1. С. 123–129. Кашеваров А.Н. Материальное положение православной Церкви в Советской России (1917—1920 гг.)//Российская история. М., 2016. 5. С. 92–104. Устав князя Владимира Святославовича//Памятники русского права/Под ред. С. В. Юшкова . Сост. А.А. Зимин. М., 1952. Вып. I: Памятники права Киевского государства X–XII вв. С. 233–254. Там же. С. 244. 1137 г. Устав князя Святослава Ольговича//Памятники русского права/Под ред. С. В. Юшкова. Сост. А.А. Зимин . М., 1953. Вып. II: Памятники права феодально-раздробленной Руси XII–XV вв. вв. С. 116–123. Устав князя Всеволода Мстиславовича//Памятники русского права/Под ред. С. В. Юшкова. Сост. А.А. Зимин . М., 1953. Вып. II: Памятники права феодально-раздробленной Руси XII–XV вв. вв. С. 160–173. Смолич И.К. Русское монашество 988-1917. Жизнь и учение старцев. М.: Православная энциклопедия, 1999. С. 127. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М.: Наука. 1988. Лаппо-Данилевский А.С. Организация прямого обложения в Московском государстве со времен Смуты до эпохи преобразований: исследование А. Лаппо-Данилевского. Санкт-Петербург: тип. И. Н. Скороходова, 1890. Милюков П.Н. Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого. СПб., 1892. Смолич И.К. Русское монашество 988–1917. Жизнь и учение старцев. М.: Православная энциклопедия, 1999. Шамина И.Н. Из истории вологодских монастырей XVI–XVII века (состав насельников)//Отечественная история. М., 2003. 1. С. 141–154. См.: Флетчер Дж. О государстве русском/Пер. М. А. Оболенского . М.: Захаровъ, 2002. См.: Бельский К. С. Финансы и финансово-правовые отношения в Московском царстве. Тяглый строй Московского царства//Государство и право. М., 2020. 9. С. 123–135.   Источник: Бочков П.В., свящ. Историко-правовые основы деятельности религиозных организаций в контексте хозяйственно-правовых отношений в монастырских хозяйствах в Древнерусском государстве//Светское право и экономик в современной жизни Церкви». Сборник материалов. — Томск: Издательство Томской духовной семинарии, 2022. С. 149–161. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

http://bogoslov.ru/article/6192547

Самой яркой страницей в истории израильских пророков, без сомнения, является история грозного пр. Божия – Илии Фесвитянина, деятельность которого падает на время династии Амврия – или Омри, как называют его клинообразные памятники той эпохи и надпись царя Меши. Политика всей этой династии, клонившаяся к слиянию с Финикией, была убийственна для религиозно-национальных основ Израиля. «По намерениям её правителей, Израиль должен был отказаться от своей национальности, от своего прошедшего, от своих священных воспоминаний и заветных надежд, и из свободного, самостоятельного народа, имеющего миро-историческое призвание, стать жалким придатком Финикии, слиться с хананейскими племенами, и прекратив самостоятельное политическое существование, впасть в духовное рабство язычеству». 1136 —783— «Но тут-то и восстал на защиту прав Иеговы и спасение нации – один среди насилий и кровавых преследований – огненный пророк, в котором соединилось всё величие в.-з. пророчества. Это был пророк громовержец – знаменитый Илия Фесфитянин, вооруженный не внешним оружием, но несокрушимой силою духа, против которой не могли устоять ни хитрость и злоба Иезавели, ни закоснение народа в нечестии, ни толпы озлобленных жрецов Ваала». 1137 Недаром премудрый сын Сирахов говорил об Илии: «восстал пророк, как огонь, и слово его горело, как светильник» ( Сир.48:1 ). Высшим, средоточным пунктом деятельности пр. Илии, когда фигура этого пламенного пророка вырастает во всём своём грозном величии и силе, поднимается во весь свой рост, был день на Кармиле, когда пророк одержал блестящую победу над царем и жрецами, заставив всех их в ужасе трепетать пред величием и грозной силой Иеговы ( 3Цар.18:39–40 ). Изображая всю мощь и силу пророческого влияния Илии на современников, Krummacher, автор специальной монографии о нём, картинно изображает её так: «Илия говорил: и пеший и конный стояли, как пораженные громом. Он угрожал: и тираны тряслись немые и бледные, отступая пред его обличением. Он повелевал во имя Божие: и огонь и меч соединились для истребления с лица земли правящего рода за его борьбу с царством Божиим. Он негодовал в духе: и его негодование обращалось в пылающее пламя, искоренявшее с почвы Израиля отряды служителей лжи и сатаны». 1138 И неудивительно, что такая беспримерная и поразительная деятельность пр. Илии превратила его, преимущественно перед всеми в.-з. пророками, в главный оплот правоверного Израиля, сделала его «колесницей Израиля и конницей его» ( 4Цар.2:12 ) и явила самое имя Иеговы славным и грозным даже и для языческих соседей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О подобных ангелах пишет Евагрий; их, наряду с некоторыми другими, можно причислить к разряду «сопровождающих». Обычно ангелов было двое, чтобы окружить отшельника с обеих сторон 1133 . Когда один старец пожелал навестить святого, бывшего при смерти, но решил сделать это украдкой, ночью, втайне от всех, Господь послал ему двух ангелов, которые освещали ему путь и славили его 1134 . Часто ангелы приходили на помощь монахам, оказавшимся в беде, служа им по необходимости носильщиками или перевозчиками 1135 . Так, в частности, произошло с Макарием и Амуном, когда им надо было переплыть на противоположный берег, но они устыдились своей наготы 1136 . Ангелы-целители и ангелы-хирурги Хотя явления ангелов, известные нам, весьма немногочисленны, стоит все же отдельно отметить ангелов-целителей, которые, если это было необходимо, становились хирургами. Так, ангел одним прикосновением залечил гниющие язвы на ногах аввы Иоанна 1137 , а священнику Пиамуну, пострадавшему от жестокого нападения беса, вновь вернул здоровье 1138 . К отшельнику из Раифы, которого мучили печеночные колики, прибыл ангел, который рассек ему живот, вынул печень, аккуратно протер ее и вставил обратно 1139 . Авва Серен рассказал Иоанну Кассиану , что он страстно желал избавиться от жала плоти и просил Бога об этом. Однажды во время ночного видения к нему явился ангел, вскрыл ему чрево, отделил от его внутренностей воспаленное место, выкинул его далеко, а затем вернул все внутренние органы на свои места 1140 . С тем же успехом ангел провел аналогичную операцию другому подвижнику – авве Илии. Авва устроил монастырь для трехсот монахинь и, поскольку был еще достаточно молод, боялся потерять целомудрие. К нему пришли три ангела: один из них взял его за руки, другой – за ноги, а третий бритвой кастрировал его. Однако, как замечает Палладий, это был не реальный, а символический жест 1141 . Ангелы со специальной миссией Как мы видим, ангельские деяния иногда приобретают специфические формы. Однажды некий старец пришел повидать Иоанна Колова и обнаружил его спящим; подле него сидел ангел и обмахивал авву 1142 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

520-7.02.535... 537) Феодосий I, монофизит (с 535...537, см. Коптская Церковь ) Гайна (Гайан), монофизит (с 535...537, см. Юлианисты) Павел Тавеннисиот (ок. 539-540/41) Зоил (ок. 541 - июль 551) свт. Аполлинарий (551 - ок. 568) Иоанн IV (ок. 569-ок. 579) свт. Евлогий (ок. 580-13.02.607/08, пам. 13 февр.) Феодор (Феодосий) Скрибон (607/08-3.12. 609) свт. Иоанн V Милостивый (610-619/20, пам. 12 нояб.) Георгий I (ок. 621-ок. 630) Кир, монофелит (630/31-642...644) Петр IV (642...644-651...654) вдовство кафедры Иоанн VI (?) Евтихий (?) Петр V (?) Петр VI (?) (кон. VII в.) Косма I (727...731-после 767) Политиан (до 787-ок. 801) Евстафий (ок. 801-ок. 805) Афанасий II (?) Христофор I (ок. 805-836...841) Софроний I (836...841-17.11.859) Михаил I (Сиаил) (кон. 859-871/72) Михаил II (871/72-21.08.903) Иоанн VII Майюма (?) Христодул (Абд аль-Масих) (17.06.907-21.11.932) Евтихий II (Саид) (6 или 7.02.933-11 или 12.05.940) Софроний II (?) Исаак (авг. или сент. 941-954) Иов (Иаков) (ок. 954-7.09.960) свт. Илия I (июнь или июль 964-12. 05. 1000) свт. Арсений I (17.06.1000-4.07.1010) Феофил II (Филофей) (1010?-1020?) Георгий II (2.04.1021-1036 или 1052) Леонтий (1052-1059) Александр II (1059-1062) Иоанн VIII Кодонат (1062-1100) Савва (после 1100-1122) Феодосий II (1122-1137) Кирилл II (?-?) Евлогий II (?-?) Софроний III (упом. в 1166 ) Елевферий (Альфтер) (ок. 1175-1180) Илия II (ок. 1180) Марк III (ок. 1180-1209) Николай I (до февр. 1210-ок. 1235 или 1243) Григорий I (ок. 1235 или 1243-ок. 1243 или 1263) Николай II (ок. 1243 или 1263-1276) Афанасий III Синаит (1276-ок. 1308 или 1316) Григорий II (ок. 1308 или 1316-ок. 1332 или 1354) Григорий III (ок. 1332 или 1354-ок. 1350 или 1366) Нифонт (ок. 1350 или 1366-ок. 1371 или 1385) Марк IV (ок. 1371 или 1385-ок. 1385 или 1389) Николай III (ок. 1385 или 89-ок. 1397/98) Григорий IV (ок. 1397/98-ок. 1412) Николай IV (ок. 1412-ок. 1417) Афанасий IV (ок. 1417-ок. 1425 или 1428) Марк V (ок. 1425 или 1428-ок. 1435 или 1437) Филофей I (Феофил) (ок.

http://pravenc.ru/text/82070.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ ИТАЛИК [Греч. Μιχαλ Ιταλικς] († до 1157), митр. Филиппополя (с 1143; ныне Пловдив, Болгария), визант. ученый, ритор. Почти все сведения о его жизни содержатся лишь в его произведениях. Происхождение прозвища Италик неизвестно; о к.-л. связях М. И. с Италией или о его предках итал. происхождения сведений нет. Большую часть жизни М. И. провел в К-поле; учился риторике и философии; в патриаршей высшей школе преподавал толкование Евангелий. М. И. уделял внимание медицине, преподавал и эту дисциплину, хотя о к.-л. подробностях своих трудов в этой сфере М. И. не сообщал. Существует предположение, что М. И. был среди врачей, лечивших имп. Алексея I Комнина накануне его смерти в 1118 г. В «Алексиаде» Анны Комнины назван некий Михаил с неясным когноменом, к-рый из-за лакуны в рукописи читается как «ливос» или «ликос» ( Ann. Comn. Alex./Ed. B. Leib. T. 3. P. 236; Magdalino. 1993. P. 361-363). Эта гипотеза пока считается недоказанной. Вероятно, в 1126 или 1137 г. М. И. участвовал в визант. посольстве в Рим. В 20-30-х гг. XII в. он, вероятно, пользовался протекцией имп. Ирины Дукены, вдовы Алексея I Комнина; участвовал в обустройстве мон-ря Космидион, находившегося под протекцией императрицы. М. И. упоминал об этом в послании к императрице, но подробно не описывал свою деятельность ( Michel Italikos. 1972. P. 96-97). В том же послании есть упоминание о некой враждебности со стороны императора, которую ему пришлось претерпеть (Ibid. P. 98). Вероятно, М. И. некоторое время не удавалось продвинуться в придворной карьере, но по протекции Ирины он стал преподавать в к-польской высшей школе. На Рождество Христово 1142 г. М. И. был назначен дидаскалом, толкователем Евангелий (διδσκαλος το εαγγελου) в высшей патриаршей школе при соборе Св. Софии (RegPatr, N 1008a). Вскоре после начала правления визант. имп. Мануила I Комнина (1143-1180) М. И. написал энкомий в честь К-польского патриарха Михаила II Куркуаса ( Michel Italikos.

http://pravenc.ru/text/2563742.html

В настоящее время церковь Сретенская двуэтажная, находится на югозападной части монастыря; без трапезы квадратная, а с трапезою продолговатая. Самая церковь выдается наружу, а трапеза ее застроена с северной стороны частию крыльцом, а частию братскими кельями. Внизу церкви или в подцерковье находятся подвал и кладовые. Величиною церковь со вне с восточной стороны 5 саж. 1 арш. 1 вершок, а с западной, застроенной зданиями, шире. В длину около 10 сажен, а в вышину с крестом 12 сажен. Стены у церкви прямые и почти без украшений. С восточной стороны три окна с тремя остроугольными полукружиями и три каменных вделанных креста 1137 , а вверху изображение Сретения Господня. С южной стороны в настоящей церкви одно окно, три выпуклых каменных креста под полукружиями и изображение Онуфрия Великого, Петра Афонского и Иоанна Богослова, а в трапезе пять окон. С северной стороны три окна, из коих одно в паперть, имеющую своих три окна, два выступа с пилястрами и два небольших каменных креста, а вверху изображение Рождества пресв. Богородицы. К западной стороне трапезы примыкают братские келлии. Кровля церкви на четыре ската, покрыта железом и окрашена медянкой. Над кровлею трибун круглый с остроугольными пилястрами. На трибуне кровля овальная, глава небольшая, выше ее яблоко и крест вызолоченные. Прежде вход в Сретенскую теплую церковь был с западной стороны чрез корридор из настоятельских келлий, а теперь с одно северной чрез приделанное большое крыльцо. Внутри церковь отделяется от трапезы аркою, а самая трапеза поддерживается устроенною среди ее четырехгранною колонною. Длина церкви от горнего места до трапезы 5½ саж., из коих 1 саж. 2 арш. занимаются алтарем, а ширина 4 саж. Длина трапезы 5½, а ширина 6 саж. и 1 вершок. Алтарь церкви одночастный; жертвенник при окне. В стенах алтаря, церкви и трапезы устроены разные впадины вместо шкафов. Церковь вся росписана в недавнее время. Известия о древних празднествах, совершаемых некогда в монастыре, сохранились в рукописном уставе Соф. собора, писанном в царствование Михаила Феодоровича. По сему уставу, в день Рождества пресв. Богородицы святитель совершал в Антониев монастыре литургию, а пред литургиею молебен с водоосвящением. При входе в монастырскую церковь святитель, по обычаю, благословлял крестом и спрашивал о здравии игумена и братию. После литургии, по окончании трапезы и чиновозношения панагии, он ходил в церковь для благодарения; в это время был п отпуск от чередного священника 1138 . Что касается до крестного хода в Антониев монастырь, то он, как и теперь, совершался в XVII веке в первый пяток после Петрова дня в честь обретения св. мощей Антония Римлянина в 1597 г. В то время святитель ездил на параклис; после параклиса был стол святителю в монастыре, Соф. собору. Во время всенощного бдения он облачался на благословение хлебов и на величание.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

5 июля 1995 г. произошло «замечательное событие– были обретены святые мощи угодника Божия и помещены в особой деревянной гробнице» в Казанском храме Томского Богородице-Алексеевского монастыря 1136 . Старец при жизни, как было показано выше, посещал преимущественно эту церковь . В 1998 г. в Новосибирске в издательстве «Новониколаевск», по благословению и под общей редакцией Преосвященного Сергия, епископа Новосибирского и Бердского, вышел из печати сибирский патерик – «Жития сибирских святых». В него вошло краткое жизнеописание старца над названием «Праведный Феодор Томский» 1137 . В этом жизнеописании однозначно констатируется тождество старца Феодора Кузьмича и императора. «Имя, под которым прибыл в Зерцалы осужденный бродяга, так и осталось за ним, но народная память хранит и другое, которым когда-то называла его вся Россия – Александр Благословенный, Император России» 1138 . В патерике житие святого старца сопровождается отнесенными к нему строками из акафиста сибирским святым: «Ангельски на земли поживших и со ангельскими чинми на Небеси ныне светло ликующих святых, в земли Сибирстей просиявших, песньми почтим: радуйся, праведний Феодоре, маниим Божиим в Сибирь пришедший и святостью жития твоего ю просветивший. Ты моли о нас Превечнаго Бога» 1139 . Появился и тропарь святому (глас 4): «Жизни светския праведне Феодоре удалився, в землю Сибирскую вольно приити изволив, чудесы и знаменьми Божиими народ Томский удивил еси, и по смерти своей веру чтущих тя укрепляеши. Поминай нас, чтущих память твою, отче наш Феодоре!» 1140 Все эти события прославления сопровождались усилением потока богомольцев, обращающихся за помощью к святому. «И в наши дни, – говорится в современном «Житии», изданном в 2002 г. в самом монастыре, – не прекращается благодатная помощь по молитвам святого угодника Божия Праведного Феодора». В обители записываются случаи исцелений, сообщенные исцеленными или их близкими. Особенно явно для всех окружающих приходят исцеления от святых мощей при помазании освященным маслом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

старых слов: лучше говорить о прогрессе и цивилизации! Замечалось это, конечно, не у нас одних с известного времени тоже замечалось и в других странах 1136 . У нас речи о современности и заботы о таковой во всем, что касается церковной жизни, особенно усилились с начала шестидесятых годов. Особенно заслуживает упоминания попытка решить этот вопрос со всею независимостью от унаследованных предубеждений, попытка одного глубоко-религиозного, глубоко-симпатичного, но в тоже время глубоко-несчастного по своей судьбе человека: разумеем архимандрита Феодора Бухарева, который в ряде своих сочинений прямо приглашал своих современников не чуждаться современности, не подходить к ней с какой либо условной меркой, но попытаться все в современном мире возвысить до той степени, чтобы все стороны современной христианской жизни могли достойно именоваться христианскими 1137 . Этот, теперь несколько забытый, автор указывал положения, которые многим по кажутся не долженствующими быть забытыми. Именно, он —64— утверждал, что „в наше время (конец пятидесятых годов) верующим должно стоять в особом, свойственном особым нуждам нашего времени, отношении к истине Христовой, чтобы находить в ней свет и жизнь для всех потребностей и против всех опасностей“ 1138 . Невнимание к современным нуждам, религиозным, по мысли этого писателя, осуждено Самим Господом: уже „Господь упрекал учителей иудейских за невнимательность к современным нуждам, и опасностям по отношению к вере“ 1139 . На основании этого почтенный автор считал правом церкви правящей и, следов., правом церкви учащей, в функциях ее учительства (конечно, по нераздельности обоих полномочий, управления и учительства) касаться области такой, какой по традиции обыкновенно не касались. „В праве ли мы, служители церкви (спрашивал он) касаться дел и вопросов мирских, каковы политические?“ Ответь: „истинный дух Христа Вседержителя Бога и вместе Агнца Божия простирается своими благодатно властительным влиянием на все, и у истинных христиан принимается за начало во всем и для всего, не исключая и дел политики. Служить сему мы и призваны, и обязаны самою благодатию священства“ 1140 . В историческом отношении воззрения арх. Феодора так любопытны, что могли бы составить предмет особого изучения. Для нас же этот факт важен, как служащий представителем одного из воззрений в эпоху наиболее зрелой деятельности Макария. Из других современников Макария находим мысли о том же предмете у преосв. Иоанна Соколова . В своей речи пред наречением во епископа, „не радостно“ определив состояние наших дел, он, нельзя этого не видеть, выражает упрек учительной деятельности церкви русской в несовременности. На вопрос: „что делать, в особенности молодым деятелям, к которым Церковь преимущественно обращает свои надежды, он отвечает: „светить светом Христовой истины, проводя ее в народ в ее живом, действен-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

9-го августа оба епископа освящали новую церковь в селе Плоском Велижского уезда 1136 . На обратном пути епископы захотели посетить градскую Велижскую Крестовоздвиженскую церковь . Улица была так запружена народом, что епископы едва прошли в церковь . В церкви граждане сами разделились на два хора и по очереди пели «Днесь благодать Св.Духа нас СОБРа» и «другие, подходящие к настоящему событию, стихи». Пение не умолкало, пока все не получили благословения. Потом народ провожал епископов до заставы. 13-го августа епископы вместе освящали Троицкую церковь в Витебском Марковом монастыре 1137 . Таким образом, в мае–авгусге был совершен целый ряд «совместных» архиерейских служений. В разных местах епархии б.униаты имели много случаев наблюдать наглядное объедняение двух обрядов и нигде не произошло от этого волнения, даже не было выражено сколько-либо значительного протеста. В это же время, согласно распоряжению консистории, в разных приходах и монастырях епархии совершались совместные служения низшего духовенства. Богослужения, по большей части, выходили очень торжественными 1138 и привлекали множество народа, но бывали тут и такие случаи, когда дело не обходилось без крупных недоразумений. Так было, например, в Переволоцком приходе Смолнянского благочиния. 25-го июля 1839 г. там совершалось торжественное «совместное» богослужение, привлекшее много народа. Все шло благополучно до крестного хода. Но вот начался крестный ход. Духовенство пошло по греко-восточному обряду 1139 . Никто из народа не пошел за ним, потому что оно направилось «не в ту сторону». Духовенство сначала уступило, но потом, когда во второй раз надо было идти вокруг церкви, снова уклонилось в восточный обряд. Тогда поднялся шум, священникам не дозволили далее идти, православные иконы и крест были оттащены в сторону и изломаны. Духовенство после этого вынуждено было удалиться 1140 . В Теханицкой, Климовицкого уезда, Могилевской губернии церкви свящ.Подобед со старостой не допустили православное духовенство, прибывшее на их храмовый праздник, для совместного служения 1141 . Но такие факты были единичными и не могли ослабить значения совместных торжественных богослужений, которые оказывали, по словам современников 1142 , громадное влияние и на униатский народ и на помещиков. Молящиеся простолюдины, присутствуя на торжествах и видя православных священников священнодействующих, а мирян, молящихся вместе с б.униатами, легко усвоили мысль, что православные – одно с ними, а затем в своих рассказах о виденных торжествах быстро распространяли ее. На помещиков действовала гласность, торжественность, с которыми православие торжествовало свою победу, убеждавшие их, что песня унии спета, что всякие пути к возврату окончательно отрезаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Споры о сущности и границах икономии многократно возникали в церковной истории и иногда приводили даже к разделениям и серьезным церковным смутам. Тем не менее, несмотря на частое обращение к теме икономии различных авторов, нельзя сказать, что в православном каноническом праве сформировалось какое-то однозначное и определенное учение об этом предмете. Скорее можно говорить о множестве различных подходов, каждый из которых был характерен для того или иного церковного деятеля, или же для той или иной исторической эпохи. Примерно та же ситуация неопределенности царит в научном подходе к изучению проблем, связанных с икономией. Несмотря на серьезные работы западных и греческих ученых , в православном церковном праве до сих пор не существует достаточно полного и подробного исследования данной проблемы. Такое положение вещей во многом связано с недостаточной исследованностью источников, многие из которых до сих пор не изданы и не доступны широкому кругу интересующихся. Например, до сих пор не издана «Малая книга» прп. Никона Черногорца – важнейший источник по вопросам икономии . Не издан и популярный в IX–X вв. флорилегий по икономии, сохранившийся в рукописи Vat. gr. 1137 . Пожалуй, самым известным из доступных трудов, посвященных церковной икономии, является трактат свт. Евлогия, патриарха Константинопольского (581–608), посвященный этому вопросу . Этот трактат исторически стал первым специальным сочинением о церковной икономии и лег в основу всех дальнейших византийских канонических работ на эту тему. Сам трактат свт. Евлогия об икономии не сохранился до нашего времени, тем не менее, до наших дней дошел подробный пересказ этого трактата в «Библиотеке» свт. Фотия, патриарха Константинопольского . Частичный пересказ трактата свт. Евлогия можно найти в письмах прп. Феодора Студита, а также в неизданной «Малой книге» прп. Никона Черногорца. Эти пересказы не всегда совпадают друг с другом, что ставит вопрос о реконструкции подлинного текста трактата свт. Евлогия. Такая задача, однако, не представляется возможной вплоть до публикации всех необходимых источников.

http://bogoslov.ru/article/1598312

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010