13 авг. 1944 г. была образована Костромская обл., территория к-рой составляла ок. 70% бывш. Костромской губ. и совпадала с территорией К. и Г. е. Части бывш. Костромского, Нерехтского, Кинешемского, Варнавинского, Ветлужского уездов и весь Юрьевецкий у. остались в составе Ярославской, Ивановской и Горьковской областей соответственно. С 1944 г. епархия объединяет приходы и мон-ри РПЦ на территории Костромской обл. История 1213-1744 гг. Христианство начало распространяться в Костромском крае в XII в. с его включением в состав Владимирского великого княжества . Центрами христианства являлись Кострома (впервые упом. в 1213), Нерехта (1213), Унжа (1219) и Галич Мерский (1238). В февр. 1238 г. край подвергся нашествию монголо-татар. войск хана Батыя. Летописи отмечают взятие монголами Галича Мерского - крайней сев. точки продвижения Батыя на В. Волге. В 1246 г. на территории совр. К. и Г. е. было создано 2 удельных княжества - Костромское и Галичское. Главным храмом Костромы являлась ц. во имя св. вмч. Феодора Стратилата (впервые упом. в 1265), возведенная по приказу блгв. вел. кн. Владимирского Ярослава (Феодора) Всеволодовича (1190-1246; занимал великокняжеский стол в 1238-1246). С 1246 по 1272 г. Костромским княжеством управлял князь Василий Ярославич (1241-1276), сын вел. кн. Ярослава Всеволодовича и младший брат блгв. вел. кн. Александра Ярославича Невского . По преданию, во время охоты в окрестностях Костромы в лесу на р. Запрудне Василию Ярославичу «на соснове древе» явилась икона Божией Матери, к-рую перенесли в ц. вмч. Феодора Стратилата. Со временем образ, ставший главной святыней Костромы, стал называться Феодоровской иконой Божией Матери . На месте явления иконы Василий Ярославич основал Спасо-Запрудненский мужской монастырь . В 1272 г. Василий Ярославич стал вел. князем Владимирским. Он скончался в янв. 1276 г. в Костроме, где и был погребен в ц. вмч. Феодора Стратилата. Из-за отсутствия у Василия Ярославича наследников после его смерти костромские земли вернулись в состав Владимирского великого княжества.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Трактат Николая Кавасилы «Слово против ростовщиков» (Logos kata tokidzonton), опубликованный П. Минем 7 по парижским рукописям 970 и 1213 8 , не изучался специально в исторической литературе. В лучшем случае, две-три цитаты из этого сочинения попадали на страницы исследований, посвященных социально-экономической истории поздней Византии. Чаще же авторы ограничивались лишь указанием на то, что такой трактат существует, ссылкой на него либо внесением в список литературы 9 . Конспективно рассмотрены некоторые аргументы трактата в книге А. Ангелопулоса о Кавасиле 10 . Элементы оценки сочинения Николая Кавасилы о ростовщиках (правда, без аргументов) содержатся в докладе К. П. Кирриса на XIV Международном конгрессе в Бухаресте 11 . Другое сочинение Николая Кавасилы о ростовщичестве – письмо «Благочестивейшей Августе о проценте» (Те eusebestate Auguste peri tokou) издано по парижской рукописи 1213 Р. Гийаном в 1935 г. 12 Фрагменты этого опуса приводятся в статье И. Шевченко, но целью цитирования является не анализ отношения Кавасилы к ростовщичеству, а необходимость уточнить хронологию его жизни 13 . Изложение общей фабулы письма к Анне Савойской мы находим у Р. Гийана и А. Ангелопулоса 14 . В целом сочинения Николая Кавасилы относительно ростовщичества оцениваются в исторической литературе прежде всего как риторические, т. е. не ставящие целью отражение реальных событий и ситуаций. Несколько особняком в этом отношении стоят выводы церковных писателей, считающих трактат своеобразным манифестом в защиту бедных, в защиту божественной справедливости. А. Ангелопулос именно в этих тонах оценивает позицию Николая Кавасилы , изложенную в трактате «Слово против ростовщиков»: «Откровенность, с которой он развивает аргументы в условиях деспотического режима, является героической деятельностью одного человека, защитника и соратника тех, кто в этой земной жизни испытывал угнетения всех видов динатов и страдал от несправедливости законодательства» 15 . А. Ангелопулос даже считает, что Николай Кавасила понимал необходимость «социальной революции» (koinonike epanastasis) 16 . В редакционной статье «Журнала Московской патриархии» взгляды Кавасилы получают сходную оценку: «...его «Слово против ростовщиков» является ясным доказательством сочувствия нуждам народа, эксплуатируемого различными правителями, часто прикрывавшими свои темные дела светлым идеалом Церкви. Николай Кавасила был защитником народа, искателем социальной справедливости...» 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kavasi...

После Нейсской капитуляции некоторые короли предпочли получить свои короны от престола св. Петра: в 1204 г. Педро Арагонский сложил свою корону на гробницу ап. Петра и вновь получил ее – уже из рук папы, тем самым став вассалом Св. престола и обязавшись платить ему ежегодную подать, а в 1213 г. английский король Иоанн Безземельный получил в Дувре свою корону из рук папского легата Пандульфа. Папам же, в конце концов, удалось вернуть себе право епископской инвеституры в Сицилийском королевстве, которое активно оспаривалось Римской империей. Нейсская капитуляция была возобновлена в 1209 г. в Шпейере: Церковное государство было признано в полном его объеме. В 1213 г. то же самое, «во внимание к безграничным и неисчислимым благодеяниям своего защитника и благодетеля папы Иннокентия», был вынужден сделать в Эгере Золотой буллой Фридрих II [король Германии (римский король) с 5 декабря 1212 г., император Священной Римской империи с 22 ноября 1220 г., король Сицилии в 1197–1212 и 1217–1250 гг.]. Были сделаны крупные уступки касательно свободы Церкви от государственной власти, вследствие чего Вормсский конкордат потерял силу. Из имперских прав в уступленных церкви землях сохранилась только обязанность поставлять свите короля фураж (foderum) во время коронационного путешествия. Римский король впервые с начала существования империи поименовал себя королем «милостью Божьей и папы». В том же году Оттон IV был коронован императорской короной. В многочисленных манифестах папы и императора антагонизм церкви и государства становится все более наглядным – особенно тогда, когда папе удавалось взять на себя роль третейского судьи в делах империи (как это было, например, когда Григорий IX занял положение арбитра в конфликте императора Фридриха II с Ломбардской лигой). Папа видел себя обладателем imperium (власти над душами), транслирующим волю Божью всем верующим, а также principatus rerum et corporum in universo mundo (княжения над всеми делами и телами в целом мире). Император, со своей стороны, желал восстановить imperium mundi – власть (как это было при господстве законов Древнего Рима) над всем миром. над всей ойкуменой (теперь уже – христианской); Риму в этой системе надлежало снова стать столицей мира, а Римскому императору – реальным императором римлян. Именно поэтому император находился в столь жесткой оппозиции к всемирно-имперским планам папы, и все военные победы имперских войск лишь углубляли эту оппозицию государства и церкви, отвечавшей на них все новыми экскоммуникациями императора – «сознавшегося еретика» и «кощунственного апокалиптического зверя» (как он был назван в булле от 20 марта 1239 г.), пытающегося отвоевать у папы его светские владения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛАТЕРАНСКИЙ IV СОБОР (11-30 нояб. 1215), Собор Римско-католической Церкви, в католич. традиции признаётся XII вселенским Собором; созван папой Римским Иннокентием III (1198-1216). Подготовка Л. С. Папа Иннокентий III объявил о намерении созвать «всеобщий Собор в соответствии с прежним обычаем святых отцов» (generale concilium juxta priscam sanctorum patrum consuetudinem) в булле «Vineam Domini Sabaoth», опубликованной 19 апр. 1213 г. (PL. 216. Col. 823-827). Непосредственным поводом для созыва Собора могло стать успешное для папы Римского разрешение конфликта с кор. Англии Иоанном Безземельным (1199-1216). В нач. 1213 г. англ. послы в Риме согласились принять условия Иннокентия III, а король признал себя вассалом папы Римского. Однако, по мнению большинства исследователей, Иннокентий III намеревался созвать Собор еще с начала своего понтификата. Согласно регистрам папской канцелярии, экземпляры буллы «Vineam Domini Sabaoth» были разосланы архиепископам, епископам и настоятелям мон-рей в Зап. и Центр. Европе, Иерусалимском королевстве, Латинской империи (как лат., так и греч. прелатам) и на о-ве Кипр, а также армянам (с 1198 они состояли в унии с Папским престолом; см. Армянская Апостольская Церковь ) и маронитам . Впервые приглашения на Собор получили также мн. светские правители, в т. ч. почти все европ. монархи (кроме Иоанна Безземельного, отлученного от Церкви), руководители монашеских и духовно-рыцарских орденов. Основными задачами Собора провозглашались организация крестового похода для освобождения Св. земли и реформирование Церкви (ad recuperationem videlicet terrae sanctae ac reformationem universalis Ecclesiae). Открытие Собора должно было состояться спустя 2 с половиной года после издания буллы - 1 нояб. 1215 г. Т. о., Иннокентий III нарушил сложившуюся в XI-XII вв. традицию созывать Соборы в Риме в период 40-дневного поста или на Пасху. В Римской курии началась подготовка проектов соборных постановлений ( Baldwin. 1961). Участники Л. С.

http://pravenc.ru/text/Латеранский IV ...

Отсутствие упоминаний об архиепископе Василии вполне может объясняться особенностями рассказа о Соборе 1211 г., где главным действующим лицом является царь, а архиереи выступают лишь как свидетели его действий. С другой стороны, созыв Собора вызван был, конечно, положением, сложившимся в стране, и влияние внешних факторов не могло иметь решающего значения. Можно согласиться с А. Данчевой-Василевой, что, созывая Собор, Борил не ставил целью разорвать (или, наоборот, упрочить) церковные связи с Римом. Эти отношения, по-видимому, формально оставались такими же, как при Калояне. 19 апреля 1213 г. Иннокентий III направил «примасу Влахии и Болгарии» Василию приглашение на Латеранский Собор , а позднее, по сообщению французского хрониста Альберика, Болгарию посетил папский легат — кардинал (есть основания отождествлять его с кардиналом Пелагием, которого Иннокентий III в августе 1213 г. направил в Константинополь, чтобы побудить греков признать верховную власть папы), благодаря стараниям которого был заключен брак между дочерью Борила и латинским императором Генрихом . Несмотря на это, Синодик царя Борила содержит важные сведения для понимания характера церковной унии Болгарии с Римом. В рассказе о Соборе царь как главное действующее лицо «повеле снитися Собору», он председательствовал на заседаниях, благодаря его хитрости были разоблачены еретики, которых он «повеле» казнить, от него же исходили и другие, принятые на Соборе решения . В отношениях с Церковью Борил выступал в той же роли, в какой в византийском мире по отношению к Церкви выступал император (напротив, в католическом мире первых десятилетий XIII в. Церковь, возглавляемая папами, была мощной и самостоятельной политической силой). Деятельность Собора завершилась тем, что царь Борил приказал «преписати съборник от гръчьскаго на българскии свои языкъ», включить в него рассказ о Соборе и читать этот текст публично в храмах «в неделю православия», как это установлено издревле . «Соборник», перевести который распорядился Борил, представлял собой произведение богословской и канонической мысли византийцев, созданное в 843 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/442946/

Разрушенные и разграбленные города были оставлены жителями, традиционные торговые пути нарушены, армянские феодалы почитали за великое благо возможность отдать Византии свои владения в обмен на земли в далекой Киликии, которая постепенно превращалась в центр культурной и религиозной жизни армян. 3. Связи Великой Армении и Грузии в веках Β XII в. небольшой очаг независимой жизни армян на Кавказе находился под покровительством грузинских царей Багратидов, которые, выплачивая дань сельджукам, сохраняли целостность своего государства. В частности, князья Захарэ и Иванэ из армянской феодальной семьи занимали весьма важные посты: один командовал кавалерией, другой стоял во главе царской администрации. В 1122 г. армяно-грузинские войска царя Давида Строителя (1089–1125) отвоевали Тифлис у мусульман, которые до этого владели городом на протяжении почти четырехсот лет. В период правления царицы Тамары (1184–1213) были освобождены древняя столица Ани и все северные и центральные области Армении. В Ани утвердились потомки Захарэ, которым удалось расширить подвластные им территории до оз. Ван. Грузия при Давиде Строителе и царице Тамаре достигла пика своего расцвета. Армения в это время переживала культурное возрождение вместе с Грузией. В вв. Ани вновь превратился в процветающий густонаселенный город с восстановленными храмами, находившийся под защитой новой крепостной стены. На это же время приходится новый расцвет крупных монастырей. По инициативе братьев Захарэ и Иванэ, один из которых остался в Армянской церкви, а другой перешел в халкидонитскую Грузинскую, были созваны два собора Армянской церкви (в Лори и в Ани), целью которых было устранение разногласий, вызванных нежеланием некоторых армянских монастырей принять халкидонские вероопределения. Антихалкидонитов возглавлял вардапет с поистине энциклопедическими знаниями Ованнес Саркаваг (1045–1129), руководивший школой в монастыре Ахпат. Самый известный из его многочисленных учеников и последователей – Мхитар Гош (около 1130–1213), основатель монастыря Hop Гетик (Гошаванк), автор первого армянского Судебника, который долгое время использовался не только в Закавказье, но и далеко за его пределами в диаспоре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

сопротивления (Никейская и Трапезундская империи, Эпирский деспотат), вынуждала папу искать иные пути подчинения. В послании к лат. патриарху Т. Морозини папа рекомендовал не препятствовать богослужениям по греч. обряду и оставлять греч. епископов на кафедрах, где в еп-ствах преобладало греч. население, но эти епископы должны признать юрисдикцию Римского папы и лат. патриарха К-поля (Regest. 9. 140). Направляя на Восток своего легата кард. Бенедикта, И. советовал ему не требовать повторного рукоположения для греч. духовенства, принявшего унию (Regest. 9. 179). Миссионерская политика Бенедикта, однако, не имела успеха среди православных. После смерти в 1206 г. патриарха Иоанна X Каматира в Никее был избран новый К-польский патриарх в изгнании Михаил IV Авториан (1208-1214), поддержанный не только подданными Феодора I Ласкаря, к-рого он сразу после избрания короновал как визант. императора, но и мн. греч. православными на захваченных латинянами землях. Однако И. твердо придерживался принципа, что законные император и патриарх находятся только в латинском К-поле. Нек-рые изменения в отношении И. к Никейской империи произошли в 1212-1213 гг., после упрочения внешнеполитического положения Феодора I Ласкаря. Осенью 1213 г. на Восток был послан папский легат кард. Пелагий с целью укрепить унию и привлечь ромеев к участию в крестовом походе. Результатом переговоров, прошедших в К-поле (нояб. 1214) и в Ираклии Понтийской (дек. 1214), стало заключение мира между Феодором I Ласкарем и лат. имп. Генрихом I (подробнее см. статьи Латинская империя , Никейская империя ). Неск. более успешной, чем на территории Византийской империи, была униат. политика И., проводившаяся в слав. гос-вах Балканского п-ова и в Венгрии. Правители стран этого региона воспринимали папство прежде всего как альтернативу ослабевавшей Византийской империи, они обращались в Рим для решения политических задач. В 1199 г. Вукан , правитель Зеты (ныне Черногория), просил папу направить в г. Бар легата, даровать паллий Барскому архиепископу, а ему самому - знаки королевской власти (Vetera monumenta Slavorum meridionalium/Ed.

http://pravenc.ru/text/468777.html

Excerpta ex historia (ex editions Bonn.), 1741–56, cum notis Labbæi. Notitia FH, 1741–2. CANTACUZENUS. Vide MATTHæUS C. CARPATHIUS. Vide JOANNES С CARYOPHYLLUS. Vide MATTHæS С. CASIMIRUS, rex. Lachiæ, s. XIV. Pittacium græce (inter acta Philothei, СР., 87), CATAPHYGIOTA. Vide CALLISTUS С. CEDRENUS. Vide GEORGIUS С. CEMALEDDINUS, s. XIII. Annales Halebenses, fg. latine (Lassen.), 117, 1021–6. CERAMEUS. Vide THEOPHILUS С. CERULARIUS. Vide MICHAEL С. CHALCONDYLUS. Vide LAONICUS С. CHARITONYMUS. Vide HIERONYMUS С. CHARITOPULUS. Vide MANUEL С. CHILAS. Vide JOANNES С. CHLIARENUS. Vide CONSTANTINUS С. CHOMATENUS. Vide DEMETRIUS С. CHONIATES. Vide MICHAEL, NICETAS С. CHRISTOPHORUS ALEX., patr., 805–36, 100. Homilia cui vita humana sit similis (Fabricius), 1215–32. Ad Theophilum imp., de imaginibus (inter Io. Damasceni opera), 95, 345–86. Notitia Lequien, 1213–4, FH., 1213–6. CHRISTOPHORUS DE BONDELMONTIBUS, s., XV, 133.. Descriptio urbis CP. (cum notis Du Cange), 695–708. CHRISTOPHORUS, patricius Mitylenes, s. XI. Iambi in Dionysium Areopagitam, 3, 115–6 CHRISTOPHORUS, protoasecretis, 117. Exhortatio ad Judæos, cantus 1–2 (Matranga), CHRYSIPPUS, Hierosol, presbyter, s. V, 162. Sanctæ Mariæ; Deiparæ encomium (Ducæus), 755: PGLT., 80. 741–46. Laudamuo S. Joannis Precursoris, latine (Combefis). 765 PGLT., 80, 747–58; Notitia Allalius, 162, PGLT., 80, 739–40. CHRYSOBERGA. Vide MAXIMUS С. CHRYSOCEPHALUS. Vide MACARIUS С. CHRYSOLANUS. Vide PETRUS С. CHRYSOLORAS. Vide DEMETRIUS, MANUEL С. CHUMNUS. Vide MICHAEL, NICEPHORUS С. CINNAMUS. Vide JOANNES С. CLAUDIANUS, presbyter, s. V. Epistola in Synodico c. 202, 84, 826 (immo videtur scripta ad cum in gratiam Pauli presb.). CLAUDIUS APOLLINARIS, Hierapolitanus ep., s. II, 5. De Paschate, fg. (Routh), 1297–1300. Ex libra incerto fg. (id.), 1293–06. Testimonia veterum, 1299–1302. Notitia Lumper, 1285–94. CLEMENS I, papa, s. I, 1–2 I. Epistola 1 ad Corinthios (G.), 1, 201–328, cum notis variorum. Epistola 2 ad Corinthios (G.), 329–48, (id.).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

W. 1984. P. 11-14). В 1195 г. имя Н. встречается в документах папы Римского Целестина III (1191-1198), где он упоминается в качестве «судьи-делегата» (judex delegatus), т. е. судьи из числа местного духовенства, которому папа Римский делегировал свои полномочия решать споры по делам, подведомственным Римской курии. Обязанности судьи-делегата Н. исполнял и при папе Римском Иннокентии III (1198-1216). В его письме, датированном 8 мая 1203 г., Н. упоминается как «магистр Александр из Сент-Олбанса, каноник Сайренсестера» (magister Alexander de Sancto Albano, canonicus Cirecesteriae); тем самым подтверждается, что Н. стал членом капитула аббатства в Сайренсестере не позднее 1203 г. (см.: Sayers J. E. Papal Judges Delegate in the Province of Canterbury, 1198-1254. Oxf., 1971. P. 49-51, 121; The Letters of Pope Innocent III (1198-1216) Concerning England and Wales/Ed. C. R. Cheney, M. G. Cheney. Oxf., 1967. P. 77. N 471). Во время интердикта 1208-1213 гг., наложенного папой Римским Иннокентием III на Англию из-за разногласий с англ. кор. Иоанном Безземельным (1199-1216), Н. сохранял верность королю и исполнял его поручения. В частности, в 1212-1213 гг. Н. по приказу короля исследовал дела, касавшиеся королевских прав на церковные владения (см.: Hunt R. W. 1984. P. 13). В 1213 г. Н. был избран аббатом Сайренсестера; по мнению нек-рых исследователей, это было наградой за лояльность к королю, однако возможно и более естественное объяснение: каноники избрали Н. без к.-л. влияния извне как наиболее образованного и пользующегося всеобщим уважением члена капитула (см.: Russel. 1932. P. 263; Hunt R. W. 1984. P. 14). Картулярий аббатства свидетельствует, что Н. ответственно исполнял обязанности аббата, заботясь не только о духовном окормлении братии, но и о финансовом благополучии аббатства. Среди прочего он добился права проводить ежегодную осеннюю ярмарку, к-рая впосл. служила хорошим источником доходов для аббатства (картулярий опубл.: The Cartulary of Cirencester Abbey, Gloucestershire/Ed.

http://pravenc.ru/text/2564842.html

Κα ες σφλειαν γεγνει τ διαληφϑντι, δενι, τ παρν παρ’ μν γρμμα, κατ μνα τνδε, νδικτινος τσδε. Ετα πογρφει τοτο πρωτκδικος μνος. В грамоте не названы по имени ни греческий император, ни армянский ξ, договорившиеся между собой о браке первого с дочерью последнего. Но грамота имеет точно определённую дату: октябрь 6722 (1213) года, по которой легко узнать, что дело шло о браке Никейского императора Феодора Ласкариса; а имя современного властителя Армении (Малой) становится известным их тогдашних армянских источников: это был Леон II из династии Рупенидов. Но вот что загадочно: наша грамота называет невесту греческого императора родной дочерью (γνησα ϑυγτηρ) армянского князя, а по современным армянским источникам Леон II выдал за Феодора Ласкариса не дочь свою, а младшую племянницу – Филиппу, дочь его брата Рупена, от которого он наследовал свой престол 784 . Как объяснить эти разноречия показания? Современные армянские историки не могли, конечно, ошибаться в личности своей принцессы, сделавшейся женой соседнего греческого императора. Они сообщают об этой Филиппе некоторые биографические сведения, не лишённые значения и по отношению к издаваемому нами греческому акту. Упоминают, например, о её первом браке с одним знатным армянином, о внезапном вдовстве после этого брака, и в то же время отличают её от единственной дочери Леона II – Риты или Стефании, которую он в 1215 году выдал замуж за Иерусалимского короля Иоанна Бриенна и которая, следовательно, в 1213 году (когда писана издаваемая грамота) могла быть невестой и для Феодора Ласкариса 785 . С другой стороны, нет ни малейшего повода сомневаться в подлинности и неповреждённости текста предлагаемого нами официального документа, хотя мы и знаем его только в списках XVII века. Согласно с содержанием этого документа в одном недавно изданном Сафой анонимном греческом хронографе, написание которого учёный издатель относит к концу XIII века, сообщается следующее известие о втором браке Феодора Ласкариса после смерти первой жены его Анны: φϑασε δ κα βαδιλισσα ννα πρ χαιρο τελευτσαι, κα γγετο βασιλες γυνακα ξ ρμενας τν ϑυγατρα το κεσε ηγς Λεβονη, λλ’ ποστργως πρς ατν διατεϑες ποστλλει πλιν πρς τν πατρα 786 . Но если этим известием вполне подтверждается показание издаваемой нами грамоты, о том, что в 1213 году между Никейским императором и армянским риксом шли переговоры о браке первого с дочерью последнего: то, с другой стороны, нельзя сомневаться и в полной достоверности вышеприведённых свидетельств современных армянских историков о том, что женой Феодора Ласкариса сделалась не дочь Леона II, выданная отцом за Иерусалимского короля, а племянница. Что же отсюда следует?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010