Во время 1-го похода он получил в Риме имп. корону от папы Адриана IV . Активное вмешательство императора в дела Церкви вызвало раскол в коллегии кардиналов и схизму: в 1159 г., после смерти папы Адриана IV, пронорманнски настроенные кардиналы избрали Александра III , а сторонники Фридриха I - антипапу Виктора IV . Опираясь на право императоров как защитников Церкви, Фридрих I созвал в 1160 г. в Павии Собор, к-рый должен был разрешить схизму, однако план не удался. После смерти Виктора IV в 1164 г. антипапой был избран др. сторонник Фридриха - Пасхалий III . На рейхстаге в Вюрцбурге в 1165 г. император заставил князей принести клятву не признавать папу Александра III или преемника, выдвинутого его сторонниками. На укрепление теократических притязаний императора были направлены перенесение мощей 3 волхвов из завоеванного Милана в Кёльн (1164) и канонизация имп. Карла Великого в Ахене в 1165 г. Фридрих I стремился силой подчинить своему влиянию Чехию, вмешиваясь в ее внутренние дела и установив вассальную зависимость Пражского епископа от империи. Также вассалами императора стали польск. князья. В 1184 г. на хофтаге в Майнце Фридрих I заключил соглашение с сицилийским кор. Вильгельмом II, скрепленное в 1186 г. браком сына Фридриха Генриха и наследницы Сицилийского королевства Констанции. Вхождение Юж. Италии и Сицилии в состав империи должна была утвердить коронация Генриха, проведенная императором в 1186 г., однако папа Урбан III отказался короновать его в соимператора, опасаясь усиления влияния императора в Италии, тогда Генрих по инициативе отца был провозглашен в Милане «цезарем». Коронация стала причиной конфликта с папой, Урбан III поддержал оппозицию в Г., в ответ Генрих в 1186-1187 гг. по приказу отца занял Патримоний св. Петра. Фридрих I принял участие в объявленном папой 3-м крестовом походе и погиб по пути в Св. землю. Генрих VI (1190-1197, император с 1191, король Сицилии с 1194) продолжил политику отца по укреплению домена Штауфенов, с одной стороны, и стремился упрочить имп.

http://pravenc.ru/text/164803.html

Здесь, по словам летописи, икона Божия Матери находилась с 1497 по 1508 год и потом была возвращена по ходатайству княгини Марии. Ей явилась во сне Матерь Божия, повелевая, чтобы взятая из Новгорода икона её была возвращена на прежнее место. Икона эта чрез 13 лет, действительно была опять в Троицкой церкви. Величиною икона в вышину 1 арш. 2 верш., ширин. 1 арш., риза серебряная с позолотою по местам, устроена в 1836 г. Время написания иконы, несмотря на её возобновление можно отнести к 1165 году. Эта икона находится в церкви святой Живоначальной Троицы, что на Софийской стороне, в Ямской слободе на Троицкой улице, а по древнему названию в Гончарском конце на Новинке, Щитинице, Редатине или, правильнее, Рядитине улице. Первоначальное основание Троицкой церкви, как и написание иконы Умиления Божия Матери, относится к 1165 году, но по всей вероятности церковь тогда была деревянною; потому что совершенно истреблена пожаром 1194 года. Нынешняя каменная церковь построена в 1365 г. Югорскими, Юрьевскими или Дерптскими купцами. Несмотря на неоднократные перестойки, Троицкая церковь сохранила свой древний фасад; она имеет вид квадрата с полукружием на востоке и построена из кирпича с камнем. Толщина стен древней постройки около 1 ¼ арш., на своде есть несколько голосников. В пристроенной к Троицкой церкви в 1838 и 1839 году каменной трапезе имеются два теплые придела, из коих один по правую сторону, в честь Евангелиста Луки, по случаю присоединения бывшей Лукинской церкви к Троицкой, а другой, по левую сторону, в честь Воздвиженья честнаго и Животворящего Креста Господня, по случаю такового же присоединения к Троицкой церкви бывшей Воздвиженской. Совершался ли прежде неопустительно 8-го июля в Троицкую церковь крестный ход, установленный Архиепископом Василием, это неизвестно; но в настоящее время этого крестного хода не бывает в 8-е число июля месяца. 22. Чудотворная храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы. О чудотворениях от сей иконы в Новгородских летописях сказано следующее: утром 18-го марта 1208 года плакала святая Богородица у святого Якова в Неревском конце, каковая икона в другом месте плакавшая названа Покровом в церкви у Иакова апостола на Софийской стороне. В лето 1391 бысть знамение в великом Новгороде, в большом земляном валу на Софийской стороне в Неревском конце, от иконы Покрова Пресвятой Богородицы текоша слезы от обою очию, октября в 1-й день на обедни. Архиепископ Иоанн, что с Хутыни взят, повел строить палат (хоры) в той же церкви у Иакова апостола над дверьми, октября во 2-й день, и придел устроить Покрову Богородицы; и бысть от христиан подаяния сбору (в древн. помету) много Покрову Богородицы, и освятил его владыка собором освященным и уставил ход со кресты по вся годы в праздник Покрова Богородицы. Из приведённых сказаний очевидно, что икона Покрова Пресвятой Богородицы была прославлена двукратным излиянием слез в 1208 и 1391 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

Прп. Игнатий иконник. Симоновский, Московский (20 декабря). † после 1442 г. Прп. Иаков Брылеевский (11 апреля). † 1444, 25 июля Прп. Макарий Унженский. †1445, 11 июня Прп. Варнава Ветлужский. †1445, 12 июня Прп. Арсений Коневский. Сер. XV в. Прп. Афанасий Мурманский, Олонецкий (8 марта). Сер. XV в. Прп. Евмений Мурманский, Олонецкий (4 июня). Сер. XV в. Прп. Елеазар Мурманский, Олонецкий (4 июня). Сер. XV в. Прп. Назарий Мурманский, Олонецкий (4 июня). Сер. XV в. Св. прав. Кирилл Вольский (9 июня; 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Вологодских святых). Епархии Русской Православной Церкви (кон. Х – сер. XV в.) 2991 До 997 г., возможно, 988–990 гг. Киевская митрополия Константинопольского патриархата (в 12991300 резиденция фактически переносится во Владимир Суздальский 2992 , с 1325 г.– резиденция в Москве). Одновременно с Киевской митрополичьей кафедрой Белгородская под Киевом епархия (примерно до 1165 г. Белгородский епископ был викарием Киевского митрополита). В XIII в. присоединена к митрополичьей епархии. Одновременно с Киевской митрополичьей кафедрой Новгородская епархия (примерно с 1165 г.– архиепископия). 1005–1006 гг. или, возможно, позднее – ок. 1088 г. Туровская епархия. Одновременно с Киевской митрополичьей кафедрой или в 1024–1036 гг. Черниговская епархия (в 1060–1080-х гг. – титулярная митрополия). В XIV в. кафедра перемещалась в Брянск. До 1050–1060-х гг.; возможно, одновременно с Киевской митрополичьей кафедрой Полоцкая епархия. До 1072 г., возможно, одновременно с Киевской митрополичьей кафедрой Переяславская под Киевом епархия (с 1060– 1070-х гг. и примерно до 1100г.– титулярная митрополия). В 1269 г. объединена с Сарайской епархией. До 1070-х гг. Ростовская епархия (выделена из Переяславской; с 1090-х примерно до 1136 г., вероятно, была вакантна и управлялась из Переяславля). До 1072 г., возможно, в 1036–1054 гг. Юрьевская на реке Рось епархия (в 3-й четв. XII в. кафедра пребывала в Каневе). В XIII в. присоединена к митрополичьей епархии. 1078–1086 гг., не исключено, что одновременно с Киевской митрополичьей кафедрой

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

р. 964 В.). Из этого определения видно, что воздержание простирается на тело и душу, на телесные и душевные страсти, похоти (τς πιϑυμας) и сласти, – что оно имеет отрицательное значение по отношению к худым душевным и телесным движениям, и положительное в качестве начала, созидающего добродетели и ведущего к духовным благам. В этом смысле рассматривается воздержание всеми церковными писателями, имевшими повод говорить о нём; так смотрит на него и блаженный Диадох. Воздержание называется телесным (Coutinentia corporalis, Иоанн Кассиан , De Coenobior. instit. lib. V, c. 22. M. ser. latin. XLIX, 239–240), если оно касается одного только тела; первое для последнего есть δουλαγωγα ( Василий Великий , ροι κατ πλτος. ρτ. κα πκρ. 16, с. 1. Μ. 1. с. р. 957 Β), – воспитание, имеющее целью сделать тело послушным рабом души – госпожи тела ( Климент Александрийский , Strom. lib. III, с. 5. Μ. 1. с. p. 1144 D.: δ σφρων τν κυραν το σματος ψυχν λεϑερο τν παϑν). Воздержание обнимает всего внешнего человека (τν ξω νϑρωπον, Василий Великий , Толкование на пр. Исаию, с. 1, 32. Μ. XXX, 184 В.). Оно с) определяет норму в пользовании предметами, могущими служить не только телесным страстям, но даже и естественным потребностям. В этом отношении оно имеет в виду чрево, определяя для него меру и род пищи, количество вина ( Василий Великий , ροι κατ πλτος. ρτ. κα πκρ. 16, с. 3. Μ. 1. с. p. 960 В.), и касается богатства (ibid.), денег, стяжания вообще и употребления его ( Климент Александрийский , Strom. lib. III. с. 1. Μ. 1. с. р. 1104 В., с. 9, р. 1165 В.), брака (ibid. с. 7. р. 1161 В.), гинекомании (ibid. p. 1165 В.), и проч. И по учению бл. Диадоха, воздержание представляет собой систему воспитания внешнего и внутреннего человека: «должно, – говорит он, – не только охотно трудиться над телесными добродетелями, но и над могущими очищать нашего внутреннего человека (τν νδον νϑρωπον, гл. 42). Ибо пренебрёгший одной какой-либо добродетелью помрачает всё благолепие воздержания (ibid.), из сих слов видно, что воздержание бывает двояким – телесным и душевным.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

Кафедра новгородских святителей со времени введения христианства в Новгороде до покорения его Московской державой. Том 1 Источник Том 2 → Содержание Епископы 1. Св. Иоаким Корсунянин (992–1030) 2. Св. еп. Лука-Жидята (1035–1059) 3. Еп. Стефан (1060–1068) 4. Еп. Феодор (1069–1078) 5. Св. еп. Герман (1078–1096) 6. Св. еп. Никита (1096–1107) 7. еп. Иоанн Папин (1108–1130) 8. Св. еп. Нифонт (1130–1157) 9. Св. еп. Аркадий (1157–1165) Архиепископы 1. Св. Иоанн (в иночестве Илия) (1165–1186) 2. Св. архиепископ Григорий (в мире Гавриил) (1186–1193) 3. Св. архиепископ Мартирий (1193–1199) 4. Архиепископ Митрофан (с 1199 по 1211, вторично с 1219 по 1223); 5. Св. архиепископ Антоний (с 1212 по 1220, вторично с 1225 по 1230); нехиротонисанный чернец Арсений (с 1223 по 1225 г., вторично в 1228 г.) 6. Архиепископ Спиридон (1229–1249). 7. Архиепископ Далмат (1251–1274) 8. Архиепископ Климент (1274–1299) 9. Архиепископ Феоктист (1299–1307) 10. Архиепископ Давид (1307–1324) 11. Св. Архиепископ Моисей (с 1324 по 1329 г., вторично с 1352 по 1359 г.) 12. Св. Архиепископ Василий (1329–1352) 13. Архиепископ Алексий (1359–1388) 14. Архиепископ Иоанн 2-й (1388–1415) 15. Св. Архиепископ Симеон (1415–1421) 16. Феодосий – нехиротонисанный (с 1421 по 1423) 17. Архиепископ Евфимий I-й – брадатый (1423–1428) 18. Св. архиепископ Евфимий 2-й Вяжищский (1429–1458) 19. Св. архиеписноп Иона Отенский (1458–1470) 20. Св. архиепископ Феофил (1470–1480) Перечень Новгородских архиереев, составленный в конце XV века, напечатанный в «Духовном Вестнике» 1862 г. за месяц март, стр. 56, 57, 58 и 59     Христианство началось в Новгороде (в 992 г.) вскоре по утверждении его в Киеве, тогда же образовалась здесь и святительская кафедра, которая, в продолжение 168 лет, почти ничем не отличалась в отношении своих прав от других епископских кафедр в Русской земле; она состояла в полной зависимости от митрополита Киевского и не имела тени самостоятельности. Митрополит Киевский по своему усмотрению назначал епископов в Новгород, не посвящал в епископский сан тех, которых предлагали ему Новгородцы (напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Церковь св. Марии Германской была построена в нем. госпитале (ныне находится в Еврейском квартале). Развалины базилики были известны в XIX в., а в 1965 г. исследованы археологами. Снаружи апсиды скрыты за линией вост. стены, внешний размер 23×15,6 м. Храм имел 3 пары квадратных столбов, тип перекрытия неизвестен. Под церковью имеется крипта, с юга к ней примыкает длинное здание с залами в 2 ярусах, каждый из к-рых разделен рядами столбов на 2 нефа. Это здание, как и другое, находящееся восточнее церкви, предположительно являлось больницей. Иоанн Вюрцбургский свидетельствует о том, что ок. 1165 г. церковь уже существовала, а построена она была, вероятно, ок. сер. XII в. Церковь св. Марии у Овчей купели (см. Вифезда ) была разрушена, по археологическим данным, в нач. XI в. Паломник Саквульф (1102-1103) упоминает о ц. св. Анны на этом месте. Гвиберт Ножанский и др. указывают на покровительство мон-рю Балдуина I, его арм. жены Арды, затем кор. Мелисенды. Мон-рь находился в непосредственном ведении лат. патриарха. Церковь могла быть перестроена ок. 1165 г. и, по словам Иоанна Вюрцбургского, использовалась в качестве коллегиума для монахинь. В 1862-1878 гг. церковь была отреставрирована (архит. К. Э. Мосс), причем в ходе строительных работ ее фотографировали; есть также более раннее описание де Вогюэ. По данным раскопок, она стоит на основаниях эллинистического и рим. времени. Церковь является 3-нефной базиликой (длина с апсидами 28 м) с апсидами на концах каждого нефа, центральная из к-рых снаружи 3-гранная. Три пары оформленных пучками тяг столбов несут стрельчатые арки и своды. Все они крестовые, за исключением средокрестия, перекрытого куполом. Снаружи из основного объема выделяется повышенный Т-образный крест с невысоким куполом на стыке его рукавов. Одиночные окна (по осям 8-гранного барабана и в тимпанах под всеми сводами) равномерно распределены по фасадам, что способствует сбалансированному освещению пространства. Ритм частых вертикальных членений опор придает изящество строгой, еще романской стилистике интерьера. Внешний облик здания, строгий и лишенный детализации, воплощает эстетику средиземноморского монументального зодчества мастеров визант. круга. Портал и окно зап. фасада, оформленные резным декором, типичны для памятников крестоносцев XII в. Опираясь на сведения источников и архитектурные особенности церкви, исследователи выдвигали различные варианты ее датировки в пределах 1-й пол. XII в. Д. Прингл и Я. Фолда склоняются к периоду активной строительной деятельности в начале правления Мелисенды (1131), до основания монастыря в Вифании (1137-1138; Folda. 1995. P. 64-65, 133; Pringle. 2007. P. 155).

http://pravenc.ru/text/293782.html

Тот факт, что великий князь изменил свое отношение к митрополиту Клименту, проникнутому идеей русской автокефалии, объясняется влиянием Киево-Печерского монастыря и особенно архимандрита Поликарпа. Архимандрит Поликарп, блюститель печерских преданий (в 1165 году он стал настоятелем обители), был самым близким к святому Ростиславу человеком. Святой Ростислав имел благочестивый обычай приглашать по субботам и воскресеньям Великого поста к своему столу Печерского игумена с двенадцатью иноками и сам им прислуживал. Князь не раз изъявлял желание постричься в монахи в обители преподобных Антония и Феодосия и даже приказал построить себе там келлию. Печерские иноки, пользовавшиеся огромным духовным влиянием в Древней Руси, поддерживали в князе мысль о независимости Русской Церкви. Тем более, что епископы из греков были в эти годы на Руси даже под подозрением относительно их православности, в связи с известным " спором о постах " ( " леонтианская ересь " ). Но благочестивое желание святого Ростислава добиться у Патриарха благословения русского митрополита Климента не осуществилось. Греки считали право назначения митрополита на Киевскую кафедру своей важнейшей привилегией, что объяснялось не столько церковными, сколько политическими интересами империи. В 1165 году в Киев прибыл новый митрополит - грек Иоанн IV, и святой Ростислав из смирения и церковного послушания принял его. Новый митрополит, подобно своему предшественнику, управлял Русской Церковью менее года († 1166). Киевская кафедра вновь осталась вдовствующей, а великий князь был лишен отеческого совета и духовного окормления со стороны митрополита. Единственным духовным утешением его было общение с игуменом Поликарпом и святыми старцами Киевого монастыря и Феодоровского монастыря в Киеве, основанного его отцом. Возвращаясь из похода на Новгород весной 1167 года, святой Ростислав занемог. Когда он доехал до Смоленска, где княжил его сын Роман, родные уговаривали его остаться в Смоленске, но великий князь приказал везти его в Киев.

http://patriarchia.ru/db/text/911477.htm...

«В то же лето» игумен Юрьева монастыря Дионисий «ходи... с любовью в Русь, и повелено бысть владыце архиепископьство митрополитомь» , т. е. юрьевский игумен специально ездил к митрополиту, или его поездка в Киев с другой целью была специально использована митрополитом для того, чтобы передать епископу Илье, что он через несколько месяцев после поставления из епископов переведен в архиепископы. Это произошло в том же 1165 г., так как митрополит Иоанн умер зимой 1165/66 г. Относительно того, кто выбирал кандидата в новгородские епископы и как происходило его поставление, подробные сведения есть не только об Аркадии, но и о Гаврииле, брате архиепископа Ильи, занявшем кафедру после его смерти. Выбор Гавриила осуществили «новгородьци же с князем Мьстиславомь и с игумены и с попы», которые «изволиша собе поставити» его, т. е. вновь все стадии выборов были проведены в Новгороде без участия Киева и лишь затем в Киев была послана просьба о его хиротонии («и послаша с мольбою к митрополиту к Никифору»). Такая просьба встретила благоприятный отзвук: митрополит и киевские князья прислали ему приглашение, и он был рукоположен в Киеве 29 марта 6695 (1187) г., вероятно, сразу как архиепископ , так как сведений о дополнительном даровании ему этого титула нет. Архиепископы выбираются и ставятся на месте, в Новгороде, и в дальнейшем. Так, при поставлении Мартирия (1193) г.] решение о нем вынесли «новгородьци же с княземь Ярославомь и с игумены и с софьяны и с попы», т. е. с участием клироса кафедрального собора и попов других городских церквей. Как и Гавриил, Мартирий получил приглашение от митрополита, и он отправился на хиротонию «с передними мужи», т. е. с представителями новгородского боярства, и был принят в Киеве великим князем Святославом и митрополитом . Приглашение на хиротонию обычно следует вскоре после поставления нового кандидата на кафедру, если этому не препятствовали какие-то особые обстоятельства. Так, введенный новгородцами после избрания в епископию в 6707 (1199) г.

http://sedmitza.ru/lib/text/438144/

В 1165 г. прибыло письмо от Иоанна Пресвитера. Через несколько лет, в 1177 г., папа Александр III отправил письмо Иоанну, «прославленному и могущественному королю Индий и возлюбленному сыну Христа». Папа упоминает набожность и христианское рвение царя, известные по общему мнению и, главным образом, от его наперсника и врача Филиппа, который общался с некоторыми знатными лицами из царства Иоанна. Папе доложили, что Иоанн хочет примирения с апостольским престолом и желает поставить собственную церковь в Риме и алтарь в Иерусалиме. Папа готов дать разрешение на это, если Иоанн изложит свои пожелания и пришлет послов с письмом за своей печатью. В этом письме Папа не называет Иоанна «Пресвитером», но, очевидно, отвечает на письмо 1165 года. Письмо папы было написано через два месяца после его примирения с Фридрихом Барбароссой после многолетней жестокой борьбы, когда его положение еще было неясным. Он был очень заинтересован в возможной военной поддержке с далекого Востока. Судьба папского письма неизвестна. В 1221 г. в Рим поступили сведения от двух видных западных церковников – Жака де Витри, епископа Акры в Палестине, и кардинала Пелагия, находившегося в то время был с армией крестоносцев в Далмации – о недавней победе над мусульманами некоего Давида, царя Индии. Предположительно, Давид был сыном или внуком Иоанна Пресвитера. (Жак де Витри просто говорит: «обыкновенно именуемого Пресвитером Иоанном»). Как ни странно, речь, вероятно, идет о Чингисхане. Однако, не следует забывать, что это были слухи, во многом приправленные домыслами и выдумками. С одной стороны, влиятельность Несторианской Церкви в центральной Азии и Персии могла быть преувеличена. А с другой стороны, некоторые монгольские правители были в то время заинтересованы в союзе с Западом против общего врага – мусульман – в Сирии и Святой Земле, и их интересы в некотором роде совпадали с интересами крестоносцев. В 13 – начале 14 вв. миссионеры и путешественники – как например, Джованни Плано Карпини, Андре Лонжюмель, Виллем Рубрук- вис, Марко Поло, Джованни ди Монтекорвино (qq.v) и Одорико Порденоне – установили прямую связь между Западом и монголами. Все они искали Иоанна Пресвитера, и все описывают его по-разному.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Α. Θεοδορου. То χαροποιον πνθος… Σ. 36–39. 464 Свт. Кирилл Александрийский. О вере истинной. Гл. 23//PG. 76, 1165 С. 465 Там же, 1165 А; свт. Григорий Нисский. Слово на Святую Пасху и о тридневном сроке… С. 35. 466 Триодь Цветная. Воскресение Христово (Пасха). Канон, песнь 6, тропарь 1: «Сохранив цела знамения, Христе, воскресл еси от гроба, ключи Девы невредивый в Рождестве Твоем, и отверзл еси нам райския двери». 467 Α. Θεοδορου. αρ ψυχν. Σ. 34–35. 468 Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога Слова… Творения: В 4–х т. Ч. 1. Μ., 1994. С. 224. 469 Триодь Цветная. Неделя о Самарянине. Канон, песнь 9, тропарь 2: «Красен из гроба, яко жених от чертога изшел еси, смерти разоривый мучительство, Христе, и адовы верей сокрушивый силою божественною, и востания Твоего светом умным просветивый мир». 470 Γ. Φλωροφσκυ. " Ανατομα προβλημτων της πστεως. Θεσσαλ., 1977. Σ. 88. 471 Свт. Василий Великий. Беседа на псалом 32. Ст. 10//Творения. Ч. 1. Μ., 1845. С. 275–276. 472 Свт. Василии Великий. К суесловящим…//PG. 31. 1496А. 473 Архим. Иустин (Попович). Человек и Богочеловек. 474 Свт. Григорий Нисский. Большое огласительное слово. Гл. 16//Творения. Т. 40. Ч. 4. С. 49–50. 475 A. von Harnack. What is Christianity? N.Y., 1903. P. 174–175. 476 О доказательствах Воскресения Господня и вообще об этом чуде из чудес см.: Π. Ν. Τρεμπελα. " Απολογητικο Μελται. T. 5. θηναι, 1973. Σ. 546–617. 477 Α. Θεοδορου. αρ ψυχν. Σ. 34–35. 478 Триодь Цветная. В пяток второй седмицы по Пасце, утра. Стихиры на стиховне. 479 Там же. Неделя Всех святых. На утрени. Канон, песнь 8, тропарь 2. 480 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа о Воскресении мертвых. Ст. 7//ПСТ. Т. 2. Кн. 1. М., 1993. С. 478–479. 481 Сщмч. Мефодий Олимпский. О Воскресении, 29: «Христос пришел проповедать не превращение или пременение человеческого естества в иной образ, но возвращение его в то состояние, в каком человек был сначала до падения, когда был бессмертен»//Полн. собр. творений. СПб., 1905. С. 228. 482 Свт. Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога Слова…//Творения: В 4–х т. С. 198–201. 483

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010