—359— знаться, что инструкция всё сделала, чтобы обеспечить большинство и успех обновленцам 1107 : 1) Запрещение присутствовать на соборе лицам, привлечённым за противо-обновленческую деятельность к церк[овному] суду за время 1922 года. 2) Обязательное присутствие на соборе Центральных Комитетов обновленческих, уполномоченных ВЦУ, самого ВЦУ – что дало общую цифру 180 назначенцев из 180, кажется, присутствующих. 3) регламент – допускающий высказываться по данному вопросу одного за и одного против. Затем Иларион переходит к самому открытию собора. Он протекал далеко не так просто и вовсе не так торжественно, как описывают это „деяния собора“. С самого начала возникли крупные недоразумения с сибирской иерархией. В Сибири тремя епископами, Тихоном отверженными 1108 , рукоположены были два женатых епископа 1109 , под клятвой: не производить посвящений самим. —360— Это не помешало однако им рукоположить в епископы Петра БЛИНОВА 1110 , который затем напосвящал 16 епископов. Все эти епископы приехали на собор и по мнению даже так называемых обновленческих епископов не имели ни малейшего права принимать участие в богослужении, предшествовавшем открытию собора 1111 . Антонин протестовал даже против участия в богослужении самого Блинова 1112 . По законам церкви – только два епископа могут поставить кого-либо в епископы. Антонин нашёл выход из положения: так как Блинов посвятил 16 человек один – то значит и благодати на них половина. Антонин во время службы в Заиконоспасском монастыре 1113 произвёл допосвящение их. Затем Иларион переходит к самому собору. Для сравнения он приводит 2-й Эфесский собор, руководимый греком Диоску- —361— ром 1114 , ведшим его вопреки всяким правилам и положениям церкви. Этот собор назван разбойничьим. Как же надо назвать собор 23 года? Центральным вопросом был по мнению Илариона вопрос о лишении сана патриарха и суде над ним. Сам суд неправилен уже потому, что подсудимому не был послан вызов. Его даже не уведомили о том. Затем Иларион разъясняет своё отношение к резолюции принятой собором по данному вопросу:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

987–1328 Династия Капетингов во Франции 1014–1039 Правление германского императора Генриха II 1016–1035 Правление короля Англии, Дании и Норвегии Кнута I Великого 1024–1125 Франконская (Салическая) династия в Германии 1033–1109 Ансельм, архиепископ Кентерберийский 1039–1056 Правление германского императора Генриха III Черного 1042–1055 Правление византийского императора Константина IX Мономаха Поход новгородского князя Владимира Святославича на Константинополь 1049–1054 Понтификат папы Льва IX Великая схизма Православной и Католической Церквей 1056–1106 Правление германского императора Генриха IV Латеранский собор Битва при Гастингсе, покорение норманами Англии 1066–1087 Правление английского короля Вильгельма I Завоевателя 1073–1085 Понтификат папы Григория VII (Гильдебранда) «Хождение в Каноссу» Генриха IV 1079–1142 Богослов-схоласт Пьер Абеляр 1081–1185 Династия Комнинов в Византии 1081–1118 Правление византийского императора Алексея I Комнина «Книга Страшного суда» в Англии 1090–1153 Богослов-схоласт аббат Бернар Клервоский Собор в Клермоне 1096–1270 Крестовые походы Крестовый поход бедноты 1096–1099 Первый крестовый поход Взятие крестоносцами Иерусалима, создание королевства Иерусалимского 1100–1155 Ересиарх Арнольд Брешианский 1106–1125 Правление германского императора Генриха V 1108–1137 Правление французского короля Людовика VI Капета Восстание в г. Лане Создание ордена госпитальеров (иоаннитов) Собор в Суассоне, осудивший учение Пьера Абеляра 1132–1202 Ересиарх Иоахим Флорский (Калабрийский) 1137–1180 Правление французского короля Людовика VII Капета 1138–1254 Династия Гогенштауфенов в Германии Собор в Сансе, осудивший учение Пьера Абеляра 1147–1149 Второй крестовый поход 1152–1190 Правление германского императора Фридриха I Барбароссы 1154–1399 Династия Плантагенетов в Англии 1154–1189 Правление английского короля Генриха II Плантагенета 1167–1216 Правление английского короля Иоанна Безземельного 1180–1223 Правление французского короля Филиппа II Августа 1189–1192

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Although tribulation is occasionally a punishment for errorists (Rev 2:22), it usually applies to believers (Rev 1:9; 2:9–10; 7:14; John 16:21, 33 ). Perseverance (Rev 2:3,19; 3:10; 13:10; 14:12) and endurance (Rev 2:3, 25), are at least implied for both. In Revelation believers are overcomes (2:7,11,17,26; 3:5,12,21; 12:11; 17:14; 21:7; cf. 11:7; 13:7; cf. «make war» in 2:16; 11:7; 12:11, 17; 17:14; 19:11, 19; 20:8); in 1 John, believers are overcomers (5:4–5) through a decided event (2:14; 4:4), the finished work of Christ (also John 16:33 ). Both documents have «descent» language (Rev 3:12; John passim) and are permeated by an overriding vertical dualism. Opened heavens signify revelation (Rev 4:1; 11:19; 19:11; cf. 3:20; 5:2–3; 15:5; 20:12; John 1:51 ). Jesus wipes away tears (Rev 7:17; 21:4; 1107 cf. John 20:15–16 ); his followers «go out» (Rev 3:12; John 10:9 ); the righteous eat eschatological food (Rev 2:7, 17; 3:20, 19; cf. John 2, 6, 21 ). The true rest (Rev 14vs. 14:11) of the eschatological Sabbath (Rev 20:2–6; 1108 cf. 1:10; 1109 John 5 ), the eschatological hour (Rev 3:3,10; 14:7, 15; 17:12; 18:10,17, 19; ; vs. Jesus» hour in John, e.g., 2:4), 1110 and the eschatological inversion of the true and false (Rev 2:9, 3:17–18; John 9:39, 41 ) are developed in different directions but found in both. The wilderness motif of the new exodus is also common to both works and seems to cover the entire period between Jesus» first and second comings (Rev 12:5–6; John 1:23; 3:14; 6:31 ; cf. 11:54). Glasson notes the wilderness parallels, and lists the tabernacle, water and light, manna (Rev 2:17; John 6:31–33 ), and palms (Rev 7:9; John 12:13 ); but he also observes that these motifs are present in John but future in Revelation. 1111 While the wilderness itself certainly refers to the present rather than the future age in Revelation (12:6,14), and his contrast between John " s past antichrist (17:12) and Revelation " s future one (Rev 13) is questionable, 1112 Glasson is not mistaken about the different orientation; as he points out, Zech 12applies to the cross in John 19:37 , but to the second coming in Rev 1:7. 1113 The two books are relatively consistent in their different orientations, despite the presence of some future es-chatology in John; but as we have argued above, these differences of orientation need not be (though could be) a decisive argument for separate authors.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

De sacra precatione, 535–670. De ordine sepulturæ, 669–96. Expositio de divino templo et de missa, 697–750. Expositio sacri symboli 1–2, 751–802; 803–18. Articuli XII de fide, 819–30. Response ad Gabrielem Pentapolitanum (quæst.–83), 829–952. De sacerdotio, 953–76. Præfatio Dosithei græce, 27–32. Notitia Allatii, 9–18; FH., 17–24. Index analyticus græce, 977–1004. SYNCELLUS. Vide DEMETRIUS, GEORGIUS, MICHAEL S. SYNESIUS, s. IV-V, 66. (Ex editione Petavii). Oratio de Regno, 1053–1108. Monitum Petavii, 1049–52. Dion, 1109–64. Calvitii encomium, 1167–1206. Krabingeri præfatio et index codicum et edimionum, 1163–68; notæ, 1625–1732. De Providentia, 1209–82. Krabinger. Index codicum, 1207–10. De insomniis, 1281–1320. Epistolæ 1–156, 1321–1560. Index eorum ad quos scribit S., 1735–36. Homilia 1 in dies festos pie celehrandos, 1561–2. – 2 in pervigilio Natalis (sc. Paschatis), 1563–4. Catastasis in barbarorum excursionem, 1565–74. Catastasis altera sive elogium Anysii, 1573–78. De dono astrolabii, 1577–88. Hymni, 1–10, , 1587–1616. Testimonia veterum, 1041–8. Turnebi præfatio græca, 1047–50. Petavii notitia, 1021–26, et codices, 1049–50. Notitia FH., 1025–42, in qua index еогит ad quos scribit S., 1037–40. Index analyticus, 1735–50. Index scriptorum laudatorum in notis Petavii, 1749–52. SYNODICON, s. V, 84. Synodicon adversus ttago_ediam Irenæl, 565–864. Præfatio Baluzii, 551–4. Præmonitio Mansi, 551–2. Index capitum (223), 583–64. Vide nomina uniuscujusque eorum quorum epislolæ describuntur; indicem habes in tabula methodica sub verbo Adversus Nestorianos. SYNODUS, s. XIV, in causa Hesychastarum. Synodici tomi tres: 1 . Contra Barlaam et Acyndinum [et Joannem Calecam], græce (Miklosich-Muller) [Febr., 1347), 152, 1273–84. 2 . Contra Barlaamitas et Acindynianos [Callistus СР., Maio 1351], græce (Dositheus), 151, 717–64. 3 . Contra Prochorum Cydonium [Philotheus СР., 1368], græce (Dositheus), 151, 693–716. Relatio pontificum ad Annam Palæologinam, græce (Sept. 1346], 167–70.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Genes. 91–93. (P. G. CIX, 1108–1109). Theoph. Cont. Lib. IV, c. 23–24. Cedren. II, 161–163 (P. G. CXXI, 1045–1048). Zonara III, 394–396. Cp. А. А. Васильев. Политич. отношения Византии и арабов за время амморийской династии. СПБ. 1900. Стр. 185 и дал. 1341 Zonara III, 398. У арабского историка Табари отмечено, что при приеме иностранных послов Михаил сам не говорил ни слова и только кивал головой в знак согласия или несогласия. Все распоряжения делались дядей. А. А. Васильев. Цит. соч. Прил. с. 58. 1343 Яркую и детальную характеристику Михаила дают лишь хронисты школы Константина Порфирогенета и зависимые от них. При их установленной тенденции унижать последних амморийцев в пользу основателя македонской династии, можно допустить, что в характеристике Михаила значительно сгущены краски; но всё же общее мнение клонится далеко не в его пользу. Гиббон. История упадка и разрушения римской империи. Москва 1885. Ч. V, стр. 337. Finlay. History of Greece Oxford 1877. Vol. II, p. 173. Παπαηγπουλος: στορα το λληνικος θνους. ν θνιας 1886. Τομ. III σελ. 716–720. Герасим Яред смягчает общий приговор о Михаиле. Яред цит. соч. Христ. Чтение 1872, ч. II, стр. 561 и дал. 1345 Останавливаясь на отношении Фотия к борьбе придворных партий, Гергенрётер ставит на вид, что Фотий не протестовал против убийства Феоктиста и при перевороте не только не потерял своего положения, а скорее укрепил; следовательно, заключает Гергенрётер, хотя Фотий не принимал прямого участия в заговоре, однако считался в партии Варды своим человеком (I, 351). По поводу этого заключения можно заметить, что отсутствие протеста еще не означает сочувствия: протеста не было даже со стороны Игнатия, по своему положению обязанного с ним выступить. Неизвестно, далее, чтобы из переворота Фотий извлек какую-нибудь непосредственную выгоду. Если впоследствии он получил кафедру, то это случилось при исключительных условиях, создавшихся лишь позднее и принудивших Варду выдвинуть Фотия. В момент переворота и непосредственно за ним Фотий остался тем-же, чем был и ранее.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

II. О библейской хронологии и о дате творения человека Неизвестность истинной библейской хронологии. – Разногласие цифр в разлнчных текстах Библии. – Возможные пробелы в генеалогических списках. – Хронология LXX достаточна ли для удовлетворения законных требований палеонтологии и истории? Неизвестность истинной библейской хронологии Доказавши, что человек не восходит к баснословной древности, которую ему ложно приписывают известные ученые, мы должны исследовать, возможно ли определить, в какую дату он был сотворен, и изложить по этому случаю в настоящее время столь спорный вопрос о библейской хронологии. 1107 Творение Адама вообще относят к 4004 году до христианской эры, но должно заметить: 1) что эта цифра покоится на сомнительных расчетах, и 2) что в действительности невозможно решить, с полною достоверностью, проблему времени появления человека на земле. Существует много систем библейской хронологии, но в строгом смысле не существует собственно библейской хронологии. 1108 Тем более не существует официальной церковной хронологии. „Ошибочно думать, говорит Меньян, что христианская вера заключает существование человека во время, которое не может превышать шести тысяч лет. По вопросу столь тонкому Церковь никогда не высказывалась“. 1109 Ветхий Завет не знал эры, 1110 т. е. определенного исходного пункта, избранного для счета годов и служащего сравнительным термином для всех других событий, как напр., дата Рождества Христова. Он содержит, однако, несколько хронологических данных, т. е. элементов вычисления, которыми можно пользоваться для установления хронологии, хотя никакой богодухновенный автор не представляет нам вполне совершенной хронологии. Такими элементами являются родословия патриархов и количество лет, в течение которых они жили. В том состоянии, в каком они дошли до нас, они недостаточны для восстановления строгой и вполне достоверной хронологии. Для того, чтобы вычислить, в действительности, точно годы от сотворения человека, при помощи родословных таблиц патриархов, нужно: 1) владеть истинными цифрами, написанными священными писателями в Пятокнижии и в других богодухновенных книгах; 2) иметь генеалогические списки полные, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

«Unigenitus qui est in sinu Patris» ( Ин 1:18 ): «Единородный Сын, сущий в недре Отчем»), прототип интенциональности, полагает основание познанию подобного подобным 1103 ; но Он также есть первоначало, богословское основание всякого подобия между причиной и следствием в земной производящей причинности, где соприродное деятелю «слово» не тождественно «логосу», ratio. Первоначальная (или сущностная) причина в собственном смысле – это, следовательно, Первопричина творений, «quae et ratio et verbum ipsarum est et dicitur» [«которая является и называется их логосом и словом»] 1104 . Первопричина всех вещей – «Ratio, Логос, Verbum in principio» 1105 . Это – causa prima omnium [первая причина всего], что не есть Бог, внешняя творениям, но представляющая собой чтойность, идею вещей, «нетварную» и не принимающую никакой зависимости извне 1106 . «Ipsa rerum ratio sic est principium, ut causam extra non habeat nec respiciat, sed soluam rerum essentiam intra respicit... Hinc est quod sancti communiter exponunt deum creasse caelum et terram in principio, id est in filio, qui est imago et ratio idealis omnium» [«Сам логос вещей есть такое начало, что не имеет вовне причины и не взирает на нее, а взирает только на внутреннюю сущность вещей.. Поэтому святые согласно объясняют слова «в начале сотворил Бог небо и землю» в том смысле, что сотворил их в Сыне, который есть образ и идеальный логос всех вещей»] 1107 . Независимо от того, какой смысл вкладывается здесь в термин imago – «Образ Отца» или «идеальный образец» 1108 творений, – этот текст обязывает нас отождествить в теологии Майстера Экхарта идеальный логос, «взирающий» 1109 изнутри на тварные сущности, с «Началом», то есть Сыном, в коем Бог сотворил все вещи, не «взирая» ни на что внешнее. Это внутренне творение in principio [в начале], или, вернее, эта первая ступень произведения всех вещей, корень тварных сущностей в вечном рождении Слова, напоминает экзегезу Климента Александрийского и Оригена , которые первыми отождествили principium из книги Бытия ( Быт. 1:1 ) и «начало» из Евангелия Иоанна ( Ин. 1:1 ) 1110 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

    1103. Когда празднуется Воскресение Христово?    Воскресение Христово празднуется в наших странах вечером в субботу перед пасхальным воскресеньем, иногда в полночь с субботы на пасхальное воскресенье, а иногда рано утром перед рассветом в пасхальное воскресенье.     1104. Чем начинается празднование Воскресения Христова?    Празднование Воскресения Христова начинается крестным ходом вокруг церкви.     1105. Что поют при крестном ходе?    При крестном ходе поют торжественную песнь «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».     1106. Что бывает после крестного хода?    После крестного хода начинается пасхальная заутреня.     1107. Где начинается пасхальная заутреня?    Пасхальная заутреня начинается перед закрытыми дверьми храма, а потом продолжается в храме.     1108. Какая песнь при пасхальной заутрене повторяется все время?    При пасхальной заутрене часто поется песнь «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».     1109. Что делает священник в конце заутрени?    В конце пасхальной заутрени священник радостно возглашает: «Христос воскресе!»     1110. Как верующие отвечают на этот возглас?    На это приветствие верующие также радостно и громко отвечают: «Воистину воскресе!»     1111. Что совершается после пасхальной заутрени?    После окончания пасхальной заутрени совершается освящение яств, которые приносят верующие для освящения.     1112. Как называется пасхальная неделя?    Пасхальная неделя называется Светлою седмицей.     1113. Чем для всех видимо отмечается в храме Светлая седмица?    Светлая седмица в храме видимо для всех отмечается тем, что все трое врат иконостаса открыты всю неделю, и не только при богослужениях, но и вне богослужений, в знак того, что Воскресение Христа из мертвых открыло нам врата Царства Небесного, чтобы мы могли войти в радость Господа своего.     1114. Как еще называется пасхальное воскресенье?    Пасхальное воскресенье называется еще Великоночным воскресением, потому что та ночь, когда Христос на рассвете восстал из мертвых, была поистине великой и торжественной для Него и для нас.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

(ϑ) Сего требует от нас польза милосердия; ибо когда мы ближнему благотворим, Бог то Себе вменяет. Иже бо вас, глаголет Спаситель, приемлет, Мене приемлет: и иже приемлет Мене, приемлет пославшего Мя. Иже аще напоит единаго от малых сих чашею студены воды, токмо во имя ученика, аминь глаголю вам, не погубит мзды своея 1106 . И потому за милосердие щедро награждает, как говорит Соломон: мужа тиха и даятеля любит Господь: милуяй нищаго сам препитается 1107 . Нравоучение из той же притчи § 15 Что Лазарево имя собственным своим названием упомянуто от Спасителя в Евангелии, сие да научит тебя, Христианине, тому, чтобы ты веровал, яко избранных Божиих имена написаны, как в книге вседетельнаго Его промысла, так равно и в книге живота. 1) Лазарь был презренный от людей, но приятен Богу; ибо по смерти удостоился почивать на лоне Авраамли, еже есть блаженство небесное. По сему-то говорит Св. Игнатий: «Христианин миру неприятный, Богу же любезен». Лазарь был проображение Церкви, которая, равно как и Лазарь, лежит, повергаема пред враты богатых. Как-то во времена Фараона в Египте, во времена Навуходоносора в Вавилоне, во времена Нерона, Диоклитиана, Домитиана, Валериана и прочих в Риме. Она (то есть Церковь ) часто посмеянию подлежит, часто презирается, и хотя во многом нужду имеет от людей, однако помощи не ищет, но на милость Божию уповает, глаголя с Давидом: аз же на милость Твою уповах: возрадуется сердце мое о спасении Твоем: воспою Господеви благодеявшему мне, и пою имени Господа вышняго 1108 . 2) Бедность Лазаря да научит тебя, Христианине! свою бедность сносить без роптания. Он в Евангелии нищим называется. Не имел он честей; поелику пред враты лежал богатого. Не имел он утешений, и не веселился на всяк день светло; ибо едиными крупицами насытить себя желал. Одни пси приходили к нему и лизали раны его, и тем некоторое оживление болезненному его телу подавали. Сей Лазарь, Христианине! есть для тебя зеркало, в котором ты усмотреть можешь бедность человеческую; ибо и ты одного и того же естества с Лазарем. Был ты богатый в рае, но изгнан из рая сладости за преступление, и сделался бедным и лишенным первобытной святости; по сей причине ты скитаешься на земли, под небесем, в жилище твое облещися желаешь, воздыхая о храме нерукотворенном, вечном на небесех 1109 . И если бы Бог не явился во плоти, Кой оправдася в Дусе, показася Ангелом, проповедан бысть во языцех, веровася в мире, вознесеся во славе 1110 ; то бы ты был подобен Содому и Гоморру. Ныне же, имея Архиерея велика, прошедшаго небеса, Иисуса Сына Божия, держися исповедания 1111 , и, одеяв себя ризою спасения, яже суть благия дела, не ожесточайся лестию греховною; причастник бо еси Христу, аще точию начаток состава даже до конца удержиши 1112 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Антониев монастырь — второй в Новгороде — был основан по благословению святителя Никиты преподобным Антонием Римлянином († 1147 г.; память 17/30 января, 3/16 августа, также в первую пятницу после дня памяти апостолов Петра и Павла) в начале XII века. При содействии святителя Никиты преподобный Антоний получил для монастыря территорию на берегу реки Волхов, где остановился камень, на котором Антоний чудесно приплыл из Рима. Незадолго до кончины святитель Никита вместе с преподобным Антонием разметил место для нового каменного монастырского храма, который благословил освятить так же, как и прежний (деревянный) в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Святитель Никита собственноручно начал копать ров под его основание. На построен храм был уже при его преемнике — епископе Иоанне (1108–1130). 13 лет управлял святитель Никита новгородской паствой и мирно скончался в 1109 году, 31 января. Уже после кончины святителя Никиты была начата роспись стен новгородского собора во имя Святой Софии Премудрости Божией по завещанию святителя Никиты. Доныне цел каменный корпус новгородского архиерейского дома, и в памятниках, и в народном предании известного под именем Никитинского. Это самое древнее из дошедших до нашего времени строений архиерейского корпуса было перестроено до средних сводов. При многочисленных трудах и заботах по благоустройству Новгородской епархии святитель Никита никогда не оставлял сугубого подвига монахов-отшельников: под святительскими одеждами он носил тяжелые железные вериги. Погребен святитель в новгородском Софийском соборе, в приделе во имя святых Иоакима и Анны — родителей Пресвятой Богородицы. В 1547 году, при архиепископе Новгородском Феодосии (1542–1551), некий благочестивый христианин в пасхальную ночь за богослужением получил в откровении повеление украсить покровом гробницу святителя Никиты, что и было исполнено. В том же году на церковном соборе состоялось общероссийское прославление святителя. Через несколько лет архиепископ Новгородский Пимен (1553–1570) совершил открытие гробницы по благословению митрополита Московского Макария († 1563). Обретение нетленных мощей святителя Никиты состоялось 30 апреля 1558 года. Примечательно, что по благодатной помощи святителя получают исцеление преимущественно больные глазами и слепые.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010