Но не поднимайте плача, чтобы не услышали об этом в Гефе (т. е. Филистимляне): лучше терпеливо или молчаливо переносите бедствие и по возможности укрывайтесь от нашествия неприятеля, уступая ему город за городом: сними с себя волосы и остригись, скорбя о нежнолюбимых сынах твоих; расширь из-за них лысину, как у линяющего орла, ибо они будет переселены от тебя (1:10–16). Вы не полагаете конца своим прихотям и насилиям: за то постигнет вас бедствие, из-под которого не высвободите своей шеи и будете разорены в конец (2:1–6 1171 ). Дом Иакова исстари притесняет слабых; обижает вдов и грабит сирот – за это встанет и пойдет в плен; земля эта не может быть местом его покоя; за осквернение будет жестокое истребление (2:7–10 1172 ); ибо лжецы и пустословы, умеющие говорить о вине и сикере – вот их любимые руководители, вот их пророки (2:11 1173 ). Впрочем, со временем народ Еврейский будет собран во одно царство многолюдное, незнающее никаких преград на своем пути; тогда Господь будет их вождь (2:12–13). 2. Вторая пророческая речь Содержится в третьей главе. В ней обличаются власти дома Иаковлева и вожди дома Израилева. Вам свойственно понимать закон, говорит пророк; а вы сдираете кожу с бедных, объедаете мясо и сами кости их толчете; потому Господь отвратит лице Свое от вас и не примет молений ваших (3:1–4 1174 ). Пророки у вас льстецы и обманщики: кто кормит их, тому обещают мир и счастье; а кто не дает, тому пророчат беду; за то померкнет у них ден…. и не будет слушающих их (3:5–7 1175 ). А я, говорит Михей, исполнен силы Духом Господним, чтобы высказать Иакову преступление его и Израилю грех его (3:8). Итак, презрители закона, созидающие Сион кровью и Иерусалим неправдою. Главы его судят за подарки, священники его учат за плату и пророки его предвещают за деньги, или, смотря по приношению, дают и предсказание, а между тем все в один голос говорят: не среди ли нас Господь?…, выслушайте определение Божие: за вас Сион будет распахан как поле, и Иерусалим сделается грудой развалин и гора Дома сего будет лесистым холмом (3:9–12).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Свят. Кирилл Иерусалимский говорит, что Церковью называется собрание, поскольку она созывает и собирает всех 1172 . Возможно ли дать определение понятию « Церковь »? Скорее всего, нет: все предпринимавшиеся до сих пор попытки дать всеобъемлющее определение были не вполне удачными. Например, А. С. Хомяков, известный русский писатель и богослов, определял Церковь как «единство Божией благодати, обитающей во множестве разумных творений» 1173 . Очевидно, что эта формула содержит в себе тавтологию, поскольку Божественная благодать, по определению, едина. Острые богословские споры в Русской Церкви вызвала в конце XIX в. магистерская работа доцента Евгения Аквилонова (впоследствии протоиерея), посвященная святоотеческому определению Церкви 1174 . В основание своей работы Аквилонов положил апостольское учение о Церкви как о Теле Христовом. Святейший Синод не утвердил Аквилонова в степени магистра богословия, и ему пришлось в значительной степени переделать работу. Тем не менее высказанные в его сочинении мысли распространились достаточно широко, и в современной богословской литературе выражение « Церковь есть Тело Христово» встречается очень часто. Обычно это определение связывается с учением о Боговоплощении, а также о таинстве Евхаристии, рассматриваемом как способ участия человека в жизни тела Церкви. Однако при использовании апостольского образа Церкви как Тела Христова в качестве «формального» определения возникают некоторые трудности. Например, согласно 9-й главе «Пространного катехизиса» (о 9-м члене Символа веры ), к Церкви принадлежат не только «все православные христиане, живущие на земле», но также и «все, скончавшиеся в истинной вере и святости» 1175 . Кроме того, к Церкви принадлежат не только люди, но и ангелы. На этот счет есть ясные свидетельства Писания: Бог положил... все небесное и земное соединить под главою Христом ( Еф.1:10 ). Он есть глава тела Церкви, Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство: ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное ( Кол.1:18–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Лишь только он сказал слова сии, расселась земля под ними; и разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество; и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества. И все Израильтяне, которые были вокруг них, побежали при их вопле, дабы, говорили они, и нас не поглотила земля» ( Чис.16:1–32 ). Что сказать мне ещё? Что Корей (а его имя, , означает «холодный», то есть нечувствительный, безразличный к наставлениям Господа и даже к наказаниям Его, а также и «остриженный»; имя же отца его, , означает «елей» и указывает на помазание; «таким образом, “Корей, сын Ицгара» – это “остриженный, сын елея»: он как бы остриг голову, “подставляя» ее под особое помазание, призванное наделить его верховной властью» 1174 ) увлек за собой людей, как несмысленных младенцев, потому что «масса... по природе своей находит удовольствие в ругательствах по адресу правителей и готова согласиться с любым мнением, с которым к ней обращаются»? 1175 Что «погибли эти люди во свидетельство всемогущества Господа Бога и гибель их была достойна сожаления не только вследствие чрезмерности постигшего их бедствия, которое само по себе вызывало грусть, но и потому, что родственники их были довольны постигшим тех заслуженным возмездием», ибо, «невзирая на свое родство с погибшими, они, ввиду случившегося, не могли не одобрить такого Божиего суда и не печалились, потому что считали, что с приверженцами Дафана погибли самые преступные элементы народа»? 1176 Что души возмутителей народа сошли в , «преисподнюю» 1177 , что «означает не могилу, а особое духовное пространство, где пребывают души умерших нечестивцев, испытывая там страдания соответственно своим грехам»? 1178 Но не могу не добавить еще, вслед за Критским светильником, что и ты, «душа, уклонилась от Господа твоего, как Дафан и Авирон», которые самими «своими именами свидетельствовали, с одной стороны, о желании силой вернуть “законные» прерогативы своего предка, а с другой – о преступности этого замысла в очах Божиих» 1179 . Посмотри, душа, на деяния Кореевы: он, человек, «который занимал, как по своему происхождению, так и по богатству, видное положение среди евреев, отличался красноречием, которым умел увлекать народную толпу», и – позавидовал родственнику своему Моисею! 1180 Он презрел власть Господа и выступил сначала тайно, а потом – и открыто против богоустановленного царственного достоинства Моисея и священства Ааронова и увлек за собой на богоборческий путь еще и «двести пятьдесят лучших мужей»! 1181

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Ст. 9. …Быв же при последнем издыхании, второй мученик сказал: ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы… По причине столь крепкой и живой веры святых мучеников Маккавейских в воскресение мертвых, блаж. Августин говорит о них, что, «хотя они и не были христианами, но своими деяниями предусвоили себе это имя». Замечательно, что впоследствии имя христиан впервые появилось тоже в Антиохии, и оттуда уже распространилось по всем концам земли 1173 . Ст. 21. ... Она (мать Маккавеев) поощряла каждого из них на отечественном языке... т. е. на еврейском или арамейском языке, которого не понимал ни царь, ни присутствовавшие. Это она делала для того, чтобы с большей свободой поучать своих детей. Между тем, царь, не понимая языка матери св. мучеников, принял ее речи за ругательные для себя и от этого еще более раздражился 1174 . Ст. 27. ...Сын, сжалься надо мною, которая... три года питала тебя молоком... Достойна примечания длиннота срока, до которого продолжалось питание младенцев молоком матерним во времена Маккавеев. При Аврааме этот срок простирался даже до пяти лет 1175 . Здесь можно находить факт, подтверждающий большую, сравнительно с нашим временем, долготу периодов возрастания людей в древнее время. Часть четвертая. Воинские доблести Иуды Маккавея. Глава 8 1176 . Поражение сирийских вождей: Никанора, Горгия, Тимофея и Вакхида а) Шесть тысяч Иудеев, собранных Иудой Маккавейским на защиту веры, и молитвенный вопль их к Богу о помиловании (ст. 1–4). б) Победоносные нападения Иуды на врагов по ночам (ст. 5–7). в) По донесению Филиппа, Птоломей, правитель Келе-Сирии, посылает на Иудею двадцатитысячный отряд под начальством двух вождей: Никанора и Горгия (ст. 8–11). г) Страх Иудеев и ободряющая речь к ним Иуды (ст. 12–20). д) Иуда разделяет войско между братьями своими и с передовым отрядом нападает на Никанора (ст. 21–23). е) Поражение врагов, богатая добыча, радостное празднование субботы, и отделение из добычи вдовам и сиротам (ст. 24–29). ж) Поражение войск Тимофея и Вакхида, сожжение Калисфена и бегство Никанора (ст. 30–36).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

1171. «Ведая враг, — говорит преподобный Иоанн Карпафийский, — молитву нам убо сущу поборну, тому же наветну и отторгнути нас от сея тщася, в желание нас влагает еллинских словес, от нихже отступихом, и о сем упражнятися подущает. Ему же да не повинемся, да не от осей своего земледельства заблудше, вместо смокв и гроздия, терние и волчцы оберем: Премудрость бо мира сего буйства у Бога вменися» — …премудрость мира сего есть безумие пред Богом (1 Кор. 3. 19). Многие святые Отцы обладали значительною ученостию человеческою; но они приобрели ее до вступления в монашество. По принятии монашества они исключительно занялись, по заповеданию Господа (Мф. 13. 52), изучением Царства Небесного, или Богословия в обширнейшем значении этого слова. Святые Отцы называют Богословие, изучаемое монашескою жизнию, наукою из наук, художеством из художеств (Добротолюбие. Ч. 4. Преподобного Кассиана Слово о рассуждении). Тысячелетней жизни не достаточно для удовлетворительного изучения его. Оно необъемлемо: потому что предмет его — Бог — необъемлем, и, сколько ни изучается, при всех познаниях о Нем, пребывает непостижимым. 1172.  …так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Также, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится (Лк. 17. 26–30). 1173. «Вертеться во все стороны»: так бывает с неискусными в борьбе с бесовскими помыслами. Преподобный Кассиан Римлянин описывает, что некоторый неискусный старец, ощутив внезапную сильную блудную брань, нанесенную демоном, по причине ее «аки от пьянства семо и овамо обращашеся». Добротолюбие. Ч. 4. Слово о рассуждении. 1174. Четьи-Минеи, житие преподобного Макария Великого, января 19 дня. Также Алфавитный патерик. 1175. Преподобный Кассиан повествует, что такой обычай существовал по всем общежительным монастырям Египта. О постановлениях общежитий, кн. 2, гл. 12.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

16, 17 и 18) и если кто-либо из ненависти толкнет другого или с умыслом бросит на него что-нибудь или по вражде ударит его рукою, и он умрет (ст. 20 и 21.)... Во всех этих случаях уголовное преступление основывается на замысле умертвить, но определяется по смертному исходу удара. 1171 Еще яснее этот случай характеризуется во Втор.19:5 так: «кто пойдет с ближним своим в лес рубить дрова и размахнется рука его с топором, чтобы срубить дерево и соскочит железо с топорища и попадет в ближнего его, так что он умрет». 1173 Следует обратить внимание на то, что при первом из этих случаев прибавлено, что кровомститель несет вину крови. Другой случай, что убийца, прежде чем достигнет города убежища, догоняется и умерщвляется, во Втор.19:6 представляется только возможным и общество получает увещание назначить известные города не только потому, что путь к ним не был длинен, но также что путь туда был удобен для бегства, след. давал возможность избегать пролития невинной крови. Здесь ясно указывается, что умерщвление убийцы, незаслуживающего смерти, есть уголовное преступление, хотя за него не назначается никакого наказания, потому что с одной стороны увлечение кровомстителя было извинительно, с другой причиною убийства была медлительность убийцы. 1174 Слич. с этим мои исследования в Comment. Zu. los. 20, 6 и Елера в Герцог. Realencykl. 11. стр. 262. Убежище, которое таким образом открывалось неумышленному смертоубийце, не только для обеспечения его жизни, но и для заглаждения находящейся на каждом убийстве нравственной вины, существенно отлично от натурального права убежища других народов, о котором слич. Винера R. W. 1, стр. 379 и Авг. Булмеринка das Asylrecht и die Auslieferung fluchtiger Verbrecher, Дерпт. 1853. 1175 Светский суд в большей части случаев относительно этого почти не мог ничего решать, потому что он не мог открыть был ли вор простым вором, или разбойником. 1176 Этого выражения с Заальшутцем (Mos. R. стр. 539) нельзя понимать, как кровавое возмездие, хотя уже раввины с Ионафаном во главе понимают его, как смертное наказание мечем (слич.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

В качестве основания для утверждения о нерасторжимости брака используется ссылка на: «Сказано также, что, если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует». 1174 Из контекста следует, что Христос запретил развод, указав только на одно исключение – прелюбодеяние. Такой практики придерживается православная Церковь , допуская развод при нарушении супружеской верности. Полный запрет разводов противоречит вышеприведенным словам Христа, запрещающим развод кроме случая нарушения супружеской верности. Особенности совершения католиками Таинства Крещения Особенностью католического крещения является то, что основной формой крещения является обливание, тогда как в православии основной формой крещения является погружение, а обливание и окропление допускается в порядке исключения: «Ближайшей материей Таинства Крещения является обливание тела водой (надежное мнение), и настоящая, природная вода есть, таким образом, дальнейшая материя этого Таинства». 1175 Католики не отрицают крещения погружением, которое применялось до XIII века 1176 . Нужно иметь в виду, что требование погружательного крещения со стороны многих сект направлено как раз против основной формы католического крещения обливанием. Нам следует по возможности скорее вернуться к каноничной практике крещения погружением. Нельзя отказывать желающим креститься погружательным крещением. Следует всегда подчеркивать, что основной вид крещения в православии через погружение, а обливание совершается только по причине отсутствия крещален. Католическая крещальная формула: «N. (т.е. Петр, Иоанн) ... я тебя крещаю во Имя Отца и Сына, и Святаго Духа». 1177 Формула отражает неправильное учение католицизма о роли священника в совершении таинств (рассмотрено выше). Вопрос о крещение принятом от лица, нежелавшего крестить, но совершившего все внешние действия православие не рассматривает по причине надуманности ситуации, в то время как католицизм признает совершившимся:

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Он не увидел мудрости Божественной за словами, кротко сказанными ему: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» ( Мф.4:4 ), хотя ответом этим Христос – Бог-Слово – не скрывал от безумного, Кто Он есть. Он не послушал Божественного указания, когда Христос сказал ему: «Не искушай Господа Бога твоего» ( Мф.4:7 ), – ведь ты перед Ним и стоишь. Он не уразумел прямого Господня веления: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» ( Мф.4:10 ), – вот как далеко простерся мрак сатанинского неведения! Даже бесы оказались прозорливее своего хозяина – ибо, когда приступил к ним Иисус в стране Гергесинской, они вскричали, ожидая себе от него немедленной казни: «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» ( Мф.8:29 ). И лишь тогда прозрел сатана, когда снизшел Господь – Жизнь Бессмертная – к смерти, чтобы умертвить ад – область владений его – блистанием Божества, когда Он и умершия от преисподних воскресил, когда вся силы небесныя воззвали: «Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе!» 1338 . Только тогда, «видя, как Христос милостиво раскрыл Свое врачевство и как от него истекло здравие Адаму во исцеление первородного греха, диавол, страдая, уязвился и зарыдал, словно в великом бедствии, и вскричал, обращаясь к своим друзьям: “Что сделаю я Сыну Марии? Убивает меня Вифлеемлянин, везде Сущий и всё Собою Наполняющий»» Видишь, душа моя, как мала сила диавола, которой он так надмевается? Видишь, как беспомощен он и глуп в своем мнимом знании? Видишь, как ничтожен он пред лицом Божиим? Почему же ты сама – сама, своей собственной волей, не попущением Божиим! – допускаешь ему входить в себя? Ведь каждый содеянный тобою грех, каждое твое непослушание, каждый твой самовольный поступок отдает часть тебя, душа, в его власть! Остерегись, душа, одумайся скорее, чтобы не оказаться тебе ниже даже тех мест, куда попадут бесы из страны Гергесинской... 1174 От глагола «карах» «быть холодным, ледяным», «быть гладким», «быть остриженным» (см.: Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 815–816).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Изменения в Правилах противопожарного режима для религиозных организаций 16 ноября 2017 г. 14:34 Правительство Российской Федерации постановлением от 28 сентября 2017 г. 1174 (далее Постановление 1174) внесло в действующие Правила противопожарного режима в РФ (утв. постановлением Правительства от 25.04.2012 390) изменения, упорядочивающие применение требований пожарной безопасности в отношении объектов религиозного назначения. Отсутствие специальных требований для объектов религиозного назначения в прежней редакции Правил пожарной безопасности привело к тому, что на религиозные объекты в полной мере распространялись общие требования Правил, которые совершенно не учитывали внутренние установления религиозных организаций. Проект изменений разрабатывался МЧС России совместно с представителями Русской Православной Церкви и был одобрен Межрелигиозным Советом России. Подготовленный документ учитывает внутренние установления традиционных религиозных организаций России. Нововведения комментирует руководитель Юридической службы Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега) . Общая характеристика изменений противопожарного режима Итак, изменения, внесенные Постановлением 1174, заключаются в следующем: Что касается общих требований пожарной безопасности, то для религиозных организаций они значительно смягчены, в частности: Таким образом, на сегодняшний день религиозным организациям при эксплуатации объектов религиозного назначения необходимо руководствоваться разделом XXI «Объекты религиозного назначения» постановления Правительства РФ от 25.04.2012 390 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 28.09.2017 1174). По всем вопросам применения раздела XXI «Объекты религиозного назначения» Правил противопожарного режима в РФ следует обращаться в Юридическую службу Московской Патриархии. Полностью комментарий Юридической службы Московской Патриархии к Правилам противопожарного режима в Российской Федерации (ред. от 28.09.2017) опубликован в журнале «Приход» 6 за 2017 г. Патриархия.ru Календарь ← 4 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5061981.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЙЮБИДЫ [Аййубиды; араб.  ], мусульм. династия курдского происхождения, различные ветви к-рой правили в Египте, Сирии, В. Месопотамии и Йемене в кон. XII - 1-й пол. XIII в. Родоначальник А. Шази ибн Марван из арм. г. Двин был одним из полководцев у багдадских Аббасидов . В 1138 г. его сыновья Наджм ад-Дин Айюб (давший имя династии) и Асад ад-Дин Ширкух перешли на службу к правителю Мосула Занги (Зенги), участвовали в походах этого выдающегося полководца и гос. деятеля и достигли высокого положения при его сыне, атабеке Hyp ад-Дине (правил в 1146-1174), утвердившем свою власть во всей Сирии. В 1164 г. Hyp ад-Дин оказался вовлечен в междоусобную борьбу в Египте, осложненную вторжением туда крестоносцев Иерусалимского королевства. По просьбе егип. везира Шавара Hyp ад-Дин отправил ему на помощь отряд во главе с Ширкухом и его племянником Салах ад-Дином Юсуфом ибн Айюбом (в европ. традиции - Саладин). После неск. военных кампаний и сложных политических комбинаций Ширкух изгнал из Египта «франков», сверг интриговавшего против него Шавара и в янв. 1168 г. получил от халифа из династии Фатимидов пост везира. Вскоре Ширкух неожиданно умер и везиром стал Салах ад-Дин (март 1168). Первоначально его положение в Египте было весьма неустойчивым. Однако он сумел, опираясь на пришедшие с ним из Сирии тюрк. и курдские отряды, разгромить взбунтовавшуюся против него фатимидскую гвардию, лишив правящую династию последней опоры. В 1171 г. Салах ад-Дин низложил последнего фатимидского халифа аль-Азида (вскоре умершего), провозгласил себя султаном и приказал поминать в пятничной молитве имя аббасидского халифа аль-Мустади, что означало отказ от исповедуемого фатимидами шиизма и восстановление в Египте суннизма как господствующего толка ислама. По мере укрепления власти Салах ад-Дина нарастали противоречия между ним и его сюзереном Hyp ад-Дином. Собрав в Каире всех членов своего клана, султан Египта проводил независимую политику, к-рая неизбежно должна была закончиться столкновением с могущественным атабеком. На случай поражения Салах ад-Дин даже готовил себе убежище в Йемене (завоеванном в 1173 его братом Тураншахом и остававшемся под властью Айюбидов до 1228). Однако в самый критический момент противостояния Hyp ад-Дин умер (1174). Его держава начала распадаться, и Салах ад-Дин без большого труда подчинил себе владения Зангидов - Дамаск (1174), Хаму, Хомс (1175), Халеб (1183) и др. При том что образованное Салах ад-Дином гос-во было достаточно централизованным, его сир. территории представляли собой ряд автономных эмиратов, управлявшихся членами династии А.- сыновьями и братьями Салах ад-Дина и потомками Ширкуха.

http://pravenc.ru/text/63746.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010