Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИБН АРАБИ [Ибн аль-Араби; араб. ; полное имя Мухйи ад-Дин Абу Абдаллах Мухаммад ибн Али аль-Хатими ат-Таи] (28.07. 1165, Мурсия, Испания - 10.11.1240, Дамаск), арабо-мусульм. мыслитель, поэт, мистик, «Великий шейх суфизма». Создатель учения о единстве и единственности бытия «вахдат ал-вуджуд». И. А. происходил из старинного и знатного араб. рода, по преданию ведущего начало от героя древнего эпоса Хатима ат-Таи. В его роду было много известных гос. деятелей, аскетов, подвижников. Дядя И. А., Яхья ибн Яган, правитель г. Тлемсен (Алжир), после знакомства с местным подвижником Абу Абдаллахом ат-Туниси отказался от власти и стал его слугой и учеником. В 1172 г., после того как власть в Севилье перешла в руки правителя династии Альмохадов (1130-1269) Абу Якуба Юсуфа, сделавшего Севилью своей испан. столицей, отец И. А. получил важный пост при дворе и переехал туда из Мурсии вместе с семьей. В период правления Альмохадов Севилья стала культурным центром, привлекающим мусульм. ученых, поэтов и музыкантов. В это время там находились Ибн Туфайль и Ибн Рушд , с к-рым И. А. познакомился в возрасте 15 лет. И. А. получил классическое мусульм. образование: изучал Коран и коранические науки, философию, поэзию, музыку и др. Среди его учителей называют Ибн Заркуна аль-Ансари, Абу-ль-Валида аль-Хадрами, Ибн Башкувала и Абд аль-Хакка аль-Ишибли - ученика мыслителя и поэта Ибн Хазма (994-1064). Впосл. И. А. не раз говорил о том, что в области фикха (мусульм. законоведение) является последователем Ибн Хазма. Его ждала карьера гос. чиновника высокого ранга: он женился на Мариам, принадлежавшей к влиятельной семье, и получил место секретаря султана. Однако тяга к созерцательной жизни оказалась сильнее: И. А. встал на суфийский путь; по его свидетельству, это произошло в 1184 г. Первым наставником И. А. стал учитель аль-Урайби. В автобиографическом соч. «Святой дух в воздаянии души» («Рух ал-кудс фи мухасабат ан-нафс») он подробно описал, как вначале путешествовал по Андалусии и встречался с учителями, среди к-рых были известные мистики-практики, часто даже не умевшие читать, и хорошо образованные богословы, а также наставники-женщины. В этот период И. А. познакомился с трудами классиков мусульм. мистицизма аль-Мухасиби (ум. в 857), ас-Сулами (ум. в 1021), аль-Кушайри (ум. в 1072), аль- Газали (ум. в 1111), с сочинениями суфиев Ибн аль-Арифа (ум. в 1141), Ибн Барраджана (убит в 1141) и Ибн Масарры из Кордовы (ум. в 931), к-рый проповедовал учение об очистительном озарении. Школа Ибн Масарры в Альмерии, к-рая многое заимствовала из учения «крайних» шиитов и исмаилитов , повлияла на формирование мировоззрения молодого суфия. И. А. изучал лит-ру, труды по спекулятивному богословию ( калам ) и законоведению. |
10(23)11.1983 31.08(13.09)1989 31.08(13.09)1989 28.03(10.04)1990 28.03(10.04)1990 04(17)04.1990 в/у Андрей Горак 05(18)04.1990 01(14)09.1992 03(16)09.1992 06(19)09.1992 07(20)09.1992 Льговская, обн. Основана в 1928 г. Именование – по г. Льгов (Курская область). Курское викариатство. Упразднена 03(16)12.1932. 1928 Алексий Щербаков 05.1929 08(21)05.1931 Николай Соколов II 02(15)02.1931 19.06(02.07)1931 13(26)06.1931 22.11(05.12)1932 2510 В списке Галицких архиереев, опубликованном в «Галицком историческом сборнике» (Львов, 1853. С. 145), имя Алексия стоит первым. Авторы опирались на латинскую рукопись начала XVIII в. из библиотеки Перемышльского униатского собора. Поскольку имя первого иерарха на Галицкой кафедре фигурирует в труде местных, львовских авторов, то нет никаких оснований пренебрегать сообщением старого (полтора столетия) местного происхождения. У Н. Д. Девятисотлетие... С. 33, имя епископа Алексия открывает список. 2511 По Воскресенской лет., поставлен в 1157 г. (ПСРЛ. Т. 7. С. 66). По Ипатьевской лет., в 1165 г. сопровождал будущего Византийского императора Андроника Комнина при его возвращении из Галича в Константинополь (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 524–525). Имя этого епископа встречается также в списке Галицких архиереев, опубликованном А. Петрушевичем со ссылкой на сочинение («История Унии» ?) каноников М. Гарасевича и В. Левицкого (Петрушевич А. О Галицких епископах со времен учреждения Галицкой епархии даже до конца XIII века//Галицкий Исторический сборник, издаваемый Обществом Галицко-Русской матицы. Выпуск II. Число 19. Львов, 1854. С. 3). Список этот выглядит следующим образом: Косма, Галактион митрополит (ок. 1203 г.), Артемий, Петр архиепископ (ок. 1244 г.), Иосиф митрополит (ок. 1292 г.), Антоний митрополит (ок. 1295 г.). 2512 По Н.Д. Иерархия... С. 134, известен «лишь по синодикам», также как и следующие: Геронтий, Ефрем, Иоанн, Мелетий, Афанасий, Зосима, Игнатий и Дорофей. 2513 Имя этого архиерея упоминается в грамоте князя Романа Галицкого, датированной 1240 г.: «... |
Мец даже называет «расширенной нагорной проповедью» ( Мец. С. 234). Там же появляется указание на иерархию В. как ступени благочестивой жизни. Позднее этот раздел о В. ввел в свое учение аль-Хаким ат-Тирмизи (ум. 898), ставивший Иисуса Христа выше Мухаммада. У ранних суфийских авторов (IX-X вв.) В.- это люди, достигшие совершенства в религ. практике и знании о Боге. Им доступно Его лицезрение, ведомы «сокровенные тайны», поэтому их иногда называли «мужами сокровенного». В отличие от пророка, обращающегося не только к Богу, но и к людям, к-рым он передает Божественное повеление, В., хотя и ниже пророка в иерархии, полностью обращен к Богу: «Его уста неустанно поминают Бога, а сердце созерцает Его величие». Ат-Тирмизи делил В. на тех, кто стремится неукоснительно соблюдать предписания Божественного закона и самосовершенствоваться, и «истинных друзей Аллаха». У ат-Тустари (818-896) эти категории назывались соответственно «стремящиеся» («ищущие») и «желаемые Аллахом». Первые не в силах окончательно порвать со своим человеческим естеством, вторых же сам Бог приближает к себе. Ибн аль-Араби (1165-1240) объединил в своем учении суфийскую и шиитскую традиции понимания святости, в частности, он считал, что В. стоят над пророками. С Х в. в суфизме сложилось более детализированное представление о невидимой иерархии В., явившееся, возможно, переосмыслением шиитского учения об имамате и исмаилитской иерархии посвященных (см. ст. Исмаилиты ). Считалось, что в любое время на земле присутствуют 4 тыс. В. Они скрыты от большинства смертных, не знают друг о друге и о степени своей посвященности. Из них 300-500 являются «наилучшими», управляющими остальными. Иран. мистик аль-Худжвири (ум. ок. 1072-1077) в соч. «Раскрытие скрытого за завесой» выделяет такие степени святости: среди 300 «наилучших» имеется 40 «заместителей»; в свою очередь, семеро из них являются «праведными», четверо из к-рых - «опоры». Из этих 4 трое являются «вождями», а один из них - «полюс мироздания». Он же - «величайший заступник», «верховный» В., стоящий во главе всей иерархии. |
В своем философском творчестве М. С. стремился интегрировать идеи Платона, Аристотеля, неоплатоников и крупнейших суфийских мыслителей, таких как Ибн Араби (1165-1240). Кроме философии М. С. изучал Коран: его комментарии к отдельным сурам и аятам Корана были изданы в 90-х гг. XX в.- 2000-х гг. и составили 8 томов. Общее содержание коранических наук было проанализировано ученым в труде «Ключи сокровенного» (Мафатих аль-гайб). В нем рассказывается об аллегорическом толковании Корана (та " виль), рассматриваются коранические тайны и проблемы религ. мистицизма (‘ирфан). В своих трудах М. С. затрагивал различные богословские вопросы, такие как загробный мир, Страшный Суд, предопределение, судьба и свобода воли, при этом он пользовался методикой рационалистического богословия калама . Занимался мыслитель и проблемами логики, которым посвятил известные работы «Воображение и подтверждение» (Тассавур ва тасдик), «Исправление логики» (Ат-Танкых фи-ль-мантык). М. С. считается крупнейшим мусульм. философом последних 400 лет; публикацией его трудов в наст. время занимается исследовательский ин-т мусульм. философии Садра (Тегеран). Соч.: Mulla Sadra [Sadr al-Din al-Shirazi] al-Hikma al-muta " aliya fi- " l-asfar al- " aqliyya al-arba " a=The Transcendent Wisdom Concerning the Four Intellectual Journeys/Ed. R. Lutfi. Tehran and Qum: Shirkat Dar al-Ma " arif al-Islamiyyah, 1958-1969. 9 vol.; Mulla Sadra [Sadr al-Din al-Shirazi] (c. 1628) al-Hikma al- " arshiyya (The Wisdom of the Throne)/Ed. with Persian paraphrase by G. R. Ahani. Isfahan, 1962; Mulla Sadra [Sadr al-Din al-Shirazi] Kitab al-masha " ir=The Book of Metaphysical Penetrations/Ed., transl. and introd. by H. Corbin; Le livre des pénétrations métaphysiques//Librairie d " Amérique et d " Orient Adrien-Maisonneuve, Bibliothèque Iranienne. P., 1964. Vol. 10; The Wisdom of the Throne: An Introd. to the Philosophy of Mulla Sadra/Transl. and introd. J. W. Morris. Princeton (N. J.), 1982; At-tankihfi-l-mantiq/Ed. G. Yasipur. Tehran, 2000; Садриддин Ширази. Престольная мудрость: Пер. с араб. М., 2004. |
Среди простых мусульман сложилось представление о том, что любовь к пророку - прямой путь любви к Аллаху. Позднее это привело к возникновению суфийского учения о самоуничтожении (растворении) личности в пророке (фана " фи-р-расуль), что является 1-м этапом на пути растворения в Аллахе (фана " фи Алла). С кон. XI - нач. XII в. мусульмане регулярно 12-го числа мусульманского месяца раби аль-авваль празднуют маулид (день рождения Мухаммада). Они проявляют свою любовь к пророку в песнопениях, стихах и молитвах и воспринимают Мухаммада как заступника в день Страшного Суда. Аллах послал его к людям как «милость к обитателям миров» (араб. рахматан лиль-алямин) (Коран XXI 107). Вера в благословение (араб. барака), идущее от Мухаммада, выражается, в частности, в том, что мальчиков называют его именем, турки предпочитают давать сыновьям имя Мехмед, в араб. огласовке, из-за благоговения к имени Мухаммад. Мистический смысл придается тому, что пророк назван в Коране «уммий» (VII 157). Это слово обычно переводят как «неграмотный», т. о. подчеркивается, что Мухаммад не был испорчен поверхностной ученостью и его сердце оставалось чистым сосудом, открытым для принятия божественного слова. В Коране сказано: «Кто повинуется Вестнику [Мухаммаду] воистину, он повинуется Аллаху» (IV 80, перевод А. Садецкого). Позднее пророку стали приписывать слова: «Кто видел меня, видел Аллаха». Впосл. Ибн Араби (1165-1240) выдвинул доктрину о Мухаммаде как о «совершенном человеке» (аль-инсан аль-камиль), духе, дающем начало всему. Через сотворенный дух Мухаммада проявляет себя несотворенный божественный дух. Н. а.-М. (также аль-хакыка аль-мухаммадия, араб. «истина Мухаммада») сопоставляют с Логосом, активным интеллектом эллинистической философии. Одни суфии считали, что Адам, созданный Аллахом и ставший совершенной копией божественного Творца, был на самом деле Мухаммадом. Другие утверждали, что в пророке воплотилось божественное имя «милостивый» (араб. ар-Рахман), что говорит о его особой роли в мусульм. миропорядке. Ярким выражением мистической любви к Мухаммаду стала касыда «Бурда» егип. поэта аль-Бусири (1211-1294), написанная им во время болезни, от которой его чудесным образом исцелил пророк, набросив на него свой плащ (араб. «бурда»). Аль-Газали центральную главу своего главного труда «Возрождение наук о вере» (Ихъя улюм ад-дин) посвятил Мухаммаду. |
Относительно личности П. и причин его поездки на Запад существует ряд гипотез. Согласно одной из них, «архиепископа» П. отождествляют с неким Петром Акеровичем, игуменом Спасского мон-ря на Берестове под Киевом. Он в 1230/31 г. приезжал по поручению Киевского кн. Владимира Рюриковича вместе с митр. Кириллом I(II) и Черниговским еп. Порфирием II мирить владимиро-суздальских князей с Черниговским кн. мч. Михаилом Всеволодовичем (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 455-456). После гибели в 1240 г. митр. Иосифа, во время взятия монголами Киева, Петр Акерович стал, согласно этой гипотезе, кандидатом Михаила Всеволодовича на митрополичий престол и в роли нареченного главы Русской Церкви отправился в Рим, а потом в Лион для переговоров о церковной унии (С. Томашевский). Другая т. зр. была высказана А. П. Толочко, к-рый, указывая на отождествление монголо-татар с «мадианитами» (берущее начало от Мефодия Патарского Откровения ), характерное как для П., так и для неизвестного рус. священника, с к-рым беседовал в 1237 г. в Суздале доминиканец Юлиан, признавал в П. ставленника на митрополию и посла в Рим со стороны Владимиро-Суздальского (а с 1243 и Киевского) вел. кн. Ярослава (Феодора) Всеволодовича . Действительно, некоторое распространение ответы П. получили именно в составе эсхатологических текстов (А. Селарт). А. В. Майоров предполагает, что миссия П. была частью программы по восстановлению церковного единства. Маловероятным представляется предположение, согласно к-рому поездка П. была инспирирована монг. дипломатами с целью завязать отношения с папством (P. Jackson). Титул «архиепископ» объясняется обычно как латинский вариант византийско-рус. титула «митрополит». Трудно, однако, представить, как нерукоположенный кандидат на пост митрополита мог сослужить папе во время архиерейского богослужения. Но это сослужение мог совершать Белгородский епископ, к-рый в качестве 2-го по чести иерарха (πρωτθρονος) Русской митрополии должен был получить сан архиепископа в связи с тем, что в 1165 г. он был присвоен Новгородским владыкам (А. В. Назаренко ). |
366 Теодорос, или Торос II, – сын Левона II Рубенида. В 1145 г. бежал из византийского плена. Поднял в Киликии восстание против византийцев и восстановил армянское княжество. 367 Ламброн – неприступная крепость между Аданой и Тарсом. Соперничал с Рубенидами, владетель Ламброна князь Ошин, переселившийся сюда из Гандзака, часто выступал против них в союзе с турками-сельджуками и византийцами. Так в 1165 г. в союзе с сельджуками выступил против Тороса II. Турки овладели Аданой и учинили разбой. Это послужило поводом длительной борьбы между Торосом и Ошином, для примирения которых был послан Нерсес Шнорали. 371 В этот период армянские патриархи, стараясь найти выход из тяжелого политического кризиса, в котором находилась Киликия, искали пути сближения с Византийской империей. В связи с этим между армянскими патриархами Нерсесом Шнорали и Григором Тга (ум. в 1193 г.), с одной стороны, и византийским императором Мануилом Комнином – с другой, который в свою очередь в лице армян искал союзников, завязалась переписка об унии армянской и греческой церквей. В 1179 г., уже после смерти Нерсеса Шнорали, был созван Ромклайский собор, на который были приглашены также духовные главы Армении. Активным деятелем собора был Нерсес Ламбронаци. Однако уния с греческой церковью не состоялась, поскольку восточные армяне не сочувствовали этому. Известны три письма Нерсеса Шнорали императору Мануилу и ответы последнего на его письма. Автор жития приводит первое письмо Нерсеса о вероисповедании армян, которое опущено нами, поскольку не вяжется со всем повествованием и принадлежит перу самого Нерсеса; кроме того, оно переведено на русский язык А. Худобашевым (см.: Исторические памятники вероучения армянской церкви. Пер. А. Худобашева. СПб., 1847). 378 В тексте цифра 77 является опиской переписчика и не соответствует 1240 г., поэтому мы исправили на 67. 381 «Толкование апостольских книг»... – т. е. Толкование 7-ми Соборных посланий апостолов. Издано дважды в Константинополе – в 1743 и 1826 гг. 383 |
е. не только пришла в совершенно правильный и стройный вид монастыря, но и приобрела некоторые преимущества перед другими малыми монастырями. Один только Александр простой инок управлял обителью после освящения; за тем следует ряд игуменов до второй половины XIII века в следующем порядке: священно игумен Иринарх, умер в 1203 году, священно игумен схимник Александр, священно игумен Герасим, священно игумен Симеон, скончавшийся в 1220 году, священно игумен Варсонофий, священно игумен Иона, священно игумен Никанор, священно игумен Кирилл, священно игумен Исайя, умерший в 1240 году, священно игумен схимник Варлаам. Затем следуют три архимандрита: архимандрит Леонид, архимандрит Филарет, умерший в 1272 r., архимандрит Мефодий. Что было причиною возвышения настоятельского сана в это именно время в Старицкой обители, достоверно неизвестно. Не послужило ли поводом к такому возвышению, с одной стороны, личные достоинства настоятеля Леонида и следующих за ним двух настоятелей, с другой стороны, освящение храма похвалы Пресвятой Богородицы, который очень долго не был окончательно устроен и не ранее 1272 года освящен был епископом Сименоном, первым епископом Тверским, при благоверном великом князе Ярославе Тверском. В это, без сомнения, время обитель Успенская перешла из епархии Новгородской, к которой до сих пор она принадлежала, в епархию Тверскую; и новому епископу Тверскому естественно было возвысить сан настоятеля вновь приобретённой обители, тем более, что сам Симеон, по замечанию летописцев, по премного чтил иерейский и монашеский чин. Вместе с тем в Успенской обители и число братии постепенно увеличивалось; так после имени архимандрита Филарета в большом синодике перечислено 26 имён ноков, а после имени архимандрита Леванида написано 154 имени ноков и имя юродивого Симеона. Недолго впрочем, управляли Успенскою обителью Архимандриты; после архимандрита Мефодия следуют опять Игумены: Лаврентий, при котором дом пречистый сделался ветхим. Построенный в 1165 г., этот дом пречистый в конце XIII века естественно должен был прийти в ветхость, как деревянный, и требовал обновления и поправления. |
«Мир, мир, смятенный дух!» – «Гамлет», акт I, сцена 4. Пер. М. Лозинского. 34 Беллок Джозеф Хилэри (1870—1953) – английский поэт, писатель, историк. Ближайший друг Честертона, католик, Беллок оказал значительное влияние на становление взглядов писателя. 35 Беренгария Наваррская (1165—1230) – жена Ричарда Львиное Сердце. 36 Святой Людовик. – Людobuk IX (1214—1270), король Франции с 1226 г. 37 Хеймаркет – лондонская улица в районе Пикадилли. 38 …разоблачит козни Иоанна. – Имеется в виду Иоанн Безземельный (1167—1216) – английский король с 1199 г. Спорил с папой Иннокентием III из-за того, кому стать архиепископом Кентерберийским; подписал «Великую хартию вольностей» (1215). 39 Рюдель и принцесса Триполитанская – персонажи романа английского писателя Майкла Баррингтона «Принцесса Триполитанская» (1910); Рюдель – знаменитый трубадур, воспетый Петраркой, Браунингом и Суинберном. 40 Альбигойские учения – еретическая доктрина дуалистического характера, считающая мир и плоть порождением злого начала; пользовалась особой популярностью в XI – XIII вв. 41 …о походе Монфора и Доминика. – Речь идет о походе Симона де Монфора (II-я пол. XII в. – 1218 г.) против альбигойцев. Доминик – Доменико Гусман (1170—1221), испанский проповедник, обличавший альбигойскую ересь; основатель ордена доминиканцев. 42 …как Стенли искал Ливингстона. – Стенли Генри Мортон (1841—1904) – английский путешественник, отправившийся в 1871 г. в Африку на поиски английского путешественника Дэвида Ливингстона (1813—1873). 43 Поттер Джордж Уильям (1867—1941) – английский писатель и поэт. 44 Макиавелли Николо де Бернардо (1464—1527) – итальянский политический мыслитель и историк. 45 Чимабуэ , настоящее имя – Ченни ди Пено (1240 – ок. 1302) – итальянский живописец; Честертон видел его фрески в Ассизи, на родине св. Франциска. 46 Джотто ди Бондоне (1266—1337) – итальянский живописец, расписывал флорентийские церкви на темы, из жития св. Франциска. 47 Ботичелли , настоящее имя Алессандро ди Мариано Филипелли (1445—1510) – итальянский художник, представитель раннего Возрождения. О Джотто и Ботичелли см. эссе Честертона «Споры о Диккенсе» (сб. «Вкус к жизни»). 48 |
Перевод: Кутик И. М., 1990 г. Глас народа – глас Божий ( лат.). Согласие ( фр.). Перевод: Шрейдер Ю. А., 1990 г. «Амброзийные ночи» ( лат.). Перевод: Кружков Г. М., 1990 г. Перевод А Якобсона. 1 …сублапсарии. – Кальвинистская секта сублапсариев (инфралапсариев) считает, что господний план спасения возник до грехопадения Адама и Евы. 2 Виндзорский замок – летняя резиденция английских королей неподалеку от Лондона. 3 …называли «Крылатым быком» в честь древнего восточного символа. – Крылатый бык – божество древнеиранской и древнеиндийской мифологии, популярное в искусстве английского декаданса. Горельеф с каменной фигурой крылатого быка установлен на могиле О. Уайльда. 4 Итака – остров у берегов Греции в Ионическом море, родина Улисса (Одиссея). Современные ученые сомневаются в том, что нынешний остров Итака и есть Итака из «Одиссеи». Существует гипотеза, что древней Итаке соответствует нынешний остров Левкада. 5 Фенианские взгляды – мировоззрение ирландских революционеров-республиканцев второй половины XIX – начала XX в., объединенных в «Ирландском революционном братстве». 6 Оттоманская империя – название султанской Турции; образовалась на рубеже XV и XVII вв., распалась после поражения в первой мировой войне (тем самым, когда был написан роман, еще существовала). 7 Арабский мистик… отвел от наших уст чашу. – Возможно, речь идет об Ибн аль-Араби (1165—1240), арабском философе и поэте-мистике. Более вероятно, что Честертон имеет в виду пророка Мухаммеда (Магомета, 570—632 гг). 8 …не запятнанное… кровью Орфея. – По античному мифу, певца Орфея растерзали менады, спутницы бога вина Диониса. 9 «Исчезнет наш могучий флот»… – Стихотворение Р. Киплинга (1865—1936) «Последнее песнопение» (1897), посвященное 60-летию царствования королевы Виктории. 10 …квадратной белой доскою… георгиевский крест. – Имеется в виду т.н. крест Св. Георгия, изображенный на его щите. 11 Бриарей – в древнегреческой мифологии чудовище с пятьюдесятью головами и сотней рук. 12 …зеленое – цвет ирландских изменников. – Ирландию называют «Зеленым островом»; зеленое – ее национальный цвет. 13 |
| |