167 Нужно, впрочем, заметить, что Коновалов только чрез год после смерти о. Макария оставил болховский монастырь «для приискания себе места в другом», а на Алтай прибыл лишь в сентябре 1849 г. (Формул. список). 168 Прот. Остромысленский хотел найти для переписки писцов, но до того долго не имел успеха в этом, что однажды получил от о. Макария письмо о немедленном возвращении оригиналов, – письмо, сильно поразившее протоиерея. «Легче бы перенес сто палок, писал он о. Макарию, нежели прочитал: «мне надобно иметь рукописи библейские ныне же у себя, – а вам желаю всякого благополучия» … 170 О. Лука отличался прямотой своего характера. Он на публичном обеде обличил однажды еп. Никодима в неумолимой строгости, с какой тот совершил разбор священно-церковнослужителей и их детей (Пясецкий. 905–908). 171 Об этой поездке, совершенно неизвестной биографам, узнаем из письма к о. Макарию Ландышева от 6 янв. 1847 г.: «Приятно было для нас узнать, что вы были в Воронеже и Задонске. Господь да прославит угодника Своего св. Тихона на земле. Как прославил его на небе». 172 6 ноября он был в Москве, а 26-го извещал московских своих друзей о благополучном возвращении своем в Болхов. 174 Письма м. Филарета. 137. Между тем, по свидетельству Д. Д. Филимонова, расположение комнат в Троицком подворье оставалось то же, что и в 1844 г., когда архим. Макарий помещался рядом со столовой, в комнате с совершенно отдельным подездом (196). 176 Письма м. Филарета к архим. Антонию, IV (1884), 1137. Ср. свидетельства Макариева келейника А. Орлова в его Записках (45), напечатанных в «Сборнике истор. материалов». 177 По свидетельству A. А. Орлова, архим. Макарий пользовался советами местных врачей, а затем послал его, Орлова, в Москву для проверки их диагноза и за «свежим виноградом» (Записки, 44–45). 178 Д. Д. Филимонов относит это четверостишие к другому времени (198), но достаточно взглянуть на его факсимиле, помещенное при изданиях писем 1860 и 1905 г.г., и сличить почерк с почерком всех других писем о. Макария, из которых некоторые писаны за две недели до его кончины, а одно карандашом, как и четверостишие, чтобы примкнуть к противоположному, им отвергаемому, мнению.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Митрофан: «бои без правил» – антихристианские 12.03.2021 1137 Время на чтение 5 минут Русская Православная Церковь поддерживает Международный фестиваль единоборств «Кубок равноапостольного Николая Японского». О том, когда надо «подставить другую щеку», о «боях без правил», нормах ГТО, а также о том, как бойцу «не потерять душу» и по-христиански относиться к сопернику, в эксклюзивном интервью РИА Новости рассказал председатель Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан. — Владыка Митрофан, есть заповедь любви к ближнему. Твой ближний – соперник на ковре. Как к нему с любовью относиться, в чем это будет выражаться? — Мы живем в мире, где у разных стран и народов разные интересы. Наша держава существует лишь только потому, что мы умеем защищаться и воевать. И наша задача – воспитывать воинов. При ее решении для нас наиболее важна Евангельская заповедь – «нет выше той любви, если кто положит душу свою за друзей своих». Вот именно в этом ключе мы воспитываем молодежь. И для этого у нас существует спортивное движение, для этого – возращение норм ГТО, развитие клубов и секций. Русская Православная Церковь все это поддерживает. Но задача ее и в том, чтобы в этой атмосфере соперничества, агонизма, который неизбежно присутствует в единоборствах, не исчез дух христианской морали и нравственности. Доброта, милосердие – это признак силы, а не слабости, человек немилосердный и жестокий – слаб, он просто не нашел подлинный смысл жизни, не состоялся как полноценный человек. К сожалению, человек, который лишен этих качеств – добра, милосердия, любви, готов еще и добить лежащего, как мы это часто видим по телевизору. Это признак слабости, отсутствие благородства, широты души. — Иисус Христос учил: «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Евангелие от Матфея). Сочетается ли это со спортом, тем более единоборствами? — О цитате из Нагорной проповеди — надо внимательно рассмотреть весь контекст и, кроме того, представить страшную моральную атмосферу, царившую тогда в обществе.

http://ruskline.ru/opp/2021/03/12/mitrop...

  В другом месте Симеон говорит, что второе креще­ние, возможно, даже важнее первого, которое является лишь его образом и символом: В первом Крещении вода преднаписует слезы, а миро помазания предзнаменует умное миро Духа. Второе же [крещение] есть уже не образ истины, но сама истина 1132 . Именно в этом тексте Симеона Ж.Даррузес усмотрел «сомнительное православие» 1133 . Но если мы обратимся к святоотеческой Традиции, мы увидим, что все идеи Си­меона имеют параллели в творениях православных От­цов, живших ранее него. О втором крещении говорит, в частности, Иоанн Лествичник : Источник слез после Крещения больше Крещения, хотя эти слова и кажутся несколько дерзкими. Ибо Крещение очищает нас от прежде бывших зол, а сле­зы очищают грехи, сделанные и после Крещения. Приняв Крещение в младенчестве, мы все осквернили его, а слезами снова очищаем его 1134 . Учение о втором крещении проходит через все свя­тоотеческое богословие. Климент Александрийский первым упомянул о крещении слезами 1135 ; среди прочих авторов, развивавших учение о втором крещении, кото­рое есть «крещение слезами» или «крещение огнем», мы видим Оригена , Григория Богослова , Василия Великого , Григория Нисского и Макария Египетского 1136 . Следующий текст Анастасия Синаита также весьма близок к учению Симеона: Как возрождаемся мы в водах Крещения, так и очищаемся, когда крестимся вновь в слезах покая­ния. Кроме того, ни Крещение, ни слезное покаяние не даются без Святого Духа. Не удивляйся! По не­брежению потеряли мы благодать, которую получили при Крещении в младенчестве... но обретаем ее вновь через покаяние и потоки слез 1137 . Как следует воспринимать настойчивые утверждения Симеона о необходимости «сознавать» Крещение? Рас­сматривая взгляды Симеона на Евхаристию (Глава II), мы приводили мнение Григория Нисского о том, что «вода остается водой» для тех, в ком после Крещения не проявилась благодать Святого Духа 1138 . Ему вторит Нил Анкирский , говоря, что «тот, кто лицемерно при­ходит к Церкви Божией, крещается просто водой, а не Духом Святым» 1139 . Все это весьма близко к тому, что пишет о Крещении Симеон.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Избранный после смерти Геласия II папа Каллист II подтвердил на Соборе в Реймсе (29/30 окт. 1119) наложенные ранее на Г. прещения. При поддержке норманнских правителей Сицилии Каллисту II удалось заставить императора признать себя папой, что вынудило Г. бежать в Сутри. В апр. 1121 г. норманнские войска под командованием кард. Иоанна Кремонского захватили Сутри, откуда антипапа был доставлен в Рим. Его подвергли унижениям, посадив верхом на верблюда спиной вперед. По приказу папы Каллиста II Г. заключили в аббатство Ла Тринита делла Кава. Латеранский III Собор (1123) объявил недействительными все совершенные Г. назначения. Впосл. Г. был переведен в мон-рь Сан-Джермано близ Монте-Кассино, в 1125 папа Гонорий II отправил его в замок Фумоне под Алатри. В 1137 г. Г. вновь заключили в аббатство Ла Тринита делла Кава, где, вероятно, он скончался; точная дата смерти Г. неизвестна. Сохранилось неск. посланий и постановлений Г., а также документы, относящиеся к периоду его деятельности в Испании. Сведения о деятельности Г. в Риме после избрания папой содержатся в сочинениях его противников, из к-рых наиболее значительными являются Жития пап Пасхалия II, Геласия II, Каллиста II в Liber Pontificalis и в «Annales romani». Ист.: LP. Vol. 2. P. 304, 315, 323, 347-348, 376-377; Vol. 3. P. 162-163, 169; Jaffé . RPR. Т . 1. P. 821-822; Т . 2. P. 715; Vita Mauritii Burdini archiepiscopi Bracarensis/Ed. É. Baluze//Miscellanea novo ordine digesta/Ed. J. D. Mansi. Lucca, 1761. T. 1. P. 137-148. Лит.: Saraiva S . Luiz Fr . de, card . Successão dos bispos de Coïmbra desde o anno de 1080 até o fim do sec. XII// i dem . Obras completas. Lisboa, 1872. T. 1. P. 114-133; Erdmann C . Mauritius Burdinus (Gregor VIII)//QFIAB. 1927. Bd. 19. S. 205-261; Schreiner K . Gregor VIII. nackt auf einem Esel: Entehrende Entblösung und schandbares Reiten im Spiegel einer Miniatur der «Sächsischen Weltchronik»//Ecclesia et regnum: Beitr. zur Geschichte von Kirche, Recht und Staat im Mittelalter: FS für F.-J. Schmale zu seinem 65. Geburtstag/Hrsg. D. Berg, H.-W. Goetz. Bochum, 1989. S. 155-202.

http://pravenc.ru/text/166759.html

Св. Афанасий, по предположению исследователей, умер в мае 373 года. Он назначил себе преемником одного из своих пресвитеров, по имени Петр. Арианин Луций, который поставлен был епископом после умерщвления Георгия и занимал эту кафедру во время изгнания Афанасия при Юлиане, теперь был вновь выдвинут своей партией, и Петр был изгнан при таких же обстоятельствах насилия и святотатства, как и те, что сопровождали изгнание его великого предшественника Григорием и Георгием. Петр нашел убежище в Риме, и через несколько времени возвратился с одобрительными письмами от епископа Дамаса; после чего, так как Валент был в то время далеко и внимание его от богословских споров было отвращено готской войной, народ восстал против Луция и восстановил православного епископа 1136 . Валентиниану в 375 году наследовал его сын Грациан, который уже в течение восьми лет занимал достоинство августа 1137 . Новый император, которому было только 16 лет, принял себе в качестве номинального сотоварища своего сводного брата, младшего Валентиниана, четырехлетнего ребенка. Вследствие смерти Валента в бесчестной битве при Адрианополе, Грациан сделался в 378 году властелином всей империи (9 авг. 378 г.); но он поспешил облегчить себя от части своих забот передачей верховенства над востоком Феодосию, сыну полководца того же имени, отличные услуги которого в Британии и в Африке были награждены его казнью в Карфагене (Янв. 379 г.) за три года перед тем 1138 . Младший Феодосий с того времени жил в отчуждении в своих поместьях в Испании, пока он не призван был разделить императорскую власть в надежде, что своими способностями он мог отвратить опасности, которые угрожали империи со стороны надвигавшихся готов. Вступив во владение Валента, Грациан провозгласил свободу религии всем, кроме манихеян, евномиан и фотиниан, и возвратил изгнанных епископов востока 1139 . Полуариане, будучи таким образом освобождены от угнетения Валентом (378 г.), порвали ту связь, которую они так деятельно поддерживали с православными, но многие отказались присоединиться к этому движению и оставались в единении с православным обществом 1140 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

б) Св. Владимир и Ярослав прямо говорят в своих уставах, что они заимствовали их из Греческого Номоканона; а в Номоканоне, точно, все эти дела предоставлены церковному суду, и Номоканон, бесспорно, принят нашими пастырями в руководство с самого начала 248 . Спрашивается: по какому же побуждению могло духовенство наше выдумывать подложные уставы, пользуясь и без того правами, в них означенными? в) То, о чем подробно говорится в уставе Владимирове, хотя кратко, но довольно вразумительно, выражается и в летописи: «и помолившемуся ему (т. е. Владимиру, по сооружении Десятинной церкви), рек сице: даю церкви сей святей Богородицы от имения моего и от град моих десятую часть, и положи написав клятву в церкви сей, рек: аще кто сего посудит, да будет проклят» 249 . Не очевидна ли здесь речь о письменном уставе, и именно касающемся судов церковных, и предоставляющем духовенству десятину? А таков и есть устав Владимиров. г) Уставы Владимира и Ярослава повторяются, хотя несколько в измененных видах, и как бы подтверждаются другими Русскими князьями XI, XII и XIII века, которые давали подобные же уставы или всей Русской Церкви, или своим местным Епископам. Таковы церковный устав В. К. Всеволода I (1078–1093), без сомнения, всему Русскому духовенству, недавно найденный, хотя еще и неизданный 250 ; устав Новгородского Князя Святослава Ольговича (1137) Софийскому собору 251 , Князя Смоленского Ростислава Мстиславича (1150) Смоленской епископии 252 , и друг. д) Несомненно известно, что правами, упоминаемыми в уставах св. Владимира и Ярослава, духовенство наше пользовалось: наприм., пользовалось правом надзора за мерами и весами, как показывают грамота Новгородского Князя Всеволода (в нач. XII в.) 253 и договор Смоленского Князя с Готландцами 254 ; судило распри о наследствах до самого издания духовного регламента, и проч. 255 . На основании же Номоканона, или точнее, одного (37-го) из правил Апостольских, в нем содержащихся, которое повелевает для рассмотрения важнейших дел созывать соборы, были соборы и в нашей Церкви 256 . Именно:

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Известны Белгородские епископы: Феодор (упом. 1147–1148), Максим (упом. 1187–1190), Адриан (1190–1197), безымянный (упом. 1231). В 1231 г. Белгородская епархия представляется еще самостоятельною и отдельною от Юрьевской (П. собр. р. лет. 1. 194; 2. 30, 38, 136, 138, 152 Известны Волынские епископы: Феодор (1137–1147), Иоасаф (упом. 1223–1229), Василий и Никифор — преемники Иоасафа (П. собр. р. лет. 1. 133; 2. 30, 163; 3. 45 Известны Переяславские епископы: Евфимий (1141–1149), Василий (поставл. 1157), Антоний (уп. 1168), Павел (поставл. 1198), Симеон (упом. 1239) (П. собр. р. лет. 1. 136, 174, 200; 2. 17, 30, 43, 176 Татищ. 3. 104, 160, 328 Упоминаются Юрьевские епископы: Дамиан в 1147 г. и безымянные в 1183, 1197 гг.; Алексий ок. 1220 г. и еще безымянный в 1231 г. (П. собр. р. лет. 1. 194; 2. 30, 128, 152 Памятн. росс. слов. XII в. 255 Под 1154 г. летопись говорит о каком-то епископе Дамиане Каневском (1. 147; 2. 76 принимая во внимание, что около того самого времени был Юрьевский епископ Дамиан, можем думать, что это одно и то же лицо и что Юрьевские епископы назывались иногда и Каневскими. По крайней мере, предполагать существование особой епархии — Каневской нет достаточного основания. Известны Полоцкие епископы: Косьма (1143–1156), Дионисий († 1183), Николай (поставл. 1185), Владимир (упом. 1218) , Алексей (упом. 1231) (П. собр. р. лет. 1. 165, 187; 2. 19, 126, 127 В летописи упоминаются только два Туровских епископа: Иоаким — в 1144–1146 гг. и Лаврентий — в 1182 г. (1. 136; 2. 19, 25, 126 Но из древнего сказания, сохранившегося в Прологе (под 28 чис. апреля известно, что был в Турове знаменитый епископ Кирилл, который обличил ересь Феодорца Ростовского (след., ок. 1169 г.), писал послания к Андрею Боголюбскому († 1174) и, значит, занимал Туровскую кафедру прежде Лаврентия, упом. в 1182 г. (Восток. Опис. рук. Рум. муз. 457 В другом древнем сказании — «О Мартыне мнисе, иже в Турове», повествуется, что этот Мартин был прежде поваром преемственно четырех Туровских епископов — Симеона, Игнатия, Иоакима и Георгия и что потом, когда Мартин, будучи уволен последним епископом на покой за старостию, сделался иноком и проживал в епископском монастыре святых мучеников Бориса и Глеба в тяжкой болезни, к нему явились святые мученики Борис и Глеб, которых он принял за слуг Ярослава Георгиевича («и мнев старец: Георгиевича Ярослава слузе еста»), и исцелили его (Пролог Рум.

http://sedmitza.ru/lib/text/435831/

По Св. Василию Великому «смертность является последствием греха» 1134 , при этом «зло действительное, само в себе, есть грех , умерщвляющий душу, физические же бедствия и страдания лишь кажутся злом, будучи наоборот, добром, т.к. приводят к сознанию своей греховности» 1135 . Св. Григорий Богослов считает, что грех прародителей состоял в гордости, т.е. «в самонадеянном порыве человеческого ума вопреки заповеди Божией постигнуть то, что для него было еще не постижимо, или – что то же – сделаться высочайшим умом, Богом, ведущим все доброе и лукавое» 1136 . Первым в человеке был поврежден образ Божий – ум или дух человека, а затем и тело, грех и его последствия перешли на все потомство Адама и привели к тяжким трудам, болезням и смерти тела 1137 . Св. Григорий Нисский говорит: «Удаление же лучшего делается происхождением противоположного» «поскольку в этом и состоит отличительное свойство свободы, чтобы желаемое избирать свободно, то виновником для тебя настоящих зол не Бог, устроивший естество нерабственное и независимое, но неразумие, вместо хорошего избравшее худое» 1138 . Св. Иоанн Златоуст пишет: «Диавол, в качестве орудия обмана, воспользовался тем, что врождено было человеку», сказав «будете, как боги» ( Быт.3:5 ), он учел, то, что «Бог, создавая человека, вместе с прочими знаниями, вложил в него и страстное стремление к Богу» 1139 . «Не пришел лукавый к Еве явно, в своем собственном виде, но вступает в беседу с ней, облекшись в змия, чтобы обмануть ее и его словами склонить к ослушанию Бога. Ведь, если бы он пришел к ней сам самолично, Ева тотчас же удалилась бы от него и поспешила бы к своему мужу. Но под видом змия ему удалось вступить с ней в беседу, чем он и воспользовался, внушая ей приблизиться и коснуться дерева, плоды которого запретил Бог всем вкушать» 1140 . «Дар властвования над зверями был утерян Адамом в грехопадении: звери из рабов его превратились во врагов» 1141 . «Последствия грехопадения сказались, главным образом, в потере того совершенства, которым Адам был одарен при творении» 1142 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

е. теми произведениями земли или промыслами, какими кто из жителей занимался,— хлебом, скотом, медом, шкурами разных зверей, убитых на ловле: белок, горностаев, соболей и проч. Не знаем, как велики были доходы великого князя киевского по всем означенным статьям, но, без сомнения, они были весьма значительны. А следовательно, и десятина с них, шедшая для Десятинной церкви, была немалая. Ее с избытком могло доставать для содержания и самой церкви, и всего причта ее, и митрополита Киевского . А потому благочестивый и вместе мудрый князь, назначая десятину, имел в виду, как ясно значится в одном из древнейших списков его устава, и другую высокую цель: ему хотелось, чтобы жертвуемое им по доброй воле из собственных доходов на пользу соборной церкви было употребляемо духовенством и на пользу общественную — для призрения нищих, сирых, дряхлых и немощных, для принятия странников, для вспомоществования девам, вдовицам, потерпевшим от пожара или наводнения, для искупления пленных, для оказания помощи во время глада и для других подобных дел . Назначил ли равноапостольный князь десятину и для прочих соборов и епископских кафедр в России, как утверждают некоторые поздние летописи? Очень вероятно, хотя древний летописец и молчит об этом. Ибо а) в некоторых списках церковного устава святого Владимира ясно говорится, что как дал он десятину для киевской Десятинной церкви из всего своего княжения, так же дал и по всей земле Русской из княжения в соборную церковь от всего княжа суда десятую векшу, из торгу — десятую неделю, из домов на всяко лето от всякого стада и от всякого жита — чудному Спасу и чудней Богородице; б) в Русской Правде, имела ли она первоначально употребление только в Новгороде или и в других странах России, определены были куны, следовавшие в десятину; в) Супрасльская летопись говорит, что первый Новгородский епископ Иоаким «уради себе монастырь десятинный» ; г) новгородский князь Всеволод свидетельствует, что Софийский собор в Киеве и Софийский в Новгороде пользовались десятиною с самого начала ; д) другой новгородский князь Святослав в 1137 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/435798/

Или же «от причиняемого к причинам» означает – от воспринимаемых чувствами символов к умопостигаемому и умственному; или же – от менее совершенного к более совершенному, например, от отпечатков к образу, а от образа к истине. Ибо то, что в Ветхом Завете, – тень, образ же – то, что в Новом Завете, а истина – устроение будущего. 1134 Ударение должно быть на предпоследнем слоге (в соответствующем греческом слове смысл меняется в зависимости от ударения), и это означает «и тогда». 1135 Изображениями он называет образы невидимого и таинственного, то есть совершаемое посредством символов. Из этого первым он назвал «таинство собрания», умопостигаемое содержание коего, проясняемое то есть в умозрении, он обещает обнажить. 1137 Обрати внимание на «неподвижное по сущности стояние» и что епископ – отпечаток Бога. Заметь также, что каждение происходит в три этапа: иерарх начинает от жертвенника и, пройдя весь храм, становится вновь на то же место. 1139 Третий образ предлагаемого умозрения, – что и то, что касается епископа, начинаясь с единого, умножается. «Не удерживаемый меньшими» означает, что он не приобщается худшим. 1140 Заметь, что такое псалмы. Обрати также внимание на слово «сопутствующее». Однако он добавил «почти», ибо это не соединяется друг с другом по существу. Но так как все направлено к одной цели, то есть спасению людей, он и сказал «присущее», а затем немедленно добавил «почти», ограничивая противоречивость слова. Ниже он говорит о едином дыхании, то есть единодушии, что показывает наличие одной цели у всех. 1145 Полагаю, что он имеет в виду Апокалипсис божественного Иоанна, или его Евангелие, что вероятней. 1147 Целью псалмов, говорит он, является воспеть Бога и Его настоящих угодников, обладающих свойственной таковым внушающей и собирающей силой, каковой, заставляющей поющих постоянно помнить о псалмах, обладает, говорит он, все совершаемое в обрядах. 1150 Заметь, что краткое, то есть неясное, благодаря исполняемым символам проясняется; это ведь означает «расширяется».

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010