К сожалению, и к этой части исследования (к 3-ей главе) полностью относятся замечания, сделанные выше по поводу первой главы. Большое количество ошибок и неточностей свидетельствует о недостаточной документальной базе, с которой мог работать автор. Более того, наличие большой правки в этой главе позволяет думать, что перед нами неокончательный текст, что автор намеревался еще работать над ним. Насколько можно судить по содержащимся в рукописи указаниям, В.Н. Хитрово предполагал со временем написать и вторую главу исследования, посвященную епископу Кириллу (Наумову) , и четвертую – об Антонине (Капустине) , т. е. создать своеобразную тетралогию, доведя повествование о деятельности РДМ до времени возникновения Палестинского Общества. Почему он потом отказался от своего замысла и более к рукописи не возвращался, можно только гадать. Тем не менее, считаем публикацию данного источника чрезвычайно важной, поскольку имеем дело с первым в исторической литературе опытом цельного, с единой точки зрения освещения истории Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Следующий шаг будет сделан лишь три четверти века спустя, в 1959 г., архимандритом Никодимом (Ротовым). Н. Лисовой 1173 Необходимость создания русского консульства в Иерусалиме сознавалась церковными и светскими дипломатами еще в 1830-е гг. (см., например, предложение вице-консула в Яффе Г. Мостраса, обсуждавшееся в Совете Министерства иностранных дел 22 сентября 1832 г. (АВП РИ, ф. СПб ГА II-9, оп. 46, д. 3 (ч. 2). Л. 45а-54 об.). 1174 Неклюдов Василий Сергеевич (1818–1880) – российский дипломат и публицист. Советник посольства в Афинах в 1850-х гг. (отозван в 1858 г.). В 1860-х – 1870-х гг. сотрудничал как специалист по Восточному вопросу в изданиях М.Н. Каткова: газете «Московские ведомости» и журнале «Русский вестник». Оставшаяся неопубликованной записка Неклюдова читалась и обсуждалась как в МИДовских, так и в церковных кругах. Митрополит Филарет (Дроздов) в письме от 13 ноября 1858 г. писал своему духовнику архимандриту Антонию (Медведеву): «Главная мысль статьи справедлива, и жаль, что наше правительство не размышляло так ранее» (Святитель Филарет, митрополит Московский. Письма к преподобному Антонию, наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Ч. 3. СТСЛ. 2007. С. 79–80). Но правительство ни в конце 1858 г., ни позже так не думало: так думали лишь некоторые грекофильски настроенные чиновники и писатели ( К.Н. Леонтьев , Т.И. Филиппов, Н.Н. Дурново, А.И. Нелидов и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Августин и Михаэлис по ссылке Кларка). 1171 (Ст. 22–24). См. прим. 16 и 17 гл. X40;III, где употреблены те же выражения о том, что земля свергнет с себя тех, кто оскверняет ее беззакониями. 1172 (Ст. 25–26). О чистых и нечистых животных см. гл. XI с примечаниями и в особенности ст. 44–45 и прим. 27. 1173 (Ст. 27). Ср. 21 прим. гл. XIX. Здесь говорится не о вопрошающих волшебников, а о том, когда сам Израильтянин будет вызывать мертвых или волхвовать. Это преступление, как служение Молоху, наказывается побитием каменьями, в котором участвует народ, дабы снять с себя грех сообщничества, как в стихах 2–4 настоящей главы. 1174 (Ст.1–3). Священникам предписывается соблюдать высший уровень телесной и нравственной чистоты в этом «народе святом», который весь должен был удаляться от осквернения. Для первосвященника постановлены ниже (ст. 10 –11) еще более строгие правила. Правила для священников делятся на два отдела: на запрещение осквернять себя трупами и похоронными обрядами и на запрещение осквернять себя недозволенными браками и допускать блуд в семье своей. В стихах 1–3 указывается, что только к трупам отца, матери, детей своих, родного брата и сестры, если только она девица, может он прикасаться и плакать о них. Священник мог, по-видимому, присутствовать при кончине и погребении лишь тех лиц, которые жили с ним в одном доме. По Числам XIX, 14, труп, лежавший в доме или шатре, делал дом и шатер нечистыми и осквернял всех входящих в это помещение. Священник, в случае кончины ближайшего родственника, упомянутого выше, мог оставаться в шатре или доме, где умер и лежал покойник. Но первосвященник, который никогда не мог быть нечистым, должен был оставлять вероятно дом свой, если в нем был кто-либо близок к смерти. Весьма вероятно, впрочем, мнение, что первосвященник всегда жил отдельно от семьи, имея особый дом или шатер, где его могли навешать члены семьи, но где он мог и уединяться в случае осквернения дома обрядовою нечистотою. Трапезы же совершались в общем семейном доме первосвященника, где он с семьею по закону совершал и Пасху.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В «Мученичестве Тамар Мокаци», как и в других памятниках агиографии XIV-XV вв. появляется некоторая конкретность в описании внешности героини («прекрасноликая и стройная»), ее одежды. Автор, говоря о целомудрии Тамар, пишет, что она, предвидя истязания, которым ее предадут, искусно зашила подол рубашки, чтобы «при волочении и побиении камнями ноги ее не оголялись. Точно также и ворот рубашки был накрепко пришит куском материи, чтобы тело ее совершенно не обнажалось». Наличие таких мелких подробностей в агиографическом произведении свидетельствует уже о некотором отходе от традиционности, тяготеющей к абстрагированию житийного героя. В сей день мученичество новой подвижницы Христовой святой Тамар 1173 Сын Божий ниспослал на землю огонь любви своей, которым он хочет воспламенить [людей], и если таково его желание, то кто может этому воспротивиться. Вовсе никто. Однако каждый человек, как [существо] наделенное свободной волей, по собственному желанию идет козлу или к добру. Посему и говорит Иаков: «Бог не искушается злом и Сам не искушает никого. Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» 1174 . И те, кои избрали благую сторону и кои разожгли в себе пламень божественной любви, решили в земных удовольствиях оставаться добродетельными. И так каждый в свое время мужественно дерзал. Ибо одни чистой жизнью достигли целомудрия, другие нашли смиренномудрие, многие избрали милосердие и возлюбили даяние нищим, часть [избрала] уединенные посты и молитвы, иные – смирение, прочие – братолюбие, кое-кто – молчание и многие – речи на благо ближнему и на пользу внимающему. Многие пролили кровь свою за кровь Животворца. Множество [людей] было предано огню, и многие утоплены в воде. Многие были подвергнуты пыткам и замучены побоями, темницей, оковами, скребницами, голодом, жаждой, наготой и нищетой и иными всевозможными истязаниями. Все это они претерпели во имя любви Христовой и надежды в царствие [небесное], о чем свидетельствует и псалмопевец: «За Тебя умерщвляют нас всякий день» 1175 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Известив Высокопреосвященнейшего о своем согласии на это возобновление и получив требуемые чертежи наружных частей собора, в существующем его виде, и проекта предполагаемого его возобновления в древнем виде, составленные гражданским инженером г. Квинтом, Общество в заседании Комиссии по сохранению древних памятников 17-го декабря 1886 года, по обсуждении предположений и по рассмотрении чертежей, постановило предположенную реставрацию производить под наблюдением Общества относительно настенных деталей согласно проекту архитектора Квинта, относительно покрытия глав согласно формам такого покрытия на Димитриевском соборе и относительно покрытия кровли собора согласно формам его сводов; что же касается средней части кровли вокруг большой главы, то эта часть должна быть покрыта по указанию Общества при осмотре на месте. Г. Министр Народного Просвещения отношением своим от 19 Марта 1887 года за 4579 уведомил Председателя Общества, что по докладу Обер Прокурора Святейшего Синода ходатайства Архиепископа Владимирского о разрешении производства работ по возобновлению в древнем виде наружной стороны Владимирского Успенского собора Государь Император Александр III, в 7 день Марта, Высочайше на сие соизволил, при чем на всеподданнейшем по сему предмету докладе, против объяснения о том, что Императорское Московское Археологическое Общество считает своею обязанностию поручить одному из своих членов наблюдение за предполагаемыми работами, Его Величеству благоугодно было собственноручно начертать: Очень желательно. Таковое всемилостивейшее доверие Обществу побуждало Общество употребить все свои старания и все свои познания, дабы в подробной точности исполнить Высочайшее указание Его Величества. Для наблюдения за предстоящим возобновлением собора в заседании Общества 24 Апреля 1887 года по баллотировке оказались избранными И. Е. Забелин и Н. В. Никитин. Подробный осмотр здания собора еще до начала работ был произведен сими членами 21 и 22 июня 1887 года, о чем и составлен протокол 22 июня, в котором изложен подробный обзор тогдашнего состояния всех частей здания, предположенных к восстановлению в первоначальном их виде, и преподаны подробные указания и требования, каким способом должно возобновлять все ветхие мелкие и крупные детали наружной обделки здания и его украшений.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Тяжкие последствия греха прародителей не ограничились только душой человека, но коснулись и его тела, которое стало теперь плотью греха. 1164 Эта греховная плоть повела в человеке непрестанную и бесконечную борьбу 1165 с его духовным началом, она же создала в человеке разделение 1166 или средостение, 1167 которое впоследствии было уничтожено Христом а, главное, она подчинила своему господству дух 1168 или ум 1169 человека. Потерявший свою прежнюю красоту и даже самое имя «человек», 1170 лишённый райского блаженства, 1171 Адам из вышнего небесного места изгоняется на землю, где подвергается тяжким страданиям и бедствиям, 1172 а, самое главное, он подпадает смерти, которая явилась только после грехопадения 1173  и которой не было бы (ибо Бог смерти не сотворил 1174 ), если бы не было греха. 1175 Грех Адама, как прародителя, имел свои тяжёлые последствия не только для него самого, но и для всего его потомства. С этой мыслью мы встречаемся уже у Филона, трактующего о всеобщей греховности, которая не исключается и у младенцев. 1176 Впрочем, учение Филона о греховности проистекает из его воззрения на тела, как на нечто само по себе дурное, и потому причина её указывается ближе всего в связи тела с душой и в удалении последней от сверхчувственного мира, 1177 библейское же повествование о падении первых людей стоит к этому учению Филона в чисто внешнем отношении. 1178 Говоря о всеобщей греховности, Филон, однако, не выясняет вопроса об отношении её к свободной воле человека и то трактует о радикальном зле, то утверждает, что человек нравственно безразличен и что зло есть дело его свободного выбора. 1179 Восточные отцы и учители церкви, не отрицая вообще последствий для человечества Адамова греха, в общем отводили греховной наследственности не так много места, склоняясь больше к утверждению, что личный, а не наследственный, грех делает человека виновным пред Богом. 1180 Так, Климент Александрийский , признавая совершенство первого человека только возможным, говорит, что люди и не потеряли того, чего не имели: что касается до страстей, то они свойственны природе человека не только после его падения, но и до него. 1181 Ориген , силясь слить учение о первородном грехе со своей теорией предсущесвования душ, наследственность прародительского греха относил не к душе, а (одинаково с Филоном) к телу, к самому акту рождения и принятия грубо-вещественного и грехом испорченного тела 1182 ; в этом смысле он учил о греховности даже младенцев и необходимости для них крещения. 1183 Правда, этот грех отражается и на душе человека, однако, не на столько, чтобы она утратила семена добродетели 1184 и не сохранила свободы выбора и притом не только здесь, на земле, но и в будущей жизни. 1185 Даже у св. Афанасия мы встречаемся с мнением, что многие христиане живут безгрешно и что даже до Христа было много святых и чистых от всякого греха (людей) ( πολλο γιοι γεγνασι και καθαρο πσης μαρτας 1186 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

То, что не было Им сказано, совершенно не означает, что не будет Им свершено. Не все могут знать чада малые. Необходимость сказания о Втором Пришествии на облаках была для того, чтобы, явившись тайно в предначертанное Отцом Моим время, легко изобличить лицемеров и выявить истинных чад Божиих 1172 . Виссарион очень любит цитировать Священное Писание , но в свою пользу. Если у него спросить о тех примерах, которые явно Писанию не соответствуют, то ответу него один: Писание – книга таинственная и зашифрованная, поэтому никто его до конца не понимает. Но это слово письменное и мертвое, а он – это Слово Живое. Письменное слово никто не может понимать без слова живого, поэтому его слово преобладает над Писанием. Это тот ответ, который он дает, если его прижать к стенке. Вообще говорить с Торопом очень трудно: он страдает невероятным словоблудием, вошел в роль. На вопрос он никогда не отвечает конкретно и постоянно уходит от ответа или ходит вокруг да около. Вместе с тем остановить его невозможно: на простой вопрос он отвечает пространной тирадой, потом замолчит, потом посмотрит на небо, и тут уже становится все равно, что он скажет, только бы замолчал. Интересна фраза, которая мелькает во многих проповедях Виссариона: «Отключи свой мозг, воспринимай все сердцем». Эта фраза дословно совпадает с тем, что говорят своим адептам лидеры многих упомянутых выше тоталитарных сект. С ловкостью бывалого наперсточника Сергей Анатольевич вытаскивает из рукава все новые и новые «тайны»: Отныне открываются вам тайны о сущности Славы Божией и зарождении диавола 1173 ; о путях, ведущих ко спасению души, а также к ее гибели; о переселении душ и многих тайнах, кои были сокрыты от людского разума 1174 . Что же из всего этого следует? Объявленная цель «Последнего Завета» – «великое священное соединение всех существующих религий» 1175 , что в свою очередь приведет к полному раскрытию вашей души и должному воссоединению с Богом, что невозможно было сотворить ранее. Последний Завет призван привести ко спасению тех чад, кои способны пройти через Врата Царства Божия. Се есть (! – А.Д.) человеки, стремящиеся к единению меж собой, дабы в едином порыве безмерно отдавать тепло души окружающему миру, и могущие переживать боль Земли-Матушки 1176 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Когда после умершего не оказалось наследников, т.е. не явился никто в течение 10-летнего срока по вызову, или из явившихся никто не доказал своего права, тогда оставшееся имение признается выморочным; оно или обращается в состав государственных имуществ, или, по особому праву, предоставляется в пользу некоторых учреждений или обществ, к коим принадлежал умерший. Таким особым правом пользуются: учебные заведения (вед. народ. просвещения), после чиновников при сих заведениях, состоящих на службе; Университеты и Медико-хирургическая Академия – после своих членов, преподавателей и чиновников; учебные заведения ведомства Императрицы Марии, после служивших в тех заведениях, а также после воспитанников и воспитанниц, духовное ведомство после духовных властей (в их движимости) 61 ; католические монастыри, после монахинь (в их денежных приданых капиталах); города после городских обывателей, в недвижимом имуществе, если оно состояло в черте города и отведенных ему земель (недвижимые вне сей черты, движимость и капиталы поступают в госуд. имущества ср. Касс. реш. 1878 г., N 47); сельское общество после приписанных к обществу крестьян; войска казачьи, после чиновников и казаков, малороссийские казачьи общества после своих казаков, в их потомственных казачьих землях (земли, лежащие внутри общественной дачи, но приобретенные от посторонних, равно движимость и капиталы поступают в общество лишь с его согласия; в противном случае, равно и земли, приобретенные от посторонних вне общественной дачи, обращаются в госуд. имущества); общество Сарептских и Прибалтийских Евангелических колонистов, после умершего колониста (Уст. Кол. 179 ); инвалидный капитал – в призовых долях, следующих убитым в сражении; эмеритальная касса морского ведомства – после служивших в сем ведомстве, кроме нижних чинов, артельные и собственные деньги коих обращаются в съестную или харчевую сумму, а если они умерли на казенном корабле или судне, то имущество их отдается в госпитали; дом призрения сирот женского пола Одесского благотворительного общества – после призреваемых в нем (Зак. Гр. ст. 1162–1172, 1174, 1176, 1178, 1179) 62 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

По закону 1893 года, выморочные имущества после потомственных дворян обращаются (за исключением случаев, указанных в ст. 1168–1172, 1174, 1176–1178 и 1180–1182 Зак. Гр.) в пользу дворянских обществ. Доселе это простиралось лишь на имущество дворян, записанных в родословную книгу; новый закон простирается и на имущество дворян не записанных. Недвижимые обращаются к дворянству той губернии, где оные находятся. Движимость обращается туда, где умерший записан в родословную книгу, а если он записан в двух или более губерниях, делится поровну. Если не был записан, но имел недвижимость, то и движимое следует по недвижимости тем же порядком. Буде же недвижимости у него не было, то движимость следует туда, где отец или дед по отцу был записан, тем же порядком. 1891 г. Апр. 3 N 45. – По возникшему в деле Тамбовского управления государств. имуществами вопросу о признании выморочным имущества статского советника Кашкадамова, применимо ли правило 1169 ст. Зак. Гражд. об обращении выморочных имуществ, оставшихся по смерти воспитанников и воспитанниц учебного ведомства Императрицы Марии, в пользу тех учебных заведений, – в коих умершие воспитывались, к имуществу, оставшемуся после тех лишь лиц, кои умерли в то время, когда воспитывались в сих заведениях, или к имуществу бывших воспитанников и воспитанниц, умерших и после выхода из сих заведений, Гражд. Касс. Деп. нашел, что этот вопрос должен быть разрешен в первом смысле. А. Монастырям присваивается наследственное право на ризницы монашествующих властей и на выморочное их имущество, на всякую движимость простых монахов и на строения внутри монастырей, остающиеся по смерти простых монахов. IX. 393; 442, 443. Уст. Иностр. Исп. 1016 (по Прод. 1890 г.). У армяно-грегориан имущество патриарха, епархиальных начальников и викариев, если не завещано в пользу богоугодных заведений, обращается в пользу Эчмиадзинского монастыря, а имущество монастырских настоятелей и монашествующих, в подобном же случае, идет в пользу их обители. Уст. Иностр. Исп. 1015, 1016 (по Прод. 1890 г.) и 1871 г. марта 1 (49304).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

(1) Я сбежал к себе в Этрурию, чтобы пожить по своей воле. Это, однако, невозможно даже и в Этрурии: мне не дают покоя записки селян 1164 , поступающие со всех сторон и полные жалоб. Я читаю их еще неохотнее, чем собственные; и свои-то ведь я читаю с неохотой. (2) Пересматриваю некоторые незначащие речи 1165 ; после большого перерыва это и скучно и тягостно. Счета заброшены, словно меня здесь и нет 1166 . (3) Иногда я сажусь верхом и разыгрываю в некоторой степени роль хозяина: объезжаю часть поместий 1167 ради прогулки. Ты же храни свою привычку и описывай нам, деревенским жителям такого сорта, городские события 1168 . Будь здоров. 16 Плиний Мамилиану 1169 привет. (1) Я не удивлюсь, что ты получил огромное удовольствие от такой богатой охоты, раз ты, по обыкновению историков, пишешь, что нельзя было и сосчитать добычи. У меня нет ни времени, ни желания охотиться: нет времени, так как начинается сбор винограда, нет желания, так как сбор незначителен 1170 . (2) Я вывезу вместо молодого вина молодые стихи 1171 и, как только решу, что они перебродили, пошлю их тебе, раз ты так любезно их требуешь. Будь здоров. 17 Плиний Генитору 1172 привет. (1) Получил твое письмо, в котором ты жалуешься, что тебе был противен роскошнейший обед, потому что шуты, кинеды и дураки бродили между столами 1173 . (2) Хочешь, чтоб чело твое прояснилось? У меня нет никого из них, но я терплю людей, которые их держат 1174 . А почему у меня их нет? Потому что меня ничуть не восхищает как забавная неожиданность расслабленный жест кинеда, шалость шута, глупость дурака. Я говорю с точки зрения не разума, а вкуса. (3) Подумай, как много людей, которых отталкивает все то, чем мы с тобой пленяемся и увлекаемся, как нечто нелепое или докучное. Сколько людей, когда выходит чтец или лирник, или комический актер 1175 , требуют свои башмаки 1176 или лежат, чувствуя скуку, не меньшую, чем та, с которой ты вытерпел этих чудищ (так ведь ты их называешь). (4) Будем же оказывать снисхождение чужим увеселениям, чтобы получить его для наших 1177 . Будь здоров.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

1168 И. Корсунский на основании этого же соображения полагал, что „самые поздние из канонических книг по времени происхождения должны были произойти никак не позже 1-го дохристианского века“. (Иуд. толков., стр. 25). 1169 Да и вообще г. Ш. не имел права сделать этот вывод, если он не признаёт возможности пользования переводом LXX со стороны нашего автора. Такой вывод может сделать лишь тот, кто признаёт, что наш автор знал перевод LXX и, будучи им по чему-либо недоволен, захотел дать другой перевод, – лучший, или дать другой перевод с какими-нибудь такими целями, которым старый перевод не удовлетворял. 1170 Он опять забывает о том, что у автора мог быть ещё какой-нибудь источник, кроме канонических книг. 1171 Таким образом, гебраизмы LXX зависят только от буквальности перевода и простираются лишь на фразеологию и синтаксис. На этимологию они, понятно, не могут простираться; бессмысленных гебраизмов синтаксиса, какие мы видим в переводе Акилы, напр. ννασια τος α τριακσια τος, LXX избегают. 1172 В φσεχ два придыхательных звука в двух рядом стоящих слогах противны законам греческого языка; в этом случае первый заменялся соответствующим глухим, напр. τϑη вместо ϑϑη, μπχω вместо μφχω. Равным образом, ни одно греч. слово не оканчивается на χ. 1173 Напрасно думают, что частое повторение союза κα у LXX и в Новом Завете есть гебраизм: это свойственно и греческой разговорной речи: см. мою статью Κοιν в Правосл. Богосл. Энцикл., т. IX стр. 699. Deissmann, Licht . Osten, II–III изд. стр. 92. 1174 Приблизительно в таком же отношении находится язык Евангелия от Луки к языку Евангелия Матфея и Марка. см. мою статью Κοιν в Правосл. Богосл. Энцикл., т. IX, стр. 704. Radermacher, Neutestamentliche Grammatik, S. 20. 1175 Phrynichi Eclogae nominum et verborum atticorum etc. Edidit, expli cuit Chr August. Lobeck. Lipsiae. MDCCCXX. 1183 Der Kanon des Alten Testaments nach den Ueberlieferungen in Talmud und Midrasch. Leipzig, 1868. 1184 соответственно этимологическому происхождению, значит, собственно: наставление, учение, – от : протягивать руку для того, чтобы указать дорогу (простейшее объяснение первоначального значения глагола), отсюда – руководить, наставлять, учить. См. W.Gesenius. Handwörterb. 15 Aufl.: и I и III (см. след. стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010