2 . Знаю я брата, который повесил ключ на дверь келии, дабы запереть [ее] и пойти 1104 пасти ветер 1105 , по слову Писания 1106 , а благодать подействовала на него 1107 там, и он тотчас вернулся [обратно в келию]. Итак, никто да не осуждает брата, когда во дни, в которые по уставу он не держит безмолвие 1108 , с ним случается то, что однажды он прекращает церковную службу, – в особенности, если он не из тех, кто известен [своим] небрежением или кто расточается в пустых беседах 1109 , и, [если] он прекратил ее не из-за телесного утомления. Вы знаете, братья мои, что наш труд есть не только этот, исполняемый пред очами людей, но есть у нас и делание, сокрытое от очей человеческих, которое новоначальным и мирским не известно. Ведь вам ведомо 1110 , что инок пребывает под [Божественным] водительством 1111 и не властен над собой. Так и, если кто из братьев окажется [у келии] и попытается войти 1112 к нему, а [тот] не ответит ему, пусть он тотчас вернется, не осуждая брата своего. Ведь он не знает, в чем пребывает [брат] в оное время. Келия монаха, по слову отцов, есть расселина в скале, где Бог говорил с Моисеем. Сего не ведают те монахи, которые не испытаны в труде, [бывающем] при подлинном вкушении безмолвия, и пренебрегают братьями своими, и судят [их], пытаясь во всем уравнять их с собой. Бывает также, что 1113 брату внезапно посылается 1114 некое, необходимое [для него] борение, так что он пребывает в опасности, а руки у него сложены на сердце, чтобы оно не вылетело у него. И повержен он на лице свое, прося у Бога [помощи], и [в это время] он не может слышать человеческого голоса. Те, кому доводилось пересекать море сие 1115 , знают об этих изменениях 1116 , и им ведомы ветры, дующие [там]. 3 . Бывает же, что у него возникает помысел покаяния, и внезапно прежние [дела] его собираются [перед его взором] вместе с памятью о его исходе и встают пред ним. И сие яркое солнце помрачается перед ним, и всякое воспоминание о мире стирается 1117 из сердца его. 4 . Бывает же, что внезапно восстают на него волны, и корабль его претерпевает незримые крушения 1118 , которые никому из людей не ведомы [и] которые паче чаяния случаются с монахом в безмолвии через сильные брани сатаны, так что в келии своей он имеет дом плачущих. Многочисленны перемены моря сего, и кто знает труды его и обилие совершаемой в нем торговли 1119 , и восхитительные жемчужины во глубине его, и зверей, поднимающихся из него! Блажен тот, кто на протяжении всего путешествия своего не задремал до [самой] гавани исхода [из жизни сей]. Нет такого, кто любил бы что-либо [мирское] и не увеличивал бы при этом себе поводов [к падению]. Никто не может быть занят Божественными [вещами], если он не удалил [от себя] и не презрел временные [вещи], сделавшись чуждым чести мира и его сладости и, прилепившись поношению Креста, испивая на всякий день уксус и желчь от страстей, и людей, и демонов, и нищеты [своей].

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Аще зло что на добрых Господь попущает, не казнь деет, ни лишил, токмо искушает. 2 Радости 1107 сердце да ся исполняет, искушение ему же стужает, ибо благодать вослед его ходит, в славу приводит. Рагуилова 1108 дщерь 1109 Сарра вещает: Аще живот чий Господь искушает, за 1110 постоянство обыче венчати, не оставляти. Аще же скорби на кого пущает, Сам свободитель воскоре бывает; аще накажет, то милость проявит, зело прославит. 3 Некто от отец врага вопрошаше, чим он братию зело искушаше? Рече: Да косно в дом Божий приходят, скоро 1111 из 1112 него в келлии 1113 отходят. 4 Донеле 1114 же диавол враг не умирает, искушения выну верным содевает. Отвсюду козней его нужда есть смотряти, на всяк час не престает сетей сокривати 1115 , Еже бы душы нашя 1116 теми уловити, и себе раболепны в злобах сотворити. Блюдимся убо врага, козней да гонзаем всячески, донеле же в мире пребываем. 5 Искушение досадно терпети, но нужда венец хотящым имети, Поне же, кто ся зде не подвизает, того в небеси Господь не венчает. Движение же чювств егда терпиши, несть вина, токмо да не изволиши. Паче, что тебе борбою труждает, то победивша в небе увенчает. 6 Отче, не воведи нас во искушение, творим по вся дни к Богу тепло прошение, А искушения Бог на ны попущает; негли прошений наших, за грех не внушает? Ни, в искушение бо не той ся воводит, на нь же искушение некое приходит, Но, иже без помощи оставлен бывает и абие сердцем 1117 си на грех изволяет. Не молим убо кроме искушений быти, но да бы не дал на ня нам соизволити, Или да зело тяжких на ны не пущает, яже 1118 немощь неудобь наша побеждает. Но сицевых не обыкл Господь попущати, зная, яко не можем сопротиву стати, За что слава вечная Христу Богу буди, и да благодарят И вси вернии люди 1119 . 7 Искушение Господь на ны попущает, да ся в добродетелех ум наш утвержает, И еже бы о тех нам гордым не бывати, но смирение паче и паче являти; Наконец, да бы мзду нам вящшу получити. Сия ведуще, тщимся постоянни быти. 8 Девица во затворе чистая живяше, во посте и молитвах дни си провождаше,

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

7-8). О. способствовал реформированию и др. мон-рей в своем епископстве (гл. обр. по уставам бенедиктинцев и цистерцианцев). В числе обителей, основанных О., была Аура ( Monachi Prieflingensis Vita. 1856. P. 886; Herbordi Dialogus. 1868. P. 11-12); в 1108 г. ее аббатом был поставлен монах из Тегернзе Эккехард, также связанный с аббатством Михельсберг (позднее он продолжил бамбергскую «Хронику» Фрутольфа - Dengler-Schreiber. 1979. S. 8). В 1109 г. близ Регенсбурга О. основал аббатство Прюфенинг (в Житии О. упоминается, что на месте буд. мон-ря епископу было видение - Monachi Prieflingensis Vita. 1856. P. 886; также см.: Ziegler. 1982. S. 86-88; Haarl ä nder. 2000. S. 189. Anm. 151), освятил мон-рь св. Иакова в Бамберге и передал ему обширные земельные владения (25 июля 1109) (см.: Ziegler. 1982. S. 89-90, 115). Позднее О. были основаны Мадельхартесторф (1109), Райнсдорф (1109/10), Мюнхаурах, Михельфельд (1119), монахи которых соблюдали «обычаи» (consuetudines) Хирзау. В 1121 г. епископ совместно с пфальцграфом Оттоном фон Виттельсбахом основал монастырь Энсдорф в В. Пфальце. О. заложил аббатства Хайльсбронн (1132), Мюнхсмюнстер (основано в VIII в., восстановлено в 1132/33), Лангхайм (1132/33), Бибург, Виндберг (премонстранты), Альдерсбах (августинцы-регулярные каноники), Асбах и др. (см.: Mistele. 1989). Приобретенные по ходатайству О. церковное имущество и земли были подтверждены папскими грамотами ( Monachi Prieflingensis Vita. 1856. P. 887-889). Епископ старался привлекать в школы известных своей ученостью преподавателей, в т. ч. из дальних стран (Ibid. P. 889). Всего О. основал или реформировал ок. 30 церковных учреждений - мон-рей, приютов для бедных и т. д., мн. обители при нем были обновлены и украшены. Авторы Житий отмечают выдающиеся организаторские способности О., его описывают как одного из наиболее деятельных церковных строителей XI-XII вв. ( Haarl ä nder. 2000. S. 193-199, 207, 219). В грамотах О. представлен щедрым дарителем, покровителем и защитником мон-рей, считавшим своим долгом охранять их от вмешательств мирской знати ( Laudage. 1993. S. 462). Однако, выступая посредником в конфликтах, О. нередко преследовал собственные церковно-политические интересы, стремился к увеличению епископских владений (Ibid. S. 466). В 1127 г. кустод кафедрального собора в Бамберге Удальрих сделал для О. подробное описание соборной сокровищницы; среди ценных вещей перечислены 119 книг, в т. ч. богато украшенные ( Hoffmann. 1995. S. 84-86).

http://pravenc.ru/text/2581737.html

Племянник покойного Гийом Жодан (1105–1108) продолжил осаду Триполи и заявил права на имущество своего дяди. Но в 1109 г. сюда же прибыл сын и наследник Раймунда граф Бертран Тулузский (1108–1112), чьи права на Триполи выглядели более весомо. Гийом срочно обратился за помощью к Танкреду, и тот, конечно, охотно пошел ему навстречу. В ответ Бертран нашел союзника в лице Иерусалимского короля, и Балдуин обратился к другим рыцарям Востока с просьбой помочь графу захватить Триполи и отстоять свои владения от любых притязаний. В 1109 г. Триполи наконец пал, и по мирному договору между родственниками Бертран получил вожделенный город, Гору Пилигрима и Джубаил, а Гийом – Тортосу и Акру. Так оформилось графство Триполи, которое стало новой вотчиной графов Тулузы 368 . В изменившихся условиях внезапно потеплели отношения с Римом, папа которого Пасхалий II легко нашел посредников в Италии для переговоров с императором. Впрочем, разгадка объяснялась просто: понтифик в очередной раз вступил в жестокую конфронтацию с Германским королем Генрихом V. Забыв о прежних договоренностях, германец потребовал признать за ним право инвеституры епископов, ссылаясь на права своих предшественников. На это не без сарказма Пасхалий II ответил, что если без совета императора Церковь стоять не может, то смерть Христа была напрасной 369 . В поисках союзников апостолик 1 мая 1107 г. повстречался с Французским королем Филиппом I и его сыном Людовиком VI (1108–1137), будущим государем Франции. Оба французских самодержца продемонстрировали папе свое почтение, но, видимо, никакой реальной помощи ему не оказали. 23 мая 1107 г. папа торжественно провел Собор в Труа, названный на Западе Вселенским, но Генрих V не оставил мыслей наказать понтифика, и в августе 1110 г. уже стоял с 30-тысячной армией у стен Рима. Пасхалий II поспешил заключить с германцем мирный договор и на радостях 13 мая 1111 г. совершил праздничную мессу. Но когда служба завершилась, толпа германцев ворвалась в алтарь и арестовала понтифика. Он и несколько ближайших его кардиналов были помещены под домашний арест в городке Чивита-Кастелано. Генрих V заставил Пасхалия II короновать себя императорской короной, но тут вмешался Французский король, собравший епископов Галльской церкви и предав анафеме Германского самодержца. Это возымело свое действие, и в октябре 1111 г. папа был уже в Латеране 370 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

     1673. Кловский – Богородицкий – Стефановский или Стефанечь, женский, ныне место первой гимназии и примыкающий к нему овраг или провалье, в гор. Киеве. Нет, сомнения, что он уже существовал в XI ст. и был основан Стефаном, поставленным в 1074 г. игуменом Печерским и скон­чавшимся в 1094 г. епископом Влади­мирским на Волыни; полагают, что он удалился сюда после отлучения его от игуменства возмутившимися иноками. Под 6604 (1096) год. в Ипатьевской ле­тописи читаем: «и пожгоша (Боняк) монастыръ девический святого Стефана и деревне герман (в лаврент. летоп. «вжгоша Стефанечь монастырь, и де­ревне, и Германечь»)». Однако же мона­стырь вскоре был возобновлен: «В се же лето (6616 или 1108) кончаша верх св. Богородица на Клове, заложеней Сте­фаном игуменом Печерьскым». Далее под 6620 (1112) год. значится: «преставися Давыд Игоревич и положено бысть тело его в церькви св. Богородица Влахерне на Клове». В 1115 г. упоминается игумен Петр Кловский при освящении церкви и перенесении мощей св. Бориса и Глеба. В 1240 г. разорен Батыем и место его оставалось до 1744 г. пу­стым; в этом же году здесь выстроен от Печерской лавры дворец с садами и лиловою рощею, а с 1811 г. помещается гимназия. “Ист. Росс. Иер.”, II, 42; IV, 532; 327; Ратшин, 134; Закревский, “Летоп. и опис. гор. Киева”, 143; “Матер. для стат. России”, 1841 г., Отд. I, 21; И. М., “Паломник Киев.”, 1849 г., 47; Н. Сементовский, “Киев, его свят., древн. и достопам.”, 1864 г., 127; “Указат. святыни и свящ. достопам. Киева”, 1867 г., 184; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 30; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, II, 92, 232 (игум. Петр), 235 (игум. Климент); “Полн. собр. лет.”, I, 84, 90 (о. св. Стефане), 99 (нашествие Бо­няка 1096 г.), 121 (окончание церк. Богород. 1108 г.); II, 3 (погреб. Давыда Игор. 1112 г.), 6 (игум. Петр 1115 г.), 279 (преставися еписк. Владим. Стефан 1094 г.), 281 (нашеств. Боняка 1096 г.), 288 (оконч. церк. Богород. игум. Стефаном 1109 г.), 289 (в 1112 г. погреб. кн. Давыда Игор.); VII, 9 (нашеств. Боняка 1096 г.), 21 (в 1108 г. залож. церк. Богород.); IX, 126 (в 1096 г. сожжен Боняком), 141 (в 1108 г. кончаша верх св. Богор. на Клове, заложенеей Стефаном, игум. Печер­ским).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

639 « Церковь Введения Пресвятые Богородицы об одной главе каменная, внутре вширь четыре сажени с полу верхом, вдоль с олтарем три сажени повышше двух аршин. В оной церкве с западной стороны дверь, в коей два створные деревянные щиты, свнутре и снаружи выкрашены алебастром, с наружних роскрашены на подобие окошечной решетки суриком, при оных щитах нутряной задвижной железный замок..... С полночной стороны дверь, в коей свнутре и с войной стороны по одинаковому деревянному щиту... При оной церкве с одной западной стороны трапеза каменная ж внутре вширь восемь сажен восемь верхов с третью верха, вдоль семь сажен два аршина тринадцать верхов с третью верха. В оной трапезе посреде четвероуголний каменной столб. В той же трапезе с западной стороны двор... В той же трапезе с полночьной стороны дверь... При оной трапезе с одной полночвой стороны паперть каменная ж внутре вширь две сажени два аршина десять верхов с половиною, вдоль десять сажен два аршина шесть верхов» (Рукоп. Кир. библ. 102–1338, л. 1108–1109 об., опись 1773 года). 642 Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 204 об.; Рукоп. Кир. библ. 74–1313, л. 303 об. – С показанием описи 1601 года, повидимому, не согласуется вышеприведенное свидетельство описи 1773 года, где ее длина по наружной мере показана в 8 сажен 1 аршин с половиною, а ширина – в шесть сажен и 1 аршин (см. прим. 638). Но измерение наружной ширины в 1773 году или было сделано неправильно, или относилось не ко всей ширине ее, а только к части доступной измерению. По словам той же описи 1773 года, ширина трапезы извнутри равнялась 8 саженям и 8 вершкам, а длина 7 саженям 2 аршинам 13 1 / 3 вершнам (Рукоп. Кир. библ. 102–1338, л. 1108–1109 об.), т. е. внутренний план трапезы почти равнялся квадрату. 644 По наблюдениям М. Т. Преображенского, в Калужской губернии существуют «небольшие церкви с трапезами для монастырской братии, выстроенный приблизительно в первой половине XVII столетия и даже в начале второй.... Церкви (эти) сходны между собою по плану и состоят из следующих помещений, обыкновенно расположенных в двух этажах: в верхнем – помещение да молящихся и рядом братская трапеза, а в нижнем – келарня, поварня, кладовые и проч. Все эти помещения перекрыты цилиндрическими сводами, при чем в трапезе часто ставится по середине столб» (М. Т. Преображенский, Памятники древне-русского зодчества в пределах Калужской губернии, СПБ. 1891, стр. 4–5). – К этому же разряду сооружений принадлежит и Введенская церковь в Кириллове, показывающая, однако, что указанный тип построек восходит к более отдаленному времени, чему не противоречит и предпочтительное употребление здесь цилиндрических сводов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Joannes, diaconus Adrianopolitanus, 959–70. Esaias Cyprius, 971–76. Hilario, monachus, 975–84. Joannes Argyropulus, 983–1010. Theodorus Agallianus, 1011–52. Josephus СР. 1051–1. Job, monachus, Hamartolus, 1053–56. Bartholomæus de Jano, 1055–68. Nicolaus Barbarus, 1067–78. Anonymus, de vita Mohammed is, 1077–80. CLVIX (1866). Laonicus Chalcondylus, 9–922. I.eonardus Chiensis, 923–44. Isidorus, cardinalis, 943–56. Josephus Methonensis (Joannes Plusiadenus), 957–1394. CLX (1866). Gregorius Mammas СР., 9–248. Gennadius (Georgius Scholarius) СР., 249–774; 1103–62. Georgius Gemisthus Pletho, 773–1020. Matthæus Camariota, 1019–70. Marcus Eugenicus, 1071–1104; 1163–1200. Nicolaus V, 1201–12. CLXI (1866). Bessarion, I-CLVI et 1–746. Georgius Trapezuntius, 745–908. Constantinus Lascaris, 907–70. Theodorus Gaza, 971–1014. Andronicus Callistus, 1013–20, 1131–42. CP. Imperatorum Novelise constitutiones: Lascaris, 1019–21. Joannes Ducas, 1021–5. Michael Palæologus, 1025–48. Andronicus Senior, 1048–1108. Andronicus Junior, 1108–15. Joannes Palæologus, 1115–6. Joannes Cantacuzenus, 111G-27. Joannes Palæologus, 1127–8. Manuel Palæologus, 1128–9. Constantinus Palæologus, 1129–32, APPENDIX Tomus CLXII (1866, col. 1826) igne destructus. Michael Apostolius, 9. Supplementum ad universam seriem: Theognostus Alexandrinus, 463. Antonius Magnus, 479. Esaias, abbas, 501. Athanasius Alexandrinus, 525. Apollinaris Laodicenus, 533. Evagrius Ponticus, 561. Gregorius Nyssenus, 573. Philemon, 59З. Theophanes monachus, 605. Polychronius Apameensis, 607. Diadochus Photices, 713. Chrysippus Hterosolymitanus, 755. Pseudo-Titus Bostrensis, 777. Eustratius СР., 895. [Pamphilus] Panoplia dogmatica, 1095. Anonymus De incursione Abarum, 1109. Theodoras Edessenus, 1148. Philotheus Sinaita, 1169. Petrus Damascenus, 1185. Basilius Neopatrensis, 1329. Anonymus De Clade СР., 1337. Eberhardus de Breydenbach, 1347. Pius II, 1349. Joannes de India, 1403. Anonymus. Patriarchicha CP. historia, 1431. Arsenius Elassonis, 1561.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

1088. 1 Кор. 2. 15. 1089. Лк. 6. 26. 1090. Лк. 6. 22, 23; Мф. 23. 34. 1091. Гал. 5. 24, 25; Рим. 8. 12, 13. 1092. Кол. 1. 28; Флп. 3. 15; Добротолюбие. Ч. 1. Преподобного Симеона Нового Богослова, главы деятельные и богословские, глава 132. 1093.  …будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий (Мф. 24. 44). 1094.  …чтобы воздать каждому по делам его. Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду (Откр. 22. 12, 14, 15). 1095. Преподобный Марк Подвижник. О Законе Духовном, гл. 13, 14; преподобный Симеон Новый Богослов. Слово о вере. Добротолюбие. Ч. 1. 1096.  Иисус, Сын Давидов! помилуй меня… прозри! вера твоя спасла тебя (Лк. 18. 35–43; Мк. 10. 46–52). 1097. Мф. 15. 14. 1098. 2 Пет. 1. 19. Имамы известнейшее пророческое слово… ему же внимающе якоже светилу сияющу в темнем месте, добре творите, дондеже день озарит, и денница возсияет в сердцах ваших. — И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших. 1099. Рим. 10. 17. 1100.  …отдал нас на поношение соседям нашим, на посмеяние и поругание живущим вокруг нас… Всякий день посрамление мое предо мною, и стыд покрывает лицо мое от голоса поносителя и клеветника, от взоров врага и мстителя (Пс. 43. 14, 16, 17). 1101.  …будь мужествен, и будем стоять твердо за народ наш и за города Бога нашего, а Господь сделает, что Ему угодно (2 Цар. 10. 12). 1102. 1 Цар. 2. 9. 1103.  …и не дорожу своею жизнью (Деян. 20. 24). 1104. Третье прошение на малой ектинии. 1105. Лествица. Слово 28. 1106.  …доселе дойдешь и не перейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим (Иов. 38. 11). 1107. Заимствовано из 28 слова «Лествицы». 1108. Ин. 16. 7, 14. 1109. Ин. 16. 7–14. 1110. Ин. 16. 7–14. 1111. Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 24. Добротолюбие. Ч. 2.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1088 Вирап – глубокая яма, ров. По преданию, Григорий Просветитель был брошен Трдатом III в яму. На месте мучений Григория был построен Хор-Вирапский монастырь. 1093 См.: Г. Алишан. Нерсес Шнорали и его эпоха. На русск. яз. см. об этом: К. С. Тер-Давтян-Аревшатян. Армянская житийная литература XI-XV вв. Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Ереван, 1975. 1094 Тачкастан – Иконийский, или Румский, султанат, сельджукское государство в Малой Азии (конец XI – начало XIV вв.). 1097 Кесария – Кесария Каппадокийская (Мажак, Мазака) – столица Каппадокии, ныне именуется Кайсери. 1098 Понт – речь идет о территории северной Малой Азин, по которой тянется цепь северо-анатолийских, или понтийских, гор. Здесь в 302–301 г. до н. э. было основано Понтийское государство. Пало в 64 г. н. э. 1100 Владения ементийцев – западнее Себастии в древности находилось поселение Евменис. Возможно, слово «ементийцы» у автора связано с Евменисом. 1101 Трапизон (Трапезунд) – портовый город в Турции. До геноцида 1915 г. в Трапезунде проживало 15 тысяч армян. 1102 Карнокалак – один из древнейших городов исторической Армении. Именовался также Феодосиополем. Ныне – Эрзерум в пределах Турции, административный центр одноименного санджака. 1104 Даранали – одна из областей исторической Армении, сопредельная области Екелеац. Ныне – Камах, в пределах Турции. 1105 Мелитена – город в исторической Армении, ныне Эски-Малатия в Турции. В средние века близ Мелитены был основан город Малатия. 1108 Область Гамирк – от названия селения Гамирк, ныне Кемери в пределах Турции (см. С. Еремян. Армения по «Ашхарацуйцу», с. 46). 1109 Меркурий, или Меркериос, – согласно церковной традиции, жил при римском императоре Деции (249–251). «Мученичество Меркурия» в древнеармянском переводе см.: Избранные жития и мученичества, т. II, с. 47–57; М. Авгерян. Указ. соч., т. IX, с. 188–202. 1110 Гордий – согласно церковной традиции, жил при римском императоре Диоклетиане (284–305), был в его армии сотником. Сохранился древнеармянский перевод «Мученичества Гордия», имеющий ценность оригинала, который, по утверждению М. Авгеряна, неизвестен ни болландистам, ни Сириусу, ни Руфину. Они знакомы лишь с Похвалой Василия Кесарийского Гордию, которая также известна в древнеармянском переводе (см.: М. Авгерян. Указ. соч., т. I. Венеция, 1810, с. 442–446).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

1090 Рус. арх. 1865. С. 490; Сборник. 13. С. 378 (Вольтеру, от 27 декабря 1773 г.). 33. С. 142 (Гримму, от 23 апреля 1781 г.). 1091 «Наказ». Изд. Чечулина (1907). Хотя епископы (так называемая Комиссия архиепископа Иннокентия) восхваляли труды Екатерины (Титлинов. Гавриил Петров. С. 131–134), все же для Уложенной комиссии Русская Церковь и ее интересы остались вне поля зрения; духовенство не было представлено в ней своими депутатами; лишь Синод послал одного представителя в Комиссию. Флоровский А. Состав законодательной комиссии 1767–1774 гг. (1915). С. 57; Smдhlin. 2. С. 468. Ср. также мое ук. соч. 1092 Щербатов. О повреждении нравов в России, в: Рус. ст. 1871. С. 686; а также: Долгорукий И. М. Путешествие в Киев в 1777 г., в: Чтения. 1870. 3. С. 8; мое ук. соч. С. 574–576. 1097 ПСЗ. 16. 11730, дополнительно там же 11745, 11747, 11789 и 11791 (об управлении и учете доходов и расходов). 1098 ПСЗ. 16. 11814; специальная инструкция для Коллегии экономии: там же. 11844; она начала работать 12 июля. Там же. 11864. 1101 Чудецкий П. Опыт исторического исследования о числе монастырей русских, закрытых в XVIII и XIX вв., в: ТКДА. 1877. 4. С. 73. 1104 Александро-Невская лавра в Петербурге получала содержание вместе с Петербургской епархиальной кафедрой. 1106 Милютин. Ук. соч., в: Чтения. 1861. 2. С. 565; Завьялов. Ук. соч. С. 266. В 1768, 1775 и 1793 гг. увеличивалась общая сумма расходов на монастыри по штатам. ПСЗ. 13061, 14361 и 17124. 1108 Там же. С. 274. Эти данные не вполне надежны, ибо отдельные монастыри переходили из одной категории в другую, некоторые были впоследствии закрыты, другие опять возобновлены. Чудецкий. Ук. соч. С. 73–75, 88–102, 104–107. 1109 ПСЗ. 16. 12121; Милютин. Ук. соч., в: Чтения. 1861. 2. С. 568–569; Чудецкий. Ук. соч. С. 74; Завьялов. Ук. соч. С. 270–271. Читать далее Источник: Русское монашество, 988-1917 : 850-летию основания Москвы посвящается/И.К. Смолич. - Москва : Церков.-науч. центр «Православ. энцикл.», 1997. - 606, с., л. ил. : портр. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/r...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010