1231 Мысль преп. Исаака. Цит. по: свящ. Георгий Зяблинцев. Богословие преп. Исаака Сирина.//Журнал Московской Патриархии. с. 42. 1232 Эта сторона учения Оригена вызвала весьма существенное возражение Владимира Соловьева: «Учение Оригена о непременном фатальном воссоединении всех духовных существ с Богом, трудно согласуемое со Св. Писанием и церковным преданием и не имеющее твердых разумных оснований, находится в логическом противоречии и с дорогим для Оригена принципом свободной воли, ибо эта свобода предполагает: 1) возможность постоянного и окончательного решения противиться Богу и 2) возможность нового падения для существ уже спасенных» (Соловьев В. С. Ориген.//Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 2. – М., 1995, с. 252). 1233 У преп. Иоанна Лествичника есть совет об Оригене: не слушай этого пса с его апокатастасисом… кроме того случая, если ты впал в уныние (за указание на эту мысль, опущенную в русском переводе «Лествицы», я благодарен Л. П. Горбуновой). 1234 Лосский В. Н. Александрийцы.//Богословские труды. М., 1983, с. 225. 1235 см. Ориген. О началах. – Рига, 1936, с. 103. 1236 Фотий. «Библиотека», cod. 118. Цит. по: Nautin P. Origene. Sa vie et son oeuvre. – Paris, 1977, p. 102. 1237 Цит. по: Андреев И. Д. Ориген.//Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 2. – М., 1995, с. 254. 1238 св. Василий Великий. Творения. Ч. 1. – М., 1845, с. 24. 1239 св. Григорий Нисский. Творения. Т. 1. – М., 1861, сс. 137 и 143. 1240 Ориген. О началах. – Рига, 1936, сс. 237-238. 1241 см. Nautin P. Origene. Paris, 1977, p. 122 и 138. 1242 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 2, с. 269. 1243 Совершеннолетним считался 12-летний возраст. Поэтому в Евангелии мы видим 12-летнего Иисуса, проповедующего в синагоге. Это не столько чудо, сколько именно норма закона. 1244 Решением Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 годов богословски подготовленным мирянам также разрешено проповедовать в храмах (по благословению епископа и настоятеля). 1245 Цит. Архиеп. Лоллий (Юрьевский). Александрия и Египет.//Богословские труды. Сб. 21. – М., 1980, с. 200.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

1231 См. Псалт., CI, 10. 1232 О филантропической деятельности Ирины сообщает и Скутариот (Anon. Syn. Chron., p. 182). 1233 Эта комета была видна в феврале-марте 1106 г. (см.: Fulch., II, 35; Grumel, La chronologie, р. 473). 1234 В Константинополе было несколько церквей евангелиста Иоанна (Janin, La géographie..., рр. 272–279). 1235 Алексей – второй из четырех сыновей Исаака: Иоанн, Алексей, Константин, Адриан. Об Иоанне, тоже занимавшем пост дуки Диррахия, см. Ал., VIII, 7, стр. 240. 1236 Β. Златарский («История...», II, стр. 243) признается, что не может идентифицировать это место. 1237 1106–1107 гг. 1238 Речь идет о сыне Алексея, будущем императоре Иоанне, который был женат на Ирине (Пирошке), дочери венгерского короля Владислава. Первенцами Иоанна были близнецы: Алексей и Мария. 1239 Валависта (тур. Демир-хисар)-к северу от Серр (Златарски. История..., II, стр. 243). 1240 День великомученика Димитрия Солуньского празднуется 26 октября. Таким образом, Алексей возвращается в Константинополь, видимо, в ноябре 1107 г. 1241 Об этой колонне со статуей сообщается в ряде византийских источников. Она стояла в центре площади Константина, возвышалась на 50 м, а у нее наверху находилась статуя Аполлона, увенчанного лучезарным венцом. Эту статую, как сообщает Зонара (Zon., XIII, 3), привез Константин из Фригии; по преданию, в цоколе колонны были заложены различные христианские реликвии. Впоследствии, когда Константин был признан первым христианским императором, эта колонна получила большое религиозное значение и на ней была высечена надпись, содержавшая призыв к Христу хранить Константинополь. В дальнейшем статуя упала и ее заменили крестом; при Мануиле Комнине колонна была реставрирована (см.: Беляев, Byzantina, III, стр. 45 и сл.: Janin, Constantinople byzantine, рр. 81–84). 1242 Второзак., XXXII, 39. 1243 Б. Лейб вслед за А. Райффершайдом отмечает лакуну. 1244 По-видимому, мысль заимствована у какого-то античного автора. Об этом говорит употребление Анной в данном контексте понятий Πλις «город» (вм. «государство») и δ ημαγογς " демагог».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1232. Книга житие и хожение Евфросинии Александрийской, в четверть. 1233. Книга Пчела в осминку. 1234. Книга Обиходник Троицкий и Кириловский, в полдесть, оболочена кожею. 1235–1236. Две книги Правила святых Отец, в десть. 1237. Книга Правила Никонские, в десть, оболочена кожею. 1238. Книга Василия Кесарийского, в десть, печать Литовская. 1239. Книга Соборник, писан на бумаге, в десть, оболочен кожею, ветх. Симонова монастыря. Выписано из отписных книг 146 года. 1240. Книга четья письменная, в десть, Златоуст, от Мытаря и Фарисея до всех Святых. 1241. Книга Соборник письменная, в десть. 1242–1243. Два Пролога письменных, в десть, старые. 1244. Книга Патерик Скитский, в десть. 1245. Месяц Январь четья, письменная в полдесть. 1246 –1247. Две минеи в полдесть, письменные Ноябрьские четьи. 1248. Книга Пролог, ветх, Сентябрь. 1249. Книга четья письменная в десть, месяц Март. 1250. Книга Четья, харатейная. 1251. Книга Соборник письменный в полдесть. 1252. Книга Июль четья, письменная в полдесть. 1253. Книга Соборник же, в полдесть. 1254–1255. Два Пролога, в год. 1256. Книга Торжественник Ивана Златоустого, от Мытаря и Фарисея по Святую Пасху. 1257. Устав письменный, в десть. Из Ростова Богоявленского монастыря. Выписано из отписных книг 146 года. 1258–1259. Два Пролога: один шесть месяцев, а другой три месяца, в десть. 1260–1261. Два Соборника: один в десть, а другой в полдесть. 1262. Книга Василия Кесарийского, ветха. 1263. Книга Правила святых Отец, в десть. 1264. Книга Патерик в полдесть, ветх. 1265. Книга Иоанна Ексарха, в полдесть. 1266. Книга Феодора Едесского, в полдесть. 1267. Книга скорописная Нифонт, в полдесть. 1268. Книга Палея, в полдесть. 1269. Книга Соловецких чудотворцев, в полдесть. 1270. Книга четья Кирилла епископа, в полдесть. 1271. Книга Григория Богослова , в десть. 1272. Книга Златоуст, в десть. 1273.Соборник, в полдесть, письменный. 1274. Псалтырь толковая, харатейная, в десть, ветха. С Вологды Корнильева монастыря. Выписано из отписных книг 138 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

1233 Правосл. Обозр. 1885, I, 412–413. Преосв. Николай (в мире Иоанн Заркевич) был также товарищем П. А. Преображенского по Академии. 1234 Как об исключительном случае в этом отношении сам П. А. Преображенский однажды рассказывал профессору Д. Ф. Голубинскому о том, что как-то раз в С.-Петербургской Духовной Академии, во время студенчества своего в ней, он увлекся чтением одной книги и совершенно не заметил, что началась церковная служба, к которой он должен был би идти вместе с другими студентами. В это время его застал в комнате инспектор (архимандрит Макарий, впоследствии митрополит Московский) и напомнил ему о религиозном долге его. Само собою разумеется, П. А. Преображенский, извинившись пред инспектором за свое невольное увлечение, тотчас оставил книгу, и пошел в церковь , как студент, по существу дела добрый в религиозно-нравственном отношении и послушный. 1238 О. Ректор Академии архимандрит Антоний в субботу 5 мая ездил нарочито в Москву для совершения панихиды при гробе П. А. Преображенского, а на другой день, в воскресенье 6 июня, в академической церкви совершена была заупокойная литургия, с панихидою после нее, о. ректором соборне; так как 5 и 6 июня в Академии были заседания совета, то за не возможностью для всех желавших из академической корпорации быть в Москве в день погребения (6 июня), доцент А. П. Введенский, от лица всей Академии, возложил на гроб почившего венок, сказав при этом надгробную речь. 1239 Прот. П.А. Преображенский был единоличным редактором „Православного Обозрения“ с 1875 по 1891 год, когда журнал прекратился. 1241 Ц. фон Лингельталь в своей статье: Griechischen Nomokanones. S. Peterbourg. 1877 (Mémoires de l’Akadémie impériale des sciences. St.-Peterbourg. T. XXIII, 7) писал: „В предисловии (синтагмы) есть признаки, что автор знал номоканон 883 г.; прочие источники, из коих он черпал своп сведения, особенно что касается “νμοι“ еще недостаточно исследованы“. 1242 Подлинный текст гласит так: τν συμβολαιων πλεια οκ ναιρε τς γωγς, ν δυνατν στιν τορως ποδειφθναι τ ληθς.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

VI.         В настоящем периоде, как и в предыдущем, всеми в Церкви единодушно признавалось, что право и обязанность совершать священнодействие евхаристии принадлежит одним только преемникам апостольской власти – епископам и, облекаемым полномочиями сих последних, пресвитерам. Подтверждением сему служит непрерывный ряд свидетельств, как отдельных Отцов и Учителей Церкви, например, Илария 1233 , Василия 1234 , Златоуста 1235 , Епифания 1236 , Иеронима 1237 и Кирилла Александрийского 1238 , так и целых Соборов, как то: Никейского 1 1239 , Анкирского 1240 и Лаодикийкого 1241 , правилами которых приношение евхаристии почитается делом чисто священническим, и усвояется одним епископам и пресвитерам. Что же касается диаконов, то им никогда не предоставлялась власть совершать евхаристию 1242 , а они должны были только присутствовать и служить, при ее совершении, епископам или пресвитерам 1243 и, кроме того, по совершении евхаристии могли разделять верующим тело Христово 1244 и подносить им чашу для приобщения 1245 . Мирянам же, самим по себе, в присутствии священнослужителей даже принимать евхаристию воспрещено было следующим правилом Трульского Собора: «Никто из состоящих в разряде мирян, да не преподает себе Божественные Тайны, когда есть епископ, или пресвитер, или диакон. Дерзающий же на что-либо таковое, как поступающий против чиноположения, на едину неделю да будет отлучен от общения церковного, вразумляяся тем не мудрствовати паче, еже подобает мудрствовати» ( Рим. 12:3 ) 1246 . VII.          Наконец, в рассматриваемом нами, как и в предыдущем, периоде всеми признавалось за несомненное, что веществом для евхаристии должны были служить хлеб пшеничный обыкновенный или квасный и вино виноградное, растворяемое водою, в соответствие с истекшими из ребер распятого Спасителя кровью и водою. Что в сем периоде действительно считалось нужным употреблять, и на самом деле употреблялся для евхаристии хлеб квасный, а не опресночный, это видно из того, что сей хлеб, обыкновенно, назывался простым или даже просто квасным хлебом, а также, из того, что против употребления в евхаристии такого хлеба не было сделано ни одного воспрещения, тогда как против употребления опресноков встречаются, хотя, впрочем, только косвенные воспрещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Близкая кончина настоятеля была предсказана великим Глинским старцем схимонахом Архиппом (Шестаковым). Однажды в августе 1888 года о. Архипп лежал и плакал в соборном храме, между главным и левым алтарями. На вопрос, почему он плачет, старец ответил: «Скоро все будете плакать» 1356 . И действительно, через месяц 17 сентября 1888 года любимый всеми настоятель о. Иннокентий, напутствованный таинствами Елеосвящения, Исповеди и Причащения, на 64 году жизни блаженно скончался, а 20 сентября был погребен 1357 . Примечательно, что о. Иннокентий был погребен на том самом месте, где плакал отец Архипп. В погребении участвовали Путивльский архимандрит Иоасаф, множество иноков, приехавших священников, мирян. Священник А. Силин, присутствовавший на погребении, писал, что при отпевании никто не мог сдержать слез: плакал первоприсутствовавший архимандрит Иоасаф, плакал весь многочисленный сонм священнослужителей. Так был дорог на земле этот святой человек для всех людей 1358 . При расширении Успенского храма под ним была устроена усыпальница, куда по разрешению епархиального начальства был перенесен гроб архимандрита Иннокентия. При устройстве усыпальницы в 1891 году пришлось гроб о. Иннокентия вынимать, крышка гроба сдвинулась. Находившийся рядом «послушник Василий увидел тело почившего о. Иннокентия нетленным. Покойный батюшка многим являлся во сне, утешал скорбящих, исцелял болящих и давал наставления» 1359 . 1234 Подвижник Глинской Рождество-Богородицкой пустыни старец схимонах Евфимий./Собрал игумен Иассон. Курск, 1910. 1235 Глинский подвижник схимонах Евфимий: (Память 7 февраля)//Жизнеописания… подвижников… Т. доп. Ч. I. Кн. 1. Январь-июнь. М., 1912. С. 205–220. 1236 Подвижник Глинской Рождество-Богородицкой пустыни старец схимонах Евфимий. Курск, 1910. С. 9. 1242 Старец Глинской пустыни иеросхимонах Илиодор.//Курские епархиальные ведомости. 1895. 26. С. 498–499. 1246 В Глинской пустыни существовал такой порядок: о кончине кого-либо из братий сразу же сообщали настоятелю, а он приказывал три раза ударить в большой колокол. «Братия, услышав этот звук, кто бы чем ни был занят, оставляют дело и, став пред иконой, полагают 12 поклонов об упокоении души новопреставленного» (Сказание о жизни… схиархимандрита Илиодора… С. 234–235).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Герасима 1214 . Ефрема. Феодора. Ельферия. Евфимия 1215 . Козма. Алексея. Иоанна. Симона. Григория. Евфимия. Иова. Александра. Вавила. Иона. Феодорита. Игнатия. Логгина. Паисия. Дионисия. Кирила. Данила. Павла. Васиана. Варлама. Никодима. Гавриила. Дионисия. Иосифа. Афонасия. Симона. Васиана. Ефрема. Илию. Васиана. Дионисия. Александра. Серапиона. Иона. Никита. Симеона 1216 . Парамона. Боголепа 1217 . Порфирия 1218 . Гавриила. Тихона 1219 . Иона 1220 . Иоасафа. Иакова. Сергия. Галасию. Исаию 1221 . Павла 1222 . Серапиона. Зосима 1223 . (1700) Аммония. Капитон. Силиван 1224 . Сосипатра. Павла. Васиана. Васиана. Серапиона. Тихона 1225 . Петра 1226 . Аггея. Нифонта 1227 . Леонида. Иосифа 1228 . Александра. Матфея. Варсонофия 1229 . Серапиона. Филарета 1230 . Фиофила. Стахию. Никона. Акакия. Иосифа. Геронтия 1231 . Феодосия. Исаию. Иосифа. Генадия. Нифонта. Кирила. Феодосия. Иоакима. Иосифа 1232 . Иоаникия 1233 . Трифона 1234 . князя инока Боголепа 1235 . Марка. Викентия 1236 . Симена. Пахомия. Порфирия. Никита. Гурия 1237 . Меркурия. Филарета. Феофила. Никодима. Паисею. Исака. Иоаникия. Давида. Ферапонта. Иова. Иосифа. Нила. Арсения. Доментиана. Тихона. Феодосия. Евфимия. Феодосия. Мисаила. Сергия. Амфилохия. Феофила. Симеона. Сергия. Игнатия. Феодосия. Иоакима. Мисаила. архимандрита Силивестра. Протасия. Варсонофия. Геронтия. Илариона. Иова. архимандрита Корнилия. Иоасафа. Арсения. Германа. Гавриила. Фалилея. Флора. Арсения. Симеона. Нектария. Леонида 1238 . Касиана 1239 . Феофилакта 1240 . Пахомия 1241 . Памва. Иоанна. Арсения. Игнатия. Нила. Досифея. инока, Павла б 1242 . (1800) Иова. Иосифа 1243 . Варлама. Пахнотия. Варсонофия. Варлама. Ефрема. Митрофана 1244 . Иринарха 1245 . Никона. Елеуферия. Васиана. Макария 1246 . Иона 1247 . Антония 1248 . Иосафа. Лаврентия. Иоанна. Трифона. Дионисия. Инокентия. Исидора. Вавила. Кирила. Сава. Иосафа 1249 . Варсонофия. Боголепа 1250 . Сосипатра. Вениамина. Боголепа. Саватию. Дионисия. Паисею. Марка. Димитрия. Иосифа. Измаила. Пимина.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

е. славянского, происхождения. Новым этапом развития толковых компиляций явился переход от простейших форм объединения готового материала к созданию более обширных композиций, направленных на решение определенных литературных и идеологических задач, что имело место в восточославянской письменности, вероятно, в XIII в. (Истрин 1907, с. 162; ср. также Veder 1981, р. 49). Уже в 1242 г. (Истрин 1906, с. 46), а возможно даже раньше, до 1234 г. (Шахматов 1901, с. 174–179; Евсеев 1907, с. 14–17), было составлено так называемое «Пророчество Соломона», изданное Евсеевым (1907) под названием «Словеса святых пророк». Весь трактат строится на цитатах из Св. Писания с краткими их истолкованиями и посвящен опровержению иудаистического понимания Мессии. К концу XIII в. уже, по всей вероятности, сложилась «Толковая палея, яже на иудеи». О ее составе можно судить по древнейшим сохранившимся спискам – Коломенскому 1406 г. (РГБ, ТСЛ. 38) (издание см.: Палея 1406) и Барсовскому начала XV в. (ГИМ, Барс. 620) (о нем см.: Алексеев 1993). В Толковую палею вошли отрывки из книги Бытия вместе с апокрифами Откровение Авраама, Заветы 12 патриархов, мелкими апокрифами о Ное и Мелхиседеке, отрывками из Исторической палеи, отрывками из книги Исход вместе с апокрифической версией этой книги, называемой Исход Моисея, отрывками из книг Иисуса Навина, Судей, Руфь, Царств вместе с несколькими апокрифами о Соломоне. Многие толкования на Бытие заимствованы из Шестоднева Иоанна Экзарха Болгарского, они включают в себя в изобилии псалтырные стихи и евангельские пассажи. Рассказ о Соломоне сопровождается отрывками из толковых версий книг Притчи и Песнь песней. В позднейших редакциях Толковой палеи увеличен объем библейского текста, введены отрывки из Иеремии и Даниила (перечень добавлений приводит Истрин 1907, с. 177–181). Весь этот обширный материал на всем его протяжении пронизан антииудейскими толкованиями, как кажется, оригинального славянского происхождения. Еще более обширные библейские компиляции включает в себя Хронограф.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

(л. 23). Глава 95 1234 . Како может человек сохранитись от прелести еретической и от воли дияволи, дабы не отвергся веры православныя християнския? И о сем явите 1235 . Будут ли тогда церкви, и вера, и вернии человеки? И како могут сохранитись от прелести антихриста? Како святей церкви облеченной в солнце, закотиться? И како звезды светлыи будут падать на землю 1236 ? И какова будут знаменья пред судным днем, ближняя и дальняя, и колико их есть числом 1237 ? Бежит церковь Божия и церковныи старейшины в пустыню, да тамо питается 1238 . И о сем яви, которая церковь бежит и в коей пустыни, и которыи старейшины церковныи 1239 ? Есть ли ныне в вас церковь Божия и старейшины церковныя или уже от вас отбежали? Глава 96. О церковных прогонениих горчайших паки при антихристе, Апокалипсис, стих 142, 143. Змий стояше пред женою, хотящею родити, да егда родит снесть чада ея. Толкование 1240 . Церковь Христова выну крещением раждает. Змий прилежит крещаемых убити и веру погубити, подвизает присно гонители нечестивых царей, и мучителей, и еретиков, и отступников, и воду изливающе горьку, хотяще потопить 1241 . И о сем явите нам, есть ли 1242 ныне церковь цела от гонителей и от горькой воды есть 1243 ? И где убежали, в кою пустыню? И в которой церкви обретается самочинныи, неосвященныи самогубители, пренебрегатели, и поругатели, и разстригатели и священнаго и иначескаго чина? О, рождение ехиднино! О, роде неверный и развращенный! Како имате явитись Христову лицу! Глава 97. О брани между святыми аггелы со змием и злыми его силами. И бысть брань на небеси Михаил и аггели его брань сотвориша со змием. И змий брася и не возмогоша, и место не обретеся им к тому на небеси 1244 . Зри: бысть брань. Сим являет сопротивление верных с неверными и со еретиками. Пособствуют верным святии аггели, неверным и еретиком пособляет диявол и аггели его 1245 . Чрез аггелы Михайловы знаменует истинныи учители церкви Христовы. Чрез аггелы змиевы знаменует неверных и еретиков, они же всегда церковь Христову ратуют и гонят 1246 . Зри: како змий низложен бысть на землю и какову испусти воду из уст своих за женою, яко реку велику, да ю потопит. Что же вода сия бысть? Напасти, гонение, ложь, смертоносное учение от слуг антихристовых из уст змия-диавола. И присно изливает горькую воду, хотя потопить; земля же поможе жене, пожре реку змиеву. Есть ли цела святая церкви от воды змиевы или ни? Како и где она обретается 1247 ?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Очищение от греха является ее первым аспектом. Итак, можно говорить о негативном праксисе, когда он направлен на преодоление препятствий (грехи, страсти) и борьбу с дурными помыслами, и позитивном праксисе, когда он преследует цель совершенствовать добродетели 1232 . Аскеза Этимология греческого слова σκω (σκεσις, σκητς) остается неясной. У Гомера оно выражает идею художественной 1233 или технической 1234 работы. Слово успешно применялось: 1) к физическим упражнениям (атлетов или солдат); 2) к упражнению разума и воли, нравственного чувства (встречается наряду с синонимичным μελτη, которое обозначает прилежание особенно внимательное и нарастающее); 3) к культу и к религиозной жизни (Исократ называет askeseis «благочестивые обычаи» египтян) 1235 . Ап. Павел употребляет слово σκ один раз ( Деян 24:16 ), но сама идея многократно возвращается в его мысли: он называет подвижническую жизнь в вере hymnasia ( 2Тим 4:6–7 ) 1236 . Среди отцов апостольского века (первого поколения) и апологетов II века христианин называется не σκητς, a θλητς 1237 . У Климента Александрийского и Оригена это слово принимает в христианском употреблении общеупотребительные и точные значения, в особенности через посредство Филона 1238 . Ориген , в сравнении с пифагорейцами, называет σκητα тех, кто приносит обеты совершенной жизни 1239 . Были образованы производные слова: σκητρα (инокиня) и σκητριον, монастырь (латинская форма asceterium), σκητικν (произведения, которые излагают учение о духовной жизни и прежде всего – монашеской) 1240 . Аскетизм состоит в продуманных и настойчивых упражнениях. Для Афанасия аскеза означает напряжение, которое не знает отдыха и не терпит никакого послабления. Именно в этом смысле он вкладывает слово в уста Антония в начале его Великого послания, обращенного к египетским монахам 1241 . Но существует также менее организованная аскеза, которая в основном рассчитывает на представившиеся случаи повседневной жизни и которая кротко переносит тяготы каждого дня. В этом смысле, например, говорится об «умеренном аскетизме» русских монахов, способных переносить тяжелую ручную работу и суровость климата 1242 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010