Commentarii in Canticum Canticorum Commentarii in Psalmos Fragmenta Ep. ad Philopheum Ep. ad monachos Tractatus de virtute ad Theosebium Tractatus de septem passionibus Exhortatio 79, 1436–1472 79, 1489–1502 Martyrium s. Theodoti Ancyrani et uirginum vii [Sp.] 4110/43 Бл. Феодорит Кирский Латинское название TLG (4089) Graecarum affectionum curatio 83, 784–1152 Eranistes 83, 28–317 Commentaria in Isaiam 81, 216–493 Quaestiones et responsiones ad orthodoxos [Dub.] 6,1249–1400 De theologia Sanctae Trinitatis et de oeconomia a) De Sancta Trinitate 1148–1189 b) De incarnatione Domini 1420–1477 Haereticarum fabularum compendium. Lib. I-IV 83, 336–437 Libellus contra Nestorium ad Sporacium [Sp.] 83, 1153–1164 Contra Iudaeos (fragmentum) Ad quaesita magorum (fragmentum) 80, 741–742 Libri v contra Cyrillum et concilium Ephesinum (Pentalogus) 84, 65–88 Expositio rectae fidei 6,1208–1240 Pro Diodoro et Theodoro Ex sermonibus quinquem in S. Iohannem Chrysostomum 84, 48–53 (=64, 89–91) Fragmenta incerta 83, 1164–1165 De Trinitate 83, 1167–1172 (лат.) Прп. Исаак Сирин Латинское название Capita ascetica [Sp.] Tractatus de fide orthodoxa 7870 (сир.) Предисловие к третьей части публикации Библиографический указатель к «Творениям святых отцов в русском переводе» (1872–1917 гг.): (С приложением документов из истории ТСО)/Под ред. А. Г. Дунаева, иером. Дионисия (Шленова) . предисл. иером. Дионисия (Шленова)//Богословский вестник 2005–2006. Т. 5–6. 5/6. С. 493–627. Читателю предлагается последняя часть росписи «Творений святых отцов» (ТСО) с 1872 по 1917 г. 236 На протяжении этого времени ТСО закрывались на самый длительный в своей истории срок – с 1872 по 1880 г. Другим важным событием в истории серии стало преобразование журнала «Прибавления к ТСО» в журнал «Богословский вестник», которое произошло в 1891 г. С этого времени редакция БВ стала заниматься регулярными трудами по переводу святоотеческого наследия, а также предприняла усилия к переизданию уже вышедших ТСО в исправленном и улучшенном виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

е. не только пришла в совершенно правильный и стройный вид монастыря, но и приобрела некоторые преимущества перед другими малыми монастырями. Один только Александр простой инок управлял обителью после освящения; за тем следует ряд игуменов до второй половины XIII века в следующем порядке: священно игумен Иринарх, умер в 1203 году, священно игумен схимник Александр, священно игумен Герасим, священно игумен Симеон, скончавшийся в 1220 году, священно игумен Варсонофий, священно игумен Иона, священно игумен Никанор, священно игумен Кирилл, священно игумен Исайя, умерший в 1240 году, священно игумен схимник Варлаам. Затем следуют три архимандрита: архимандрит Леонид, архимандрит Филарет, умерший в 1272 r., архимандрит Мефодий. Что было причиною возвышения настоятельского сана в это именно время в Старицкой обители, достоверно неизвестно. Не послужило ли поводом к такому возвышению, с одной стороны, личные достоинства настоятеля Леонида и следующих за ним двух настоятелей, с другой стороны, освящение храма похвалы Пресвятой Богородицы, который очень долго не был окончательно устроен и не ранее 1272 года освящен был епископом Сименоном, первым епископом Тверским, при благоверном великом князе Ярославе Тверском. В это, без сомнения, время обитель Успенская перешла из епархии Новгородской, к которой до сих пор она принадлежала, в епархию Тверскую; и новому епископу Тверскому естественно было возвысить сан настоятеля вновь приобретённой обители, тем более, что сам Симеон, по замечанию летописцев, по премного чтил иерейский и монашеский чин. Вместе с тем в Успенской обители и число братии постепенно увеличивалось; так после имени архимандрита Филарета в большом синодике перечислено 26 имён ноков, а после имени архимандрита Леванида написано 154 имени ноков и имя юродивого Симеона. Недолго впрочем, управляли Успенскою обителью Архимандриты; после архимандрита Мефодия следуют опять Игумены: Лаврентий, при котором дом пречистый сделался ветхим. Построенный в 1165 г., этот дом пречистый в конце XIII века естественно должен был прийти в ветхость, как деревянный, и требовал обновления и поправления.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Мир, мир, смятенный дух!» – «Гамлет», акт I, сцена 4. Пер. М. Лозинского. 34 Беллок Джозеф Хилэри (1870—1953) – английский поэт, писатель, историк. Ближайший друг Честертона, католик, Беллок оказал значительное влияние на становление взглядов писателя. 35 Беренгария Наваррская (1165—1230) – жена Ричарда Львиное Сердце. 36 Святой Людовик. – Людobuk IX (1214—1270), король Франции с 1226 г. 37 Хеймаркет – лондонская улица в районе Пикадилли. 38 …разоблачит козни Иоанна. – Имеется в виду Иоанн Безземельный (1167—1216) – английский король с 1199 г. Спорил с папой Иннокентием III из-за того, кому стать архиепископом Кентерберийским; подписал «Великую хартию вольностей» (1215). 39 Рюдель и принцесса Триполитанская – персонажи романа английского писателя Майкла Баррингтона «Принцесса Триполитанская» (1910); Рюдель – знаменитый трубадур, воспетый Петраркой, Браунингом и Суинберном. 40 Альбигойские учения – еретическая доктрина дуалистического характера, считающая мир и плоть порождением злого начала; пользовалась особой популярностью в XI – XIII вв. 41 …о походе Монфора и Доминика. – Речь идет о походе Симона де Монфора (II-я пол. XII в. – 1218 г.) против альбигойцев. Доминик – Доменико Гусман (1170—1221), испанский проповедник, обличавший альбигойскую ересь; основатель ордена доминиканцев. 42 …как Стенли искал Ливингстона. – Стенли Генри Мортон (1841—1904) – английский путешественник, отправившийся в 1871 г. в Африку на поиски английского путешественника Дэвида Ливингстона (1813—1873). 43 Поттер Джордж Уильям (1867—1941) – английский писатель и поэт. 44 Макиавелли Николо де Бернардо (1464—1527) – итальянский политический мыслитель и историк. 45 Чимабуэ , настоящее имя – Ченни ди Пено (1240 – ок. 1302) – итальянский живописец; Честертон видел его фрески в Ассизи, на родине св. Франциска. 46 Джотто ди Бондоне (1266—1337) – итальянский живописец, расписывал флорентийские церкви на темы, из жития св. Франциска. 47 Ботичелли , настоящее имя Алессандро ди Мариано Филипелли (1445—1510) – итальянский художник, представитель раннего Возрождения. О Джотто и Ботичелли см. эссе Честертона «Споры о Диккенсе» (сб. «Вкус к жизни»). 48

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=706...

Перевод: Кутик И. М., 1990 г. Глас народа – глас Божий ( лат.). Согласие ( фр.). Перевод: Шрейдер Ю. А., 1990 г. «Амброзийные ночи» ( лат.). Перевод: Кружков Г. М., 1990 г. Перевод А Якобсона. 1 …сублапсарии. – Кальвинистская секта сублапсариев (инфралапсариев) считает, что господний план спасения возник до грехопадения Адама и Евы. 2 Виндзорский замок – летняя резиденция английских королей неподалеку от Лондона. 3 …называли «Крылатым быком» в честь древнего восточного символа. – Крылатый бык – божество древнеиранской и древнеиндийской мифологии, популярное в искусстве английского декаданса. Горельеф с каменной фигурой крылатого быка установлен на могиле О. Уайльда. 4 Итака – остров у берегов Греции в Ионическом море, родина Улисса (Одиссея). Современные ученые сомневаются в том, что нынешний остров Итака и есть Итака из «Одиссеи». Существует гипотеза, что древней Итаке соответствует нынешний остров Левкада. 5 Фенианские взгляды – мировоззрение ирландских революционеров-республиканцев второй половины XIX – начала XX в., объединенных в «Ирландском революционном братстве». 6 Оттоманская империя – название султанской Турции; образовалась на рубеже XV и XVII вв., распалась после поражения в первой мировой войне (тем самым, когда был написан роман, еще существовала). 7 Арабский мистик… отвел от наших уст чашу. – Возможно, речь идет об Ибн аль-Араби (1165—1240), арабском философе и поэте-мистике. Более вероятно, что Честертон имеет в виду пророка Мухаммеда (Магомета, 570—632 гг). 8 …не запятнанное… кровью Орфея. – По античному мифу, певца Орфея растерзали менады, спутницы бога вина Диониса. 9 «Исчезнет наш могучий флот»… – Стихотворение Р. Киплинга (1865—1936) «Последнее песнопение» (1897), посвященное 60-летию царствования королевы Виктории. 10 …квадратной белой доскою… георгиевский крест. – Имеется в виду т.н. крест Св. Георгия, изображенный на его щите. 11 Бриарей – в древнегреческой мифологии чудовище с пятьюдесятью головами и сотней рук. 12 …зеленое – цвет ирландских изменников. – Ирландию называют «Зеленым островом»; зеленое – ее национальный цвет. 13

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=706...

трактата «О помыслах»; состоит из пролога и 153 небольших глав. Как поясняет Е. П. в прологе, это число символично: оно соответствует числу чудесно пойманных апостолами рыб (Ин 21. 11) и указывает одновременно на тайну Св. Троицы и очертание тварной вселенной ( Evagr. De orat. Prooem.//PG. 79. Col. 1165). Греч. оригинал трактата в визант. период имел хождение под именем прп. Нила, о чем свидетельствует свт. Фотий ( Phot. Bibl. 201); фрагменты трактата, вошедшие в «Apophthegmata Patrum», также приписываются прп. Нилу (PG. 65. Col. 305); под его же именем трактат вошел в греч. «Добротолюбие» прп. Никодима Святогорца (Θιλοκαλα τν ερν νηπτικν. Αθναι, 19573. T. 1. S. 176-189). Однако в сир. и араб. версиях (см.: Hausherr. 1939. P. 11-16, 21-58) его авторство согласно приписывается Е. П. На основании этого, а также внутренних критериев Осер убедительно доказал принадлежность Е. П. «Слова о молитве» (см.: Hausherr. 1934; Idem. 1939; Idem. 1959). «Три главы о молитве» (Capita tria de oratione; CPG, N 2453), сохранились только в сир. переводе ( Hausherr. De doctrina. 1933); 1-я глава взята из «Основ жизни монашеской» (PG. 40. Col. 1264). «Увещание к монахам» (Παρανεσις πρς μοναχος, Institutio seu Paraenesis ad monachos//PG. 79. Col. 1235-1240 (краткая редакция, 33 изречения); Muyldermans. 1938 (пространная редакция, 58 изречений); CPG, N 2454; рус. перевод: Добротолюбие. Т. 2. С. 303-306), трактат, состоящий из кратких практических советов монахам-анахоретам относительно добродетелей и пороков. Пространная редакция иногда представлена 2 сериями изречений: 1-я состоит из первых 15 изречений, за к-рыми следует 58-е в качестве заключения; 2-я имеет название «Второе увещевание» и состоит из 42 изречений; эта редакция распространена в сир. рукописной традиции ( Guillaumont A. 2004. P. 135). «Наставления» (Υποθκαι, Instructiones; CPG, N 2477), серия из 45 сходных изречений, в греч. рукописной традиции следующая за предыдущим сочинением. Полный греч. текст, сохранившийся в 2 рукописях, до наст.

http://pravenc.ru/text/180865.html

Империи удалось наконец сломить сопротивление армян и поставить их в вассальные к себе отношения; но этот успех приобретен был ценою страшной международной ненависти, достигшей наконец таких размеров, что греки и армяне стали выражаться друг о друге не иначе, как с величайшим презрением 142 . Западные крестоносцы, появившиеся в конце XI века на востоке, стали между греками и армянами и до известной степени воскресили для тех и других Багдадский халифат; но это не могло уже примирить их. Они зашли слишком далеко во взаимной ненависти. Даже общее турецкое иго их не примирило.... Церкви опять явились верными выразительницами настроения своих наций, а богословские науки точными отголосками своих церквей. Впрочем, переговоры о воссоединении продолжаются и далее и даже по наружности в том же примирительном духе, как и прежде; но, при постоянно возрастающей взаимной ненависти между нациями, шансов на благоприятный исход их с каждым разом все оказывается менее; наконец, задолго еще до падения византийской империи, совсем прекращаются. Даже на Флорентийский собор представители той и другой церкви не нашли удобным явиться вместе, а те и другие заключили отдельно особые унии с Римом 143 . В промежуток времени с половины X до половины XV века было семь случаев сношений между обеими церквами о воссоединении, или, по крайней мере, об этих семи случаях сохранились до нас сведения. Первый такой случай был при византийских императорах Василии и Константине и при Константинопольском патриархе Полиевкте (956–970) и армянском католикосе Ваханике (965–970) 144 , второй при императоре Константине VIII Дуке, при патриархе Константине III Лихуде (1059–1064) и католикосе Качике (1058–1064) в 1060 году 145 , третий при императоре Алексее I Комнине (1080–1118), при патриархе Косьме I (1075–1081) и при католикосе Григорие II (1065–1081) в 1080 году 146 , четвертый при императоре Мануиле Комнине (1143–1180), патриархах Михаиле Анхиалие (1169–1177) и Феодосие I (1178–1185) и католикосах Нерсесе Благодатном (1165–1173) и Григорие IV Дега (1173–1193), пятый и шестой при императоре Иоанне Дуке Вататци (1221–1255), патриархах – Германе II (1226–1240) и Мануиле II (1241–1255) и при католикосе Константине I (1220–1267), – сначала в 1240, а потом в 1248 году 147 , седьмой при императоре Андронике Палеологе Старшем (1282–1328), патриархе Исаии (1323–1337) и католикосе Константине II, – год не известен 148 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Zisis/j...

1303 Сохранились два больших экземпляра таких моливдовулов, которые до сих пор единодушно атрибутируются митрополиту Кириллу I. Однако нельзя исключить и кандидатуру Кирилла II, ибо среди аргументов в пользу Кирилла I только один является действительно доказательным: обе буллы были найдены при археологических раскопках “Княжей Горы” (около 100 км к югу от Киева, близ устья Роси). Как показывают многочисленные находки, эта княжеская резиденция была разрушена во время монгольского нашествия, т.е. в 1239/1240 г., или вскоре после него. См.: Янин В.Л. Актовые печати... Т.1. С. 49, 176; Soloviev A. Byzance et la formation... IXa. P.298. Tab.V (здесь неверно указано место находки). 1304 Обнаруженное в киевском Софийском соборе граффито с днем смерти Кирилла позволяет поставить знак препинания иначе, чем это сделано А.Н. Насоновым в его издании Новгородской I летописи, в сообщении о смерти Кирилла (НПЛ. С.324). Попытка В.Л. Янина (см. сборник: Древняя Русь и славяне. Μ., 1978. С.287–291) датировать кончину Кирилла годом позже, отодвинув приезд его преемника Максима с 1283 на 1284 г., источниковедчески несостоятельна. Между датой смерти Кирилла и записью о годе переписки Новгородской Синодальной кормчей взаимосвязи нет. Сомнительны также ссылки на Никоновский летописный свод (ПСРЛ. Т.10. С. 156), где путаница в обозначении дат событий и в их последовательности стала результатом не всегда удачных попыток пересчета самими сводчиками мартовского и ультрамартовского стиля на сентябрьский. 1305 Неясно значение титула πρωτθρονος, который прилагается к Кириллу в письме болгарского деспота Якова-Святослава (1261 или 1270 г.): “...пишу тебе, возлюбленный Богом архиепископе Кириле протофроню...”. Πρωτθρονος (episcopus primae sedis) обозначал в патриархии первого среди митрополитов, в митрополии – высшего по рангу епископа этой митрополии (в Киевской таковым с 1165 г. был новгородский епископ). Отсюда возможно предположение, что Кирилл II был так назван в качестве “первостольника” патриархии, но оно противоречит тому обстоятельству, что первое место в Константинопольской патриархии традиционно занимала кесарийская кафедра – разве что речь шла лишь о кратковременном повышении ранга Русской митрополии (с 60-го места до первого?).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

богословии М. стал примером «совершенного человека» (ал-инсан ал-камил), представление о котором, по всей видимости, проникло в ислам из неоплатоновских и гностических учений о «логосе» и «проточеловеке» и сформировалось не без влияния со стороны каббалистических представлений об Адам Кадмон - первой эманации Бесконечного (Эн-Соф). Впервые в мусульм. богословии термин «ал-инсан ал-камил» был использован Мухйи ад-Дином Ибн аль-Араби (1165-1240), мусульм. философом-мистиком, создателем учения о единстве и единственности бытия (вахдат ал-вуджуд). Согласно Ибн аль-Араби, прототипом человечества и «человечности» была «Мухаммадова сущность» (ал-хакика ал-мухаммадийа) - первое творение Бога, логос, божественное знание, которое последовательно реализуется в личностях пророков, посланников и святых (аулийа), отражая в каждом из них одну из своих бесчисленных «истин» (хакаик). Т. о., в наст. время под ал-инсан ал-камил подразумевается тот, в ком воплотилась «Мухаммадова сущность». Абд аль-Карим аль-Джили (ок. 1365-1424), последователь Ибн аль-Араби, полагал, что божество посредством архетипического «Мухаммадова образа» (ас-сура ал-мухаммадийа) может проявляться в людях, достигших совершенства в божественном знании. В таких людях, как в «конспекте» (мухтасар), собраны все имена и атрибуты Бога. М., согласно аль-Джили, был «совершеннейшим из совершенных» (акмал ал-куммал). Учение о «совершенном человеке» получило широкое распространение как среди последователей различных мистико-религ. направлений в исламе, так и среди нек-рых шиитских философов, полагавших, что воплощением «совершенного человека» является «скрытый имам». Образ М. как справедливого и демократического правителя играет значительную роль в совр. течениях ислама, его постоянно приводят как пример для подражания современным политикам, он является частью комплекса идей, связанных с призывом к возвращению к простоте, чистоте, строгости и демократизму, к-рые были характерны для времени жизни М. С подобными идеями выступают как реформаторы, так и консерваторы.

http://pravenc.ru/text/2564414.html

Мистический опыт начинает получать теоретическое осмысление у ал-Хасана ал-Басри, Зу-н-Нуна ал-Мисри (VIII–IX в.), ал-Харраза (ум. 899), философские идеи прослеживаются у Абу Йазида ал-Бистами (ум. 875), Абу Мансура ал-Халладжа (казнен в 922), Абу ал-Каосима ал-Кушайри (986–1072) и др. Принято говорить об умеренном (ал-Джунайд, ал-Мухасиби) и радикальном (ал-Бистами, ал-Халладж) суфизме. Последний зачастую доходил до экстремизма и проповедования идей, несовместимых с исламом, что вызывало репрессии властей против некоторых суфиев. Своеобразную «легализацию» умеренного суфизма произвел крупный суфийский мыслитель Абу Хамид ал-Газали (1058–1111). Ярким представителем крайнего суфизма можно считать ал-Халладжа с его знаменитой формулой ’анао-л-хахк «Я есмь Истина», отождествляющей «я» мистика с Аллахом. Суфизм создал и свою философию. Наиболее выдающимся суфийским философом является Ибн ‘Араби (1165–1240), получивший почетный титул «Великого шейха». Философский суфизм тяготеет к пантеизму (концепция «единства бытия», разработанная Ибн Араби). Первоначало и порождаемый им ряд вещей понимаются в суфизме как условия друг друга. Тезис о двуединстве миропорядка, в котором Истина и Творение (Первоначало и мироздание, Бог и мир) полагают друг друга как условия самих себя и невозможны одно без другого, является центральным для суфийской философии в том классическом виде, который она получила в трудах Ибн ‘Араби. Но собственно философией не ограничивается значение этого тезиса. Оно простирается и за ее пределы, захватывая, в частности, вопросы этики, повседневной морали и вероучения. Суфийские мыслители, как правило, сохраняют верность положению ислама о том, что это учение является высшим и последним выражением истинного вероисповедания, принесенного человечеству. О столь же безусловной укорененности этической мысли суфизма в общеисламской почве свидетельствует категорическое неприятие идей и идеалов христианского монашества. Согласно суфийским авторам, ислам – безусловно, истинное исповедание, но столь же безусловно он не является исключительно истинным.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

О видениях речи нет. 78 Евагрий, Cap. practica ad Anatolium 38. 61. 56, PG.40, 1232B,1236B,1233C-D; р. п., с.577,579 [с.107, гл.66; с.109, гл.89,84]. св. Григорий Нисский, De vita Moysis, PG.44, 377A; р. п. I, 316; De virginitate 22, PG.46, 404A; р. п. VII, 379–380. 79 Евагрий, Cap. practica ad Anatolium 71, PG.40, 1244A-B; р. п., с.584 [с.124, гл.12]; De octo vitiosis cogitationibus, 1278A; р. п., с.608. св. Григорий Нисский, De vita Moysis, PG.44, 376–377A. 401D; р. п., I, 315–316,345; In Cant. Cant. hom. I, PG.44, 772D-773A; р. п. III, 21; De virginitate 10, PG.46, 361BC; р. п. VII,333 (см. выше с.284); преп. Марк Подвижник, Praecepta sal. 7, PG.65, 1040C (Добротолюбие, т. I, § 14, с.477–478), р. п., с.282–283. 80 Евагрий, Cap. practica ad Anatolium 1. 56,59, PG.40, 1221D,1233C-D,1236A; р. п., с.571,578–579 [с.96, гл.1; с.109, гл.84,87]. ср. св. Григорий Нисский, De vita Moysis, PG.44,336D-337A,360BC; р. п. I, 270,296; In psalmorum inscriptiones, I,3, PG.44,437D; р. п. II, 8. св. Нил Синайский, De oratione, PG.79, H68A; р. п. I, 173. Это деление было известно, впрочем, и св. Василию Великому, Ер.8,4, PG.32, 253В; р. п. VI4, 29. 81 Евагрий, Cap. practica ad Anatolium, prooem., PG.40, 1221B-C; С.53, 1233В; р. п., с.570,578 [с.95; 108–109, гл.81]. 82 Вопрос о сочинениях с именем — «Марка»,«Нила»до сих пор в науке не разрешен окончательно. (Литературу о них см. у Bardenhewer " a., S.317–318). При чтении их невольно возникает мысль, что имеешь дело с произведениями двух авторов. Несомненно, что среди сочинений св. Нила скрываются произведения Евагрия. Помимо Capitula XXXIII κατ " ακολουθαν, Spirit. sententiae per alphabetum и Aliae sententiae, отмеченных уже у Миня, — PG.79, 1233, — под именем Евагрия, к творениям его нужно отнести Capita XXVII de diversis malignis cogitationibus (PG.79, 1200–1233; р. п.(твор. св. Нила) I, 278–311), как это сделано в Добротолюбии (I,4, 618–636), и еще, по крайней мере, главы De oratione (PG.79, 1165–1200; р. п. II, 170–200), Capita paraenetica (часть их: гл.1–24, PG.79, 1249–1252 изданы у Elter. Gnomica I, Upsiae 1892, p. III, под именем Евагрия; такого же характера и остальные главы 25–139, PG.79, 1252В-1261; р. п. I, 233–244) и примыкающая к ним Γνωμα απγουσαι, PG.79, 1240–1249; р. п. I, 246–256. Так как вопрос об этих последних произведениях специальному исследованию еще не подвергался, то мы цитируем их как произведения»Нила». Под»Марком»мы разумеем писателя, разработавшего аскетику в духе св. Григория Нисского и Евагрия. Для него мы считаем характерными сочинения: Praecepta salutaria (послание к иноку Николаю, PG.65, 1028–1053), De Lege spirituali (PG.65, 905–929), De his qui putant se ex operibus justificari (929C-965A). 83

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010