Не будем цитировать все вопросы, остановимся только на некоторых. Так, мы встречаем вопрос: «Не давал лы еси недостойным даров?» 1172 В тексте из печатного требника добавлено: «Пришедшаго к тебе на покаяние не отринул ли еси?» 1173 Причащение с нераскаянными или неотпущенными грехами принимается во грех, а не во спасение. В некоторых случаях, однако, духовник, «по любви» к кающемуся или получив «дар» (взятку), причащал грешника, не выполнившего положенную епитимью. Такие духовники осуждались церковью и назывались «потаковниками». В тексте Св-Погод. 310 мы наблюдаем и обратную ситуацию: «Не взимал ли мзды, напрасно запретив сыну духовному?»: духовник, получив плату, мог не только оставить грешника без епитимьи, но и наложить тяжёлое покаяние на того, кто его не заслужил. В том же вопроснике упоминается о попытке священника избежать исполнения наложенной на него духовником епитимьи: «Или заповедь отца духовнаго наказания опитеми не исправил?» 1174 Ряд статей говорит об оставленных без причастия перед смертью больных и о детях, лишённых крещения из-за пьянства или «небрежения» священника. В вопроснике конца XVI в. отразились следы полемики с католиками, разгоревшейся в XVI в.: «Не крестил ли еси дети во едино погружение и не обливал ли?» 1175 Некоторые статьи требуют заботливого отношения к храму, книгам: «Не держал лы еси икон в церкви с порохом или с паучинами?», «Не держал лы еси книги небрежением?» Неподобающее отношение к храму и книгам приравнивается к неподобающему поведению в церкви: «Не глумил ли ся еси в церкви или повестовал?» Необычная статья в вопроснике для дьяконов касается связанного с Пасхой обычая красить яйца: «Не потолкал ли еси красными яицы в зубы?» 1176 Мы не встречаем подобных статей в других исповедных вопросниках; единственное упоминание о схожей ситуации имеется в «Вопрошании Кирика»; «А оже то рех: яицем толчеть в зубы до обедни, аще и велиции? – Еже малым, рече, то нету беды, причащаються; а иже съвершену, аще поне единою потолчеть, то несть беды причащатися; а иже многажды, а помня, а то акы обидно: того възбраняи».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Монеты можно разделить на несколько типов. Во-первых, этот жест встречается на изображениях императора и коленопреклоненной женщины, олицетворяющей город или провинцию, государство или всю ойкумену. А. Грабар указывает этот нумизматический канон как источник иконографии образа «Воскресение». Однако, по наблюдению В. Лёшке, жест на этих монетах не всегда одинаков. Зачастую на них присутствует «захват запястья», означающий подчинение определенных земель Римской империи, солдаты которой воевали со словами: «Расширение или гибель». Иногда же на них можно разглядеть совершенно иной жест — просительный жест молящего: коленопреклоненная женщина хватает императора за локоть, или же коленопреклоненный молящий вкладывает свои ладони в руки императору. Во-вторых, на римских монетах другого типа, которые выпускались в связи с переселением на новые земли («evacuatio»), изображен император, который тянет за собой согбенного человека. Здесь захват запястья связан и с высшей властью, и с пересечением границы обжитого прежде мира. В византийскую эпоху наблюдается расширение этого мотива. Отметим, что само слово «χειραγωγω» («вести за руку») в христианское время приобретает новое значение «руководить», которое затем отражено славянской калькой, сохранившейся в русском языке. Этот жест имел место в ритуале ранних христиан: так священник выводил крещаемого из купели — этот момент мог означать и смерть «ветхого Адама», и «рождение к новой жизни» (фреска катакомб, Рим). Как и прежде, «χειρ π καρπω» сохраняется в сценах праздников и хороводов — примером может быть фреска храма св. Мины в селе Монодендри (Греция, обл. Загория). Но символика этого жеста христианском искусстве до XIV века осознается весьма ясно: он появляется именно в тех изображениях, где речь идет о взаимоотношениях Бога и человека. Он есть на фреске «Сотворение человека» (XII в., Прадо), на мозаике «Господь ведет Адама в рай» (XII в., Венеция, Сан Марко) Такой жест присутствует на изображениях чудес: «Христос воскрешает дочь Иаира» (IV в., рельеф на реликварии, Брешия, липсанотека), «Христос исцеляет слепорожденного» (Синопское Евангелие, Парижская национальная библиотека, gr. 1286, л. 10) рис. 11, «Христос исцеляет тещу Петра» (миниатюра, Дармштадт). Так Христос держит апостола Петра, когда тот начинает тонуть («Хождение по водам», баптистерий в комплексе Дура-Европос, Сирия, III в., ампула Монца, VI в., мозаика в Монреале, 1174-1182). Таким же образом воскресший Христос берет за руку Фому, спасая его от неверия (сцена «Уверение Фомы», ампула Монца, VI в.)

http://bogoslov.ru/article/656054

Позднее под влиянием греческих же идеалов зародилось на Западе и то великое движение, которое известно под именем Возрождения наук и искусств и которое отметило собою начало нового периода в жизни человечества. В наше время изучение греческих классиков полагается в основание так называемого гуманитарного образования и признается одним из самых важных воспитательных средств. Как Антей, прикасаясь к земле, всякий раз обретал в этом прикосновении новый прилив сил, так в произведениях древнегреческих мастеров целые сотни людских поколений не переставали черпать великие идеи, становившиеся источником и их собственной плодотворной деятельности. В IV веке по Р. Х., когда жил и действовал св. Василий Великий , традиции прошлого в Греции еще не умерли. В школах, как и в пору былой свободы и процветания греческих государств, средоточием всех научных занятий было изучение классиков, преимущественно же Гомера, с которого учебный курс начинался и которым заканчивался, который подлинно был альфа и омега светской науки. По Гомеру обучались дети чтению, его поэмы давали им неистощимый материал для заучивания наизусть, его герои наставляли их в правилах нравственности и житейской мудрости, его стихи служили темами для грамматических и риторических упражнений. Словом, та роль, которая выпала на долю Вергилия в школах европейского Запада, на Востоке всецело принадлежала Гомеру. В нем видели идеал мудрости, добродетели, художественной красоты. Василий Великий , со слов какого-то знатока гомерического эпоса – может быть, Ливания, лекции которого он слушал вместе с Юлианом (впоследствии императором) в Афинах, прямо заявляет, что «все стихотворение Гомерово есть похвала добродетели и все у Гомера, кроме придаточного, ведет к сей цели» 1174 . Таким образом, на него смотрели почти исключительно как на учителя нравственности и сообразно с тем приучались толковать его поэмы не столько с эстетической, сколько с этической стороны. За Гомером следовало изучение Гесиода, трагиков, Геродота, Фукидида и славнейших аттических ораторов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Смолоду князь помогал отцу в его бесконечных военных предприятиях на Юге Руси. Летописи показывают его человеком бесстрашным, любившим сечу, весьма искусным полководцем. Из рук отца он время от времени получал невеликие уделы: Дорогобуж-Волынский, Вышгород. Недолго княжил на Рязанщине. Достигнув зрелого возраста Андрей Юрьевич переменился. Он уже с осуждением смотрел, как отец проматывает людей и богатства собственного Ростово-Суздальского княжения, всеми силами стараясь заполучить «великий стол» Киевский. Андрей начал понимать: судьбы Руси всё менее зависят от Киева и всё более — от обширной лесистой области, коей владел его родитель на Севере. В некоторых случаях он уже не давал Юрию Долгорукому поддержки... Смерть Юрия Долгорукого сделала его сына Андрея полновластным распорядителем Ростово-Суздальской земли. Здесь он повел себя совершенно не так, как родитель. Князь сосредоточился на делах собственного княжества. Его нимало не мучило желание овладеть киевским престолом. Фото Дарьи Бариновой «Старым», боярским городам, Ростову и Суздалю, он противопоставил «молодой» Владимир. Здесь он возвел высокие земляные валы с могучими каменными воротами. Рядом с Владимиром, в Боголюбове, князь выстроил белокаменную резиденцию и  храм Покрова на Нерли поблизости. Отец его любил Суздаль и Кидекшу, возвышал тамошнюю область, а сын пренебрежительно отдал Кидекшу младшему брату Борису. Старым отцовским дружинникам и боярам Андрей Юрьевич предпочел новых слуг. Он, кажется, желал управлять через людей, прямо зависевших от него, или же лично им поставленных должностных лиц — младших дружинников, «мечников», «посадников», «тиунов». А это с еще большей силой накаляло отношения между ним и боярами. Фото Дарьи Бариновой Боярство Ростово-Суздальской земли составило против него заговор. Как только князь зашатался на престоле своем из-за военных неудач, внутренний враг, сильный и непримиримый, нанес удар в спину. 29 июня 1174 года заговорщики убили его в Боголюбской резиденции. Старое боярство, в первую очередь, ростовское и суздальское, победило. Для Руси это было горе. А для города Суздаля — наилучшие условия для процветания. Самовластное, обогатившееся за счет разграбленной княжеской казны боярство чувствовало себя здесь прекрасно. Богатело, праздновало победу на пирах-братчинах. Фото Екатерины Соколовой

http://foma.ru/suzdal.html

Если совмещение общественной деятельности с личным усовершенствованием невозможно или, по крайней мере, в высшей степени трудно достижимо, то, с другой стороны, оно собственно и ненужно. По аскетическому воззрению, «последнее препятствие образованию человека к будущей жизни, приспособлению его к объективным условиям загробного существования полагается не вне, а всецело во внутреннем самого человека, в его природе ( φυσις) ”. 1173 Отсюда для инока важно собственно только внутреннее настроение его личности, упорядочение его внутреннего индивидуального мира, приведение его в нормальный строй. Зло в сущности «есть неправильное соотношение составляющих человека элементов”. 1174 Что касается «внешнего,” то в отношении к данной личности, к ее внутреннему настроению, оно «играет роль лишь того, что Исаак называет προσθκη к внутреннему: оно... возбуждает внутреннее к движению”... 1175 Важно, таким образом, только восстановить нормальный строй внутренней жизни, создаваемый должным соотношением психических сил. Что же касается деятельности инока на пользу ближних, то она, конечно, имеет место, но эта деятельность лишена характера последовательности, систематичности: «все она слагается из ряда отрывочных, не упорядоченных и случайных фактов благодеяний.” 1176 инок подает нуждающемуся, но только при наличности избытка; он поучает других, по единственно безмолвными добродетелями своей жизни; он вразумляет и словом, но лишь приходящих к нему. 1177 Вообще ,,обязанности к ближним в представлении аскетов никогда не теряют двух основных черт своих – пассивности и случайности”. 1178 Вот логика и основные положения г. Левицкого. Так как некоторые положения, в сущности общие или сходные у г. Левицкаго с Ф. Ф. Гусевым, уже рассмотрены нами при разборе воззрений этого последнего (об отношении внешнего и внутреннего в подвижничестве, о взаимоотношении любви к Богу и ближним, о возможности и способах проявления у подвижников любви к ближним и т. под.), то в данном случае мы ограничимся лишь кратким разбором след, положений г. Левицкого.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

1174 Вероятно, доходный дом М. Ф. Арманд (Старая пл., д, 6), построенный в 1870 г. по проекту архитектора А. С. Каминского (в 1912 г. перестроен). 1175 Речь идет о доме на углу Знаменки и Малого Знаменского переулка (теперь дом 11 – Академическая библиотека по естественным наукам). Жена врача Ольга Ивановна Бетлинг (во 2-м браке Малютина) владела им с 29 января 1877 г. по 6 июня 1892 г. 1181 Владимир Романович Лицкой (в 1877 г. коллежский советник), помимо того что занимал пост прокурора Московского окружного суда, являлся в рассматриваемый период и одним из «светских директоров» Попечительного о тюрьмах комитета. 1182 Статья 298 Устава уголовного судопроизводства, утвержденного 20 ноября 1864 г., гласила: «По получении объявления судебный следователь немедленно расспрашивает объявителя об обстоятельствах происшествия или об известных ему признаках преступного деяния и, в случае явного обвинения им кого-либо в преступлении или проступке, предупреждает его о наказании за лживые доносы» (Устав уголовного судопроизводства. С. 37). См. также статью 296: «Объявление о преступном деянии, при коем объявитель был очевидцем, может служить достаточным поводом к начатию следствия, хотя бы в виду следователя и не было никаких других улик» (Там же). (В отличие от этого Устава современным Уголовно-процессуальным кодексом предусмотрена специальная процедура, в соответствии с которой предварительное расследование начинается с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела.) 1183 Владимир Яковлевич Фукс (в 1877 г. коллежский асессор), один из 22-х помощников прокурора Московского окружного суда. 1185 Разрешение принимать пожертвования через газеты последовало 14 декабря 1860 г. – распоряжением Департамента общих дел МВД «Об открытии подписки для сооружения памятника Пушкину». 1188 Другие письма Манасеина к Победоносцеву о деле Гилярова нам неизвестны. Данное письмо отложилось в архиве кн. Шаховского, поскольку, несомненно, было передано последнему адресатом, Победоносцевым, в 1890-х гг., когда Шаховской подготавливал к печати сочинения Гилярова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

в) Дыхательные спазмы, осложненные выкрикиванием отрывочных слов и фраз. В некоторых случаях экстатические крики сектантов облекаются в форму определенных слов и фраз, но бессвязных и отрывочных. По Донесению в Оренб. консисторию свящ. Иллюминарского (от 30 марта 1889 г.), «энтузиазм шалопутства Антона Кутырева (хлыста) до того доходил, что в субботу четвертой седмицы, во время литургии, в самое причащение верующих, (он) начал кричать какие-то несвязные слова, за что и велено его вывести из церкви» 1170 . Пророчествовавший в собрании Закавказских прыгунов Аким Упырев однажды «до того расходился, что перестал уже говорить, а начал просто выкрикивать и, наконец,... стал благим матом кричать...: «горе вам! Горе! ох, горе вам!»... 1171 . Еще раньше, во время чтения, он «вдруг вскочил на скамейку, поднял правую руку, подогнул левую ногу на манер болотной птицы, крикнул: «Бог! Дух!» и тотчас замер в таком положении» 1172 . Тамбовские хлысты-богомолы на собраниях «кричали от —803— грехов... кричали так: я грешен, беззаконен!» 1173 ... Подобным же образом кричала «заходившая духом» шалопутка: «я согрешила, Боже мой, я согрешила!» 1174 . – Крики кликуш также иногда принимают словесную форму. В таких случаях «кликуша сразу начинает выкрикивать определенные слова. Выкрикивает она их неправильно, отрывочно и громко. Содержание выкрикиваемых слов весьма различно. Чаще всего она кричит: «ой лихо мне, ой тяжко, страдааю, страдааю и т. д. Иногда же сразу начинает выкрикивать, что в нее насадили чертей, что ее испортили», или начинает богохульствовать 1175 . Д. Конов Н.В. [=Высоцкий Н.Г.] Из периодической печати: Церковноприходские школы за 20 лет//Богословский вестник 1907. Т. 1. 4. С. 804–816 (2-я пагин.) —804— К.П. Победоносцев умер. Имя этого весьма выдающегося государственного деятеля невольно вызывает мысль о том широком деле, которое он создал и о котором он главным образом заботился в течение всей своей продолжительной деятельности. Душой всей его деятельности была забота о просвещении народа в духе православной церкви, и церковно-приходская школа, им созданная, была его самым любимым детищем.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ныне к упадку идут времена... Ныне, главою качая, вздыхает седой земледелец... Не понимает того он, что чахнет всё мало по малу И направляется к гробу, под бременем лет истомившись, (De rer. nat. II, 1150–1174). в эпоху Христа, все чаще и чаще звучит призыв к спасению через таинственное общение с божеством: Θαρρετε, μσται το ϑεο σεσωσμνου σται γρ μν κ πνων σωτηρα 3245 . Колеблющаяся мысль, переставшая удовлетворяться скучной добродетелью стоиков, всё больше и больше жаждет сколько-нибудь твёрдо установленных догматов, на —586— которых она могла бы успокоиться и отдохнуть хотя на время. И именно это дали „избранным“ адептам таинств пришедшие с Востока мистериальные культы, а всем „труждающимся и обременённым“ – христианство. Сущность мистерий и те пути, которыми достигалась непоколебимая вера посвящённых, остаются для нас навсегда закрытыми, так как всё, что известно в этом направлении, носит печать столь явной, вероятно предумышленной, наивности, что нет никакой возможности сколько-нибудь серьёзно отнестись к тому, что сообщается. И действительно: неужели напр. завершением таинств Деметры могло быть лишь то, что „главный жрец показывал при всеобщем благоговейном молчании колос пшеницы (!)“ 3246 . Нельзя отделаться от несколько комического впечатления, остающегося от описания этого торжественного акта. Очевидно суть дела тщательно скрывалась, а то немногое, что можно почерпнуть у языческих, а впоследствии и у христианских писателей, относится почти исключительно к внешним обрядностям культа, да, в сущности, и вообще не отличается ни особой достоверностью, ни достаточной вразумительностью 3247 . Но для специальной задачи нашего исследования мелкие подробности мистериальных культов и не представляют интереса – важен лишь конечный результат их тайнодействий, как несомненный факт внедрения в самую глубину души миста непоколебимой уверенности в его спасении и блаженном посмерт- —587— ном будущем. Как это достигалось – мы можем лишь догадываться. Наиболее ясно и достоверно всё это вырисовывается в самом типичном из восточных культов – культе „непобедимого“ Митры, считаемого большинством исследователей, последним и могучим соперником Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1167 Того, в ком есть столь великая любовь к любому состоянию униженности [Творца], 1168 будет и Царствие, которое обещано Христом. 8. Его любовь уже давно распространяется на тех, которым оно обещано. Ведь даже если ты думаешь, что обетования Творца касались земного, обетования же Христа – небесного, то в нашу пользу говорит то, что небо до сих пор не являло себя принадлежащим кому-то иному, кроме Того, Кому принадлежит земля; в нашу пользу говорит то, что Творец обещал даже меньшее, чтобы мне было легче поверить Ему и в большем, чем тому, кто никогда прежде на основании меньшего не воздвигал веру в свою щедрость. 9. Блаженны алчущие, ибо они насытятся. 1169 Я мог бы это положение отнести к предыдущему – поскольку алчущими являются как раз бедные и нищие, – если бы и это обетование Творец ранее не дал особым образом, а именно в качестве подготовки Своего Евангелия; ибо Он через Исаию о тех, – которых намеревался призвать от края земли, конечно, о язычниках – говорит: Вот, быстро и легко придут они, 1170 – быстро: как спешащие в конце времен, легко: как не обремененные ветхим Законом, – не будут алкать и не будут жаждать. 1171 10. Стало быть, они насытятся; а таковое , конечно, дается лишь алчущим и жаждущим. И опять: Вот, – говорит, – те, что служат Мне, насытятся, вы же будете алкать; вот те, что служат Мне, будут пить, вы же будете жаждать. 1172 Рассмотрим и эту антитезу: не окажется ли она содействующей Христу. Как бы там ни было, то, что Он обещает алчущим насыщение, происходит из Творца. Блаженны плачущие, ибо будут смеяться. 1173 11. Взгляни на изречение Исаии: Вот те, что служат Мне, будут наслаждаться, вы же будете пристыжены; вот те, что служат Мне, возликуют в радости, вы же будете кричать от сердечной скорби, 1174 Разглядим 1175 и эту антитезу в словах Христа. Разумеется, наслаждение и ликование в радости обещано тем, которые находятся в противоположном состоянии: печали, скорби, тревоге. 12. В самом деле, сто двадцать пятый псалом гласит: Те, которые сеют в слезах, будут жать в ликовании.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

1158 Епифаний. 42, 1; См. D. Tillemont. Memoires. Т. II, р. 126; по Valch’y (s. 489–490) – только пресвитерского. 1159 По поводу замечания Епифания о стремлении Маркиона в римской церкви к предстоятельству, Салмон (Smith. А Dictionary, р. 817) верно замечает, что Епифаний хотел на основании своих источников именно сказать о намерении Маркиона быть епископом римским, но не сумел этого ясно и отчетливо выразить. Чтобы человек, изгнанный из христианской общины, в другой церкви искал епископства,– это,– говорит Салмон,– само по себе нелепо. Но возможно думать так, что Маркион уже был епископом, викарием у своего отца, потом был низложен; явившись в Рим, Маркион добивается не только быть принятым в церковное общение, но и возстановления епископского сана. Подтверждение этого Салмон находил у Оптата (IV, 5), что Маркион «ех episcopo factus apostata“. Затем Маркион был признан в еписк. сане у своих последователей (Adamant. I, 15, XVI); а они ничего не вводили нового (См. Mar. IV, 5) в сравнении с устройством в господствующей церкви. 1165 Cp. Tertullianus. Adver. Marcionem. I, 2. По свидетельству св. Епифания (Haer. XLII, 2), Маркион, выслушав ответ пресвитеров, воскликнул: «нет, не так; не это, но другое значат слова сии“ (Οχ οτως, λλ λλα βτ παρ τατα). 1174 Tertullianus. Adv. Marcionem. I, 19: «В 15-й год Тиверия Христос удостоился сойти с неба, как дух спасения. Спасение же Маркиона, который так этого хочет, в каком именно году Антонина Старшаго летнее испарение произвело на его Понте – я не постарался изследовать (non curavi investigare). Однако известно, что он еретик времен Антонина, при Благочестивом нечестивый (Sub Ріо impius); от Тиверия же до Антонина (прошло) почти 115 лет и полгода с полмесяцем (=115 1 / 2 л. 15 д.). Столько же времени они (т.е. маркиониты) полагают (ponunt) между Христом и Маркионом“. Некоторое противоречие в этом сообщении, что с одной стороны Тертуллиан «non curavi investigare“ время появления Маркиона, а с другой стороны, точное определение до месяцев и дней – Гарнак (Die Chronologie. I, 306) предлагает устранить, поставляя логическое ударение на «non curavi“... и «ponunt“, т.е. Тертуллиан сам не изследовал, а доверяет маркионитам.– Для нас непонятно, почему sub Pіo-Krüger (у Hauck’a, XII, s. 268, 18–19) понимает так: «именно при римском епископе, так называвшемся“. След. в маркионитской церкви 115 л. и 6 1 / 2 мес. точная дата между Христом и Маркионом. 15 год Тиверия=29 г. христ. эры, и именно=началу весны; след. выступление Маркиона падает на осень 144 г. Это разумеется нужно понимать в смысле основания Маркионом тогда церкви в Риме. Такая дата согласуется с сообщением Епифания (42, 2) о прибытии Маркиона в Рим по смерти Гигина, т.е. около 140 г. Цан почему-то считает «вероятным“ годом разрыва Маркиона с церковью – 147 (Hauck. В. IX, s. 780, 53), Крюгер держится 144 г. (Hauck. В. XII, s. 268, 14–15). Ср. Salmon-Smith, v. III, p. 818.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010