В визант. эпоху Б. входил в состав Антиохийской Православной Церкви , по данным кон. VI в., был автокефальной митрополией, подчинявшейся непосредственно Патриарху, но не имевшей подчиненных епископов. В 551-555 гг. город был разрушен серией землетрясений и цунами, впосл. восстановлен имп. Юстинианом I, но уже не достиг прежнего блеска. В 635 г. Б., не имевший укреплений, был взят араб. армией Абу Убайды. В составе мусульм. халифата город пережил новый расцвет. Халиф Муавия (661-681) заселил побережье выходцами из Ирана, создал верфи, строившие корабли для первых араб. морских экспедиций. Б. стал играть роль морских ворот Дамаска и всей внутренней Сирии, снова превратился в центр оживленной торговли и интеллектуального творчества, тут работал ряд известных араб. ученых, в т. ч. крупный богослов и правовед аль-Авзаи (707-774). В 975 г. Б. был на короткое время захвачен войсками визант. имп. Иоанна I Цимисхия , однако византийцы не смогли удержать его, и городом вскоре овладели правители Египта Фатимиды . В 1099 г. крестоносцы, направлявшиеся в Св. землю, прошли мимо Б. Однако новообразованное Иерусалимское королевство крестоносцев нуждалось в широком выходе к морю для постоянной связи с Европой. Кор. Балдуин I при поддержке пизанского и генуэзского флотов предпринял завоевание ливан. побережья. В мае 1110 г., после 11 недель осады, им был захвачен и Б., ставший самым сев. владением королевства. В городе было учреждено лат. еп-ство, подчинявшееся Иерусалимскому лат. патриарху, госпитальеры построили ц. св. Иоанна Крестителя, ныне это крупнейшая мечеть Джами аль-Умари. В 80-х гг. XII в. Б. подвергался нападениям Салах ад-Дина, стремившегося пробить брешь между государствами крестоносцев. В 1187 г. город был взят мусульманами, в 1197 г. отбит обратно иерусалимским кор. Аймериком Лузиньяном и оставался в руках крестоносцев до кон. XIII в. 21 июля 1291 г., уже после падения Акры, Б. сдался егип. мамлюкам. В мамлюкском султанате Б. был важным адм. центром пров. Дамаск. Ценность Б. определялась, среди проч., и запасами железных руд и строевого леса в прилежащих районах. С кон. XIII до кон. XV в. городом управляли эмиры династии Бухтуридов из араб. племени Танух. Ливан. города в XIV в. находились в упадке - страна была опустошена мамлюками, побережью угрожали генуэзцы и каталонцы. В XV в. масштабы торговых операций с Кипром и итал. городами неск. увеличились, население выросло до 10 тыс. чел. Через Б. шли паломники в Иерусалим, в городе существовали венецианская колония и консульство.

http://pravenc.ru/text/77828.html

Дивно! Как он, говоря всегда почти одно и тоже, говорит так, что повторение почти незаметно. У меня дело с ним пошло шибко: второй том кончил, – и третьего половину... Поспешаю порешить с ним. Праздник на дворе. Поздравляю вас передним числом... чтоб не пришлось поздравлять задним. Даруй вам, Господи! – всего доброго побольше, – и внутренне и внешне. Здоровье мое исправно. Барон очень усердно хлопочет об исцелении глаз. – Теперь прислал примочку – все та же вода... Что он делает с водою?! У меня осталась недопитою еще великим постом присланная вода... и она доселе – чистая! – чистая, и никакого запаха, черемуховою водою отдается. О. Иоанна я просил молиться... и думаю, что он молится... Но бывает так, что у Господа иной раз ослепление стоит, как cosndimio sine qua non... И мне думается, не такого ли сорта мое?.. Племянник мой жаловался, что книги только место занимают: никто не покупает. – Я советовал ему отдать их афонцам с значительною уступкою, хоть до половины... Он говорил, – согласились... Но спрашивают у Афонского своего начальства. Они же потом и снова издавать будут, – всегда по соглашению. Племянник по этой части не мастер. Служит он исправно. Недавно дали Владимира 3 степени. Благослови вас Господи всяким благословением. Ваш доброхот Еп. Феофан. 13 декабря 1891 г. 1197. К истории Добротолюбия. Действие примочки Вревского. Мелкие сообщения. Неблагодарная немчура Милость Божия буди с вами! Виноват большою виною, что не отвечал вам на последнее письмо с поздравлением и благожеланиями. Но подождите бранить. Я представлю вам такую причину, что ваш укор пересечется на полуслове. Вот причина! – Без просыпа лежал на поучениях св. Феодора Студита : – ноябрь, декабрь и январь. Только что кончил... Всего будет такая же книга, как Добротолюбие. И я полагаю издать сии поучения, не как поучения, а как наставление монахам... определив на них четвертый том Добротолюбия: очень уже теперь достается старцам афонским. Третий том Добротолюбия в переписке набело лежит предо мною, и ожидает перечитывания, которое и начнется завтра. – По окончании сего перечитывания начнется заготовка пятого, конечного тома Добротолюбия, в который войдет все, что еще остается в греческом Добротолюбии; и если сего окажется слишком много, – то в сокращении.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Флоровский. С. 341. О деятельности ученых монахов – выпускников Киевской Академии в различных духовных учебных заведениях Великороссии см.: Харлампович. С. 633–668. 1394 Сборник. 43. С. 99; Смирнов (1855). С. 84 и след. Митрополит Платон Левшин также призывал лучших студентов академии постригаться в монахи (БВ. 1912. 8. С. 217; ср.: Смирнов. Ук. соч. С. 352, 356 и след., 361). 1395 ПСЗ. 17. 12576; 22. 16684. Ср. «Объявление о монашестве» Петра Великого: ПСПиР. 4. 1197. Ст. 2; см. ниже § 23. 1396 Знаменский. Духовные школы. С. 344; Голубев А. Сыскной приказ, 1730–1763, в: ОАМЮ. 4 (1884). С. 99. 1397 ОДДС. 16. Приложение (здесь списки за 1736 г.). 1398 Сборник. 43. С. 100. 1399 Цит. по: Смирнов (1855). С. 258. 1400 Виноградов В. Платон и Филарет, митрополиты Московские, в: БВ. 1913. 2. С. 319. Прим; ср.: Смирнов (1855). С. 261. 1401 Смирнов (1855). С. 259; о значении Платона для дела духовного образования в его епархии – с. 255–395; его правила для академии и семинарии – с. 418–422; инструкция Вифанской семинарии – с. 293 и след.; особые инструкции по чтению лекций о Св. Писании – с. 294 и след.; об истории Церкви – с. 296 и след.; по церковному праву – с. 298; особая инструкция классным старостам семинарии: Прибавления. 1862. 2. С. 425–431. Кедров С. Студенты-платоники, в: У Троицы в Академии. С. 208 и след.; Беляев А. Митр. Платон в его отношении к Вифанской семинарии, в: Душеп. чт. 1897; он же. Митр. Платон как строитель национальной богословской школы, в: БВ. 1912. 12; Платоник. Об изучении жизни и трудов митр. Платона и чествование памяти митр. Платона, в: БВ. 1912. 5; Снегирев И. М. Жизнь Платона, митр. Московского. М., 1856, 1891; Флоровский. С. 109 и след. (интересная характеристика Платона); РБС. Плавильщиков-Принос (1905). 1402 О нем см.: Горожанский Я., в: ТКДА. 1893; Смирнов (1855). С. 182. Он учился также в Гёттингене (1766–1772) (РБС. Дабелов-Дядьковский (1905). С. 52–53). 1403 Мартынов. С. 76. 1404 ОДДС. 16. С. 620; Князев, в: Чтения. 1866. 1. С. 25 и след., 46, 53, 57; Лебедев. Харьковский коллегиум. С. 8 и след.; Чистович. С. 60, 82; Колосов. С. 148 и след., 174 и след.; Знаменский. Ук. соч. С. 740; Флоровский. С. 99 и след. 1405

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

Построение храма Покрова на Нерли. 1165 около Учреждение Угличской епархии. Подтверждение архиепископского титула новгородских епископов и дарование такого титула Ростовскому епископу Леону (Леонтию II). Из Константинополя прибывает митрополит Константин II. Собор, собранный для решения споров по поводу постов в среду и пятницу. Окончательного решения вынесено не было. Кандидат во Владимирского митрополита и узурпатор Ростовской кафедры Феодор(ец) казнен в Киеве по приказу митрополита Константина II и в соответствии с решением Собора епископов. Собор в Киеве о постах. Мученическая смерть св. блгв. кн. Андрея Боголюбского. Начало распространения христианства в Вятской области новгородскими переселенцами. Возвращение из Рязани образа Владимирской Богоматери. 1182–1197 Предположительные годы правления митрополита Никифора II. С разрешения полоцкого князя Владимира проповедник Мейнгард начинает обращать чудь в латинство. Положено начало насаждению латинства в Ливонии. 1188–1190 Притеснения православных венграми-латинянами в Галиче в период правления на Галичине венгерского королевича Андрея. 1199–1200 Завершение в Киевском Выдубицком монастыре работы над Киевской летописью. Паломничество Добрыни Ядрейковича (будушего Новгородского архиепископа свт. Антония) к святыням Цареграда. Первое упоминание о митрополите Матфее. Взятие Константинополя крестоносцами. Усиливаются попытки папы обратить русских князей в латинство. Посольство папы Иннокентия III к Роману Галицкому, окончившееся безуспешно. Посольство папы к русским архиереям с целью обращения их в латинство, окончившееся безуспешно. 1207 около Учреждение Рязанской епархии. Учреждение епархии во Владимире на Клязьме. Усиление позиций латинства в Галиче после перехода его под владычество венгров. Преставление митрополита Матфея. 1220 около Возникновение епархий в Перемышле и Угровске. 1220е гг. Создание Патерика Киево-Печерского монастыря трудами Владимиро-Суздальского епископа Симона и печерского монаха Поликарпа. Поставление митрополитом грека Кирилла I.

http://azbyka.ru/shemy/istoria_russkoi_t...

53 Грамота у Тургенева в Historica Russiae Monimenta, I, LII, p. 57 (тут же, – LXV, р, 58, грамота папы к королю Иоанну, т. е. к брату Даниилу Васильку Романовичу, имевшему другое имя Иоанна). 62 Грамотой от Декабря 1247 г. папа признал законным брак Василька Романовича на неизвестной нам Дубравке, с которой он находился в третьей степени родства, – у Тургенев, ibid LXXVI, р. 67. Сделал ли это папа по просьбе князя, или без просьбы в предупредительно-нарочитое изъявление своею к нему благоволения, из грамоты не видно (Если предполагать, что княгиня была католичка, родственница матери Данииловой и Васильковой, то вероятно будет думать, что испрошено было у папы признание по ее именно желанию). 66 Отец Даниилов Роман Мстиславич женат был дважды. В первый раз – на дочери Рюрика Ростиславича, которую отпустил или прогнал от себя в 1197-м году. Кто была его вторая жена, от которой Даниил и Василько, остается нам неизвестным, но что она была католичка, следует заключать из того, что она приходилась ятровью (снохой) королям Венгерскому и Польскому, – Ипатск. лет., стрр. 480 fin. и 481 fin. 68 Ипатск. летоп. под 1255 г. Даниил короновался, как дает знать летопись, еще при жизни Иннокентия, следов. не в 1255 г., к которому она относит коронацию, а не позднее 1254 г., в котором умер Иннокентии (в Декабре). По летописи, коронация имела место спустя более или менее непродолжительное время после помянутого похода Даниила с Польским королем, а этот поход совершен был летом 1253 г. (Feschichte von Ungarn. Феслера в обработке Клейна, I, 69 Так располагают вас думать слова Ипатской летописи, которая говорит: «Некентий бо (папа) кльняше тех хулящим (sic) веру Грецкую правоверную, я хотящу ему сбор творити о правой вере о воединеньи церькви», – под 1255 г., 2 изд. стр. 548 fin. 72 Если не в 1254-м, то в 1255-м году митрополит действительно находился в северной, Владимирской, Руси. 73 По свидетельству Ипатской летописи, Даниил коронован был королевским венцом от папского легата при участии всех своих епископов, – под 1255-м году, 2 изд, стр. 548 fin. Не говоря о митрополите, летопись как будто дает знать, что он ненамеренно или намеренно отсутствовал, а что касается до епископов, то одни могли быть побуждены к сослужению с легатом приказанием великого князя, другие сами но себе могли быть сколько же свободномыслящими, как и он.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

1162), Моисей († 1187) и Власий (поставл. 1187) 1758 , б) о монастыре Бело-Николаевском – здесь в 1165 г. архиепископ Иоанн повелел игумену Антонию учредить общежитие 1759 ; в) о монастыре Пантелеимоновом – здесь в 1207 г. некто Феодор Пинещенич соорудил новую церковь во имя святого Пантелеймона 1760 ; г) о монастыре Варварином – в нем были игуменьями Анна († 1167), Маримьяна (поставл. 1167), Христина († 1195), Варвара (поставл. 1195) и построена (1218 – 1219) новая каменная церковь во имя святой Варвары 1761 ; д) о монастыре Зверином Покровском – упоминается в 1192 г. игуменья его Евфросиния 1762 ; е) о монастыре Воскресенском – здесь были игуменьи Мария († 1192) и Евдокия (поставл. 1192) и сооружены две церкви – во имя святого Иоанна Милостивого на монастырских воротах (1193) и главная, каменная, во имя Воскресения Христова (1195) 1763 . Два также монастыря устроены Новгородскими владыками. В 1170 г. архиепископ Иоанн с братом своим Гавриилом основал в трех верстах от Новгорода при озере Мячине монастырь Благовещенский, в котором потом соорудил каменную церковь во имя Благовещения (1179) и другую каменную на воротах во имя Богоявления (1180) 1765 . В 1197 г. архиепископ Мартирий построил монастырь Николаевский Островский с каменною церковию во имя Николая в семи верстах от Новгорода к востоку, на острове между реками Вишерою и Вельею 1766 . Два монастыря устроены игуменами: Аркажский и Хутынь. Первый находился в трех верстах от Новгорода к югу и назывался так по имени своего игумена Аркадия, впоследствии епископа Новгородского, который в 1153 г. соорудил на означенном месте деревянную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы и собрал братию. Некто Симеон Дыбачевич создал в этом монастыре (1188) каменную церковь во имя Успения, а сын посадника новгородского Михалки Твердислав создал в этом монастыре (1206) другую – во имя святого Симеона столпника на монастырских воротах. Из настоятелей монастыря Аркажского известны Герасим и Панкратий (упом. 1194) 1767 . Начало Хутыню монастырю положил Варлаам, бывший в нем первым игуменом.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Отчасти также возникновению нищенствующих орденов способствовало процветанию этой теории, ибо когда оказалось не только практически неосуществимою, но и юридически немыслимой безусловная отрешенность не отдельных только лиц, а целых монастырей и орденов от права собственности, стали на ту точку зрения, что нищенствующий орден может, например, принять дарение и пользоваться им, но что право собственности в этом случае принимается на себя папой и римской церковью 1196 . В новейшее время теория общецерковной собственности была перенесена на иную принципиальную почву, именно сошлась в своей аргументации с теориями тех цивилистов 1197 , которые допускают существование бессубъектных прав, или, иначе, так называемого целевого имущества (Zweckvermögen), т. е. имущества, принадлежащего не лицу какому-либо, а цели или известному назначению. Утилизируя это цивилистическое построение, канонисты 1198 аргументировали таким образом, что собственником католического церковного имущества должна признаваться его цель, а цель эта есть не что иное, как сама церковь , католическая, апостольская и единая, которая, следовательно, в ее единстве и всеобщности, и должна признаваться субъектом церковной собственности. Что касается цивилистической подкладки этого воззрения, то она логически несостоятельна, ибо здравый человеческий смысл не может смешивать стремящегося иди достигающего с тем, к чему стремятся или чего достигают. Если для имущества поставлена цель, то отсюда не следует, что цель есть собственник имущества, а следует только то, что этим имуществом пользуется кто-то или что-то для достижения поставленной цели. Имущество всякого физического лица может быть предназначаемо на те или другие дела, но отсюда не следует, чтобы имущество, вследствие такого предназначения, перестало быть собственностью данного лица. Что касается канонического построения, возведенного на этой цивилистической подкладке, то из единства церкви и единства церковной цели отнюдь не вытекает единства юридического субъекта, ибо единая по существу цель локализуется в условиях места и времени и достигается не церковью вообще, а данными именно, местными церковными учреждениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Господь Сам творил милостыню и уже поэтому был основателем благотворительности в Своей Церкви. Он Сам первый заботился о больных, слепых, прокаженных, глухонемых и т.д., и все это Он делал на глазах Своих учеников, которые и сами принимали участие в этих Его делах. Они должны были по Его повелению подавать нищим ( Ин. 13, 29 ), разделять и раздавать хлеб и рыбу голодным в пустыне ( Мф. 15, 36 ). Именно таким путем они научились благотворить от Самого Господа. Но круг учеников и верующих, окружавших Иисуса Христа, составлял не что иное как зарождавшуюся Церковь , и в этой Церкви, следовательно, уже зарождалась благотворительность. В иерусалимской церкви продолжалось то, что уже начато было, в ней заботились о бедных и нуждающихся ( Деян. 2:45; 4:35 ). Когда Церковь распространилась дальше Иерусалима и за пределы Иудеи, то и во всех других местных церквах христиане стали совершать дела милосердия ( Деян. 11:29–30 ; Рим. 15:25–27 ; 1Кор. 16:1–4 ; 2Кор. 8:2–4, 12–15; 9:5–7 ; Филип. 4:15–16 ; 1Тим. 5:16 ). Христианская община в Антиохии, по словам Фаррара, «несмотря на свою незначительную численность содержала на свой счет три тысячи бедных» 1195 . Совершение вечерей любви, где все верующие имели братское общение в пище, являлось для бедняков своего рода милостыней от лица Церкви ( Иуд. 1:12 ; 1Kop. 11:21 и дал.). На агапы, или общие трапезы после богослужения, как на способ древне-церковной благотворительности мы встречаем указание и в творениях св. Иустина Мученика 1196 и особенно Тертуллиана 1197 . Здесь же указывается на ту сторону благотворительной практики древней Церкви, по которой предстоятели были посредниками между благотворителями и получающими пособие. ГИо словам св. Иустина, «достаточные и желающие, каждый по своему произволению, дают что хотят, и собранное хранится у предстоятеля; а он имеет попечение... о всех находящихся в нужде» 1198 . Тертуллиан более подробно описывает такого рода организацию церковной помощи неимущим. «В наш ящик, – пишет он, – каждый в первый день месяца или когда хочет, если только хочет и если может, делает небольшое подаяние...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

в) Впрочем недостаток знакомства с духом еврейского образа выражения, св. Златоустый дополнял превосходным своим разумением того, чтò могло быть сказано только языком человеческим и приспособительно к понятиям людей Ветхого Завета: на это обращал он самое строгое внимание 1194 . А перевод 70 старался он, сколько позволял беседовательный вид толкования, сличать с другими переводами 1195 , или же сверх того, что обращал внимание на связь мыслей, объяснял буквальное значение параллельными местами 1196 . г) Св. Златоуст учил, что в Ветхом Завете «иное надобно принимать так, как сказано, а иное не так, как положено там, – как напр. слова: волки и агнцы будут пастись вместе; другое же двояко надобно понимать, удерживать чувственное и принимать мыслимое, как напр. возношение сына Авраамова; в агнце египетском представляем образ страдания» 1197 . Не смотря на то, что предлагал он толкование в беседах, где могли быть уместны благочестивые гадания о Ветхом Завете, (относительно к Новому), он остерегался того, чтобы не сказать более, нежели чтò показывает простое значение текста: но напр. о самом пророчественном псалме 44 замечал, что в нем говорится о Христе не многое, и что надобно иметь в виду различие Пророка от евангелиста 1198 . В другом случае, говоря о темноте пророчеств, он причиною сей темноты поставляет то, что с иудеями нельзя было говорить о Христе слишком ясно. В сем отношении т.е. в ограничении пределов таинственному смыслу, св. Златоуст действовал также осмотрительно и благоразумно, как и наставник его Диодор. д) Впрочем, толкований на Ветхий Завет, по сравнению с толкованиями на Новый Завет , Златоуст писал немного, чтò опять показывает в нем умную осмотрительность. Кроме бесед и слов на кв. Бытия 1199 , кроме бес. на 8 глав Исаии 1200 и на 36 псалмов 1201 , немногих бес. на историю Самуила и Саула 1202 и двух бесед о темноте пророчеств 1203 , которым определено и время, ныне известны с именем Златоустого толкования на прор. Даниила и на кн. Иова. Подлинность первого несправедливо подвергали сомнению, тогда как и слог сочинения, и древность списков ручаются за подлинность. Оно издано в отрывочном виде, от того, что взято из свода (Catena) толкований: но оно имеет и свое предисловие 1204 и было писано в обширном виде 1205 . Некоторые беседы Златоуста на кн. Иова переведены были на армянский язык еще в 5 веке 1206 . Толкование его на прор. Захарию известно было прп. Ефрему 1207 , но ныне неизвестно оно; довольно обширные выписки из его толкования на прор. Иеремию уцелели 1208 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

ντιστρεπτικς die Rückerstattung beinhaltend: δσις - MM II 526 (a.1400). ντιστρφω zurückschicken, zurückgeben, rückerstatten: DeAdmImp 13,47. TheophCont 255,23; 256,2. SynaxCpl 740,52. Bas B 211,1; 231,30. Zepos V 221. PselPoem 8, schol.II 48.– Kr, Car, Tgl, (LS, L). ντιστροφες, Erwiderer: τς μς γπης LascEp 157,5. ντιστροφ, Herausgabe des Restgeldes: Zepos I 329 (a.1094)=CadTheb 83–85. Rückgabe, Rückerstattung: PselPoem 8,1367. Bas B 1542,32; 1545,11; 3595,6. MM VI 52 (a.1088). ALavra 51,21 (a.1092); 83,15 (a.1290?); 85,17 (a.1290?).– (LS, Tgl), Kr. ντιστροφικς die Antistrophe betreffend: -ν λγιον ScholArProl XI a 2,115.117 (Tzetz.). ντιστυγω seinerseits (dafür) hassen: GregAntLet II 151. ντισγγραμμα, τ Antwortschreiben: NChryLog 60,1. ντισγγραμμον, τ Kopie, Zweitschrift: AChil 21,4 (a.1304). ντισγγραφος in Zweitschrift, in Kopie: διαθκη Peira 14,3. τμος HalkIned 40,35. λογισμο FontMin IV 214, 2415. ντισγγραφον, τ Kopie, Zweitschrift: Ecloga 161. FerForm 42,10; 47,3. Peira 56 tit.1. AIv 31,22.30 (a.1056). FontMin III 177,100. Balsam II 65B.– LSSup, DGE, Tgl. ντισυγγρφω dagegen schreiben: εκτα PselMB V 190,28. in zweifacher Ausfertigung schreiben: -γραφν γγραφον MM VI 136 (a.1197). ντισυγγρφως in zweifacher schriftlicher Ausfertigung: MM IV 68 (a.1242). ντισυγχωρω seinerseits verzeihen: Pach II 133,13. ντισυγχρησις, (seinerseits gewährte) Verzeihung: C. Acrop., PG 140,873D. ντισυκοφαντω gegen jemanden Verleumdungen vorbringen: Walz IV 543,7 (Schol. Hermog.). ebenfalls verleumden: Byz 43 (1973) 321,16 (Plethon).– KumN. ντισυλω seinerseits berauben: ττμενος -θη NicephAp 705A. ντισυλλογζομαι gegeneinander aufgerechnet werden: Bas A 1384,22.– (LS). ντισυμβλλω kämpfen: PapProdr 142,80. ντισυμπλκω seinerseits umschlingen, umklammern: Anna I 41,20. ντισυμφρττω seinerseits zusammendrängen, einschließen: ManStrab 184,34 (pass.). ντισμφωνον, τ Zweitschrift, Kopie: μοιον ADoch 48,2 (ca.1381). ντισυνγω sich versammeln gegen, eine Gegenversammlung abhalten: τιν gegen jem. Balsam I 337A. 340C.– L.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010