1 Гал.2:20. 1231 2 " Я молюсь за Вас, но по-своему, своим способом, который не очень-то хорош… Я не умею по-настоящему молиться. У меня нет к этому дара. Моя духовность – почти полностью безмолвна. Больше всего мне не нравятся книги о благочестии. Мне они ничего не дают, а уши других развращают, если не хуже… " (англ.). 1232 3 " Церковь в русской мысли и литературе " (англ.). 1233 1 " Икона и топор " (англ.). 1234 1 Пс.50:13. 1235 1 быть вовлеченным (англ.). 1236 1 Мф.17:17. 1237 2 Из стихотворения М.Лермонтова " Выхожу один я на дорогу… " . 1238 3 Из стихотворения М.Лермонтова " Когда волнуется желтеющая нива… " . 1239 4 Из стихотворения А.Блока " Грешить бесстыдно, непробудно… " : " Да, и такой, моя Россия,/Ты всех краев дороже мне " . 1240 1 Из стихотворения Е.Баратынского " Молитва " . 1241 2 хит-парад (англ.). 1242 3 невестка (фр.). 1243 4 " младшие боги " (лат.). 1244 5 каждый за себя (фр.). 1245 1 болеутоляющее средство (англ.). 1246 1 Огромный стадион в Манхэттене. 1247 2 идее, вести (англ.). 1248 3 " мир и справедливость " , " семья " , " разрешение социальных проблем " (англ.). 1249 4 в соответствии (фр.). 1250 5 " неизменная любовь " (англ.). 1251 6 " Народный Папа… " (англ.). 1252 1 Ин.19:15 1253 2 Так проходит слава мирская (лат.). 1254 3 1Кор.2:9: " …не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его " . 1255 4 разделять (мнение, вкусы и т.п.) (англ.). 1256 4 Католическом университете (англ.). 1257 5 зал (англ.). 1258 6 Храме Непорочного Зачатия (англ.). 1259 1 Ин.3:19. 1260 2 " группе " (англ.). 1261 3 ведущим отдела религии (англ.). 1262 4 Католическая семинария (англ.). 1263 1 Ультрамонтанизм – движение в католицизме XIX в , направленное на централизацию церковной власти в руках папства ради обновления Церкви. 1264 1 Кол.2:8. 1265 1 Из стихотворения Б. Пастернака " Рассвет " . 1266 2 Исходя из этого (фр.). 1267 3 " Иоанн Павел II: допрос " (фр.). 1268 4 коротко говоря (фр.). 1269 5 " доктринерский защитник старых бастионов " (фр.). 1270

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

ριστοτλης τς ϑνας λιπν ες τν κατ σ Εβοιαν μετβη 1233 τν τυραννιχν συκοφανταν περιστμενος, λλην π’ λλ ς 1234 γχν π’ γχν γηρσκει σκον τ’ π σκ συνεχς πανατλλουσαν· εχε δ πρ φφαλμν τ το Σωκρτους κνειον. ε δ’ λλως σοι δξει χειν, νπεμψον αϑις πρς τν πμψαντα. ρρωσο τν καϑ’ μς φυλλολγων πιφυλλις +. 12. Τ Τορνκ κρ Εϑνμ + Οδν σμεν ο σαπρο· τοτο τ μν τν παλαιν ερηται, οδπω ερον, τι δ’ ληϑς πλαι γνων ατς παρ’ μαυτο διδαχϑες. πειδ δ τοιοδε σμν, ποι ποτ ρα κα 1235 διατρφομεν, ετε ν φαλοις χωροις ετε ν φροντιστηροις ερος, οδν σμεν ς ο μνον σαπρο τε σχατογροντες, λλ κα ς πλαι νεκρο, ο παρ μν τ ποστλ 1236 ν τιμαις σπερεσϑαι λγονται, ν μνμασι δηλαδ κατορυττμενοι, κα καϑαρσας γμειν σωτρ ερηκεν 1237 , δ γε Δημκριτος «νκυς» φησι «κοπρων κβληττεροι». σ δ’ λλ δεινς ν λγειν κα γρφειν, ϑεσπεσα μοι κεφαλ, τος οδν ντας ς σαπρος κα νεκρος κα τς ερας αλς μακρν ξωσϑντας ς βολβτων κβλητοτρους 1238 τος τιμιωτροις τν ντων παραβλλεις σεμνολογν· π γρ το σφδρα φιλεν πισκοτομενος τ τν φιλουμνων οδν ντα μικρ τινα κομιδ μεγλα φαντζ κα νομζεις, πον τι κα ν φροντιστηρ μετοκησις, ν λγοις παρων ξμνησας ς τεχνς πργειον κα ϑεαν μετϑεσιν. γ δ λλ μ οτω παρ τν σν χαυνωϑεην Σειρνων, ς φ’ οουδτινος τπου βλτιον μαυτν φοντσασϑαι· πσκεμμαι γρ κατ λγον, ομαι, ς οτε φαυλτης τπου κακνει τν σπουδαον, οτε σεμντης τν φαλον γϑυνε. τς γρ το ορανο κα τς δμ χρος λλος ερτερος; λλ το μν ωσφρος 1239 κν κακυνϑες κκεκλιστο, τς δ γενρχης ϑραζε ππτωκεν· οτως οδν τς τν ϑεων χρων σεμντητος κτερος ατν νατο. πλιν 1240 ωσφ δεσμωτριον οκν ο παρ τοτο χερων αυτο γγονεν ες τ συγκρνειν προφητικς τ τν συνδεσμωτν νπνια· τ δ ϑεος ερεμας ρα ν τ λκκ 1241 τυντλζων τν προφητικν σπλωτο γιτητα 1242 , μγας β π κοπρας καϑμενος νξιος δοξε διομιλεν τ δι λαλαπος κα νεφν χρηματζοντι 1243 ; ρς πως ς οδν νησεν κενους σεμντης τν τπων, οτως οδ τοτους φαυλτης βλαψεν· οκον μηδ μς τς ες τ σεμνεον μετοικσεως μακριζε, λλ’ περεχου μλλον, μ ναξως το ερο χρου ναστρεφμενοι πολν φλσωμεν τν κατγελων. διαφυλττοιο ρρωμνος ψυχ τε κα σματι ες χρνους μακρος ς μγα πολλν φελος κα λυπουμνων ϑεα παρκλησις. 13.  1244 Τ Τορνκ κρ Εϑνμ

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

в юдоли, да без него удобь поступает. Нам, правоверующым, комуждо есть требе на вечну ити гору, яже есть на небе. Имамы же велико 1231 греховное бремя, еже днесь низложити угодное время, Потом же не леть будет. Убо низложити тщимся покаянием, да бы 1232 легко ити. Низложим еще бремя и богатств, нам данных, да внидем во град нищих, к Лазарю собранных. 2 Еже Бог бремя нести возлагает, человек того да не отрицает, имать бо быти в ползу обращенно, что возложенно. Божия 1233 воли благо есть слушати и, что Он велит, прилежно делати, а выше силы не будет то дело, глаголю смело. Не весть бо Господь бремене даяти, его же не леть есть кому двизати, а трудящимся помощь посылает 1234 и мзду воздает 1235 . Будете, яко бози Враг человека в рай лукаво прелщаше: Будете, яко бози, Евве глаголаше. Ругася он в то время, но сам есть прелщенный 1236 , ибо человек потом Бог есть сотворенный 1237 , Не по существу убо, но по благодати, и возможе демона ногами попрати. И тако, в нем же хоте род наш посрамити, тем же 1238 делом заслужи сам посмеян быти. Буйство Буй муж каплю щастия паче избирает, нежели ума делву, ничто же бо знает. Буйство грешных Велие буйство грешных человеков, яко 1239 всех Творца отпадают веков И вдают себе в демонския сети, иже в огнь влечет во веки горети. О, буйства люта, яко себе сами смертными грехов язвляют стрелами! Всех же благ душы бедныя лишают, егда от добра вечно 1240 отпадают. О, безумия! Суще омовени кровию Христа, предраго куплени, Скверными грехи сами ся каляют и за сласть мерзку душы си продают. О, премудрости Христе небесная, даруй нам знати делеса десная, Шуих гонзати и всякаго буйства, Тебе поддати, Боже 1241 , наша чювства. Изми ны сетей 1242 и огня вечнаго, сподоби жизни рая небеснаго. Бытия степени Различно человеци во мир изведени, мнози бо суть нашего 1243 бытия степени. Первый бе во Адаме, ни отец, ни мати роди его, но сам Бог изволи создати. Вторый степень 1244 – во Евве, та из мужа бяше Богом, яко из отца, матере не знаше. Третий – общий всем людем изводити дети,

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Далее начато: Что я 1211 В подлиннике: на него. 1212 ув 1213 письма вашего. 1214 его 1215 сильно и хорошо 1216 не в том же духе 1217 Далее начато: Кто д 1218 так почти об этом и не нужно ему 1219 В подлиннике: есть ли 1220 что-нибудь есть 1221 носу 1222 выносить слишком сильного 1223 Далее начато: и 1224 но сохранить к ним по 1225 Потом что теперь 1226 дух времени 1227 потому что он 1228 разъятие ясное всего и облечение всего в простое слово 1229 с тех по 1230 в болезнь и в худшее состояние 1231 к концу 1232 вообще настроенному 1233 заключаю 1234 приготовлен в то время 1235 Сами твои 1236 что 1237 еха 1238 есть и ему 1239 распорядись таким образом 1240 в Рим 1241 глубины премудрости 1242 остаетесь на лето 1243 В подлиннике: рыскнули 1244 и на то, что не отвечаю 1245 Скажите, что, вместо ответа 1246 несмотря даже на настоятельный совет 1247 но вместе с тем 1248 и хотим для себя 1249 даже и 1250 Ч; в К обращение опущено. 1251 много Ч 1252 ваше ходатайство Ч 1253 одной только Ч 1254 Но мне сделалось в то же время грустно Ч 1255 сделанное Ч 1256 и легла добрая мысль Ч 1257 дурно, ничтожно, незрело Ч 1258 им Ч 1259 скорей извлекают из них извлеченья Ч 1260 души своей Ч 1261 о чем-либо Ч 1262 сказали бы мне Ч 1263 если будет выполнен Ч 1264 потому что Ч 1265 не чужд был Ч 1266 помышлений Ч 1267 Далее: как я знаю Ч 1268 о мне со временем так Ч 1269 Теперь Ч 1270 Было: перед Ч 1271 незначительней, чем прежде Ч 1272 сделать его Ч 1273 вместе с этим и Ч 1274 что нынешним письмом вашим вы Ч 1275 хотел сказать Ч 1276 А я Ч 1277 многое, сделанное вами в пользу а. всем нам б. наук Ч 1278 и Ч 1279 просвещения нашего Ч 1280 и как 1281 за личное добро мне Ч 1282 у Ч 1283 Далее начато: благодарность моя Ч 1284 то, что Ч 1285 будет походить Ч 1286 Далее начато: вот вам вместо того Ч 1287 вместо его Ч 1288 состояния душевного Ч 1289 другого Ч 1290 давно живя в удалении от него, я позабыл их вовсе Ч 1291 и искренно за то признательный Ч. 1292 Далее начато: буду 1293 приводится ими 1294 Далее начато: Почему знать, может быть 1295

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Парафраз стихиры на стиховне на вечерне 7–го августа, «Слава и ныне». 1230 Месяца августа в шестый день на литии стихира третия. 1231 Григорий Богослов, Слово 40, 6 — PG 36, 365А. 1232 Он же, Письмо 101 к Клидонию — PG 37, 181В. 1233 Цитата не идентифицируется. 1234 Григорий Нисский, О душе и воскресении, 3 — PG 46, 104В. 1235 1 Кор. 15:28. 1236 Григорий Богослов, Слово 30, 6 — Barbel, 184/PG 36, 112В. 1237 На соборе в июне 1341 г. См.: Соборный томос 8 — PG 151, 682. 1238 См.: Василий Великий, Шестоднев, 2, 5 — PG 29, 40С. 1239 Цитата или аллюзия не идентифицируются. 1240 Быт. 1:1. 1241  Быт. 1:1. 1242 Василий Великий, Шестоднев, 2, 5 — PG 29, 40. 1243 Евр. 1:14. 1244 Притч. 13: 9. 1245 Кол. 1:12. 1246 Василий Великий, Шестоднев, 2, 6 — PG 29, 40С–41А. 1247 Буквально: «состоящим из плотных частей». 1248 Буквально: «находящихся в заговоре против самих себя». 1249 Т. е. из расположенных выше небесной тверди. 1250 Такое выражение у других авторов не встречается, но Liddell–Scott дает сходные: «ν θαματι ποιεσθαι» (Plu. Pomp. 14) и «δια θαματος σχεν» (Hdn. 2. 2. 7). 1251 Буквально: «маски» (προσωπεου). 1252 Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 45 (5, 41) — PG 91,1168А. 1253 1–й Соборный томос, 46 — PG 151, 688С. 1254 Иер 23:18. См.: выше прим. к 2, 4, 10. 1255 Григорий Богослов, Слово 28, 19, PG 36, 52В. 1256 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 12 — PG 96, 564C. 1257 Василий Великий, Беседы на шестоднев, 2, 5 — PG 29, 40С. 1258 Притч. 13:9. 1259 Кол. 1:12. 1260 Василий Великий, Беседы на шестоднев, 2, 5 — PG 29, 40С–41А. 1261 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 3 — PG 96, 549C. 1262 1 Кор. 2:9. 1263 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 15, PG 96, 569A. 1264 Там же, 16 — 569В. 1265 Там же, 17 — 572В. 1266 Там же, 8 — 560В. 1267 Андрей Критский, Слово на Преображение, PG 97, 948АВ. 1268 Там же, 945С. 1269 Там же, 933 С. 1270 Григорий Богослов, Слово 29, 19. 1271 Он же, Письмо 101 к Клидонию — PG 37, 181АВ. 1272 Фил. 2:5. 1273

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

– См.: Charanis . On the Date of the Occupation of Gallipoli by the Turks//BS1 16 (1955). P. 113–117, который недавно основательно выступил в защиту тезиса о том, что город был взят в марте 1354 г. 1230 О господстве Гаттилузио на Лесбосе, которое продолжалось вплоть до турецкого завоевания в 1462 г., см.: Miller . Essays. P. 313 ff. 1232 См.: Meyendorff J. Projet de Concile Oecuménique en 1367: un dialogue inédit entre Jean Cantacuzène et le légat Paul//DOP 14 (1960). P. 149–177. 1233 Codinus , 34, 36. В пустые титулы также превратились должности прочих логофетов и даже некогда в высшей степени важная должность префекта города ( Codinus , 35, 39–40). 1234 Nic. Gregoras . I. P. 271, 303, 305. Таким образом, не следует считать вслед за Дёльгером ( Dölger . Finanzverwaltung. S. 20), что должность логофета геникона исчезла уже после 1204 г. См., напротив, Stein . Untersuchungen. P. 33; Laurent V . в ЕО 38 (1939). P. 368 sv.; Lemerle P . Actes de Kutlumus. 34. P. 131; Verpeaux J . Le cursus honorum de Théodore Métochite//REB 18 (1960). P. 195–198; Ševenko I. Études sur la polémique entre Théodore Métochite et Nicéphore Choumnos. Bruxelles, 1962. P. 272 sv. См. тж.: Андреева . Очерки. С. 39. 1235 Ljubi . Listine о odnošajih izmedju junoga Slavenstva i Mletake republike. T. III. Zagreb, 1875. S. 266; Шафарик в: Гласник српског ученог друштва 12 (1860). С. 13. 1237 См. подробное изложение П. Лемерля ( Lemerle . Philippes. P. 206 sv.), который впервые пролил более яркий свет на деятельность обоих братьев. 1238 Halecki . Un empereur. P. 17 sv.: автор, кажется, преувеличивает значение проводившихся при Иоанне Кантакузине переговоров; Ж. Ге ( Gay . Clément VI. P. 111 sv.), на которого он при этом ссылается, куда более сдержан. Ср. тж.: Viller M . La question de l " union des églises//Revue d " hist. eccl. 18 (1922). P. 26 sv. 1240 Согласно В. Мошину (Св. nampujapx Калист и српска црква//Гласник српске прав, цркве 27 (1946). С. 202), между осенью 1352 и весной 1354 г. 1242 Хронология турецких завоеваний очень ненадежна.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ставити по всмъ градомъ, а самъ създа църковъ въ им 1215 свты 1216 Богородица, 1217 дививъ. 1218 нколико лтъ иача болти. къ Бог мсца ил 15. 1219 Тло го положиша въ цьркви свты Богородица, 1220 самъ създа. 1221 И плакас го множьство людии: ко отца, люди 1222 ко сироты ко помощнка, нищи вдовици ко 1223 Да 1224 како т по дъстонию 1225 похвалити, створшаго дло равно апостоломъ. Хвалить бо 1226 Римьска и Павла, Аси Богословца Марка, Антохиска Луку, Андр, 1227 вс Русьска кнжь 1228 ко Господн апостола. псньми 1229 памть твою похвальны внца 1230 прииосим ти, Радус, примыи рукы 1231 Бога! Радус, свта главо, вожю иашь, м тмы, свтъ Радус, самого Ра 1232 зрасти намъ свты лторасли, 1233 свта 1234 Бориса и Глба, 1235 нын русьсти насыщаютс, 1236 Радус, вры Христовы, 1237 льстно з Руси, взоравъ 1238 всю Русьскую 1239 свтым книгами, нихъ жнють русьсти руковти 1240 покань 1241 . Друзи 1242 дть 1243 пищю въ царствии сподобимс 1244 и мы, гршни 1245 о свохъ 1246 Проложное житие 1-го вида В тот святого и князя Владимира, Русскую. Этот Владимир был сын Святослава из рода варяжского. Сначала он истово поклонялся идолам по преданию отцов. Когда Бог пожелал избрать Себе новых людей, вдохнул в него благодать Святого Духа, и очнулся, как от сна, от лютого идолослужения, и послал ко всем народам узнать об их законе, как они веруют. 1247 И познав святую греческую веру, подобную свече на светильнике, сказал про себя: «Сделаю так, пойду в землю их и пленю города их, и найду учителей». 1248 Что задумал, то и сделал: пошел и взял город Корсунь и послал к греческому царю со словами: «Отдай за меня свою сестру. Если же не отдашь, то сделаю с твоим городом то же, что и с этим». Он же отвечал: «Нет здесь такого обычая, христиан отдавать замуж за язычников. А если крестишься, то и ее получишь, и больше этого – Царствие Небесное». И сказал Владимир: «Сделаю так. Пусть пришедшие от тебя с царицею крестят меня». 1249 В то время у Владимира заболели оба глаза. И сказала, послав к нему, царица: «Если не крестишься, не избавишься от этой болезни». Он же сказал: «Крестите меня, потому что для этого призвал вас». И когда его крестили, совершилось великое чудо: когда он вошел в святую купель, его глаза открылись, словно никогда и не было болезни. Прозрев, восхвалил всеобщего Бога и, просвещенный, радовался душой и телом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

также Schürer, I, 525 и д. Во время этих работ, между прочим, погибли прекрасные леса в окрестностях Иерусалима, на 90–100 стадий (4½ ч. пути) во все стороны от него (V, 3, 2; V, 6, 8; V, 12, 4; VI, 1, 1; VI, 8, 1). 1234 По Иосифу, он прозревал эту хитрость Иудеев и, не участвовав сам в этом эпизоде, готов был сильно наказать виновных. Но их оказалось так много, что он должен был подчиниться своему правилу: «казнь одного исполнить самым делом, а многих – только на словах!». Гнев на Иудеев выразился пока в угрозе показать им, что «у Римлян и победить без повеления предводителя бесчестно (V, 3, 3–4)». Знаменательно, что всего за день до этого Иосиф исполнял свою не ненизкую роль – увещателя осажденных к покорности Риму, повторяя это не раз и потом, без всякого успеха и с опасностью жизни. (Срв. V, 6, 2; V, 9, 3–4; V, 13, 3; VI, 2, 1–2; VI, 2, 3–4; VI, 7, 2). 1239 Сказанная по этому случаю речь Иосифа к Иудеям (V, 9, 3) во многом сходна с речью Агриппы (II, 16, 4), что доказывает, что в основе той и другой лежат убеждения самого Иосифа. В числе новых нелепейших доводов в пользу покорности Риму здесь находим и тот, что «и диким зверям и людям предписан ненарушимый закон, чтобы уступали сильнейшим, и чтобы те побеждали, у кого вся сила оружий (!)» – как видим: настоящее право кулака! Но возмутительнее всего попытка представить Бога всецело на стороне Римлян и привлечь к объяснению их успехов даже чудодейственную силу Божью (см. конец речи). 1240 V, 10, 2–5; 11, 1–2. Впоследствии, когда на некоторых из перебежчиков было замечено, что они глотали пред побегом золотые деньги, сохраняя их таким путем от ограбления, несчастных стали убивать всех до одного, отыскивая в их внутренностях спрятанное золото (V, 13, 4–5). 1242 Подобный способ покорения городов применен был и в других случаях, напр., Цезарем (Bell. Gall. VII, 69), а также при взятии Масады (περ λ. VII, 8, 2). Следы этих работ можно замечать до настоящего времени. 1250 Речь, влагаемая Иосифом в уста Тита, по обычаю блещет риторическими несообразностями, доходящими до того, что Тит даже забывает о своих языческих богах и говорить об этом так, как мог только Иосиф.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Федр 67 с. 1230 О влиянии Платона на Григория см. Gottwald. De Grigorio; Pinault. Platonisme. 1231 О влиянии платонизма на мистическое богословие Григория Нисского см. Daniйlou. Platonisme. 1232 О том, что включает в себя понятие " " философии " " у Григория см. соответствующий раздел главы II нашей книги. 1233 Сл. 16, 1; PG 35, 936=1.232. 1234 Сл. 21, 2, 1–8; SC 270, 112–114=1.306. См. пространный комментарий преп. Максима Исповедника на этот текст: Амбигва; PG 91, 1105 C-1205 C (см. особенно 1193 C-1194 C: о переходе за пределы материальной диады). 1235 Энн. 6, 9, 3. 1236 Энн. 6, 9, 11. 1237 Энн. 6, 9, 11. Ср. Григорий. Сл. 21, 1, 25–26; SC 270, 112=1.306: " (Бог) есть предел желаемого и успокоение от всякого созерцания " " . 1238 Энн. 5, 5, 7–8. 1239 Ср. Пс. 17:10–12 (по LXX). 1240 Ср. Исх. 34:33. 1241 В философии Плотина этот термин обозначал стремление к единению с высшим Благом. 1242 Сл. 32, 15, 1–13; SC 318, 116=1.470–471. 1243 Ср. схолию Илии Критского в PG 36, 854 CD. 1244 Энн. 6, 7, 32–33. 1245 Энн. 6, 7, 31. 1246 Энн. 6, 9, 10. 1247 PG 37, 446=2.31. 1248 Мф. 5:14. 1249 Фил. 2:15–16. 1250 Иерем. 13:16. 1251 Рим. 13:12–13. 1252 Сл. 40, 38, 1–40, 26; SC 358, 284–292=1.568–570. 1253 Идея очищения тела не является новой: она была известна античной медицине и религии (ср. Платон. Кратил 405ab: " …Обряды очищения и очистительные жертвы, как это принято и у врачей, и у прорицателей.., имеют одну цель: чтобы человек стал чист душой и телом " " ). 1254 Сл. 39, 8, 13–18; SC 358, 164=1.536. 1255 Сл. 40, 37, 1–17; SC 358, 282–284=1.568. 1256 2 Кор. 11:14. 1257 См. Блаженный Диадох. Слово подвижническое, 40: " Что ум наш, когда начнет в нем ощутительно действовать Божественный свет, становится весь светлым, так что сам обильно видит этот пребывающий в нем свет, в этом не следует сомневаться… Но бывает, что нечто подобное призрачно является в уме, по злому действию диавола, то как свет, то как огонь… " . 1258 Подробнее об этом см. Mossay. Mort, 110ff. 1259 Сл. 28, 17, 9–11; SC 250, 136=1.402. 1260

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Опасным врагом оставались немецкие рыцари. В 1241 году молниеносным походом святой Александр вернул древнюю русскую крепость Копорье, изгнав рыцарей. Но в 1242 году немцам удалось захватить Псков. Враги похвалялись " подчинить себе весь славянский народ " . Святой Александр, выступив в зимний поход, освободил Псков, этот древний Дом Святой Троицы, а весной 1242 года дал Тевтонскому ордену решительное сражение. На льду Чудского озера 5 апреля 1242 года сошлись оба войска. Воздев руки к небу, святой Александр молился: " Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом велеречивым и помоги мне, Боже, как древле Моисею на Амалика и прадеду моему, Ярославу Мудрому, на окаянного Святополка " . По его молитве, помощью Божией и ратным подвигом крестоносцы были полностью разгромлены. Была страшная сеча, такой треск раздавался от ломающихся копий и мечей, что, казалось, будто замерзшее озеро двинулось, и не было видно льда, ибо он покрылся кровью. Обращенных в бегство врагов гнали и секли воины Александровы, " словно неслись они по воздуху, и некуда было бежать врагу " . Множество пленных вели потом вслед святому князю, и шли они посрамленные. Современники ясно понимали всемирное историческое значение Ледового побоища: прославилось имя святого Александра по всей Святой Руси, " по всем странам, до моря Египетского и до гор Араратских, по обе стороны Варяжского моря и до великого Рима " . Западные пределы Русской земли были надежно ограждены, настало время оградить Русь с Востока. В 1242 году святой Александр Невский со своим отцом, Ярославом, выехал в Орду. Митрополит Кирилл благословил их на новое многотрудное служение: нужно было превратить татар из врагов и грабителей в почтительных союзников, нужна была " кротость голубя и мудрость змеи " . Священную миссию защитников Русской земли Господь увенчал успехом, но на это потребовались годы трудов и жертв. Князь Ярослав отдал за это жизнь. Заключив союз с ханом Батыем, он должен был, однако, ехать в 1246 году в далекую Монголию, в столицу всей кочевой империи. Положение самого Батыя было трудным, он искал поддержки у русских князей, желая отделиться со своей Золотой Ордой от дальней Монголии. А там, в свою очередь, не доверяли ни Батыю, ни русским. Князь Ярослав был отравлен. Он скончался в мучениях, лишь на 10 дней пережив святого мученика Михаила Черниговского, с которым когда-то едва не породнился. Завещанный отцом союз с Золотой Ордой необходимый тогда для предотвращения нового разгрома Руси продолжал крепить святой Александр Невский. Сын Батыя, принявший христианство Сартак, который заведовал в Орде русскими делами, становится его другом и побратимом. Обещав свою поддержку, святой Александр дал возможность Батыю выступить в поход против Монголии, стать главной силой во всей Великой Степи, а на престол в Монголии возвести вождя татар-христиан, хана Мункэ (в большинстве своем татары-христиане исповедовали несторианство).

http://patriarchia.ru/db/text/912753.htm...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010