Не спросит Господь на судилище своем, как долго молитесь? как много поститесь? по какому чину в храме и церкви воспеваете? Хотя и все это хорошо, но спросит: сколько оказали милости бедным, сколько научили их, как св. Матфей пишет... Помни ты только то, что я тебе часто говорил, когда ты был игуменом, что не хорошо монастыри чересчур обогащать и давать им многие вотчины; они от того более пустуют, пьянствуют и ленятся, а праздность на всякое зло влечет; а когда убоги, то более трудятся, как достать хлеб и одежду, а другое и в голову не пойдет» (Продолж. Рос. Вивл., V, 243–244. Письмо подписано: Царь Иоанн благословение прошу). Тут же похвалы Макарию, Дионисию и ему, Гурию, и укоризны другим. Он поощряет, чтобы старцы детей учили и не только читать и писать, но и читаемое право разуметь, чтобы могли и других учить и бусурман наставлять. Гурий, будучи игуменом, заботился не об обогащении монастыря и внешнем благолепии, но о достойной жизни братии (Филарет, Жития, 4 дек.). В житии Геннадия Костромского (1-й ред.), сост. игуменом Спасо-Геннад. мон. Алексеем, читаем след. место, характеризующее отношение Ивана Грозного к монастырям: «яко дым прогоняет пчелы, так и пиянство Св. Духа отгоняет от человеков; сей же преп. авва Геннадий чужался пиянства. Нецы братия наша любят пиянство, яко же и аз, а ини же игумены малых обителей желают в великия обители на игуменство. Яко како в день ярости Господня не ползует человека многое имение, тако же и нас не ползует в великих обителех игуменити: ему же дано много, много ся и взыщет. Мне глаголал самодержец великороссийский православный царь и вел. князь Иван Васильевич: «живи ты, игумен, да имей расход по приходу; аще ли не по приходу расход, и ты скатерти урежь» (Проток. засед. Арх. ком., III, 217, примеч.). Иван Грозный, в своих теоретических воззрениях на современный быт монастырей, был истолкователем мнений М.Грека (Павлов, 107), с которыми, конечно, познакомился по его сочинениям. § XVIII В борьбе за право владения церковными имуществами, резче всего обнаружилась сила влияния духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Особой сферой юрисдикции церкви было право контроля и утверждения земельных сделок, купли-продажи земли. О таком праве было известно применительно к Новгороду второй половины XIV—XV в., когда, как говорится в духовной новгородского землевладельца Остафия Ананьевича 1393 г., земельный спор его отца с посадником Александром рассматривался посредническим судом архиепископа новгородского Алексея (1360—1388) и когда документы феодального землевладения скреплялись печатями новгородских владычных наместников. Статистика новгородских епископских печатей, приведенная В. Л. Яниным с дополнениями на 1970 г. , показывает значительное возрастание деятельности владычной канцелярии уже в XIII—XIV вв., хотя она могла охватывать в это время не только земельные дела, но и внешнеполитическую сферу деятельности Новгородской республики — участие владыки в заключении внешнеторговых договоров. Количество печатей новгородских епископов: Нифонт с 1131 г. 4 Аркадий с 1156 г. 2 Илья с 1165 г. 2 Мартирий с 1193 г. 2 Митрофан с 1201 г. 1 Антоний с 1212 г. 1 Далмат с 1251 г. 5 Климент с 1276 г. 6 Феоктист с 1300 г. 7 Давид с 1309 г. 8 Моисей с 1326 г. 6 Василий с 1331 г. 3 Вопрос об участии церковной организации в утверждении земельных актов оказывается актуальным не только для XIV— XV вв., но и для изучаемого нами времени. Об этом говорит открытие в киевском Софийском соборе граффити, представляющих грамоту о покупке княгиней Анной, вдовой Всеволода Ярославича, перед соборными попами земли, принадлежавшей некому Бояну . Содержание записи позволяет выделять ее из числа других граффити юридическим характером документа, который переписан здесь целиком, с перечнем всех свидетелей сделки, в связи с чем есть основание считать, что этот текст на стене храма — официальный и единственный, т. е. другого, пергаменного экземпляра ее могло не существовать или он мог быть составлен, но, переписанный на стену храма, мог уступить свое значение новому, более авторитетному экземпляру. В земельной сделке, заключенной между 1093 г., годом смерти Всеволода, и 1111 г., когда умерла сама княгиня, принимал участие клирос Софийского собора в качестве свидетелей, и сам документ был как бы «отдан на сохранение» собору, «положен» в его архив, как клались в псковский соборный ларь документы в Пскове в XIV—XV вв.

http://sedmitza.ru/lib/text/438147/

48 Подобный развёрнутый образ встречается в ранневизантийской агиографии. Ср., например: Ps–Basilius Seleucensis. De vita et miraculis sanctae Theclae, Miracula 28: «Я отвлёкся и забыл, что имел намерение, уподобившись золотодобытчикам, перерывающим вначале много руды и земли, таким же образом, но, только пользуясь словами, собрать воедино чудеса, припорошённые пылью времён, события, поблёкшие от забвения, когда ускользает из памяти и смутно уже припомнить можно, когда, где и как это произошло». Также ср.: Cyrillus Scythopolitanus. Vita Sabae 1. 49 В ранневизантийское время известно несколько исторических Евтолмиев (PLRE I. 316; II. 439–440; III. 474–75). Один из них в начале IV в. преследовал христиан в Малой Азии, другой в V в. сочинил несколько эпиграмм, а ещё один в VI в. работал над Дигестами. После VI в. это имя больше не встречается. Повествование от первого лица (я- или мы- рассказ), свойственное многим описаниям агиографического толка, придаёт достоверности рассказанной истории, более того, ссылка на свидетельство очевидца мучений или его рассказ являются необходимыми условиями жанра мученичества. 51 Евтолмий хотя и назван «слугой» (πηρτης), нигде не исполняет собственно его функции. Скорее, он выступает как спутник и свидетель, необходимый для передачи всего, что случилось. Фигура ученика и свидетеля является агиографическим топосом учеников имел почти каждый святой (Pratsch Т. Der hagiographische Topos. В.-П.У., 2005. S. 186). Например, Деяния и мученичество св. Георгия записывает его слуга Пасикрат (BHG 671, 672), Мученичество св. Марины – Феотим (BHG 1165) и т. д. В passions épiques упоминаются также слуги, ушедшие с хозяевами в монастырь, например, евнухи Прот и Иакинф в Мученичестве св. Евгении (BHG 607w-z), принявшие вместе с ней и мученическую кончину. Однако слуга, который уходит в монастырь, становится монахом и потом описывает мученичество господина, в греческой агиографии нам не известен. 52 В византийское время «бесплотными силами» или просто «бесплотными» именуются ангелы. Однако выражение «бестелесная жизнь» (вернее, «бестелесный образ жизни») встречается редко. Несколько иное выражение – σματος ζω – Филон прилагает к раю (Qgen 1. 70, 1. 3). Бестелесная жизнь как обозначение монашеской жизни встречается у Иоанна Златоуста (Sermo exhortatorius de temperantia//PG 64, 17); также и Феодорит Киррский говорит о подражании в теле жизни бестелесной применительно к монаху (Historia ecclesiastica 202. 25–203. 2: Κα τν σωμτων δ τν βον ν σματι μιμησμενος). Агиография рисует отшельников Фиваиды как существующих в воскресшем или ангельском модусе – они перемещаются чудесным образом, не нуждаются в пище и тому подобном.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

1159 Первым епископом был в Смоленске Мануил грек (Собр. р. лет. 1. 139; 2. 14 (228); Никон. 2. 72 (241); Татищ. 2. 253 (294); Дополн. к Акт. истор. 1. 4 (106)). 1164 В 1089 г. при освящении печерской церкви епископы считаются после митрополита в таком порядке: Белгородский, Ростовский, Черниговский, Юрьевский; в 1091 г. при перенесении мощей преподобного Феодосия Печерского в таком: Переяславский, Владимирский, Черниговский, Юрьевский; в 1115 г. при перенесении мощей святых мучеников Бориса и Глеба в таком: Черниговский, Переяславский, Белгородский, Юрьевский (П. собр. р. лет. 1. 89, 90; 2. 6 (228)). 1165 П. собр. р. лет. 1. 65; 3. 121,122,179, 211, 212; 5.139 (228). В чем состояла клевета Дудика на епископа Луку – неизвестно, но клеветнику в наказание отрезали часть носа и отсекли обе руки, после чего он убежал к немцам (там же). 1166 Об обретении мощей епископа Луки говорится в обширном житии преподобного Никиты, епископа Новгородского (рукоп. сборн. моей библ. 14. Л. 178–179 (32)). Здесь, между прочим, читаем: «Обретоша гроб шестью деками каменными соделан, на верхней же каменной деке воображение бе честнаго креста... и отверсти его повеле (архиепископ) и абие виде мощи святительски, свидетельствующему омофору, яко быти епископу лежащему во гробе том. Взем же мощи оны, архиепископ внесе в притвор Великия церкве и положи я в епископских гробех одесную страну Великия церкве, иже суть притвор с полуденныя страны. Взыскающе же по памятованием и обретоша, яко ту погребен есть епископ Лука, иже бе от крещения нашего вторый епископ великому Новуграду». 1167 См.: «О Никите затворнице» в рукописных печерских Патериках; также Полн. собр. р. лет. 1.109; 2. 3,122,179, 213 (228). 1168 Еще в 1-й половине XIII в. черноризец Поликарп писал о Никите: «За многую же его добродетель поставлен быть епископом Новуграду, иже и мьнога чудеса створи: помолився, дождь сведе и пожар града угаси, и ныне со святыми чтут блаженнаго Никиту» (рукоп. Патерик). 1169 Житие святого Никиты нам известно в четырех видах: 1) житие, написанное черноризцем Поликарпом в послании его к архимандриту Акиндину, в XIII в.; 2) житие, написанное неизвестным в XVI–XVII вв., повествующее и об обретении мощей преподобного Никиты и о последующих чудесах его (рукоп. моей библ. 14. Л. 165–197 (32)); 3) житие, написанное игуменом Даниловой обители Иоасафом (в рукоп. моей библиотеки 64. Л. 1 (27)); 4) краткое житие, написанное неизвестным и встречающееся в рукоп. сбор. моей библ. 51. Л. 74 (29) и в печатном Прологе под 31 генваря (234). Для церковной истории могут иметь значение только два первых жития.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

д. Мы также увидели, что они рождают страх и печаль. Следует отметить, что они могут производить в душе равным образом гнев 1164 и различные виды насилия 1165 , а также леность 1166 , гордость 1167 , тщеславие 1168 и такие сопутствующие последним двум страсти, как самоуверенность 1169 , дух превосходства 1170 , презрение к ближнему 1171 , непочтительность 1172 , дерзость и высокомерие 1173 . В заключение скажем о том, что благоприятствует развитию сребролюбия и любостяжания. Преподобный Максим Исповедник учит: «Сребролюбие имеет три причины: сластолюбие, тщеславие и неверие. Сильнее же двух первых неверие» 1174 . Святитель Иоанн Златоуст , в свою очередь, приводит такие доводы: «Желание взять верх над другими в обладании материальными благами происходит не от чего иного, как от охлаждения любви к ближнему. Алчность не имеет иной причины, кроме гордыни, человеконенавистничества и презрения» 1175 . Глава 6. Печаль Пребывая в раю, человек не знал печали (λπη) 1176 . Она появилась лишь после грехопадения прародителей 1177 . Эта страсть связана с падшим состоянием человека и поэтому представляет собой поведение; не свойственное первоначальной и основной его природе 1178 . Тем не менее, хотя печаль и является следствием грехопадения Адама; она ipso facto 1179 не относится к разряду порочных страстей и тем более не предстает чуждой естеству человека. В действительности следует различать два вида печали 1180 . Первый имеет отношение к тому, что святые отцы называют «страстями естественными и безупречными» 1181 , которые вошли в природу человека вследствие первородного греха. Эти страсти, хотя и свидетельствуют о падении человека в сравнении с первоначальным состоянием совершенства, не являются порочными 1182 . Печаль, как часть естественных страстей, не только «безупречна», но еще может и должна служить основой такой добродетели, как печаль ради Бога ( 2Кор. 7:10 ) 1183 , которая позволяет человеку сокрушаться о состоянии падения, оплакивать свои грехи, печалиться об утрате первоначального совершенства, страдать из-за удаления от Бога 1184 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Отче Симеоне Богомудре/светосиянный ум, чисто озаряем, имеяй,/страстей умирил еси многоволненное море,/и безстрастия чистейшими крылы облетая,/приспел еси, идеже неизреченная доброта неописуемая,/о нас всегда моляся, хвалящих тя. Савво Богоглагольниче всемудре,/священства правило, целомудрия образ, монахов укрепление,/Церкве утверждение, любве светило, престол чувства,/источник чудес, язык огненный, уста сладкоглаголивая,/сосуд Божияго Духа и рай умный был еси, Богоблаженне. Слава, глас 2: Добродетелей лествица/и образ показашася на земли таинственно, святии,/ихже восхвалим яко постников украшение,/подвизашася бо воистинну, яко Великий Антоний,/безмерное убо смирение явиша/и упасше народ их благочестно,/во ограду святую введоша,/идеже лик Ангелов пребывает./Сего ради вопием прилежно:/не забудите паствы вашея, Савво и Симеоне всеблаженнии,/спасати души наша. И ныне, Богородичен, глас тойже: Все упование мое на Тя возлагаю,/Мати Божия,/сохрани мя под кровом Твоим. Славословие великое. НА ЛИТУРГИИ: Блаженны от канона святых, песнь 3-я и 6-я. Прокимен, глас 7: Восхвалятся преподобнии во славе,/и возрадуются на ложах своих. Стих: Воспойте Господеви песнь нову: Апостол к Галатом, зачало 213. Аллилуия, глас 6: Блажен муж, бояйся Господа,/в заповедех Его восхощет зело. Евангелие от Матфея, зачало 43. Причастен: В память вечную будет праведник: Преподобный Симеон Мироточивый Великий подвижник XII века – Преподобный Симеон Мироточивый (в миру Стефан Неманя) – родился в 1114 году. Он был великим жупаном (князем) Сербии, создателем независимого Сербского государства, ревнителем Православия и искоренителем ересей. Стефан Неманя родился в г. Зето местечка Рибница. В наследство ему досталось управление довольно значительным уделом. В 1149 году он стал Рашским жупаном, а с 1165 года святой Стефан Неманя начал объединение сербских земель, отнятых ранее у дедов могущественными врагами. Кроме того, он ревностно трудился в утверждении Православия, защищая свой народ от влияния латинства и ересей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Позиции Византии на Пелопоннесе также укрепились. Уже в 1308 г. Андроник II предпринял важные изменения в способе управления Мореей: он положил конец не слишком удачной системе, согласно которой византийские наместники Морей сменялись ежегодно. После этого Михаил Кантакузин, отец будущего императора Иоанн VI Кантакузина, первым управлял византийскими владениями в Морее вплоть до своей преждевременной смерти в 1316 г., положив начало возрождению византийского могущества на Пелопоннесе. Его дело продолжил Андроник Асень (1316–1323), сын бывшего болгарского царя Ивана Асеня III и сестры императора Ирины Палеологины, который в удачной борьбе с франками смог упрочить и расширить византийское господство в Морее. Город Монемвасию, важнейшую византийскую гавань в Морее, он наделил торговыми привилегиями, чтобы создать на Пелопоннесе византийский торговый центр в противовес венецианским центрам в Короне и Модоне 1164 . Важные перемены произошли в обоих сепаратистских греческих государствах, поскольку в 1318 г. династия Ангелов угасла как в Эпире, так и в Фессалии. Деспот Фома пал жертвой покушения со стороны своего племянника Николая Орсини с Кефаллинии. Этот последний, будучи врагом анжуйцев, перешел в православную веру и объявил себя в Эпире наследником убитого, женившись на его вдове Анне, дочери Михаила IX. Годом позже он получил из Византии титул деспота 1165 . Янина и ряд других замков страны перешли под управление византийского императора. Еще более решительными были перемены в Фессалии, поскольку после смерти Uoahha II там пресеклась самостоятельная государственность. Византийский император заявил притязания на эту провинцию как на выморочный имперский лен, однако смог заставить признать свое господство только в северной части страны, да и то лишь номинально 1166 . Наиболее могущественные фессалийские магнаты, и прежде всего знатная семья Мелиссинов, стремились обособиться и основать свои собственные удельные владения. Кроме того, в Фессалию прорвалось огромное множество албанцев: началась албанская миграция, которая в последующие десятилетия распространилась по всей Греции. Наиболее значительную часть исчезнувшего государства со столицей городом Неопатры отхватило каталанское Афинское герцогство, в то время как портовый город Птелеон оказался в руках у венецианцев. Византия вновь была вынуждена смириться. Даже весьма незначительные признаки улучшения, которые, казалось, стали проявляться после прекращения каталанского кризиса, были полностью уничтожены из-за страшной распри, которая случилась между старым императором и его внуком Андроником III, погрузив Империю в затяжную гражданскую войну. 2. Эпоха гражданских войн. Господство Сербии на Балканах

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таковы были отношения и политика Боголюбского с Новгородом! Неизвестно, какое участие принимал архипастырь в делах веча и в сношениях с Суздалем. Постигая мудрые планы Андрея Георгиевича и наскучив беспокойной строптивостью народа, он, вероятно, втайне доброхотствовал Боголюбскому и от души желал ему всякого успеха. В описании жизни только и сказано, что Аркадий, сколько было возможно, умиротворял волнение народное и примирял князей, не допуская до кровопролития. Св. Аркадий не долго – только 8 лет – правил паствою; но оставил по себе благую память кроткого святителя и чадолюбивого отца сирых и нищих. Любовь народная, которая без сомнения была выражением благодарности за пастырские подвиги на пользу Новгорода, высказалась к нему после смерти. Новгородцы много скорбели и плакали о кончине Аркадия и с великой честью погребли мертвенные останки его в Корсунской паперти. В означении времени кончины, позднейшие о нем исследования разнятся с летописными записями. В Новгородской первой, второй, третьей и четвертой летописях и в летописи но Никон. списку кончина Аркадия записана под 1163 г. «В лето 6671 – т. е. 1163, сказано в Новгор. перв. лет. на стр. 13, преставися епископ Новгородьскый Аркадий, сентября в 19 день» 147 ; но в истории Рос. иерархии, в истор. слов. о свят. Русск. церкви, в житиях св. Рус. ц. за месяц декабрь, и в списке епископов Новгородских, приложенном к сочинению «Великоновогородская святительская кафедра», она отнесена к 1165 году 148 . Это последнее показание времени кончины сего святителя заслуживает полное вероятие и доказывается самыми же летописями. В прибавлении к Новг. втор. лет. на стр. 180 и в Новг. трет. лет. на стр. 215 под 6671 годом говорится, что Аркадий «бысть в епископии 8 лет». А известно и доказано, что пастырское его служение началось в 1157 г. 149 после кончины Нифонта; теперь, прибавив к времени вступления его в управление паствою 8 лет действительного служения, мы увидим, что кончина его точно последовала не в 1163 г. (6671) как значится у летописцев, а в 1165 г., как показано в позднейших исторических исследованиях. Притом, в рукописи, хранившейся в Новг. Соф. библиотеке, о епископах, архиепископах и митрополитах Новгородских, выписанной из великого хронографа вкратце, сказано прямо, что Аркадий поставлен епископом Новгороду в лето 6665 – 1157, был во епископии 8 лет, преставился в лето 6673 т. е. 1165 сентября в 12-й день 150 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Вот его суждения  : «Умственная и словесная природа души, имеющая ум и слово, и животворящий дух, одна только более сообразна образу Божию, чем и бестелесные ангелы (μνη και των ασωμτων ογγλων μλλον και εικνα του θεο), она устроена Им самим и все имеет неизменным, даже если не блюдет своего достоинства и не соответственна образу Создавшего» (col. 1152). «Нет ничего выше человека (ουδν ανθρπου κρεττον)… Ибо и ангелы, хотя они и выше нас по достоинству (την οξαν), но служат Его велениям о нас, посылаемые ради будущего жребия спасения» (с. 1165). «Дух ангелов не есть оживляющий, потому что не получил от Бога, соединенного с духом, из земли тела, чтобы иметь силу оживлять и сохранять его. Напротив, разумная и словесная природа души, будучи сотворена вместе с земным духом, получила от Бога оживляющий (ξωοποιν) дух, которым сохраняет и оживляет соединенное с ним тело» (с. 1147). Св. Григорий в оживлении тела душой видит образ вездесущия Божия, которого не имеют и ангелы. «Ангел и душа, так как бестелесны, не находятся на месте, но и не находятся повсюду, так как они не содержат всего, да и сами нуждаются в содержащем… Тем, что душа человека имеет ум, слово и дух, оживляющий тело, она одна и более, чем бестелесные ангелы, является сотворенной Богом по Его образу». «Не потому только человек более создан по образу Божию, что имеет связующую и животворящую душу, но и чрез способность к властвованию (κατ το αρχειν). Ибо есть в природе души нашей нечто властительное и начальственное (το γεμονικν τε και ορχικν), и есть нечто рабствующее и покорное: желание, возбуждение, чувство… Чрез способность властвования в нас (δια το εν μν αρχικν) Бог получил господство над всею землею. Ангелы же не имеют сопряженного тела (συνεξευγμνον σμα ουκ εχουσι), почему не имеют его и в подчинении уму» (с. 1165). «Духовная природа ангелов не имеет такой же энергии жизни, ибо она не получила образованного Богом из земли тела с тем, чтобы принять для этого и жизнетворящую силу» (col. 1140). Люди «одни из тварей, кроме способности к разуму и слову, имеют еще чувственность (το αισθητικ ν), которая, будучи по природе соединена с умом, изобретает многоразличное множество искусств, умений и знаний: занятие земледелием, строение домов и творчество из не–сущего (προγειν ёк μη οντων), хотя и не из совершенно не сущего (μη ёк μηδαμς ντων) — ибо это принадлежит лишь Богу — свойственно одному лишь человеку… Ничего (из этого ни в каком смысле (ουδαμς) не свойственно ангелам» (col. 1165). В число отличий между человеком и ангелом св. Григорий включает и способность к хозяйству, к хозяйственному владению землей, свойственную только человеку.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=726...

Паспорт безопасности утверждает руководитель религиозной организации или уполномоченное им лицо. 8. Контроль за соблюдением требований осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации посредством проведения плановых и внеплановых проверок. Плановая проверка осуществляется не чаще одного раза в 3 года в соответствии с планом, утвержденным уполномоченным органом и согласованным с религиозными организациями, объекты (территории) которых подлежат проверке. «Дорожная карта» применения постановления 1165 В связи с принятием Постановления Правительства РФ от 05.09.2019 1165 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) религиозных организаций и формы паспорта безопасности объектов (территорий) религиозных организаций» поступают многочисленные обращения по отдельным вопросам применения указанного постановления. Публикуем разработанную Правовым управлением Московской Патриархии «дорожную карту» применения данного постановления, содержащую ответы на поступающие в Правовое управление вопросы. 1. Подлежащими обследованию, категорированию и паспортизации объектами (территориями) являются находящиеся в собственности религиозных организаций, а равно используемые ими на ином законном основании, здания, строения, сооружения, помещения и земельные участки, предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества). Самовольные постройки используются религиозными организациями на законных основаниях при соблюдении требований, установленных Постановлением Правительства РФ от 14.03.2019 269 «Об утверждении требований к самовольным постройкам, относящимся к имуществу религиозного назначения, а также предназначенным для обслуживания имущества религиозного назначения и (или) образующим с ним единый монастырский, храмовый или иной культовый комплекс, при соответствии которым таких построек допускается их использование религиозными организациями». В остальных случаях самовольные постройки могут использоваться до 2030 г. на основании п. 1 ст. 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5552613...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010