Сама собой напрашивается лишь одна мотивировка поведения князя Андрея: 1155 г. – это ровно полвека с того, как икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия» перенесена кн. Владимиром Мономахом из Чернигова в Смоленск (прецедент, оправдывавший своеволие Андрея), а 1165 г. – стопятидесятилетие убиения Бориса и Глеба и пятидесятилетие второго перенесения их мощей. Князь Андрей – строитель трех храмов. И все они во имя Богородицы: Успенский собор был возведен во Владимире в 1158–1160 гг. для Владимирской иконы. (Сегодня ее можно видеть в храме, устроенном специально для нее в Третьяковской галерее.) А в княжеской своей резиденции в Боголюбове Андрей построил церкви Рождества и Покрова Богородицы. Последняя датируется 1165–1167 гг. Принято считать, что это первая русская церковь Покрова, хотя называлась ли она так в XII в., мы доподлинно не знаем. Ясно только, что храм был освящен во имя Богородицы. Можно ли установить, какую икону в XII в. звали Пирогощей? Киевская Пирогощая церковь была разрушена в середине тридцатых годов прошлого века. Под ее фундаментом археологи обнаружили лежащую в основании здания кладку первоначальной постройки. Видимо, строители не учли особенностей грунта Подола, и она простояла недолго. А тот храм, что был разобран в XX в., П. А. Раппопорт датирует второй половиной XII Пирогощая – Успенская церковь. Однако в Ипатьевской летописи и в «Слове о полку Игореве» она тоже названа просто «церковью Богородицы». Вспомним, что первая церковь в Киеве, Десятинная, была также Богородичной. Вот и Староладожская церковь Успения (построена до 1160 г.) стала прозываться так лишь с начала XVII в. после шведского разорения Ладоги, когда близ нее учреждается женский Успенский монастырь. Но строился этот храм как приходской, и по писцовым книгам XVI в. северный конец Ладоги звался не Успенским, а Богородичным. Можно предположить, что и Пирогощая церковь на Подоле статус Успенской получает лишь после взятия и разорения Киева Батыем, ведь на Подоле в короткие строки должны быть захоронены защитники Киева (в противном случае территории Вышгорода превратилась бы в некрополь). Но такая гипотеза явно избыточна, ведь именно в память того, что Владимирская икона прибыла из Влахернской церкви Успения Андрей Боголюбский строит для нее Успенский собор. При этом сама икона относится к типу Умиления. Значит, и для иконы Пиргиотисса также должны были построить Успенскую церковь. А о том, какая именно это была икона, мы должны судить по каким-то другим признакам.

http://pravicon.com/icons_unpublished.ht...

Нынешняя Боголюбова обитель существует в обновленном виде. Чудотворная икона Божией Матери, написанная по повелению святого князя Андрея, находится в соборном храме ее имени, построенном в 1866 году в византийском стиле; икона писана на кипарисе и имеет в вышину 2 1/2 аршина, а в ширину 1 1/2 аршина. С нею ежегодно 21 мая, при громадном стечении народа, совершается крестный ход в город Владимир. В память явления святому князю Божией Матери, в монастыре в 1158 году установлен 18 июня праздник, который торжественно отправляется и доныне. Северная сторона Рождественского храма занимает бывшую моленную святого князя Андрея, убиенного в примыкавших к ней сенях; в настоящее время здесь устроен придельный алтарь во имя святого князя. При монастыре имеются: школа, больница для братии и странноприимный дом. К Боголюбову монастырю приписан Покровский монастырь, находящийся в 1 1/2 версте от города Боголюбова; он основан в 1165 году; здесь хранится современный основанию монастыря престол и храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы; эта святая икона ежегодно, вместе с Боголюбской, приносится во Владимир. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Согласно преданию, князь Андрей Боголюбский тайком вывез чудотворную икону «Божией Матери» из Киева. А возле впадения реки Нерли в Клязьму лошади, запряженные в повозку с иконой, неожиданно отказались идти. Князь остановился на ночлег, и во сне к нему явилась Богоматерь, указав место для церкви во имя Рождества Богородицы. Вскоре (1158 г.) в Боголюбове было начато строительство загородной крепости для князя и продолжалось оно до 1165 года. По замыслу князя это должен был быть небольшой, но хорошо укрепленный замок. Его окружали мощные земляные валы, имевшие в основании до 20 метров, а высота их равнялась шести метрам. На валах были воздвигнуты белокаменные стены с боевыми башнями; самая длинная сторона крепости шла вдоль крутого берега Клязьмы. Главным в дворцовом ансамбле был белокаменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, располагавшийся в юго-западной части крепости. Глава и крыша этого одноглавого крестово-купольного храма были обложены золотыми листами, внутри же церковь украшали не привычные столпы, а четыре стройные колонны. Благоверный князь Андрей дивно «украси ю (церковь) иконами многоценными, златом и каменьем драгымъ, и устрои е различными цятами (плитами) и апсидными цятами украси и всякими узорочьи». Прямо из верхних покоев дворца князь и его приближенные могли, не спускаясь на землю, через анфилады переходов пройти на церковные хоры. Известно, что благочестивый князь Андрей любил водить сюда иноземных гостей, и те, пораженные роскошью и великолепием храма, во все края разносили молву о богатстве и могуществе владимирского «самовластца». Не мене богато был украшен храм и снаружи: купол его был вызолочен; церковные своды и аркатурный пояс, охватывавший собор со всех сторон, тоже были позолочены и расцвечены камнем; стены покрывала каменная резьба в виде женских и львиных голов.

http://sobory.ru/article/?object=00184

Потом на черниговской кафедре епископом опять усматривается Антоний; одно ли лицо с Антонием времен митрополита Константина I или другое – утвердительно сказать не можем. Черниговский епископ Антоний упоминается в феврале 1165 года. В Киевск. летопис. Истор. Росс. Госуд. Карамз. (II, примеч. 406) по случаю кончины черниговского князя Святослава, случившейся 15 февраля 1165 года, сказано: «Рекоша дружина Ольгови: княже, еди оборзе Всеволод, бо не добре жил с отцем твоим и с тобою, ащи что замыслить лихое. Олег же не заста отца живого, тошша бо смерть его за три дни до Олгова приезда. Сеж створи княгиня, сгадавши с епископом, и целоваша св. Спаса на том, яко не послатися ко Всеволодаричу. Рече епископ: да не будите предатели, яко Иуда. Се же молвяше, лесть тая в собе бяше бо родом гречин; и списав грамоту, посла ко Всеволодовичу». Карамзинъ (III, по Эйнерлингу, стр. 181) это событие описал: «Кончина Святослава Черниговского произвела несогласие между сыном его и племянником. Старший сын его Олег находился в отсутствии. Черниговский епископ Антоний и вельможи собрались к овдовевшей княгине и, боясь хищного владетеля Северского, решились таить смерть до Олегова возвращения; все дали в том клятву и во-первых епископ. Но святитель был грек, по словам летописца, – хитр и коварен; он в тот же час написал к Святославу Всеволодовичу, что дядя его скончался». Дело кончилось тем, что Святослав остался княжить в Чернигове. В обоих изданиях Истории росс. иерарх. сказано, что Антоний изгнан из епархии 1168 года. Это последовало в тот год, как взят Киев войсками государя Андрея Боголюбского, – a Киев взят 3 марта 1169 года (Карамзина Ист. Рос. Госуд (II, по Эйнерлингу стран. 190) . Приписывая взятие Киева тогдашнему митрополиту, летописи, как-то: Воскресенская (II, 81), говорят: «се же содеяся грех их ради, и за митрополичу неправду: запретил бо тогда Поликарпу, печерскому игумену, в Господские праздники, на Рождество Христово и Богоявление масла и млека в среды и пятки не ясти. Помогаше ему и черниговский епископ Антоний. Браняше же князю Святославу Черниговскому, не веляше ему в тые дни мясо ясти. Князь же запрети самому епископу, глаголяй: аще ми о сем речеши, то вывергу тя из епископьи; оному же тогда не внимающу, – и извержется». Порфирий I

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/ch...

Таковы были отношения и политика Боголюбского с Новгородом! Неизвестно, какое участие принимал архипастырь в делах вече и в отношениях с Суздалем. Постигая мудрые планы Андрея Георгиевича и устав от беспокойной строптивости народа, он, вероятно, втайне доброхотствовал Боголюбскому и от души желал ему всякого успеха. В описании жизни только и сказано, что Аркадий, сколько было возможно, умиротворял волнения народные и примирял князей, не допуская до кровопролития. Святой Аркадий не долго, только 8 лет, правил паствой, но оставил по себе благую память кроткого святителя и чадолюбивого отца сирых и нищих. Любовь народная, которая, без сомнения, была выражением благодарности за пастырские подвиги на пользу Новгорода, высказалась к нему после смерти. Новгородцы много скорбели и плакали о кончине Аркадия и с великой честью погребли останки его в Корсунской паперти. По летописным источникам, святитель Аркадий «преставился в лето 6673, т.е. 1165, сентября в 12-й день». Мощи святителя Аркадия почивают под спудом. Память его местно празднуется 10 февраля и 4 октября вместе с другими почивающими в Софийском соборе угодниками. Тропарь, глас 4 Правило вере и образ кротости, воздержанию учителя, яви тя Господь стаду Своему, яже вещем истина. Сего ради стяжав смирением высокая, и нищетою богатая. Отче наш святителю Аркадие, моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак, глас 2 Божественный гром, труба духовная, вере насадителю, и отсекателю ересем, Троице угодниче, великий святителю Аркадие, со ангелы предстоя, присно моли непрестанно о всех нас. Житие архиепископа Иоанна Новгородского 5 Память его празднуется месяца февраля в 10-й день, месяца сентября в 1-й день и месяца октября в 4-й день † 1186 На Новгородской кафедре с 1165 по 1186 гг. Святой Иоанн был преемником святого Аркадия на святительской Новгородской кафедре, и он первый из святителей Великого Новгорода, хотя и десятый по преемству, почтен был саном архиепископским. Святитель Иоанн родился от благородных и именитых граждан Новгорода – Николая и Христины.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

The fact that the Great Prince had changed his attitude toward Metropolitan Clement, shows the influence of the Kiev Caves monastery, and in particular of Archimandrite Polycarp. Archimandrite Polycarp, who followed the traditions of the Caves (in 1165 he became head of the monastery), was personally very close to Saint Rostislav. Saint Rostislav had the pious custom of inviting the igumen and twelve monks to his own table on the Saturdays and Sundays of Great Lent, and he served them himself. The prince more than once expressed the wish to be tonsured a monk at the monastery of Saints Anthony and Theodosius, and he even gave orders to build a cell for him. The monks of the Caves, a tremendous spiritual influence in ancient Rus, encouraged the prince to think about the independence of the Russian Church. Moreover, during those years in Rus, there was suspicion regarding the Orthodoxy of the bishops which came from among the Greeks, because of the notorious “Dispute about the Fasts” (the “Leontian Heresy”). Saint Rostislav’s pious intent to obtain the blessing of the Patriarch of Constantinople for Metropolitan Clement came to naught. The Greeks believed that appointing a Metropolitan to the Kiev cathedra was one of their most important prerogatives. This served not only the ecclesiastical, but also the political interests of the Byzantine Empire. In 1165 a new Greek Metropolitan arrived at Kiev, John IV, and Saint Rostislav accepted him out of humility and churchly obedience. The new Metropolitan, like his predecessor, governed the Russian Church for less than a year (+ 1166). The See of Kiev was again left vacant, and the Great Prince was deprived of the fatherly counsel and spiritual wisdom of a Metropolitan. His sole spiritual solace was the igumen Polycarp and the holy Elders of the Kiev Caves monastery and the Theodorov monastery at Kiev, which had been founded under his father. Returning from a campaign against Novgorod in the spring of 1167, Saint Rostislav fell ill. When he reached Smolensk, where his son Roman was prince, relatives urged him to remain at Smolensk. But the Great Prince gave orders to take him to Kiev. “If I die along the way,” he declared, “put me in my father’s monastery of Saint Theodore. If God should heal me, through the prayers of His All-Pure Mother and Saint Theodosius, I shall take vows at the monastery of the Caves.”

http://pravoslavie.ru/101901.html

Фридриха I Барбароссы . С одной стороны, имп. Фридрих Барбаросса стал препятствовать распространению цистерцианского ордена на своих землях, а с др. стороны, папа Александр III в 1179 г. даровал К. право приглашать для совершения таинств любого епископа и освободил мон-рь от юрисдикции местного ординария в этом вопросе. В 1230 и 1237 гг. привилегию подтвердил папа Григорий IX , добавив, что таинства в К. могли совершать и те епископы, к-рые удалились в аббатство на покой. Нек-рые аббаты К. покидали пост из-за внутренних конфликтов в ордене, как, напр., в 1165 г. Годфруа, бывш. аббат Иньи и секретарь Бернарда Клервоского. Аббат Герард I в 1175 г. был убит во время визита в Иньи, где когда-то был монахом. Но в большинстве случаев аббаты К. становились настоятелями др. монастырей или епископами. Напр., Генриху де Марси, аббату К. в 1176-1179 гг., предлагали стать настоятелем Сито; он являлся одним из претендентов на Папский престол после смерти Урбана III (1187). Папа Римский Григорий VIII назначил Генриха де Марси легатом и поручил ему проповедь 3-го крестового похода. Во 2-й пол. XII в. доходы аббатства значительно выросли за счет хозяйственной активности мон-ря и пожертвований (в этот период было сделано ок. 1 тыс. дарений в пользу К.), следствием чего стали регулярные нарушения монахами К. строгих правил первых цистерцианцев, так что генеральный капитул ордена неоднократно налагал взыскания на аббата Гарнье де Рошфора (1186-1193) за стремление к роскоши и излишнюю расточительность. При аббате Понсе (1165-1170) еп. Вальтер Лангрский разрешил основать в Дижоне т. н. Малое Клерво (Claravallis Parva), которое позже стало офиц. резиденцией аббатов К. В 1224 г. аббатство К. приобрело дом в Париже для своих монахов, чтобы они могли учиться в Парижском ун-те. По решению генерального капитула с 1237 г. для всех аббатов обязательным условием стала ученая степень. В 1244 г. по распоряжению аббата Стефана из Лексингтона в Париже был основан коллеж св. Бернарда, его выпускники получали степень лиценциата богословия.

http://pravenc.ru/text/1841309.html

886 Речь идет, конечно же, не о “принятии монашества” (которое должно было состояться уже в 1165 г., при поставлении Илии-Иоанна на епископскую кафедру), а о предсмертном пострижении в схиму, которое также сопровождалось переменой имени. Об этом прямо говорится в проложном Житии Илии-Иоанна: “И бысть скимное имя ему Иоан...” (Дмитриев Л.А. Житийные повести русского Севера как памятники литературы XIII–XVII вв. Л., 1973. С. 149). (А.Н.) 887 НПЛ. С.31–38 (под 1165–1186 гг.); Янин В.Л. (прим. 142). С. 199 [он же. (прим. 550). С.55, 177, 254, 287 – Прим. изд. (А.Н.)]. Многое говорит за то, что хорошо сохранившийся [среди сокровищ Хильдесхаймского собора в Саксонии. – Прим. изд. (А.Н.)] наперсный крест (так наз. “Иерусалимский крест”) был в свое время собственностью архиепископа Ильи: Шляпкин И. Русский крест XII века в г. Гильдесгейме//ВАИ. 1914. Т. 22. С. 36–45; Ludat Н. Das “Jerusalemer Kreuz” im Hildesheimer Domschatzein russisches Reliquiar//AKG. 1956. T.38. S. 63–91, особ. 75 f., 85–88. (См. также ряд уточнений в работах: Мясоедов В. “Иерусалимский крест” в ризнице собора в Гильдесгейме//Зап. Отд. русской и слав, археологии Русского археологич. об-ва. 1918. Т.12. С. 7–22; Медынцева А.А. Древнерусский крест-мощевик из Хильдесгейма//Церковная археология (Материалы 1-й Всеросс. конф., Псков, ноябрь 1995 г.). СПб., Псков, 1995. 4.2. С.63–66.) 891 О византийской предыстории термина “канун” (=“канон”, греч. χανν), во многом объясняющей многообразие его значений в славянском церковном обиходе (от обозначения самой службы отпевания или поминовения усопших [синоним “панихиды”] до наименования предназначенного для нее специального престола и приносимой в храм из дома поминальной кутьи), см.: Taft R. Mount Athos: A Late Chapter in the History of the Byzantine Rite//DOP. 1988. Vol. 42. P. 189 f. (K.A.) 892 Значение употребленного здесь слова “лодыга” остается неясным: Фас– мер Μ. (прим. 275). 1986. Т.2. С.510–511. 893 Содержащиеся в нем вопросы впоследствии (в 1276 г.) еще раз стали предметом обсуждения в переписке с константинопольским патриархом: Ответы Константинопольского патриаршего собора на вопросы сарайско-го епископа Феогноста//Памятники (прим. 202). Т. 1. С. 135, 136 17:20).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сей же великий князь Андрей, аще печалию о скончавшемся сыне, яко человек, объят быв и скорбяше, обаче оную на Господа Бога полагаше и, благодаря его всемогущество, более на богоугодные дела поощряшеся; ибо близ Боголюбския обители, яко поприще едино, на реке Клязьме, в лугу нача здати церковь во имя Пресвятыя Богородицы честного Ея Покрова, на устье реке Нерли, из собираемых и дволетием из болгар вывозимых камней для строения во Владимире соборныя Успения Пресвятыя Богородицы церкви и других десятыя части, яже, по повелению его, на том месте отлагаемы бываху и помощию Пресвятыя Богоматере оную церковь единем летом соверши и обитель монашествующим при ней содела». Так как, по сему списку жития, св. Андрей создал Покровскую церковь по случаю скорби о кончине Изяслава, бывшей 28 октября в 1164 или в 1165 г. (в лето 6673 по летописям Лаврентьевской и Переславской Оболенского и в 6672 году по Ипатьевской), то построение этой церкви относят одни к 1165, а другие к 1166 году. Но выше приведенное место из жития св. Андрея нами приведено по выписке из него, сделанной Доброхотовым в его сочинении: Древний Боголюбов город и монастырь, изданном в 1852 (стр. 70). Доброхотов же имел под руками, как сам говорит (стр. 6), житие св. Андрея, хранившееся в Боголюбове монастыре. Но этого жития теперь уже нет. Однако имеется житие св. Андрея в рукописном сочинении иеромонаха Иоасафа: Церковно-Историческое и Статистическое Описание Владимирской епархии (часть II стр. 91), написанном в 1853 году и хранящемся во Владимирской Епархиальной библиотеке. Иеромонах Иоасаф, Владимирский археолог, жил в самом Боголюбове монастыре. По-видимому, он должен бы знать рукописное житие, которым пользовался Доброхотов. Однако в житии св. Андрея, находящемся в рукописном сочинении иеромонаха Иоасафа, о построении Покровской церкви говорится иначе, именно; «в лето шесть тысяч шестьсот семидесятое (1162-е) великий князь Андрей близ Боголюбския обители, яко поприще едино, на реке Клязьме в лугу нача здати церковь во имя Пресвятыя Богородицы, честнаго Ее Покрова, на устье реки Нерли, из собираемых и дволетием из болгар возимых камней для строения во Владимире соборныя Успения Пресвятыя Богородицы церкве и других десятыя части, яже, по повелению его, на том месте отлагаемы бываху, и помощию Пресвятыя Богоматери оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующих при ней содела.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Великим миротворцем был митр. Кирилл II (1224–33). По утверждению Голубинского, в продолжении первых 50 лет, кафедра митрополитов была не в Киеве, а в Переяславле, ныне Полтавском. Первое разделение Русской Церкви на епархии произведено было в 991 г. митрополитом Леонтием. Никоновская летопись называет, кроме Новгорода, еще следующие города, куда были поставлены епископы: Чернигов, Ростов, Владимир (Волынский) и Белгород (в настоящее время м. Белгородка, находящаяся в 23 вер. от Киева на р. Ирпени). Затем летописец прибавляет города: Туров (в наст. время местечко Минской г., Мозырского у., на р. Припети), Полоцк и Тмуторакань (на теперешнем полуострове Тамани). В последнем городе епархия существовала недолго. Потом открыты были до 1072 г. епархии в Переяславле Русском или Киевском, на соединении рек Альты и Трубежа (впосл. уездный город Полтавской г.) и в Юрьеве (на р. Роси, теперешняя Белая Церковь Киевской губ.). В 1137 г. открыта епархия Смоленская, в 1165 г. – Галичская (столицей Галичины с 907 г. при кн. Олеге вошедшей в состав Русского государства, сначала был Перемышль, с 1141 г., незадолго основанный, Галич), до 1207 г. – Рязанская, в 1214 г. – Владимиро-Кляземская или Суздальская, около 1220 г. – Перемышльская, незадолго до нашествия монголов – Угровская (Угровск или Угореск, при впадении р. Угер в зап. Буг, в позднейшей Люблинской г.). Последняя епархия кн. Даниилом Галицким была переведена в Холм. Иерархи, которым поручались епархии, назывались епископами. В одном только Новгороде в 1165 г. митр. Иоанн IV предоставил звание архиепископа Св. Иоанну, с предоставлением того же и его преемникам. Святитель был известен строгой, добродетельной жизнью. Новгород издавна выделялся из городов русских. Избрание епископа в удельном княжестве зависело от князя, как представителя народного голоса; а князь представлял избранного митрополиту. От воли князя зависело удалить епископа, но если это совершалось помимо духовного суда, то удаление считалось незаконным. Своевольные новгородцы, во время безурядий своих, иногда сами отказывали пастырям своим в управлении и заставляли даже лучших своих святителей терпеть неприятности и оскорбления.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

до 07.1201 (вероятно, 1200) – 26 (19 ?). 08.1220. Кирилл I (II ?). рукоположен в 1224 г., настолование 6.01.1225 —1233. 1236–? Свт. Кирилл II (III ?). поставлен до 1242/1243 г., рукоположен ок. 1246/1247 г., на Руси упом. с 1250 г.—1287. Белгородские епископы Никита I упом. в 1072 г. Свт. Лука упом. в 1088/1089 гг., ( 22.08.1089/1091 (вероятнее всего, в 1090 г.). Никита II поставлен в 1113/1114 г., упом. в 1115 г. Феодор упом. в 1147–1148 гг. Максим упом. в 1187 г., ( 1189 (менее вероятно, в 1190 г.). Адриан (занимал одновременно и Юрьевскую кафедру упом. в 1189 г. (менее вероятно, в 1190 г.) —1198. Владимиро-Волынские епископы Свт. Стефан упом. в 1091 г., ( 27.04.1094. Свт. Амфилохий рукоположен 27.08.1105 — 1122. Симеон рукоположен в 1123 г. — 1136. Феодор рукоположен в 1137 г., упом. в 1147 г. Иоасаф (впоследствии епископ Угровский) ? — до 1229. Василий, Никифор , Косма вместе с Иоасафом упоминаются как епископы в княжение Даниила и Василька Романовичей. Владимиро-Суздальские епископы Свт. Симон 1214 – 22.05.1226. Сщмч. Митрофан 14.03.1227 – 7.02.1237. Галицкие епископы Косма рукоположен в 1156/1157 г., упом. в 1165 г. Артемий упом. в 1235 и 1241 гг. Новгородские епископы и архиепископы Свт. Иоаким Корсунянин ок. 989 г. — 1030/1031. Ефрем (не рукоположен) 1030/1031 — ок. 1035 г. Свт. Лука Жидята 1036 — 15.10.1058. Стефан ок. 1059 г. — ок. 1068 г. Феодор 1069/1070 — 1077/1078. Свт. Герман ок. 1078 г. — ок. 1095 г. Свт. Никита ок. 1096 г. — 30.01.1109. прибытие в Новгород 20.12.1110 — в 1130 г. «отвержеся епископьи». Свт. Нифонт прибытие в Новгород 1.01.1131 —21.04.1156. Свт. Аркадий избран в 1156 г., рукоположен 10.08.1158 — 19.09.1163. Свт. Илия (в схиме Иоанн). рукоположен 28.03.1165 — 7.09.1186. Свт. Гавриил (в схиме Григорий). избран в 1186 г., рукоположен 29.03.1187? прибыл в Новгород 31.05.1187 — 24.05.1193. Свт. Мартирий рукоположен 10.12.1193 — 24.08.1199. Митрофан избран в 1199, рукоположен 3.07.1201, прибыл в Новгород 14.09.1201 — 22.01.1210. Свт. Антоний (в миру Добрыня Ядрейкович)

http://sedmitza.ru/lib/text/443844/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010