Распространение Декрета Грациана и декретальных сводов способствовало формированию с сер. XII в. в католич. Церкви общецерковного единого унифицированного права. Во 2-й пол. XII - нач. XIII в. канонистами была разработана концепция взаимоотношения общецерковного права и местной церковной традиции (церковных обычаев, consuetudines): провозглашался примат общецерковного права, а существование локальных обычаев допускалось, если они не противоречили общецерковным нормам. На практике локальное (партикулярное, статуарное) право диоцезов и монастырей продолжало играть значительную роль при регулировании местных литургических обычаев, имущественного права и административного управления. Новое декретальное право часто принимало форму вспомогательного, заполняющего лакуны права по отношению не только к древнему праву Вселенских Соборов и постановлениям Римских пап, но и к местным обычаям. Многие главы в сводах декретального права содержат оговорки в пользу местных обычаев. Формирование и распространение общецерковного права ускорили процесс записи местного права в виде диоцезных и епископских статутов в XIII-XIV вв. В XIII в. в результате развития К. п. как науки и осмысления рим. права произошли изменения в области покаянной дисциплины, важнейшим из к-рых является внесение в покаянную дисциплину разработанного канонистами учения об учете обстоятельств (circumstantiae) при определении тяжести проступка. Этот подход к установлению тяжести греха и наложению епитимий нашел отражение в «Суммах исповедников» (Summae confessorum) - новом жанре покаянной литературы (иначе Summae casuum, Summae de casibus conscientiae). Наиболее значительными и авторитетными «Суммами исповедников» XIII в. являются Пенитенциалий Роберта из Фламборо (1208-1213), «Сумма о покаянии» (Summa de poenitentia) Раймунда Пеньяфортского (между 1222 и 1235/6; глоссирована доминиканцами Вильгельмом Редонским в сер. XIII в. и Иоанном Фрайбургским между 1280 и 1298), а также созданная на ее основе «Сумма исповедников» Иоанна Фрайбургского (между 1280 и 1298) и алфавитная «Сумма о каноническом праве...» (Summa de jure canonico tractans et expidens multas materias secundum ordinem alphabeti) францисканца Мональда (до 1274). В XIV в. были составлены «Сумма» францисканца Астезано Астийского (ок. 1317), доминиканские «Суммы» (напр., Summa rudium; 1334-1338; Summa Pisana, или Magistrutia, или Pisanella; до 1338), в основу к-рых легла «Сумма исповедников» Иоанна Фрайбургского. В XV - нач. XVI в. наиболее значительными являлись «Сумма по вопросам совести» (Summa de casibus conscientiae; ок. 1486) Анджело Карлети из Клавазио и алфавитная «Розелла» (Rosella; редакции 1483 и 90-х гг. XV в.) францисканца Батисты Тровамалы. На основе этих 2 сочинений Джованни Каньяццо составил свою «Сумму» (ок. 1515). В нач. XVI в. доминиканец Сильвестро Маццолини написал трактат «Сумма сумм» (Summa summarum). Церковное судопроизводство

http://pravenc.ru/text/1470253.html

Сколь скудны наши сведения о первых четырех патриархах Никейской империи, ясно видно из следующих известий, какие о них дошли до нас. Георгий Акрополит говорит о первом патриархе в Никее: «Михаил Авториан (1206–1212) был человек ученый, знакомый не только с нашей, но и иностранной литературой» 424 . И больше ничего не говорит Акрополит о Михаиле. Никакого представления о патриархе невозможно составить себе на основании подобного рода известий. Еще меньше сведений находим у Акрополита о следующем патриархе Феодоре Иринике (1212 или 1213– 1215). Он пишет: «По смерти патриарха Михаила патриаршую кафедру занял Феодор Ириник» 425 . Ефремий к этому прибавляет, что он был «начальник (ипат) философов» 426 . По какой причине дается Феодору такой пышный титул – решить невозможно 427 . О третьем патриархе Максиме (1215–1216 – правил не полный год) тот же Акрополит говорит: «Максим из монахов, большой угодник женщин (гинекея – вероятно, придворного), которые в свою очередь сильно ему покровительствовали, и этим только покровительством можно объяснить возвышение его в столь высокий сан» 428 . Очевидно, историк не хвалил Максима, но однако мы не знаем ни того, как Максим взошел на кафедру, ни того, как он управлял. О преемнике Максима, Мануиле I (1217–1222), Акрополит отзывается хорошо, но он в то же время не дает никаких подробностей. «Мануил, – по словам Акрополита, – смотрелся философом, как многие его назвали» 429 . И только! Мы даже не можем уяснить себе, почему Мануил называется философом. Не потому ли, что он был аскетом? Ибо в древности философ и аскет часто считались синонимами. Ефремий к этому прибавляет: Мануил «точный сторож законов и канонов» 430 . Полагаем, что эта заметка не составляет поэтической вольности Ефремия, а основана на следующем факте, вскользь упомянутом в летописи Акрополита. Греческий император Феодор Ласкарь, женатый вторым браком на сестре латинского императора в Византии – Роберта, потом задумал было выдать свою дочь от первого брака за этого Роберта.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Сколь скудны наши сведения о первых четырех патриархах Никейской империи, ясно видно из следующих известий, какие о них дошли до нас. Георгий Акрополит говорит о первом патриархе в Никее: «Михаил Авториан (1206–1212) был человек ученый, знакомый не только с нашей, но и иностранной литературой ». 436 И больше ничего не говорит Акрополит о Михаиле. Никакого представления о патриархе невозможно составить себе на основании подобного рода известий. Еще меньше сведений находим у Акрополита о следующем патриархе Феодоре Иринике (1212 или 1213– 1215). Он пишет: «По смерти патриарха Михаила патриаршую кафедру занял Феодор Ириник ». 437 Ефремий к этому прибавляет, что он был «начальник (ипат) философов ». 438 По какой причине дается Феодору такой пышный титул – решить невозможно . 439 q третьем патриархе Максиме (1215–1216 – правил не полный год) тот же Акрополит говорит: «Максим из монахов, большой угодник женщин (гинекея – вероятно, придворного), которые в свою очередь сильно ему покровительствовали, и этим только покровительством можно объяснить возвышение его в столь высокий сан ». 440 Очевидно, историк не хвалил Максима, но однако мы ge знаем ни того, как Максим взошел на кафедру, ни того, как он управлял. О преемнике Максима, Мануиле I (1217–1222), Акрополит отзывается хорошо, но он в то же время не дает никаких подробностей. «Мануил, – по словам Акрополита, – смотрелся философом, как многие его назвали ». 441 И только! Мы даже не можем уяснить себе, почему Мануил называется философом. Не потому ли, что он был аскетом? Ибо в древности философ и аскет часто считались синонимами. Ефремий к этому прибавляет: Мануил «точный сторож законов и канонов ». 442 Полагаем, что эта заметка не составляет поэтической вольности Ефремия, а основана на следующем факте, вскользь упомянутом в летописи Акрополита. Греческий император Феодор Ласкарь, женатый вторым браком на сестре латинского императора в Византии – Роберта, потом задумал было выдать свою дочь от первого брака за этого Роберта.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Третьи утверждают, что Ап. Иоанн обличает иудаистов, отвергавших мессианское достоинство Иисуса Христа 1204 , лжехристов 1205 , отпадших Иудео-христиан 1206 . С полной уверенностью можно утверждать, что Ап. Иоанн встречался и полемизировал с Керинфом. Ап. Иоанн не раз в своих посланиях говорит о существовании того учения, какое проповедовал этот „обольститель“ 1207 . А св. Ириней 1208 , Евсевий Памфил 1209 , блаж. Феодорит 1210 и Никифор Каллист 1211 свидетельствуют единогласно, что Апостол встречался с ним. Встречался он и с другими еретиками Николаитами 1212 . Основателем этой общины все древние писатели – св. Ириней 1213 Тертуллиан 1214 , Климент Александрийский 1215 , Ипполит 1216 , блаж. Иероним 1217 , св. Епифаний Кипрский 1218 , бл. Августин 1219 , Филастрий 1220 , Апостольские постановления 1221 единогласно считают Николая, прозелита из Антиохии 1222 , одного из семи диаконов, избранных Апостолами для наблюдения за „столами“ 1223 . Вероятно, один его необдуманный поступок дал повод этим сектантам ссылаться на него в оправдание своих безнравственных деяний 1224 . Не раз встречался св. Апостол с последователями жены Иезавели, Фиатирской лжепророчицы, которая вводила в заблуждение многих христиан. Повинуясь голосу этой лжепророчицы, совращенные нарушали святость богоучрежденного супружеского союза, принимали участие во всех мерзостях языческих и чрез то разрывали таинственный союз, невидимо соединяющий верующих в одно тело с Главою Христом 1225 . Жизнь и деятельность этой лжепророчицы была почти всецело сходна с жизнью Иезавели, упоминаемой в Ветхом Завете 1226 . Может быть, Ап. Иоанн встречался с гностиками, Василидом, Сатурнином и Карпократом 1227 . Тертуллиан 1228 , св. Епифаний 1229 , Филастрий 1230 , Пациан (Patianus) 1231 , бл. Иероним 1232 , бл. Августин 1233 говорят о встрече его с Евионом 1234 и евионитами. В посланиях Иоанна можно встречать очень сильные намеки на существование такого учения 1235 . Несомненно, св. Апостол не имеет в виду гностиков и докетов второго века.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Что касается западной половины собора, то во главе ее стоял славный исповедник Осия кордубский 1213 . Он предложил большую часть сардикских канонов 1214 и имя его в соборных подписях находится на первом месте 1215 . Рядом с ним стоял сардикский. Он также осуществлял род председательства, так как к нему обращались жалобы противников 1216 . Причина этого – то, что собор имел место в его городе 1217 . От этого собора мы имеем ряд канонов 1218 , письмо к александрийской церкви 1219 , окружное послание 1220 и послание к Юлию римскому 1221 . После соборного исследования Афанасий, Маркелл и Асклепий были признаны невиновными, а преемники их кафедр – незаконно вторгшимися в чужие диэцезы. В заключение собор, признав нерушимым никейский символ 1222 , предал анафеме выдающихся представителей арианствующей партии, именно, Феодора ираклийского, Наркиса нерониадского (из Киликии), Стефана антиохийского, Георгия лаодикийского, Акакия кесарийского, Менофанта Ефесского и «нечестивых и неопытных юношей – Урзадия сингидунского и Валента музийского» 1223 , наконец, в каноне третьем он юридически обосновал правильность ревизии процесса по делу Афанасия и Маркелла Юлием римским. Сардикский собор только увеличил раскол между партиями. С соборным приговором многие из сосланных епископов поспешили к своим кафедрам; из-за этого между сторонниками и противниками их везде разыгрались мятежные сцены. Ближе всего это имело место в Адрианополе, куда вернулся Лукий, действовавший в Сардике заодно с западными 1224 . Следствием этого явилась казнь по приказу Констанция десяти мирян, виновных в мятеже 1225 , и новая ссылка только что вернувшегося епископа 1226 . Такая же судьба постигла 1227 двух других епископов, именно, палестинца Ария или Макария и арабского епископа Астория, присоединившихся в Сардике к западным 1228 . Не лучше было и в Анкире. По случаю изгнания отсюда Василия и приема Маркелла здесь произошел дикий мятеж, подавить который стоило немало усилий 1229 . Только Асклепия жители Газы приняли охотно 1230 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

1500 Leuncl. I, 285 (Migne. ib. 889) Σντ. V, 103. Вальс. Номок. XIII, 2. (Σ. I, 284, 291). См. его же μελετη Σ. IV, 556. Димитрий Хоматиан к Стефану Сербскому. Σ. V, 437. 1502 Eme раньше Германа при Михаиле Авториане (1206–1213) состоялось синодальное определение (окт. 1213 г.) относительно брака никейского императора Феодора Ласкара с дочерью армяно-киликийского князя (ξ). Синодальная грамота издана проф. Павловым. Зап. Новоросс. универс. 1871, XIII, 173. 1504 Leuncl. I, 235 (Migne, ib 804, 806). Σ. V, 110, 112. Кроме того, сюда относятся три грамоты по монастырским делам. 1232, 1233 и 1236 годов. Acta IV, 208, 301, 303. Здесь же грамота Мануила I (1222), 295. 1505 Пападопуло-Керамевс, I, 464. Здесь же напечатаны письмо Германа ко вдове Ксироса (стр. 465) и другое письмо относительно некоего мужа, принявшего монашество, а потом отвергшего его. 1508 Выдержки из него приводятся кг грамоте патриарха Каллиста. Acta, I, 436. Известия Акад. наук по II отд. 1858, VII. 155. (Здесь и славянский перевод). Русский перев. у Васильевского, Обновл. Болгарского патриаршества. Ж. М. Н. Пр. 1885, (…) (Слово неразборчиво – примечание электронной редакции) 213. Ответное послание Димитрию Хоматиану у Питры, Anacleta sacra et classica, Romae, 1891, VII, col. 483. 1509 Содержание ее, или может быть даже перевод, в Дометиановом «Животе светога Саве» (изд. Даничича), 1865, стр. 220. Христ. Чтен. 1891, 385 (Речь Пальмова). 1510 Acta, III, 62. Здесь же и грамота экзарху. См. Васильевского, Обновление болгарского патриаршества при Иоанне Асене II, Ж. М. Н. Пр. 1885. март, 38. 1511 Существует в рукописи преосв. Порфирия, Cod Porphyr 33, t. 43. Перевод у Васильевского. Там же, стр. 44. 1513 Migne, CXL, 602. (Cotelerius, Monum. eccl. graecae. III Satkas, M. В. II, 5). Здесь же сочинения и о сочинениях Германа. Письмо Германа к папе Григорию, Satkas, М. В. II, 89. 1514 Zachariae, Geschichte, 3-e Aufl. 39–40. У Арменопула Epitome canonum (Migne, CL, col. 149) приводится διατπωσις патриарха Мефодия. Pitra, 362 относит это постановление к древнему Мефодию Исповеднику (842–846), Zachariae же к Мефодию, занимавшему престол после Германа II (1240–1244). Gesch. S. 40.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

1208 По мнению Кройманна, здесь лакуна: «кроме того, кто прежде возлюбил ближних». 1209 Хиазм. Ср.: Пс. 2:8. 1210 См.: Рим. 9:25; ср.: Ос. 2:23; 2:1. 1211 См.: Лк. 6:31. 1212 Конъектура Кройманна. В рукописи: «и мог бы». 1213 Т. е. заповедь нового бога — поскольку он не сказал заранее, чего следует желать для себя и другого, — бессмысленна и может быть игнорируемой. 1214 Ср.: Рим. 2:14. 1215 Конъектура Кройманна. В рукописи: « именно теперь был открыт, все-таки открыт». Последнее слово Корссен исключает как интерполяцию. 1216 См.: Ис. 58:7. 1217 См.: Иез. 18:7. 1218 См.: Исх. 20:13—16. 1219 Ср.: Ис. 10:23 (согласно Септуагинте). 1220 См.: Лк. 6:34. 1221 Конъектура Кройманна. В рукописи: «дал». 1222 См.: Иез. 18:8. 1223 См.: Иез. 18:7. 1224 Конъектура Кройманна. В рукописи: «вернешь». 1225 Кройманн исключает это слово как интерполяцию. 1226 См.: Втор. 24:12—13. 1227 См.: Втор. 15:2. 1228 Согласно другому прочтению: «ведь более знаменательно, когда Он запрещает требовать назад даже у собирающегося погасить». 1229 См.: Лк. 6:35. 1230 О подобном своеобразном «предсуществовании» см.: С. Protr., 6,4: «До сотворения же космоса были мы, прежде рожденные в Самом Боге по причине того, что нам предстояло возникнуть». Ср.: «Он избрал нас в Нем прежде создания мира» (Еф. 1:4). 1231 Ср.: Быт. 2:24. 1232 Конъектура Кройманна. В рукописи: «двое одним. Вновь я сделался». Согласно конъектуре Корссена: «И если бы Творец не сочетал мужчину и женщину, и если бы не предоставил сыновей также всевозможным животным, меня бы не было. Его сыном я стал до рая, до грехопадения, до изгнания, до того, как двое вновь стали одним». 1233 Ср.: Быт. 2:7. 1234 Букв.: «приятный, сладкий (suauis)». Тертуллиан перевел греческое слово χρηστς («добрый, хороший») словом, имеющим значение «сладкий», из-за следующей ниже цитаты Пс. 19/18:11. 1235 См.: Лк. 6:35. 1236 Ср.: Мф. 5:45. 1237 Вставка Кройманна. 1238 Dulciora. 1239 См.: Пс. 19 18:10—11. 1240 В Лк. 6:35. 1241 См.: Лк. 6:36. 1242 См.: Ис. 58:7. Здесь у Тертуллиана библейская цитата имеет иной вид, чем выше: Adv.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

1211 Естественно также, что по примеру губернатора поступали и все окружающее его; чиновники officium " a грабили и брали взятки сколько им было угодно 1212 ; финансовые агенты набивали себе карманы, требуя от плательщика больше, чем следовало, и придумывали сотни предлогов, чтобы требовать дополнительных податей 1213 ; служащие по полиции, солдаты, обязанные защищать подданных 1214 , обременяли последних еще тяжелее; они были, как выражался Юстиниан, «большими грабителями, чем разбойники», и жили на счет края, опустошая дома, отымая земли, и открыто заявляли, что «закон существует не для них». 1215 Если ко всему этому прибавить посылаемых в провинцию с особыми поручениями представителей центрального правительства, которые, со своей стороны, преимущественно думали о том, как бы набрать побольше денег 1216 ; затем, изумительную снисходительность, которую оказывали губернаторы всем, кто был достаточно богат или силен, чтобы купить их расположение, то можно представить себе те гибельные последствия, которые влек за собой такой порядок вещей. Жадность финансового управления вызывала восстания и смуты 1217 ; пристрастие правосудия порождало общую необеспеченность 1218 ; убийства, разбой, презрение законов казались вполне естественными для всякого, кто был довольно силен или богат, чтобы быть уверенным в своей безнаказанности. 1219 Крупные собственники, настоящие феодальные тираны, содержали у себя на жаловании толпы вооруженных людей, грабили страну, притесняли, произвольно 100. Мозаика абсида собора в паренцо (VI-ro века). овладевали чужими землями, не щадя даже земель, принадлежащих Церкви и самому императору. 1220 Под тяжестью всех этих бедствий, делавших «провинции совершенно необитаемыми», край становился безлюдным. Города, которых их защитники были бессильны защищать 1221 , были разорены; деревни превратились в пустыни; земледелие заброшено и в Константинополь отовсюду приходили жалобы, указывающая на «ужасные злоупотребления чиновников». 1222 Просители всех возрастов, чинов и положений массами отправлялись в Византию, принося с собой в столицу опасные элементы неудовольствия и смуты, и все эти разоренные люди требовали от императора правосудия, говоря, – почти так же, как говорят русские крестьяне: до Бога высоко, а до царя далеко, – что они все потеряли, «потому что никого не было близ них, чтобы помешать всем этим злым делам».

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

1211. Саин–Булат–Бекбулатович, царь касимовский, в 1563 году принял христианство с именем Симеон и получил от Ивана Грозного титул»царя всея Русии». В 1606 г., по приказу Лжедимитрия, был пострижен в монахи с именем Стефан. Умер в 1616г. в Кирилло–Белозерском монастыре. См.: Панкратов ЛгГерой афонской трагедии (к предстоящему суду над имябожцами). — Биржевые ведомости, 12.04.1914 14 097). 1212. Михайлов А. Знаменитый Сашка Булатович. Истинная история гусара–схимника. — Родина 9, 1999. С. 64. 1213. Кацнельсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 5. 1214. Там же. С. 7. 1215. Там же. С. 8. 1216. Панкратов А. Герой афонской трагедии (к предстоящему суду над имябожца–ми). — Биржевые ведомости, 15.04.1914 14 101). 1217. Там же. 1218. Там же. Ташка — кожаный карман на отлете гусарского мундира. 1219. Кацнельсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 5. 1220. Там же. С. 13. 1221. Там же. С. 21. 1222. Булатович А. От Энтото до реки Баро. В кн.: С войсками Менелика П. М., 1971. С. 32. 1223. Рубцов М. Василий Васильевич Болотов. Тверь, 1900. С. 79. 1224. Кацнельсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 22. 1225. Там же. С. 23–24. 1226. Криндач Ф. Е. Русский кавалерист в Абиссинии. Из Джибути в Харар. СПб., 1898. С. 12–13. 1227. Кацнелъсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 29. 1228. Там же. С. 31. 1229. Там же. С. 61. 1230. Булатович А. От Энтото до реки Баро. В кн.: С войсками Менелика П. С. 51. 1231. Кацнелъсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 63–64. 1232. Там же. С. 137–138. 1233. Панкратов А. Герой афонской трагедии (к предстоящему суду над имябожца–ми). — Биржевые ведомости, 15.04.1914 14 101). 1234. Булатович А. От Энтото до реки Баро. Отчет о путешествии в юго–западные области Эфиопской империи в 1896–1897 гг. СПб., 1897. Переиздано в кн.: С войсками Менелика II. М., 1971. С. 32–172. 1235. Булатович А. От Энтото до реки Баро. В кн.: С войсками Менелика П. С. 142. 1236. Кацнельсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 65–66.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

1212 ...каким величием, какой, наконец, божественностью обладает история... – Взгляды Плиния на историю см. V.8; VII.33.10. 1213 Некто публично читал... продолжение ее отложили на другой день. – Такая же рецитация, занявшая более одного дня,– см. III.18.4. 1214 Друзья одного человека... – См. аналогичные места, где Плиний избегает называть имена,– II.6.1; VIII.22.4. 1217 Попилий. – На основании его прозвания (Попилий) сделан вывод, что он был вольноотпущенником семьи Попилиев, к которой принадлежала жена адресата этого письма. 1218 ...общая жалоба, хотя она и раздается на разных концах земли. – Об умеренном урожае см. IX.16. Упомянутая в IX.7 приморская вилла Романа находилась, по-видимому, в Кампании, но главные его земельные владения были в Испании. 1219 ...пишешь о том, что вызывает в твоем представлении мой образ. – Роман, видимо, намеревался написать либо биографию Плиния, либо нечто вроде очерка о нем в форме литературного письма. 1221 ...я ведь многое вставил впоследствии. – Об обыкновении Плиния пересматривать свои речи – III.18.1; IX.10.3. 1222 Рустик. – Адресат письма, по-видимому, Фабий Рустик, автор Истории Нерона; впрочем, выдвигающий такие предположения новейший комментатор сознается, что оно не опирается на какие-либо доказательства. 1223 Это письмо, подобно письму IX.11, относится к серии писем, адресованных Гемину и включенных в книги VII–IX. 1225 ...хватают чужое.– Плиний имеет в виду людей, оказывающих всякие услуги богачам, особенно бездетным, с целью быть упомянутыми в их завещании. Ср. II.20; VIII.18. 1227 Я прочитал твою книгу... – Есть основания думать, что книга представляла собой трактат об ораторском искусстве. 1231 Рассказчику можно вполне верить. – Новейший комментатор считает возможным видеть в этом рассказчике Плиния Старшего, в «Естественной истории» которого (IX, 26) содержится аналогичный рассказ о дельфине, хотя и не совпадающий во всех подробностях с рассказом Плиния Младшего. 1232 ...даже намереваясь писать историю. – Новейший комментатор приводит название английской книги, содержащей истории о дельфинах: Hill R. N. Window in the Sea. London,1956.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010