912 Речь идет о пленении в 1122 г. перемышльского князя Володаря Ростиславича, известном как по русским («Володаря яша ляхове лестью»: ПСРЛ 1. Стб. 292; 2. Стб. 286), так и по польским 57/3) и другим немецким 47) источникам. Попытку их критической оценки и реконструкции событий см.: Стефанович 2006/3. С. 56–74; 2006/4. С. 78–89. Утверждение польских информантов цвифальтенского автора о какой-то политической зависимости Перемышля от Польши накануне 1122 г. (Болеслав III как «господин» Володаря) является преувеличением. 913 Все свидетельства (за исключением слишком лапидарного летописного) сходны в том, что описывают захват Володаря как акт вероломства со стороны Петра Влостовича, (притворно?) перешедшего на службу к перемышльскому князю, а освобождение – как выкуп. Сообщение древнерусской летописи об участии Володаря и Василька Ростиславичей в польском походе на Волынь в 1123 г. (с целью посадить там бежавшего в 1117 г. Ярослава Святополчича) заставляет думать, что освобождение Володаря было обусловлено еще и договором о военно-политическом союзе. 914 Саломея была выдана за Болеслава III после смерти ок. 1114 г. первой супруги польского князя Сбыславы, дочери киевского князя Святополка Изяславича. 915 Мазовецкого князя Болеслава IV Кудрявого и великопольского князя Мешка III. Женой Болеслава была Верхуслава, дочь новгородского князя Всеволода Мстиславича (ПСРЛ 2. Стб. 300; имя польского жениха Верхуславы здесь, впрочем, не названо), а Мешка – Эльжбета (Елизавета) (см. 57, примеч. 1533). В «Ипатьевской летописи» о замужестве Верхуславы сообщается в статье 1137 г., но она является ультрамартовской, так что вероятной датировкой брака служит 1136 г. 916 Ленчица была уделом Саломеи по завещанию умершего в 1138 г. Болеслава III, так как на руках княгини оставалось двое малолетних сыновей – Генрих и Казимир (будущий Казимир II Справедливый). 917 Старший сын Болеслава III от первого брака со Сбыславой Святополковной Владислав II, князь краковский и силезский. М. Б. Свердлов напрасно переводит обычное «maior natu» («старший») как «более высокий по рождению», что дает историку повод для неосновательных суждений о положении русской матери Владислава «в феодальной иерархии» (Свердлов 2. С. 253, 258. Коммент. 25).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(кладбище Кламар). Систематического исследования некрополя не проводилось ( Denajar L. L " Aube. P., 2005. P. 577-578, 583-584. (Carte archéologique de la Gaule; 10); Cré té -Protin. 2002). До XII в. сведения о гробнице и о посвященных И. храмах отсутствуют. О капелле св. И. в Труа, которая существовала до XIX в., впервые упоминается в документах, датированных 1117 и 1137 гг. (Collection des principaux cartulaires du diocèse de Troyes/Éd. Ch. Lalore. P.; Troyes, 1890. T. 7: Cartulaire de l " abbaye de Montiéramey. P. 33, 49). С XII в. литургическое поминовение (commemoratio) И. фиксируется в календарях и бревиариях, происходящих из еп-ства Труа или из монастырей, приписанных к цистерцианскому аббатству Молем. Более торжественное празднование памяти святой (festum) указано в богослужебных книгах XIV-XVI вв., предназначенных для городских храмов Труа. В XIII в. основным центром почитания И. стал мон-рь Жуар , куда были перенесены мощи мученицы. В источниках нет точных сведений о времени и об обстоятельствах этого события. Согласно позднему монастырскому преданию, перенесение мощей состоялось 29 янв. 1111 г. В лит-ре XIX в. без указания источников приводятся сведения о том, что ок. 1223 г. мощи И. были перенесены в Жуар монахинями, жившими при гробнице святой, ввиду того что г. Труа подвергался угрозе во время военных действий. В Жуаре святыню приняла аббатиса Алиса, к-рая велела изготовить драгоценную раку для мощей. На раке И. сохранилась надпись о ее изготовлении по указанию аббатисы Евстафии II, о к-рой в др. источниках не упоминается (см.: Gr é sy E. La châsse de S. Jule à Jouarre (Seine-et-Marne)//Annales archéologiques. P., 1848. T. 8. P. 295-303). В наст. время рака с мощами И. хранится в приходской ц. святых Петра и Павла в Жуаре. В мон-ре Жуар празднование памяти И. было особенно торжественным, с октавой (монастырский бревиарий XIII в.- Paris. lat. 750. Fol. 125v-130). Известно о чудесах от мощей И., которые произошли при аббатисе Жанне VI Лотарингской (1624-1638).

http://pravenc.ru/text/1237885.html

М. до конца не ясны. Новгородская летопись ставит в вину князю наряду с не совсем понятным «не блюдет смерд» желание сесть в Переяславле в нарушение крестоцелования 1117 (или 1125?) г. о пожизненном княжении в Новгороде, неблаговидное поведение во время суздальского похода («ехал еси с пълку переди всех») (НПЛ. С. 24), а также переменчивость политики (то союз с Черниговом, то война с ним). Никоновская летопись (1-я пол. XVI в.) говорит также, будто В. М. «възлюби играти и утешатися… а людей не судяше и не управляаше», но достоверность этих добавлений, так же как и сообщений Никоновской летописи о каких-то особых связях В. М. с «немцами» (шведами?), к-рые якобы участвовали в суздальском походе 1134/35 г. и к к-рым князь будто бы собирался бежать в ходе конфликта с новгородцами в 1136 г. (ПСРЛ. Т. 9. С. 159), весьма сомнительна. Кроме упрека в политическом непостоянстве, перечисленные обвинения выглядят запоздалыми, хотя и сознательный политический выбор новгородцев в пользу Чернигова маловероятен, т. к. был бы чрезвычайной опрометчивостью, что отмечает и новгородский летописец: в результате у Новгорода «не бе мира… ни с сужьдальци, ни с смольняны, ни с полоцяны, ни с кыяны» (НПЛ. С. 25), т. е. по всему периметру новгородских границ. Вероятно, возник какой-то резкий внутренний конфликт В. М. с частью новгородской верхушки, в т. ч., возможно, и со свт. Нифонтом. Этот конфликт имел явно фискальную подоплеку, недаром 1-м гос. актом преемника В. М. стало обновление в 1137 г. порядка материального обеспечения Новгородской кафедры, к-рое предусматривало компенсацию из княжеской казны возможной недостачи сборов с владычных погостов. Блгв. кн. Всеволод (Гавриил). Фреска юго-вост. столпа Архангельского собора Московского Кремля. 1652-1666 гг. Блгв. кн. Всеволод (Гавриил). Фреска юго-вост. столпа Архангельского собора Московского Кремля. 1652-1666 гг. Прибыв к киевскому кн. Ярополку Владимировичу, В. М. получил от него в держание Вышгород под Киевом. Именно на это время (или, что менее вероятно, на последние месяцы пребывания В.

http://pravenc.ru/text/Всеволод ...

состоялась поездка О. в Мец и Шалон-сюр-Марн вместе с многоопытным дипломатом Бруно, архиепископом Трирским (1102-1124), и Эрлунгом, епископом Вюрцбургским (1105-1121), а также канцлером Адальбертом († 1137, архиепископ Майнцский в 1111-1137) к папе Пасхалию II, находившемуся тогда на Соборе в Труа. Целями посольства были подготовка встречи Генриха V и понтифика, а также обсуждение вопроса о церковной инвеституре О. В частично сохранившейся переписке Генриха V с О. заметно влияние епископа на дела империи. О. принимал участие в подготовке имп. коронации Генриха V в Риме в 1111 г. 15 апр. того же года, после заключения договора в Понте-Маммоло, О. получил от папы Пасхалия II буллу о подтверждении епископского сана и права ношения паллия (Geschichte des Bistums Bamberg. 1888. S. 79-81). Важнейшими направлениями деятельности О. как епископа были укрепление экономического положения своего диоцеза и восстановление строгой церковной дисциплины в монастырях и церквах. При О. перестроен кафедральный собор Бамберга, сильно пострадавший во время пожара 1081 г. В 1109 г. кор. Генрих V передал соборному капитулу монастырь Остерхофен, который ок. 1128 г. О. преобразовал в обитель премонстрантов ( Ziegler. 1982. S. 91-92; см.: Lickleder. 1989). Заботясь об исправлении монашеских обычаев одного из крупнейших мон-рей Бамбергского еп-ства - аббатства Михельсберг, О. на 5 лет отправил монаха этой обители (и своего бывш. канцлера) Вольфрама в аббатство Хирзау - важный центр монашеской реформы - для изучения нового монашеского устава. В 1112 г. епископ способствовал избранию Вольфрама настоятелем Михельсберга. Вероятно, Вольфрам привез в б-ку мон-ря рукопись «Обычаев Хирзау» (Consuetudines Hirsaugienses - Bamberg. Staatsbibl. Msc. lit. 152; см.: Dengler-Schreiber. 1979. S. 32-33). Позднее, после пожара 3 янв. 1117 г., в Михельсберге по инициативе О. зодчим Рихольфомом была перестроена по образцу Хирзау главная монастырская церковь, освященная 1 сент. 1121 г. ( Dengler-Schreiber. 1979. S.

http://pravenc.ru/text/2581737.html

счет денег на рубли. Но основное содержание памятника, приблизительно в размерах краткой редакции должно быть усвояемо времени Ярослава великого и действия Русской Правды. (Неволин. Сочин. т. VI. стр. 310. Павлов. Курс Церк. права стр. 160–154). Из позднейших дополнений, какие находятся в пространной редакции устава Ярослава, заслуживает внимание уложение на счет брачного развода. Норма эта формирована применительно к II грани закона градского. В краткой же редакции устава Ярослава нет общего узаконения о причинах, по которым дозволяется развод, а встречается только несколько частных замечаний насчет того, когда развод не дозволяется, напр. в случае хронического лихого недуга жены (вопреки Эклоге Льва Иваврянина), в случае, если жена будет обворовывать мужа, (ст, 10. 36.). 52. Уставные грамоты удельных князей Кроме уставов великих князей Владимира и Ярослава известны еще несколько уставных грамот удельных князей: 1) грамота Смоленского князя Ростислава, данная им новоучрежденной Смоленской епископии. В ней определяются главным образом средства содержания епископа и состоящего при нем клира. Средствами указаны – десятина от даней княжеских, но не от вир и продаж и пошлины с церковных судов, и кроме того – земли населенные и ненаселенные пожалованные князем. Чтобы определить судебные пошлины, грамота перечисляет предметы подсудный церковной власти. Вообще по содержанию грамота имеете много общего с уставом кн. Владимира. 2) грамота новгородского князя Святослава Ольговича 1137 года новгородской Софийской церкви о замене десятины, бывшей в Новгороде исконным институтом, ведущим начало от дедов и прадедов, определенным годовым княжеским жалованием. 3) Грамота усвояемая новгородскому князю Всеволоду Мстиславичу (1117–1137), но не признаваемая подлинной. По своему содержанию, она представляет собою довольно близкую копию устава Владимира. К числу ее особенностей относятся: 1) постановление о торговых пошлинах в пользу Софийского собора, на площади которого происходило торжище, 2) постановление о передаче дел о наследстве в ведение епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

1106 Гордиенко Н.С., Комаров П.М., Курочкин П.К. Указ. соч. С. 56; Гордиенко Н.С., Комаров П.М. Указ. соч. С. 4647. 1109 Гордиенко Н.С., Комаров П.М., Курочкин П.К. Указ. соч. С. 5861; Гордиенко Н.С., Комаров П.М. Указ. соч. С. 5052. 1110 Fireside H. Icon and Swastika: The Russian Orthodox Church under Nazi and Soviet Control. Cambridge Mass., 1971. 1116 Там же. Сноска: DallinA. Deutsche Herrschaft in Russland. 19411945. Eine Studie über Besatzungspolitik. Düsseldorf, 1958. 1117 Gäde К. Russische Orthodoxe Kirche in Deutschland in der ersten Hälfte des 20. Jahrhunderts. Köln, 1985. 1120 См., напр.: Seide G. Verantwortung in der Diaspora: Die Russische Orthodoxe Kirche im Ausland. München, 1989; Его же. Die Russische Orthodoxe Kirche im Ausland unter besonderer Berücksichtigung der deutschen Dioezese. München, 2001. 1137 Никитин А.К. Нацистский режим и русская православная община в Германии (19331945). М., 1998; Его же. Политика нацистского режима в отношении русской православной общины в Германии (19331945 гг.): Дис. ... канд. ист. наук. М, 1998. 1139 Там же. С. 30. Сноска: От Канцелярии Архиерейского Синода для опубликования в церковной прессе 13/26 июля 1947 г. Православная Русь. Джорданвилль, 1947. 12. С. 13. 1169 Двинов Б. Власовское движение в свете документов. Нью-Йорк, 1950; Очерки к истории Освободительного Движения народов России. Нью-Йорк, 1965; Осокин В. Андрей Андреевич Власов. Нью-Йорк, 1966; Поздняков В.В. Рождение РОА. Сиракузы (Нью-Йорк), 1972; Казанцев Л. Третья сила. Франкфурт-на-Майне, 1974; Штрик-Штрикфельдт В. Против Сталина и Гитлера: Генерал Власов и Русское освободительное движение. Франкфурт-на-Майне, 1975; Фрёлих С. Генерал Власов. Тенафли (Нью-Йорк), 1990; Окороков В.А. Антисоветские формирования в годы Второй мировой войны. М., 2000; Хоффман Й. История власовской армии. Париж, 1990; Материалы по истории Русского освободительного движения: Сб. статей, документов и воспоминаний. Под ред. В.А. Окорокова. Вып. 14. М., 19971999; Александров К. Армия генерала Власова. 19441945. М., 2006 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1117.  Goodenough H.E.R. By Light: The Mystic Gospel of Hellenistic Judaism. London, 1935. 1118.  Goodenough H.E.R. An Introduction to Philo Judaeans. New Haven, 1940. 1119.  Goodenough H.E.R. The Politics of Philo Judaeans. Practice and Theory with General Bibliography of Philo. New Haven, 1938. 1120.  Harris J. R. The Influence of Philo upon the New Testament. — The Expository Times. 1925-1926. XXXVIII. 1121.  Laporte J. La doctrine Eucharistique chez Philon d " Alexandrie. Paris, 1972. 1122.  Reider J. The Book of Wisdom. New York, 1957. 1123.  Wolfson Н. A. Philo. Cambridge, 1948. 1124.  Wright A.G. Wisdom — JBC, L   7. Ессейское движение и Кумран Источники 1125. Дамасский документ. Пер. И. Амусина и Л. Вильскера (Фрагменты). — ХДГ, с. 600-605. 1126. Дополнение к «Уставу» Кумранской общины. Пер. К. Старковой. — ПСб, 1960, (68), с. 22-31. 1127. Тексты Кумрана. Пер. с древнееврейского и арамейского, введение и комментарии И. Амусина. Вып. I. М., 1971, 495 с. 1128. Устав для всего общества Израилева в конечные дни. Пер. К. Старковой — ПСб, 1959, (67), с. 17-72. 1129.  Barrows M., Trever J.C., Brownlee W. The Dead Sea Scrolls of St Marc " s Monastery, v. I-II. New Haven, 1950-1951. 1130.  Dupon-Sommer F. The Essene Writing from Qumran. New York, 1962. 1131.  Gaster Т.Н. The Dead Sea Scriptures in English (tr.). New York, 1956. 1132. Les Textes de Qumran. Tr. J. Carmignac et P. Guilbert. V. I-II, Paris, 1961-1963. 1133.  Vermes G. The Dead Sea Scrolls in English. London, 1976.   Литература (Приведена лишь основная литература. Более подробная библиография указана в трудах И. Амусина и К. Старковой.) 1134.  Аллегро Дж. Сокровища Медного свитка. Пер. с англ. M., 1967, 200 с. 1135.  Амусин И. Рукописи Мертвого моря. M., 1960, 272 с. 1136.  Его же. К определению идеологической принадлежности Кумранской общины — ВДИ, 1961, с. 3-22. 1137.  Его же. Находки у Мертвого моря. M., 1964, 102 с. 1138.  Его же. «Учитель праведности» Кумранской общины. — ЕМИРА, 1964. т. VII, с. 253-277.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Букв. «совокупность». 1112 Букв. «Ибо если человек исполняет только дела, которые совершаются тела — это путь и чин мирян». 1113 Вар. «посредством чтения, молитвы и поиска той цели, которая движения ума, утешение и надежду на сокровенные " . 1114 Т.е. посредством движений ума, утешения и надежды на сокровенное. 1115 Или «наслаждения, от собеседования с Богом». 1116 Букв. «такой человек все деяния добродетелей утвердил в себе». 1117 Вар. «довел до полного совершенства». 1118 Букв. «кто трудится на всех уровнях (мерах) всех добродетелей». 1119 Или «в форме борьбы», «под видом подвига». 1120 Букв. «поиска сокровенных " . 1121 Т.е. чтение и молитва. 1122 Букв. «меду и сотам». 1123 Букв. «благодаря этим " , т. е. благодаря любви Божией и ее сладости. 1124 Букв. «благодаря возвышению в желании собеседования с Богом». 1125 Или «добродетельными». 1126 Или «добродетельное». 1127 Т.е. кто упражняется в духовном делании, тот тем самым как бы совершает все телесные подвиги. 1128 Т.е. благодаря молитве и чтению. 1129 Или «некое таинство истины»; или «некий истинный символ». 1130 Букв. «трудятся», «работают». 1131 Или «отшельника», «монаха». 1132 Или «мудрецы» (слово употреблено в ироническом смысле). 1133 Преп. Исаак продолжает полемику с теми людьми, которые говорят «Делом надо заниматься!» (см. параграф 1–й настоящей Беседы). 1134 Букв. «блуждания». 1135 Пс.4:7–8. 1136 Букв. «вместе с прочими , которые рождаются отсюда». 1137 Или «искателем духовных значений " . 1138 Вар. «и это — удел праздных». 1139 Т.е. утомление. 1140 Или «ради вычитывания». 1141 Букв. «помысел его блуждает в стремлении к будущему веку». 1142 Букв. «презираем в очах его мир сей». 1143 Букв. «о божественных " . 1144 Или «немедленно возвращается от этого и снова обращается». 1145 Вар. «запаха». 1146 Или «различимых». 1147 Букв. «в знании». 1148 Вар. «к Его присутствию». 1149 Т.е. совесть. 1150 Или «полезному» (mawtrana). 1151 Или «в себе». 1152 Дословный перевод этой фразы затруднителен. Смысл фразы: человек постоянно совершает поклоны, и это заменяет ему чтение установленных часов и молитвенных правил. 1153

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

дел мира 1066 дагеротипической 1067 теми людьми 1068 они одни 1069 какого-нибудь сурьезного 1070 В подлиннике: внутренную 1071 ему 1072 Но я с вами заговорился 1073 пришлось мне 1074 Далее начато: Не откладывая 1075 добрый купец 1076 В подлиннике: Еврема < описка?> 1077 о всяком 1078 что-нибудь еще 1079 В подлиннике: Егорьевна 1080 подумал при этом случае 1081 думаю то 1082 и что 1083 с которым он зн 1084 видеть 1085 под спудом 1086 словам 1087 воспитавшимся 1088 сочинения лите 1089 разумея в ее высоком смысле 1090 рассмотреть, что такое нынешнее время 1091 хладнокровно рассмотреть и взвесить 1092 слышу теперь 1093 знают опытно такие дела, которые хотят постигнуть 1094 последнее время 1095 прекрасных 1096 несколько грубых 1097 светские 1098 было 1099 достигнуло бы 1100 и если бы мне сказали, что всё это было сон 1101 или (как выражаются) не изглубили 1102 В подлиннике: в возможности 1103 изъявляли желание 1104 всю зиму 1105 не будем выводить 1106 ва 1107 глядеть на пустые мелочи, принимать их к сердцу 1108 В подлиннике: некои 1109 что 1110 Далее начато было: Зачем 1111 поступать 1112 душе моей 1113 покаместь 1114 всякий, кто сколько-нибудь 1115 желал бы снятья 1116 данной 1117 и потому несмотря ди 1118 Далее начато: Что в нем именно и действительно есть правда 1119 довольства 1120 Если выступите действовать в эту минуту, то , которым вы захотите передать или истолковать что-нибудь, прежде всего ув 1121 момент 1122 от всех, как действующих в Европе, так и наблюдающих 1123 мне 1124 в Англию 1125 о том и другом 1126 верхушке 1127 время смут и недоразумений 1128 внимания 1129 обещает писателя 1130 От Погодина 1131 ты прибавь кое-что в их пользу и 1132 стоит войти 1133 Пожалуста, придумай 1134 пробыл со мной 1135 осталось тоже 1136 В подлиннике: середины 1137 только теми, в которых преобладательно заключился 1138 всякого 1139 мужи 1140 которые обрисовали весьма верно двумя изреченьями насчет 1141 [вероятно] обоих, разумеется 1142 всего 1143 пощупать 1145 чудовищные 1146 но на исключительно пристальное, близкое созерцание его умными 1147

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

исл. закона ничем не отличались от браков мирян ( Jón Jóhannesson. 1956. P. 256-258; Orri Vésteinsson. 2000. P. 234-237). Состояли в браке и нек-рые епископы, их жены продолжали жить с ними под одной крышей и после того, как они занимали епископские кафедры. Современники находили в этой практике много плюсов (см., напр., панегирик Хердис, жене Паля Йонссона, еп. Скаульхольта с 1195 - ÍF. 2002. T. 16. P. 305). Кроме того, в XII - нач. XIII в. в И. при совершении таинств, по-видимому, существовало ошибочное мнение о допустимости по нужде заменять др. веществами виноградное вино и пшеничный хлеб в Евхаристии и воду при Крещении ( Maurer. 1874. S. 265). После того как зимой 1117/18 г. была впервые записана часть светских законов, исл. епископы Торлак Рунольвссон (1118-1133) и Кетиль Торстейнссон (1122-1145) после консультации с Лундским архиеп. Ассуром (Ассером) (1089-1137) и наиболее уважаемыми исландскими священниками провели кодификацию норм исландского церковного права (в 1123 или вскоре после - Jón Jóhannesson. 1956. P. 193). Этот свод, впоследствии известный как «Древние христианские законы», действовал в Скаульхольте до 1275 г., в Хоуларе - до 1354 г. «Христианские законы» регулировали отношения мирян и Церкви, а также базовые нормы христианского благочестия, в т. ч. крещение детей и погребение умерших, строительство и содержание церквей, правовое и материальное положение епископов и священников, почитание воскресного дня и церковных праздников, сроки и характер постов. Что касается вопросов брака, внебрачных связей и попечения о бедных, то они, хотя и являлись с самого начала предметом внимания Церкви, в этот период регламентировались светскими законами. Кроме того, и сами «Христианские законы» не были автономным правом Церкви: нарушение их норм подлежало юрисдикции светских судов и влекло за собой светское наказание (денежный штраф или изгнание). Сначала сферы церковного и светского не были четко разграничены, духовенство не представляло собой отдельной от мирян группы.

http://pravenc.ru/text/674979.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010