал восемь новых епархий, епископами в которых поставил своих учеников — подвижников Хиландара и Студеницы. В разные концы сербских земель посылались священники с поручением проповедовать и совершать церковные таинства. В жизнь сербских монастырей вводились традиции и уставы Афонской горы, монастырей Малой Азии и Палестины. После завершения строительства Жичского монастыря, в него была перенесена архиепископская резиденция. В Жиче собирались поместные соборы Сербской церкви, в которых принимали участие все епископы, игумены и многие священники. Св.Саввой был основан знаменитый Печский монастырь, в XIV в. ставший столицей Сербских патриархов. Огромную роль сыграл св. Савва и в укреплении сербской государственности. В 1221 г. в Жиче на праздник Вознесения Господня свт. Савва короновал своего брата Стефана королевским венцом. Первый сербский король отныне подписывался как Стефан Первовенчанный. Во время этого события Савва произнес свою знаменитую известную Жичскую беседу о православной вере. Уже будучи архиепископом Савва дважды посещал Святую Землю — в 1229 и 1234 гг. В свое первое путешествие в 1229 г. он приобрел на нужды сербских монахов и богомольцев монастыри св. Георгия в Аконе и св. Иоанна Богослова на горе Сион. Перед свои вторым путешествием он передал правление Сербской Церковью своему ученику Арсению Сремцу. Весной 1234 г. он отправился на Святую землю. Возвращаясь из своего паломничества 14/27 января 1236 г. великий сербский святитель отошел ко Господу в болгарском городе Трнове. В 1237 г. его племянник краль Владислав перенес тело святого в монастырь Милешево. Преемники святого Саввы активно продолжали его дело,имея всегда перед глазами его образ и заветы, они говорили и писали, что сидят на его престоле. Из-за слабой защищенности Жичи пребывать в ней было небезопасно, особенно после нашествия татар (1242), а позднее — болгар и куманов (1253). Поэтому свт. Арсений Сремец перенес кафедру Архиепископии из Жичи в Печ, где среди живописных окрестностей, у самого входа в Руговское ущелье построил церковь во имя свв. Апостолов. Архиепископы, в зависимости от обстоятельств, пребывали то в Печи, то снова в Жиче. Такое перемещение продолжалось до конца XIII века, когда резиденция Сербских архиепископов не была окончательно перенесена в Печ.

http://patriarchia.ru/db/text/135021.htm...

Обратимся к внутренней жизни учеников. Они разделялись на три класса, 1231 причем в первом, как и у Лихудов было два отделения. В классной комнате были столы, скамьи, небольшая доска, линейка (ferula), розги, чернила и перья. 1232 В классах сидели они по успехам. 1233 Дурные ученики сидели назади, возле печки и дверей. 1234 Лучший ученик назывался императором и сидел впереди на особом месте. 1235 Император вместе с тем был и авдитором: он спрашивал уроки, ставил отметки (nescit, non bene и пр.), объяснял и повторял уроки. 1236 Император садился на своем месте с особыми церемониями; 1237 ученики воспевали ему: «здравствуй, новый император!» Он смотрел и за порядком – superattendens senior debet esse studiosis. 1238 Сениор, иногда ученик старшего класса, тоже наблюдал за порядком и даже мог «мунштровать учеников, как цыганских лошадей». Рядом с императором сидел первый сенатор. 1239 Все эти школьные обычаи чисто латино-иезуитского происхождения, конечно, доставляли немало развлечения ученикам среди монотонно однообразной школьной жизни. В неклассное время ученики, хотя и жившие в архиерейском доме, пользовались совершенной свободой – приготовление или не приготовление уроков было вполне в их воле. 1240 Свободными от учения днями были праздничные и воскресные дни, именины начальников и учителей, послеобеденное время в четверг и субботу, 1241 два дня святок и трехнедельные каникулы в августе. В случае посещения какого-нибудь важного лица ученикам давался отпуск. Так ждали раз начальника монастырского приказа И. А. Мусина Пушкина. «Палладийски младенец! аще в месяце апреле чаеши в школу свою великаго гостя, ближняго болярина Царскаго Величества Иоанна Алексеевич а Мусина Пушкина, имаши приуготовить вся школьнаго сопротивления броня (omnia scholastici certaminis arma), да в маю цветущом испросит тебе за добрые на вопросы его ответы тридневное гульбище, и да бегаеши по Ростовскаго озера острову и да плаваеши по быстрой реце яже называется Уда (Устья?)». 1242 Это же сочинение знакомит нас и с времяпрепровождением учеников во время вакаций. Они гуляли в поле, 1243 ездили на лодке на остров Ростовского озера, 1244 посещали преосвященного в его селах Демьянах, Шестакове и Капцах. 1245 По праздникам они произносили речи, 1246 разыгрывали и театральные пьесы и диалоги. До нас дошла пьеса: «Венец славнопобедоносной доброподвижнику храбреннику Христову святому великомученику Димитрию, в день преславнаго праздника его торжественна от смиренных того имяносца преосвященнаго Димитрия митрополита Ростовскаго и Ярославскаго питомцев грамматики учащихся младенцев стихословне сплетенный в Ростове 1704 г.» 1247

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

569 Житие св. Стефана Лазаревича: «Стефан первовенчанный роди 4 сына: Родослава, Владислава, Стефана, Предслава; Стефан же наречен бысть Урошь в прадеда своего и сье храпавый краль». Последний назывался ещё Драгославом (Летоп. в Гласнике I, 165. Раич II, 387). Сербский октоих Уварова, писанный при крале Стефане Уроше (Изв. акад. Ï 248, 249) должен быть отнесён ко времени 1237–1270 г. При том же Уроше в 1252 г. переведён был номоканон с полными правилами и толкованиями (Григоровича 182, 183), который потом перешёл в Россию. Об Уроше летоп. в Гласнике V: 49, 50. 573 Аврамовича Памятники 8. О Владимире графе омышском Аппендини Noticie Storico-critice sulla antichita dei Ragusci T. I, 280. 574 В Гласнике VII, 328 указывают церковь св. Стефана в Белом поле, построенную кор. Владиславом. Сл. Зап. геогр. общ. XIII, 314. В 1242 г. кор. Вла­дислав дал земли монастырю св. Николая вранинскому и ещё Богородичному монастырю, что в Быстрице (Miklosch. Monum. 32, 34). 575 Родослав у Раича II, 378–386. Основания для мысли, что Владислав был жив при кор. Уроше I, приводимой Майковым (стр. 223–225) – очень не тверды. По летописи «Владислав, муж во крепости, умирает, не оставив сынов, но токмо две дщеры». Гласник V, 48. Грамоты 1235, 1239 г. у Шафарика в Памят. 2, 12–14. Летопись 2, 51 «богоугодно и благочьстивно поживь».– Самая поздняя грамота Владислава вранинская 6750 (1242) у Миклошича 32. Изгнание Родослава из Сербии надобно относить к январю 1234 г., а февр. 4, 1234 г. написан им из Рагузы протест против брата. Итак, Владислав управлял Сербиею 1234–1242 г. восемь лет. Даниил считает 7 лет от того, что пока Родослав не принял монашества, он ещё назывался королём. 576 Гласник III, 203–206. В грамотах Владислав писался так: «Стефан Владислав с поможию (помощию) Божиовь краль всех рашских земль и диоклитие и далмацие и травуние и захльмие» – Аврамовича Памят. 7. Ц. Алексей Мих. грамотою 1653 г. дозволил Милешеву монастырю чрез 4 года присылать в Россию 4 иноков для сбора подаяния. Грамота в Сев. архиве за 1823 г. ч. 5. стр. 25.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010