ке доспеха автор иконы прибегает к более широкому репертуару декоративных изысков. Правда, фигура Георгия в целом имеет более вытянутые пропорции, отражающие иконографический тип, сложившихся в балканском искусстве конца XIV- начала XV в. в недрах так называемой " моравской школы " живописи - последней страницы " великого стиля средневековой Сербии " . (77) В конструировании же " иконы на рези " первенствующую роль, несомненно, играли источники пластические. Так или иначе, совершенно ясно стадиальное единство кремлевского Димитрия и гуслицкой иконы, как явлений художественной жизни Москвы конца XIV- начала XV в. » Типологически к тому же варианту фигуры в перепоясанной одежде, доходящей почти до колен, высоких сапогах и плаще, скрепленном фибулой ниже шеи, относится и шитая на Большом саккосе митрополита Фотия фигура Великого князя Василия Димитриевича. Саккос датируется 1414-1417 гг. и считается работой греческих мастеров Фотия. (78) Аналогичный пропорциональный строй фигур, способ изукрашенности одежд, напористая энергия жестов, плотная постановка ног, мелкий и тонкий рисунок ликов, собранный силуэт, не имеющий активных пластических и графических нюансов за пределами основного объема, свидетельствуют о стадиальной близости памятников. К явным признакам родства относится и заметная в обоих случаях удлиненность торса, правда, несколько сгармонированная в фигуре великого князя. Подведем итоги. Киотная резная статуя св. Димитрия Солунского, по-видимому, была выполнена московским мастером в конце XIV- начале XV в. и поставлена в Димитриевском приделе Успенского собора Московского Кремля, знаменуя собой по замыслу митрополита Киприана образ той " гробной доски " святого, которая была принесена во Владимир из Фес-салоник в 1197 г. Икона же солунского мученика, от которой сохранился золотой филигранный венец конца XIV - начала XV в., поновленная затем в XVI и XVII вв., могла также быть заказана Киприаном с целью уподобить Моасовский Успенский собор древней базилике св. Димитрия, а Москву - Солуни. Единственной древней святыней, принесенной в Москву из Владимира в 90-х гг. XIV в., скорее всего, был византийский ковчег XI в. с частицей " сорочки " св. Димитрия, которая и была главной святыней базилики. (79) Заказанная Киприаном реконструкция " гробной доски " в виде деревянной статуи святого подтверждает мнение А. Грабара о том, что она представляла собой именно рельеф.

http://sedmitza.ru/text/514948.html

Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было. 1194 Хвалебная песнь Аллилуия. Избавление послал Он народу Своему; заповедал во веки завет Свой. Свято и страшно имя Его. 1196 Аллилуия. Песнь 1197 Младенец родился нам, Сын дан нам, и стало владычество Его на раменах Его, 1198 аллилуия, аллилуия. Стих I: Аллилуия. Владычеству и миру Его не будет предела, вновь Он явится на престоле Давида и в царстве его. Припев: И стало владычество... Стих II: Аллилуия. Народ языков, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране тени смертной воссиял свет. Припев: И стало владычество... Стих III: Аллилуия. Слава и честь Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков, аминь. Припев: И стало владычество... Диакон: Благодарение Богу. Отвечают: Всегда да возносим. И священник читает первую молитву 1200 Се время благоприятное, се ныне день спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Само деление школы на классы было составлено сообразно изучению латинского языка. Учебником были известные в свое время «Institutiones linguae latinae» иезуита Эммануила Альвара. Этот учебник в бесчисленных изданиях изучался в Западной Европе и Польше. 1192 У меня под рукой издание 1753 года (Hildesii), а судя по словам Георгия Конисского , он постоянно употреблялся в наших училищах в прошлом столетии. 1193 Учебник этот изложен в виде вопросов и ответов по-русски и по-латыни, и ничего особенно трудного или темного в себе не заключает. 1194 В начале, в основаниях (rudimenta), после учения о буквах и слогах, систематически изложены основные понятия о имени существительном, прилагательном, местоимении, глаголе, причастии, предлоге и союзе. Затем в первой книге Institutionum подробно изложены спряжения и склонения. В конце помещены соответствующие правилам примеры с готовыми переводами, для заучивания наизусть. 1195 Эта первая часть Institutionum проходилась в классе аналогии до начала постной триоди. Затем вероятно следовало повторение и укрепление правил в памяти письменными упражнениями. Всех упражнений сделано 27, из них 9 домашних, 3 классных работы, об остальных не знаем. Вторая часть Альвара излагает синтаксис, заключавший в себе главы de octo partium orationis constructione, de concordantiis, de constructione figurata и пр., всего 31 глава. 1196 Все эти правила были снабжены массою примеров. Первоначальные примеры по этимологии брались из живой речи, в роде следующих: «Святой Леонтий и Игнатий на небе. Градоначальник в Ростове – воевода. Ярославль от Ростова верстах в 60. Преступников в России ссылают в Сибирь. Пресветлейший Государь взял Канцы 1197 , присутствовавшу ему Борису Петровичу Шереметеву. Пресветлейший взял Азов, возьмет и Ригу». Затем, при синтаксисе примеры брались и из классических писателей. Эти примеры заучивались, как мы уже говорили, наизусть. 1198 Письменные работы учеников носили названия: exercitia, occupationes, compositiones. По окончании этимологии, при прохождении синтаксиса, ученикам давались самостоятельные письменные переводы с русского.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Возводя нас к совершению благости, изгоняя из нас зло, Господь, повелевший не судить и не осуждать ближних, отпускать ближним все согрешения их против нас, законополагает еще: Вся, елика хощете да творят вам человецы, тако и вы творите им [ 1192 ]. Мы любим, чтоб ближние наши были снисходительны к нашим немощам и недостаткам, чтоб они великодушно переносили от нас оскорбления и обиды, чтоб они делали нам всевозможные услуги и одолжения: будем такими к ближним. Тогда достигнем полноты благости, соответственно которой получит особенную силу молитва наша; сила ее всегда соответствует степени благости нашей. Отпущайте, и отпустят вам: дайте, и дастся вам. Меру добру, наткану и потрясну и переливающуся дадят на лоно ваше. Тою бо мерою, еюже мерите, возмерится вам [ 1193 ], от милосердого и в милосердии Своем правосудного Бога. Внидите узкими враты: яко пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу, и мнози суть входящии им [ 1194 ]. Пространная врата и широкий путь — это деятельность по воле и разуму падшего естества. Узкие врата — деятельность по евангельским заповедям. Господь, одинаково смотрящий на настоящее и будущее, видя, как немногие человеки будут последовать Его святой воле, открытой им в евангельских заповедях, предпочтут этой воле своеугодие, сказал: Что узкая врата, и тесный путь, вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его! [ 1195 ] Ободряя и утешая Своих последователей, Он присовокупил: Не бойся, малое стадо: яко благоизволи Отец ваш дати вам Царство [ 1196 ]. Господь повелел проводить трезвенную жизнь, непрестанно бдеть и наблюдать над собою: потому что, с одной стороны, неизвестен час посещения Господня, также час смерти нашей, нашего призвания на Суд Божий, — неизвестно, какое искушение и какая скорбь могут неожиданно возникнуть и обрушиться на нас; с другой стороны, неизвестно, какая греховная страсть может возникнуть в падшем естестве нашем, какой ков и какую сеть могут устроить для нас неусыпные враги спасения нашего — демоны. Да будут чресла ваша препоясана, и светильницы горящии, и вы подобии человеком, чающим Господа своего, когда возвратится от брака, да пришедшу и толкнувшу, абие отверзут ему [ 1197 ]. А яже вам глаголю, всем глаголю: бдите [ 1198 ].

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

Последние годы XII столетия и первые XIII были тяжелым временем для византийского монашества. Выше уже было сказано, каким опустошениям и насилиям подвергались монастыри и монахи в царствование Андроника Комнина и суеверного и беспорядочного Исаака Ангела при всех симпатиях последнего к монашескому институту. Бедствия не оставляли монахов и в царствование Алексея III (1195–1203), хотя он по силе возможности и старался облегчить тяжесть положения монахов среди нелегких обстоятельств его царствования. Так, в 1196 году он подарил патмосскому монастырю св. Иоанна Богослова монастырек Ниси ( Νησ) на острове Крите, построенный епископом Каламнийским ( τν Καλαμνν), со всеми его владениями. Этот дар был сделан ввиду того, что братство монастыря, увеличившись до 150 человек, нуждалось в материальных средствах. 913 В 1197 году Алексей утвердил свободу судна того же монастыря от морских налогов. 914 Он же дал независимость монастырю св. Марии Махера на Кипре и утвердил за ним навечно все его недвижимые имения с 24 париками. За эту милость Алексея монахи прибавили особое молитвенное прошение за царя в великой ектении. 915 Но личная расположенность Алексея в пользу монашества не могла устранить тех бедствий, которые наносили ему внешние враги. При Алексее монастыри и монахи много пострадали от скифов. Это нашествие скифов было огромнее и ужаснее всех бывших прежде. Разделившись на четыре отряда, они прошли всю Македонию, грабя и разоряя все встречавшееся на пути. Они проникли между прочим в гору Ган, разграбили многие монастыри и перебили монахов. 916 Но более, чем от скифов, константинопольские монастыри пострадали от крестоносцев. В 1203 г. войска крестоносцев, по просьбе Алексея IV, осадили Константинополь. Эта осада закончилась страшным пожаром, который был произведен венецианцами. Этот первый пожар истребил навсегда наибольшую часть северо-западных окраин Константинополя, в том числе немало и монастырей. 917 Второй пожар Константинополя, бывший в 1204 г., до завоевания столицы латинянами, истребил громадную часть города от сарацинского квартала на берегу Золотого Рога до Манган. 918 Наконец 12 апреля 1204 г. город был взят и подвергся страшному разграблению. Та же участь постигала постепенно и все другие монашеские центры Византии. Греки во главе с императором Феодором Ласка- рисом удалились в Малую Азию, утвердились в Никее и образовали здесь (1204) Никейскую империю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Издания: а. Чудеса Владимирской иконы Божией Матери: Ключевский В.О. (прим. 662). С.21–43 (editio princeps) [критич. изд. В.А. Кучкина см.: Средневековая Русь. 1996. Т.1, (в печати). – Прим. изд. (А.Н.)]; б. Сказание об установлении праздника Спасу и Богородице: Забелин И. (прим. 662). С.45 и сл. (editio princeps; ср.: Ключевский В.О. С.21–26). Оба произведения имеют прежде всего историческое и этнографическое значение, поэтому мы не видим необходимости в их подробном обсуждении. Последнее большое житие домонгольского времени во многих отношениях обнаруживает сходство с Житием Феодосия Печерского : его героем также стал монах и игумен Авраамий Смоленский. О времени его жизни Житие сообщает, что он был рукоположен в священники при смоленском князе Мстиславе Романовиче (1197–1214 гг.; в 1214/15–1223 гг. – князь киевский). Скончался Авраамий предположительно около 1220 г. 664 , однако его канонизация состоялась лишь на Московском соборе 1549 г. 665 . Житие, автором которого был ученик и преемник Авраамия Ефрем, было написано, как можно догадываться, в первые годы монгольского нашествия. Оно сохранилось в пространной и краткой редакциях, подвергавшихся многократным переработкам. Служба святому составлена, несомненно, уже в монгольское время. Многие из литературных образцов Жития прямо в нем названы: это Житие Антония Великого , жития великих палестинских пустынников (Илариона, Евфимия, Савы, Феодосия) 666 и особенно поучения (и жития?) Иоанна Златоуста , Ефрема Сирина и Феодосия Печерского . Текстологами выявлены и другие источники 667 , но в деталях вопрос о них, равно как и о перечисленных выше источниках, пока не изучен 668 . Издания: а. [Аноним]. Житие и терпение преподобного отца нашего Авраамия//ПрСоб. 1858. С.137–148; С.369–390 (editio princeps; неудовлетворительно); Розанов С.П. (прим. 277). С. 1–24 (простр. ред.; критич. изд.), 25–30 (краткая ред.) (перепеч.: München, 1970 [см. прим. 277]) [Житие Авраамия Смоленского/Подг. текста и перев. Д.Μ. Буланина//ПЛДР, XIII век. Μ., 1981. С.66–105 (в основе – изд. Розанова). – Прим. изд. (А.Н.)]; б. Служба (см. раздел о богослужебной литературе).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1860 г. устроена была крытая галерея, соединяющая собор с колокольнею, по рисунку, подходящему к стилю главного храма. Из этой галереи и был устроен новый теплый храм с престолом в честь вел. князя Георгия. Здесь же был устроен придельный престол в честь Архистратига Михаила. В этом храме совершалось богослужение в зимнее время, пока не устроено было отопление Успенского собора в 1885 г. Непосредственно к теплому храму с северной стороны примыкает соборная каменная колокольня; прежде колокольня была на другом месте. В 1197 г., по примеру вел. князя, епископ Ростовский и Владимирский Иоанн на своем дворе построил церковь в честь Богоотец Иоакима и Анны на вратах, ведущих в Успенский собор, эти врата находились к западу от Успенского собора. На них впоследствии был наложен третий этаж в виде шатра, в коем и помещалась соборная колокольня. Здание это существовало до 1806 г.; в этом году оно было разбито молнией и по распоряжению епископа Ксенофонта было разобрано. Настоящая же каменная колокольня построена в 1810 г. при том же епископе Ксенофонте. Престолов в соборе пять: главный престол в большом (Андреевском) храме – в честь Успения Пресвятой Богородицы, на северной стороне (во Всеволодовой пристройке) – во имя благ. князя Андрея Боголюбского; на южной стороне - во имя благ. князя Глеба; в бывшем теплом храме главный престол – во имя благ. князя Сергия и придельный – во имя Архистратига Михаила. Над главным престолом в честь Успения Пресвятой Богородицы устроена еще в XVIII ст. величественная резная позлащенная сень с надписями из св. писания. Главная святыня собора – чудотворная икона Богоматери помещается по левую сторону царских врат большого алтаря, в бронзовом створчатом киоте, украшена жемчужною ризою с драгоценными камнями; венец украшен бриллиантовою наверху короною. На серебряных позолоченных полях – восемнадцать дробниц с черневыми изображениями Св. Троицы, Иоанна Предтечи, Николая чудотворца, Московских Святителей, Владимирских чудотворцев и других угодников Божьих. Другой чудотворный в соборе образ – Максимовская икона Божией Матери, во весь рост, с изображением в небольшом виде митрополита Максима, приемлющего из рук Богоматери омофор. Этот образ украшен серебряною вызолоченною ризою с жемчужным убрусом. Третий чудотворный образ – Знамения Пресвятой Богородицы, написан по явлению, бывшему в 1646 г. жителю слободки Быковки Сергею Иовлеву, который страдал с малолетства расслаблением и не имел возможности ходить. Как скоро написан был этот образ и поставлен в особой часовне, расслабленный по отправлении молебствия получил исцеление. В 1652 г. по указу царя Алексея Михайловича этот образ с крестным ходом был перенесен в Успенский собор.

http://sobory.ru/article/?object=00186

1192 Среди этих женщин могла быть Фаустина, ставшая женой Констанция в 360 г., либо умершая в 359/360 г. Евсевия. Кроме того, это были те женщины, к которым Констанций «благоволил», как сообщает Аврелий Виктор в «Извлечениях о жизни и нравах римских императоров» (XLII, 19). 1193 Речь идет о соборе в Анкире 358 г., который созвал Василий в связи с окружным посланием епископа Лаодикеи Георгия против Евдоксия. Материалы этого собора заканчиваются 18 анафемами, среди которых есть анафема против аномиев, сторонников Аэция, и против православных, сторонников émooÀsion. 1194 Термин émooÀsion характерен для догматических воззрений православных, в то время как для догматических воззрений Василия и его сторонников, являвших собой одно из направлений арианской доктрины, характерен термин émoioÀsion. Однако уже современники видели, что эта разница между воззрениями православных и сторонников Василия весьма размыта, и зачастую причисляли доктрину василиан к православной. Так, Хиларий Пиктавийский, решительно выступая против любых форм арианства, тем не менее оценил близость воззрений василиан (именуемых омиусианами) к православию, а их отклонение от никейского символа веры объяснял обстоятельствами времени. А Афанасий Великий в своем сочинении «Об Ариминском и Селевкидском соборах» писал, что он смотрит на василиан как на братьев, поскольку они по существу согласны с решениями Никейского собора и постулатами православной церкви. 1197 Патрофил был епископом Скифополиса, города в Самарии (в Центральной Палестине). Он являлся одним из соратников Евсевия Кесарийского и написал вместе с ним толкования Священного Писания. Будучи одним из старейших ариан (он находился среди ариан еще на Никейском соборе 325 г.), Патрофил был в числе влиятельнейших епископов Палестины и, в частности, ему приписывают одну из главных ролей в возведении на пост епископа Иерусалима Кирилла. В 335 г. Патрофил находился среди вождей ариан на Тирском соборе, а в 336 г. он вместе с другими видными арианами был послан в Константинополь к императору Константину. Во время Селевкидского собора 359 г. Патрофил поддерживал Акакия Кесарийского, хотя сам на собор не явился, ссылаясь на глазную болезнь (он прибыл в Селевкию, но жил в пригороде, не являясь на заседания). Решением собора Патрофил был низложен, однако он не подчинился и, отправившись сразу в свою епархию, занял выжидательную позицию. И по результатам Константинопольского собора 360 г. Патрофил остался на своем посту.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вообрази, Христианине! коликая есть небесная радость Христова, когда она утешить Его могла на земли странствовавшего и при самой смерти, как говорит Апостол: взирающе на начальника веры, и совершителя Иисуса, Иже вместо предлежащия Ему радости претерпе крест 1191 . Кратко сказать, радость в небе будет неизреченная, о которой, приспособляясь понятию человеческому, Спаситель говорит: и Аз завещаю вам, яко завеща Мне Отец Мой царство, да ясте и пиете на трапезе Моей во царствии Моем 1192 . Не будет там Нектар и Амброзия, как баснословят Пииты, или похоти телесныя, как безумствуют Магометаны: но будет преизобильнейшее души увеселение. Радости сей частицы, Святым Писанием изъясняемые, сии суть: быть с Богом, и от Его присутствия не быть отделенну, как говорит сам Спаситель: и аще пойду и уготовлю место вам, паки прииду и поиму вы к Себе: да идеже есмь Аз, и вы будете 1193 . Сею радостию наслаждающиеся, последуют Агнцу, аможе аще пойдет 1194 . И не только они будут с Богом, но и видеть Его удостоятся, как говорит Иоанн: узрим Его, якоже есть 1195 , не в зерцале или гадании, но лицем к лицу 1196 . Честь сия для праведников, послуживших Богу, будет величайшая. Они просветятся яко солнце, в царствии Отца их 1197 . В сем прославленном состоянии будут они здоровы без слабости, будет бо с ними исцеляющий вся недуги 1198 . Будут сытостны без омерзения; ибо даяй пищу всякой плоти 1199 будет с ними, представляя им не телесных, но духовных снедей трапезу, о которой и Давид говорит: насыщуся, внегда явитимися славе твоей 1200 . Будут они всегда радостны; ибо радость сия будет на месте преприятнейшем, как пишется: преславная глаголашася о тебе граде Божий 1201 , и которой от Иоанна Тайновидца называется новым, как говорит он: видех град святый Иерусалим нов сходящ от Бога с небесе, приготован яко невесту украшену мужу своему 1202 . Будет также в сей радости общество, Христовою любовию соединенное и многочисленное, где, как Павел говорит: тьмы Ангелов, торжество и Церковь первородных на небесех написанных 1203 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Но безчинный вопль, равно безчинное одебеление и отончение голоса поющих, удобно может быть и при простом пении, как это известно всем по опыту; а партесное пение удобно может быть без безчинного вопля, без отончения, одебеления и многоусугубления, т.е. пением благоговейным. Посему Православная Церковь допускает и партесное пение, но могущих быть при пении пороков не одобряет ни в партесном пении, ни в пении простом, которое иногда бывает с воплями самыми грубыми, безчинными, прямо противными духу благоговения, и приятными только самому грубому вкусу. Партесного пения, введенного Патриархом Никоном , когда он был еще Новгородским Митрополитом, никто в Православной Церкви, ни даже сам Патриарх Иосиф не называл еретическим. Трехголосное, демественное, т.е. партесное пение, какое заводили у нас при Великом Князе Ярославе прибывшие к нам трое греческих певцов, не укорялось, а похвалялось, и называлось ангелоподобным сладкогласованием 1196 . Итак, нельзя винить Православной Церкви, которая будто со времени Никона допустила у себя пение партесное. Допущение сего пения не есть введение нового пения, а есть только восстановление того пения, которое и прежде было в Православной Церкви и которое не только не почиталось преступным, но всеми было слушаемо с удовольствием и душевным назиданием. 31. Ваши наставники обвиняют Православную Церковь в том, будто она позволяет писать иконы не по преданию. Один из ваших главных наставников говорит именно так: «Нынешние живописцы пишут иконы не от древних подобий святых чудотворных образов Греческих и Российских, но от своеразсудительного смышления вид плоти Спаса Христа и прочих святых одебелевают, и в прочих начертаниих не подобно древним святым иконам имеюще, но подобно латинским и прочим, иже в библиях напечатаны и полотнах малиованы, изображением» 1197 . – Отвечаем. Святых икон живописцам, без сомнения, отнюдь не должно писать от своеразсудительного смышления, т.е. так, как кому вздумалось, или как кому из них захотелось, ни сколько можно красивее; ибо лучшая икона не та, которая написана красивее, а та, которая точнее изображает подлинник.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010