Но «конкретное» возникает всегда через слияние понятий. Поэтому «все вещи», по своей разумной природе, «суть умозаключение»; 1234 или, что то же, «все разумное есть слияние». 1235 Такое конкретное соединение составляет творческую «душу предмета», 1236 или, если угодно, его основу. Поэтому «слияние есть существенная основа всего истинного», 1237 и философия, познавая истинное, должна всегда иметь в виду, что «силлогизм есть принцип идеализма». 1238 Конкретное слияние, восполняя одно определение другим, создает всегда единое целое или тотальность. Поэтому можно сказать, что «истинное есть целое»; 1239 или, что то же, «абсолютная истина» имеет вид «тотальности». 1240 Реальное может обстоять только в этой форме, ибо разум, в своей «таинственной деятельности, возводит» к ней 1241 все сущее. «Реальность есть потому реальность, что она есть тотальность и сама есть система потенций». 1242 Это целостное единство смысловых определений ведет всегда целесообразную, органическую жизнь «бесконечного», кругового самоопределения. Вот почему Гегель отождествляет Понятие с целью 1243 и логическую необходимость с органическою. 1244 «Истинное единство» есть «органическое единство»; 1245 и этот синтез есть закон всяческого бытия: вот почему «каждая пылинка есть организация». 1246 Эта органическая природа мысли присутствует во всем и заставляет признать, что все «истинное и действительное есть именно... кружащее в себе движение». 1247 Движение мысли исходит из неё самой и из себя создает конкретность определений. Вот почему «бесконечность» составляет «истинный характер мышления» 1248 и образует «последний источник всякой деятельности, жизни и сознания». 1249 Бесконечность есть «свет мысли», сама всеобщность и свобода; 1250 это – само «абсолютное Понятие», 1251 поддерживающее себя 1252 и слагающее «из самого себя» свою форму. 1253 В этом и состоит его «вечность»: 1254 его бытие есть «абсолютное присутствие», 1255 самодеятельная и потому «бессмертная», 1256 «рефлектированная в себя длительность»; 1257 оно всегда «конкретно в себе» 1258 и творчески возводит себя к абсолютной конкретности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

Ожесточенность побежденной в Сардике партии особенно сказалась в Антиохии, когда сюда в дни пасхи 344 г. 1231 в качестве послов сардикского собора прибыли епископы Винцент капуанский и Евфрат кельнский с просьбой собора и вместе с тем Констанса о реабилитации изгнанных епископов. Стефан антиохийский принял этих западных гостей, как врагов, и сделал это так, как не запомнит история 1232 . Была подучена развратной жизни женщина, чтобы скомпрометировать западных епископов. Мальчишеская выходка не удалась. Интрига открылась, и сам Стефан сделался ее жертвой. Дурные качества Стефана, главы евсевианской партии, изменили настроение Констанция. Это тотчас же отразилось на ходе вещей. Император приказал быть новому собору в Антиохии. На последнем Стефан был смещен 1233 , а на его место возведен Леонтий кастрат 1234 . эти имели место через три года спустя после собора in encaeniis, таким образом в конце лета 344 г. 1235 Тогда же выступил вопрос об объединении востока и запада. Тем же антиохийским собором 344 года была составлена новая формула, так называемая κθεσις μακρστιχος 1236 . Формула эта начинается евсевианским исповеданием сардикского собора 1237 , но ближайшие выражения ее, составленные в видах достижения мира 1238 , выходят из границ сардикского символа 1239 . Осуждая Маркелла и его здесь впервые называемого ученика Фотина сирмийского, который мысли первого упорно направлял в динамистически-монархианскую сторону 1240 , формула эта настаивает на том, что Сын со времен предвечного существования был самостоятелен, καθ’ αυτν πρχων 1241 . Затем она, хотя и отбрасывает положение, что «Отец родил Сына не по хотению и не по изволению» 1242 , но делает это возможным без принятия единосущия (μοοσιος); избегая говорить о трех Ипостасях, τρες ποστσεις, или сущностях, οσαι, она упирает, что исповедание троих и три лица 1243 не тождественно с троебожием 1244 . Наконец, указав на то, что Сын 1245 тесным образом связан с Отцом, она исповедует единое достоинство Божества (ν τς θετητος ξωμα) 1246 и объявляет с Александром александрийским и Афанасием 1247 Сына во всем подобным Отцу (τ πατρ κατ πντα μοιος).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

потому, как ложь 1226 Это было между прочим причиною того, что передо мною обнаружилось еще более мое собственное безрассудство, которое я так ярко обнаружил в моей книге. 1227 Я думал, что я 1228 возможность на всяком 1229 исполнять 1230 Только теперь, вследствие всего этого события, я могу [по]чувствовать во всей силе всю необходимость того, что проповедует твоя книга, скрыть 1231 Прежде я бы не понял этого, как следует, и долго бы в моих героях 1232 экземпляров ее 1233 юношу 1234 Далее начато: [и которое бы при этом] Другое условие, чтобы книги 1235 юношеством и детьми 1236 я жду их читать 1237 другого русского 1238 Дальше было: которой также прилагаю при сем письмецо 1239 Присоедини еще 1240 она сама 1241 заболеть самой 1242 свойства 1243 новую какую-то книгу 1244 В подлиннике: скрыжаль 1245 это в сво 1246 который бы 1247 это выйдет 1248 между прочим, я сказал 1249 к ненависти я не был способен 1250 к чему-нибудь насильно 1251 побольше 1252 часто 1253 обманываются и думают 1254 Далее начато: и еще две или три духовного со 1255 будет полезна 1256 Далее начато: Я послал 1257 его получите 1258 в постор дела 1259 Охота же вам была давать 1260 они у вас 1261 находятся 1262 Далее начато: Мое же 1263 что кому 1264 моих наблюдений 1265 какие только во мне пребывают 1266 и с 1267 В подлиннике: отвевшую 1268 в моей книге показалось вам 1269 писал им 1270 странных французских пиес 1271 этого множества 1272 поучить тому и других, чему 1273 дерзкая замашка и повелительный тон 1274 Далее начато: Имея много людей, не любивших меня 1275 Словом, я попался 1276 обличает только 1277 Далее начато: Оттого многое неуме 1278 самоослепление 1279 выброшенных 1280 Далее начато: тому, кто сидит уже у самого источника 1281 вышел к ним 1282 начинается тогда 1283 моих слов и выражений и гордость в самом смирении. Мне кажется, что 1284 несовершенство и недостатки 1285 Далее начато: которое 1286 точно, опасно 1287 В угловые скобки здесь и далее заключен текст, вырванный в подлиннике и восстановленный редактором. Многоточиями обозначаются вырванные места, которые не поддаются восстановлению. 1288

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Согласно антропологии прот. Д. Станилоэ, «христианство есть неизмеримая и неопределимая тайна человеческой личности» 1232 . Соборное мышление Церкви провело «четкую грань между пантеистическим эллинизмом под видом гнозиса и общением с Богом как Личностью и, таким образом, подтвердило вечную ценность человека как Личности» 1233 . Бог, как Личная реальность, стремится установить глубокое «общение с человеческими субъектами» 1234 , для этого и созданными 1235 , «как личности в подобие Его Ипостаси» 1236 . Именно со-образность человека Богу в личностном образе бытия является отправной точкой для гносеологии о. Думитру и позволяет ему смело проводить аналогии между свойствами персонального бытия Бога и человека и наоборот. Так, преп. Максим Исповедник , тексты которого комментировал о. Станилоэ, говорит, что Бог и человек являются «парадигмами друг друга» 1237 . Развивая эту идею, он утверждает, что «прозрения о человеческой личности» могут отражать свойства «Божественной Личности» без угрозы «антропоморфизма» 1238 . Признание «парадигматичности» между человеком и Богом позволяет о. Станилоэ выстроить характерные свойства человеческой личности в соответствии со свойствами Бога. Во-первых, согласно о. Думитру, «и человеческая личность, как образ сверх-существенной Личной реальности, обладает определенным образом качеством бытия per se» и в некотором смысле «абсолютна» 1239 . Он говорит об «апофатическом» 1240 и «трансцендентном характере» человеческой личности. Как и Божественная Личность, наша личность превосходит свою природу и ее действия и свойства 1241 , но одновременно обладает ею 1242 и неотделима от нее, немыслима автономно. Далее, со-образность человечества Богу есть со-образность Троице Лиц, и именно этот факт делает возможным 1243 «человеческое общение» 1244 и единение 1245 как с Самим Творцом 1246 , так и себе подобными 1247 . «Только в общении с Богом как личность… как со-общность личностей, не теряя своих естественных границ», человек способен «сделать своим собственным опыт бесконечности Бога» 1248 . Прот. Д. Станилоэ называет человека «партнером» Бога в личном диалоге 1249 , который становится для него «средством бесконечного прогресса» 1250 . Принципом общения для личности человека, как и в Боге, становится «существование ради другого», «служение другому», хотя сама личность, реализующая этот принцип, «обогащается» любовью, свободой и творческим потенциалом 1251 и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Спустя год Раймунд VII и его сын, с 1213 г. находившиеся в Англии, вернулись в Лангедок и, выступив против крестоносцев, взяли Бокер. Ранее Симону де Монфору удалось подавить восстание в Тулузе, однако в сент. 1217 г., после того как войска Раймунда VII Тулузского подошли к городу, его жители вновь подняли восстание. Симон де Монфор осадил Тулузу, но был убит 25 июня 1218 г. Его сыну, Амори де Монфору, пришлось снять осаду. В 1224 г. он уступил земли в Лангедоке, доставшиеся ему от отца, франц. кор. Людовику VIII (1223-1226), к-рый в 1226 г. возглавил новый поход. Большинство городов и замков сдавались франц. войскам без сопротивления, и даже внезапная смерть короля не повлияла на исход военной кампании. По условиям договора, заключенного 12 апр. 1229 г. в г. Мо, Раймунд VII признал себя вассалом нового кор. Людовика IX Святого, лишился половины владений и согласился на брак своей единственной дочери Жанны с братом короля гр. Альфонсом де Пуатье. Во владениях Раймунда VII была введена инквизиция , граф должен был снести крепостные стены в неск. городах, выплатить крупные суммы ряду аббатств и Тулузскому ун-ту, к-рый активно боролся с ересью. С подписанием договора в Мо крестовый поход против альбигойцев формально завершился, однако в Лангедоке продолжала активно действовать инквизиция, пользовавшаяся поддержкой папы Римского Григория IX. На Тулузском Соборе 1229 г. было принято постановление, согласно к-рому каждый епископ обязан преследовать ересь в своем диоцезе. Позже судебные полномочия перешли к ордену доминиканцев. Деятельность созданных в 1233 г. инквизиционных трибуналов стала причиной восстания альбигойцев в Нарбоне (1234) и Авиньоне (1242); эти выступления были подавлены. В марте 1244 г. была захвачена крепость Монсегюр. Замок Керибюс, последний оплот альбигойцев, пал в авг. 1255 г. Результатами крестового похода против альбигойцев стали значительные потери обеих воюющих сторон, усиление инквизиции и подчинение Лангедока франц. королю. Гуситские войны в Богемии (Чехии) в 1420-1434/37 гг.- 5 экспедиций против последователей Яна Гуса (ок. 1370-1415), осужденного и казненного на Констанцском Соборе . Крестоносцы неоднократно терпели поражение от хорошо организованных и сплоченных отрядов гуситов, использовавших огнестрельное оружие и боевые обозы-вагенбурги. Фактически военные действия послужили объединяющим фактором для гуситов, заставляя их на время забыть о внутренних конфликтах ( Lock. 2006. P. 202). При этом гуситов ослабляли как противостояние между радикалами-таборитами и умеренным крылом (чашниками, или утраквистами, требовавшими для мирян причащения под двумя видами (sub utraque specie)), так и ограниченность ресурсов. Боевые действия не принесли значительных результатов ни одной из сторон.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

Т.е. от Бога. 1206 Или «возбуждения». 1207 Ср. Евр.5:7. 1208 Букв. «от силы радости». 1209 Букв. «они весьма сокровенны в сердце». 1210 Или «точности». 1211 Букв. «молитвы знания». 1212 Букв. «тот поймет указания на эти две упомянутые формы молитвы». 1213 Букв. «с целью молитвы». 1214 Букв. «царства». 1215 Рукопись Bodleian syr.e.7 в этом месте содержит схолию на полях: «Это Слово написано в Первой части». Имеется в виду Слово 22 из 1–й части (в рус. пер. Слово 16). 1216 Букв. «об образе жизни молитвы». 1217 Т.е. молитвы. Букв. «о видах, соединенных с чистотой и нечистотой ее». 1218 Букв. «в духовности». 1219 Букв. «от изменений целей Писаний». 1220 Или «путешествующий в безмолвии». 1221 Букв. «А от сравнения». 1222 Букв. «упражнения и смирения». 1223 Или «Промыслу». 1224 Букв. «словам». 1225 Букв. «получил от этих много опытов (большую опытность)». 1226 Букв. «различениями (puršane)» 1227 Букв. «которые милосердием Божиим даются тем». 1228 Букв. «малость сознания». 1229 Букв. «с таким сердцем». 1230 Букв. «не обретет себя в перенесении». 1231 Ср. Пс.125:5. 1232 Т.е. внутренняя радость, которую получает человек, не зависит от его собственной мысли, но от Бога. 1233 Букв. «поднят разум его превыше соединения с чем–либо». 1234 Т.е. ум. 1235 Выражение naggiruta d–re " yana (букв. «растягивание разума»), по–видимому, является синонимом выражения naggiruta ruha (долготерпение, терпение в страданиях; букв. «растягивание духа»). 1236 Или «сущность» (букв. «чтойность»). 1237 Букв. «но только». 1238 Букв. «из–за собеседования размышления». 1239 Или «добродетель». 1240 Букв. «в оскудение надежды». 1241 Букв. «с хитрой мудростью». 1242 Букв. «положит он себе надежду на то, что скоро (близко)». 1243 Букв. «помыслы, которые о надежде». 1244 Или «в человеке». 1245 Здесь и далее преп. Исаак пользуется образом ныряльщика, добывающего устриц в морских глубинах. Будучи родом из провинции Катар на берегу Красного моря, преп. Исаак в детстве, несомненно, наблюдал за тем, как добывают устриц, а может быть и сам этим занимался. 1246

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Так, например, рассуждая о появлении в мироздании зла, которого «изначально не существовало» 1230 , Святитель подчеркивает, что первый человек был сотворен таким образом, что чрез уподобление Самому Себе Творец «соделал его созерцателем и знателем сущих» 1231 . Но затем «люди… сами против себя начали примышлять и воображать злое» 1232 . Под злом в данном контексте подразумевается собственно поклонение идолам, но, как видно далее по тексту трактата, поклонение идолам появилось в роде человеческом позднее, а что касается Адама и Евы, то для них грехопадение состояло в предпочтении, оказанном «телу и телесным чувствам», вместо созерцания Бога и духовных сущностей бытия. Прародители «охотнее взыскали того, что ближе к ним», а именно тела и его чувственных восприятий (τ σμα, κα α τοτου ασθσεις), и, «обольщаясь этим как своею собственностью, впали в самовожделение», предпочитая созерцание «этого собственного» созерцаниям лучшим (τν κρειττνων), божественным (τ δια προτιμσαντες τς πρς τ θεα θεωρας) 1233 . Таким образом, согласно мысли Святителя, чувственное тело и плоть входили в состав человеческого естества изначально. Человек есть союз души и плоти, а не только одна душа или же одна плоть 1234 . В качестве определения человеческого естества свт. Афанасий повторяет восходящую к Антисфену и Хрисиппу и укрепившуюся в Александрийской традиции через Филона и Климента формулу «ζον λογικν θνητν» 1235 , относя разумность к душе, а смертность – к телу человека 1236 . Таким образом, в своей антропологии Святитель возвращается к строго библейской точке зрения на человеческую природу и исправляет ошибки антропологии Оригена , превозносившего всякую логосную ( παντς λογικο) природу над смертной природой «разумных животных» (θνητο λογικο ζου) и представлявшего соединение в человеке двух противоположных природ воедино как имеющее лишь временное значение 1237 . Тварное бытие, как уже отмечалось нами выше, будучи произведением благого Бога, не является для Святителя злом или источником зла. Зло признается им за не-сущее (οκ ντα) по своей природе, ибо не происходит от сущего Бога, а все сущее, наоборот, – «добро» 1238 . Люди, можно сказать, изобрели зло, уклонившись от познания и созерцания Бога. Ошибка человека, которая и стала порождением зла, состояла, по мысли Святителя, в том, что Адам признал за единственное благо все временное и телесное 1239 , «воспринимая удовольствие телесное за благо само по себе» 1240 . «Душа человеческая, смежив око, которым может созерцать Бога, измыслила себе злое» 1241 . Святитель настаивает, что у этого зла нет никакой собственной сущности 1242 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Факт, на который ссылается Сковронская, во всяком случае не может дать никаких оснований ни к каким выводам по настоящему делу, и мне оставалось бы 1230 недоумевать, 1231 ввиду каких возможных заключений найден нужным допрос Ходнева, 1232 который не мог служить ровно ни к чему, кроме лишней огласки дела. 1233 Но так этот допрос есть не единственный, из которого обнаруживается, что производимое обо мне 1234 следствие одушевлено предвзятою верою во всякое произвольное объяснение, которое дает она фактам, то я вынуждаюсь 1235 показанию г-жи Сковронской противопоставить упомянутое происшествие с г. Андреевым. Сношения с Ходневым касаются самой Сковронской, а никак не меня. Она ничем не доказала, чтоб я даже знал о переписке ее с ним, чего я действительно и не помню. Но если б я и 1236 знал, и если б 1237 отказал г. Ходневу именно я, а не она, ничем не доказано, чтоб я обязан был помочь г. Ходневу в поездке в Сербию, всякому иль вообще всякому, кто ко мне за этим обращался. Я и помогал действительно только по выбору, на который имел полное право, и отказывал в помощи по усмотрению, на которое тоже имел полное право, 1238 а не потому, чтобы присвоивал себе 1239 фонд, из которого могли 1240 выдаваться мною пособие. Студент, 1241 публиковавший о себе в «Современных известиях», не заслуживал доверия по собранным мною справкам, и на этом основании я отклонил 1242 пособие. По логике Сковронской и той логике, которою руководствуется следствие, принимающее клеветы за основание, выходило бы, что и г. Андреева я удержал из желания присвоить себе его пожертвование, столь щедро им предложенное. Представляя при сем свидетельство врача Постникова о 1243 причине, не дозволяющей мне явиться по вызову на сие число, прошу г. следователя составить, с выдачею мне копии, протокол, в коем объяснить: в силу каких соображений он, в упомянутом вызове, отменил формулы, более соответствующие 1244 делу, которые в подобных вызовах прежде употреблял, обращается ко мне так: «в качестве обвиняемого по делу о растраченных вами суммах, собранных на славян», утверждая сими слова(ми), и приписывает мне факт растраты, 1245 когда меня в оном еще только обвиняют.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

1234.  Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе (Пс. 21. 7). 1235. Пс. 50. 7. 1236.  …ибо воды дошли до души [моей]. Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать; вошел во глубину вод, и быстрое течение увлекает меня (Пс. 68. 2, 3). 1237.  …беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне, смердят, гноятся раны мои от безумия моего (Пс. 37. 5, 6). 1238.  Помилуй меня, Боже! ибо человек хочет поглотить меня; нападая всякий день, теснит меня. Враги мои всякий день ищут поглотить меня, ибо много восстающих на меня. Всякий день извращают слова мои; все помышления их обо мне — на зло (Пс. 55. 2, 3, 6). 1239.  Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня; многие говорят душе моей: «нет ему спасения в Боге». Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой (Пс. 3. 2, 3, 8). 1240. Я сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя Господа Саваофа (Ис. 6. 5). 1241.  …не получивши обетований, а только издали видели оные, и радовались (Евр. 11. 13). 1242. Мф. 23. 37. 1243. Рим. 8. 6. 1244. Рим. 4. 3. 1245.  …он стал отцом всех верующих в необрезании… не только [принявших] обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама (Рим. 4. 11, 12). 1246.  …ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму (Мф. 3. 9). 1247.  Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он (Ин. 9. 29). 1248.  …мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда (Ин. 8. 33). 1249. Лк. 3. 7. 1250. Мф. 3. 7. 1251. Мф. 23. 33. 1252.  Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего (Ин. 8. 41. 44). 1253. Мф. 21. 31. 1254. Bergier. «Dictionnaire Theologique, Saduceens». 1255. Деян. 5. 17. 1256. Лк. 16. 19. 1257. Ин. 1. 19, 24. 1258. Святой Тихон Воронежский. Том 15, письмо 32. 1259.  Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? Но этот народ невежда в законе, проклят он (Ин. 7. 48, 49). 1260.  Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну (Мф. 23. 33).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1 Кор 7, 36. 1222 У пер: небрегут — ред. 1223 1 Ин 1, 1. 1224 Пс 33, 9. 1225 В тексте указано: Песн 1, 3. По новому Синодальному русскому переводу: Песн 1, 2. 1226 2 Кор 2, 15. 1227 У пер.: имеет — ред. 1228 Исх 12,23. 1229 Пс 118, 62. 1230 По новому Синодальному русскому переводу: Тогда встали все девы те и поправили светильники свои — ред. 1231 У пер.: непрестающего — ред. 1232 Иер 7, 16. 1233 У пер.: должно — ред. 1234 Пс 6, 6. — В тексте по старому Синодальному русскому переводу: Но кто исповедует Тебя в аде — ред. 1235 У пер.: наименовании — ред. 1236 Тим 2, 19. — По новому Синодальному русскому переводу: Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа " — ред. 1237 1 Кор 14, 38. По новому Синодальному русскому переводу: А кто не разумеет, пусть не разумеет — ред. 1238 У пер.: соображал ред. 1239 По новому Синодальному русскому переводу: Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился — ред.. 1240 У пер.: напаяет — ред. 1241 1 Кор 3, 2. По новому Синодальному русскому переводу: Я питал вас молоком, а не твердою пищею — ред. 1242 Лк. 19, 20. По новому Синодальному русскому переводу: Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок — ред. 1243 У пер.: имеют — ред. 1244 У пер.: имеют — ред. 1245 1 Кор. 2, 9. По новому Синодальному русскому переводу: Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку — ред. 1246 Пс. 140, 4. — По новому Синодальному русскому переводу: Для извинения дел греховных — ред. 1247 Пс. 11, 7. 1248 1 Тим. 5, 17. 1249 По новому Синодальному русскому переводу: рассыпал — ред. 1250 У пер.: радят — ред. 1251 У пер.: Имея — ред. 1252 У пер.: Имея — ред. 1253 По новому Синодальному русскому переводу: И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую — ред. 1254

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010