1225 «Α δ μετ τν τν θεων Εαγγελων νγνωσιν εχα τε κα ατσες χρι το χερουβικο μνου ... Протеория 17//PG 140, 440. 1226 См. du Cange. P. 37; Germanus HE//PG 98, 401 (синапта) и Кавасила Изъяснение божественной литургии 12//PG 150, 392, 441. В кодексе Петербург 226 ( Красносельцев Н. Ф. Сведения. P. 285) синапта называется «этисисы Трисвятого». 1228 Ibid., II. P. 297 (Εχ VI, VII). The диатаксис по списку Ethnike bibl. 662 ( Trem- pelas. P. 10) также называет синапту с этисисом просто «синаптой». 1234 Например, кодекс Севастьянов 474 ( Красносельцев Н. Ф. Сведения. C. 237280); Sinai 958, 959, 961, 962 и другие позднейшие рукописи (см. Jacob A. Formulaire. P. 206249 и даллее). Paris Gr. 324 (XIV в.), который не содержит диаконики, является исключением в древней константинопольской редакции (Jacob A. Formulaire. P. 251). 1235 Диаконика могла включаться в евхологий, как в списке Barberini 336 (Strittmatter A. Barberinum. 124, 134, 133, 176, 180, 184, 188, 212, 249, 271, 272, 276, 313, 314, 315) или в отдельные свитки для диакона как в Sinai 1040 (XII в.), Дмитриевский А. А. II. С. 127, 135; Vatican 2285A (XIIXIII в.) 1241 Кодекс Borgia Syr. 13 (f. 117r) и Vatican Syr. 41 (f. 358r). Мы признательны Матеосу, за привлечение нашего внимания к данным спискам. 1242 Например, Barberini 336 (f. 291v; см. Strittmatter A. Synapte. P. 69): πρ τν προτεθντων. πρ τν εσεβστατων. πρ τς πλεως κα τ j. ντιλαβο. Τν σπραν κα τ ξς. См. также кодекс Burdett-Coutts III, 42 (Swainson. P. 183). 1247 Гавриил Катрайя (ок. 615) свидетельствует о всех прошениях кроме ( 6 ); Псевдо-Георгий Арбельский (XI в.) – обо всех, за исключением ( 7 ) и ( 11 ) (A-nonymi Auctoris Expositio officiorum Ecclesiae Georgio Arbelensi vulgo adscripta//CSCO 64, 71. Scr. Syri 25, 28. Ser. 2. Tom. 91. Paris-Leipzig, 19111915. I, 91. P. 143149). Отсюда, вся литания была частью древней халдейской традиции (см. реконструкцию: Jammo. P. 146147). 1248 Divine Liturgy of the Armenian Apostolic Orthodox Churche, New York, 1950. P. 5051; LEW. P. 428429.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1230 «Обволакивающей» здесь то же, что «опоясывающей» – πεζωκς. «Опоясанная» же – устойчивый эпитет Гекаты. Этим словом автор Оракулов указывал как на разделяющую – диакритическую функцию Гекаты, так и на соединяющую – сюнагогическую (Damascius, II. 79, 9). Геката разделяет два сверхкосмических мира – мир идей и эмпирей. Нужно полагать, и в каждом из этих миров она является принципом индивидуации видов и единичностей. С другой стороны, будучи границей, она же связывает и делает эти два мира неразрывными – как внутри себя, так и друг с другом. Такова ее внутритро- ическая функция. Не иначе, впрочем, дело должно обстоять и если брать ее в контексте отношений чувственного мира и божества. 1232 Умопостигаемое – Отец – выше представлялось опоясанным Силой, Диадой, отделяющей и связывающей Его с Умом, Демиургом. Теперь к этой внут- ритроической ее функции добавляется функция демиургическая: она вводит ощущение в миры. Под «мирами» здесь подразумевается и мир идей, и эмпирей, и небесные сферы и, вероятно, земной мир. Все имеет ощущение, т. е. индивидуировано, благодаря второй Ипостаси – Гекате. 1234 Под «отцами» подразумеваются Отец и Ум; Геката, соответственно, оказывается Жизнью, связующе-различающей Сущее=Умопостигаемое и Ум, каждый из которых есть в себе троица – и в этом смысле отец. 1236 Здесь со всей ясностью различается Геката – как Жизнь внутритроическая, или Душа Ипостась – и Душа мира, или природа. Следует обратить внимание на то, что источником космической жизни оказывается не Ум-Демиург, но именно Геката; таким образом, Оракулы лишены грубого натурализма, перетекания божественного в космическое. 1238 Эта «девственная», «пребывающая внутри» добродетель, вероятно, должна пониматься как добродетель созерцательная, прирожденная душе безотносительно к телу, превысшая гражданской. 1242 Волосы Гекаты обычно представлялись в виде змей. Учитывая теснейшую символическую связь змей с жизнью, можно понять всю яркость и осмысленность образа. 1244 По-видимому, следует отождествить Рею данного фрагмента с Гекатой: это Диада, принцип множественности и становления как таковой.

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

1233 Гиппон находился неподалеку от Утики; Плиний называет его колонией, так как там было поселение ветеранов Юлия Цезаря (засвидетельствованное надписью CIL VIII, 25417). 1234 Встречается дельфин... привозит на землю к сверстникам. – Дельфин пользовался большой любовью у древних. Легенда поместила дельфина, спасшего поэта Ариона, среди звезд, и еще во времена Павсания, к концу II в. н. э., на Тенарском мысу показывали посвятительный дар Ариона: статуэтку, изображавшую его на дельфине. 1235 Плиний Старший называет проконсула Флавианом (он был легатом в Паннонии, потом проконсулом провинции Африки). Октавий Лент – лицо неизвестное. 1236 ...от запаха тот уплыл в открытое море... – Плиний Старший также говорит о действии непривычного запаха. 1237 ...стало истощать небольшую общину новыми расходами. – Скромные расходы города не выдержали трат, которые полагалось нести на прием и угощение римских должностных лиц, приезжавших посмотреть на дельфина. 1239 при чтении близким друзьям... – Плиний читал свои произведения перед близкой аудиторией. См. V.3.7–11; VIII.21.2–4. 1240 ...испытать своего вольноотпущенника. – К этому времени Плиний потерял своих лучших чтецов, умерших от болезней. См. V.19.3; VIII.l; VIII.19.1. 1241 ...танцую не менее скверно... – Танец того времени был не столько танцем в нашем смысле, сколько движением рук. 1242 Атрий. – Новейший комментатор считает вероятным, что адресатом письма был Аттий (это имя в рукописях неправильно передано как «Атрий») Клемент, к которому обращены письма I.10 и IV.2, занимавшийся литературой. 1246 в зависимости от того, трудно или легко сочинять и удерживать в памяти. – Ср. IX.10, 3, 15, 2. 1247 ...диктую то, что оформил. – Очевидно, Плиний диктует секретарю то, что он успел обдумать до вызова секретаря. 1249 ...выразительно читаю... ради желудка... – Энциклопедист Цельз, живший в первой половине I в. н. э., пишет в своей «Медицине» (I, 8): «страдающий желудком должен громко читать». О слабом здоровье Плиния см. II.11.15. 1250

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

4 . Тогда природа останется без состязания. Уготовано время для упразднения свободы, после чего 1227 словесность 1228 будет связана как у людей, так и у ангелов. Словесность – это не чувственное движение. Ведь именно 1229 через разумность 1230 словесность обладает двумя собственными [вещами], то есть двумя [своими] силами: словесной и разумной. Первая прекратится совсем, а второй, то есть разумной, увенчается естество, но и она будет тогда связанной. Эта связанность будет не насильственной, но, напротив, это сладостное принуждение будет в сладости. Иногда и сейчас [это бывает] таинственно, у достигших тонкости 1231 , но, однако, через изменение 1232 , а у первых разумных [существ] 1233 – и в неизменности, насколько это возможно, хотя они и несовершенны. Что такое «неизменность» и «несовершенные»? 1234 Есть тайны, которые им невозможно приять до назначенного времени. Поэтому они несовершенны – не потому, что они через изменение обладают тем, в чем они сейчас пребывают. Такого у них вовсе нет, но наипаче [им свойственно] постоянство, а не изменение. А, если и изменение, то к тому, что более превосходит [их нынешнее состояние]. Итак, изменение бывает: у тех 1235 – превосходной переменой 1236 , а у нас – прекращением [всех движений] 1237 , по причине немощи плоти. Слово тридцать первое. О том, в каком сражении больше труда, или, скорее, [больше] опасность падения Невозможно победить злые помышления, связанные с плотскими вожделениями, разве что 1238 с трудом. Некоторыми они 1239 были названы двойным оружием 1240 против нас. И они не прекратятся 1241 при сытости от хлеба и воды, и сна, и приближения к вещам, вызывающим движение в чувствах. Лучше разрешение от жизни и отсутствие стыда, связанного с ними 1242 . Когда то, чему должно [случиться] 1243 , позаботится о нас, действие плоти отстанет от членов. Невозможно заботиться о чувственном и [при этом] исправить наши собственные страсти 1244 . Ибо без печали в молениях и непрестанных поклонов нам невозможно привлечь к себе милость. И необходимо быть постоянным как в этом, так и в том. Без усилия в малом невозможно избежать великих зол. Слово сорок девятое. Об унылом мраке, бывающем во время безмолвия у тех, кто проводит житие, [исполненное] ведения

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

7:20 Шершень – крупное насекомое (около 3,5 см) отряда ос, широко распространенное в Палестине, укол его жала может привести к смерти; однако значение евр. слова цира спорно. Возможно, здесь оно употреблено в переносном смысле как страх и паника, в которые Господь повергнет жителей Ханаана. 1224 8:1 С м. примеч. к 6:1. 1225 8:3 Т .е. тем, что Господь творит или учреждает могущественным словом, исходящим из Его уст. 1226 8:6 Или: бойся Его. 1227 8:14 Букв.: из дома рабства. 1228 8:17 Букв.: своей силой и мощью своей руки. 1229 8:19 Или: свидетельствую вам. 1230 9:4 Букв.: не скажи в сердце своем. 1231 а 9:14 Букв.: сотру их имена. 1232 б 9:14 И ли: сильнее. 1233 а 9:21 Букв.: а ваш грех. 1234 б 9:21 Букв.: сжег в огне. 1235 10:4 Букв.: десять слов/ речений. 1236 10:6 Букв.: колодцы сынов Яакана – точное расположение этого места неизвестно. 1237 10:16 Букв.: обрежьте же крайнюю плоть сердца. Обрезание крайней плоти у мужчины или мальчика – религиозный обряд, широко практиковавшийся у древних народов. У евреев этот обряд посвящения означал вхождение в общество богоизбранного народа и указывал на подчинение всем предписаниям Завета. «Необрезанными» обычно называли язычников. Слово «обрезание» употреблялось и образно. Пророк Иеремия говорит об Израиле как о народе «с необрезанным сердцем» (Иер 9:26) или как о народе, чье «ухо не обрезано» (Иер 6:10). 1238 11:8 См. примеч. к 6:1. 1239 11:9 Букв.: продлите дни. 1240 11:10 Букв.: ( работая) ногами – возможно, это указывает на то, что воду носили из реки или что для полива использовались специальные черпалки, которые приводились в движение ногами. 1241 а 11:14 Т ак в LXX и Вульгате; масоретский текст: Я. 1242 б 11:14 Т .е. дожди осенние (время пахоты и сева) и весенние (период созревания зерновых культур) . 1243 11:18 Букв.: между глазами. 1244 11:19 Букв.: идя дорогой. 1245 11:28 См. примеч. к 6:14. 1246 11:30 Или: в Араве. 1247 12:3 С м. примеч. к Исх 34:13. 1248 12:7 Букв.: ешьте. 1249 12:12 И ли: радуйтесь. 1250 12:15 Или: в любом из городов или селений (букв.: в пределах всех ворот твоих); то же в ст. 17. 1251

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Ibid., стр. 70. 1232 Ibid., стр. 28. 1233  «В мире неясного и нерешенного», стр. 110. 1234 Ibid., стр. 5. 1235  Ibid., стр. 110. 1236 «Из восточных мотивов» (Тетради), стр. 24. 1237 «Религия и культура», стр. 173. Последнее верно, только если гены, отвечающие за эти признаки распложены на разных хромосомах. 1238 «В мире неясного и нерешенного», стр. 123. 1239 «Уединенное», стр. 169. 1240 «Около церк. стен», т. 1, стр. 91. 1241 «Религия и культура», стр. 150. 1242 Письмо к Голлербаху. См. Голлербах, Розанов. (Письма его), стр. 44 1243 «Сем. вопрос», т. 1, стр. 35 1244  «Темный лик…», стр. 265. 1245 «Опавшие листья», Кол. 1, стр. 255. 1246 «Люди лунного света», стр. 194 1247 «Из восточных мотивов» (стр. 15). Ср. «Сем. вопрос», т. I. стр. 25. 1248 «Апокалипсис нашего времени» (Версты 1927, стр. 336, 307, 303, 316, 345. 1249 Ibid., стр. 305. 1250 «Религия и культура», стр. 126. 1251 Ibid., стр. 126. 1252 «Сем. вопрос», т. 1, стр. 75, 78. 1253 Примеч. к письму Страхова в книге «Литературные изгнанники». стр. 342–3. 1254 «Идея рационального естествознания». Русский Вестник 1892 г VIII, стр. 196–7. 1255 Литературные очерки (1899) стр. 39. 1256 Ibid., стр. 42. 1257 См. яркие строки в «Уединенном», стр. 117. 1258 См. воспоминания К. Ельцовой. «Сны нездешние», Современные Записки, т. XXVIII (1926 г.). 1259 Биография Вл. Соловьева довольно недурно разработана. Важнее всего капитальное исследование СМ. Лукьянова:0 Вл. Соловьеве в его молодые годы, т. I—III, Петроград 1918—1921; В.Л. Величко. Вл. Соловьев. Жизнь и творения, 1904; СМ. Соловьев (племянник Вл. Соловьева) — биография Вл.С. в издании стихотворений B.C. (7–е изд., 1921 г., стр. 1—58); Прекрасно рассказана биография B.C. также в книге К.В. Мочульского. В. С. Соловьев (Париж, 1936). См. еще Воспоминания сестры Вл.С. М.С Безобразовой (Минувшие годы, 1908, 5); К. Ельцовой (сестры Л.М. Лопатина) Совр. Записки, т. XXVIII (1926 г.). См. также Э.Л. Р а д л о в. B.C. Соловьев. Жизнь и учение. Петербург 1913; Флоровский. Новые книги о В. Соловьеве, Известия Одес. Библ. Общ., 1912; Флоровский. Молодые годы В. Соловьева, Путь, 9 (1928 г.). Дальнейшую биографию см. в сборнике «Влад. Соловьев», издание «Пути», Москва 1911 г. и в книге Stremooukhow:W. Soloview et son oeuvre messianique. Strassbourg 1935. 1260

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

III. Рассмотренный пенитенциал, хотя и отличается подробностью содержания, однако, – предназначен для епитимии собственно мирским лицам. Эта односторонность сама собою вызывала на дополнения к нему в виде особых же пенитенциалов, имеющие своим содержанием епитимии за грехи, свойственные особым званием в церкви. – Таким пенитенциалом для монахов служил исключительно уже известный (пред заглавием «Правило о черноризцех») в литературе 1234 епитимийник из 30 – 40 правил. Внешняя судьба и этого специального пенитенциала в существенных чертах весьма аналогична с судьбою пенитенциала предыдущего. Так, подобно ему, и настоящий пенитенциал, – сверх указанного 1235 , – носил и другие надписания, как-то: «Правило о черньца х о черннца х » 1236 ; «Положенная же черньцемъ быти и хранити» 1237 ; «Заповди с т.ы х ць» 1238 ; «Опите н я черн ц емъ и м » 1239 . Такая же неустойчивость равным образом наблюдается здесь и в самом содержании пенитенциала. Надо, впрочем, сказать, что внутренний объем содержания здесь не испытал больших изменений; последние относятся в настоящем случае почти исключительно к распорядку правил 1240 . Непосредственно при чине исповеди этот пенитенциал наблюдается сравнительно редко 1241 ; помещаемый же вне устава исповеди он, обыкновенно, соединился с известным пенитенциалом Феодора Студита , касающегося нарушений исключительно в области монашеских уставов и надписывавшегося в славянском переводе: «Преподобнаго ца нашего Федора игумена студи и скаго. О останце х церковны х правилъ i номоканонъ» 1242 . – В дополнение к номоканону специально для монахов, добавим, были попытки составить такой же номоканон и исключительно для монахинь, но известная нам на этот раз единственная попытка – крайне неудачна 1243 . IV. В параллель монашескому пенитенциалу, при исповедном же чине имел место и пенитенциал специально для священнослужителей. Особо обработанного и всецело отвечающего данной потребности пенитенциала, однако, здесь мы не встречаем. Взамен того, для той же самой цели сюда вносили три самостоятельных пенитенциала, взаимно дополняющих друг друга, это: а) «Правило с т.го вселенскаго собора д.го. иже в халкидоне», б) с т.ы х ап .лъ. прави л (sic)» и в) «Собора сардиискаго правила» 1244 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Воины-монголы. Миниатюра из кн. «Джами ат-таварих» Рашид-ад-Дина. Ок. 1430 г. (Paris. sup. persan 1113. Fol. 72r) После смерти Чингисхана (25 авг. 1227) его третий сын Угэдэй в 1229 г. стал ханом всех монголов. Во время правления Угэдэя границы империи быстро расширялись. На западе внук Чингисхана Бату-хан (Батый) в 1227 г. наследовал улус своего отца Джучи (Золотая Орда ), в 1236 г. разбил Волжскую Булгарию, в 1237-1240 гг. покорил Русь. В 1241-1242 гг. он напал на Центр. Европу, монг. отряды с боями прошли Польшу, Венгрию и достигли Адриатического м., где безуспешно осаждали прибрежные крепости, после чего отступили. На востоке в 1231-1232 гг. началась война с Кореей, завершившаяся в 1273 г.; в 1231-1234 гг. были окончательно захвачены земли Сев. Китая (династия Цзинь); после этого была объявлена война династии Сун Юж. Китая, к-рая была завершена Хубилай-ханом в 1279 г. В 1271 г. он провозгласил себя императором, основав монг. династию Юань в Китае. В гос-ве Юань историческая территория М. считалась «священной», здесь была расположена резиденция наследников и размещался основной контингент монг. войск. Хубилай-хан дважды предпринимал безуспешные попытки захватить Японию (в 1274 и 1281) с территории Кореи. При Хубилае буддизм, начавший проникать в М. из Тибета, был объявлен гос. религией. После смерти Хубилай-хана (1294) гос-во Юань просуществовало 70 лет, пока в период правления хана Тогон-Тэмура (1333-1368) династия не была свергнута восставшими китайцами (т. н. восстание «Красных войск», начавшееся в 1351). Резиденция монг. хана была вновь перенесена в Каракорум. С 1370 по 20-е гг. XV в. кит. императоры династии Мин успешно вели войны против М., неск. раз захватывая ее столицу Каракорум. В результате племена вост. М. признали зависимость от Китая. В то же время на западе М. возвысилась зап. ветвь монголов - ойраты. В нач. XV в. М. фактически распалась на вост. и зап. части, власть хана стала номинальной. К сер. XV в. особое влияние приобрели тайшы - верховные министры. В 1451 г. тайша Эсэн убил Тайсун-хана и провозгласил себя великим ханом в нарушение закона о наследовании престола только потомками Чингисхана. В 1455 г. Эсэн был убит в результате восстания аристократов, недовольных его политикой, после чего М. распалась на несколько независимых гос-в. В правление Бату-Мункэ (1479 - ок. 1543), носившего почетный титул Даян-хана («Всеобщего хана»), М. была вновь объединена, он перенес столицу на север в долину р. Керулен и регулярно совершал набеги на Китай. В XVI в. начался новый этап проникновения буддизма в М. Даян-хан разделил свои владения между сыновьями, при которых Вост. М. в XVI в. распалась на Северную и Южную.

http://pravenc.ru/text/2564110.html

Душа проста, единична, неразделима, бессмертна 1234 . Что же такое смерть, как смотреть на нее, и что станется с душой, когда будет порвана связь ее с телом? Первый человек не был сотворен смертным, – таковым он сделался уже после; первозданный человек не подвергся бы ей, если бы не согрешил 1235 . Только с грехопадением явилась смерть и стала долгом природы, debitum naturae. Отсюда-то и объясняется страх смерти как неестественного в начале явления, здесь же лежит причина и того, почему не так легко разрывается союз души с телом 1236 . Как скоро этот союз разрушен, душа не уничтожается вместе с телом, – как в сонной жизни, так и здесь, душа продолжает свое существование 1237 , только уже не на земле, – все те мнения, будто души после смерти удерживаются на земле до тех пор, пока не оправдаются, будто души людей, умерших неестественной смертью, скитаются на земле до тех пор, пока не выйдет предназначенный им срок смерти 1238 , – все эти мнения несправедливы. Освободившись от уз тела, душа нисходит в преисподнюю, которую Тертуллиан помещает в недрах земли 1239 . Его преисподняя не есть какое-либо место, открытое со всех сторон, не есть помещение с какою бы то ни было кровлею в известной части света, – преисподняя – это какая-то бездна, где заключены души до дня судного. От этого места заключения душ отличается райское место, paradisus, в котором, с воскресения Господа находятся патриархи и пророки 1240 . В райские же места прямо идут и поселяются там даже до всеобщего суда и души мучеников и предвкушают там блаженство, участие в блаженном видении Бога (души остальных людей всех без исключения идут в преисподнюю, ad inferos, и остаются там до дня суда) 1241 . Говоря о сонной жизни, Тертуллиан касается и сновидений, и задается вопросом, как смотреть на них? нужно ли им верить? По представлению Эпикура, все вообще сны нельзя назвать пустяками, праздной мечтой, – им нужно верить; поэтому не без причины же существует множество различных снотолкователей и комментаторов снов 1242 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

Завитневича, подчеркивающего и закрепляющего уклон Хомякова к имманентизму в имманентизм уже определенный), я выскажу тот итог, который сложился у меня при чтении почтенного труда Киевского профессора: С величайшим сочувствием относясь к избранной им теме, приветствуя в его лице увлечение славянофильством вообще и благородной личностью Хомякова в частности, высказывая Автору благодарность за его усилия дать законное место в общественной мысли славянофильству, мы однако не можем считать его груд окончательным словом русской богословской науки о мировоззрении и личности А. С. Хомякова. Но книга проф. Завитневича – есть важный и необходимый шаг в изучении Хомякова. Мы надеемся, что или сам Завитневич или другие исследователи, при помощи его труда, сумеют ближе подойти к выяснению тех вопросов, которыми не может не заниматься богословская и общественная мысль нашего времени. —562— Приложение. 1. Имея намерением обсудить материальную полноту исследования проф. Завитневича, начнем с обзора источников. На страницах 51–58 I-ro тома у проф. Завитневича перечислены поэтические произведения Хомякова, причем отмечается, где какое было напечатано. Но в настоящее время, когда Д. А. Хомяков выпустил новое издание (1909 г.) IV-ro тома «Полного собрания сочинений Хомякова», эти указания Завитневича должны быть исправлены, а именно: теперь в этот том вошли: «Послание к Веневитиновым» 1225 , «Бессмертие Вождя» 1226 , «Желание покоя» 1227 , «Молодость» и «Старость» 1228 , «Элегия на В. К.» 1229 , «Вдохновение» 1230 , «Три пьесы при прощаниях» под заглавием «Три экспромта при прощаниях» 1231 , «На новый 1828 г.» 1232 , «Ермак» 1233 , «Дмитрий Самозванец» 1234 , «Степи» 1235 , «Экспромт к М. А. Н.» 1236 , «Подражание древним» 1237 , «Признание» 1238 , «Горе» 1239 , «Разговор с С. С. Уваровым» 1240 , «Рос... (А. О. Смирновой)» 1241 , «Новград» 1242 . Но, кроме указанных, в новое издание IV-ro тома вошли еще не указываемые проф. Завитневичем: «В альбом В. С. Карамзиной» (1832 г.) 1243 , «В альбом п.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010