Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо, отразились на церковном статусе города. Поставленный по выбору Всеволода III на Ростовскую кафедру 11 марта 1185 г. Лука имел титул епископа «Ростову, и Володимерю, и Суждалю» (ПСРЛ. М., 2001. Т. 1. Стб. 391); такой же титул до 1214 г. носил и преемник Луки свт. Иоанн . Кн. Всеволод продолжил храмоздательную деятельность брата и «многы же церкви созда по власти своеи». После опустошительного пожара во Владимире в 1185 г., когда сгорели 32 церкви и получил значительные повреждения Успенский собор, последний был не только восстановлен (к 1189), но и расширен за счет пристроек с севера, юга и запада. В 1192 г. был заложен, в 1197 г. освящен храм в честь Рождества Пресв. Богородицы и при нем основан владимирский в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-рь . В 1194-1197 гг. шло сооружение дворцового во имя вмч. Димитрия Солунского собора , князь украсил его «дивно иконами и писаньем» и вложил в храм «доску гробную из Селуня святаго мученика Димитрия, мюро непрестанно точащю» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 414) и сорочку мученика. В 1196-1197 гг. по повелению свт. Иоанна на вратах, ведущих в Успенский собор, была возведена ц. во имя Богоотец Иоакима и Анны. В 1200 г. заложен и через 2 года освящен храм Успения Пресв. Богородицы во владимирском Княгинином жен. мон-ре . Церкви во имя первомч. архидиак. Стефана (1780) и во имя св. князей Бориса и Глеба (1152) в Кидекше (Суздальский р-н). Фотография. 2003 г. Церкви во имя первомч. архидиак. Стефана (1780) и во имя св. князей Бориса и Глеба (1152) в Кидекше (Суздальский р-н). Фотография. 2003 г. Наиболее раннее известие о церковном строительстве в Суздале зафиксировано в летописной статье под 1096 г., рассказывающей о вторжении муромского кн. Олега Святославича в Ростово-Суздальскую землю. Описывая разорение города, летописец сообщает о наличии в нем ц. вмч. Димитрия и двора Киево-Печерского мон-ря (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 237, 238). С кон. XI в. известен суздальский во имя вмч. Димитрия мон-рь, находившийся за р.

http://pravenc.ru/text/154964.html

На северо-восточной стороне города, близ правого берега реки Полисти, он основал в 1192 году мужской Преображенский монастырь. На Новгородскую кафедру святой Мартирий был поставлен по жребию после смерти святителя Григория († 1193; память 24 мая/6 июня). 10 декабря 1193 года его посвятили в сан архиепископа в Киеве. Святитель Мартирий прославился как неутомимый строитель храмов. В мае 1195 года он заложил храм во имя Божией Матери на городских воротах, 13 сентября 1196 года освятил храм в честь Воскресения Христова в новой женской обители у озера Мячина. В январе 1197 года святитель освятил храм во имя свт. Кирилла Александрийского в одноименном мужском монастыре в трех верстах от Новгорода. В 1197 году он заложил в Плотницком конце Новгорода женский монастырь во имя святой великомученицы Евфимии, построенный благочестивой молодой жительницей Городища. В января 1197 года святитель Мартирий освятил в Преображенском монастыре Старой Руссы храм во имя свт. Никифора, патриарха Цареградского. В мае 1198 года он начал строить каменный храм в честь Преображения Господня, а 15 августа того же года освятил его. В том же году княгиня Елена, супруга князя Ярослава Владимировича, построила на Торговой стороне на Молоткове храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в монастыре, основанном святителем Мартирием. Храм был построен в память следующего чуда. Один набожный новгородец каждый день ходил в церковь. Однажды он возвращался домой и, устав, заснул и обронил Богородичную просфору. Собаки, почуяв хлеб, подбежали к просфоре, но отскакивали прочь, прогоняемые невидимой силой. Великий князь Всеволод был недоволен новгородцами, и в 1199 году святитель Мартирий вместе с представителями горожан отправился во Владимир. По дороге, на берегу озера Селигер, он скончался 24 августа 1199 года. Тело его перевезли в Новгород и погребли в Мартириевой паперти Софийского собора, получившей это название потому, что была построена святителем Мартирием. Известен его образ в алтаре Новгородского Софийского собора.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Наступила патовая ситуация: царь Петр не имел возможности немедленно покончить с мятежниками, число которых значительно выросло, а Иоанн не мог в одиночку победить Петра. И тогда мятежник решил обратиться за помощью в Константинополь, надеясь привлечь сильного союзника на свою сторону. Он направил послание Алексею III с предложением выделить войско в обмен на признание всей Болгарией власти Римского императора над собой 918 . Это был великолепный шанс, которым, безусловно, воспользовался бы любой из прежних Римских самодержцев. Но только не новый василевс, «со своей вялой изнеженностью укрывшийся во дворце». Он долго размышлял над предложением Иоанна, теряя драгоценное время, а затем направил в Болгарию протостратора Мануила Камицу. Возможно, этот полководец обладал какими-то прекрасными качествами, но только не мужеством. Камиц уже почти подошел к границам Болгарии, когда внезапно и без объяснения причин повернул войско обратно. Даже солдаты возроптали, не понимая таких странных маневров, но это ничего не изменило. Когда известие об отступлении достигло столицы, василевс решил сам возглавить войско, но и он без видимых причин повернул с полпути назад. Потратив время в бесцельных маневрах, только разлагавших армию и отнимавших у воинов веру в своих командующих, Алексей III упустил возможность почти бескровно подчинить Римской империи Болгарию. Увидав, что помощи ему ждать неоткуда, Иоанн оставил отечество и скрылся в Константинополе; единоличным правителем Болгарии стал Петр. Но и этот заслуженный воин царствовал недолго: кто-то из соплеменников убил его мечом во время ссоры в 1196 г. Теперь Болгарским царем стал младший брат Петра и Асеня Иоанн Калоян (1197–1207) 919 . Но параллельно этому царству на территории Болгарии образовалось другое государство, во главе которого оказался боярин Добромир Стрез (1197–1202), или Хрис, родственник Асеневичей, перешедший на византийскую службу. Со своим отрядом из 500 всадников Добромир активно помогал грекам и был назначен комендантом замка Струмицы. Но в начале 1197 г. Хрис, вместо того чтобы бороться с Калояном, захватил оставленный без войск город Просак и объявил о своей независимости, став, по существу, единственным правителем Восточной Македонии 920 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

188. Евфимиев – Благовещенский – Плотинский или Плотницкий , женский, совсем уничтоженный монастырь в Новгороде, на Торговой стороне, по прав. берегу Волхова, в 1 вер. вниз течения от кремля. Основан в 1197 г., когда „постави монастырь св. Евфимии, в Плетьниках, Полюжая городышиниця Жирошкина деци“. Это известие варьируется: под 6706 (1198) год. в летописи говорится: „Заложиша церковь каменну св. Евфимии в монастыре, в Плотинском конце, владыка Мартирий, а зданием и послужением Городнича Широшника дщи». Но впоследствии этот монастырь, вероятно, по каким-то причинам запустел, так как под 6922 (1414) год. встречаем запись: „В Великом Новеграде совершиша церковь каменну св. великом. Евфимии, в Плотницах и устроиша девичь монастырь». В 1553 г. „свершена бысть церковь каменая Благовещения, на старом окладе, в Офимьени монастыре, а свящал владыка Макарий собором». По штатам в 1764 г. положен во 2-м классе, но в 1787 г. переведен в Духов мон., в который тогда же перенесена часть мощей св. Евфимии. В 1807–1808 год. строения все разобраны. “Ист. Росс. Иер.”, IV, 97; Ратшин, 395; “Полн. собр. Закон.”, 1813 г., XXII, 16338; Макарий, “Археол. опис. церков. древ. Новгр.”, I, 334, 346, 398, 399; И, 67, 112, 175, 181; “Новгор. Сборн.”, IV, Отд. 6, 30; “Ист. разгов. о древн. В. Новгр.”, 86; Строев, “Спис. иер. и наст. м-рей”, 108, 46; “Акты Археогр. Эксп.”, III, 145 (Ц. гр. 1623 г. о сборе денег на постр. мостов); “Новгород. писцов. кн.”, II, 464, 612; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, III, 76; IV, 203; “Известия Археол. Общ.”, 1863 г., IV, 17 (Поручная запись по пономаре, 1682 г.; игуменья Маремьяна); “Временник Общ. ист. и древ.”, 1850 г., VI, 76 (писцов. кн. 1583 г.; назван «Офимьин на Запольской улице»); Калачов, “Акты юрид. быта древн. Росс.”, II, 437, 150 (Купчая 1612 г. на лавку; старица Евфимия); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. 1, 151 (в 1744 г. имел 390 душ крест.); “Полн. собр. лет.”, III, 21, 127, 217 (основ. м-ря 1197 г.), 199 (в 1533 г. совершена церк. кам. Благовещ.), 236 (в 1414 г. возобновлен); VI, 290 (в 1533 г. освящ. церк. Благовещ.); VIII, 158 (в 1471 г. от иконы пресв. Богород. многащи слезы яко струи от очию исхожаху); 32 (в 1199 г. постави Поляжай церк. св. XV, 287 (в 1197 г. постави м-рь св. Евфимии, в Плотниках); Иванов, “Опис. госуд. архива старых дел”, 287 (в 1631 г. патр. Филарет Никитич пожаловал в м-рь книгу Часовник печатный), 288 (тоже книгу Минею Общую печатную и Шестоднев), 290 (тоже Триодь Цветную печатную); “Русск. истор. Библиот.”, III, 899, 900, 901, 903, 918, 975, 978 (патр. Филарет в 1631–32 г. пожаловал м-рю печатн. книги; ча-совник, минею общую, шестодневец, триодь цветную, служебник, триодь постную и Крест, на котором резаны праздники).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

ниже). 313 Что Десятинная церковь была поставлена на том холме, на котором прежде стоял Перун, это ясно даёт знать летопись. Последний стоял на холме вне двора загородного каменного терема (Летопись под 908 и 945 годами, – Лаврентьевское издание 2, стр. 53, 54 и 77, Ипатское издание 2, стр. 33, 35 и 52); но и Десятинная церковь была поставлена перед двором теремным («двор теремный за святою Богородицею» или иначе: св. Богородица перед двором теремным, под 945 годом, Лаврентьевская стр. 54, Ипатская стр. 35). На холме этом, по ясному свидетельству летописи, была поставлена церковь св. Василия: но мы полагаем, что нет ничего невозможного в том, чтобы на одном холме были поставлены две церкви. Если летопись под 980 годом говорит: «на том холме ныне церкы стоить, святаго Василия есть» и не упоминает о церкви Десятинной, то это, вероятно, должно понимать так, что церковь св. Василия, построенная прежде, была поставлена на самом месте Перунова идола, а Десятинная – более или менее поодаль. (Собственно на месте двора убитых при Владимире язычнике Варягов-христиан, летопись под 980 годом). Нынешнее киевское предание разделяет церкви Васильевскую и Десятинную весьма значительным промежутком места; но относительно этого предания должно сказать: во-первых, вовсе не есть нечто положительно и несомненно доказанное, что сохранившаяся от древнего времени и признаваемая за Васильевскую церковь (Трёхсвятительская) действительно есть Васильевская; во-вторых, в Киеве после Владимира церквей св. Василия было построено ещё несколько; нынешняя Васильевская (Трёхсвятительская) церковь, если она действительно есть Васильевская, может быть принимаема, например, за ту церковь св. Василия, которую в 1197 году великий князь Рюрик Ростиславич поставил на Новом княжем дворе (Ипатская, 1197). Если не ошибаемся, относительно местности Десятинной церкви одного мнения с нами и преосвященный Макарий (Ист. т. I, издание 2 стр. 49). 320 Преосвященный Филарет в Истории, I, §30, и в Обзоре §22; преосвященный Макарий в Истории, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Известны Белгородские епископы: Феодор (упом. 1147–1148), Максим (упом. 1187–1190), Адриан (1190–1197), безымянный (упом. 1231). В 1231 г. Белгородская епархия представляется еще самостоятельною и отдельною от Юрьевской (П. собр. р. лет. 1. 194; 2. 30, 38, 136, 138, 152 Известны Волынские епископы: Феодор (1137–1147), Иоасаф (упом. 1223–1229), Василий и Никифор — преемники Иоасафа (П. собр. р. лет. 1. 133; 2. 30, 163; 3. 45 Известны Переяславские епископы: Евфимий (1141–1149), Василий (поставл. 1157), Антоний (уп. 1168), Павел (поставл. 1198), Симеон (упом. 1239) (П. собр. р. лет. 1. 136, 174, 200; 2. 17, 30, 43, 176 Татищ. 3. 104, 160, 328 Упоминаются Юрьевские епископы: Дамиан в 1147 г. и безымянные в 1183, 1197 гг.; Алексий ок. 1220 г. и еще безымянный в 1231 г. (П. собр. р. лет. 1. 194; 2. 30, 128, 152 Памятн. росс. слов. XII в. 255 Под 1154 г. летопись говорит о каком-то епископе Дамиане Каневском (1. 147; 2. 76 принимая во внимание, что около того самого времени был Юрьевский епископ Дамиан, можем думать, что это одно и то же лицо и что Юрьевские епископы назывались иногда и Каневскими. По крайней мере, предполагать существование особой епархии — Каневской нет достаточного основания. Известны Полоцкие епископы: Косьма (1143–1156), Дионисий († 1183), Николай (поставл. 1185), Владимир (упом. 1218) , Алексей (упом. 1231) (П. собр. р. лет. 1. 165, 187; 2. 19, 126, 127 В летописи упоминаются только два Туровских епископа: Иоаким — в 1144–1146 гг. и Лаврентий — в 1182 г. (1. 136; 2. 19, 25, 126 Но из древнего сказания, сохранившегося в Прологе (под 28 чис. апреля известно, что был в Турове знаменитый епископ Кирилл, который обличил ересь Феодорца Ростовского (след., ок. 1169 г.), писал послания к Андрею Боголюбскому († 1174) и, значит, занимал Туровскую кафедру прежде Лаврентия, упом. в 1182 г. (Восток. Опис. рук. Рум. муз. 457 В другом древнем сказании — «О Мартыне мнисе, иже в Турове», повествуется, что этот Мартин был прежде поваром преемственно четырех Туровских епископов — Симеона, Игнатия, Иоакима и Георгия и что потом, когда Мартин, будучи уволен последним епископом на покой за старостию, сделался иноком и проживал в епископском монастыре святых мучеников Бориса и Глеба в тяжкой болезни, к нему явились святые мученики Борис и Глеб, которых он принял за слуг Ярослава Георгиевича («и мнев старец: Георгиевича Ярослава слузе еста»), и исцелили его (Пролог Рум.

http://sedmitza.ru/lib/text/435831/

Приблизительно в то же время, в 1185 г., болгары подняли восстание. Его возглавили два брата, Петр и Асень - аристократы влахского происхождения. Византийцы не смогли подавить восстание, и после 1190 г. на карте Балкан появилось независимое болгарское государство на территории между Дунаем и Балканской грядой. Это стало началом Второго Болгарского Царства. Хиротония Василия, первого архиепископа Тырновского, была совершена митрополитом Видинским, а Асень провозглашен «царем болгар и влахов». Конечно, эти действия не были признаны ни Константинополем, ни Охридом, но новое государство продолжало распространяться, а новый церковный центр - строиться. Тырново стало славянской альтернативой управляемому греками Охриду. Более решительные шаги были предприняты после IV Крестового похода младшим братом Петра и Асеня - Калояном, наследовавшим Петру в 1197 г. Калоян (1197-1207) вел победоносные войны со слабеющей Империей и даже заслужил почетное наименование Грекобойцы. Тень царя Самуила была отомщена. Шаги, предпринятые им, не могут быть верно поняты вне контекста политической и религиозной идеологии, которую славяне восприняли от византийцев: христианское общество должно возглавляться двоеначалием императора и патриарха. В то время как легитимная империя, несомненно, должна быть «римской» и вселенской, вторичные или «региональные» империи имели право на существование, если того требовали исторические обстоятельства. Однако, так как единство христианской «экумени» не могло подвергаться сомнению, региональные императоры (или цари), также как и региональные патриархи, должны были быть легитимизированы верховной вселенской имперской властью. Как мы уже видели в случае с Охридом, эти региональные империи и патриархаты, хотя обычно и имели национальное название, не были, строго говоря, «национальными церквами»: в них (особенно на Балканах) всегда входило смешанное население и даже целые епархии, в которых греческое богослужение было распространено гораздо шире славянского. Калоян, как и все его современники, принимал правила этой политической игры в качестве данности. Однако, так как константинопольские власти наотрез отказались предоставить имперский статус ему, а патриарший - его архиепископу Василию, он обратился к другой христианской вселенской силе, которая на Западе заняла место империи и сама стала источником политической и церковной власти, - к римскому папству.

http://sedmitza.ru/lib/text/434811/

Когда получена была весть об опустошении крестоносцами округа Димотики, король совсем переменился в обращении с послом. С тех пор он уже не был так добр и милостив, как прежде: посол не получал более ни кормовых, ни карманных из королевской камеры " . Между другими новостями тот же клирик Эбергард сообщил, что, проезжая по Болгарии, он нашел разрытыми все могилы крестоносцев, умерших на пути, и что трупы вытащены из гробов и валяются по земле. Бела III — венгерский король из династии Арпадов (1174-1196), младший сын Гейзы II. Был воспитан при императорском дворе в Константинополе, ввел в Венгрии византийский придворный церемониал. Много содействовал культурному развитию страны. При нем Венгрия ориентировалась на Византию. Браничево — сербский город, располагавшийся недалеко от места впадения Моравы в Дунай, близ Пожареваца. Разрушен в XIV в. Стефан Неманя (ок. 1113-1200) — князь Рашки (внутренней Сербии) с 1159 г., позже " великий жупан " Сербии, основатель династии Неманичей и создатель единого сербского государства. В 1180 г. сумел избавиться от византийского суверенитета и расширить территорию Сербии. В 1195 г. отрекся от престола и последние пять лет жизни провел в монастыре. Асени (Асениды) — династия болгарских царей. Ее родоначальником был Иван Асень I (1187-1195 г.), который вместе со своим братом Петром в ходе победоносного восстания в 1186 г. добился независимости Болгарии от Византии, основав Второе Болгарское царство. После его убийства в 1195 г. трон наследовал Петр (ок. 1187-1197), а ему — младший брат, Калоян (1197-1207). Герцог Бертольд, владетель Далмации — Бертольд IV фон Андех, герцог Меранский (с 1180 г.), герцог Далмации и маркграф Истрии (1188-1204), сын Бертольда III, маркграфа Истрийского из немецкого рода Андех-Меранских. Ансберт — австрийский клирик-хронист, участвовавший в третьем крестовом походе в 1188-1195 гг. Никита Акоминат — Никита Хониат, ошибочно называемый также Акоминатом (ок. 1150-1213), византийский историк. Получил образование в Константинополе, где занимал высокие административные должности.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

До 1237 г. Рязанский мужской монастырь во имя св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова. Рязанский Ольгов мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. До 1197 г. Смоленский, близ деревни Чернушек мужской монастырь во имя Спасителя. До 1197 г. Смоленский мужской монастырь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. Смоленский Смядынский мужской монастырь во имя св. архангела Михаила. Староладожский мужской монастырь во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских. До 1237 г. Суздальский женский монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Суздальский женский монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы. Суздальский на Сполье мужской монастырь в честь Рождества св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. До 1238 г. Тверская на Восне мужская пустынь во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских. Устюжский Гледенский мужской монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы. Устюжский мужской монастырь во имя св. архангела Михаила. До 1238 г. Юрьевский мужской монастырь во имя св. архангела Михаила. До 1186 г. Ярославский мужской монастырь во имя свв. апп. Петра и Павла. Основные события русской церковной и государственной истории (978–1240) 2066 978–1015 Св. равноап. блгв. кн. киевский Владимир Святославич 987–989 Крещение св. равноап. блгв. кн. киевского Владимира Святославича и его брак с Анной, сестрой византийского имп. Василия II 989 Русское войско, посланное кн. Владимиром, обеспечивает победу имп. Василию II над узурпатором Вардой Фокой 988 Крещение Руси 996 Освящение церкви Пресвятой Богородицы Десятинной в Киеве до 997 г. Учреждение Киевской митрополии Константинопольского патриархата и ряда епископий (Белгородской, Новгородской, Полоцкой, возможно, Черниговской, Переяславской, Вольшской) 2067 1005 /1006 Учреждение Туровской епископий 2068 1007 (?) Перенесение мощей св. равноап. кнг. Ольги в Десятинную церковь 1015–1019 Борьба за киевский стол между Святополком и Ярославом Владимировичами; взятие Киева польским войском Болеслава I, союзника Святополка (1018)

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Осенью того же года основан им храм Воскресения Христова в новой женской обители у озера Мячина, а в следующем году 13-го сентября освящен. Летопись так говорит о сем подвиге святителя: «Владыка трудился, палимый во время дня зноем, а ночью скорбел от заботы, как бы окончить и видеть в полной красоте церковь ; чего желал, получил он, – Царство Небесное и радость нескончаемую» 247 . Между тем в том же году усердные два брата, Караваковичи, по благословению святителя, основали еще монастырь в Нелезине, на Лубяной улице, в честь святи­телей Кирилла и Афанасия, монастырь замечательный и потому, что новгородцы признавали потом в святителе Кирилле защитника своего от татар, и этот монастырь доселе существует 248 . В 1197 году святитель имел утешение заложить в Плотницком конце храм святой мучени­цы Евфимии с девичьим монастырем, а постройку приняла на себя благочестивая Полюда, жительница Городища 249 . Блаженный пастырь продолжал заботиться и о полном устройстве основанного им мона­стыря в Старой Русе. В январе 1197 года освящал он в нем храм в честь святого патриарха Никифора; а в мае 1198 года начал там же строить каменный храм Преображения Господня и освятил его в день Успения Богоматери; «блаженный, говорит летопись, веселился душою, устроив себе вечную память, а христианам честный монастырь» 250 . В том же году было изумительное происшествие: один набожный новгородец каждый день посещал храм Божий и, с благоговением принимая антидор и про­сфору, с благоговением и вкушал. Раз нес он Богородичную просфору в дом и, по немощи, заснул на дороге. Псы, почуяв хлеб, подошли и хо­тели похитить просфору, но отскакивали прочь, отражаемые какой-то силою. Это было в виду людей. Когда доложили об этом блаженному Мартирию, он приказал на месте происшествия основать храм в честь Богородицы. Супруга князя Ярослава Владимировича Елена приняла на себя построить храм и женскую обитель, и в следующем году освящен на Торговой стороне, на Молоткове, монастырский храм Рождества Богородицы 251 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010