1210 ...король велел вызвать к себе своего племянника Хильдеберта, чтобы вместе с ним послушать этих людей... – Как справедливо подметил Р. Латуш (Т. 2. С. 110. прим. 39). король Гунтрамн действовал ловко, заставляя своего молодого племянника Хильдеберта удостовериться в связи австразийской знати с узурпатором Гундовальдом. 1211 ...король Гунтрамн, вложив в руку короля Хильдеберта копье... – Как символ власти. Первоначально – атрибут Вотана, бога войны и мореплавания у германцев. 1213 ...он сказал, чтобы он никоим образом не верил епископу Эгидию и не приближал его к себе... – См. кн. VII, гл. 14, В самом деле, предупреждение короля Гунтрамна было оправданно, так как епископ Эгидий, как это выясняется из рассказов Григория, поддерживал дружественные связи с королем Хильпериком, а позже был замешан в заговоре австразийской знати против короля Хильдеберта II и его матери, королевы Брунгильды. См. кн. X, гл. 19. 1214 ...в начале великого поста... – Т. е. в феврале 585 г. В подлиннике: quadragesima – четыредесятница (Великий пост). 1217 Собравшись около Комменжа – В латинском тексте игра слов: Convenitur ad Convenas, непередаваемая в русском языке. 1219 Не ты ли тот, которого... остригали и выгоняли? – Так как король Хлотарь не признавал Гундовальда своим сыном. О Гундовальде см. кн. VI, гл. 24. 1220 Король Хильперик и сыновья его умерли, остался только один младенец. – Неточность: в 582 г., когда Гундовальд поднял мятеж, Хильперик был еще жив (см. кн. VI, гл. 24). Младенец – это последний сын короля Хильперика и Фредегонды, Хлотарь II (см. кн. VII, гл. 7). 1222 ...взял с нею клятву у двенадцати святынь... – Число двенадцать у христиан считалось священным. Ср.: двенадцать апостолов. 1223 Гунтрамн же, забыв о клятве и о своем обещании... – Имеется в виду герцог Гунтрамн Бозон. См. кн. VI, гл, 24. 1224 ...спросите Радегунду из Пуатье и Инготруду из Тура... – Радегунда, вдова Хлотаря I, жила тогда в основанном ею монастыре в Пуатье. Инготруда (Ингитруда), мать Бертрамна, епископа Бордо, из королевской семьи, тоже основала монастырь, но в Type, где и жила.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

1212.  Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю (Откр. 3. 19). 1213.  …сын мой! не пренебрегай наказания Господня и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами (Евр. 12. 5–7). 1214. Флп. 1. 29. 1215.  …достойное по делам нашим приняли… помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое (Лк. 23. 41, 42). 1216.  …неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? (Иов. 2. 10). 1217. [ как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно (Иов. 1. 21). 1218. См. Требник. Последование малой схимы. 1219. Пс. 1. 1, 2. 1220. «Цветник» священноинока Дорофея; святой Петр Дамаскин: «О чтении по Бозе», «О рассуждении», книга 1; Добротолюбие. Ч. 3 и многие другие Отцы. 1221.  …вошел в него сатана (Ин. 13. 27). 1222. Слово о исходе души. Псалтирь с восследованием. 1223.  …живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез. 33. 11). 1224. Написана по прибытии в Николаевский Бабаевский монастырь в 1861 году. 1225. Лк. 3. 8; Мф. 3. 9. 1226.  Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов (Мк. 1. 1–4). 1227.  Многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их: и предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный (Лк. 1. 16, 17). 1228. Мф. 13. 44. 1229. Быт. 18. 27. 1230. Иов. 42. 6. Что такого состояния достигают святые Божии, смотри святого Исаака Сирского. Слова 48 и 49. 1231. Пс. 114. 6. 1232.  Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей (Пс. 50. 3). 1233.  Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены; и душа моя сильно потрясена… Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей (Пс. 6. 3, 5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1212 Христианская нравственность существенно отличается от языческой, главным образом, по религиозным своим принципам (проф.Н.П.Рождественский. Христианская апологетика, ч.I, с.150). 1213 Арнольд говорит, например, что чудеса не должны стоять выше Евангелия, т.е. нравственного учения (T.Arnold. Introductory Lectures, p.137). 1214 Еп.Феофан (Затворник) пишет, что немецкая ученость находит только неуместным в Евангелии сверхъестественное, и что же вышло? Через это растеряли все христианские истины и теперь остались не при чем (Мысли на каждый день года, с.145. См. для иллюстрации этой точки зрения и книгу A.Schweitzer " а, Von Reimarus zu Wrede. Eine Geschichte der Leben-Jesu-Forschung и оценку этого печального явления как с принципиальной стороны, так и в историческом отношении в очерке проф.С.М.Зарина – Мифологическая теория Древса и ее разбор). 1217 Особенно замечательно, по мнению Шабль, чудо исцеления слепорожденного, рассказанное у ев.Иоанна (9:1–41). Здесь высшая цель чуда – доказательство Божественности Христа – выступает особенно ярко (F.Chable. Die Wunder Jesu, s.41). 1218 На воскресении из мертвых особенно основывает Гроций доказательство Божественного происхождения Христова (H.Grotius. De veritate religionis christianae). 1219 Проф.-прот. П.Я.Светлов. (Странник, 1899, m.I, с.623–651 и m.II, с.21–49) критически разбирает в своем обстоятельном очерке – «Воскресение Христово» – различные теории, созданные скептиками для отрицания Воскресения Христова. 1220 Исторический факт Воскресения Иисуса Христа из мертвых, пишет Лиддон, отождествляет Господа как Всемогущего Владыку физической жизни и смерти с Законодателем Нагорной беседы (H.Liddon. Some Elements of Religion, p.74). На Воскресение как на главное доказательство христианства ссылается и Харрис (H.Harris. Scepticism, p.61). 1222 См. об этом, кроме В.А.Керенского (op.cit.), у Н.Иванцова – Новое протестантское учение о церкви. Правосл. обозрение, 1878, ч.2, с.413–446 и др. 1223 Вопрос об отношении Царства Божия к церкви решается различно. Мы не претендуем на бесспорное установление этих отношений. Последние, понятно, определяются из того или иного решения вопроса, что разуметь под Царством Божиим и Церковью. Проф. М.М.Тареев дает такой ответ по этому поводу: «отношение Царства Божия к церкви оказывается отношением целого (евангельского учения) к его части» (Основы христианства, т.2. Евангелие, с.345. Ср. т.5, с.217 и след.). Этот ответ не исчерпывает вопроса. Тем более что здесь же (ibid.) в примечании проф. М.М.Тареев полемизирует с не совсем далекой от его точкой зрения. Кажется, виной всему является в данном месте представление почтенного автора о Царствии Божием как о евангельском учении, о всем христианстве как об известной доктрине. «Общее евангельское содержание», скрытое под символическим образом Царства Божия (ibid., с.345), нуждается именно в своей определенности.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

158 Шамхорская крепость находилась у юго-восточной границы Грузии и принадлежала Ширван-шахам – вассалам Грузии. После Шамхорской битвы (ок. 1195 г.) между войсками Грузии и атабека Абу Бекра крепость была окончательно присоединена к Грузии. 159 Тит Флавий Веспасиан (41–81) – римский император (79 г.), старший сын императора Веспасиана. Руководил римскими войсками, расположенными в Иудее. В праздник ветхозаветной Пасхи 70 г. Тит двинул свои войска прямо к Иерусалиму. Храм был превращен в груду камней и пепла. С разрушением Иерусалима окончательно пало Иудейское государство. 160 Георгий IV Лаша («Сияющий») – грузинский царь (1213–1222) из рода Багратиони, сын святой царицы Тамары. Удачно воевал с турками и предпринял ряд походов в Адарбаган (территория нынешнего Азербайджана); погиб от раны, полученной в бою с передовыми отрядами Чингисхана. 161 Память Святого Иосифа, епископа Алавердского († 570), одного из 13 сирийских отцов – основателей грузинского монашества, – 7 (20) мая, 15 (28) сентября. 163 Святитель Иоанн Златоуст (t 407) – Константинопольский Патриарх, вселенский учитель, автор толкований на многие книги Священного Писания (Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла) и множества бесед на отдельные библейские тексты, а также поучений на праздники, в похвалу святых и слов апологетических (против аномеев, иудействующих и язычников). Память 27 января (9 февраля), 30 января (12 февраля), 14 (27) сентября и 13 (26) ноября, суббота сырная. 165 Преподобный Антоний Великий , Египетский (t 356) -один из основателей пустынно-жительства в Египте. По преданию, египетское монашество ведет свое начало от апостола Марка; в ветхозаветное время, согласно Иосифу Флавию и Филону, в египетской пустыне на востоке от Александрии существовали общины аскетов-ферапевтов. Память 17 (30) января, суббота сырная. 166 Праздник Ллавердоба включает в себя три праздника: святой великомученицы царицы Кетеван (13 (26) сентября), Воздвижение Животворящего Креста (14 (27) сентября) и святого епископа Иосифа Алавердского (15 (28) сентября), создателя известного мужского монастыря Алаверди (Восточная Грузия). Этот праздник отмечают не только христиане Восточной Грузии, но и мусульмане Северного Кавказа. Согласно местной традиции, неотъемлемой частью Алавердоба является проведение конных скачек и других состязаний. Праздник длится до трех недель.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

197 Шах-Аббас 1 (1571–1629) – шах Ирана (с 1587 г.) из династии Сефевидов. Перевел столицу в Исфаган. Успешно завершил войны с Бухарой и Турцией, восстановив иранское господство в Закавказье. При нем Иран достиг наибольшего политического могущества. 198 Иов – ветхозаветный благочестивый страдалец, в Библии характеризуется как непорочный, справедливый, богобоязненный и удалявшийся от зла ( Иов.1:1 ), твердый и непоколебимый в вере в Бога. В страданиях Иова Церковь видела прообраз страждущего Господа и издревле постановила читать его книгу в первые четыре дня Страстной седмицы. Память многострадального Иова 6 (19) мая. 199 Георгий Саакадзе (ок. 1580–1629) – политический и военный деятель, менявший свои ориентации: боролся на стороне Ирана против грузинских царей, а затем на стороне Грузии против Персии. Принял мусульманство шиитского толка, потом возвратился к христианству, а затем снова принял ислам суннитского толка. Бежал в Турцию, где был казнен по распоряжению паши. 200 Давид VII Улу (монгольск. «улу» – старший) – грузинский царь (1247–1270) из рода Багратиони, сын царя Георгия IV Лаши (1213–1222). 204 Святой царь Ашот I Куропалат из рода Багратиони († 826) после завоевания Картли арабами образовал грузинское царство в южной провинции Грузии – Тао-Кларджети (787 г.). Царь в союзе с Византией боролся против арабов и постепенно распространил свою власть над всей Южной Грузией, а затем присоединил значительную часть Картли; Получил от византийского Императора высокий титул «кЛ ропалата». В одном из походов против арабов был изменнически убит в храме. Грузинская Православная Церковь отмечает день памяти мученика Ашота Куропалата 29 января (11 февраля). 205 Преподобный Григорий Хандзтели и его ученики в широких масштабах осуществляли храмостроительство, основывали новые монастыри и восстанавливали старые. В монастырях Юго-Западной Грузии, называемых «грузинским Синаем», переводились святоотеческие творения и богослужебные книги, литургическая гимнография достигла большого расцвета. Сам преподобный переписал весь свод богослужебных Миной. Преподобный Григорий был поставлен архимандритом всех монастырей Тао-Кларджети. Преподобный Григорий преставился в 861 г. Память преподобного Григория Хандзтели, архимандрита, – 5 (18) октября.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

1 против течения (фр.). 1187 1 1Ин.5:19. 1188 2 самое современное оружие (англ.). 1189 3 бытовой техникой (англ.). 1190 4 социальную справедливость (англ.). 1191 1 Ну и что с того? (англ.). 1192 1 Центр византийских исследований в Вашингтоне. 1193 1 " Символы и символизм в византийской Литургии " (англ.). 1194 1 Мф.6:23. 1195 2 Университете Британской Колумбии (англ.). 1196 1 справедливость (англ.). 1197 1 Погружение в одиночество и покой., (фр.). 1198 2 Джоном Ле Бутилье… " Гарвард ненавидит Америку " (англ.). 1199 3 Mental reservation (англ.). – мысленная оговорка. 1200 1 встречи (англ.). 1201 2 изучение Библии (англ.). 1202 3 " Здравствуйте, батюшка .. " (англ.). 1203 4 бутерброд с яйцом (англ.). 1204 5 " дорогой " (англ.). 1205 1 Нервное расстройство, нервный срыв (англ.). 1206 1 Лк.24:29. 1207 1 " Время разрывов " Жана Даниэля (фр.). 1208 2 " Завещание Бога " Б.-А Леви (фр.). 1209 1 Ин.10:10. 1210 2 День матери (англ.). 1211 3 Из стихотворения В. Брюсова " Поэту " ( " Ты должен быть гордым, как знамя… " ). Правильно: " Быть может, все в жизни лишь средство/Для ярко-певучих стихов " . 1212 4 Там же. 1213 1 " Исследования новейшей русской истории " – серия исторических трудов, основанная А.И. Солженицыным. 1214 2 азартная игра, рискованное предприятие (англ.). 1215 1 инвесторы, адвокаты по налоговым делам (англ.). 1216 1 медицинский осмотр (англ.). 1217 1 Бергера " Еретический императив " 1218 2 современностью (англ.). 1219 3 в кротком Божием сострадании (фр.). 1220 4 Из стихотворения " Брат, столько лет сопутствовавший мне… " : " Передового нет, и я, как есть,/На роковой стою очереди " . 1221 5 " Торжество смерти " (англ.). 1222 6 " Великого Поста " (англ.). 1223 1 День труда (первый понедельник сентября) (англ.). 1224 2 сакральном (фр.). 1225 3 духовность без Бога (фр.). 1226 4 Лк.13:3. 1227 5 Христианская экуменическая община во Франции. 1228 6 " Синдесмос " – всемирное православное молодежное братство. 1229 7 Имеется в виду женский монастырь Покрова Пресвятой Богородицы в Бюсси-ан-От (Франция), Константинопольский патриархат. 1230

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Α. Θεοδορου ουσα της " Ορθοδοξας. Αθηναι, 1961. Σ. 268. 1211 Π. Ν. Τρεμπελα. Δογματικ της " Ορθοδξου Καθολικς Εκκλησας. Αθηναι, 1961. Τ. 3. Σ. 495. 1212 Свт. Иоанн Златоуст. Ha Посл. к Ефес, беседа 3, 2//PG. 62, 26. 1213 Α. Θεοδορου. Πσχα, Κυρου Πσχα. Αθηναι, 1976. Σ. 42. 1214 «Отроки от пещи избавивый, быв Человек, страждет яко смертен, и страстию смертное в нетления облачит благолепие, един благословен, отцев Бог, и препрославлен» (Триодь Цветная. Канон Пасхи, песнь 7, ирмос). 1215 Об обожении подробнее см.: N. П. Βασιλειαδη. Χριστιανισμς και " Ανθρωπισμς. θηναι, σ. α. Σ. 539–550. 1216 Νικοδημου " Αγιορετου " Εξομολογητριον. Βενετα, 1855. Σ. 21. 1217 Свт. Иоанн Златоуст. На Посл. к Галатам беседа 3, 5//PG. 61, 656. 1218 Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на св. Матфея евангелиста. Беседа 47. Ст. 1. М., 1993. С. 489–490: «Это не значит, что они будут светиться точно как солнце. Но так как мы не знаем другого светила. которое было бы блистательнее солнца, то Господь употребляет образы для нас известные». 1219 Свт. Григорий Богослов. Слово 18, надгробное отцу//Творения. В 2–х т. T. 1. С. 288: Когда мы перейдем отсюда в истинную жизнь, то «вместе с пребывающими и неизменными существами будем ликовствовать как малые светы вокруг великого Света». 1220 А. θεοδορου. " Н εκονικ–συμβολικ αναλογα του φωτς ν τη θεολογα του αγου Γρηγορου του Ναζιανζηνου. Αθηναι, 1976. Σ. 97. 1221 Свт. Григорий Богослов. Слово 8, надгробное своей сестре Горгонии//Творения. T. 1. С. 188: «Глас празднующих, сонм ангелов, небесный чин, зрение славы и всей вышней Троицы более чистое и совершенное сияние […] и оно озаряет наши души полным светом Божества». 1222 Он же. Слово 7 и 18//Там же. 1223 Свт. Григорий Палама. Беседа 34//PG. 151, 432 С. Соответственно с этим святой Марк Эфесский учит: «(Божественную) сущность ни видеть, ни понять, ни узнать не в состоянии никакое рожденное естество и даже сами первенцы надмирных умов […]. Божественная сущность необозрима для всех, кроме Единородного и Духа Святого. А мы постигаем Его благость и мудрость, преображаясь от божественных энергий и познавая Творца через творение. Таково есть то, что можно знать о Боге, что Он открыл всем людям (Рим. 1, 19)». (Св. Марк Эфесский, Евгеник. Ответы на вопросы…//CFDS. Ser. 1. Vol. 8. Fasc. 2. S. 109). 1224

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Ахан–воин, при взятии Иерихона укравший трофеи, предназначенные Богу, и забитый за это камнями (см. Нав. 7: 18–26). 1213 Царь Саул был низложен Самуилом за то, что пощадил за выкуп взятых в плен амаликитян, которых Бог повелел умертвить (см. 1 Цар. 15:10–35). ”Регалии» — в оригинале infula (головная повязка, которая в эллинистическое время использовалась в качестве короны). 1214 Гиезий (Гехази) — слуга пророка Елисея, хитростью выманивший деньги у сирийца Неемана и пораженный за это проказой вместе со своим потомством (см. 4 Цар. 5:20–27). 1215 См. прим. 1193. 1216 Кербер–трехглавый пес античной мифологии, охранявший вход в Тартар. Его образ часто использовался в христианской традиции как символ адских мук. 1217 1 Ин. 2:15–16. 1218 5 ноября 734 г. 1219 Перевод данного труда Беды Достопочтенного с латыни на английский язык сделан Дж. А. Джайлзом. Русский перевод сделан с этого английского источника. 1220 Имеется в виду преподобный Венедикт Нурсийский († 543; память 14/27 марта). 1221 Называемых ныне Апостольскими. 1222 1 хайд равен 100 акрам. 1223 Феликс родился в г. Нола в Кампании и там же подвергся преследованиям за веру во время Декиевых гонений (250 г.). Оставшись в живых, он до самой смерти (260 г.) исполнял в родном городе пресвитерское служение. Церковное почитание его как исповедника началось примерно через 120 лет после кончины (PL 61, С. 464) и было столь велико, что о нем упоминает блаженный Иероним. Св. Феликс был известен и за пределами Италии, в Карфагенской Церкви, его имя встречается часто в церковных календарях Древней Англии. Все, что мы знаем о нем, дошло до нас благодаря двум церковным писателям — Павлину, епископу Ноланскому и Досточтимому Беде, причисленным, как и герой их произведений, к лику святых. Эти два человека не только не были знакомы друг с другом, но даже и жили в разное время. Литературные труды первого из них сохранили в поэтической форме предания о жизни исповедника, услышанные им от жителей Нолы. Второй, взяв за основу произведения первого, составил прозаическое житие, сделав описание подвигов св. Феликса общедоступным. См.: Ненарокова М.Р. Святой Феликс Ноланский — герой поздней, античности и раннего средневековья//Диалог со временем. Вып. 8. М.: УРСС, 2002. С. 425–430. 1224

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

В противоположность богодухновенным Писаниям, книги, которыми как священными пользуются еретики, суть не более, как τ διαβολικ συγγρμματα [дьявольские писания] 1211 . Источники автора отрывка Главным источником отрывка служит Священное Писание Ветхого и Нового Заветов. Но сверх того можно указать целый ряд сочинений, которыми пользуется автор. Сюда относятся прежде всего «Acta Pauli et Theclae» [Деяния Павла и Феклы], из которых он заимствует сообщение о проповеди апостола Павла в доме Онисифора 1212 . Далее сам автор цитирует «Acta Petri», которыми пользуется для доказательства, что апотактиты, которые называют себя гемеллитами, ведут свое происхождение от ученика Симона Волхва – Гемелла 1213 . Но текст «Актов», который был в распоряжении автора, существенно отличается от известного нам текста 1214 . Наконец, довольно вероятным представляется использование автором Сирийской Дидаскалии 1215 , Посланий к девствующим, приписывавшихся Клименту Римскому 1216 , катехизических бесед Кирилла Иерусалимского 1217 и Апостольских Постановлений 1218 . В догматических воззрениях автора, стоящих вне полемики с еретиками, против которых было направлено его сочинение, можно отметить только несколько фрагментарных положений, не лишенных, однако, интереса. Грехопадение первых людей автор представляет себе в таком виде. Диавол обольстил первых людей словами: «Будете, как боги» ( Быт. 3:5 ), т. е. обещал сделать их бессмертными 1219 . Посредством этой хитрости диавол отвратил человека от служения единому Богу и ввел многобожие, обожив ( θεοποησεν) всю тварь, научил поклоняться зверям, пресмыкающимся, пернатым и почитать всю материю за Бога 1220 . Господь воплотился, чтобы отвратить человека от почитания многих богов и обратить к поклонению единому истинному Богу 1221 . Для обозначения воплощения автор употребляет исключительно термин νσαρκος οκονομα [промысел о Воплощении] 1222 . Христос постился в пустыне сорок дней, чтобы всем показать, что Он носил человека не призрачно и не по видимости только. Своим алканием Он показал, что тело Его нуждалось в пище 1223 . Христос – это имя, обозначающее Божественную природу Спасителя. Авраам принял у дуба Мамврийского не только ангелов, но и Самого Христа, говорит автор 1224 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Вот почему часто встречается печаль, возникшая из-за утраты какого-либо чувственного блага 1213 или из-за переживаний от понесенного ущерба 1214 . Страстная привязанность человека к земной жизни и к тому, что она несет с собой для удовлетворения страстей, равным образом может породить печаль в переживаниях или в мыслях обо всем том, что может угрожать ей: о болезни 1215 , обо всех постигающих человека бедствиях 1216 , о смерти 1217 . Печаль также может быть вызвана завистью к материальным или духовным благам, которыми владеет другой 1218 . Печаль может иметь причиной разочарование в стремлении к почестям, и, следовательно, такая печаль необходимо связана с тщеславием 1219 . Заметим еще, что печаль может быть спровоцирована неудовлетворенностью не конкретного желания, направленного на совершенно определенный предмет, но с неудовлетворенностью в целом, с чувством глобальной неудовлетворенности, направленным на все существование и показывающим, что основные глубинные желания человека (в которых он не всегда отдает себе отчет) не исполнены. 2 . Вторая причина печали – гнев. «Печаль рождается от помыслов гнева»; – учит Евагрий. И объясняет далее: «На самом деле гнев есть желание отмщения, а неудовлетворенное отмщение производит печаль» 1220 . Преподобный Максим Исповедник высказывается в том же смысле: «Печаль и злопамятство ходят парой. Итак, если ум переживает печаль, представляя себе лицо брата, то это доказательство памятозлобия по отношению к нему» 1221 . Преподобный Иоанн Кассиан утверждает, не конкретизируя: «Печаль иногда происходит от того, что мы впали в гнев» 1222 , и еще отмечает, что печаль «следует за гневом, который угасает» 1223 . Печаль может быть связана с другими чувствами – такими, как злопамятность: она проистекает, в частности, из ощущения, что гнев был слишком велик или несоразмерен тому, что его вызвало, или же, наоборот, слишком мягок в своем проявлении (по сравнению с испытываемыми чувствами), или что гнев не вызвал у тех, кому был адресован, ожидаемую ответную реакцию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010