(Ott. Fris. 1912. Р. 311–312; Ott. Fris. 1960. Р 502) 3. VII, 21. [Примерно в то же время, что и император Лотарь 1098 , умерло много знатных людей, в том числе английский король Генрих, после чего в Англии началась смута 1099 .] И Паннония 1100 оказалась под гнетом беспорядков, после того как незадолго до этого времени умер ее король Иштван (Stephanus), сын Кальмана (Cholomannus) 1101 , который (Стефан. – Сост.) и сам, пока был жив, пребывал в длительном разладе с императором греков (Grecorum imperator) 1102 . Когда королевский трон занял Бела (Bela), сын Альмоша (Almus), некогда ослепленный Кальманом вместе с отцом Альмошем 1103 , Борис (Boricius), про которого говорили, что он также был сыном Кальмана, но от другой, нежели Иштван, матери, дочери короля Руси (Rutenorum), или Киева (Chios) 1104 , требует отцовское королевство. Для этого, перейдя в Грецию (Grecia), он вступил в брак с кровной родственницей императора Калоиоанна (Kaloiohannes) 1105 , а потом, отправившись в Польшу (Polunia), склонил к своим замыслам князя (dux) той страны 1106 . Итак, с помощью его войска, по призыву некоторых венгерских графов (comites) 1107 , он пересекает лес, разделяющий поляков и венгров, [и] вступает в Паннонию 1108 . Но король Бела, соединившись с сыном маркграфа Леопольда (Leopaldus marchio) Адальбертом (Albertus), который был женат на его сестре 1109 , и кое с кем из нашего королевства, выступает против Бориса. А тот, заслышав шум и воинственные голоса, по языку понял, что в войске много немцев; боясь их больше, чем венгров, он вместе с польским князем обратился в бегство, во время которого потерял много людей. В первой же схватке между венграми и поляками, до прибытия немцев, пало множество с обеих сторон, и некоторые из бывших на стороне Белы, но вероломно предавших врагам своих [товарищей], по справедливому приговору лишились жизни во искупление за свое коварство 1110 . (Ott. Fris. 1912. Р. 340–343; Ott. Fris. I960. Р. 534–538) 4. VII, 34. [Конфликт папы Евгения с римлянами 1111 .] Король 1112 же, отпраздновав Рождество 1113 во дворце в Ахене (Aquis), вступает в Баварию (Baioaria).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ученое прозвище А.- Doctor magnificus (Чудесный доктор). Ему принадлежат ок. 30 сочинений по богословским, философским, логическим вопросам. Условно можно выделить 3 периода лит. деятельности А.: 1) философско-богословский (1070-1090), 2) богословский (1090-1105), 3) философский (1105-1109). 1-й период К 1-му периоду относится первое большое соч. «Monologion» (или «Soliloquium» - Разговор с самим собой, 1078), к-рое представляет собой очерк догматического богословия. Следующее соч., «Proslogion» (или «Alloquium» - Разговор с собеседником, 1079), содержит онтологическое доказательство существования Бога. К «Proslogion» примыкает «Liber apologeticus contra insipientem» (Апология против безумца), где А. защищает свое доказательство от возражений мон. Гаунило, приора мон-ря в Мармутье, к-рый в своей кн. «Liber pro insipiente» (Книга в защиту безумца) высказывает возражения на онтологическое доказательство. В 1080-1085 гг. были написаны диалоги «De grammatico» (О грамотном); «De veritate» (Об истине), в к-ром дается определение истины, разбирается отношение различных видов истины к единой истине; «De libero arbitrio» (О свободе выбора), в к-ром А. ищет совершенное определение свободы выбора и приводит разновидности этой свободы. К 2 последним диалогам непосредственно примыкает «De casu diaboli» (О падении диавола, 1085-1090), где А. рассматривает вопрос о происхождении и сущности зла. Это последний диалог, написанный им в мон-ре Бек. 2-й период Перед посвящением в архиепископа Кентерберийского (1093) А. написал «De fide Trinitatis» (О вере в Св. Троицу) и «De incarnatione Verbi» (О воплощении Слова), в них излагается учение о Св. Троице с помощью рациональных аргументов и осуждается номинализм Росцеллина . В 1098 г. в Италии А. завершил свое главное христологическое соч. «Сиг Deus homo» (Почему Бог стал человеком), где развивается ставшая для католич. Церкви общепризнанной юридическая теория Искупления как удовлетворения (satisfactio) за оскорбление Божественного величия, а также разбираются христологические проблемы. В этот же период А. было написано соч. «De conceptu virginali» (О непорочном зачатии), с ним связано более позднее «De originali peccato» (О первородном грехе, 1107-1108), эти сочинения посвящены вопросам происхождения и природы зла, распространения первородного греха на все человечество, очищения от этого греха в Крещении, участь некрещеных младенцев, святость и приснодевство Богоматери и др. «De processione Spiritus Sancti» (Об исхождении Св. Духа) первоначально представляло собой речь А. на Соборе в Бари (1098), посвященном истолкованию веры против учения правосл. Церкви. 2 сочинения - «De sacrificio azymi et fermentati» (О пресном и квасном хлебе в евхаристическом приношении), или «De azymo et fermentato» (О пресном и квасном хлебе), и «De sacramentis ecclesiae» (О Таинствах Церкви) - представляют собой ответ А. на вопрос еп. Варлаама Наумбургского о Св. Дарах. 3-й период

http://pravenc.ru/text/115688.html

Встреча папы Римского Пасхалия II с франц. кор. Филиппом I. Миниатюра из «Больших французских хроник». 1375–1380 гг. (Paris. fr. 2813. Fol. 187) Фото: gallica.bnf.fr Встреча папы Римского Пасхалия II с франц. кор. Филиппом I. Миниатюра из «Больших французских хроник». 1375–1380 гг. (Paris. fr. 2813. Fol. 187) Фото: gallica.bnf.fr Быстрее удалось уладить спор из-за инвеституры с англ. кор. Генрихом I (1100-1135) (в результате этого конфликта Ансельм , архиеп. Кентерберийский (1093-1109), в 1103 был повторно изгнан на континент). К весне 1106 г. были выработаны компромиссные условия, утвержденные Лондонским Собором (авг. 1107), к-рый созвал вернувшийся в Англию архиеп. Ансельм. Король отказывался от совершения инвеституры, но сохранял контроль над выборами епископов и аббатов крупнейших мон-рей, к-рые совершались в королевской капелле. Избранные прелаты были обязаны приносить монарху оммаж, чтобы получить подтверждение владений и привилегий своих церквей. По-видимому, сходный компромисс в вопросе об инвеституре был достигнут и в отношениях с франц. кор. Филиппом I (1060-1108) и его сыном, Людовиком (кор. Людовик VI Толстый в 1108-1137). Посредником в контактах франц. двора с Папским престолом выступал видный канонист еп. Иво Шартрский (1090-1115). При его участии в дек. 1104 г. кор. Филипп I добился снятия с себя церковного отлучения, наложенного папой Урбаном II за развод. Еще в 1097 г. в послании к Гуго, архиеп. Лионскому, Иво Шартрский предложил различать «духовный» и «мирской» аспекты инвеституры, что в дальнейшем открыло путь к достижению компромисса (подробнее см. в ст. Инвеститура ). В кон. 1106 г. П. поехал во Францию и на Соборе в Труа (кон. мая 1107) подтвердил запрет светской инвеституры, а также повторил требование обязательного целибата для клириков. Состоявшиеся во время этой поездки переговоры с послами нем. кор. Генриха V в Шалон-ан-Шампань оказались безрезультатными (см. в ст. Оттон , св. Римско-католической Церкви, еп. Бамбергский), поскольку нем. король не желал отказаться от своего права на инвеституру. Осуждение светской инвеституры П. повторил на Соборах в Беневенто (окт. 1108) и Риме (март 1110).

http://pravenc.ru/text/2579159.html

Иоанн (Попьян), еп. Новгородский, оставляет Новгородскую епископию. Миниатюра из Лицевого летописного сво-да. Голицынский том. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 80) Иоанн (Попьян), еп. Новгородский, оставляет Новгородскую епископию. Миниатюра из Лицевого летописного сво-да. Голицынский том. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 80) Вероятно, при И. была продолжена роспись собора Св. Софии, начавшаяся весной 1109 г. на средства, собранные свт. Никитой («стяжяниемь святого владыкы»). Период архиерейства И. в Новгороде отмечен строительством ряда каменных церквей, в т. ч. в новооснованных пригородных мон-рях - в Юрьевом новгородском и в Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы . В 1113 г. была начата ц. во имя свт. Николая на Ярославовом дворище, 28 апр. 1115 г. Воигост заложил ц. во имя вмч. Феодора Тирона, в 1119 г. кн. Всеволод и игум. Кириак начали строительство каменной ц. во имя св. Георгия в Юрьевом монастыре, в 1127 г. кн. св. Всеволод (Гавриил) Мстиславич (сын Мстислава Владимировича, занимал новгородский стол в 1117-1136) заложил ц. Иоанна Предтечи на Опоках (на Петрятине дворе) «в имя сына своего» (строительство было закончено в 1130). В 1117 г. прп. Антоний Римлянин приступил к возведению каменного храма в своей обители (построен в 1119, расписан к 1125). В 1127 г. преподобный начал строить в мон-ре каменную «трьпезницю» (трапезную палату). В летописях не сообщается об освящении всех этих храмов, хотя можно с уверенностью предположить, что нек-рые из них были освящены епископом. Вероятно, известия об освящении И. значительнейших храмов Новгорода были исключены при редактировании владычной летописи в кон. 60-х гг. XII в., что было связано с богослужебным непоминанием И. в Новгороде (см. ниже). Янину принадлежит гипотеза о конфликте прп. Антония с И. и кн. Всеволодом, разрешившемся только при преемнике И. свт. Нифонте (1130/31-1156). Прп. Антоний не позднее янв. 1108 г. получил «благословение Никиты епискупа» на основание монастыря, о чем записано в духовной грамоте преподобного (ГВНиП. С. 160. 103; составлена после 1109 - ранее 1131/32), но в игумены прп. Антоний был поставлен лишь свт. Нифонтом зимой 1131/32 г., как об этом сообщается в Новгородской I летописи: «Антона игуменомь Нифонт архиепископ постави» (НПЛ. С. 22, 207). (В Новгородской I летописи прп. Антоний называется игуменом уже при И. (НПЛ. С. 20, 21, 204, 206). По-видимому, указание на такой сан преподобного до 1131 следует отнести на счет позднейшей редакторской правки летописи.)

http://pravenc.ru/text/469530.html

Н. прибыл на Русь 6 дек. 1104 г., а 18 дек. в Киеве совершилось его настолование в Софийском соборе. По словам М. Д. Присёлкова , поставление Н. на Киевскую кафедру «принесло значительное оживление церковной жизни» на Руси ( Присёлков. 2003. С. 172). В следующем году Н. возглавил хиротонии нескольких русских церковных иерархов: 27 авг.- Амфилохия († 1122) во епископа Владимиро-Волынского, 12 нояб.- Лазаря , бывшего игумена киевского Выдубицкого во имя архангела Михаила монастыря , во епископа Переяславля Южного, 13 дек.- Мину во епископа Полоцкого. В 1108 г. по предложению игум. Киево-Печерского мон-ря Феоктиста (впосл. свт., епископ Черниговский), поддержанному Киевским кн. Святополком, Н. распорядился об общерусском прославлении прп. Феодосия Печерского; имя святого было внесено в синодик (князь «повеле митрополиту вписати же в Синодик и повеле вписывати по всем епископьям и вси же епископи с радостью вписаша и поминати им на всех зборех» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 283; ПВЛ. С. 120)). Тогда же, по одной из гипотез, было составлено Житие прп. Феодосия (см.: Артамонов Ю. А. Житие Феодосия Печерского: Проблемы источниковедения//ДГВЕ, 2000 г. М., 2003. С. 173-277; Он же. «Гипотеза, выстроенная на гипотезах»: По поводу нового исслед. А. Поппэ//ВЦИ. 2013. 1/2(29/30). С. 377-382). 11 июля того же года Киевский кн. Святополк (Михаил) Изяславич в Димитриевском мон-ре, основанном его отцом Изяславом Ярославичем, заложил ц. во имя арх. Михаила (Златоверхую) (см. Киевский Златоверхий во имя архангела Михаила монастырь ). 30(31) янв. 1109 г. в Новгороде скончался свт. Никита , еп. Новгородский, постриженик Киево-Печерского мон-ря. В том же году «стяжанием святого владыкы» (т. е. на средства почившего Никиты) начались работы по росписи Софийского собора (НПЛ. С. 19, 203); первые фрески одного из древнейших русских соборов, т. о., относятся ко времени возглавления митрополии Н. 20 дек. 1110 г. в Новгород прибыл новый епископ Иоанн Попьян , которого, очевидно, поставил в Киеве Н. Печать Киевского митр. Никифора I. 1194–1121 гг. (частное собрание)

http://pravenc.ru/text/2565506.html

Бе некогда овнам с волки великая брань. Видяще же се, пси приидоша и помощь овнам сотвориша и волков разгнаша. Волцы же посих приидоша к овцам, рекоша: «Аще хощете с нами быти мирны, то повелити псом от себе отъити». Овны же сие сотвориша, и нападоша на нь волцы и растерзаху, потребиша 1085 я. 1086 Научает тем, яко не подобает словесем неприятельским верити и себе в силу 1087 их своею неопасностию предати. Тако сотвори царь Антипатр 1088 граду Афины, егоже выну иска погубити. По многих убо бранех посла Антипатр ко гражданом афинским, глаголя: «Аще хощети имети со мною мир, то во свидетелство крепчайшаго вашего постоянства изгоните от себе десять мужей, 1089 сущих ваших риторов, иже причинны суть вашему многому мятежу», – ведуще 1090 , яко тии в советах первыя и мудрейшия во граде бяху. Егда же афиняны сие сотвориша, лестию 1091 прииде с воинством своим во град и всех себе поработи. – Демостен. 1092 11. О солнце и ветре северном 1101 Ветр некогда с солнцем име великое прение 1102 , яко той солнца в силе превосходит. И купно совет 1103 сотвориша, да кийждо силу свою на путешествующим покажут. Видевшим же им человека два 1104 шествующе путем, нача ветр зелно с стужею велиею дмети 1105 на ня, – они же крепко одеждею своею укрываху ся, Дóндеже ветр преиде. Посих солнце нача тихия и теплыя на них испущати лучи, – путницы же от теплоты ризы от себе отвергоша. Сице яростию правящим реку, яко не толикую силу имут, яко тии, иже тихостию и разсуждением управляют своя люди. Сице бысть обоим царем-братом Титу 1106 и Доменьтиану, сыном кесаря Веспасиана. Един, убо первый, правяше люди своя во блазе 1107 , со всякою тихостию, и кийждому суд творяше праведный, 1108 – и велию за се любовь от подданных стяжа, и богатства собра многия, и все, еже восхоте, от них получаше. Доментиан же мучителство велие и гонение людем своим творил и сим умышлял имения их отяти. Обаче мучением и насилием не много сокровище себе собра. Посем же от своих убиен бысть. 1109 – В «Житии кесарей». 1110 12. О сверчке и о мравии 1111

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2970 Лаврентьевская лет: «В лто 1036 иде рославъ Новугороду и посади сына своего Володимера Новгород епископа постави Жидту» (В год 1036 поехал Ярослав в Новгород и посадил (на княжение) сына своего Владимира в Новгороде. Епископа поставил Жидята [Луку]) (ПСРЛ. Т. 1 Стб. 150–151) Дата преставления различается в Никоновской и в Софийской первой лет.: 1059 и 1060 гг. соответственно. В числах оба источника сходятся – 15.10 (ПСРЛ. Т. 9. С .91; Т. 6. Стб. 183). Память в Соборе Новгородских святых в 3-ю Неделю по Пятидесятнице. 2971 По Никоновской лет., дата хиротонии – 1060 г., по Софийской – 1061 г. (ПСРЛ. Т. 9. С. 92; Т. 6. Стб. 184) Предпочтительной кажется вторая дата: временной интервал до поставления следующего епископа должен быть значительным. О насильственной смерти еп. Стефана в Софийской лет. говорится следующее: «И иде владыка Стефанъ въ Киевъ, и тамо свои холопи удавиша его». Дата в обоих случаях одинакова – 1068 г. (ПСРЛ. Т. 6. Стб. 189; Т. 9. Стб. 96). 2972 Упоминается в 1071 г. в связи с мятежом язычников в Новгороде (ПСРЛ. Т. 6. Стб. 196. Т. 9. Стб. 99 и др.). Дата преставления – 1077 г. (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. Стб. 18), причем в приложении к лет. указано, что скончался, покусанный собственным псом (Там же. Стб. 473). 2973 Первая дата по Никоновской лет. – ПСРЛ. Т. 9. Стб. 109. Местночтимый святой Новгородской епархии. 2974 Дата поставления – по Никоновской лет. (ПСРЛ. Т. 9. Стб. 125). Дата преставления – 31.01.1109 (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. Стб. 203), 01.01.1109 (Никоновская лет.; ПСРЛ. Т. 9. Стб. 141), 15.01.1109 (ПСРЛ. Т. 6. Стб. 218). Дата в списке считается общепризнанной. Память – 31.01, 30.04, 14.05. 2975 Дата поставления различается – 1108 г. в Никоновской, 1110 г. – в Софийской лет. (ПСРЛ. Т. 9. Стб. 141; Т. 6. Стб. 218). Противоречие разрешает Новгородская Первая лет.; «В лто 1110. Прииде в Новъгород архиепископъ Иоанн, мсяца декабря въ 20» (ПСРЛ. Т. 3. С. 203). (В год 1110 прибыл в Новгород архиепископ Иоанн, 20 декабря). Полагаем, что поставление относится к 1110 г. «Въ лто 6638 Въ се же лто отвьржеся архепископъ Иоанн Новагорода» («В этот год отвергся архиепископ Иоанн Новгорода») (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. Стб. 473; Никоновская лет. ПСРЛ. Т. 9. Стб. 156).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В своем выступлении на заседании VII отдела Поместного Собора о. Василий Прилуцкий обращал внимание на очевидную несогласованность чина воцерковления, помещенного в наших требниках, с существующей практикой крещения младенцев. В настоящее время чин воцерковления совершается после крещения. В требнике же он включает молитвы, «которыми предположено, что еще не было совершено над новокрещаемым никакого таинства» 1106 . В подготовленных отделом документах эта тема отражения не нашла. Таинство покаяния Общая исповедь При говений нескольких сот человек за раз, в один день, когда исповедь, в силу чисто физических причин, состоит только в накрытии главы кающегося епитрахилью и чтении разрешительной молитвы, было бы весьма полезно следовать для этой цели долженствующему быть установленным чину общей исповеди, – писал о. Савва Потехин 1107 . Вынести вопрос о допустимости такой исповеди на предстоящий Собор предлагали епископ Рязанский Аркадий (Карпинский, 1851–1913), архиепископ Рижский Агафангел, отмечавший, что в его епархии по необходимости такая исповедь иногда совершается, Енисейское епархиальное совещание и один из округов духовенства Архангельской епархии, а также Пермская епархиальная комиссия 1108 . Епископ Полтавский Иоанн (Смирнов) указывал: Совершение одиночной исповеди и с полным благовниманием к кающемуся является совсем невозможным у нас пред днями храмовыми и великими праздниками, особенно в монастырях, когда множество бывает пришлых для говения богомольцев. В сих случаях исповедь производится по пяти и по десяти человек за один раз. Не благоуместнее ли было бы во всех таких случаях допустить общую исповедь, какую совершает у себя известный кронштадтский пастырь о. Иоанн? При сем, оставляя одиночную исповедь как общее правило, не следует ли допустить общую исповедь только для определенных случаев, когда бывает массовое стечение богомольцев, не просящих у священника исповеди одиночной и готовых принять общую исповедь? 1109 Архангельское духовенство считало, что после общей исповеди разрешение грехов должно подаваться каждому отдельно, но епископ Самарский Константин (Булычев) допускал, что после общего напоминания о грехах могла бы следовать и общая разрешительная молитва,

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В течении первого периода своего существования Киево–Печерская Лавра, находясь под защитою великих русских князей и пользуясь любовью всего русского народа, продолжала внутренне развиваться и с внешней стороны укрепляться и расти. Благодаря своему исключительному положению среди русских монастырей, Киево–Печерская Обитель уже в это время приобрела право независимости от русского митрополита и находилась под непосредственной властью Константинопольского патриарха. В это же время она получила наименование Лавры, а ее игумены – звание архимандритов. Постепенно Киево–Печерская Лавра, частью путем покупки, преимущественно же путем доброхотных пожертвований от князей, бояр, святителей и других благотворителей, приобрела обширные земельные владения и другие значительные средства. Обилие средств давало ей возможность проявлять широкую общественную благотворительность и в то же время устраиваться самой. Так, после 1106 г. бывшим Черниговским князем Николою, по прозванию Святошею, постригшимся в Киево–Печерской Лавре, был устроен им в Лавре на свои средства больничный Троицкий монастырь с церковью во имя Пресв. Троицы, что ныне на святых воротах Лавры. В 1108 г. в Киево–Печерской Лавре была построена каменная трапеза. Во второй половине XII в. монастырь был обнесен кругом каменной стеною. Кроме того, в 1109 г. на погосте Великой церкви у юго–западного угла ее было погребено тело княжны Евпраксии, дочери великого князя Всеволода Ярославича, и над ее прахом была построена часовня. В это же время был пристроен к Великой лаврской церкви, с северо–западной стороны ее, особый придел во имя св. Иоанна Предтечи. Но вместе с тем Киево–Печерская Лавра, разделяя судьбу всей русской земли и, в частности, Киева, подвергалась в это время многим бедствиям и разорениям, вследствие междоусобных войн среди русских князей, или же нападений со стороны иноземных врагов. Так, напр., 20 июля 1096 г. дикие половцы, вторгшись в монастырь, ограбили церковь и разорили всю обитель. В 1240 г. татарский хан Батый совершенно разорил Киево–Печерскую Лавру, превратив обитель в развалины.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pu...

( Иов. 28 ; Пр. Сол. 8–9; Прем. Сол. 7–11; Прем. Иис. с. Сир. 1,24 )» 1108 . Как видим, о. Булгаков, именуя Божественный мир объективным принципом жизни Божией, отождествляет этот мир с самою Божественною жизнью, Божеством и Софией. А в других словах означенной книги, на которые мы уже указывали, прот. Булгаков отождествляет Софию с Божеством и природой Божией – Усией 1109 . В итоге всех этих отождествлений выходит, что Божественный мир есть объективный принцип Божественного мира, Божественная жизнь есть объективный принцип Божественной жизни, Божество есть объективный принцип Божества. София есть объективный принцип Софии, Усия есть объективный принцип Усии и Усия-София есть объективный принцип Усии-Софии. Каждому здравомыслящему человеку ясно, что для того или иного существа субъективным должно быть то, что находится в нем, а объективным – то, что находится вне его. Но, по словам о. Булгакова, субъект является для самого себя и объектом, т.е. внешним, или объективным для него началом, является он же сам. Что такая мысль есть мысль болезненная, абсурдная, для этого, разумеется, доказательств не требуется. Есть в приведенных словах прот. Булгакова и еще один абсурд. Именуя Божественный мир, что то же – Софию-Усию, объективным принципом Божественной жизни, о. Булгаков уверяет, что чрез этот мир, или Усию-Софию, в данном случае не вводится в Божество начала внебожественного. Но как же не вводится, когда София-Усия, или Божественный мир даже отождествляется с Божественною жизнью, как живое и живущее начало, и в то же время есть иное, самобытное начало наряду с Св. Троицей? 1110 Если же это иное начало вводится о. Булгаковым в Божественную жизнь в качестве ее объективного принципа, а Божественная жизнь, как об этом мы говорили в свое время, есть, согласно учению св. Церкви, истинный Бог наш, Пресвятая Троица, то ясно отсюда, что означенное начало вводится о. Булгаковым в Божество, именно как начало внебожественное, ибо Божественным началом может быть одна только Св. Троица.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010