Житие Авраамия Смоленского Подготовка текста, перевод и комментарии Д. М. Буланина «Житие Авраамия Смоленского», написанное в первой половине XIII в.,– одно из наиболее интересных произведений областной литературы Древней Руси. В житии ярко отображается умственная и культурная жизнь Смоленска на рубеже XII и XIII вв., о которой не сказано ни слова в летописях. Биографические сведения об Авраамии Смоленском сохранились только в житии, которое, судя по заключению, написано его учеником по имени Ефрем. На время жизни Авраамия указывают отдельные факты, которые приводятся в житии: в частности, Ефрем пишет, что святой был рукоположен в священники при княжении Мстислава Смоленского (Мстислав Романович), который сидел на смоленском престоле с 1197 г.; далее в житии упоминается придворный храм Михаила-архангела, построенный в 1191–1194 гг.; наконец, один из героев повествования епископ Игнатий упомянут в летописи под 1206 г. (занял Смоленскую кафедру после 1197 г.); его сменил Лазарь, который принимал активное участие в судьбе святого Авраамия. Авраамий был одним из образованнейших людей своего времени. В житии перечисляются книги, которые особенно любил святой, причем называются сочинения Иоанна Златоуста , Ефрема Сирина , жития византийских и русских святых: Антония, Саввы, Златоуста, Феодосия Печерского ; возможно, Авраамий читал также некоторые апокрифические произведения («глубинныя книгы»). Авраамий Смоленский не только сам занимался перепиской книг, но пользовался услугами писцов монастырского скриптория в Селище. Герой жития отличался также незаурядным даром проповедника, что вполне соответствует нашим представлениям о высоком уровне развития ораторского искусства в Древней Руси XII–XIII вв. ( Кирилл Туровский , Серапион Владимирский ). Кроме того, Авраамий занимался иконописью – Ефрем называет две иконы («Страшный судъ втораго пришествиа» и «Испытание въздушныхъ мытарствъ»), принадлежащие его кисти. Разносторонняя одаренность Авраамия и, в особенности, его ораторский талант снискали ему широкую популярность у жителей Смоленска, что вызвало зависть духовенства. Из-за этого святому пришлось покинуть пригородный монастырь в Селище и переселиться в Крестовоздвиженский монастырь в Смоленске. Но и здесь его продолжали преследовать, и несмотря на возражения светских властей, которые на суде вынуждены были признать невиновность Авраамия, духовенство запретило ему совершать литургию и выслало его из города. Об Авраамии вспомнили лишь в трудную минуту – когда город постигла засуха. После молитвы Авраамия пролился дождь, и он был окончательно оправдан. Епископ Игнатий поставил его игуменом в основанном им монастыре (позднее широко известный Авраамиев монастырь), в котором Авраамий доживал свои дни, пользуясь всеобщим уважением. Такова версия жития.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1197 год поставил церковь святого Никифора на Острови архиепископ Мартурий; 1198 год поставил великий князь Ярослав церковь во имя Спаса Преображения на горе прозванной Нередица. В тот же год Еревша заложил церковь каменную пророка Ильи на Холме во Славне Возникшее в конце XII века новое общерусское художественное направление, нашедшее выражение в древнерусском стиле, только начинало появляться в новгородской архитектуре. Построенная в 1197 году в традициях киевской школы, церковь Спаса на Нередице по своим пропорциям уже является переходной к древнерусскому стилю, пусть это ещё и слабо выражено в её формах. Это последняя церковь, построенная по княжескому заказу. Через десять лет, в 1207 году, по заказу купцов торговавших с " заморьем " , приглашённые смоленские зодчие строят церковь Параскевы Пятницы на Торгу , и после её постройки новгородское зодчество, за редким исключением, уже не возвращалось к византийско-киевской традиции. Но и приёмы смоленской архитектуры, поразившей новгородцев, были сразу переработаны в соответствии с местными вкусами и традициями. Первым храмом, построенным в новом стиле, стала маленькая церковь Рождества Богородицы в Перынском скиту , 1226 года. В ней хорошо видно, по какому пути пошли новгородские зодчие, переосмысливая образ Пятницкой церкви. Храм в Перыне завершается динамичной трёхлопастной кривой, но её фасады практически не имеют декора, только плоские лопатки обрамляют углы храма. Конечно, разница в размерах оказала влияние на внешний вид церкви в Перынском скиту, но стремление к лаконичности фасадного декора всегда было характерно для новгородской школы. Новгород сумел избежать ордынского разгрома, но строительство каменных храмов в городе прекратилось. В это время новгородцы были заняты постоянными войнами с немцами, литовцами, шведами и чудью, не забывали они и про соплеменников. Город переживал пожары, мор и голод. К тому же Новгород платил дань в Орду, а это лишало его жителей необходимых для строительства средств. В общем, почти 50 лет новгородцам было не до архитектуры, все силы и средства уходили на крепостное строительство.

http://sobory.ru/lib/4_arhitektura_novgo...

Свт. Кирилл II 6.04.1230 – 21.05.1262 Рязанские епископы Арсений упом. в 1207–1212 гг. [Сщмч. Евфросин] упом. в 1220–1230- е гг. Смоленские епископы Мануил поставлен в 1136 г., упом. вплоть до 1168 г. Константин упом. в 1180 г. Симеон упом. в 1197 г. Свт. Игнатий упом. 19.03.1205. Лазарь ( до 1225/1226 г. Афанасий [Свт. Меркурий] ( 1239. Туровские епископы [Фома] поставлен в 1005/1006 г. Кирилл поставлен 6.11.1114. Симеон Игнатий Иоаким рукоположен в 1144 г., упом. в 1146 г. Георгий Свт. Кирилл (II?) до 1169 г. — до 1182 г. Свт. Лаврентий упом. после 24.06.1183. Угровские епископы Иоасаф (прежде епископ во Владимире-Волынском) поставлен между 1229 и 1237/1238 г. После преосв. Иоасафа (его смерти или смещения) кафедра переведена в Холм. Черниговские епископы и митрополиты Неофит (титулярный митрополит) упом. 2.05.1072. до 1087 г. – 23.11.1111. Свт. Феоктист рукоположен 12.01.1113, настолование 19.01.1113 — 6.08.1123. Свт. Пантелеймон Онуфрий рукоположен в 1143 г., упом. в 1146–1147 гг. Антоний упом. в 1159 и 1163 гг., изгнан кн. Святославом Всеволодовичем ок. 1168 г. Порфирий упом. в 1177 и 1187 гг. Порфирий II упом. в 1230 и 1239 гг. Юрьевские (Поросские) епископы В середине XII в. кафедра была временно перенесена в Канев. Михаил упом. в 1072–1073 гг. Антоний упом. в 1089 и 1091 гг. Свт. Марин упом. в 1091 и 1095 гг. Даниил 6.01.1114 — 9.09.1122. Свт. Дамиан упом. в 1147 и 1154 гг. Адриан (занимавший одновременно и Белгородскую кафедру) упом. в 1197 1198 гг. Алексий до 1125/1126 г. Примечания По мнению Е. Е. Голубинского, первым Киевским митрополитом был высокопреосвященный Леон. А. В. Поппэ считает, что первым Киевский святительский престол занимал митрополит Феофилакт. В зависимости от того, принимаем мы сообщение Киевской летописи об участии Николая уже в сане еп. Полоцкого в рукоположении печерского архимандрита Василия летом 1183 г. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 626–628) или отвергаем это сообщение как анахронизм (Бережков Н. Г. Хронология русского летописания. М., 1963. С. 339. Прим. 156).

http://sedmitza.ru/lib/text/443844/

Исподняя одежда (тип неопределим) с узкими рукавами (б.м. поручи?) желтая. Омофор белый с черными крестами. Евангелие на переднем конце омофора, накинутом на левую руку. Ст. S. Vito dei normanni (обл. Brindisi). Грот s. Biagio в имении Gianuzzo Этот пещерный храм св. Власия, интереснейший по своим фрескам, которые, по-видимому датируются XII в. 1994 , изучен уже Тарантини, Дилем и Берто. 1995 Фреска с изображением св. Николая Мирликийского сохранилась не совсем хорошо (рис. 2). По сторонам головы две надписи: греческая (лев., едва видна, возможно, что искусственно стерта при позднейшей переписи) (нед.). ос ΝΙΚΟΛΑΟΣ» латинская «S NICOLAVS». Это обстоятельство заставляет предположить, что первоначальное изображение с греческим титулом было или совсем переписано вновь, или же сильно подновлено, однако с сохранением основного характера византийского письма. И если нельзя согласиться с Диле, который относите изображение св. Николая к XIV в. 1996 , потому что оно очень близко к описанному выше из крипты св. Луции, однако его и нет данных датировать 1197 г., как роспись потолка этого грота. По всему видно, что он посещался вплоть до XVI в., на что указывает его расширение за линии росписи боковых стенок и живопись от этого времени в новой части (место алтаря), на стенках которой не удалось открыть ни малейших следов росписи, подобной росписи в старой части. Возможно, что после 1197 г. роспись подновляли или совсем меняли (изображение Рождества —250— Христова, под которым просвечивает другое изображение). Св. Николая нужно датировать началом XIII в., когда и на почве Италии еще сохранялось в силе правило изображать святителей аскетами (мозаика в апсиде ц. Maria in Trastevere в Риме). В гроте св. Власия св. Николай с желтым нимбом в двух ободках черном и белом. Совершенно седые короткие прямые волосы, небольшая закругленная борода, спущенные усы. Прямой острый нос. Выражение лица суровое, сосредоточенное. Святительские одежды обычного типа (фелонь красная, нижняя – синяя), омофор белый с красными

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Андроник I Гид 1222–1235 Иоанн I Аксух 1235–1238 Мануил I 1238–1263 Андроник II 1263–1266 Георгий 1266–1280 Иоанн II 1280–1284,1284–1297 Феодора 1284 Алексей II 1297–1330 Андроник III 1330–1332 Мануил II 1332 Василий 1332–1340 Ирина Палеологина 1340–1341 Анна Анахутлу 1341–1342 Иоанн III 1342–1344 Михаил 1344–1349 Алексей III Иоанн 1349–1390 Мануил III 1390–1417 Алексей IV Василий 1417–1429 Иоанн IV 1429–1460 Давид 1460–1461 В 1461 Трапезунд захвачен османами 5. Болгария Аспарух 680/1–701/2 Тервель 701/2–718/9 неизвестный 718/9–725 Севар 725–739 Кормисош 739–754/6 Винех 754/6–762 Телец 762–765 Сабин 765–767 Умор 767 Токту 767–772 Паган 772 Телериг 772/3–777 Кардам 777/8-ок. 803 Крум ок. 803–814 Дукум 814 Дицевг 814–815 Омуртаг 815–831 Маламир 831–836 Пресиан 836–852 Борис I Михаил 852–889 Владимир Расате 889–893 Симеон (царь) 893–927 Петр 927–969 Борис II 969–971 В 971 Болгария присоединена к Византии Западное болгарское царство Самуил 976–997–1014 Гавриил Радомир 1014–1015 Иоанн Владислав 1015–1018 Пресиан II 1018 В 1018 Западная Болгария присоединена к Византии Второе болгарское царство AcehьI 1186–1196 Петр II 1196–1197 Калоян (Иоанн) 1197–1207 Борил 1207–1218 Иван Асень II 1218–1241 Коломан Асень 1241–1246 Михаил I Асень 1246–1256 Коломан II 1256–1256/7 Константин Тих 1257–1277 Михаил II 1277–1279 † Ивайло 1278–1280 Иван Асень III 1279–1280 Георгий I Тертер 1280–1292 Смилец 1292–1298 Чака, сын Ногая 1299 Феодор Святослав Тертер 1300–1322 Георгий II Тертер 1322–1323 Михаил Шишман 1323–1330 Иван Стефан 1330–1331 Иван Александр 1331–1371 Иван Шишман (Тырново) 1371–1393 Иван Срацимир (Видин) 1360–1396 В 1393/6 Болгария захвачена Османской империей; в Видине на правах вассала султана до 1422 правил Константин, сын Ивана Срацимира 6. Сербия Властимир, великий жупан ок. 825-ок. 860 Мутимир ок. 860–891 Первослав 891–892 Петар Гойникович 892–917 Павле Бранович 917–920/1 Захарий Первославлевич 920/1-ок. 924 Часлав Клонимирович 927-после 950 После 950 Сербия присоединена к Византийской империи. В Зете (Дукле)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Неизвестно, какие планы строил Алексей III относительно мятежного болгарина Иоанна, но на всякий случай решил приблизить его к себе женитьбой на своей 4-летней внучке от дочери Анны. Хотя возраст «невесты» не позволял совершить каноничный церковный брак, решили обождать, хотя сам Иоанн с тех пор стал именоваться «царским зятем». Но взор болгарина был устремлен не на девочку, которую ему сватали, а на пышущую красотой и молодостью царевну Анну, оставшуюся вдовой после смерти мужа севастократора Исаака Комнина. Желая изменить решение Алексея III о своей будущей жене, болгарин начал активно помогать византийцам в борьбе со своими соотечественниками, неизменно отбивая набеги болгар в районе Филиппополя. Иными словами, максимум, на что могли рассчитывать византийцы в новой ситуации, так это на пассивную оборону, которую и организовал им Иоанн 921 . Однако их подстерегала новая опасность: пользуясь тем, что Алексей III отказался заключать с ним мирный договор, султан Анкиры направил в конце 1196 г. войско на византийский город Дадивр и осадил его. Четыре месяца продолжалась осада города и... пустая переписка между осажденным гарнизоном и Римским царем. Наконец, когда надежды горожан почти иссякли, они узнали о приближении византийского войска под командованием трех юных полководцев – Феодора Врана, Андроника Катакалопа и Феодора Казана. Горя жаждой славы и ни во что не ставя врага, те сразу же попались в засаду и погубили византийскую армию, причем двое из полководцев оказались в плену. Их водили со связанными руками вокруг крепостных стен, и жители Дадивра сдались наконец в начале 1197 г. на милость султана. После этого Алексей III срочно направил посольство к Масуд-шаху и заключил с ним мирный договор на очень невыгодных условиях 922 . Но беды, обрушившиеся на Византию, еще только начинались. Граница словно горела в огне, и пожар войны, залитый в одном месте, вспыхивал с противоположной стороны. Едва уладили дела с турками, как возобновилась почти забытая германская угроза, материализовавшаяся в лице нового Германского короля Генриха VI (1191–1197), сына Фридриха I Барбароссы. Унаследовавший от жены права на Сицилию, а от отца его имперские замыслы, Генрих V мечтал о присоединении Византии к Германскому королевству и восстановлении таким способом Священной Римской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Несколько раз почитатели солунского чудотворца делали попытки к перенесению его святых мощей или частицы их в Константинополь. Но неизменно святой Димитрий таинственно проявлял свою волю остаться покровителем и защитником родных Фессалоник.   Неоднократно подступавшие к городу славяне-язычники бывали отогнаны от стен Солуни видом грозного светлого юноши, обходившего стены и внушавшего ужас воинам. Может быть, потому имя святого Димитрия Солунского особенно почитаемо в славянских народах после просвещения их светом Евангельской истины. С другой стороны, греки считали святого Димитрия как бы славянским святым по преимуществу. С именем святого великомученика Димитрия Солунского связаны, по предуказанию Божию, первые же страницы русской летописи. Когда Вещий Олег разгромил греков под Константинополем (907), как сообщает летопись, " убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога " .    Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия. Более того, в старинных русских былинах великомученик Димитрий изображается русским по происхождению - так сливался этот образ с душой русского народа. Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Церкви началось сразу после Крещения Руси. К началу 70-х годов XI столетия относится основание Димитриевского монастыря в Киеве, известного впоследствии как Михайлов-Златоверхий монастырь. Обитель была построена сыном Ярослава Мудрого, великим князем Изяславом, в Крещении Димитрием († 1078).       Мозаичная икона святого Димитрия Солунского из собора Димитриевского монастыря сохранилась до наших дней и находится в Государственной Третьяковской галерее. В 1194-1197 годах великий князь Владимирский Всеволод III Большое Гнездо, в крещении Димитрий, " создал церковь прекрасную на дворе своем, святого мученика Димитрия, и украсил ее дивно иконами и писанием " (т. е. фресками).     Димитриевский собор и доныне является украшением древнего Владимира. Чудотворная икона святого Димитрия Солунского из иконостаса собора также ныне находится в Москве в Третьяковской галерее. Она написана на доске от гроба святого великомученика Димитрия, принесенной в 1197 году из Солуни во Владимир. Одно из ценнейших изображений святого - фреска на столпе Владимирского Успенского собора, принадлежащая кисти преподобного инока-иконописца Андрея Рублева.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=833

Положили на престол св. Софии три жребия и послали с веча слепца взять жребий; и Божиею благодатию вынут был жребий Мартирия». – Мартирий был родом из Старой Русы, и здесь на острове основал в 1192 году Преображенский монастырь, поныне существующий. – Избранный посвящен был в архиепископа в Киеве 10-го декабря 1193 г. Первый год правления его прошел в тревогах. Сперва горели Ладога и Руса; потом от недели святых до праздника Успения были частые и сильные пожары в Новгороде; народ был до того напуган в Новгороде, что уже не жил в домах, а в поле. В мае 1195 г. блаженный пастырь заложил храм Богоматери на городских воротах. Осенью того же года основан им храм Воскресения Христова в новой женской обители у озера Мячина, а в следующем году 13-го сентября освящен. Летопись так говорит о сем подвиге святителя: «владыка трудился, палимый во время дня зноем, а ночью скорбел от заботы, как бы окончить и видеть в полной красоте церковь ; чего желал, получил он, – Царство Небесное и радость нескончаемую» 114 . Между тем в том же году усердные два брата, Караваковичи, по благословению святителя, основали еще монастырь в Нелезине, на Лубяной улице, в честь св. Кирилла и Афанасия, монастырь замечательный и потому, что Новгородцы признавали потом в св. Кирилле защитника своего от Татар, и этот монастырь доселе существует 115 . В 1197 г. святитель имел утешение заложить в Плотницком конце храм св. м. Евфимии с девичьим монастырем, а постройку приняла на себя благочестивая Полюда, жительница Городища 116 . Блаженный пастырь продолжал заботиться и о полном устройстве основанного им монастыря в Старой Русе. В январе 1197 г. освящал он в нем храм в честь св. патр. Никифора; а в мае 1198 г. начал там же строить каменный храм Преображения Господня и освятил его в день Успения Богоматери; «блаженный, говорит летопись, веселился душою, устроив себе вечную память, а христианам честный монастырь» 117 . В том же году было изумительное происшествие: один набожный Новгородец каждый день посещал храм Божий и, с благоговением принимая антидор и просфору, с благоговением и вкушал.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Положили на престол св. Софии три жребия и послали с веча слепца взять жребий; и Божьей благодатью вынут быль жребий Мартирия». – Мартирий был родом из Старой Русы, и здесь на острове основал в 1192 году преображенский монастырь, по ныне существующий. – Избранный посвящен был в архиепископа в Киеве 10 декабря 1193 года. Первый год правления его прошел в тревогах. Сперва горели Ладога и Руса; потом от недели святых до праздника успения были частые и сильные пожары в Новгороде; народ был до того напуган в Новгороде, что уже не жил в домах, а в поле. В мае 1195 года блаженный пастырь заложил храм Богоматери на городских воротах. Осенью того же года основан им храм воскресения Христова в новой женской обители у оз. Мячина, а в следующем году 13 сентября освящен. Летопись так говорит о сем подвиге святителя: «владыка трудился палимый во время дня зноем, а ночью скорбел от заботы, как бы окончить и видеть в полной красоте церковь ; чего желал, получил он, – царство небесное и радость нескончаемую». 308 Между тем в том же году усердные два брата, Караваковичи, по благословению святителя, основали еще монастырь в Нелезине на Лубяной улице в честь св. Кирилла и Афанасия, монастырь замечательный и потому, что новгородцы признавали потом в св. Кирилле защитника своего от татар, и этот монастырь доселе существует. 309 В 1197 г. святитель имел утешение заложить в плотницком конце храм св. м. Евфимия с девичьим монастырем, а постройку приняла на себя благочестивая Полюда, жительница Городища. 310 Блаженный пастырь продолжал заботиться и о полном устройстве основанного им монастыря в Старой-Русе. В январе 1197 г. освящал он в нем храм в честь св. патр. Никифора; а в мае 1198 г. начал там же строить каменный храм Преображения Господня и освятил его в день Успения Богоматери; «блаженный, говорит летопись, веселился душей, устроив себе вечную память, а христианам честный монастырь». 311 В том же году было изумительное происшествие; один набожный новгородец каждый день посещал храм Божий и, с благоговением принимая антидор или просфору, с благоговением и вкушал.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

с 26.03.1893 24.08.1893 Антоний (Соколов), епископ бывший епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии с 03.09.1893 20.04.1911 Викарии Черниговской епархии Новгород-Северские епископы С 21 августа 1868 года Имена Сведения Феофилакт (Праведников), епископ рукоположен с 13.10.1868 12.01.1869 Серапион (Маевский), епископ рукоположен с 04.05.1869 по 15.05.1876 епископ Черниговский и Нежинский Афанасий (Пархомович), епископ рукоположен с 09.06.1885 по 04.03.1889 епископ Сарапульский, викарий Вятской епархии; 05.09.1910 Антоний (Соколов), епископ рукоположен с 24.09.1889 по 19.01.1891 епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии; 20.04.1911 бывший епископ Чебоксарский, викарий Казанской епархии со 2.02.1891 по 26.03.1893 епископ Черниговский и Нежинский; 24.08.1893 Юрьевская (Юрьев под Киевом на реке Рось). Учреждена около 1072 (1036) года Юрьевская (иногда Каневская) Кафедра в Юрьеве Имена Сведения Михаил, епископ упоминается в 1071 и 1073 неизвестно Антоний, епископ упоминается в 1088–1091 неизвестно Карион (Марин), епископ рукоположен После разорения Юрьева половцами кафедра в 1095 году была перенесена временно в Святополч до 1103 года, когда Юрьев был восстановлен Даниил, епископ рукоположен с 06.01.1113 09.09.1122 Кафедра временно перенесена в Канев, и епископы стали называться Каневскими Дамиан (Диодор), епископ (епископ Каневский) упоминается в 1147 по 1154 неизвестно Безымянный епископ упоминается неизвестно Адриан, епископ Белгородский рукоположен с 1190 упоминается в 1196, 1197 в конце XII века (1197) Алексий, епископ упоминается с 1231 епископ Полоцкий, Белгородский и Юрьевский, неизвестно В XIII веке перешла в управление Киевских митрополитов. Юрьевская (в Дерпте Ливонском) и Виленская Учреждена в 1570 году. Кафедра в Юрьеве (Дерпте) Имена Сведения Корнилий, епископ рукоположен 1570 (1575, 1578) Савва, епископ упоминается с 1578 по 24.02.1582 изгнан; неизвестно Кафедра закрылась по случаю завоевания Ливонии шведами. Якутская Учреждена 4 ноября 1869 года

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010