Булла папы Римского Пасхалия II, изданная в 1113 г. для ордена иоаннитов (госпиталье-ров) (Архив Мальтийского ордена) Булла папы Римского Пасхалия II, изданная в 1113 г. для ордена иоаннитов (госпиталье-ров) (Архив Мальтийского ордена) Вскоре после возвращения П. в Рим, осенью 1107 г., против него поднял восстание в кампанской Маремме Стефан Корсо, в 1108 г.- Птолемей (Толомео) из рода Тускуланов, Петр Колонна и Беральд, аббат Фарфы. К 1109 г. при поддержке норманнских баронов Рикарда, герц. Гаэтского, и Роберта, кн. Капуанского, папе удалось разбить большинство своих противников. Однако, когда осенью 1110 г. войско кор. Генриха V вступило в Италию, П. не получил военной поддержки ни от одного из союзников. На встрече между представителями папы и короля в ц. Санта-Мария-ин-Турри (4 февр. 1111) было достигнуто соглашение, подтвержденное в Сутри 9 февр., об отказе Генриха V от совершения инвеституры в обмен на отказ прелатов Свящ. Римской империи от всех «регалий» (феодальных прав собственности, юрисдикции и управления), полученных от светских правителей, начиная с Карла Великого . Церковь сохраняла лишь те владения, к-рые «явно не относились к королевской власти» (ad regnum manifeste non pertinebant - MGH. Leg. Const. T. 1. P. 141). Генрих V также обязался помочь П. вернуть все земли, относившиеся к Патримонию св. Петра, и отказывался от поддержки антипапы Сильвестра IV. Однако между сторонниками папы и императора немедленно возникли разногласия в трактовке понятия «регалии». В результате во время церемонии коронации в базилике св. Петра (12 февр.) начались беспорядки с участием мирян и клириков. Генрих V взял под стражу П. и находившихся при нем 16 кардиналов. После 2-месячного ареста П. согласился выполнить требования Генриха V: папа подписал соглашение в Понте-Маммоло (11 апр.), по условиям к-рого буд. император получал право совершать (до обряда рукоположения) инвеституру кольцом и посохом прелатов, к-рые были избраны с его согласия и без греха симонии. Папа также поклялся ни при каких условиях не отлучать Генриха V от Церкви.

http://pravenc.ru/text/2579159.html

Говори за мной: Отец Ты наш Небесный!» Я сказал: «Отец Ты наш Небесный!» – «Нет! Нет! – говорит, – ты поусердней, от души скажи», – и возвысил тон голоса: «Отец Ты наш Небесный!» Я повторил, но уже со вниманием и с чувством. «Нет! Нет! – говорит, – ты еще поусердней и покрепче скажи: Отец Ты наш Небесный!» Сердце забилось в груди моей. Я сам возвысил голос, и из глубины души воззвал: «Отец Ты наш Небесный!» – «Ну, молись так, молись!» – и пошел к другим» С. 19]. Преподобный Макарий учил народ не только в церкви и своих покоях, но и на улицах города 65 . Как сообщает историк Г. М. Пясецкий, в то время в Болхове существовал суеверный обычай, по которому «девушки до своего замужества считали за стыд ходить в церковь : вместо того чтобы идти в храм, они выносили пред ворота скамьи и садились в полном наряде; тут же являлись молодые люди и «невестились». Такими скамьями, во время всенощного богослужения, уставлялись все улицы города» С. 1108–1109]. Архимандрит Макарий стал с посохом в руках обходить во время службы улицы города и за короткий срок силой любви, молитвы и убеждения сумел искоренить этот обычай. Дни он проводил в беседах с людьми, которые постоянно шли к нему, а ночи посвящал чтению слова Божия, молитве и библейским переводам. При новом настоятеле болховский Оптин монастырь превратился в школу благочестия, учиться в которую стекались со всех сторон и стар и млад, здоровые и больные, богатые и бедные, знатные и простые. Как почитали и любили своего старца болховчане, видно из следующего рассказа протоиерея Евфимия Остромысленского: «Однажды ему нужно было поехать в Москву на несколько недель 66 , и в городе пронесся слух, что он вовсе уезжает из Болхова и не воротится назад. Надо было видеть, как этот ложный слух поразил граждан. Мне рассказывали очевидцы, что тысячи народа шли за ним от монастыря через весь город и громко кричали: «Не покидай нас, батюшка! Воротись к нам, родимый!» Человек до трехсот шли за его повозкой до самого поместья г-жи Жедринской, отстоящего от Болхова в семнадцати верстах» С.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

до начала XIV века (1307 или 1308 гг.), главнейший источник для времени Михаила VIII и части правления Андроника Старшего. Истинный сын эпохи Палеологов, Пахимер представляет собой первого византийского историка, для которого центр тяжести лежит в изображении тонких, запутанных догматических споров того времени. “Кажется, – пишет Крумбахер, – как будто эти люди, с ужасом отворачиваясь от несчастных событий политической жизни империи, искали утешения и облегчения в абстрактных исследованиях догматических вопросов религии, волновавших тогда все умы.” 1108 К интереснейшим частям истории Пахимера принадлежит также его рассказ о знаменитых каталонских “кампаниях” Рожера де Флора, дающий богатый материал для сравнения с рассказом известного участника похода, каталонского летописца Мунтанера. 1109 Изложение Пахимера, в котором гомеровские фразы перемешиваются с богословской декламацией, допуская иногда в тексте некоторые иностранные и простонародные выражения, тем не менее в своей большей части настолько пропитано без нужды педантичным подражанием античному стилю, что автор, например, к явному ущербу удобопонятности изложения, пользуется малоизвестными аттическими названиями месяцев вместо обычных христианских. Некоторые из упомянутых сочинений Пахимера еще не изданы и даже его основное историческое сочинение нуждается в критическом переиздании. 1110 В XIV веке жил один из величайших ученых и писателей последних двух веков существования Византии Никифор Григора, известный по истории исихастского движения. 1112 По разнообразию и объему знаний, остроумию, искусству в диалектике и по твердости характера он превосходил всех византийцев времени Палеологов и может быть сопоставлен с лучшими представителями западного Возрождения. Получив прекрасное образование, будучи знаком с древней литературой и увлекаясь особенно астрономией, что побудило его даже предложить императору непроведенную в жизнь календарную реформу, Григора, после нескольких лет успешной преподавательской деятельности, принимая живое участие в бурных богословских спорах эпохи, написал много разнообразных сочинений, из которых значительная часть еще не издана.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Любовь сопровождала св. учителя и в место заточения, уважение к нему теперь даже возросло; каждый день приходили в дикий Кукуз из разных мест слушать наставления Златоуста 1105 . Св. Иоанн продолжал действовать для пользы верных с прежнею ревностью. Письмами своими он старался одушевлять и подкреплять усердных миссионеров своих в Финикии, Аравии и Персии; назначал новых помощников им, изыскивал средства для содержания их и для построения храмов 1106 . Известие о ярости язычников, умертвивших в Финикии пресвитеров, сильно опечалило его, и он спешил послать туда человека, способного смирить любовью ненависть слепцов 1107 . Иноки, посланные им к дунайским Готфам, также получили от него и утешения и подкрепления. О готфской Церкви сильно теперь беспокоился он. Од получил известие, что «чудный епископ Унила, которого посвятил, он не так давно и послал в Готфию, сделав много полезного, скончался, и готфский князь требует новаго епископа». Зная епископов, оставшихся в Константинополе, он тревожился, не посвятили бы они, по своему обыкновению, кого попало, в епископа готфам. С другой стороны там и в других местах люди, искренние в вере и благочестии, терпели от врагов его 1108 . Сердце его, как сердце Павла, расширялось теперь в любви более и более, и он обнимал заботливою любовью все Церкви: епископам Азия, Африки, Европы, писал он то внушения чистой любви христианской, то мысли о высоких нравственных предметах 1109 . Особенно же заботился утешать страдавших друзей своих в Константинополе 1110 , и между прочим двух пресвитеров, учителей училища Константинопольского 1111 . Образец любви его ко врагам своим представляет письмо его к Леонтию епископу 1112 Анкиры Галатской, к тому самому, который замышлял убить его в дороге 1113 . Почти два года пробыл св. Златоуст в Кукузе, по его словам, довольно покойно, но так покойно, как можно жить там, где непрестанно надобно было ожидать набега дикарей 1114 , и при том тому, который весьма слаб был здоровьем. «Болезнь, писал он сам, сильно сокрушила меня и почти совсем истощила, приковав на целую зиму к постеле».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Наилучший пример книги, написанной в апокалипсическом жанре это Откровение Иоанна. Из нее мы узнаем, что апокалиптика видит в настоящей ситуации зло и безнадежность. Вмешательство Бога приведет к суду над миром и принесет конец света. Пока же этого не случилось, народ Божий должен оставаться верным и чистым и терпеливо ждать прихода Бога. В центре жанра – видение этого мира и мира грядущего. Для книг этого жанра характерны видения, небесные толкователи, фантастические животные, образы, взятые из природы, и вселенский хаос. Часто используется образный и высокохудожественный язык. 1108 В литературе такого рода следует обращать особое внимание на используемый язык стереотипов. Если брать за основу вышеизложенное определение, то книга Захарии действительно содержит апокалипсические отрывки. В видениях можно увидеть некоторые апокалипсические элементы в их начальной форме. Главы 914 продолжают их развитие. Есть здесь и связь с ранее звучавшими пророчествами. Однако, Захария, по всему, не дуалистичен и не достигает в своей книге той формы жанра, которую мы встречаем у Даниила. Смит заключает, что Захарию, по крайней мере, можно считать родоначальникам апокалипсического жанра. 1109 Богословские темы 1110 В первых восьми главах книги ( Зах.18 ) автор одновременно обеспокоен будущим языческих народов (в широком смысле) и будущим иудейского храма (в узком смысле). Восемь видений, выстроенных в «несвязанную хиастическую структуру», 1111 объясняют причину этого беспокойства. Но начинает Захария с традиционного пророческого вступления, призывающего к покаянию (1:28). Возвратившиеся из плена иудеи не должны подражать своим давним предкам и не должны восставать на Бога. Повторять их ошибки было бы глупо, ибо, даже если среди народа не осталось пророков, Божье слово будет стоять вечно (стихи 56). Тематика обеих частей книги Захарии многогранна – это и спасение народа, и обещание возвращения народа Божьего в Иерусалим и Иудею, и присоединение народов мира к прославлению Бога. Все это – не разрозненные идеи, а тесно связанные между собой темы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Хотя в XVI–XVII вв. чудеса Николая Чудотворца и другие, рассказывающие о нём произведения, многократно переписывались, существовала необходимость увеличить количество доступных для чтения текстов. Видимо, именно поэтому цикл Николая Мирликийского стал первым среди печатных изданий подобного рода, подготовленных на Московском печатном дворе в XVII в. Издание «Служб и жития Николая Мирликийского» положило начало новому направлению в деятельности Московского печатного двора – публикации учительных книг 1102 . Помимо Пролога, Маргарита, Поучений Ефрема Сирина изданы «Службы и житие Сергия и Никона Радонежских» (1646), «Службы и житие Саввы Сторожевского» (около 1646) 1103 . В конце столетия опубликованы «Службы и житие св. Иоанна Воина» (1695:1700). «Службы и житие Николая Мирликийского» в течение XVII в. Московским печатным двором были изданы восемь раз: в 1640, 1641, 1643, 1662, 1679, 1688, 1694 и в 1699 гг 1104 . Между первыми тремя изданиями, появившимися почти подряд, через небольшие промежутки времени, и пятью следующими публикациями, прошло около девятнадцати лет. Такой длительный перерыв можно объяснить удовлетворением имевшихся потребностей: тираж третьего издания составил 2.400 экземпляров. Однако по описи Московского печатного двора 1649 г. печатных «Служб и жития Николая Мирликийского» в наличии нет (см. ниже). Возможно, отсутствие житийных изданий в этот период было обусловлено общей исторической ситуацией, приходившейся на времена патриаршества Иосифа и Никона, с вытекающими отсюда особенностями деятельности Московского печатного двора. Несколько изданий «Служб и жития Николая Мирликийского» было осуществлено в Киеве 1105 . Первое из них появилось в 1680 г., остальные – уже в XVIII в. (1700, 1738, 1754 гг. и др.) 1106 . В ряде работ, посвящённых книгам кирилловской печати, упоминается киевское издание 1638 г., которое должно было бы предшествовать московским изданиям. Это «Акафист, житие и служба св. Николаю Чудотворцу», in-4°, как описывает его И.П. Каратаев со ссылкой на В.С. Сопикова и И.П. Сахарова 1107 . И.П. Сахаров, помимо прочих изданий «Служб и жития Николая Мирликийского» 1108 , действительно указывает под номером 361 киевское печатное издание 1638 г., в 4°, также ссылаясь на Сопикова и называя местонахождением книги библиотеку Погодина. Он именует это издание «Акафист св. Николаю», замечая, что в нём соединены житие и службы святителю Николаю Чудотворцу 1109 . Это издание включено и в «Очерк славяно-русской библиографии» В.М. Ундольского, с аналогичными ссылками на Сопикова, Сахарова и Погодина 1110 . Однако наличие издания 1638 г. не подтверждается. Вероятно, ошибочно вместо 1738 г., когда действительно в Киеве были изданы «Акафист и житие Николая Чудотворца», был указан 1638 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Это последний диалог, написанный Ансельмом в монастыре Бек. В нем на примере падения диавола рассматривается вопрос о происхождении и сущности зла. Второй период(1090–1105). Перед посвящением Ансельма в архиепископа Кентерберийского (1093) он написал два сочинения — De fide Trinitatis ‘О вере в Святую Троицу’ и De incarnatione Verbi ‘О воплощении Слова’, в которых излагается учение о Святой Троице при помощи чисто рациональных аргументов и осуждается номинализм Росцеллина. В 1098 г. в Италии Ансельм завершил свое главное христологическое сочинение Cur Deus homo ‘Почему Бог стал человеком’, где развивается ставшая для католической Церкви общепризнанной чисто юридическая теория  Искупления как удовлетворения (satisfactio) за оскорбление Божественного величия, а также разбираются другие христологические проблемы. В период между 1099–1107 были написаны два сочинения: De conceptu virginali ‘О непорочном зачатии’ (1099–1100) и De originali peccato ‘О первородном грехе’ (1107–1108), посвященные вопросам происхождения и природы зла, распространения первородного греха на человеческую природу в целом (исключая человеческую природу Христа), очищения от этого греха в крещении, участь некрещеных младенцев, святость и приснодевство Богоматери и др. Вопрос об исхождении Святого Духа ( Filioque ) обсуждается Ансельмом в сочинении De processione Spiritus Sancti ‘Об исхождении Святого Духа’, которое первоначально представляло собой его речь на соборе в Бари (1098), посвященном точному истолкованию католической веры в полемике против учения Православной Церкви. Здесь Ансельм строит свою аргументацию, опираясь только на Священное Писание. Два сочинения — De sacrificio azymi et fermentati ‘О пресном и квасном хлебе в евхаристическом приношении’, или De azymo et fermentato ‘О пресном и квасном хлебе’ и De sacramentis ecclesiae  ‘О таинствах Церкви’ представляют собой ответ Ансельма на вопрос епископа Варлаама Наумбургского о литургических видах (то есть хлебе и вине). Третий период (1105–1109).

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

1104. Алексий II (Ридигер), патр. Московский и всея Руси. Приветственное слово. [участникам Межхристианской конф. «»Иисус Христос вчера и сегодня во веки Тот же»: Христианство на пороге третьего тысячелетия» (Москва, 23–25 нояб. 1999 г.)]//ЦиВр. 2000. 1(10). С. 231–232. 1105. « " Иисус Христос вчера и сегодня во веки Тот же»: Христианство на пороге третьего тысячелетия» (Москва, 23–25 нояб. 1999 г.): Итоговый документ//ЦиВр. 2000. 1(10). С. 252–263. 1106. Лужков Ю. М. Приветствие. [участникам Межхристианской конф. «»Иисус Христос вчера и сегодня во веки Тот же»: Христианство на пороге третьего тысячелетия» (Москва, 23–25 нояб. 1999 г.)]//ЦиВр. 2000. 1(10). С. 233–234. 1107. Таджуддин Т., шейх. Приветствие. [участникам Межхристианской конф. « " Иисус Христос вчера и сегодня во веки Тот же»: Христианство на пороге третьего тысячелетия». Москва, 23–25 нояб. 1999 г.]//ЦиВр. 2000. 1(10). С. 234–237. См. также 1651. Научно-церковная конференция «Православное богословие на пороге третьего тысячелетия» [Москва, 7–9 февр. 2000] 1108. Алексий II (Ридигер), патр. Московский и всея Руси. Слово к участникам Богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное богословие на пороге третьего тысячелетия» Москва, 7–9 февр. 2000 г.//ЦиВр. 2000. 2(11). С. 11–14. 1109. Православное богословие на пороге третьего тысячелетия: Конф. [Москва, 7–9 февр. 2000]//АиО. 2000. 1(23). С. 320–321. Краткий обзор. См. также 1728. Материалы этой конференции см. под 31, 365, 372, 1534, 1565, 1740, 2156, 2173, 2710, 2715. Научно-церковная международная конференция «Христианство на пороге нового тысячелетия» (Москва, 20–22 июня 2000 г.) 1110. Алексий II (Ридигер), патр. Московский и всея Руси. Выступление [на Междунар. конф. «Христианство на пороге нового тысячелетия». Москва, 20–22 июня 2000 г.]//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). С. 12 –13. То же: 1111. Алексий II (Ридигер), патр. Московский и всея Руси. Выступление... [на Междунар. конф. «Христианство на пороге нового тысячелетия». Москва, 20–22 июня 2000 г.]//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 10–11.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Богоявление в горящем кусте Григорий понимает как просвещающую истину, которая открывается тому, кто избрал уединение 1097 . При этом необходимо снять «обувь кожаную», т.е. разрешить «на душевных стопах эту мертвенную и земную кожаную оболочку» 1098 , чтобы «составить истинное понятие о сущем» и отличить его от мнимого. Такое познание Григорий определяет как познание истины 1099 , определяя в свою очередь истину как «точное постижение того, что в действительности существует» 1100 . Итак, смысл богоявления в неопалимой купине, согласно Григорию, – это познание того, «что из всего объемлемого чувством и созерцаемого умом ничто не есть сущее в подлинном смысле, кроме превысшей всего сущности, которая всему причина и от которой все зависит» 1101 . Все существующее помимо этого всего лишь участвует в этом сущем 1102 , не истощая его, но только это сущее всегда то же 1103 , лишено любых изменений к лучшему или худшему 1104 , не нуждается ни в чем, само будучи целью стремлений 1105 , – оно есть истинно сущее (τ ντως ν) 1106 . Кто приблизился к этому свету, сияющему в купине, к лучу, засиявшему нам в «телесных терниях», тот способен помочь спасению других, способен вести их к спасению из рабства 1107 . Здесь Григорий явно пытается усилить христологическую составляющую своей онтологии богоявления. Христологическим толкованием сопровождается и эпизод с чудесным превращением посоха в змею и обратно, и рассказ о парализованной руке, исцеленной вложением за пазуху: Христос ради нас стал грехом (ср. 2Кор. 5:21 ) 1108 , т.е. змеей, чтобы освободить нас от греха (чтобы победить змей египетских чародеев); принял наше естество, подверженное изменениям и болезням, чтобы привести нас к нетлению 1109 . Итак, Григорий полагает, что обожение человека опосредовано познанием: оно даровано тому, кто «познал эти вещи» 1110 , – кто постиг урок явления Христа. Григорий находит аллегорический смысл в каждой детали истории Моисея: например, жена Моисея, происходящая из чужого народа, представляет светскую культуру, которая может быть спутницей жизни, но ее детей необходимо обрезать, иначе говоря, избавить от всего несовместимого с христианством 1111 . Кары, постигшие египтян и не коснувшиеся евреев, Григорий ассоциирует со словом истины, которое по-разному воздействует на принимающих и отвергающих его, или же с плодами добродетелей и пороков 1112 . Исход из Египта, сопровождаемый похищением египетских драгоценностей, толкуется как освобождение, достигнутое добродетелью, которое заимствует и использует все богатство светской культуры 1113 . Переход через Красное море, в котором тонет египетское войско, очевидно, означает купель крещения, где человек отрекается от пороков 1114 , и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Эти Последние как будто знать не хотели о грозившей им опасности. Меры предосторожности, о которых народ должен был бы ежеминутно заботиться, откладывались до другого времени, и греки Закрывали глаза перед висящей над их головой грозой. Это тем удивительнее, что они не могли рассчитывать на дружественную помощь со стороны Европы. Между теми государствами, от которых можно было бы ожидать помощи, одни были слишком слабы, другие слишком далеки от театра борьбы, одни считали опасность воображаемой, а другие неотразимой . 1107 Византии приходилось довольствоваться теми силами, какие находились внутри ее, но Византия и без того была не богата народонаселением, а близкая опасность еще намного уменьшила численность защитников столицы и миниатюрного царства. Многие из простонародья и несколько византийских аристократов имели низость покинуть свое отечество в минуту опасности , 1108 а корыстолюбие частных богачей отказало императору в тех скрытых сокровищах, которые теперь могли бы идти в дело и которые впоследствии достались победителю . 1109 Бедный и оставшийся в одиночестве монарх все же готовился к борьбе со своим грозным врагом. Интересно будет узнать, сколько нашлось лиц, оказавшихся готовыми защищать столицу от натиска неприятелей. В последнюю эпоху своего существования Константинополь все еще имел более чем 100–тысячное население. К сожалению, на эту цифру указывают не списки сражавшихся, а списки взятых в плен. По приказанию императора были собраны на улице и в домах сведения о числе граждан и даже монахов, способных и готовых взяться за оружие для защиты своего отечества. Составление этих списков было поручено известному уже нам Франце, который после тщательного записывания имен со скорбью и изумлением донес своему государю, что число защитников отечества ограничивается четырьмя тысячами девятьюстами семьюдесятью тремя греками . 1110 Цифра точная, до того точная, что было отчего прийти в отчаяние каждому патриоту того времени. Но для историка настоящего, нашего времени, такой факт невольно представляется чем-то комическим.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010