Русский перевод: Слова преподобного Симеона Нового Богослова в переводе на русский язык с новогреческого еп. Феофана. Вып. I–II. М., 1890–1892. Филарет Московский Православный катехизИс.М., 2004. Слова и речи: В 5 т. М., 1873–1885. Собрание мнений и отзывов по учебным и церковно-государственным вопросам/Под ред. архиеп. Саввы (Тихомирова) . В 5 т. М., 1883–1888. Письма к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию (Медведеву). 1831–1867 гг. Ч. 1–4. М., 1877. II . Другие Источники Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII вв. Новый Завет. Т. 1a. Евангелие от Матфея 1–13 . Ред. М. Симонэтти, Ю. Р. ВарзонИн.Тверь, 2007. Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII вв. Новый Завет. Т. 2. Витрувий. Девять книг об архитектуре. М., 1936. Георгий КедрИн.Синопсис: Historiarum compendium. PG 121, 23–1165. Гоголь Н. В. Размышления о Божественной Литургии. СПб., 2006. Деяния Вселенских Соборов: В 4 т. СПб., 1996. Дневники святого Николая Японского : В 5 т./Под ред. Кэнноскэ Накамура. СПб.: Гиперион, 2004. Т. 5. Евагрий Схоластик . Церковная история. СПб., 2006. Евангелие Никодима//Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т. 1, I: Апокрифические сказания о жизни Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери. М., 1860. С. 45–60. Евсевий Кесарийский (Памфил) . Церковная история. М., 1993. Игнатий (Брянчанинов) , еп. Слово в великий четверток на литургии//Собрание сочинений: В 6 т. М., 2004. Т. 3. С. 163–196. Иларион (Троицкий) , свщм. Творения. Т. 1–3. М., 2004. Иоанн Кронштадский. Мысли о покаянии и причащении. М., 1997. Иосиф Флавий. Иудейская война. М., 1993. Константин Багрянородный. О церемониях византийского двора=De ceremoniis aulae byzantinae. PG 112, 73–1445. Леонтий Византийский . Против Нестория и Евтихия=Contra nestorianos et eutychianos. PG 86, 1267–1396. Русский перевод: Церковь и время 2:15. 2001. P. 231–244. Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта/Пер. с греч. В. И. Оболенского и Ф. И. Терновского; предисл. О. М. Бодянского. М., 1884.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

3) за воинову особенно во время брани (о их здоровье и душевной целости, о смягчении сердец и пр.), 4) за учащихся (чтобы Господь дал им разум и сохранил их чистое сердце), 5) за злых людей (чтобы Господь умягчил их сердца, обратил на путь правды и милосердия) и за добрых людей (чтобы Господь помог им бороться с соблазнами и не бояться гонений за правду) 1164 . Священник В. М-ч предлагал увеличить число прошений и молитв о болящих 1165 ; о. Николай Антонов считал первоочередными другие потребности: Для освящения церковной обстановки, для освящения колодца и скота, для болящих существуют молитвы (...) Но где соответствующие им, простые и трогательные молитвы, которые освящали бы труд, быт, занятия и обязанности живых и трудящихся? 1166 У В. В. Розанова была своя обида на Церковь : Почему о путешествующих, воинствующих есть в эктении прошения, а когда наши жены рождают и мучатся, и боятся смерти, и ищут помощи – нет о них простого умилительного слова в эктении? (...) Молитвенное творчество, молитвенное созидание Церкви не кончено, не запечатано. (...) Но этого нет! И наши всемирные и прекрасные эктении о всем помнят, а такой центральный факт, как рождение – забыли и обошли молчанием. Мне это обидно; как семьянину – мне это больно 1167 . Статья вызвала полемические отклики. Интересно, что пропустивший ее в печать духовный цензор, архимандрит Мефодий (Великанов) , счел нужным сделать следующее примечание: Мысль о молитве за «плодоносящих» и «рождающих» матерей (...) согласна с богооткровенным учением 1168 . А.В. Карташев в связи с нашумевшим поступком некоего священника, совершившего церковное отпевание на могиле Л.Н. Толстого размышлял: Нельзя погребать сознательного противника Церкви по чину друга и сына. Самые слова чина звучали бы дико и лживо. Тут Церковь права в своем отказе. Но не права она в своем абсолютном молчании. (...) Церковно-верующие друзья Толстого молятся и желают молиться о нем, как о заблуждающемся, и скорбят о нем, как о враге Церкви. И Церковь может и должна найти для этих переживаний детей своих соответственное выражение. Ничто не препятствует ей создать чин молений о религиозно-заблудившихся, о слепых духовно, о соблазняющихся во Христе. Мало того. У Церкви есть героическая, сверхчеловеческая заповедь Учителя о молитве за врагов. В силу этой заповеди, мы вправе требовать от Церкви сверхчеловеческого величия: особого чина молитвы за врагов. Если бы был налицо такой чрезвычайный чин молитвы о милости Божией к еретикам и врагам Церкви, то он и должен был бы дать исход религиозному томлению церковных людей в чрезвычайном случае со смертью Толстого 1169 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

К этим ответным пунктам было прибавлено еще семь пунктов требований, из которых важнейшими были 4-й, требовавший, чтобы греки совершали евхаристию на опресноках, и 7-й, требовавший, чтобы антиохийская патриаршая кафедра была предоставлена армянскому католикосу 217 . Требования и условия армян с целью были придуманы такие, которые не могли быть приняты греческой церковью. Они придуманы были потому, что нужно было найти благовидный предлог прекратить дело, или заставить греков ограничиться самым существенным и не касаться церковных обычаев и обрядов. Рассчет Григория и Нерсеса Лампронского оказался верным. Император в своем ответе на требования армян, посланном в январе 1177 году, уменьшил свои требования до возможного minimum’a. Он требовал, чтобы армяне признали только два естества в Иисусе Христе, две воли и два действия, т е. требования со стороны греческой церкви ограничены были только статьею о вере. Соответственно этому писал и патриарх Михаил. Он требовал, чтобы армяне ясно исповедовали в Иисусе Христе два естества, две воли и два действия. Неизвестно, был ли католикос Григорий доволен, получивши такой ответ из Константинополя. Во всяком случае, согласно требованию императора, разослано было по всем епархиям Великой Армении, по всему востоку, равно как в Иерусалим и на Черную гору приглашение, чтобы отовсюду собрались армянские епископы для исследования присланного греками изложения веры. Некоторые епископы изъявили свое согласие принять исповедание греков, между тем как другие отправили католикосу ответы в грубых и укоризненных выражениях, осуждали католикоса и других епископов за то, что они так легкомысленно приступили к столь важному делу, и осуждали греков, называя их еретиками хуже Нестория. Недовольные прислали на собор своего депутата в лице Барсеха, еп. анийского, с несколькими архимандритами и иноками. Наконец после столь долгих приготовлений (1165–1179) многочисленный собор был открыт, в апреле 1179 года в Хромкле. На этом соборе присутствовало более 30 епископов; кроме того здесь были многие другие важнейшие лица как светские, так и духовные.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

в) Совета Киевской Духовной Академии от 28 ноября за 1165: „Вследствие отношения Совета Московской Духовной Академии от 12 сего ноября за 918, Совет Киевской Духовной Академии имеет честь препроводить при сём для занятий студента Московской Академии Анатолия Малевича, сроком на полтора месяца, книги и рукописи за Поч. 55, Поч. 592, Ап. 210, Муз. рук. 21 и Dg. 2710 (в трёх томах). Остальных двух рукописи (Поч. 129) и книги (Dg. 2711) в академической библиотеке на лицо в настоящее время не находится“. Справка: Рукописный сборник Михайловского монастыря, за 490 / 1649 был выписан для занятий студента IV курса Академии Николая Туницкого, прочие книги и —413— рукописи – для занятий студента того же курса Анатолия Малевича. Определили: Принять к сведению. XV. Записки гг. профессоров и преподавателей Академии: О. Инспектора Архимандрита Евдокима, П. Цветкова , B. Соколова, А. Беляева , Н. Заозерского , Μ. Муретова, А. Шостьина , А. Введенского , В. Мышцына , И. Попова , И. Андреева , Μ. Тареева, И. Громогласова , П. Тихомирова , C. Смирнова, Е. Воронцов а, Д. Коновалова, Г. Воскресенского и библиотекаря К. Попова о выписке книг, которые они считают нужным приобрести для академической библиотеки. Определили: Поручить библиотекарю Академии Константину Попову выписать для академической библиотеки, по справке с её наличностью, означенные в записках книги и о последующем представить Правлению Академии. XVI. Представление библиотекаря Академии Константина Попова : „Честь имею представить на благоусмотрение Совета Академии выбор и назначение к выписке в библиотеку на будущий 1903 год периодических изданий, прилагаемый список которых относится к истекающему 1902-му году“. Определили: Поручить библиотекарю Академии Константину Попову выписать для академической библиотеки на 1903 год следующие издания: А. Русские 1 . Русский Архив. Вопросы Философии и Психологии. Русский Врач. Византийский Временник. 5 . Вестник Воспитания. Вестник Европы. Вестник Иностранной Литературы. Исторический Вестник.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(49) Defensio Hesychastarum III,1,14. (а также Op. cit. III,1,13, прим. пер.) 13. Богомудрый Максим, обыкновенно называющий в аллегориях одно символом другого ввиду существующей между ними аналогии, не всегда делает меньшее символом большего, как мнится тебе, все-мудрому, но иногда и большее - символом меньшего. Так, говорит он. Господне тело поднятое на кресте делается символом нашего пригвожденного страстьми тела; а Иосиф, что переводится как " приумноженный " , - символом добродетели и веры: " Когда " , говорит святой, " они приумножаются у тех, кто прежде был одержим страстями, то снимают их как Иосиф - Господа с креста " . Таким же образом Максим аллегорически назвал свет Преображения символом утвердительного и отрицательного богословия как высшее - низшего и как сокровищницу и источник богословского знания. Что же? Разве он не назвал Моисея символом промысла, а Илию - суда? Неужели их стало быть не существовало в действительности, но все было воображением и подделкой? Да кто из людей посмел бы сказать такое кроме бесподобного Варлаама, который и свет Преображения объявил иноприродным Божеству, хотя почти весь хор боговдохновенных богословов остерегался называть благодатный этот свет просто символом ради того, чтобы никто, сбитый с толку двузначностью такого именования, не счел божественный свет тварным и чуждым Божеству. Если его назвать символом божества, поняв разумно и здраво, то в этом не будет ни малейшего противоречия истине. Максим Исповедник. Книга недоуменных вопросов: PG 91, 1376 CD; 1165 ВС; 1168 С. 14. В самом деле, пусть, как ты сам настаиваешь, свет Преображения будет символом Божества. Ты и тогда не возьмешь нас и не лишишь - знай это - благостной надежды. Всякий символ либо одной природы с тем, чего он символ, либо принадлежит к совершенно иной природе. Например, при наступающем восходе солнца заря есть природный символ его света; и природным символом жгучей силы огня является тепло. Из неприродных же иногда делается символом для пользующихся им либо нечто существующее в природе само по себе, как например костер при нашествии врагов, либо нечто не существующее в своей природе, но становящееся как бы видением, которое служит промыслу и которое только в одном этом отношении является символом.

http://pravoslavie.ru/30789.html

Пусть все каются, ведь иго Христово должно быть легко... " В 1165 году святитель Иоанн был возведен во архиепископа (с тех пор Новгородская кафедра стала архиепископской). Зима 1170 года для Новгорода была очень трудным временем. Суздальские войска с союзниками два дня осаждали город за то, что новгородцы не приняли князя Святослава, а также собирали дань с неподвластной им Двинской области. В печали новгородцы молились Богу и Пречистой Богородице о спасении города. В третью ночь святитель Иоанн, когда он молился перед образом Спасителя, услышал голос, повелевший идти в церковь Спасителя на Ильине улице, взять икону Пресвятой Богородицы и поставить ее на остроге. Наутро Святитель рассказал собору о повелении и послал архидиакона с клириками Софийской церкви за иконой. Войдя в церковь, архидиакон поклонился пред иконой и хотел взять ее, но икона не двигалась. Архидиакон вернулся к архиепископу и рассказал о случившемся. Тогда святитель со всем собором пришел в Ильину церковь и на коленях начал молиться пред иконой. Начали петь молебный канон, и по 6-й песни во время кондака " Заступнице христианом " икона сама двинулась с места. Народ со слезами взывал: " Господи, помилуй! " Тогда святитель Иоанн взял икону и вместе с двумя диаконами понес ее в острог. Новгородцы в страхе предвидели свою погибель, потому что суздальцы с союзниками поделили уже их улицы для грабежа. В шестом часу вечера начался приступ, стрелы сыпались дождем. Тогда Божиим Промыслом икона обратилась ликом к городу, и из глаз Пресвятой Богородицы потекли слезы, которые святитель собрал в фелонь. Тьма, словно пепел, покрыла суздальцев, они начали слепнуть и с ужасом отступили. Это было 25 февраля 1170 года. Святитель Иоанн установил в честь этого торжественный праздник для Новгорода - Знамения Пресвятой Богородицы (празднование 27 ноября). Суздальская война нанесла большой ущерб Новгородской области. Архипастырь и здесь не остался в стороне. Он проявил отеческую заботу о разоренных семьях, терпевших голод, щедро подавал помощь несчастным сиротам.

http://patriarchia.ru/db/text/913564.htm...

Эти необходимые уточнения, однако, нисколько не умаляют того значения, которое Второй Ватиканский собор придал экклезиологической роли семьи и таинства брака. В том, что касается семьи, такое признание послужило основанием для обнародованной Святым Престолом 22 октября 1983 г. Хартии прав семьи. К сожалению, в титуле De matrimonio Кодекса канонического права латинское существительное familia (семья) употреблено только два раза и безо всякого указания на его особое экклезиологическое значение 568 . Что касается таинства брака, здесь, напротив, открытие заново его церковного измерения препятствует, на уровне общих норм, легитимации разных форм бездумного сведения брака к интимным отношениям, которому сегодня часто потворствуют даже в Церкви. На уровне собственно канонистики это церковное измерение позволяет, кроме того, понять, что оценка сакраментальности брака невозможна в отрыве от принадлежности к церковному общению, которое регулируется Вторым Ватиканским собором на основании принципа gradualitas in communione. в) Основные последствия для матримониального канонического права Как введение понятия супружеского союза, так и обретение заново церковного измерения таинства брака несомненно имеют огромное значение для все более точной теологической оценки тех фундаментальных принципов, которые регулируют все матримони альное каноническое право. Внимательный анализ кодексных норм относительно таинства брака (каноны 1055_1165), к сожалению, подтверждает то мнение, что брачное каноническое право в сравнении с остальным сакраментальным правом является юридической областью, все еще жестко связанной принципами собственной традиции. Тем не менее указания Второго Ватиканского собора вызвали оживленную научную дискуссию, которая рано или поздно заставит канонистику выработать, «с одной стороны, учение о браке, в большей степени сконцентрированное вокруг экклезиологии, чем вокруг сакраментальной теологии, а с другой стороны, – правовую систему, опирающуюся больше на понятие таинства, чем понятие контракта, которое грозит затронуть даже само понятие союза.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Феодорит пошел в один из новгородских монастырей, но и там побыл только два года. Когда он был архимандритом суздальского Евфимиевского монастыря и начал обличать монахов, живших не по уставам и церковным правилам, стал «уздать их страхом божиим, наказывая жить по великому Васильеву уставу, то иноки его возненавидели». И Артемий отрекся от игуменства в Троицком-Сергиевом монастыре «многого ради мятежа любостяжательных и издавна законопреступных мнихов» 1710 , говорит Курбский, а известный Паисий оставил игуменство потому, что «не мог превратить чернецов на божий путь, на молитву, пост и воздержание»; они хотели даже убить его, так как между монахами были бояре и князья, которые не хотели ему повиноваться 1711 . Иосиф Волоцкий написал отдельное сочинение, в котором ясно показал, в каком печальном положении оказывались игумены, требовавшие соблюдения уставов, а мы видели из каких лиц часто избирались игумены. Максим Грек с своей стороны предлагал, чтобы игумены избирались «собором» братии, а не «дарами сребра и злата, приносимыми народным писарям». Такие игумены, он замечает, «суть бесчинники житием, в пьянстве всегда и пище всякой упражняющиеся сами, а сущая под рукою их братия, презираемая телесно и не брегомая духовно, скитается беспутно, как овцы не имеющия пастыря» 1712 . Но если он ставил хорошую жизнь монахов в зависимость от избранных игуменов, то самым лучшим доказательством против его мнения служит борьба указанных выше лиц. Иосиф Волоцкий , Паисий, Артемий и Феодорит хорошо известны своей жизнью, чтобы подтвердить сказанное нами, и в соч. Иосифа Волоцкого «о святых отцех, бывших в рустех монастырех», ясно представляются беспорядки монастырской жизни именно от выбранных монахами игуменов 1713 . Митр. Даниил был защитником монастырского общежития и Макарий проводил, по его настоянию, последнее в Новгороде, но существенно оно отразилось лишь на увеличении монастырской братии 1714 . По утверждению Зиновия Максим не мог судить о русских монахах, так как до заключения своего жил при дворе, а Вассиан, хотя и жил в Симонове монастыре, но получал содержание от вел.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

В 1233 г. 5 Июня Феодор Ярославич скончался в тот самый день, в который назначено было совершиться брачному торжеству. Провидение избавило его от тяжкого зрелища общего сетования Князей и народа, причиненного вторжением Батыя в пределы России, предоставив мужественному брату его горестную участь поражать Шведов и вместе смиряться пред неотразимою силою Татар. Народ изъявил искреннее участие в скорби отца, погребая Феодора в древней Юрьевской обители. Вот как описывает летопись сетование о нем Новгородцев: «и еще млад, и кто не пожалеет его? Свадьба пристроена, меды изварены, невеста приведена, Князи позваны, и бысть в веселия место плачь и сетование за грехи наши! Но Господи, слава Тебе, Царю Небесный, извольшу ти тако, но покой его со всеми праведными» 141 . Св. жизнь Феодора известная одному Богу открывается уже в прославлении его нетлением. Мощи Феодора 400 лет открыто почивали в Юрьеве Монастыре; но во время нашествия на Новгород Делагардия в 1614 г. они перенесены в Софийский Собор. Память празднуется 5 Июня. Св. К. Феодор почивает против мощей Св. Владимира в северной части Собора. 6. Св. Архиепископ Иоанн 142 Церковь , почитая Иоанна Святым, называет своим «многосветлым светильником, чудным архиереем», история же по справедливости должна назвать его чудным политиком своего времени, чудным попечителем о судьбе Новгорода. Св. Иоанн родился в Новгороде от благочестивых родителей Николая и Харитины. До возведения на кафедру Новгородскую был приходским Священником при Церкви Власия, что на Софийской стороне. За добродетели и примерную святость жизни, по кончине Епископа Аркадия в 1165 г. Вече единогласно избрало его Архипастырем Новгороду. Иоанн постригся в монашество под именем Илии и был хиротонисан Митрополитом Киевским Иоанном II. В том же году, по ходатайству народа, он был возведен на степень Архиепископа. Илия вступил в управление паствой в самое цветущее время Новгорода, среди дней постепенно возрастающей его славы; но с тем вместе среди всеобщей зависти Удельных княжений.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/skazanie...

1165 Прекрасен ты, русский православный народ, в порывах твоего благочестия и религиозного усердия. Дивен ты и велик своим несравненным терпением, выносливостью и пламенным горением духа и сердца любовию к Богу. Не тяготят тебя длинные службы в маленьком душном храме в страшной давке, в поту, в духоте и жаре, то в холоде, на морозе, в ненастье погодном стоишь ты или идешь за св. крестами и иконами по целым часам, не покрывая главы и не изнеживая себя привередническими опасениями простуд и ущерба здоровью! О, как ты любезен моему сердцу за столь дивные проявления твоей веры, терпения и благочестивого к Богу усердия. 1273 В простом русском народе нашем есть и та добрая светлая черта, что он умеет со всем наслаждением и искренностью молиться за других. Это особенно заметно при погребальном обряде над нашими умершими. Толпы народа, часто совершенно чуждого покойному, охотно сопровождают его до места упокоения. При встрече с погребальным шествием рука встречного тотчас же поднимается для крестного знамения, и душа в особо умиленной молитве возносится к небу. Я долго не мог оторвать глаз однажды от одной старушки, которая при прохождении мимо нея погребального шествия, со слезами на глазах, преклонив колени, усердно молилась за совершенно чуждого и случайно ставшего столь дорогим ее сердцу человека. Простой народ наш вообще довольно здраво убежден, что такая молитва за другого имеет великое значение и пользу и для самого молящегося, хотя и не этим, конечно, вызывается его молитва и не нарушается этим и чистота ее. 2310 Некогда надвинулись на Константинополь полчища варваров и обступили его со всех сторон кораблями, готовы были предать все мечу и истреблению. Тогда патриарх Фотий погрузил в море ризу Божией Матери, и внезапно поднявшаяся страшная буря рассеяла и потопила корабли варваров. Эти варвары – были предки наши. Наши далекие отцы, деды и прадеды. Значит, в лице их как бы мы воевали на святыни Ее, мы восставали на Нее, мы устремились на Ее верных рабов с огнем и мечом. Царица Небесная потопила наши корабли, но сохранила от гораздо более тяжкого потопления наши души, которые с тем большим усердием должны славить теперь Преблагословенное Имя Ее, сделавшееся и для нас столь дорогим, родным, богатым всякими милостями и утешениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010