Основное деление преп. Кассианом всех страстей на телесные и душевные, ясно намечено гораздо раньше его восточной аскетикой. Преп. Кассиан, взяв это деление, дал только более точное определение различия этих страстей; сделал попытку нового подразделения их на естественные и неестественные и, сообразно четвероякому способу их действия, указал возможность подразделения их на четыре пара 1169 . Благодаря конечно данным восточной аскетики у преп. Кассиана указано довольно ясно внутреннее отношение страстей между собой и тот порядок, в котором следует развитие одной страсти из другой, выделено несколько самых главных страстей и чисто на психологических основаниях указаны лучшие приемы борьбы со страстями 1170 . Действительно, восточная аскетика сделала не мало в этом отношении, особенно в лице Евагрия и Нила Синайского . На «душевные» страсти указывает уже Антоний В. (Доброт. т. I стр. 27 и 78), а у св. Василия В. есть указания на телесные страсти (т. 5 стр. 399). У Нила Синайского есть и определение тех и других страстей по существу почти одинаковое с преп. Кассианом. «Страсти телесные ведут начало свое от естественных потребностей плоти и против них нужно воздержание, а страсти душевные порождаются от потребностей душевных и против них потребна любовь» говорит Нил Синайский 1171 . Еще ранее преп. Кассиана Нил Синайский и Евагрий выделяли из числа прочих страстей три страсти-чревоугодие, сребролюбие и тщеславие, как такие, которыми обусловливается возникновение всех других страстей, и в подтверждение своих мыслей ссылались на исторический пример искушения Господа дьяволом, который старался возбудить в нем именно эти страсти 1172 . Таким образом, в учении о страстях преп. Кассиан заметно сходится с Евагрием и Нилом Синайским . В подобного рода близком отношении стоит преп. Кассиан еще к Григорию Нисскому , но только в другом пункте, именно по вопросу о молитве. В своем учении о значении молитвы в жизни подвижника, видах молитвы, условиях ее успешности, особенно в изъяснении молитвы Господней преп. Кассиан сохранил не только мысли и дух восточного отца, но часто даже буквально воспроизводить его 1173 . В изображении молитвенного восхищения, как состояние отречения человека от всего земного, как жизни только созерцанием Бога, преп. Кассиан следует уже Нилу Синайскому 1174 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Местное гражданское начальство назначает места под кладбища городские и построение церквей на оных, по сношению с епархиальным начальством (там же, 706 ст.). Устройство городских кладбищ на расстоянии менее ста сажень от последнего городского жилья, а сельских кладбищ – ближе полуверсты от селения, в случае удостоверенной в том необходимости, может быть разрешаемо губернатором или начальником области, а в градоначальствах – градоначальником 1166 , по предварительном обсуждении дела местным врачебным управлением 1167 (там же, 708 ст.). Городские кладбища огораживаются или заборами и плетнями, или земляными валами, причем делаются насыпи, которые окапываются рвами поглубже и пошире 1168 (там же, 709 ст.). На городских кладбищах устраиваются церкви или часовни; с дозволения начальства могут быть переносимы на оные старые церкви из города 1169 (там же). Вообще городские кладбища при каждом городе устрояются общим иждивением обывателей его 1170 (там же, 711 ст.). Земли кладбищ, в силу решения Гражд. Кас. Деп. Правител. Сената (о Плахтянском кладбище) от 10 апр. 1896 г. (см. Ц.Вед. 1897. 10, офиц. ч.), принадлежат духовному ведомству. 1171 Опустевшие кладбища, среди населённых мест находящиеся, огораживаются владельцами той земли, на которой они устроены были 1172 , а в безлесных местах обводятся рвом 1173 ; никакого строения на сих кладбищах возводить не дозволяется (там же, 712 ст.). Запрещается и в случае учреждения нового кладбища обращать прежнее кладбище под пашню или другим каким бы то ни было образом истреблять оставшиеся на оном могилы (там же, 726 ст.). Ограды церковные и кладбищенские, памятники надгробные 1174 и самые места в оградах и вне оных должны быть сохраняемы в благоустройстве и чистоте 1175 (Уст. Д.К., 42 ст.). Инструкцией церковным старостам на них возлагается ближайшее наблюдение за исправным содержанием оград, погостов, кладбищ и памятников (22 §, 6 п.). Приходские попечительства тоже обязаны заботиться о содержании в порядке кладбищ (Св. Зак. XIII т., Уст.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

«Я Тум, говорит о себе творец мира Озирис; я – единое существо», а известное уже нам толкование прибавляет: – я существую первоначально, как «первовода», – т. е. как нечто безвидное, как мрачная глубина, как бытие бесформенное – βυσσος. Сокровенный,безвидный Тум или Атум – является сначала, как элемент мира, еще бесформенный, – он пребывает в этой первоводе, в этой бесформенной жидкости, из которой после возникли небо и земля 1169 . Таким образом Озирис, олицетворяющий собой созидание вселенной, – прежде, чем явился мир в его устройстве, – был Атум, т. е. сокровенное, отождествляемое с первоначальным бесформенным веществом, следовательно он был этой первичной, бесформенной материей. О творении материи духом здесь не может быть речи, – дается мысль только о нераздельном, совместном существовании бога и материи, об отождествлении божественной сущности с сущностью мира 1170 . Самое понятие божества, как мы видели из свойств главнейших богов, всецело привязано к представлениям о космическом веществе и его силах. Темное, сокровенное начало – первовода есть Атум; Ра – открытое проявление того же. Атум – в форме светового источника жизни; Озирис – тот же Ра и Атум вместе. Если явились и после существовали особые боги и богини, олицетворявшие собой материю, – Нейт, Изида, Мут, – то это не отдельные от Ра и Атум начала, а раздвоение того же Атум, того же Озириса. Если одни из божеств представляют собой пассивную, инертную силу, которую одушевляет и оживляет другой бог, то раздвоение это происходит внутри божественного существа, а не вне его; это одно и то же божество само в себе разделяется на материю и силу, ее движущую 1171 . Таков общий взгляд египетской космогонии на происхождение мира. Более или менее ясных и подробных представлений о частных актах или периодах созидания вселенной в египетском вероучении мы не находим. Правда, некоторые видят указания на отдельные акты и последовательность творения в различных частях книги мертвых, где Озирис называется творцом – то света, то – мира животного, то – человека 1174 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

18. Насколько ум удаляется многословия, настолько просвещается в разборе помышлений. От многословия теряет эту способность и самый сильный ум. 19. Соделывающийся нищим в мирском отношении обогатеет в Боге, а друг богатых обнищает в отношении к Богу. Когда встанет на молитву целомудренный, смиренномудрый, гнушающийся дерзости, изринувший из сердца ярость, тогда видит он — я верую — в душе своей свет Святого Духа, ощущает в себе взыграние радости во светлости сияния света Его, увеселяется видением славы Его и изменением своим по подобию ее [ 1172 ]. Так случилось со святым юношею, Георгием, при совершении им вечернего правила [ 1173 ]. 20. Сидящие во тьме! возвысьте главы ваши, да просветятся лица ваши светом. Изыдите из области страстей мира сего, и изыдет во сретение вам Свет, от Отца исходящий, и повелит служителям таинств Своих разрешить узы ваши, чтобы вы могли шествовать по стопам Его к Отцу [ 1174 ]. Горе нам: чем мы связаны! от Кого отделены! отделены так, что не можем видеть славы Его! О, когда б расторглись узы наши! о, когда б мы взыскали и обрели Бога нашего [ 1175 ]. 21. Преданный суесловию и развлечению душою и телом — блудник; одобряющий его поведение и принимающий в таком поведении участие — прелюбодей, находящийся в общении с ним (из человекоугодия) — идолослужитель [ 1176 ]. 22. Всякая молитва, при которой не трудится тело, а сердце не придет в сокрушение, признается недозревшим плодом, потому что такая молитва без души [ 1177 ]. 24. Сказал некоторый Отец: «Удивляюсь, слыша, что иные могут заниматься в келлиях своих рукоделием и вместе совершать правило свое без упущения и смущения». К этому присовокупил он слова, достойные замечания: «Истинно говорю: я, если схожу за водою, то уже чувствую расстройство в жительстве моем и в принятом для него порядке; уже этим наводится помрачение, препятствующее действию рассудительности моей» [ 1179 ]. 25. Всякая милостыня, или любовь, или милосердие, или что-либо иное, делаемое по видимому ради Бога, но препятствующее твоему безмолвию, обращающее око твое в мир, ввергающее тебя в попечение, отторгающее от памятования Бога, пресекающее молитвы твои, вводящее в тебя возмущение и непостоянство помыслов, возбраняющее тебе заниматься назиданием себя Божественным чтением, этим оружием против парений, ослабляющее хранение твое, понуждающее к выходам после затвора и к возвращению в общество человеков после уединения, возбуждающее на тебя погребенные страсти, разрешающее узы, которыми связаны чувства твои, воскрешающее твое умерщвление для мира, сводящее тебя от делания ангельского, сосредоточенного в попечении об одном, поставляющее тебя в разряд мирян, — да погибнет такая правда! Исполнение долга любви телесными услугами принадлежит к мирян или и иноков, но недостаточных, не пребывающих в безмолвии, или и безмолвствующих, но коих безмолвие соединено с сожительством с единомысленными братиями, а потому и с постоянными выходами из келлии и принятием братий в келлию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Согласно Лактанцию , имя «Бог» (Deus) означает «высшее могущество» или «высшую власть» (nomen summae potestatis) 1159 , что напоминает политико-юридическую терминологию Тертуллиана и Новациана. Кроме того, Лактанций определяет Бога как «Божественный и вечный Ум, отрешенный и свободный от тела» (divina et aeterna mens a corpore soluta et libera) 1160 . Это означает, что Лактанций , подобно стоикам (Цицерон) 1161 , средним платоникам (Апулей 1162 , Алкиной 1163 ) и ранним латинским апологетам ( Тертуллиан , Минуций Феликс 1164 , Киприан 1165 ), определяет Бога как высшее разумное и мыслящее начало, обладающее умом, разумом, промыслом, могуществом и силой (Deus... sensu, ratione, providentia, potestate, virtute praeditus est) 1166 ; скорее же Бог Сам есть мышление, ум и разум (ipse intelligentia, ipse sensus ac ratio est) 1167 . Ему свойственно обдумывать, разуметь, мыслить, промышлять и осуществлять Свои замыслы 1168 . В то же время Бог Сам по Себе непостижим (inexcogitabilis), невыразим (ineffabilis) и в полной мере не известен никому, кроме Самого Себя 1169 . Согласно Лактанцию , который прямо следует в этом Платону 1170 , непознаваемость Бога основана на Его бесконечной силе и могуществе, непостижимой для человеческого ума и невыразимой в словах 1171 . Хотя, подобно стоикам, Лактанций утверждает, что сила и сущность Бога духовны (cui virtus ac substantia spiritalis est) 1172 , но, в отличие от стоиков и Тертуллиана , Лактанций считает Бога бестелесным (expers corporis), поскольку природа того, кто вечен, абсолютно проста (aeterni natura simplex); а то, что абсолютно просто, должно быть бестелесно и нематериально 1173 . Бог никогда не может отсутствовать в каком-либо месте, поскольку Его Дух и Божество разлито повсюду (Dei... spiritus ac numen ubique diffusum) 1174 . Он есть Высшее Благо (summum bonum) 1175 и Источник благ (fons bonorum) 1176 . В качестве одного из важнейших свойств Бога Лактанций рассматривает нерожденность, или нетварность ( γννητος, non generatus= ποητος, non factus), т.е. отсутствие у Бога начала или причины бытия (carens origine) 1177 . Под влиянием языческой религиозной философии, приписываемой мифическому пророку Гермесу Трисмегисту (Corpus Hermeticum) 1178 , а также оракулов Аполлона и Сивилл 1179 Лактанций облекает это свойство нерожденности в необычную для христианской теологии форму выражения:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

В 1204-1205 гг. титуловался деспотом Никеи. Никейская империя (1204-1261) — государство на северо-западе Малой Азии со солицей в Никее, созданное Феодором Ласкарисом (см. выше) после падения Константинополя. Перестало существовать с воссозданием Константинопольской империи. Регент константинопольский — Генрих Фландрский (ок. 1174-1216), брат императора Латинского Балдуина I, которому наследовал после его смерти в 1206 г. 6. Пятый Крестовый Поход Между тем, с той и другой стороны шли деятельные приготовления к окончательной развязке. В военном совете у латинян решено было сделать штурм со стороны Золотого Рога у Влахернского дворца. Выгода византийского положения заключалась в высоких стенах и рвах. Долго крестоносцы напрягали крайние усилия, чтобы засыпать рвы и подойти к стенам с лестницами, но сверху осыпали их градом стрел и камней. К вечеру 9 апреля была взята башня, и крестоносцы ворвались в город, но не посмели воспользоваться занятым положением и на ночь оставили позицию. В городе произошел третий, начиная со времени осады, пожар, истребивший две трети города. Второй штурм имел место 12 апреля, и это был день взятия Константинополя. Алексей Дука, отчаявшись в благоприятном исходе, бежал; в городе началась паника, народ разбежался по отдаленным кварталам и организовал отчаянную защиту в тесных улицах, устраивая заграждения латинянам. Утром 13 апреля вступил в город Бонифаций, греки просили у него пощады, но он обещал войску трехдневный грабеж и не отменил своего слова. Эти три дня грабежа при зареве пожара превосходят всякое описание. По истечении многих лет, когда все уже пришло в обычный порядок, греки не могли без ужаса вспоминать о пережитых сценах. Отряды крестоносцев бросились по всем направлениям собирать добычу. Магазины, частные дома, церкви и императорские дворцы были тщательно обысканы и разграблены, безоружные жители подвергались избиению. Счастливыми почитали себя те, кто успел в общей суматохе пробраться к стенам и бежать из города; так спаслись патриарх Каматир [ 1 ] и сенатор Акоминат, который впоследствии картинно описал ужасные дни грабежа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

Действительно, если образ невидимого Бога нечист, почему же все, что Бог создал, «хорошо весьма»? 1163 Однако еретики несут это наказание, как сказано выше, по причине свойственной им нечистоты плотской природы и из-за побеждающего действия диавола в их душах и телах. Ведь никто из них не чист сердцем, чтобы, по слову Христа, узреть обитающего в себе Бога. 1164 Никто из них не познал и не созерцал внутри себя Царствие Небесное. 1165 Никто из них не имеет сокровище Духа в глиняном сосуде тела. 1166 Никто из них не носил образ небесного Бога в сердце. 1167 Никто из них не стал подобным по славе Сыну Божию. 1168 . Ибо, если бы они познали, что соединяющийся с Господом, как говорит апостол, сам становится одним духом с Господом, 1169 и сам становится господом, если бы они познали, что достойные становятся богами и сынами Всевышнего, 1170 если бы они поверили, что придет Христос и Отец и обитель с человеком сотворят, 1171 если бы познали, как человек становится храмом Божиим и Дух Божий живет в нем, 1172 и, говорю кратко, если бы они облеклись во Христа согласно словам: «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись», 1173 то Сам Христос, живущий в них, научил бы их, как Он живет в их плоти как Бог и ходит [в них], 1174 и как это глиняное тело огнем Духа уже стало подобным славе образа Христа, 1175 и как оно очищено от всякой нечистоты и стало по образу и подобию Божию, каким было изначала через соединение и общение с Божеством. Ведь где живет Божество, особенно по сущности, там все непорочно, все свято, все чисто, все достойно Бога, ничто не заслуживает презрения, ничто нечисто, ничто не враждебно Богу: ни тело, ни душа, ни ум, ни природа, ни воля, ни энергия. Но, как сказано, по причине того, что еретики, как они сами утверждают, не созданы бесстрастными по плоти и чистыми по природе и что всякая плоть по их подобию действует в подчинении у нечистоты наслаждений, то они отказались исповедовать, что во Христе человеческая природа и все природные свойства. «Ну тогда, говорит [еретик], Несторий и вместе с ним исповедующие, что во Христе наша природа со всеми свойствами, причастны Святому Духу?» Долой нелепость! Ведь тем более они [непричастны Духу] из-за того, что не живет в них Божество, и по причине того, что они отказываются исповедовать, что Христос истинно есть Бог и что Святая Богородица Мария – подлинно Богородица. Глава 15

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Глава VI. Состояние веры и нравственности Картина нравственного состояния наших предков с ее мрачною и светлою сторонами в общих чертах оставалась и теперь та же самая, какую мы видели в предшествовавший период. Но в частностях совершились немаловажные перемены, и почти все к лучшему. Главные недостатки, нами прежде замеченные, с которыми еще надлежало бороться в России христианству, были двух родов: одни происходили от существовавшего некогда в России язычества, другие поддерживались и раскрывались преимущественно под влиянием господствовавшего духа времени. Недостатки первого рода заметно начали теперь ослабевать. Мы встречаем еще между русскими христиан, которые, держась старых обычаев, ставили трапезы Роду и рожаницам, хотя, может быть, уже не понимали языческого значения этих Рода и рожаниц. Видим женщин, которые в случае болезни своих детей носили их к волхвам, считая волхвов, очевидно, не за представителей язычества, а только за знахарей и врачей 1992 . Но ни летописи, ни другие достоверные памятники не показывают, чтобы оставались еще между русскими такие христиане, которые бы открыто или тайно поклонялись своим прежним языческим богам и приносили им жертвы, увлекались внушениями волхвов, явно враждебными христианству, и восставали против пастырей Церкви, как это случалось в конце XI и в начале XII в. Напротив, на волшебство даже простой народ смотрел уже неприязненно, и новгородцы в 1227 г. сожгли четырех волхвов по одному подозрению их в чародеяниях 1993 . Далеко не в прежней силе является и другой закоренелый обычай языческой старины – обычай многоженства и вообще чувственной жизни. В записках Кярика упоминаются люди, которые держали у себя тайно и явно наложниц, и распутство представляется пороком самым распространенным в народе. Но уже не упоминается о людях, какие были во дни митрополита Uoahha II , написавшего известное Церковное правило, которые имели у себя по нескольку жен разом или переменяли их по своему произволу, похищали себе жен и вовсе не уважали церковного венчания, признавая его учреждением для одних князей и бояр. Мало того, летопись рассказывает, что в 1174 г. галичане сожгли одну несчастную женщину по имени Анастасия, бывшую наложницею их князя Ярослава, а самого князя приводили к присяге, чтобы он вперед жил с своею законною женою – до такой степени сделались у нас строгими к распутной жизни и возвысились понятия о святости брачного союза! 1994

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

VII. Монастырская библиотека До 1854 года монастырские книги хранились в ризнице и состояли, преимущественно, из богослужебных книг. В этом году заведена библиотека, причем, настоятель обители, о. архимандрит Моисей , пожертвовал более 1500 книг, составлявших его собственную келейную библиотеку. Описи были составлены по форме, утвержденной Святейшим Правительствующим Синодом для монастырских библиотек вообще. Согласно оной, все книги разделены на шесть отделений: 1) рукописи, 2) книги Священного Писания , 3) книги богослужебные, 4) писания святых отцов, 5) прочие книги духовного содержания, 6) исторические. Книгам, не вошедшим, по содержанию своему, в состав шести упомянутых отделений, а также книгам ветхим и незначительным, составлены особые описи. Описи были окончены в начале 1855 года. Всех книг состояло тогда 3015 номеров. После сего, число их значительно увеличилось. От о. архимандрита Моисея , еще при жизни его, кроме вышеозначенных, поступило до 600 книг; по смерти о. игумена Антония, осталось 60 рукописей и более 2000 томов печатных книг; довольное количество книг поступило после умерших братий; также, и от разных жертвователей. Так, в I860 и 1861 г. Археографическая Комиссия, Императорское Археологическое Общество и Московское Общество любителей истории и древностей Российских, по ходатайству бывшего Обер-Прокурора, графа А. П. Толстого, снабдили Оптинскую библиотеку своими изданиями. В 1864 г. Оптина Пустынь удостоилась получить через о. архимандрита Леонида Кавелина , от Великой Княгини Елены Павловны несколько экземпляров, изданных содействием ее Императорского Высочества и по ее побуждению: требника и молитвенника Православной Церкви, в переводе на немецком и французском языках. В 1868 году супругой тогдашнего попечителя московского учебного округа, Княгиней Марией Александровной Мещерской, пожертвовано известное издание Минье: Patrologiae cursus completus. Scries Graeca. 161 том. Это драгоценное издание, содержащее все сохранившиеся творения св. отцов и учителей Церкви, в греческом подлиннике с латинским переводом, составляет одно из важнейших приобретений Оптинской библиотеки за последние годы. В настоящее время, число книг в библиотеке следующее: 1) Рукописных книг на бумаге – 194. Книг печатных: 2) Священного писания – 201. 3) Богослужебных – 952. 4) Писаний св. отцов – 1174. 5) Прочих книг духовного содержания – 2928. 6) Исторических – 2146. Книг, не вошедших, по содержанию своему, в состав 6-ти отдел., как-то: медицина, хозяйств. и проч. – 950. Всего 8545 номеров. В приложении помещено описание замечательных рукописей, старопечатных (до 1700 г.) и других редких книг, находящихся в церквах и в библиотеке Оптиной Пустыни. Читать далее Источник: Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни/[Л. Кавелин]. - 4-е изд. - Москва : Тип. М.Г. Волчанинова, 1885. – 238, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Закрыть «Мы любим тебя, Родина, но очень хотелось бы, чтобы ты любила нас так же» 30-летие вывода войск из Афганистана отмечают в Твери 15.02.2019 1174 Время на чтение 6 минут 13 февраля у памятника воинам-интернационалистам на Краснофлотской набережной в Твери прошел многолюдный митинг, посвященный 30-летию окончания боевых действий в Афганистане. Да, не выводу войск, как было принято говорить. Ветераны избегают пораженческой терминологии. Участники боевых действий, члены их семей, официальные лица и жители города почтили память земляков, исполнивших служебный долг в «горячей точке». 30 лет завершению выполнения задач 40-й армией в Афганистане исполняется 15 февраля 2019 года. В этот день Всероссийская общественная организация ветеранов «Боевое братство», Российский Союз ветеранов Афганистана, Союз десантников России и Российская Ассоциация Героев проведут памятные мероприятия в Москве . Состоится марш ветеранов и митинг у памятника воинам-интернационалистам на Поклонной горе, в которых примут участие и тверские ветераны. В Государственном Кремлевском дворце пройдет встреча боевых друзей и концерт для тех, кто мужественно исполнил воинский долг в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане, а также для членов семей погибших воинов. Участием наших земляков в этих мероприятиях и обусловлено назначение даты митинга в Твери на 13 февраля. У Мемориала воинам-интернационалистам в Твери выступили представители исполнительной и законодательной власти Тверской области и города, организаций ветеранов, духовенства. Заместитель председателя правительства Тверской области Андрей Белоцерковский выступил на митинге с приветствием от имени губернатора: - Мы сохраняем нашу память о тех, кто исполняя свой долг навсегда остался в Афганистане. О тех, кто пройдя через все испытания пришли домой и часто сталкивались с равнодушием, с непониманием. Несмотря на это они остались патриотами своей родины, продолжали играть очень важную роль в сегодняшней жизни, в воспитании молодого поколения. Хотелось бы пожелать всем участникам боевых действий, их семьям, родным, близким счастья и здоровья.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/02/15/my...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010