Правление Алексея, гордо называвшего себя Комнином, ни в коем случае не было лучше правления его брата Исаака. Что адмирал Стрифн продал с аукциона старые корабли и негодные материалы, совсем не было само по себе так дурно, как в том нас хочет убедить Никита Хониат; чисто византийской чертой этого дела было лишь то, что вырученные суммы потекли в карманы этого высокого сановника, вместо того, чтобы быть употреблёнными на новые заготовки. Император и двор были тайными участниками прибылей пиратов на Чёрном море. Конечно, по представлениям румского султана должны были быть вознаграждены хотя бы его подданные, страдавшие от грабежей. С болгарами император не мог заключить мира вследствие бесстыдства их условий. У Серр греческое войско потерпело поражение. Между тем в тырновском дворце пал в 1196 г. страшный для греков Иоанн Асень I от руки своего доверенного Иванки, любовника сестры царицы Елены; убийца бежал к византийцам. В Болгарии за кратковременным правлением Калопетра († 1197 г.) следует непримиримый враг греков Калоян (1197–1207 гг.), который вследствие своего коварства, жестокости и безжалостной суровости, соединённых с большим политическим смыслом, стал для греков таким же страшным, каким был когда-то для болгар Василий II. И в Македонии поднялись болгары. Алексей не мог победить боярина Добромира Стреза и женил его на своей родственнице. Иванко, называвшийся в качестве грека Алексеем, правда, разбил болгар при Филиппополе, но изменил грекам, как когда-то его соплеменники, и был схвачен лишь в 1200 г., после того как прошёл до Эгейского моря, предавая всё огню и мечу. Когда, наконец, в 1201 г. возмутился и племянник императора Мануил Камиц, греки заключили с болгарами в высшей степени выгодный для последних мир, по которому в их владения переходили все завоевания от Белграда до Чёрного моря и до Вардара. Важным политическим ходом Калояна была уния с Римом, заключённая после длительных переговоров, и конечно, совсем несерьёзно задуманная. Посланный папой Иннокентием III кардинал-легат Лев поставил Василия примасом Болгарии, привёз митрополитам паллии и епископам – все чистокровные болгаре – митры. 8 ноября 1204 г. Калоян был торжественно коронован кардиналом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

21 августа 2004 г. в дни празднования 790-летия создания Владимирской епархии состоялось торжественное освящение нового Богородице-Рождественского собора. Постройки монастыря в настоящее время: Архиерейский дом с Христорождественским храмом, Богородице-Рождественский храм-памятник, колокольня с церковью во имя св. блгв. кн. Александра Невского, святые ворота, часовня свт. Николая Чудотворца, семинария, кельи, службы, ограда XVII-XIX вв. На территории монастыря находятся епархиальный центр, духовная семинария. Владимирский в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь (Владимирской и Суздальской епархии) основан между 1197 и 1206 гг. во Владимире князем Всеволодом (Димитрием) Юрьевичем Большое Гнездо. Южной и восточной границей монастыря служил вал т. н. Печернего города, на западе к монастырю примыкала резиденция князя, а также соборы Димитрия вмч. и Успения Пресвятой Богородицы. В наиболее раннем описании Владимира - писцовой книге И.А. Головленкова и В. Львова 1624-1625 гг. эта местность названа «кремлем». Многие исследователи считают временем основания Богородице-Рождественского монастыря год закладки каменной церкви в честь Рождества Богородицы - 1192-й (указание летописей) или 1191-й (в кладке западной стены храма до его разрушения в 1930 г., находился камень с надписью, очевидно XVII в.: «Начало Рожествена монастыря лета 6699»). Однако в летописных статьях о закладке (1192) и об освящении (1197) Рождественского храма не говорится об учреждении при нем монастыря. Впервые игумен Богородице-Рождественского монастыря упоминается в летописи под 1206 г. Под 1212 г. в некрологе великому князю Всеволоду, летописец сообщает: «И монастырь созда, в нем церковь камену Рождество Святыя Богородица». При описании погребения в 1175 г. святого князя Андрея Юрьевича Боголюбского в Лаврентьевской и Ипатьевской летописях упоминается «игумен святое Богородици Володимерьское» Феодул, который привез тело убитого князя из Боголюбова во Владимир. Некоторые историки, ошибочно считая Феодула игуменом Богородице - Рождественского монастыря (он являлся, по-видимому, настоятелем владимирского Успенского собора), полагали основателем монастыря князя Андрея Боголюбского.

http://sobory.ru/article/?object=01817

Конечно, он не мог подходить под категорию Иоанна, Симеона и Василия, но память его незабвенна для Новгорода построением обителей и церквей. В мае 1195 г. блаженный пастырь соорудил каменную церковь «положения пояса Богородицы» на городских воротах. Осенью того же года основан им храм Воскресения Христова в новой женской обители у озера Мячина и в следующем году 13 сентября освящен. Летописец так говорит о сем подвиге святителя: «Владыка трудился палимый во время дня зноем, а ночью скорбел от заботы, как бы окончить и видеть в полной красоте церковь ; чего желал, получил он – царство небесное и радость нескончаемую». И после, почти каждый год своего управления паствой, благочестивый архипастырь ознаменовывал построением новых храмов. В 1196 г. усердные два брата Корованковичи по благословению святителя основали монастырь в Нелезине, на Лубяной улице, в честь святых Афанасия и Кирилла. Потом сам он устроил посреди города обитель во имя Святителя Николая. В 1197 г. святитель имел утешение заложить в Плотницком конце храм святой мученицы Евфимии в девичьем монастыре, a постройку приняла на себя благочестивая Полюда, жительница Городища, «Жирошкина дщи». Не забыл блаженный Мартирий и основанной им обители в Старой Руссе. В январе 1197 г. освящал он там храм в честь святого Патриарха Никифора; а в мае (21) 1198 г. начал там же строить каменный храм Преображения Господня, который был окончен 31 июля. Этот храм освящал в день Успения Божией Матери сам святитель Мартирий, памятником чего осталась следующая его молитва , произнесенная при этом случае: «Господи, Боже, призри с небес и виждь, и посети винограда сего и сверши, иже насади десница Твоя, и призри на церковь сию, юже создах раб Твой, архиепископ Мартирий, во имя святаго Твоего Преображения, да аще кто помолится в церкви сей с верою, то услыши молитву его и отпусти грехи его, молитвами Святыя Богородицы и всех святых Твоих. Аминь. И веселяшеся блаженный душею и телом, устроив себе память вечную, и всем крестьяном честный монастырь».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Николу”. (Нестор о Феодосии). В. К. Мстиславом посторен был Феодоровский монастырь. Кроме сего по Летописям и по другим источникам известны монастыри: а) в Киеве Васильев, Воскресенский, Вышнегородский, Кириллов, Кловский, Космодамианский с 1170 г., Лазарев, Самсоновский, Спасский на Берестове. См. выше пр. 261. б) в Новгороде, кроме Юрьева и Антониева, Аркадиев с 1153 г., на Мячине Благовещенский с 1170 г., Богородичный на Городище с 1097 г., Варварин (женский) с 1130 г., Воскресенский (женский) прежде 1135 г., Духов прежде 1162 г., Евфимиин (женский) с 1197 г., Иоанновский Ростеин (женский) ок. 1100 г., Кириллов на Нелезине с 1193 г., Николаевский на Лиине с 1112 г., Николаевский на Острове с 1197 г., Пантелеймонов с 1207 г., Нерыпь (Ирпень) ок. 1020г., Преображенский на Хутыне с 1192 г., Петровский (женский) с 1092 г., Покровский в Зверинце прежде 1148 г., Рождественский на Михалице (женский) с 1199., Рождественский на Щитенках ок. 1160 г., Спасский в Передичале с 1198 г., Софийский 1005 г. Кроме того в Новгородский области: Преображенский в Старой Руси с 1192 г., Борисоглебский в Торжке; в Ладоге Застынский Георгиевский; во Пскове Мирожский Спасский. (Новгор. и Псков. Лет.) в) во Владимире Волынском – Святогорский (не упоминается у Карамз., но о нем Нестор в Житии пр. Феодосия и Киев. Лет. стр. 103.) г) в Муроме Благовещенский, Спасский, Борисоглебский (Лавр. 191). д) в Ростове Авраамиев, Богословский (кар. 3, пр. 300. 5, пр. 125. Лавр. 185). е) во Владимире на Клязме Боголюбов, Рождественский, Успенский (женский) с 1199 г., Георгиевский, Вознесенский. (Лавр. 184. 187. 192. Летоп. Даниловича 78. 79). ж) в Переяславле Залесском Никитинский. з) в Перемышле Спасский. и) в Полоцке Спасский пр. Ефросиньин. й) в Переславле южном Иоанновский, Борисоглебский, Михайловский и Рождественский. к) в Смоленске на Смядыне Борисоглебский, Авраамиев. л) в Рязане Ольгов, Богословский. м) в Ярославле Спасский. н) в Суздале Дмитриевский , Ризоположенский, Ефросиньин с 1207 г., Борисоглебский Кидекийский.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1223 г. он стал великим киевским князем, около 1225 г. потерпел поражение от половцев под Торчевском и попал в плен. В 1236 г. он выгнал из Киева Ярослава Всеволодовича и вновь стал великим киевским князем, умер около 1239 г. и в княжеских распрях за смоленский стол участия не принимал У Владимира (Дмитрия) был сын Ростислав Владимирович (Дмитриевич). Вероятнее всего, этот князь также не претендовал на княжение в Смоленске. Следует отметить, что еще один сын основателя династии смоленских князей Ростислава (Михаила) — Святослав (Иоанн) умер бездетным Таким образом, скорее всего, ни потомки Мстислава (Федора), ни потомки Рюрика (Василия) к камню со знаком, найденному в руинах древнего Троицкого монастыря на Кловке, отношения не имеют. Можно предположить, что знак, выбитый на межевом камне, относился к кому-то из претендентов на смоленский стол — потомков князей Романа (Бориса) Ростиславича (Михайловича) или Давида (Глеба) Ростиславича (Михайловича). Возможно, ключом к разгадке тайны знака, выбитого на межевом камне, является то, кто был ктитором Троицкого монастыря на Кловке. Н. Н. Воронин и П. А. Раппопорт убедительно доказали, что монастырский Троицкий собор был построен на рубеже XII–XIII вв. Кто же тогда княжил в Смоленске? В 1197 г., когда умер смоленский князь Давид (Глеб) Ростиславич, согласно его завещанию новым смоленским князем стал его племянник, сын Романа (Бориса) Ростиславича Мстислав (Борис) Романович (Борисович) по прозвищу Старый (княжил в Смоленске в 1197–1214 гг.) Перед своей кончиной Давид (Глеб) принял постриг и был погребен в реконструированном им Борисоглебском соборе одноименного монастыря. В некрологе Давиду описывается, что в грандиозных похоронах принимали участие епископ Семион и его «сыновец» (племянник) Мстислав (Борис) Романович который в последние годы жизни Давида стал его правой рукой Не исключено, что смерть дяди произвела на нового смоленского князя сильное впечатление, и он, не откладывая, начал строительство нового монастыря. Возможно, в своем монастыре, Мстислав (Борис) Старый по примеру дяди в конце жизни намеревался принять схиму и после смерти хотел быть здесь же похороненным.

http://sedmitza.ru/lib/text/4099825/

После погребения владыки, Новгородцы вскоре торжествовали прибытие нового князя, почти младенца, Святослава-Гавриила Всеволодовича 226 . Мартирий, по-видимому, был ревностный приверженец Всеволода, всегда уступчивый и не противящийся вечу, за что и был любим Новгородцами, но, вместе с тем, и как пастырь попечительный. Конечно, он не мог подходить под категорию Иоанна, Симеона и Василия, но память его незабвенна для Новгорода построением обителей и церквей. В мае 1195 г. блаженный пастырь соорудил каменную церковь «положения пояса Богородицы» на городских воротах 227 . Осенью того же года, основан им храм Воскресения Христова в повой женской обители у озера Мячина, и в след. году, 13 сентября, освящен. Летописец так говорит о сем подвиге святителя: «Владыка трудился палимый во время дня зноем, а ночыо скорбел от заботы, как бы окончить и видеть в полной красоте церковь , чего желал, получил он, – царство небесное и радость нескончаемую» 228 . И после, почти каждый год своего управления паствою, благочестивый архипастырь ознаменовывал построением новых храмов. В 1196 г. усердные дра брата, Корованковичи, по благословению святителя, основали монастырь в Нелезине, на Лубяной улице, в честь св. Афанасия и Кирилла, существующий доселе 229 , потом сам он устроил посреди города обитель во имя Святителя Николая 230 . В 1197 г. святитель имел утешение заложить в Плотницком конце храм св. муч. Евфимии в девичьем монастыре, а постройку приняла на себя благочестивая Полюда, жительница Городища. «Жирошкина дщи» 231 . Не забыл блаженный Мартирий и основанной им обители в Старой Руссе; в январе 1197 г. освящал он там храм в честь св. патриарха Никифора; а в мае (21) 1198 г. начал там же строить каменный храм Преображения Господня, который был окончен 31-го июля. Этот храм освящал в день Успения Божией Матери сам святитель Мартирий, памятником чего осталась след. его молитва , произнесенная при этом случае 232 : «Господи, Боже, призри с небес и виждь, и посети винограда сего и сверши, иже насади десница Твоя, и призри на церковь сию, юже сдах раб Твой, архиепископ Мартирий, в имя святого Твоего Преображения, да аще кто помолится в церкви сей с верою, то услыши молитву его и отпусти грехи его, молитвами святыя Богородицы и всех святых Твоих.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

29 янв. 1195 г. М. освятил ц. св. ап. Филиппа на Нутной ул. (на Торговой стороне Новгорода). 4 мая 1195 г. он заложил надвратную (на воротах Детинца, выходящих к Вел. Волховскому мосту) ц. в честь Положения пояса Пресв. Богородицы; 2 авг. того же года строительство завершилось, храм был освящен М. «на праздник Святыя Богородица пояса», т. е. 31 авг. (Там же. С. 234). Церковь была расписана по распоряжению М. в 1196 г. «писцом» Гречином Петровичем, по гипотезе В. Л. Янина - свящ. (иером.?) Олисеем Гречином, одним из кандидатов на архиерейскую кафедру в 1193 г. Осенью 1195 г. М. заложил каменную ц. в честь Воскресения Господня в Воскресенском монастыре под Новгородом на оз. Мячине. Вместе с сестрами обители владыка избрал в игумении и 29 сент. («на сбор святыя Еуфимие») поставил «кротъку и съмерену именьмь Варвару» (вдову боярина Юрия Олекшинича) (Там же). Через год, 13 сент. 1196 г., Воскресенская ц. была освящена М. (причем, по словам летописца, «владыка тружаяся и горя в день зноемь, а в ноць печялуяся, абы коньцяти и видети церковь съвершену и украшену» - Там же. С. 42). В 1195 г. были поставлены также 3 деревянные церкви (в честь Воздвижения Креста Господня, во имя св. Василия Великого и св. Димитрия Солунского; первые две, очевидно, взамен утраченных в пожаре годом ранее). 19 янв. 1197 г. М. была освящена построенная жителями Славенского конца Новгорода братьями Дмитрием и Константином каменная ц. во имя святых Кирилла и Афанасия Александрийских на о-ве Нелезене в Кириллове (Мало-Кириллове) мон-ре (к югу от Торговой стороны Новгорода, на р. М. Волховец). В том же году М. поставил ц. во имя св. Никифора (или свт. Николая Чудотворца) «на Острове» (вероятно, на месте буд. ц. свт. Николая на «владычном островке», у юж. оконечности Детинца, на подворье Новгородских владык). В 1197/98 г. на Запольской ул. Торговой стороны представительницей боярского рода («Полюжая Городьщиниця Жирошкина дъци» - Там же. С. 43, 237; см. также: Дубровин Г. Е. «...Полюжая Городьщиниця дъци...»: (К вопросу об основательнице новгородского Евфимьина мон-ря в Плотниках)//ДРВМ. 2008. 2(32). С. 109-117) был основан Евфимиин жен. мон-рь, где была построена ц. во имя св. мц. Евфимии; храм, возможно, также освящал М., хотя прямо об этом владычная летопись не сообщает.

http://pravenc.ru/text/2562448.html

1197–1207 гг. (СНАМ) Печать царя Калояна. 1197–1207 гг. (СНАМ) С сер. 40-х гг. XIV в. начинается закат 2-го Болгарского царства, вызванный усилением общей для всех балканских христ. народов внешней опасности: в 1346, 1347 и 1349 гг. турки совершают первые набеги на подвластную болг. царю территорию, а с 1352 г. их нападения становятся регулярными. Тем не менее при Иоанне Александре Б. испытала небывалый подъем в области духовной жизни, лит-ры и искусства. Время его правления сравнивают с эпохой царя Симеона, называя его «вторым золотым веком» болг. культуры. К периоду правления этого царя относятся 2 Собора в Тырнове, анафематствовавшие богомилов (в 1350 или 1351) и «иудействующих» (ок. 1360). Иоанн Александр оказывал покровительство мон-рям и подвижникам, в т. ч. прп. Григорию Синаиту , возродившему аскетическо-созерцательную практику древних пустынников и основавшему ок. 1335 г. обитель в Парории (на границе Б. и Византии). По просьбе прп. Григория Иоанн Александр заново отстроил мон-рь, пожертвовав на содержание братии крупные земельные угодья. Одним из ближайших советников болг. царя стал ученик прп. Григория Синаита св. Феодосий Тырновский , основавший во владениях Иоанна Александра Килифаревский мон-рь . Болгария в IX-XIV вв. Болгария в IX-XIV вв. В сер. XIV в. Иоанн Александр разделил Болгарское гос-во на 2 удела: Тырновский, к-рым царь управлял совместно с сыном Иоанном Шишманом, и Видинский, к-рый получил старший сын и соправитель царя Иоанн Срацимир. Приблизительно тогда же от Б. отделилась значительная территория в Добрудже, где сложилось независимое княжество, возглавляемое деспотом Баликом, а затем его сыном Добротицей. Последний правитель 2-го Болгарского царства Иоанн Шишман (1371-1393) был вынужден признать сюзеренитет тур. султана Мурада I. Летом 1393 г. огромная армия султана Баязида I вторглась в Б. и после продолжительной осады овладела Тырновом. Руководивший обороной Патриарх свт. Евфимий Тырновский был отправлен в заточение; часть столичного населения была насильственно обращена в ислам.

http://pravenc.ru/text/149669.html

Заложена в 1225 г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 447). Правильно: 1234 г. (дата окончания строительства) (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 460). Возможно, летописный термин «щетициници» (так!), «щетиници» (Новгородская первая летопись. С. 31, 219) обозначает жителей Щитной улицы в Новгороде. Правильно: Доманежич (Новгородская первая летопись. С. 35) — отчество от славянского личного имени Доманег. В летописи (Новгородская первая летопись. С. 37, 227) ктитор церкви назван «Радъко» — очевидно, от славянского имени Радослав или т. п.; формы «Родка» (от имени Иродион) ни в одном списке нет. Правильно: 1172 г. (Новгородская первая летопись. С. 34, 222). Дата освящения (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 634). Дата освящения: 1 января 6705, т. е. 1198 г. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 707). И в том, и в другом случае даны даты освящения (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 652, 706). 1180 г.— это год смерти Романа Ростиславича, в Похвале которому летописец упоминает о создании князем храма св. Иоанна Богослова (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 617), вероятно, в загородной резиденции князя. Следовательно, датировать построение храма приходится в целом периодом княжения Романа в Смоленске, т. е. 1159–1180 гг., возможно — 1173 г. (Воронин Н. Н., Раппопорт П. А. Зодчество Смоленска XII–XIII вв. Л., 1979. С. 135). Равным образом и 1197 г.— всего лишь дата, под которой по случаю кончины Давыда Ростиславича смоленского в летописи помещена похвала этому князю (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 703). Итак, и здесь датировка широка — 1180–1197 гг. Попытки уточнить ее недостаточно обоснованы (Каргер М. К. Зодчество древнего Смоленска. Л., 1964. С. 77–78). Имеется в виду Волжская Булгария. Археологические данные, особенно берестяные грамоты, вносят много нового в наши знания об этом новгородском иконописце, в крещении Елисее (Колчин Б. А., Хорошев А. С., Янин В. Л. Усадьба новгородского художника XII в. М., 1981). О белокаменной резьбе владимирских и боголюбских храмов с подробной трактовкой ее сюжетов см.: Вагнер Г. К. Скульптура Древней Руси XII в.: Владимир, Боголюбово. М., 1969. Речь идет о феврале 6677, т. е. 1170 г. (Новгородская первая летопись. С. 33).

http://sedmitza.ru/lib/text/435837/

Церковь арх. Михаила. 1180–1194 гг. памятник смоленского церковного зодчества XII в. Построена в период правления кн. Давида Ростиславича (1180-1197) в его загородной резиденции на зап. окраине Смоленска, на левом берегу Днепра близ впадения Смядыни (совр. адрес: Парковая ул., д. 2а). В Ипатьевской летописи под 1197 г. в похвальном слове усопшему князю говорится, что он «по вся дни ходя ко церкви святаго архистратига божия Михаила, юже бе сам создал во княжении своем, такое же несть в полунощной стране, и всим приходящим к ней дивитися изрядней красоте ея, иконы златомь и серебромь и жемчугомь и камениемь драгим украшены, и всею благодатью исполнены» (ПСРЛ. Т. 2. С. 703-704). Сведения о том, что к моменту смерти кн. Давида храм был не только возведен, но и роскошно украшен, позволили исследователям уточнить датировку строительства 1180-1194 гг. ( Воронин, Рапопорт. 1979. С. 372). С кон. XV в. при церкви существовал мон-рь ( Трофимовский. 1864. С. 214), в документах 1609 г., освещающих период осады Смоленска польским кор. Сигизмундом III, он упоминается среди обителей, где остановились вражеские войска (АИ. 1841. Т. 2. С. 318. 266). На гравюре В. Гондиуса 1634-1636 гг. церковь изображена без главы, ее барабан покрыт растительностью. В документах кон. XVIII в. упоминается устроенный в диаконнике придел во имя прп. Алексия, человека Божия, святого покровителя царя Алексея Михайловича, т. о., вероятно, церковь была возобновлена и перестроена в период его правления, после взятия рус. войсками Смоленска в 1564 г., однако мон-рь при этом возобновлен не был. Известно, что в кон. XIX в. существовал антиминс, выданный в нояб. 1713 г. Смоленским митр. Сильвестром для освящения ц. в честь чуда архистратига Михаила; освящение состоялось после завершения масштабных ремонтных работ. В 1733 г. на месте жертвенника был устроен придел во имя прп. Александра Свирского, благодаря чему сама церковь получила название Свирской. В 1833 г. к церкви с запада был пристроен придел во имя князей Бориса и Глеба. Во время Отечественной войны 1812 г. близ церкви располагалась франц. батарея, здание пострадало от артиллерийского огня и было разграблено. После восстановления церкви Александро-Свирский придел был переосвящен во имя блгв. кн. Александра Невского - святого покровителя имп. Александра I. В 30-х гг. XX в. богослужения были прекращены. В 1990 г. церковь была передана Смоленской епархии, освящена в 1994 г.

http://pravenc.ru/text/2563802.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010