204–205 (франц. текста). 1206 Prol. gener., LW I, pp. 152–153, n. 8; Prol. in Op. propos., ibidem, pp. 172–175, nn. 13–15. Ср. выше, гл. 5, раздел 7 (Бог как esse omnium и принцип аналогии) 1213 On the university of being in Meister Eckhart of Hochheim, St. Michael’s Medieval Studies (New York-London 1939). 1217 См. прим. 855, 861 и 864 к гл. 4, раздел 6 (Ens cognitivum и ens reale («Сущее в познании» и «реальное сущее»)). 1218 См. выше, гл. 4, раздел 6 (Ens cognitivum и ens reale («Сущее в познании» и «реальное сущее»)). 1219 См. выше, гл. 4, раздел 6 (Ens cognitivum и ens reale («Сущее в познании» и «реальное сущее»)); гл. 5, раздел 5 Rota in medio rotae (Колесо в колесе (лат.)) 1220 См. выше, прим. 855 к гл. 4, раздел 6 (Ens cognitivum и ens reale («Сущее в познании» и «реальное сущее»)). 1222 См. выше, гл. 5, раздел 3 (Indistinctio-distinctio [Неразличие-различие]). Ср. формулировку «eo ipso continue, quia non continue» («именно потому непрерывно, что прерывно») в Exp. in Io., LW III, p. 15, n. 18. См. также Exp. in Sap., in Archives.., IV, p. 385: «Ex hiis patet quod omnis creatura, quamvis perfectissima, et continue (Thery: continua) – quia non continue – et semper actu accipit esse a Deo; et suum esse est in continuo fluxu et fieri... Semper enim creatum et esse habet et esse accipit, sicut lux in medio a sole» [«Отсюда явствует, что всякая тварь, пусть даже самая совершенная и непрерывно – ибо прерывно – пребывающая в акте, принимает бытие от Бога, и ее бытие находится в постоянном течении и становлении.. Ибо тварь всегда обладает бытием и принимает бытие так, как свет в среде принимает его от солнца»]. 1224 Exp. in Io., LW III, p. 85, n. 99: «...dei proprium est esse indistinctum et ipse sola sua indistinctione distinguitur, creatirae vero proprium est esse distinctum. Distinctum autem proprie non recipit indistinctum» [«… Богу свойственно неразличное бытие, и Он отличается только своей неразличенностью; твари же свойственно различенное бытие. Но различенное в собственном смысле не принимает неразличного»].

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

2 . Ведь не подобает премудрости Его единообразно вспомоществовать возлюбленному Его как во время здравия, так и во время болезни. («Изменениями» я называю здесь такие, которые совершает воля, – в выборе, свойственном [духовным] движениям, а не телу.) Итак, если мы способны распределять эти времена [здравия и болезни], проявляя к кому-либо любовь с различением [обстоятельств] 1212 , особенно, когда он находится у нас в подчинении, то не следует ли нам дать Богу исполнить праведность Его рассудительной любви к нам – хотя бы подобно [тем вышеназванным] изменениям, которые мы способны проявлять 1213 по отношению к нашим друзьям? Это трудно претерпеть, я также знаю это, однако, это полезно. [Греховная] наклонность заставила тебя нуждаться в этом 1214 , если и не для воздаяния за то, что уже [ты сделал плохого], то, в любом случае, из опасения будущего [твоего греха]. Скорбные случаи [бывают] ко внутреннему возрастанию, как вспомоществующие лекарства, для неравенства тел [и душ] 1215 . Среди сотворенных существ 1216 всё, не имеющее сложности, протекает вне борьбы, идет ли речь о телесных или о бестелесных. Приложение усилий 1217 может быть только при неравенстве, а неравенство – у сложных [существ], по причине связанной двойственности [тела и души]. И, если даже среди несложных и простых существ [есть такие, которые] являются и называются имеющими склонность, то и это [относится] всецело к правой [стороне] 1218 , а не в смысле приложения усилий 1219 , коль скоро они не имеют опыта в том другом [т.е. в телесном образе жизни], а страстны они [только] в отношении добра. Ведь их склонность связана острой любовью, а где любовь, там нет борьбы и нет страха. При этом, они властны над [своей] самостью 1220 , в соответствии с которой 1221 и говорится о том, что у них возможна склонность [к добру] 1222 , по причине которой они наипаче удостаиваются похвалы. 3 . Добро и зло суть порождение свободы. Где не хватает свободы 1223 , там и совершение добра и зла 1224 не требует воздаяния 1225 . У природы же нет воздаяния. Награда назначается за сражение, а о победе не говорят в отсутствии состязания. Когда исторгнется 1226 противоположность, тогда прекратится с ней и свобода.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

5:16 Почитай отца своего и мать свою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы жил ты долго и было тебе хорошо на земле, которую дарует тебе Господь, Бог твой. 1205 5:18 Или: не изменяй; или: не совращай чужую жену; или: не распутствуй. 1206 5:20 Не давай неверных показаний против [или: не клевещи/ не наговаривай на] ближнего твоего. 1207 5:21 Не желай завладеть женой ближнего твоего и не замышляй отнять у него то, что ему принадлежит [букв.: не вожделей дома – здесь евр. бейт ( дом) используется в широком смысле: свое жилье, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство]: поле его, раба его или рабыню; ни вола его, ни осла – никого и ничего из того, чем тот человек владеет“. 1208 5:31 Букв.: заповедь; см. следующее примеч. 1209 6:1 Е вр. мицва – слово, обычно переводимое как «заповедь», здесь (как и в 5:31) употреблено в знач. «свод законов» или как синоним слова тора. 1210 6:7 Букв.: идя дорогой. 1211 6:8 Букв.: между глазами. 1212 6:12 Букв.: из дома рабства. 1213 6:13 Букв.: бойся; то же в ст. 24 . 1214 6:14 Букв.: не ходите вслед… – здесь используется язык новоассирийских договоров, призванных в ту эпоху обеспечивать преданность вассалов своему сюзерену. Говоря о «других богах», Моисей ради ясности придерживается фразеологии своего времени, вовсе не касаясь вопроса о реальности этих «богов». Они изделие человеческих рук (4:28). 1215 6:16 Или: не искушайте; «не испытывайте Господа», т. е. не пытайтесь вынуждать Его доказывать Свое существование, навязывая Ему свои условия (см. Исх 17:1–7); то же ниже в этом стихе. 1216 6:17 Или: свидетельств; то же в ст. 20. 1217 6:25 Друг. возм. пер.: и мы будем правы; букв.: праведность будет нам – праведность, обретенная посредством послушания, была не основанием или причиной, а следствием избавления израильтян (ср. Откр 19:8). 1218 7:2 О заклятии см. примеч. к 2:34. 1219 7:5 Или: столбы Ашеры; букв.: на куски изрубите их ашеры; см. примеч. к Исх 34:13. 1220 а 7:8 Или: выкупив. 1221 б 7:8 Букв.: из дома рабства. 1222 7:13 Букв.: благословит плод чрева твоего и плод земли твоей. 1223

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Ibid. Les titres des chapitres. 1211 На виньетках к 30 – 40 главам книги мертвых представлено сражение умершего со змеем, – врагом солнца, с крокодилами и гиппопотамами. Умерший поражает их копьем. Das Todtenbuch v. Lepsius. S. XVI – XIX. 1212 Душа умершего просит снисхождения у этих «князей страны двойного правосудия» и молит об очищения. Rit. funeraire. Chap. XVII, 21. 1213 Todtenbuch. v. Lepsius, C. 125 (рисунок S. L). Душа умершего, в виде ласточки, присутствует при этом и наблюдает за весами, на которых сердце. 1216 Принимает форму бога Фта, делается Атум. «Я стал Тум», говорит о себе умерший. «Отступите перед силой Озириса (то есть умершего) оправданного. Он стал сама Изида. Он произвел Ker и An (Гелиополь)». Оправданный приравнивается, таким образом, по преимуществу, к богам Гелиополя, т. е. к солнцу в его постоянно возобновляющейся жизни. Он представляется под эмблемой светоносного льва, – символ возобновления или рождения года. 1220 Ibid. 27 – 28. Пожиратель изображен извергающим пожранного в своих экскрементах. Имена, усвояемые ему, значат: «мучитель, кинжал». На виньетке он представлен с хвостом, вооруженным мечами, vers. 28. 1222 На виньетке к 126 гл. книги мертвых представлены 4 гения, назначенные для этой очистительной деятельности. 1229 Выход из первого пребывания в Аменти к этим полям блаженных – защищался духами Сета, которые сторожили нечестивых, увлекая их в свою область (ад). Иначе эти ворота называются еще «извилиной в Аменти», которую охраняет Raba, т. е. Сет-Тифон. Rit. funer. Chap. XVII, 28. 1231 Жилище Озириса указывается в Sahou-Orion; там же должно быть и жилище блаженных душ и эти поля Аанру, т. е. в сфере неподвижных звезд, по египетскому воззрению. 1232 Rituel funeraire. Chap. XVII, vers 22, 34. The Alabaster Sarcophagus of Oimenepthah. London. 1864. См. у Бругша – в Gräberwelt. S. 46. 1234 Согласно с этим, некоторые из позднейших греческих писателей говорят также, что души умерших, по египетскому вероучению, после продолжительного странствования по светилам и наслаждения блаженством, восходят по млечному пути к верховному божеству – Амун-Кнеф, с которым и соединяются на веки.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Война продолжалась, но была неудачна для болгар. В октябре 1212 г. Борил потерпел очередное поражение от латинян, которым помогал Алексей Слава, государь «Великой Влахии». Борилу оставалось только просить мира и предложить Генриху Фландрскому в жены свою дочь Марию, девушку необычайной красоты. Свадьба состоялась в октябре 1213 г., и этот союз упрочил отношения болгар с латинянами. Более того, мудрый Генрих начал переговоры с Феодором Ласкарисом о женитьбе на том своей племянницы, а другую родственницу выдал замуж за короля Андраша II Венгерского. К этому моменту выяснилось, что Болгаро-греческий союз – миф. Болгары полагали в византийцах лишь своих заклятых врагов, которыми они могли править, но не дружить. В свою очередь греки увидели в Никейском императоре своего мессию-освободителя от ненавистных латинян. После того как их интересы с византийцами разошлись, болгары стали надежными союзниками французов и вместе отправились на войну с сербами, не так давно поддержавшими Стреза при нападении на Фессалоники. Особых успехов эта война не имела, и вскоре вылилась в затяжной спор из-за границ между венграми, болгарами и сербами. Смерть в 1216 г. Генриха Фландрского – лучшего из Латинских императоров, лишила Борила могучего союзника и привела к скорому прекращению его царствования 32 . Глава 2. Феодор I Ласкарис и Никейская империя Говоря словами современника, после взятия латинянами Константинополя вся Византийская империя распалась на части, «как некогда Израиль и Иудея. Одна часть держалась одного вождя, другая – склонялась на сторону другого. Даже когда пробуждалось в народе чувство некоторого рода дружественной связи, то оно выражалось не в том, чтобы все одушевились одной мыслью об обороне отечества, но единственно одними толками об избрании нового царя» 33 . Но, как вскоре выяснилось, византийский дух еще не иссяк и теперь медленно, но верно пробивал себе дорогу через руины, в которые крестоносцы превратили великолепную Византию. Хотя предыдущие императоры своими поступками и образом жизни во многом скомпрометировали царскую идею, но на фоне того, что творили латиняне с Римским государством, многое было прощено и забыто. «Все грехи дома Ангелов, весь глубокий вред царского абсолютизма бледнели в глазах греков перед страшным впечатлением громадного несчастья, обрушившегося на древнее Византийское царство после кровавых апрельских дней 1204 г.» 34 Оставалось лишь найти человека, которому по силам будет объединить разрозненный великий народ, пребывавший, как некогда израильтяне, в изгнании. И им стал великий Феодор I Ласкарис (1204–1222), о трудах и подвигах которого у нас пойдет речь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вся филоновская психология построяется по дуалистическому методу платонизма 1204 и применяет его в антропологии 1205 с жестокой неумолимостью. 1206 В этом заключается посрамление для всяких генетических притязаний. Мы пространно говорили по отмеченным вопросам и здесь может ограничиться краткими и категорическими тезисами. Прежде всего, Апостол языков никогда и совсем не был дуалистом 1207 и напрасно объявляется таковым, 1208 поскольку греховны не телесные пожелания, но возобновление их. 1209 Следовательно, виновен тут сам духовно – волящий субъект, 1210 почему плоть греховна в падшем человечестве по причине падения, 1211 а не по природе, 1212 и не бывает для него без исходной тюрьмой. 1213 С этой стороны трудно не согласиться с прекрасным приговором, что у св. Павла мы имеем Евангелие столько же тела, сколько и духа. 1214 Психологические аналогии с филонизмом не могут простираться дальше фразы, 1215 да и то с большим сомнением, раз касательно кардинального понятия благовестник прямо устраняется эллинистически – филоновские стихии. 1216 По связи с телесностью самобытно должна освещаться, конечно, и духовность, откуда вырастает скептическое подозрение даже касательно известности Апостолу соответствующих теософических воззрений. 1217 Бесспорно, что апостольская психология совершенно отлична 1218 и необъяснима из филоновской. 1219 При таких условиях неизбежен контраст и в обрисовке фактических предварений христианского искупления. Последнее предполагает, что люди согрешили и не могут самостоятельно возвратить себе утраченную чистоту, но желают и способны усвоять ее в качестве божественного дара. Совсем иначе думал Филон. Для него грех был эссенциальным свойством материальной плотяности, и в ее восприятии было все падение прародителей. Змей – искуситель олицетворяет собой чувственное пожелание, 1220 вызвавшее собой телесное облечение со всеми греховными функциями. Ясно, что тут нет ни первобытной невиновности, ни диавола – соблазнителя, ни первородного греха. 1221 Но телесность необходима для нашего земного существования 1222 и везде бывает одинаковой. 1223 Этим прямо утверждается, 1224 что все люди греховны с неустранимостью, которая удостоверяет этическую индифферентность, упраздняя всякое различие между добром и злом. 1225

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Ещё многочисленнее агиографические данные, относительно земельных владений византийских монастырей, которые, благодаря им, являлись настоящими благоустроенными поместьями, с весьма хорошо налаженной хозяйственной жизнью. Всякое основание монастыря сопровождалось «земельными дарениями» ему, причём, писалась грамота на «вечное и полное владение» жертвуемыми землями, и лежавшими на них платежами и повинностями 1213 . Особенно богато одарялись земельными угодьями монастыри, основанные благочестивыми царями и царицами 1214 , причём, они обычно наделяли эти монастыри, всякого рода, иммунитетами, изъятиями из общегосударственных налогов 1215 . Идея финансовая иммунитета монастыря и церкви, до такой степени была крепка в сознании духовенства и монашества, что всякое покушение на него рассматривалось, как тяжёлый грех . В Неофитовых житиях кипрских свв. есть интересный рассказ о том, как пр. Аркадий, из-за гроба, наказал нечестивых «геометров» и «зоометров», вздумавших ради целей фиска произвести измерение монастырской земли, и подсчёте монастырских стад 1216 . Раз будучи основаны и снабжены земельными владениями, монастыри впоследствии всеми силами приумножали свои недвижимые богатства. С одной стороны, благочестивые окрестные землевладельцы массами жертвовали или отказывали по наследству монастырям земельные участки 1217 , с другой, сами монастыри не упускали случая округлить свои владения, покупкой того или иного поля, луга, виноградника или леса 1218 . В житии пр. Христодула Патмосского описан, наконец, случай мены монастырём владений, принадлежавших ему на о. Косе, на о. Патмос, выпрошенный Христодулом у им. Алексея Комнина 1219 . Не удивительно, поэтому, что при значительной численности своего монашеского населения, доходившей порою до целых тысячей иноков 1220 , монастыри Византии, столь обильно обеспеченные землями, являлись порой или настоящими городками, или системами поселений-метохиев, группировавшихся около центральной обители 1221 . Во все времена византийские монастыри обносились стенами, делавшими из них своего рода крепостцы (καστλλια), около которых ютилось окрестное население, и в которые оно спасалось во время варварских набегов 1222 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

За свечным ящиком сидела бабушка. " Пенсия 18 лари (9 долларов). Да и дают раз в три месяца. Раньше хватало к детям на Украину съездить, а теперь на хлеб нет " . Люди простые, как и в русских деревнях, живут воспоминаниями о былом советском благополучии. От материальной стороны жизни грузин потрясению моему не было предела – действительно, нет света и не течет теплая вода из крана. Будто смерч войны пронесся по стране, опустошивший дома, заводы, предприятия, выбивший стекла и двери сорвавший с петлей; курортные места, пансионаты, санатории, гостиницы предлагают воспоминания о своем былом уюте разве что паукам да летучим мышам. Если бы я своими глазами не видела в этих краях 15 лет назад изобилия благ и роскоши, то не поверила, что столь крутые повороты может делать жизнь на своем пути. Цугругашени (1213-1222). Находится в Болнисском районе, в 2 км от Болнисского Сиона. В плане прямоугольной формы с куполом из тесанных камней золотистых, желтых, коричневых и голубых оттенков. Барабан купола украшен двойным орнаментированным карнизом, фасады декорированы двойными окнами, треуголными нишами и крестами. В постройке угадывается почерк двух мастеров – изящно украшенные купол и окно южного фасада и сухость всего остального. 26 мая. Кахетия: Ниноцминда. Гурджиани. Кахетия – это район восточной Грузии, центр виноделия. Здесь изготавливают Цинандали, Мукузани, Гурджаани. Но в Грузии обычно покупаешь самодельное дешевое вино в баллончиках из под пепси-колы и т.п. и поэтому название не знаешь. Я помню меру своего изумления, когда в Москве в винном магазине я увидела на этикетках вин весь наш маршрут: Вазисубани, Кинцвиси, Гурждаани. После нашествия арабов в середине VII в., культурное развитие сместилось из столицы и центральной провинции Картлии в периферийные районы – Абхазию, Джванетию, Тао, Кларджетию, Кахетию. Памятники Кахетии отличаются суровостью форм и безразличием к декору, строили из булыжника, другого материала не было. Памятники Кахетии датированы плохо, потому что мало археологического материала. Преимущественно это трехцерковные базилики, зальные церкви.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

О сыне царицы Русудан Давиде, отправленном в Каракорум к хану для утверждения его царем, долго не было никаких известий. В связи с этим часть мтавари привезла из Румского султаната другого царевича Давида, внебрачного сына предшественника Русудан, царя Лаша-Гиорги (1213—1222), сына царя царей Тамар. Великий хан Гуюк-хан, действовавший согласно монгольскому праву, не различавшему законных и незаконных детей, утвердил царями сразу обоих кандидатов. Сына Лаша-Гиорги, как более старшего, назначили старшим правителем, а сына царицы Русудан — его подчиненным. Соответственно, первого стали называть Давидом Улу (старшим), а второго — Давидом Нарином (младшим). После антимонгольского восстания 1259 г. во главе с Давидом VI Нарином он был вынужден перейти в неподконтрольную монголам Западную Грузию, где и был провозглашен царем» [xlii] . С 1259 г. по 1330 г. страна ведет с монголами постоянные войны за независимость. В этот период намечается будущий раздел страны. « После того как восставший против ильханов Давид, сын Русуданы, обосновался в Кутаиси, а Давид, сын Георгия, вынужден был заключить соглашение с ханом (1264 г.), разделение Грузии на два царства стало фактом. Западная Грузия больше не подчинялась монголам» [xliii] . Кратковременное ослабление власти монголов в период правления царя Георгия V Блистательного (1314–1346) позволило последнему укрепить страну и восстановить ее в границах 1220 г. Однако восемь вторжений Тамерлана (Тимура) с 1386 по 1403 гг. окончательно истощили экономику страны и приблизили ее распад. В этот кровопролитный период везде, куда только попадали монголы, уничтожались ценнейшие письменные и архитектурные памятники культуры Закавказья. Но трагедии культурной сопутствовала трагедия церковная. « Завоеватели провозгласили мусульманскую религию своим знаменем и объявили борьбу против землевладельцев-христиан богоугодным делом. Тимур был последовательным проводником такой политики» [xliv] . 1.2.2. Ослабление Византии Другой важной внешней причиной распада государства абхазов и картвелов было ослабление союзной Византии.

http://bogoslov.ru/article/4875748

Огромное разнообразие рукописей и широкая география их происхождения делают Ватиканскую библиотеку «библиотекой библиотек» (bibliotheca bibliothecarum) 1210 . Из других известных в мире библиотечных фондов отметим Амброзианскую библиотеку в Милане 1211 , библиотеку Св. Марка в Венеции 1212 , Медицейскую библиотеку во Флоренции (Флорентийская национальная библиотека) 1213 , ряд других итальянских хранилищ 1214 , французскую Национальную библиотеку, где содержится до 250 тыс. рукописей и свыше 13 млн. печатных документов 1215 , и иные французские собрания 1216 ; Национальную центральную библиотеку Рима (84 тыс. манускриптов, 2 тыс. инкунабулов), книгохранилища Эскуриала и иные библиотеки Испании 1217 , Королевскую к университетскую библиотеки в Копенгагене 1218 , крупные хранилища Великобритании: библиотеку Британского музея (свыше 327 тыс. манускриптов) 1219 , Бодлеианскую библиотеку в Оксфорде 1220 , библиотечные фонды в Кембридже 1221 и др. 1222 , Австрийскую Национальную библиотеку в Вене 1223 , ряд немецких собраний 1224 , коллекции в Египте 1225 и многие другие 1226 хранилища Европы 1227 и Америки 1228 . Из римских архивов , к которым имеют доступ современные исследователи, отметим архив Папского Восточного института, Тайный (Секретный) архив Ватикана, Римский архив Общества Иисуса, архив Конгрегации по распространению веры, архив Папского Грегорианского института, Архив варнавитов, Архив генеральной курии ассумпционистов, Архив Греческой коллегии Св. Афанасия, архив Ассоциации итальянского Средневековья, Исторический архив Министерства иностранных дел Италии и др. Из европейских архивов ценные историко–церковные материалы содержатся также во французском Национальном архиве (Париж), Славянской библиотеке (в 2002 г. ее фонды переданы в Лион), архивах Министерства иностранных дел Франции (Париж), Публичном архиве записей (Лондон), Государственном архиве Австрии (Вена) и др. § 2. Греческие архивы и библиотеки Греческие архивы и библиотеки содержат много интересной и уникальной информации по истории Церкви. Для ориентации по рукописным и книжным собраниям этой страны стоит обратить внимание на весьма обширную общую литературу по данной сфере. Очень полезны общегреческие указатели рукописей и печатных изданий 1229 . Такие каталоги есть по отдельным периодам 1230 , историческим персоналиям 1231 и библиотекам 1232 . Публикуются описания рукописей монастырей 1233 , церквей 1234 , епархий 1235 и учебных заведений разного уровня 1236 и др. 1237 Издаются специальные каталоги по некоторым научным отраслям, в том числе по богословию и церковной истории 1238 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010