Известны несколько настоятелей И. м. этого периода: Евгений (1-я четв. XII в.), Иосиф (приблизительно 1108), Иоанн III (Калакала; до сер. XII в.), Михаил (сер. XII в.), Иоанн IV (3-я четв. XII в.), Василий (3-я четв. XII в.), Георгий V (1169), Павел (март 1170-1183/84), Георгий VI (1183/84), Макарий (кон. XII в.), но о них сохранились весьма скудные сведения. Иоанн III (Калакала) дал указание экклисиарху Иоанну (Таплаисдзе) собрать разрозненные записи «Книги агап» и переписать их «по порядку», в соответствии с церковным календарем. Были оставлены свободные места, иногда целые страницы, для внесения записей, к-рыми впосл. пополнялась «Книга агап» (НЦРГ. А 558), 1-ю редакцию к-рой в 1074 г., во время настоятельства прп. Георгия Олтисари, составил Микаел Дагалисонели. В поминальной записи 165 «Книги агап» (Lefort. 1990. Vol. 2. P. 10-11) имеются обширные сведения о настоятеле И. м. Павле, к-рый 8 месяцев собирал пожертвования в К-поле и смог выплатить все долги, а также получил грамоты, закрепившие владения мон-ря. Во время его игуменства была воздвигнута и расписана ц. Пресв. Богородицы Портаитиссы, выстроены большая башня в И. м. и келлии в Карее, увеличена ограда И. м., приобретен мон-рь Каниск (το Κανισκ), в Волве основано подворье и выстроены церковь и 2-колесная мельница, проведены хозяйственные работы во владениях И. м.: в Радоливе, Довровикии, Мелитзиане, Волве, на подворье св. Варвары в Писоне на п-ове Халкидики, в Каламокопии близ Фессалоники, в Фессалонике и др. В описи И. м. 1183/84 г. (поминальная запись 158 - Ibid. P. 10) отражено хорошее состояние обители, которая владела значительным движимым и недвижимым имуществом. Преемником Павла стал эконом Георгий VI; в поминальной записи 158 описан процесс его выборов: уходящий настоятель назвал кандидата, «собрание всего братства» утвердило его. В 1197 г. на Афон прибыли серб. кор. Стефан Неманя (св. Симеон) и его сын, буд. свт. Савва I, в т. ч. они побывали в И. м. и «сделали пожертвования монастырю», а также дали по золоту «каждому брату» (Ibid. P. 41).

http://isihazm.ru/?id=748

Последнее известное нам упоминание о епархии Белгородской относится к 1231г. Она прекратила своё существование, нет сомнения, в нашествие Монголов. Составлял ли епархию Белгородскую один только Белгород со своим весьма малым уездом или принадлежало к ней ещё что-нибудь, остаётся нам неизвестным. [Из «Дополнения и поправки»: О предположении, что св. Владимиром назначена была в епархии епископу Белгородскому область Древлянская (обнимавшая восточную половину нынешней губернии Волынской по реку Горынь на западе и южную часть нынешней губернии Минской по р. Припять на севере), см. выше: «Когда те же Никоновская летопись и Степенная книга сообщают, что к Владимиру пришло на службу и приняло у него православное христианство некоторое количество Болгарских и Печенежских князей (первая – I, 95 и 103 вторая – I, 149)… " ] Кафедральная церковь епископов Белгородских была во имя святых Апостолов. До 1197 года она была деревянная, а в этом последнем году на месте деревянной князь Рюрик Ростиславич создал каменную, о которой летописец говорит, что высотой и величеством и прочим украшением она была вдив (на диво) удобрена 1284 . 3. Епархия Владимиро-Волынская. Владимир Волынский, находящийся на самой западной границе нынешней Волынской губернии, на меже с древней северной Галицией, составляющей ныне Люблинскую губернию бывшего царства Польского (на реке или речке Луге, впадающей справа в Западный Буг). Как необходимо заключать от имени, или совсем вновь был основан, или, по крайней мере, из селения возведён в город св. Владимиром. При жизни Владимира удельное княжество Владимиро-Волынское составляли – во-первых, собственная область Волынская без Древлянской, которая имела своего особого князя. Во-вторых, сейчас помянутая древняя Галиция или Червонная Русь. После смерти Владимира (и вслед за ним Святослава Древлянского, убитого Святополком) его составляли до 1084–1086г. область Волынско-Деревлянская с Червонной Русью, а с помянутого года одна первая, ибо Червонная Русь образовала из себя особый удел.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Ин.12:7 . Рече же Иисус: не дейте ея, да в день погребения моего соблюдет е: «Не дейте ея» φες ατν; omitte eam; яснее и точнее в русском переводе: оставьте ее (не беспокойте ее, не смущайте ее) 1196 . «В день погребения Моего соблюдет е» (миро): τηρση ατ; aservavit istud», т. е. сберегла она (это миро) на день погребения Моего. Место это трудно и не всеми одинаково понимается. Некоторые думают, что сбережено было миро от погребения Лазаря; другие полагают, что Мария по слову Господа не все миро вылила на ноги Господа, а сохранила некоторую часть его и позже употребила действительно при погребении Господа Иосифом. Но нам кажется, что не следует упускать из виду слова Господа, записанные у Евангелиста Матфея ( Мф. 26:12 ): «возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению». Посему мы думаем, что прямой смысл читаемых в настоящем месте слов Евангелия от Иоанна есть тот, что деяние Марии, хотя совершенное во время трапезы в Вифании, есть деяние погребальное, и что Господь принимает теперь от нее это помазание, как бы совершенное тогда, когда оное действительно будет нужно. Это было действие пророческое, внушенное Марии свыше, а посему: «где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире сказано будет в память ее и о том, что она сделала» ( Мф. 26:13 ; Мк. 14:9 ). У Мк. 16есть указание, что некоторые жены купили ароматы после погребения Господня, чтобы идти помазать Его; у Лк. 23:55–56 и 24:1–2 указано, что некие женщины приготовили благовония и масти и в первый день недели, неся приготовленные ароматы, шли ко гробу, но нашли камень отваленным от гроба. Посему мы не видим вторичного помазания Господа женами после погребения, ибо в первых трех Евангелиях только говорится, что Иосиф обвил пречистое тело плащаницею; в Евангелии Иоанна прибавлено, что Никодим, принес состав из смирны и алоя, но по-видимому женщины только присутствовали при этом погребении 1197 , но не принимали в нем участия. Поэтому нет основания предполагать, что Мария в Вифании соблюла остаток мира до погребения, ибо жены не имели случая послужить Господу своими ароматами, так как воскресение Господа совершилось прежде, чем они пришли ко гробу: посему выражение 7-го стиха означает только что ранее вечери во Вифании Мария приготовила миро для совершаемого ею ныне действия.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

пластичность, но не разрушают его плоскость, сохраняющую самостоятельное значение. В посл. четв. XIV в. готика переживала расцвет в искусстве И. Заметная интернационализация вкусов, свойственная европ. художественной культуре 2-й пол. XIV в., создала для этого благоприятные условия. Но готическое влияние, отчетливо заметное в изобразительном искусстве, в архитектуре (особенно это касается Центр. Италии) было значительно ослаблено замедлением строительной деятельности из-за экономического спада, последовавшего за эпидемией чумы 1348 г. Наиболее ранние черты готики в архитектуре храмов И. связаны со строительной деятельностью цистерцианского ордена. В обл. Лацио, южнее Рима, почти одновременно возводятся церкви аббатств Фоссанова (между 1163 и 1187-1208) и Касамари (1203-1217), в плане, объемно-пространственном и стилистическом решении близко воспроизводящие образец - церковь аббатства в Сито в Бургундии, к-рая, как и др. цистерцианские памятники того периода, представляет собой образец т. н. упрощенной готики. Каждая из этих церквей имеет 3 нефа, перекрытые крестовыми сводами, ярко выраженный трансепт, прямоугольный хор, фланкированный маленькими, квадратными в плане капеллами, квадратное в плане средокрестие, прямоугольные, вытянутые поперек травеи центрального нефа и сравнительно неглубокие травеи боковых нефов. Нефы разделены довольно тонкими пилонами с приставленными к ним полуколоннами. В Фоссанове крестовые своды центрального нефа не имеют нервюр, тогда как в Касамари использованы нервюрные своды. Аналогичный план, умеренная высота сводов, почти полное отсутствие декора характерны и для главных церквей др. цистерцианских аббатств: Сан-Гальгано близ Сиены (1218-1262, освящена в 1288; руинирована; в строительстве предположительно принимали участие мастера из Касамари ( Argan. 1937. P. 16)), Санта-Мария-Арабона (обл. Абруццо; 1197-1208), аббатств Кьяравалле-делла-Коломба (близ Фиденцы, обл. Эмилия-Романья; после 1145 - нач. XIII в.), Санта-Мария-ин-Кастаньола в Кьяравалле (близ Анконы, обл. Марке; после 1147-1172) и ок. десятка др. церквей. Храм крупнейшего в Ломбардии цистерцианского аббатства в Кьяравалле близ Милана (между 1150 и 1160-1221), начало строительства которого относится к романскому периоду, имеет отличия: расположение травей в главном и боковых нефах демонстрирует верность т. н. романской связной системе (одной травее центрального нефа соответствуют 2 травеи в боковых нефах), а средокрестие венчает высокая башня.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Кажется, не успел сомкнуть свои глаза великий Апостол, как они выступили. Тяжелую картину борьбы христиан малоазийских с этими „волками“ пришлось наблюдать св. Ап. Иоанну. Он видел, как злые волки постепенно выступали со своей новой проповедью, как число их увеличивалось с каждым днем и как они с большею и большею силою устремлялись на Церковь , желая поколебать, разрушить основание её. Вот что пишет сам Апостол об этом времени. „Много лжепророков появилось в мире“ 1189 , „многие обольстители пришли в мир“ 1190 , и „духи лестчи“ 1191 , „появилось много антихристов“ 1192 . Вспоминает он о людях, которые „вышли от нас, но не были наши“ 1193 . Некоторые из них выдавали себя за Апостолов 1194 . Новые проповедники ходят из дома в дом, из города в город. Один из этих обольстителей, Керинф, по свидетельству св. Епифания, обошел Целую Азию, проповедуя свое учение 1195 . И сильно было влияние их на христиан. Многие из них принимали этих лжеучителей с лаской и усердием в свои домы. „Они от мира, поэтому и говорят по-мирски, и мир слушает их“. Лжеучители находили учеников среди христиан во многих больших городах. Они оказали некоторую долю влияния даже на строй каждой из семи малоазийских церквей 1196 . Кто же эти обольстители и что они проповедовали? В своих писаниях Ап. Иоанн нигде не называет по имени многочисленных „обольстителей“, с которыми ему приходилось часто встречаться. Нет у него даже и ясных определенных указаний на них. Выражения, которыми он характеризует их, довольно общи, чтобы на основании их делать верные и бесспорные заключения. На долю изучающего Св. Писание остаются одни только догадки. Вот почему так разноречивы мнения ученых относительно еретиков, обличаемых Ап. Иоанном. По мнению одних здесь обличаются вообще еретики гностического происхождения: докеты 1197 , Керинф 1198 , Василид 1199 , Сатурнин и Карпократ 1200 , ессейские евиониты 1201 . По мнению других 1202 , здесь разумеются еретики второго века: Маркион, Валентин и многие другие гностики, докеты и антиномисты 1203 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

1196 B предисловии на послание к римлянам св. Иоанн Златоуст говорил: «Я скорблю и сокрушаюсь тем, что не все знают этого мужа так, как должно знать, а некоторые находятся в таком неведении, что не знают ясно и числа его посланий». (См.: Св. Иоанн Златоуст . Предисловие к беседам на Послание к Римлянам/Творения. Т. 9. Кн. 2. С. 484.) 1197 Сократ не сообщает о том, что Прокл был келейником св. Иоанна Златоуста . Напротив, он говорит, что Прокл был секретарем епископа Аттика и сделал на этой должности большие успехи, так что Аттик вскоре возвел его в диаконский, а затем и в пресвитерский сан. (См.: Сократ. Указ. соч. С. 304.) 1198 Это утверждение, в отличие от многих других, содержащихся в «Житии», согласуется со словами Палладия о необходимости анонимных обличений. «Если бы обвинения были произнесены частным образом в присутствии слуг, друзей или ближних, перед которыми трудно краснеть, равным образом был бы виноват говорящий дерзновенно, не узнав ни времени, ни места. Если же в церкви, подобно тому как на рынке, существуют похвалы для исправляющихся и порицания для нерадивых, почему мы сердимся на обвинения, обращенные к нам анонимно и для пользы?» (См.: Палладий Еленопольский . Диалог.../Наст. изд. С. 151.) То обстоятельство, что в одном литературном памятнике существуют противоречащие друг другу позиции, говорит о том, что агиограф опирался на различные источники, не всегда согласующиеся друг с другом. 1199 Этот патриций не известен по другим источникам. Вероятно, он либо вымышлен самим агиографом, либо он почерпнул сведения о нем из народных сказаний. (См.: Douze récits... P. 148, n. 41.) 1200 Силенциарий – одна из придворных должностей в Византийской империи. (См.: История Византии. Т. 1. С. 209.) 1203 Со слов «пока он был недоволен клиром» и до слов «нерасположение к нему воспламенилось еще больше» – заимствование им «Церковной истории» Сократа. (См.: Сократ. Указ. соч. С. 243.) 1204 Со слов «возненавидевших его пастырей» и до слов «некоторых других царедворцев» – заимствование из «Диалога» Палладия. (См.: Палладий Еленопольский . Диалог.../Наст. изд. С. 78.) У Палладия – «мыслями наемных пастырей».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

– М.: Тип. Снегиревой, Ценз. 1893. – 28 с. – Библиогр. в конце текста. 1193 . О необходимости братского союза любителей Библейской археологии и древней иконографии//Радость христианина. –1894. – Кн. 1. – С. 34–43. 1194 . О признаках действия Духа Божия в нас//Радость христианина. – 1898. – Кн. 5. – С. 451–460. 1195 . О призывании Святых в молитвах наших: Из писем истинного друга. – Псков, 1869. 1196 . О развитии и образовании сердца: По поводу статьи «Детской помощи» о законоучительстве. – М.: Тип. Снегиревых, 1887.– 15 с. 1197 . О религиозном чувстве: Публичное богословское чтение 19 марта 1901 г. в Москве в зале Синодального училища церковного пения. – М., 1901. – 25 с. – Отт. из: Радость христианина. – 1901. 1198 . О религиозном чувстве: Слово над гробом воспитанника Константиновского межевого института В.М. Плетнева (10 дек. 1896 г.). – М.: Унив. тип., 1897. – 16 с. 1199 . О святом деле научения и воспитания: Слово на погребение инспектора Константиновского межевого института A.M. Ла-мовского. – М., 1894. 1200 . О смирении и скромности как основных качествах христианской души: Воспитывающимся в учебных заведениях. – М., 1893. 1201 . О спасительном действии Духа Святаго на душу христианина при чтении Слова Божия//Радость христианина. – 1893. – Кн. 9. – С. 80–90. 1202 . О тайне благодатного света молитвы//Радость христианина. – 1894. – Кн. 8. – С. 391–395. 1203 . О тайне служения Иисуса Христа как Божественного Учителя: Публичное богословское чтение 13 марта 1897 г. – М.: Печатня Снегиревой, Ценз. 1898. – 30 с. – Отт. из: Радость христианина. – 1898. 1204 . О хранении сердца: Прощальный завет законоучителя. – М.: Тип. Борисенко, 1903. – 8 с. – Отт. из: Вера и Церковь . 1205 . Об изучении Библии: Исторические свидетельства в хронологическом порядке. – Киев: Тип. Давиденко, 1875. – 18 с. – Из: Воскрес, чтение. – 1875. 1206 . Об учителе как высоком общественном деятеле: Слово пред отпеванием учителя словесности С.А. Варшера, произнесенное священником А. Полотебновым 11 марта 1889 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1192 . Павлова А. Т. Учение о мире в писаниях преподобного Силуана Афонского //Истор. вестник. 2000. 1(5). 69–78. же: ПсиС 9 .1194). 76–94. 1193 . Преподобный Силуан Афонский . Блаженный старец архимандрит Софроний (Сахаров) .//ПСиС 9 .1194). 247–265. [Собр. кратких фрагм. с мемуарными свидетельствами и отзывами о преп. Силуане и архим. Софронии]. 1194 . Преподобный Силуан и его ученик архимандрит Софроний. По материалам «Силуановских чтений» (сборник). Клин 2001. 271. [ПсиС]. 1195 . Самарина Л. Старец Софроний//Правосл. Санкт-Петербург. 1996. 6. 4. 1196 . Серафим (Томин), схиархим. Глава преподобного Силуана Афонского //Христианос. Рига 1991. 1. 77–88. 1197 . Сержантов И. Б. Общение временного с вечным по свидетельству архимандрита Софрония (Сахарова) //ПСиС 9 .1194). 194–212. 1198 . Симеон (Коссек), игумен. Смех старца//АО 1995. 2(5). 186–188. 1199 . Флоровский Георгий , прот. Старец Силуан (1866–1938) (Предисловие к книге)//АО 1998. 1(15). 122–124. 1200 . Ходанов Михаил, свящ. «Видеть Бога как Он есть» архимандрита Софрония (Сахарова) в свете святоотеческой традиции//Духовный мир. Сергиев Посад 1996. 2. 56–70. 1201 . Чаковская Л. Ассоциация преподобного Силуана Афонского //АО 1995. 2(5). 185–189. 1202 . Чапнин С. Духовное наследие схиархимандрита Софрония (Сахарова) (интервью с архимандритом Кириллом (Аконом))//ЖМП 1996. 4–5. 45–46. 1203 . Четки старца Силуана: Память 24 сентября//Правосл. Санкт-Петербург. 1999. 75. 1204 . Эггер М. Свидетель света/Пер. с фр., вступ. заметка Петрова В.//Встреча. Сергиев Посад 1997. 1(4). 40–43. [Пер. предисл. к кн.: Sophrony, archim. De Vie et d’Esprit. Aphorismes spirituels. 2 Lausanne 1993 (см. 9 .1157)]. 1205 . Barsotti D. Le starets Silouane du Mont Athos//Le Christianisme russe, Église vivante. Tournai 1963. 169–184. 1206 . Baudry E. Silouane du mont Athos. Brépols 1992. 100. 1207 . Beta K. Eine Flamme erfüllte sein Herz. Das Leben des Starez Siluan auf dem Athos. Wien 1987. 102, ill. пер.: Een vlam vervulde zijn hart. Het leven van starets Siloean op de Athos. Abdij Bonheiden 1988. 143.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Но германец напрасно надеялся, что этот благородный жест позволит ему рассчитывать на положительное решение другого вопроса – присоединение Сицилии к Германии и принятие закона о наследственном праве членов его семьи на императорское достоинство. Римский папа никак не желал уступать остров, который, согласно прежним договоренностям с норманнами, принадлежал ему. А германские аристократы категорически отказали королю в другой просьбе, согласившись в виде моральной компенсации короновать малолетнего сына Генриха VI Фридриха II (1194–1250). Наконец, в конце 1196 – начале 1197 г. были сформированы две армии, готовые двинуться в поход. Одной предводительствовали герцог Саксонский Бернхард III (1180–1212) и герцог Брабантский Генрих I (1183–1235), другой – архиепископ Майнцский Конрад Виттельсбахский и юный Валеран III (1175–1126), граф Лимбургский. В 1197 г. германцы сели на суда и отправились на Восток 957 . Но их прибытие в Акру 22 сентября 1197 г. не вызвало радости у греческого населения, опасавшегося, что теперь сарацины начнут мстить всем христианам без разбора. Местные латиняне также с тревогой смотрели на попытки немцев, горящих жаждой победы, начать войну с турками, с которыми они сами с таким трудом только-только наладили относительно мирное существование. Эти недовольства мог заглушить голос власти, но, к горькому сожалению, 10 сентября 1197 г. внезапно погиб король Генрих Шампанский, случайно выпавший из окна своего дворца во время приема пизанского посольства. Это была едва ли восполнимая потеря для Латинского Востока – короля все любили и уважали, как мудрого, осторожного и благородного правителя. Чтобы хоть как-то консолидировать крестоносные силы, Римский папа благословил брак вдовствующей королевы Изабеллы с королем Кипра Амори де Лузиньяном. И в январе 1198 г. в Акре брак был заключен – четвертый для Изабеллы в целом и третий, как королевы. Свершилась мечта семейства де Лузиньянов, вернувших себе титул королей Святого города. А 27 сентября 1197 г. от малярии внезапно скончался на Сицилии король Генрих VI. И хотя всего лишь год назад Германия признала королевское достоинство его малолетнего сына Фридриха II, теперь князья выбрали королем Филиппа Швабского (1198–1208), убедив того отказаться от слов присяги, ранее данной племяннику. Но тут же оппозиция с тайного содействия Ричарда Львиное Сердце объявила королем Оттона IV Брауншвейгского (1175–1218), внука Английского короля Генриха II. Таким образом, в Германии одновременно оказалось три (!) монарха. По существу, Западная империя распалась: Италия тут же заявила о своей самостоятельности, в самой Германии области поделились на два лагеря. Римский папа Иннокентий III предпочел на время сделать паузу, не поддержав, но и не отказав в признании ни одной из сторон. О каком Крестовом походе в этих условиях могла идти речь? 958

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Соф. 1197. Л. 141; Редин. 1916. С. 327), взятие Иерихона (РНБ. Соф. 1197. Л. 141 об.; Редин. 1916. С. 333. Рис. 390). Миниатюры, на к-рых представлено устройство небесного мира в символических образах: небо и твердь всего мира - «Царство Небесное» в виде синего «куба»-ларца с огненными колесами на «крышке» и медальоном с образом Ветхого денми (РНБ. Соф. 1197. Л. 98 об.; Редин. 1916. С. 150. Рис. 133; Гордиенко. 2001. Табл. XIII),- поражают сочетанием приемов, характерных для вариантов изображения Божества. Огненные крылатые кольца напоминают о композиции «Спас на престоле», насыщенный синий цвет мирового «куба» и сияющие светлые одежды Божественного старца - извод Христа Ветхого денми. Ярусное, обозримое, доступное постижению «Царство Небесное и земное» имеет 4-частное строение - от высших сфер Царства Спасителя и Его небесного воинства к земному миру и миру мертвых, где и ангелы, и живые люди, и даже спеленатые мертвецы и скелеты изображены обращенными к центру, объединенными в прославлении Спасителя, восседающего на престоле (РНБ. Соф. 1197. Л. 278 об.; РНБ. Кир.-Бел. 64/1141. Л. 275; Гордиенко. 2001. С. 176). К числу наиболее выдающихся рукописей по исполнению и убранству следует отнести Годуновскую Псалтирь (1594 г., РНБ. КБ 7/12) из К. Б. м. Эта рукопись - одна из числа созданных в Москве повелением боярина Б. Ф. Годунова и вложенных боярином Д. И. Годуновым «на помин души» в разные храмы и монастыри страны. Она привлекла внимание ученых уже в сер.- 2-й пол. XIX в. ( Шевырев. 1850. Ч. 2. С. 48-51; Геронтий (Кургановский). 1897. С. 92). С. П. Шевырёв опубликовал вкладную надпись, краткую характеристику рукописи и литографированный рисунок к Пс 126. Филиграни рукописи были изучены Н. П. Лихачёвым и используются исследователями русской средневековой книжности ( Лихачев Н. П. Палеографическое значение бумажных водяных знаков. СПб., 1899. С. 183-186. 1957-1959; см. также: Олмстед Х. Кодикологические заметки о рукописных сборниках Максима Грека 399//ТОДРЛ. 1992. Т. 45.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010