Впервые о серьезном противостоянии княжеской (царской) власти и церковной иерархии на Руси говорилось в " Житии преподобнаго Авраамия Смоленскаго» Биографические сведения о святом сохранились только в этом Житии. Время его жизни определяется на основании следующих фактов: в Житии сказано, что святой был поставлен в попы при княжении Мстислава Смоленского (Мстислав Романович), который сидел на Смоленском престоле с 1197 г., а в 1214 г. стал Киевским князем; далее здесь упоминается придворный смоленский храм Михаила архангела, построенный в 1191-1194 гг. (датировка Н. И. Брунова); наконец, один из героев повествования - епископ Игнатий, занявший Смоленскую кафедру после 1197 г., упоминался в Троицкой летописи под 1206 г. ( Карамзин Н. М. «История государства Российского». СПб, 1892, т. 3, с. 48, примеч. 118); Согласно Житию, святой чулдотворец был обвинен духовенством в ересях, в частности, в чтении «глубинных книг»: и вшедъ сотона въ сердца безчинныхъ, въздвиже на нь: и начаша овии клеветати епископу, инии же хулити и досажати, овии еретика нарицати, а инии глаголаху на нь - глубинныя книгы почитаеть, инии же къ женамъ прикладающе, попове же знающе и глаголюще: «Уже наши дЪти вся обратилъ есть»; друзии же пророкомъ нарицающе и ина же многа на нь вЪщания глаголюще, их же блаженый чюжь. При этом князь и епископ вместе с духовенством заняли противоположные позиции: Яко же и бысть; князю бо и властелемъ умягъчи богъ сердце; игуменомъ же и ереомъ, аще бы мощно, жива его пожрети . Собственно, только вмешательство князя сохраняет святому жизнь, после чего в силу вступает уже Божественный Промысел: Ведому же ему на снемъ, явися господь в то время преподобному ЛуцЪ Прусину у церькви честнаго архангела Михаила. Стоящу ему на молитвъ въ 9 часъ, и гласъ бысть ему, глаголющь, яко «се возводять блаженнаго моего угодника на снемъ съ двЪма ученикома, истязати хотять, ты же о немь никако же съблазнися». И глаголаше блаженый Лука на снимающихся на блаженаго Аврамия и на уничижающихъ его: «Много бо бес правды хулящей и уничижають; но да быша грЪси его на мнЪ были! И вы слышасте, яко хотЪша сътворити преже сего не имуще страха божия и тации же безумнии и епископъ и како хотЪша бес правды убити и . В конце концов Игнатий раскаивается и становится почитателем святого. И здесь мы не можем не обратить внимание, что история преп. Авраамия в каком-то смысле архетипически предваряет историю столкновения Царя-Мученика Николая Второго с высшим духовенством в связи с Григорием Ефимовичем Распутиным - но с совершенно противоположным тому, что случилось в ХХ веке, итогом.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

863,538); Мессия и Езекия (I: 250,82. 297,74. 863,538. II: 763,1052. 848. 1266); Мессия и Моисей (I: 401. 854,530. 863,537. II: 1096) Мессия и закон (I: 462,33); Мессия и праведники (I: 403); Мессия и десять колен (I: З90,325)· Мессии два (II: 413,1246). Мессия Давидов–Ефремов–Иосифов (I: 388. 389–390. 391. 394,336. 396,354. 403,385. 406,394. 410 и прим. 409. 853,530. II: 1096. III: 14). Мессия прокаженный (I: 399. 401),–сокровенный–на небе (I: 548,226. 863,535. 876,556). Мессия–не судья (I: 277,200. 868,548. II: 765,1055). Мессия в апокрифической литературе (I: 251–3. 395–6) и в иуд. апокалиптике (I: 850 сл.). Метапсихозис II: 486,303. Метатрон I: 792. 862,537. II: 221. 354. 414,1248. μθαι I: 76. Мефодий патар. II: 599,569. Мидия I: 863,538. Мидраши II: 18. Милостыня в иуд. I: 288,34. Минимы, минеи I: 813,399. II: 412,1246. 429,1 820–1. 849,119. II: 850–1. 871. 1100. 1273. Миссионерская деятельность Ап. Павла среди язычников до его великих путешествий II: 32. μυστριον II: 623. 1164. 1196. Мистерии (II: 997,116. 1147 сл. 1159 сл. 1186 сл.) и предполагаемое их влияние на христианство (у Ап. Павла) в магическом сакраментализме (II: 1170–4) вообще, а в частности в евхаристии (II: 1149. 1160. 1161. 1170. 1171. 1181–6. 1195. 1196. 1197) и в крещении (II: 1149. 1160. 1161. 1170. 1171. 1172. 1173. 1174–5. 1183. 1195. 1196. 1197). Митры культ II: 213. 1148. 1149. 1150. 1151. 1161. 1162. 1165. 1166. 1170. 1171. 1175. 1182. 1187. 1190. 1194. 1196. Михаил Архангел I: 664,76. 687,138. 780,329. 865,540. 869,548. II: 818,52. 819,61. 822,91. Михея пр. книга ΙV 8 (I: 251,87). V, 1 (I: 248,71). V, 3 (I: 394). V, 4 (II: 286,764). VΙ, 8 (II: 162,329). VII, 2 (II: 285,764. Мишна I: 292,56. 596,377. 821,421. 822,423. II: 762,1048. 763,1053. 1238. Мир весь яко бы хотел просветить Ап. Павел еще при жизни своей I: 553,237. Моисей I: 36. 186. 197. 198. 230. 253. 291. 401,375 663,71 849,518 857,534. II: 161,325. 1096. Моисея Вознесения (Assumptio Mosis) и Апокалипсис I: 766,293. 796,366. 802,379. 839,482. 844 сл. 845,502. 505. 846 и пр. 506. 509. 860,536. 862,537. 865,540. 875,555. 878,559. II: 1095. Молитва в иуд. (I: 288. 466,51. 562,267); молитва иуд. (Гамалиила) против христиан – врагов иуд. веры (birkath ha-minim) (I: 166. II: 851. 852. 1273). Молитва Господня II: 704,917. Молитва у Ап. Павла II: 424,1299. 766,1055. μορφ II: 282,758. 284,761. 330,897. Музоний Pyф II: 1023,316. 1025 . Мученики христианские якобы имеют привилегию касательно воскресения и у пр. Исаии (I: 457,16) и у Ап. Павла (I: 546). Мучение грешников II: 613,632. Нагорная беседа II: 997,116. 1088. Наинский отрок I: 27. Нафанаил яко бы есть Ап. Павел II: 886.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Сам католикос является личностью неопределенною. Он был племянник покойного католикоса и, когда умер его дядя, был еще очень молодым человеком. Патриаршествование Григория V было очень кратковременно. «Завистливые епископы, – говорит Киракос, – выдумали ложные предлоги, чтобы предать его царю Леону». Леон заключил его в крепость и приказал разобрать его дело. Не находя достаточного основания к осуждению Григория, царь написал вардапетам и епископам Восточной Армении: «Чего вы хотите от этого человека?» Но прежде чем был получен какой-либо ответ, дело Григория решилось другим путем. Однажды утром за стеной крепости нашли труп Григория с обрывком веревки вокруг туловища. «Говорят, что епископы, его враги, надеясь занять его место, столкнули его со стены», пишет Киракос в своей Истории: «Между ними, говорят, находились Иоанн, позже занявший кафедру, Анания, который был антикатоликосом в Севастии, во владениях греческого султана, и другие в числе шести. Некоторые говорили, что Григорий, желая бежать ночью из крепости, хотел спуститься со стены при помощи тонкой веревки, которая оборвалась, и он, упавши, убился до смерти» 221 . При преемнике Григория V Григории VI Апирате (1195–1202) отношения между греками и армянами были очень враждебны. В 1197 г. случилась снова так называемая ложная пасха (zurazatic), повторявшаяся чрез каждые 95 лет. Греки снова стали преследовать армян, живших в их владениях, и принуждать их праздновать пасху вместе с греческой церковью. По этому случаю Нерсес Лампронский должен был путешествовать к императору (1197) и хлопотать о прекращении преследований. Путешествие кончилось ничем. Эти притеснения со стороны греков еще больше побудили Леона искать покровительства на западе. Он обратился к папе Целестину и римскому императору, испрашивая инвеституру и царскую корону и заявляя, что «желает быть зависимым только от одних франков». Папа и римский император прислали ему царскую корону, а для возложения ее – архиепископа Конрада. При этом со стороны римского престола были заявлены три условия, или требования: 1) праздновать праздники господские и всех святых в дни, на которые они падают; 2) совершать неопустительно моления ночные и дневные, что давно уже было оставлено в Армении из боязни измаильтян, за исключением свят.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Весьма активна была храмоздательная деятельность кн. Андрея Боголюбского. За первые 6 лет его правления были построены каменные храм в честь Рождества Пресв. Богородицы в Боголюбове (ок. 1157/1158) и Успенский собор во Владимире (1158-1160), в 1164 г. освящена Ризоположенская ц. на Золотых воротах, около ворот на княжеском дворе заложен Спасо-Преображенский храм. В пойме у Боголюбова, рядом с устьем р. Нерли, при впадении в Клязьму, в 1165 г. был возведен храм, посвященный новому празднику Покрова Пресв. Богородицы, в память о победоносном походе на волжских булгар. В Боголюбове при кн. Андрее были выстроены церкви во имя мучеников Леонтия и Андрея Стратилата. Золотые ворота с надвратной церковью в честь Положения ризы Пресв. Богородицы во Влахерне. Владимир. 1158–1164 гг. Фотография. Ок. 1893 г. (ГИМ) Золотые ворота с надвратной церковью в честь Положения ризы Пресв. Богородицы во Влахерне. Владимир. 1158–1164 гг. Фотография. Ок. 1893 г. (ГИМ) Ко времени правления св. князя предание относит возникновение мон-ря в Боголюбове (см. Боголюбский в честь Боголюбской иконы Божией Матери (Рождества Богородицы) мон-рь ), Феодоровского мон-ря в вост. предместье Владимира на языческом капище в Яриловой долине. Не исключено, что князь является основателем и Константино-Еленинского мон-ря, упоминаемого в летописи под 1276 г., находившегося в непосредственной близости от Феодоровского. В нач. 70-х гг. XII в. во Владимире существовал Космодамианов мон-рь, игумен к-рого принимал участие в погребении кн. Андрея Боголюбского. Под 1217 г. летопись упоминает во Владимире Вознесенский мон-рь за валом Нового города. При кн. Андрее Юрьевиче Владимиро-Суздальская земля обрела чудотворные Владимирскую и Боголюбскую иконы Божией Матери. Собор во имя вмч. Димитрия Солунского во Владимире 1194–1197 гг. Фотография. 2004 г. Собор во имя вмч. Димитрия Солунского во Владимире 1194–1197 гг. Фотография. 2004 г. Усиление княжеской власти после кратковременной усобицы между преемниками кн. Андрея Юрьевича и политическое возвышение Владимира, особенно в период правления кн.

http://pravenc.ru/text/154964.html

Thus, the construction of the Tsarevets Hill Fortress began in the 12th century AD. The total length of the Tsarevets Hill fortress wall is 1,1 km, and it reaches a height of 10 meters (on top of the natural defenses of the hill’s slopes) and a width of 2.4-3.6 meters. The most vulnerable point of the Tsarevets fortification was the southeast section with its gate; however, it was protected by the so calledBaldwin’s Tower because it is known that after defeating the Crusader knights from the 3rd Crusade in the Battle of Adrianople in 1205 AD, the Bulgarian Tsar Kaloyan captured the Latin Emperor of Constantinople Baldwin of Flanders, and kept him captive in the tower for several months, untilBaldwin’s death. The Baldwin’s Tower was restored in 1933 by Bulgarian archaeologist and architect Alexander Rashenov; the restored Baldwin’s Tower was modeled after the surviving fortress tower in another medieval Bulgarian city, the Cherven Fortress. The medieval church of the Bulgarian Patriarchate is located in the center of the Tsarevets Hill. It is called the Church of the Ascension of God, and was restored in 1981. The church was known as the“mother of all Bulgarian churches”, and was part of a complex with a territory of 2,400 square meters. Right next to it are the ruins of the imperial palace of the monarchs from the Second Bulgarian Empire which had a territory of almost 3,000 square meters. Both the imperial palace and the Patriarchate’s complex were surrounded by fortress walls and protected by towers. Thearchaeological excavations on the Tsarevets Hill have revealed the foundations of a total of 470 residences which housed the high-ranking Bulgarian aristocracy, 23 churches and 4 urban monasteries as well as a medieval inn. In the northern-most point of the Tsarevets Hill there is a high cliff cape known as the Cliff of Executions which in the 12th-14th century AD was used for executingtraitors by throwing them into the canyon of the Yantra River. For some 200 years the medieval Tarnovgrad, also known as Tsarevgrad Tarnov (i.e. the Tsar’s City), together with its fortresses Tsarevets, Trapesitsa, and Momina Krepost (“Maiden’s Fortress”), also known as Devingrad (“Virgins’ Town”), rivaled Constantinople as the most important city in this part of Europe, with some of the most glorious and famous Bulgarian Tsars – Tsar Asen (r. 1190-1195), Tsar Petar (r. 1185-1197), Tsar Kaloyan (r. 1197-1207), Tsar Ivan Asen II (r. 1218-1241), Tsar Konstantin Asen Tih (r. 1257-1277), Tsar Ivaylo (r. 1277-1280), Tsar Todor (Theodore) Svetoslav (r. 1300-1322), Tsar Ivan Alexander (r. 1331-1371), and Tsar Ivan Shishman (r. 1371-1395) – ruling their empire from Tsarevets.

http://pravoslavie.ru/86527.html

87 По соображениям Ив. Дмитриевского («О начале Владимира что на Клязьме»... Спб. 1802, стр. 27), рождение Симона «полагать должно около 1174 года: посвящен он в 1214 г. А как в тогдашнее время не уповательно, чтоб молодые люди производимы были в архиереи, да и ныне редко то случается; то можно думать, что Симон не прежде сорока лет возведен на Епископство»... По Мартынову, «quo anno lucem aspexerit, quove genere sit natus, certo definiri nequit; conjicere tamen fas est cum intra annum 1160 et 1170 primum lucem vidisse, ut ex reliqua vitae serie probabile videbitur» .. (AA. SS. Octob. X, 877). Из жизнеописания св. Симона, помещенного в Печерск. Патерике Иосифа Тризны (л. 265, видно, что· « блаженный симон.., быть черноризець печерского мнтр при архимандрите акнидине, негоже и чинъ восприимь».. 88 См. Иоасаф. Церк.–историч. описание Владимирск. достопамятностей. Владим. 1857; К. Тихонравов. Владимирск. Рождеств. мон. XII в. 1869; Зверинский. Матер, для истор.–топографич. исследования о правосл. мон. в Рос. Имп. Спб. 1892. II, 1120; Голубинский. Ист. р. ц. I–2, 278. Нет ничего невероятного в предположении (AA. SS. Oct. X, 878), что Симон был первым игуменом этого монастыря, т. е. с 1197 г, когда « свщена бысть церкы Рожвство свтое Богородици, юже создалъ вел. кн. Всеволодъ, мсца октбр въ 27 день, на памть свтое мученици Капетолины»... (Лаврент. л. под 1197 г.). Что он был настоятелем этого монастыря в 1206 г. – ясно из летописного рассказа о пострижении его духовной дочери, великой княгини. (Лавр. л. 3, 403). 90 Карамзин. Ист. Гос. Рос. III. 183 (по изд. 1830 г.); Голубинский, Ист. р. д. I–Í, 576. 558. В летоп. Переяславля Суздал. замечено « Володимирци съ кнземъ своимъ Гюрьемъ изгнаша изъ епископства, зане не право творше»... (Времен. IX, 112). 91 Русск. летоп. по Никонову сп. Спб. 1768. Ч. II, 317–8. Ср. Лавр. лет. под 1214 г.; Летоп. Львова. I, 374; Воскресенск. летоп. (Спб. 1793–4), II, 156. 92 Никон, летоп. (II, 335–6): « Кн. вел. Костнтинъ Всеволод. посла на градецъ Радиловъ по брата своего Юрь Всевол., и пришедшу же к нему сотвориста любовь велию меж собою, и одари его много, и епископа его Симона, н кнгиню его, и дти его, и даде сму по своем живот Суздаль н Ср. Лаврент. д. под 1217 г. и Тверск. (П. С. Р. Л. XV, 326).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

В годы правления Балдуина III (1143 (с 1153 единолично) - 1162) и Амори I (1162-1174) И. к. сблизилось с Византийской империей и фатимидским Египтом, но крах последнего привел к подчинению объединившихся Сирии и Египта Салах-ад-Дину , к-рый провозгласил себя султаном. Кор. Балдуин IV Прокаженный (1174-1185), а затем его племянник Балдуин V (1185-1186) могли бы выступить против Салах-ад-Дина, но политика последующих правителей (Ги Лузиньяна и др.) привела И. к. к краху. В 1187 г. Салах-ад-Дин разгромил войско крестоносцев при Хаттине и захватил большую часть королевства, в т. ч. и Иерусалим. В руках крестоносцев оставался лишь порт Тир, откуда Конрад Монферратский начал военную кампанию против мусульман. В ходе 3-го крестового похода (1189-1192), в к-ром приняли участие западноевроп. государи (герм. имп. Фридрих I Барбаросса , франц. кор. Людовик VII, англ. кор. Ричард I Львиное Сердце), христианами были отвоеваны некоторые важные стратегические пункты, в частности Акра. Возникло новое королевство (т. н. Второе И. к.). Оно сохранило прежнее название, несмотря на то что Иерусалим был утрачен (столицей нового гос-ва стала Акра, или Сен-Жан-д " Акр, ныне г. Акко , Израиль). Первый правитель нового гос-ва Конрад Монферратский 24 апр. 1192 г. был убит асассинами (см. Неоисмаилиты ). Его преемники, короли Генрих Шампанский (1192-1197), Амори II Лузиньян (брат Ги Лузиньяна; 1197-1205), стремились защищать границы И. к. Амори II удалось восстановить прибрежную полосу И. к. от Яффы до Бейрута. Преемницей Амори II стала Мария Монферратская (1205-1212; до 1210 правила вместе с регентом Жаном Ибелином). Ее муж Иоанн Бриенний в 1210-1212 гг. как король, а после смерти супруги как регент (1212-1225) при дочери Изабелле (Иоланте) возглавлял военную кампанию в Египте. В 1219 г. ему удалось взять порт Дамиетту (ныне Думьят, Египет) и добиться от султана Египта согласия обменять его на Иерусалим. Сделка не удалась из-за сопротивления папского легата. Чтобы получить помощь с Запада, Иоанн Бриенний выдал дочь Изабеллу замуж за герм.

http://pravenc.ru/text/293802.html

Архиепископ Мартирий, по-видимому, был ревностный строитель св. церквей и приверженец великому князю Всеволоду Владимирскому. Всегда уступчивый и не противящийся народному Вечу, он и был любим новгородцами; и незабвенна память его для Новгорода построением обителей и церквей. Святитель Мартирий, имея усердие и любовь к построению храмов Божиих и святых иноческих обителей, в 1195 году, в мае месяце, соорудил храм Положения Пояса Пресвятой Богородицы на воротах Великого Нова-града, а осенью, в том же году, основал женскую обитель с храмом Воскресения Христова у озера Мячина, на Красной горке. В следующем 1196 году, 13 сентября, владыка Мартирий сам освящал храм в этом монастыре, (который в последствии, в 1750 году, был упразднен). Летописец о сем подвиге святителя говорит так: «Владыка трудился, палимый во время дня зноем, а ночью скорбел, от заботы, как бы окончить и видеть в полной красоте церковь ; и чего желал, то и получил он – царство небесное и радость нескончаемую». И после, почти каждый год своего управления паствою, благочестивый архипастырь Мартирий ознаменовал построением новых храмов. В том же году, усердные два брата Корованковичи, по благословению блаженного Мартирия, основали монастырь на острове Нелезине, в честь святых Афанасия и Кирилла, патриархов александрийских, существующий доселе; и сам он устроил посреди города обитель во имя святителя Николая. В 1197 году, святитель Мартирий имел утешение заложить в Новгороде, в Плотницком конце, храм, во имя святой великомученицы Евфимии Всехвальной, в девичьем монастыре, а расходы по постройке приняла на себя благочестивая боярыня Полюда, жительница Рюрикова Городища. Восседая на Новгородской кафедре, не забыл блаженный Мартирий основанной им обители в городе Старой-Руссе. В январе месяце 1197 года, освящал, он там храм, в честь святого Никифора, патриарха Царя-града. (Как видно из этого, после пожара в монастыре был устроен небольшой придел, во имя сего святителя 2 ). В 1198 году, святой архиепископ Мартирий, на месте сгоревшего деревянного храма (в устроенной им обители в городе Старой-Руссе в 1194 году), приступил к сооружению нового каменного храма. Постройка этого храма, по сказанию новгородского летописца, была начата 21 мая, а окончена 31 июля. Вновь сооруженный святителем Мартирием каменный храм, им самим был и освящен в том же 1198 году, 15 августа, на праздник Успения Пресвятой Богородицы. При освящении этого храма, святой архиепископа Мартирий произнес следующую молитву: «Господи Боже, призри с небесе и виждь, и пости виноград свой и соверши, его-же насади десница Тво, и призри на церковь сию, юже создалъ рабъ твой, архиепископъ Мартирий во им Свтаго Твоего да аще кто помолитс въ церкви сей съ врою, то услыши молитв его и отпусти грхи ему молитвами Пресвты Богородицы и всхъ святыхъ Твоихъ, аминь». Блаженный, говорит новгородский летописец, веселился душою, устроив себе вечную память, а христианам честный монастырь 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобного отца Иоанна (Лествичника) о покаянии и попечением и истиннем, в нем же и о темнице богоугодне святых осужденник, л. 1109–1133. Нач. «Покаяние есть воззвание крещения, покаяние есть залог к Богу второго жития.» О блаженном отце Досифее, ученице святого аввы Дорофея , л. 1131 – 1145 об. Нач. «Блаженный по истине авва Дорофей , иноческое по Бозе житие облобызая.» В той асе день сказание отчасти жития св. Ионы Митрополита Московского и всея России, л. 1146–1197 об. Нач. «Сей святый и великий во святителех Иона бысть родом от мест града Галича, близ предел Казанской земли.» Пророчество Фотия Митрополита о свят. 1оне, л. 1148. О несущем Митрополите Исидоре, како лукавнова на православие и како обличая безумие его и о подвозе благочестивых , л. 1150–1166. Чудеса св. Ионы Митрополита Московок., л. 1166–1193. об. О извещении преставлении св. Ионы и о ключаре Иакове чудо страшно и дивно, л. 1176. О пренесении мощей св. Ионы Митрополита, л. 1179 об. Похвала вкратце св. Ионе Митрополиту, л. 1193–1197 об. Нач. «Мы же возлюбленнии со страхом и любовью притекающе к всечестней раце и к целбопосным мощем Божия Святителя блаженного Ионы Митрополита». В 31-й день и Ноября в 14-й день память св. священномученика Ипатия чудотворца, Епископа иже в Гангрех, слово похвальное с житием вкратце, творение Зиновия инока, л. 1198 – 1215. Нач. «Прииде нам днесь иже добрых виновный и венечник светлый святитель и мученик Ипатие от Килик процвете». В той же день житие и препрость отца Иоанна, игумена свят. горы Синайской, ему же пророк схоластик, л. 1216–1221. Нач. «Еже убо который есть родивый добляго сего и воскормивый». Повесть о богоизбранном Великом Князе Иване Даниловиче, и о крамолах, и победа на немцы, и о начале града Орешка и о смерти державных, л. 1222–1231 об. Нач. «Сей благородный и богоизбранный приемник и благословенный наследник благочестивой державы». Марта в 14-й день Преподобного Палладия мниха слово о втором пришествии Христове и о страшном суде, и о будущей муце и о умилении души, л. 1232–1262. Нач. «Ныне исповеждься, душе, и ныне умилися и ныне восплачися, слезы точаще непрестанно и воздыхание немолчное воздыхающе к Творцу своему Богу».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

21) Симеон Новый Богослов (часть глав принадлежит Симеону Благоговейному , см. 6 .10 [Nota]). 755–782. 6 .22. 22) Никита Стифат . 785–851. 6 .177. 23) Феолипт Филадельфийский . 855–865. 6 .440–441. 24) Никифор Исихаст. 869–876. 6 .431. 25) Григорий Синаит . 879–925. 6 .376–379. 26) Григорий Палама . 929–1013. 6 .991, 997, 936, 987, 978, 964. 27) Каллист и Игнатий Ксанфопулы (часть глав восходит к творениям Каллиста Ангеликуда , см. 6 .1566). 1017–1103. 6 .1898. 28) Каллист-патриарх, главы 1–14 (Ксанфопул? Главы 15–83 добавлены только во 2-м афинском издании и принадлежат Каллисту Ангеликуду , см. 6 .1568). 1100–1102. 6 .1902. 29) Каллист Тиликуд (на самом деле – Каллист Ангеликуд ). 1103–1107. 6 .1566. 30) Главы святых отцов о молитве и внимании (анонимно, предположительно – Каллист Ангеликуд ?). 1107–1109 [= Φιλοκαλα. θναι 1976. 4. 373–375; PG 147. 828–832]. 31) Каллист Катафигиот (в действительности, Каллист Ангеликуд ). 1113–1159. 6 .1569. 32) Симеон Солунский . 1160–1162. 6 .1931. 33) Об Иисусовой молитве (помещено анонимно, автор – Марк Евгеник). 1163–1167. 6 .2023. 34) Толкование на Господи, помилуй (анонимно, на новогреч.). 1168–1170 [= Φιλοκαλα. θναι 1976. 5. 69–72]. 35) Симеон Новый Богослов (новогреч. пер.). 1171–1177 (Симеон). 6 .14; 1178–1185 (Пс.-Симеон). 6 .163. 36) Григорий Синаит (новогреч. пер.). 1186–1197. 6 .379. 37) Отрывок из жития Максима Кавсокаливита. 1198–2001. 8 .411. 38) Отрывок из жития Григория Паламы . 1202–1206. 6 .1407. Nota . В серии λληνες πατρες τς κλλησας. Φιλοκαλα ( Θεσσαλονκη) издаются творения отцов-аскетов (с параллельным новогреч. переводом без крит. аппарата), однако это серийное изд. лишь по названию совпадает с «Добротолюбием» свв. Макария и Никодима. Состав же его много шире: включены, в частности, апофтегмы, «История боголюбцев» бл. Феодорита Кирского , «Луг духовный», «Лавсаик», Исаак Сирин , Исихий Иерусалимский (подл.), все творения Максима Исповедника , Иоанн Синаит, Николай Кавасила , и др.; число томов достигло уже 45.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010