Исправление слога в достоверных или подлинных актах не лишает их достоверности особенно касательно событий. Конечно, нельзя утверждать, что все вышедшее из под пера его свободно от ошибок исторических, потому что «множество рассмотренных и составленных им жизнеописаний показывает само собою, что ему не могло доставать ни времени, ни сил поверить со всею строгостию все части повествований древних» 291 . Но если жизнеописания святых или минеи не могут иметь авторитета непогрешимости и богодухновенности наравне с книгами Св. Писания, то было бы большою несообразностию по сему одному унижать великое значение их для религиозно-нравственного воспитания христиан. Еще до Метафраста св. Андрей Христа ради юродивый побужден был к своим высоким подвигам чрез чтение актов мученических и житий богоносных мужей 292 . И религиозно-нравственное чувство христиан в сем отношении не обманывается. Сказали мы, что до нас дошло не мало мученических актов, носящих на себе несомненные признаки достоверности, из периода гонений римских царей, особенно Диоклитиана. Здесь прибавим: все сказания о персидских мучениках, составленные Маруфою, епископом месопотамским, достоверны. Так говорит о сем сам автор, близкий и отчасти современный гонениям в Персии: «все предложенные мною известия о вопросах мучителей и ответах мучеников, о мучениях, терпении и смерти сих последних слышал я из уст достоверных пастырей церкви... Некоторые мученики, которых терпение и смерть я описал подробнее и полнее, нежели других, были моими современниками; я их видел, и они пострадали в мое время» 293 . Особенного внимания в отношении к достоверности житий заслуживает сочинение, изданное в 1849 году в московской академии, под заглавием: св. Дмитрий, митрополит ростовский. В конце его есть перечень актов и пространных житий святых, коих достоверность несомненна, при чем приводятся и доказательства достоверности. Там приведено таких житий 188, из них 97 актов мученических и житий исповедников, которые находятся в наших четиих минеях, но там не приведены краткие сказания о преподобных из Феодорита, Лавсаика Палладия, Иоанна Мосха л т.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Николая Чудотворца, вмч. Феодора Тирона, вмч. Георгия Победоносца и особо почитаемых в Румынской Церкви вмч. Иоанна Нового и прп. Параскевы (Петки) Тырновской. В 1682-1686 гг. митр. Молдавии Досифей издал 4 тома «Житий и деяний святых», над к-рыми работал 25 лет. 1-й том охватывает месяцы сент.-дек., 2-й - янв.-февр., 3-й - март-июнь и 4-й - июль-авг. Источниками для этого издания были прежде всего «Минеи» Досифея Маргуниоса и «Жития святых» Симеона Метафраста, отпечатанные в греч. типографии Н. Гликиса в Венеции. Митр. Досифей использовал и др. греч. тексты, а также нек-рые слав. переводы, известные в Молдавии. Он упоминает ряд молдав. святых, своих современников, официально не канонизированных: Парфения из Агапии, Епифания Воронецкого, Кириака из Тазлэу, Кириака из Бисерикани и др. Хотя четырехтомник митр. Досифея являлся переводом греч. и слав. текстов, он значительно повлиял на создание молдав. и румын. Ж. л., становление письменного языка, выработку терминологии и отбор персоналий. Из широко распространенных житий на греч. языке следует отметить Житие нмч. Иоанна Валаха (Румына), уроженца Олтении, казненного турками в К-поле в 1662 г. за отказ изменить правосл. вере и принять ислам. Он был тогда же канонизирован К-польской Патриархией. Его Житие было включено в ряд др. текстов, неоднократно публиковавшихся. Параллельно на территории Молдавии осуществлялись переводы житий и на слав. язык. Примерно тогда же, в XVII в., на слав. язык в монастыре Бисерикани было переведено Житие Андрея Критского. Следует отметить издания, посвященные и нек-рым др. святым, напр. прп. Василию Новому, прп. Никодиму. В 1758 г. Евлогий Даскэлул из Ясс закончил работу над переводом сборника житий святых со славянского языка (не изд.). В рукописи остались и некоторые др. переводы, 2 из них находилось в б-ке Историко-археологического церковного об-ва в Кишинёве. В 1782 г. Макарием из Бистрицы с греческого языка были переведены «Жития святых» (опубл. позднее). Важным событием стала публикация 12 томов «Житий святых», выпущенных в типографии Нямецкого мон-ря в 1807-1815 гг.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Руди Т.Р. Топика русских житий (вопросы типологии). С. 87). Это, однако, не отменяет значимости отсутствия этой формулы в предисловии к Житию Варлаама Важского. 488 См. Творогов О.В. Переводные жития в русской книжности XI–XV веков: Каталог. М., СПб. 2008. С. 124. Перевод Жития Филарета Милостивого см. в изд.: Жития византийских святых/Пер. С. Поляковой. СПб. 1995. С. 214−241. 490 Следует оговориться, что это исследование совершенно не имеет в виду изучение данных о деятельности реального исторического лица – Василия (Варлаама Важского), известных из других источников, и сравнение их со сведениями, сообщаемыми ЖВВ. Мы будем рассматривать только образ святого в Житии и попытаемся установить его тяготение к какому-либо агиографическому типу. О жизни св. Варлаама Важского по данным различных источников и основную библиографию по этому вопросу см. в статье: Исидорова З.Н., Рыжова Е.А. Варлаам Важский. 491 См. об этом подробнее в статье: Исидорова З.Н. О хронологии Жития св. Варлаама Важского. С. 63−66. 492 Т.Р. Руди отмечает, что «...мотив пренатальных знамений реализуется, как правило, в форме явления родителям (или матери) святого пресвятой Богородицы, предрекающей им рождение богоизбранного младенца (часто, после усердных молитв неплодных родителей о даровании чада)» (Руди Т.Р. О композиции и топике житий преподобных. С. 439). Хотя в Житии Антония Сийского рождение святого не связано с какими-либо знамениями, молитва его родителей о даровании чад (упоминания о бесплодии в Житии нет) и указание на то, что рождение Антония было именно ответом на их молитву, говорят о том, что перед нами вариант того же мотива. 493 Ср., например, в Житии Григория Пельшемского, где подразумевается боярское происхождение будущего святого: «Архимандрит же, зря его юна суща отрока и рода славна...» (цит. по: Руди Т.Р. О композиции и топике житий преподобных). С. 448−449. 494 См. о топосах темы мечты о постриге: Руди Т.Р. О композиции и топике житий преподобных. С. 439−441. 497 Кстати, Т.Р. Руди не числит этот библейский сюжет среди топосов житий преподобных, а упоминает о нём как о сопутствующем в некоторых житиях (Там же.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Составной частью собираемой древнерусской книжности были жития отечественных подвижников. Между тем стиль и язык этих житий не всегда отвечали предъявляемым к ним высоким требованиям. Не был в должной степени решен вопрос прославления святых в Церкви. Можно говорить о произведенной канонизации в Новгороде преподобного Михаила Клопского при святителе Макарии 7 . Однако почитался он, как и многие другие русские святые, только на месте своих подвигов. Поэтому, став Первоиерархом Русской Церкви, святитель Макарий созывает Соборы 1547, 1549 годов, на которых решался только один вопрос – прославление русских святых. Эти Соборы историки справедливо называют Макарьевскими. Таким образом, Великие Макарьевские Четьи-Минеи и Московские Соборы 1547, 1549 годов тесно взаимосвязаны. Это была аккумуляция письменности и одновременно толчок к ее последующему развитию. В то время было создано множество житий русским святым или их новых редакций, служб, похвальных слов; начинают интенсивнее писаться иконы русским святым, строиться храмы в их честь, совершаются открытия мощей русских святых (24, с. 331–336) . « И менем Митрополита Макария можно обозначить целую эпоху в истории древнерусской агиографии. На это дает право уже одно количество литературных памятников, появившихся в его время под близким или отдаленным влиянием, от него исходившим» (25, с. 221) , – писал Василий Осипович Ключевский . У другого историка читаем: «Время Митрополита Макария характеризуется значительным движением в данной области литературы: приведение в известность всех святых Русской Церкви, канонизация не канонизованных ранее, установление празднования им, собирание житий, обработка их в стиле, требуемом выработавшейся теорией жития» (26, с. 220) . Солидарен с ними церковный историк Евгений Евстигнеевич Голубинский: «Трудно сказать, накопилось ли к нашему времени у русских книжных людей способности писать жития святых; но во всяком случае они уже приобрели теперь достаточное дерзновение на это... они восстали целым немалочисленным сонмом, чтобы поспешить удовлетворениям одушевлявшего общество желания. В двадцатилетнее правление Митрополита Макария было написано житий святых почти на одну треть более, чем во все предшествующее время от нашествия монголов, а если считать новые редакции прежних (и отчасти при нем самом написанных) житий, то – почти в два раза более» (27, с. 181) .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

—91— и пользовался её содержанием. Но при ближайшем сопоставлении Χ. Δ. с другими памятниками, касающимися первоучителей, приходится наблюдать близость Хиландарской повести к кратким жизнеописаниям их, особенно к тем проложным житиям, которые были изданы еще в исследовании Добровского о Кирилле и Мефодии (перев. Погодина, Μ. 1825, 103–7). Эта пара проложных житий представляет собою краткий перечень главнейших фактов из жизни славянских первоучителей. Большая часть этих фактов совпадает с показаниями паннонских житий, но рядом с ними здесь есть значительное количество новых биографических сведений о первоучителях или же вариантов по сравнению с сообщениями паннонских житий. Научная критика оставляет за проложными житиями то значение, которое было усвоено им еще Бодянским: они обычно считаются сокращениями паннонских житий, но с примесью откуда-то заимствованных добавлений или личных домыслов составителя – южного славянина. Происхождение и историческая ценность этих добавлений остаются под вопросом, и на жития принято смотреть как на смесь исторически известного с неизвестным. Обращаясь теперь к Χ. Δ., мы видим здесь соединение как раз почти всех тех сведений, которые вошли в проложные жития, но не имеются в паннонских. При этом особенности фразеологии проложных житий по сравнению с греческим текстом часто зависят только от того, что первые излагают жизнь каждого из просветителей отдельно, а Χ. Δ. – вместе. Сведения эти следующие. а) Название отца св. братьев сотником, а не друнгарием, как в паннонском житии, Кирилла. Къ Селуньстмъ град б етеръ добророденъ мужъ именемъ Левъ, саномъ же сотьникъ отъ него же родис блаженный Кириллъ. Жит. Кир. τον τις ρχων ες τν Θεσσαλονκην Λων τ νομα, τν τξιν κατνταρχος, κα σγυγος ατο Μαρα…, ξ ατν γγεννθησαν τοτοι ο Θεοι διδσκαλοι. б) Наименование матери их – Мария, которое не только приводится в Жит. Меф. и Χ. Δ., но проникло и в «Успение Кирилла». в) Пострижение Константина в монахи, когда он бежал из Константинополя в монастырь на прибрежье Мраморного

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Далее местом составления житий являются не городские только центры, но и отдаленные от культурной жизни монастыри. Вследствие этого в житиях данного времени есть много драгоценных для истории бытовых черт. Наконец прежняя краткая память о святом превращается в обширное похвальное церковно-историческое слово. Из писателей этого времени выделяются Епифаний Премудрый , написавший жития преподобного Сергия Радонежского и Стефана Пермского, отличающиеся, по выражению проф. Голубинского, «необузданной риторикой», и сербы м. Киприан, переработавший житие м. Петра и несколько житий, вошедших в состав его «Степенной книги», и Пахомий Логофет, оставивший 10 житий, 6 сказаний, 18 канонов и 4 похвальных слова святым. Писатели житий, следовавшие за Киприаном, Пахомием и Епифанием, подражали им как в изложении, так и в понимании исторических явлений. Хотя митрополит Макарий сам не оставил ни одного канона или похвального слова святому, но движение, сообщенное им русской агиографии, было столь сильно, что его именем можно назвать новую эпоху в житийной литературе. Это движение вызвано было канонизацией русских святых в 1547 и 1549 г. и главным образом смелой попыткой м. Макария собрать и переписать «все святыя книги, которыя в Русской земле обретаются». Эта попытка привела к составлению громадного труда « Великих Четьих-Миней », издаваемых ныне археографической комиссией (подробнее о них см. под словом Макарий). Труд этот Макарий начал в 1529–30 годах и окончил 20 лет спустя. Минеи Макария известны в двух редакциях Софийской, оконченной в 1541 г., и Успенской — более полной и подробной, переписка которой окончена в 1552 году. Ни прежде, ни после не являлось столько новых житий, как во времена м. Макария. Через столетие после Миней Макария составлены были два новых житийных сборника: монаха Германа Тулупова из Старицы, написанный в 1627–32 годах по поручению троицко-сергиевского архимандрита Дионисия, и священника посадской церкви Сергиева монастыря Иоанна Милютина, составленный им совместно со своими тремя сыновьями в 1646–1654 годах.

http://azbyka.ru/zhitiya-svyatyh-troitsk...

Из житий, представляющих любопытные данные в смысле их характерности и отличия от данных, предлагаемых другими памятниками, прежде всего я остановлюсь на житии митрополита Ионы († 1461 г., память 31 марта), занимающем одно из первых по времени мест среди житий Макарьевского времени и составленном по поручению Макария в 1547 году 325 . Московский святитель, в юности приняв иночество, подвизался в Симоновом монастыре, вблизи Москвы, и таким образом с Москвой и московской жизнью был связан почти все время своей деятельности, если не считать только времени епископства в Рязани. Житие останавливается на различных фактах его жизни главным образом уже в сане митрополита. Замечание историка русских житий о „витиеватости, обилии общих мест и скудости фактического содержания» 326 в житии относится по преимуществу к его 1-й части; действительно, что касается раннего времени подвижничества Ионы, мы узнаем лишь о его воздержании, смиренной мудрости, любви к ближним, презрении к земнымъ вещам; более конкретного пояснения этих понятий биограф не дает и ни на одном не останавливается; по принятии святым епископства житие отмечает его учительную деятельность; впрочем также лишь отмечает и не делает попытки познакомить с тем, чему именно он учил свою паству. В повествовании о митрополитстве Ионы мы встречаем прежде всего сухие указания на чисто исторические факты, вроде избрания его в митрополиты собором епископов, отношения его к Флорентийской унии, встречаем и ту же общую и бессодержательную характеристику, фразами, взятыми из богослужебных книг и других житий (чистоты хранитель, целомудрия образ, неложный учитель, умный правитель, учивший всех душеполезному, и т. п,); но затем биограф переходит к ряду эпизодов, по преимуществу представляющих рассказы о чудесах Ионы; большинство их нельзя, по-моему, не признать в высшей степени характерными; именно эти подробности дали биографу главное содержание его труда, именно они выдвинуты им, как свидетельство душевных доблестей святителя. Из девяти эпизодов ничего характерного в смысле образа мыслей не дают 1-й, 3-й и 7-й.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

К кон. XVII в. относятся Жития патриарха Иоакима и боярина Ф. И. Ртищева, стихотворная эпитафия Корнилию, митр. Новгородскому. Особенностью Ж. л. кон. XVI-XVII в. стало создание в ее рамках автобиографических записок ( Крушельницкая. 1996). Ярким примером является автобиографическая записка прп. Елеазара анзерского, в к-рой святой рассказывает об основании им скита и о пережитых при этом трудностях. Автобиографический характер имеют написанные старообрядческими первоучителями Аввакумом Петровым и Епифанием собственные Жития. Однако жизнеописания такого типа не создали традицию в Ж. л., как в православной, так и в старообрядческой. " Книга житий святых " свт. Димитрия Ростовского. К., 1700. Т. 3. Л. 1 (РГБ) " Книга житий святых " свт. Димитрия Ростовского. К., 1700. Т. 3. Л. 1 (РГБ) В XVII в. продолжилось составление новых редакций агиографических сводов - Чудовских (Годуновских) Миней-Четьих (1600), Миней-Четьих иером. Троице-Сергиева мон-ря Германа (Тулупова) (1627-1632) и Миней-Четьих Иоанна Милютина (1646-1654). Чудовские Минеи-Четьи изначально состояли из 13 книг (книга на дек. утрачена), хранятся в Чудовском собрании ГИМ 307-317), том на 1-ю пол. нояб.- в РГБ. В состав Чудовских Миней вошли 45 житий рус. святых, ряд похвальных слов, сказаний об обретении и о перенесении мощей, Киево-Печерский патерик Кассиановской редакции (см.: Протасьева Т. Н. Описание рукописей Чудовского собр. Новосиб., 1980. С. 177-186). Тулуповские Минеи-Четьи создавались в Троице-Сергиевом мон-ре и в наст. время хранятся в РГБ (Троиц. 665, 668, 671-677, 679, 681, 695). В отличие от ВМЧ и Милютинских Миней, «ориентированных на полноту собрания минейных чтений», Минеи-Четьи иером. Германа представляют собой выборку «основных для каждого месяца Житий и Слов» ( Понырко Н. В. Герман//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 198). На вопрос о редактировании житий при включении в эти Минеи нет единого ответа. Иногда представление о существовании специфических Тулуповских редакций того или иного житийного памятника возникало в результате недостаточной изученности его рукописной традиции.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Кира и Иоанна, находящегося в Acta SS 438 . Мы указали только наиболее важные случаи влияния Acta SS. на вторую книгу Четиих-Миней. Можно думать, что недостаток времени не дозволял Святителю использовать новый источник для этой книги так, как бы было желательно. На это указывают некоторые отметки в Прологе. Напр., 5-го января, против памяти преп. Сигклитикии в Прологе есть ссылка на Acta SS. (январь, I, 242) с отметкой «fuse»; однако в Четиих-Минеях мы имеем не пространное, а краткое житие Преподобной, написанное по Прологу. 23-го января Святитель, по руководству Vitae Patrum и Метафраста, дает сравнительно небольшое и бедное содержанием житие преп. Ефрема Сирина , между тем в Acta SS. (февраль, I, 49), которые отмечены в Прологе, имеется богатейший материал о жизни и деятельности Преподобного. Если бы позволило время, Святитель несомненно использовал бы в Acta все, что они давали, и что отвечало целям и задачам его труда. Об этом свидетельствует отношение к Acta и при дальнейшей работе. Не стесняемый временем, Святитель не оставляет теперь Acta до самого окончания Четиих-Миней и, можно думать, чаще обращается к ним, нежели к другим латинским источникам. Особенно это надо сказать о третьей книге Четиих-Миней, на месяцы: март, апрель и май. Здесь Acta Sanctorum занимают исключительно господствующее положение и в течение этих месяцев нельзя указать почти ни одного дня, который бы был написан без них. Об этом свидетельствуют анализ и содержание житий третьей книги и особенно Пролог Святителя, где в марте и апреле ссылки на Acta Sanctorum встречаются не только под каждым числом, но почти при каждой памяти. В четвертой книге Четиих-Миней влияние Acta Sanctorum сказывается уже слабее. Вполне соответствующего материала на месяцы июнь, июль и август они не давали, но все же Святитель и при составлении житий на эти месяцы обильно воспользовался Аста-ми и внес из них немало полных житий в свои книги. Всех, заимствованных из Acta Sanctorum во втором полугодии Четиих-Миней житий святых насчитывается 94 (39 в мартовской и 35 в июньской книге), но это число может быть значительно увеличено. Дело в том, что во многих случаях Acta SS. давали те же редакции житий, что и Сурий или другие источники 439 , и хотя мы подобные жития отнесли к заимствованным не из Acta Sanctorum, но Святитель вполне мог работать в этих случаях и по ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Ко второму отделу мы причисляем все рукописи с житиями великороссийских святых, кроме жития преп. Иосифа Волоцкого . Мы полагаем, что эти рукописи есть результат тех поисков в области великороссийской агиографии, которые предпринимал Святитель в Ростове. Между ними находится, например, житие преп. Авраамия Ростовского, списанное «с тетрадей дьячка Богоявленского монастыря»; из двух других житий того же святого одно, по мнению И. А. Шляпкина 308 , прислано Святителю митрополитом Новгородским Иовом, другое, вероятно, иеромонахом Феологом 309 . От Иова же, можно думать, получено житие Леонтия, свят. Ростовского. Что касается остальных житий великороссийских святых (Гурия и Варсонофия Казанских, Григория Переяславского, Макария Белевского и Кассиана Учемского), то и они не могли быть присланы Святителю ранее переселения его на север. О последних трех святых мы не находим упоминания даже в месяцеслове Четиих-Миней, чего Святитель не допустил бы, если бы жития их были у него под руками во время работы над Четиими-Минеями. Свв. Гурию и Варсонофию 4 октября, в день их праздника, положено краткое проложное сказание; такие же краткие сказания посвящены преп. Авраамию (26 октября) и святителю Леонтию (23 мая); очевидно, других, более полных житий этих святых у Святителя тогда не было. Да едва ли он и интересовался ими. Ведь только после переселения на север у него появился интерес к великорусской агиографии и, как мы видим из писем 310 , Святитель стал разыскивать и просить своих друзей прислать ему полные жития этих святых. Труднее определить время поступления к Святителю находящихся в сборнике житии общехристианских святых. Вероятно, большинство из них получены Святителем еще в первый, украинский период его деятельности. Это безусловно справедливо относительно житий уже использованных. Неиспользованных житий сравнительно немного и, на основании сделанных на них заметок, можно только предполагать, что они получались в то время, когда удобная для помещения их книга Четиих-Миней была уже закончена.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010