1 против течения (фр.). 1187 1 1Ин.5:19. 1188 2 самое современное оружие (англ.). 1189 3 бытовой техникой (англ.). 1190 4 социальную справедливость (англ.). 1191 1 Ну и что с того? (англ.). 1192 1 Центр византийских исследований в Вашингтоне. 1193 1 " Символы и символизм в византийской Литургии " (англ.). 1194 1 Мф.6:23. 1195 2 Университете Британской Колумбии (англ.). 1196 1 справедливость (англ.). 1197 1 Погружение в одиночество и покой., (фр.). 1198 2 Джоном Ле Бутилье… " Гарвард ненавидит Америку " (англ.). 1199 3 Mental reservation (англ.). – мысленная оговорка. 1200 1 встречи (англ.). 1201 2 изучение Библии (англ.). 1202 3 " Здравствуйте, батюшка .. " (англ.). 1203 4 бутерброд с яйцом (англ.). 1204 5 " дорогой " (англ.). 1205 1 Нервное расстройство, нервный срыв (англ.). 1206 1 Лк.24:29. 1207 1 " Время разрывов " Жана Даниэля (фр.). 1208 2 " Завещание Бога " Б.-А Леви (фр.). 1209 1 Ин.10:10. 1210 2 День матери (англ.). 1211 3 Из стихотворения В. Брюсова " Поэту " ( " Ты должен быть гордым, как знамя… " ). Правильно: " Быть может, все в жизни лишь средство/Для ярко-певучих стихов " . 1212 4 Там же. 1213 1 " Исследования новейшей русской истории " – серия исторических трудов, основанная А.И. Солженицыным. 1214 2 азартная игра, рискованное предприятие (англ.). 1215 1 инвесторы, адвокаты по налоговым делам (англ.). 1216 1 медицинский осмотр (англ.). 1217 1 Бергера " Еретический императив " 1218 2 современностью (англ.). 1219 3 в кротком Божием сострадании (фр.). 1220 4 Из стихотворения " Брат, столько лет сопутствовавший мне… " : " Передового нет, и я, как есть,/На роковой стою очереди " . 1221 5 " Торжество смерти " (англ.). 1222 6 " Великого Поста " (англ.). 1223 1 День труда (первый понедельник сентября) (англ.). 1224 2 сакральном (фр.). 1225 3 духовность без Бога (фр.). 1226 4 Лк.13:3. 1227 5 Христианская экуменическая община во Франции. 1228 6 " Синдесмос " – всемирное православное молодежное братство. 1229 7 Имеется в виду женский монастырь Покрова Пресвятой Богородицы в Бюсси-ан-От (Франция), Константинопольский патриархат. 1230

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

А в 1197 г. по заказу владимирского великого князя Всеволода Большое Гнездо, в крещении получившего имя Димитрий, в Византию – Константинополь и Солунь (Фессалонику) было отправлено посольство за образом св. Димитрия Солунского. Икона святого, выполненная на доске его гроба в Солуни, была привезена во Владимир и установлена в Димитриевском соборе, откуда в 1380 г. Димитрий Донской перенес ее в Москву, в Успенский собор. 174 Крестовые походы в XII – начале XIII в. не только не прервали, но и, как показали специальные исследования, 175 стимулировали паломническую практику русских поклонников, подчас шедших через «сарацинские земли» под прикрытием крестоносцев, создавших в Палестине свои государственные образования, такие как Иерусалимское королевство или Антиохийское княжество, владения рыцарских орденов – тамплиеров, иоаннитов и других. В 1200 г. в Константинополь пришел Добрыня Ядрейкович, сын новгородского воеводы. 21 мая, стоя на богослужении в храме св. Софии, он был свидетелем чудесного знамения – воспарения запрестольного Креста и лампад, о чем поведал в подробнейшем описании своего пребывания в православной столице в «Сказании о Святых местах и чудотворных иконах и иных чудесных вещах в Царьграде», или, иначе, в «Книге Паломник». 176 Постриженный позже, после возвращения из предполагаемого второго паломничества в Царьград ок. 1208/9 г., преподобным Варлаамом в Хутынском монастыре, он под именем Антония был избран затем на новгородскую архиепископскую кафедру (1210–1218 гг.), а позднее возглавил Перемышльскую Церковь . Вновь в начале 1226 г. возвращается в Новгород. 177 Свидетельством его пастырской деятельности является его свинцовая печать с леммой «Антонии архиеп(и) ск(о)пос Нов городьс кы(и)». Весной 1228 г. он отходит от дел, удаляется в Хутынский монастырь, где скончался 8 октября 1232 г. «Книга Паломник» подробно описывает достопримечательности и святые места, хранящиеся в храмах и монастырях реликвии, такие как ризы Феодора Стратилата, частицы мощей великомученицы Варвары Илиопольской, мощи Власия Севастийского, кусок камня от изголовия гроба Иоанна Богослова, частицу Древа Креста Господня, вериги апостола Петра, чудотворные образы Спаса, Богородицы, святых апостолов и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Авиньона Ардебертом. Среди этих церквей были указаны «верхняя» и «нижняя» церкви Марфы. На правой стене, при входе в портал, изображена Марфа с драконом, держащая в руке двойной крест, напоминающий по форме крест ордена госпитальеров Св. Духа, основательницей и покровительницей которого она считалась. Это изображение может свидетельствовать, что Житие Марфы было написано раньше строительства церкви. До Французской революции в ц. св. Марфы хранился такой же медный крест, какой изображен на стене портала. По преданию, этот крест принадлежал самой Марфе ( Faillon. 1848. Vol. 1. Col. 1207-1209). Известны изображения святой на старинных свинцовых печатях Тараскона, датируемых ранее, чем обретение ее мощей. На главной печати города изображался дракон, что также указывает на легенду об апостольстве Марфы в этой местности ( Idem. Col. 1215-1218). 1 июня 1197 г., после завершения реконструкции церкви, она была заново освящена Имбертом, архиеп. Арля (1191-1202), и Ростангом, еп. Авиньона, о чем свидетельствует стихотворная запись на портале церкви. Возможно, к этому времени базилика не была окончательно достроена, т. к. многие из ее капителей датируются XIII в. ( Olivier. 2010. P. 41-42). Впосл. был установлен праздник освящения церкви, к-рый ежегодно отмечался в Тарасконе в этот день. 17 дек. отмечался праздник освящения «нижней» церкви ( Faillon. 1848. Vol. 1. Col. 1228-1233). В 1482 г. ц. св. Марфы была возведена в статус коллегиальной. Церковь неск. раз реконструировалась (в XIV, XV и XVII вв.); в 1944 г. получила повреждения во время второй мировой войны и впосл. была отреставрирована. Мощи Марфы в Тарасконе были обретены в 1187 г. в крипте базилики, посвященной ей. На левой стороне портала церкви сохранилась стихотворная надпись на лат. языке, свидетельствующая об этом событии. Имя Марфа не указано, но она названа «гостеприимной хозяйкой» (hospita), принявшей Спасителя, чтобы исключить возможность отождествления ее с др. одноименной святой. На барельефе под надписью изображены Христос и еп.

http://pravenc.ru/text/2562512.html

Обращаясь к другим уделам русским, мы видим благочестивых князей: в Новгороде – Святослава и Мстислава Ростиславичей, в Смоленске – Романа и Давида Ростиславичей, в Галиче – Ярослава Владимировича, в Ростове – Василька Константиновича, в Муроме – Петра Георгиевича и т.д. О двух первых князьях – Святославе († 1172) и Мстиславе († 1179) Ростиславичах, каждом порознь, летопись говорит одно и то же: “Был украшен всякою добродетелию, любовь имел ко всем, особенно же прилежал милостыне, снабдевал монастыри, утешая черноризцев и мирские церкви, воздавал достойную честь священникам и всему святительскому чину; не щадил имения своего, но раздавал его любимой дружине и на пользу души своей”. Роман Ростиславич смоленский († 1180) “был смирен, кроток, незлобив, правдив, исполнен страха Божия; питал истинную любовь ко всем и к своим братьям, миловал нищих, снабжал монастыри и создал каменную церковь святого Иоанна, которую украсил всяким строением и иконами драгоценными, на помин души своей”. Давид Ростиславич смоленский († 1197) “был благонравен, христолюбив, нищелюбив, наделял монастыри и прочие церкви, с любовию принимал к себе чернецов и игуменов, испрашивая от них благословение, и вообще достойно чтил всех священнослужителей; он имел обычай каждый день ходить в церковь святого Михаила, которую сам создал, и здесь, смиренно повергаясь пред святыми иконами, со слезами молился, чтобы Господь простил ему грехи и удостоил его воспринять ангельский образ, чего и удостоился незадолго пред своею кончиною”. Ярослав Владимирович галицкий († 1187) “был князь мудрый, красноречивый, богобоязненный, раздавал большую милостыню, принимал странников, кормил нищих, любил черноризцев и помогал им, сколько мог, ходил во всем законе Божием и сам наблюдал за церковным чином, сам благоустроял церковный клир”. Василько Константинович ростовский “был для всех церковников, нищих и печальных как отец любвеобильный, особенно же отличался милостынею; был ласков к боярам и весьма снисходителен к своим слугам; мужество и ум в нем жили, правда и истина с ним ходили”. Убиенный татарами в 1238 г., он причтен Церковию за свои добродетели к лику святых 2009 . Что же касается муромского князя Петра, в монашестве Давида, Георгиевича († 1228), о котором не встречаем отзыва в летописях, то довольно заметить, что и этот князь вместе с супругою своею Феврониею, в монашестве Евфросиниею, причтен Церковию к лику святых 2010 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Обращаясь к другим уделам русским, мы видим благочестивых князей: в Новгороде — Святослава и Мстислава Ростиславичей, в Смоленске — Романа и Давида Ростиславичей, в Галиче — Ярослава Владимировича, в Ростове — Василька Константиновича, в Муроме — Петра Георгиевича и т. д. О двух первых князьях — Святославе († 1172) и Мстиславе († 1179) Ростиславичах, каждом порознь, летопись говорит одно и то же: «Был украшен всякою добродетелию, любовь имел ко всем, особенно же прилежал милостыне, снабдевал монастыри, утешая черноризцев и мирские церкви, воздавал достойную честь священникам и всему святительскому чину; не щадил имения своего, но раздавал его любимой дружине и на пользу души своей». Роман Ростиславич смоленский († 1180) «был смирен, кроток, незлобив, правдив, исполнен страха Божия; питал истинную любовь ко всем и к своим братьям, миловал нищих, снабжал монастыри и создал каменную церковь святого Иоанна, которую украсил всяким строением и иконами драгоценными, на помин души своей». Давид Ростиславич смоленский († 1197) «был благонравен, христолюбив, нищелюбив, наделял монастыри и прочие церкви, с любовию принимал к себе чернецов и игуменов, испрашивая от них благословение, и вообще достойно чтил всех священнослужителей; он имел обычай каждый день ходить в церковь святого Михаила, которую сам создал, и здесь, смиренно повергаясь пред святыми иконами, со слезами молился, чтобы Господь простил ему грехи и удостоил его воспринять ангельский образ, чего и удостоился незадолго пред своею кончиною». Ярослав Владимирович галицкий († 1187) «был князь мудрый, красноречивый, богобоязненный, раздавал большую милостыню, принимал странников, кормил нищих, любил черноризцев и помогал им, сколько мог, ходил во всем законе Божием и сам наблюдал за церковным чином, сам благоустроял церковный клир». Василько Константинович ростовский «был для всех церковников, нищих и печальных как отец любвеобильный, особенно же отличался милостынею; был ласков к боярам и весьма снисходителен к своим слугам; мужество и ум в нем жили, правда и истина с ним ходили». Убиенный татарами в 1238 г., он причтен Церковию за свои добродетели к лику святых . Что же касается муромского князя Петра, в монашестве Давида, Георгиевича († 1228), о котором не встречаем отзыва в летописях , то довольно заметить, что и этот князь вместе с супругою своею Феврониею, в монашестве Евфросиниею, причтен Церковию к лику святых .

http://sedmitza.ru/lib/text/435846/

Постановления Л. С. оказали заметное влияние на развитие канонического права Римско-католической Церкви; они нашли отражение в решениях ряда провинциальных Соборов: в Руане (1190), Монпелье (1195), Вестминстере (1200) и в соборных постановлениях, принятых под влиянием таких епископов-реформаторов, как Эд де Сюлли, еп. Парижский (1197-1208), и Стефан Лангтон , архиеп. Кентерберийский (1207-1228), а также продвигались папскими легатами Робером де Курсоном (Соборы в Париже (1213), Руане (февр. 1214), Бордо (июнь 1214)) и Петром Беневентским (Собор в Монпелье (янв. 1215)) ( Duggan. 2008. P. 339-340). Большая часть канонов Л. С. была утверждена на IV Латеранском Соборе. Но основным каналом рецепции декретов Л. С. стали многочисленные компендиумы по каноническому праву, создававшиеся в кон. XII в. Исследователи насчитывают более 20 подобных сборников, в к-рые полностью вошли каноны Л. С. ( Duggan. 2012. P. 411-416). Особое место среди них занимает созданный в Англии «Appendix Concilii Lateranensis», сыгравший важную роль в развитии декретального права . Все каноны Л. С. полностью либо частично вошли в состав «Compilatio prima» Бернарда Павийского (1190/91), а затем Декреталий Григория IX (1234) и оставались частью действующего права Римско-католической Церкви до издания Codex juris canonici (1917). Текст канонов Л. С. был включен в нек-рые исторические сочинения: «Деяния короля Генриха I» и «Хронику» Роджера из Ховедена, «Хронику» Гервасия Кентерберийского, «Английскую историю» Вильгельма Ньюбургского. Соборные постановления нашли отражение в сочинениях богословов кон. XII - нач. XIII в.: Петра Кантора, Алана Лилльского , Петра из Пуатье и др. Вероятно, уже современники рассматривали Л. С. как собрание, превосходящее по своему масштабу и значению предшествующие Соборы XI-XII вв. В источниках XIII в. он назывался «первым Латеранским Собором», а «вторым Латеранским Собором» считался Собор 1215 г. (по совр. нумерации - IV Латеранский Собор) ( Cheney. 1973). Однако особый статус Л.

http://pravenc.ru/text/2463163.html

Третья фаза переговоров достигла своего апогея на армянском соборе в Тарсе (1196–1197) при архиепископе Тарсийском 28 Нерсесе. Здесь участвовали и греческие епископы. Собор ответил на все выдвинутые греками условия, что же касается анафематствования Евтихия, Диоскора, Севира и Тимофея Элура с их единомышленниками, он объявил: “Евтихий уже анафематствован армянами. Если Диоскор и его сторонники имеют ту же веру, то нет никакого труда анафематствовать подобным же образом и их”. Однако Нерсес заметил, что имя Диоскора не стоит в списке еретиков, которых прислал армянам святитель Герман, Патриарх Константинопольский. На требование, чтобы армяне исповедали в Иисусе Христе только одно Лицо в двух природах, двух волях и двух действиях, собор ответил: “Это— вера Отцов. Применяемое армянами выражение «одна природа» (m…afЪsij) следует понимать в православном смысле Кирилла, Афанасия и двух Григориев…”. В отношении соборов V, VI и VII армяне ответили: “Если и прочие три собора согласны с четырьмя первыми, мы их также принимаем” 29 . На этом соборе было ясно изложено учение Армянской Церкви. Нерсес Тарсийский высказал мнение, что догматические разногласия обеих Церквей заключаются лишь в словах, и что по существу обе Церкви исповедуют одно и то же. Однако чрезмерные притязания армян и византийцев в вопросах административных и юрисдикционных привели эти переговоры к полной неудаче. Противники Нерсеса донесли на него королю Леону II как на опасного новатора. Нерсес умер в 1198 г., в тот самый год, когда Леон II обратился на Запад, прося папу Целестина III (1191–1198) и императора Генриха VI Германского признать его королем Киликийской Армении за осуществление церковного союза с Западной Церковью. Позднейшие попытки к соединению с греками были также неудачными. 5. Отношения с Римом Захват Константинополякрестоносцами (1204) исключил всякую возможность соглашения византийцев с армянами, хотя неудачныепереговоры из Никейского государства предпринимали еще патриарх Герман II (1228–1240) и патриарх Исаия (1321–1334) 30 .

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

Уверенный в том, что, живя в мире, он никаким образом не спасется, так как спасение возможно исключительно в монастыре, человек начинал предаваться всем необузданностям, удовлетворяя своим страстям, надеясь при конце жизни, в иноческой одежде, замолить свои грехи. Стремление в монастырь, в силу таких побуждений, было развито не только у простых русских людей того времени, но даже у князей, которые, по своему высокому положению пользуясь большими удобствами жизни, вместе с тем позволяли себе больше других удовлетворять своим страстям, а приближаясь к гробу, вспоминали грехи, содеянные ими в продолжение всей жизни, и принимали иноческий образ, уверенные в том, что самое принятие иночества уже заглаживает их грехи. Так, про князя Давида Смоленского ( 1197 г.) летописец говорит, что он перед кончиною «постригся и в скыме (схиме) был» 50 . Давид Муромский ( 1228 г.) также умер «в чернцих и в скиме». «Того же лета преставися Мстислав Мстиславич», также будучи «в чернцих и в скиме» 51 . Кроме них, летописи указывают на Святослава Киевского (1194), Всеволода Мстиславича (1195) и Владимира Всеволодовича (1227), принявших таким же образом монашество. Но мало того, что князья перед смертию постригались в монахи; княгини отпрашивались у мужей «отпустить их по свету», чтоб отыскивать себе обитель для затворничества. «Того же лета, – говорит летописец, – Святослав отпусти княгиню свою по свету, восхотевши ей в монастырь, и даст ей наделок мног», и она «иде в Муром к братьи и пострижеся» 52 . И вто не один пример. Так, известно, что Мария, супруга великого князя Всеволода, постриглась (в 1206 г.) в монахини, а также супруга Давида Смоленского и супруга Рюрика Киевского умерли монахинями. Тот же взгляд, что, живя в мире, можно удовлетворять своим страстям, лишь бы при конце жизни облечься в иноческий образ, в котором человек несомненно в состоянии будет омыть свои прежние грехи и не лишиться вечного блаженства, поддерживался и в церковно–назидательной литературе того времени, и тем самым общераспространенный неправильный взгляд как бы освящался самой церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Protopo...

совместно со своим мужем графом Иоанном Бриеннским (см прим. 19). Дочь королевы Изабеллы Иерусалимской, дочери Амальрика I, и ее второго мужа маркграфа Конрада Монферратского, падчерица Амальрика II Лузиньяна. Гуго — Гуго I (ок. 1195-1218), король Кипра с 1205 г. из династии Лузиньянов, сын Амальрика II и его первой жены Эскивы д " Ибелен. Фридрих II (1194-1250) — германский король из династии Гогенштауфенов (с 1212 г.), император Священной Римской империи (с 1220 г.), король обеих Сицилий (с 1197 г.), сын Генриха VI и Констанции Сицилийской. В 1228 г. возглавил шестой крестовый поход (1228-1229), закончившийся передачей христианам Иерусалима и провозглашением императора королем Иерусалимским. Венгерский король Андрей — Андрей II Арпад (1175-1235), наследовал своему племяннику Владиславу в 1205 г. Совершил неудачный крестовый поход в 1214-1216 гг. Леопольд Австрийский — Леопольд VI Знаменитый (1176-1230), сын Леопольда V, герцог Австрии и Штирии, наследовал своему брату Фридриху I в 1198 г. Последовательно поддерживал династию Гогенштауфенов в борьбе с Вельфами и папством. Участвовал в походе против испанских мавров в 1212 г. и осаде Дамиетты в 1219 г. Оттон Меранский — Оттон VII фон Андех, герцог Меранский (1204-1234), наследовал своему отцу Бертольду IV. Граф Бургундский благодаря браку с Беатрисой Гогенштауфенской (с 1208 г.), маркграф Истрии (1215-1230). Брат королевы Франции Агнессы Меранской, второй жены Филиппа II Августа. Граф Голландский Вильгельм — Вильгельм I (1190-1222), сын Флориса III, умершего во время третьего крестового похода. Участвовал в сражениях с маврами в Испании, осаждал Дамиетту в 1219 г. Часть 2 Наиболее любопытное явление в рассмотрении обстоятельств этого похода состоит в том, что собравшиеся под Акрой крестоносцы и контингенты от местных сирийских христиан заметно колебались в выборе места, на которое должны быть направлены их удары, для них, по-видимому, не было соответственной военной цели. Если пришлые из Европы крестоносцы не могли не иметь в мысли Иерусалима и освобождения святых мест, то в среде местных христиан преобладало мнение, что вопрос об Иерусалиме лучше всего может быть разрешен перенесением театра военных действий на Египет, откуда мусульманские властители Сирии черпали свои силы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

Δαμων, δαιμνων, δαιμνια I: 672 сл. 680–1. 685. 814,401. Даниила пр. книга (I: 561,264. 562,266 632,516. 830,454. II: 1274). II, 21. 37 (II: 627). IV, 10 (I: 768,298). IV, 32 (II: 747). VII, 9 (I: 275,192). VII, 13 (I: 863,538. II: 256,664). VII, 18. 22. 27 (II: 629). X, 13 (I: 778,325). XII, 2 и ср. 13 (I: 561,265). XII, 13 (I: 24). Дарвинизм I: 574,310. 581,345.348. Демонология иудейская (II: 515,362): демоны – элементарные духи (I: 684), этически безразличные (I: 765. 810), с телами и плотское общение их с Еввой и дочерями человеческими (I: 717 сл. 729 сл. 737 сл. 794. 795,361. 840 сл. II: 432,3); демоническия влияния и одержания (I: 744 сл. 756 сл. 799). Демосфен II: 1111. Десятословие II: 847. 1090. δι в применении ко Христу (II: 278,749) и с accusat. (I: 741). Диаволицы в иуд. I: 793,353. δκαιος I: 432,466. δικαιοδν, δικαιοσνη, δικαωσι; (I: 421,440. 425,452. 432,467. II: 562,489 604,588. 1220. 1270). δικαιοσνη θεο I: 422–3. II: 403,1197. 1127,1145. Диаспора II: 843,94. 1277. 1278. Диатриба–у Ап. Павла II: 972–3. 980. 1005. 1009,180. διατριβα II: 1205,1831. 1208. διατριβα II: 973,993. Disciplina arcana II: 1189. διχοστασα I: 75. – I: 211,96. δξα I: 609,465. 686. 716. 721,215. 723,215. II: 307,826. Докетизм II: 307,826. Долина Иосафатова I: 519. . I: 186. , Дуализм в иуд. (и христ.) теологии (I: 744. 789. 790,340–1. 792. 795. 798. 806. 812) и у Филона (II: 317). Духовность (некоторая) необлагодатствованных у Ап. Павла II: 1001,117. Дух Св. (I: 652–3. 719 сл., 215. II: 644,809–810. 648,815. 653,820. 664,845. 690,880. 693,880. 694,891. 695,893. 1001,1171. 1031. 1172. 1225. 1228), отошел от Израиля (I: 814,407). Дух, носившийся над водами, – Мессия I: 246,64. 863,538. II: 414,1248. 696. Душа по иудейским воззрениям: предсуществование (I: 259–260. 517,167. 876,556), переселение (I: 517,167), материальна (1:723,215.); по смерти не сразу разлучается с телом, но пребывает около него (I: 633,520. II: 375,1069. 413,1246)· Душа в христ. и у Ап. Павла (II: 235 сл. 237,608) яко бы безсмертна не по природе (II: 378,1069).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010