Пс.107:4.   Исповемся Тебе в людех, Господи, пою Тебе во языцех. Пророчествует об иудеях и язычниках, уверующих во Христа Господа (Феодорит). Пс.107:5.   Яко велия верху небес милость Твоя, и до облак истина Твоя. Величие «милости» Божией превышает высоту небесную. «Облаками» называет пророков, апостолов и святых учителей; потому что ими, как некиими «облаками» , приносится людям духовное орошение; от них научились мы «истинной» вере (Афанасий, Феодорит). Пс.107:6.   Вознесися на Небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя. «Вознесися» значит: яви Себя превознесенным выше всех и вся «земля» да познает «славу Твою» . Это сказал и блаженный Аввакум: «покры небеса добродетель Его, и хваления Его исполнь земля» (Авв. 3:3) (Феодорит). Пс.107:7.   Яко да избавятся возлюбленнии Твои: спаси десницею Твоею и услыши мя. «Возлюбленнии» — люди, спасенные божественным человеколюбием. «Десница» — Сын Божий, тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть (Ин. 3:16) (Златоуст). Пс.107:8.   Бог возглагола во святем Своем: вознесуся и разделю Сикиму, и удоль селений размерю. Пс.107:9.   Мой есть Галаад, и Мой есть Манассий, и Ефрем заступление главы Моея, Иуда царь Мой. Пс.107:10.   Моав коноб упования Моего, на Идумею наложу сапог Мой: Мне иноплеменницы покоришася. «Бог возглагола» благодатию Всесвятаго Духа. В историческом смысле Пророк предсказывает о возвращении из плена и разделении колен иудейских (см. Пс. 59); но в подлинном смысле — здесь пророчество о царствовании от Иуды происшедшего по плоти Владыки Христа над всею тварью (Феодорит). Пс.107:11.   Кто введет мя во град ограждения; или кто наставит мя до Идумеи; Пс.107:12.   Не Ты ли, Боже, отринувый нас; и не изыдеши, Боже, в силах наших; «Град ограждения» есть Церковь, огражденная Божиею силою; ее же называет и «Идумеею» . Пророк эти слова говорит как бы от лица кающегося и желающего получить веру во Христа народа иудейского, отринутого за грехи от благодати Божией. Приличны эти слова и всякому кающемуся (Афанасий).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Все они составляют Тело Христа – Церковь и неразрывно соединены со Христом и между собой. Река бессмертной Божественной жизни берет начало от Богочеловека Христа, и христиане приходят через Него в Вечную жизнь. Значение житий святых огромно, потому что святой и Вечной жизни “мы не могли бы достигнуть в одиночку, но можем это сделать со всеми святыми, с их помощью и под их руководством, через Святые Таинства и доброделание в Церкви”. Такое значение святых, а следовательно, и их житий для нашего спасения в Церкви является той причиной, которая и побудила отца Иустина к написанию на сербском языке первого полного православного синаксария, то есть сборника житий святых. Важными источниками для отца Иустина послужили Синаксарий преподобного Никодима Святогорца , Жития святых (Четии Минеи) святителя Димитрия Ростовского , оригинальные греческие рукописи из различных критических изданий, Синаксарий Константинопольской Церкви и многие другие святоотеческие и богословские труды. Писатель заканчивает жития историческим обозрением попыток написания житий святых, предпринятых в раннем христианстве, начиная с Деяний апостолов, в которых евангелист Лука сделал первое описание “трудов и страданий первых учеников нашего Спасителя и Его преемников”. Затем отец Иустин анализирует повествования о святых подвижниках, изданные в виде Патериков, Геронтиков, Лимонариев, собрания житий святых византийской и послевизантийской эпохи, и так вплоть до современных научно-критических изданий древних рукописных житий, которые характеризует дух рационалистического критицизма, определивший, по словам отца Иустина, “позицию их авторов против житий святых”. Богатейший материал житий святых литургического года отец Иустин, согласно православной традиции, распределяет по индикту. Каждый отдельный том (сентябрь, октябрь и т. д.) содержит жития святых, память которых совершается в данный месяц. Жития празднуемых в один и тот же день святых выделяются в особую главу. При этом всюду, где позволяет место, публикуется фотография одного из православных храмов или монастырей во имя святого, о котором рассказывается.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Все они составляют Тело Христа — Церковь и неразрывно соединены со Христом и между собой. Река бессмертной Божественной жизни берет начало от Богочеловека Христа, и христиане приходят через Него в Вечную жизнь. Значение житий святых огромно, потому что святой и Вечной жизни «мы не могли бы достигнуть в одиночку, но можем это сделать со всеми святыми, с их помощью и под их руководством, через Святые Таинства и доброделание в Церкви». Такое значение святых, а следовательно, и их житий для нашего спасения в Церкви является той причиной, которая и побудила отца Иустина к написанию на сербском языке первого полного православного синаксария, то есть сборника житий святых. Важными источниками для отца Иустина послужили Синаксарий преподобного Никодима Святогорца, Жития святых (Четии Минеи) святителя Димитрия Ростовского, оригинальные греческие рукописи из различных критических изданий, Синаксарий Константинопольской Церкви и многие другие святоотеческие и богословские труды. Писатель заканчивает жития историческим обозрением попыток написания житий святых, предпринятых в раннем христианстве, начиная с Деяний апостолов, в которых евангелист Лука сделал первое описание «трудов и страданий первых учеников нашего Спасителя и Его преемников». Затем отец Иустин анализирует повествования о святых подвижниках, изданные в виде Патериков, Геронтиков, Лимонариев, собрания житий святых византийской и послевизантийской эпохи, и так вплоть до современных научно-критических изданий древних рукописных житий, которые характеризует дух рационалистического критицизма, определивший, по словам отца Иустина, «позицию их авторов против житий святых». Богатейший материал житий святых литургического года отец Иустин, согласно православной традиции, распределяет по индикту. Каждый отдельный том (сентябрь, октябрь и т. д.) содержит жития святых, память которых совершается в данный месяц. Жития празднуемых в один и тот же день святых выделяются в особую главу. При этом всюду, где позволяет место, публикуется фотография одного из православных храмов или монастырей во имя святого, о котором рассказывается.

http://pravmir.ru/po-stranicam-bogoslovs...

«Враги креста Христова» ( Флп. 3, 18 ) те, кто противится Кресту Христову. Как? Крест Христов учит идти тесным путем_ они идут просторным. Крест учит смиряться – они гордятся. Крест учит отсекать свои прихоти – они совершают. Крест учит терпеть – они гневаются и злобствуют. Крест учит распинать плоть со страстями и похотями ( Гал. 5, 24 ) – они мудрствуют по плоти. Крест учит умирать для греха, а жить для Бога – они живут для себя и греха. Крест учит Небесного искать – они мудрствуют о земном. Святитель Тихон Задонский ( 104, 881 ). Вне креста нет живого познания Христа ( 108, 357 ). Каждый человек, истративший свою жизнь неправильно, в противоположность назначению Божию, во вред своему спасению.... есть по отношению к самому себе и вор, и разбойник, и убийца. Этому злодею посылается крест как последнее средство к спасению, чтобы злодей, исповедав свои преступления и признав себя достойным казни, удержал за собой спасение, дарованное Богом ( 108, 330–331 ). Для облегчения страданий и доставления утешений духовных при распятии и пребывании на кресте распят и повешен на Древе Крестном вочеловечившийся Бог близ распятого человека ( 108, 331 ). Смирение возвело Господа на Крест и учеников Христовых смирение возводит на крест, который есть святое терпение, непостижимое для плотских умов ( 108, 332 ). Суетен и бесплоден крест свой, как бы он ни был тяжек, если через последование Христу он не преобразится в Крест Христов ( 108, 355 ). Крест свой делается для ученика Христова Крестом Христовым, потому что истинный ученик Христов почитает исполнение заповедей Христовых единственной целью своей жизни. Эти все святые заповеди становятся для него крестом, на котором он постоянно распинает своего ветхого человека со страстями и похотями его ( Гал. 5, 24 ) ( 108, 355–356 ). Ропот и негодование при скорбях и напастях есть отречение от креста ( 108, 87 ). Терпеливое несение креста своего есть истинное зрение и сознание своего греха. В этом сознании нет никакого самообольщения. Но признающий себя грешником, и вместе с тем ропщущий и вопиющий с креста своего, доказывает тем, что он поверхностным сознанием греха лишь льстит себе, обманывает себя ( 108, 356–357 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Жестокое уничижение в наше время может сокрушить новоначального, расстроить его навсегда. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 82, 89 ). Авва Даниил Скитский говорил: «Я жил и в общежитии, и в отшельничестве; испытав ту и другую жизнь, нахожу, что в общежитиях преуспевают скорее и больше, если проводят жительство правильное». Авва Даниил ( 82, 89 ). В общежитиях Пахомия Великого каждого вновь вступившего в монастырь, во-первых, занимали телесными трудами под руководством старца в течение трех лет. Телесными трудами, частыми o наставлениями старца, ежедневной исповедью внешней и внутренней деятельности, отсечением воли могущественно и быстро обуздывались страсти, очищались ум и сердце ( 108, 227 ). Опытные в монашеской жизни иноки... гораздо более опасаются прелести ... чем новоначальные, особенно те из новоначальных, которые объяты разгорячением к подвигу ( 108, 236 ). Новоначальные иноки нуждаются в продолжительном времени для обучения молитве... Нужны время и постепенность в подвиге, чтобы подвижник созрел для молитвы во всех отношениях ( 108, 261 ). Для новоначального искания сердечного места, то есть желание безвременно и преждевременно открыть в себе явственное действие благодати, есть начинание самое ошибочное... гордостное, безумное ( 108, 271–272 ). Новоначальные должны держаться при упражнении молитвой одного благоговейного внимания, одного заключения ума в слова молитвы, произнося слова очень неспешно, чтобы ум успевал заключаться в них, и дыша тихо, но свободно ( 108, 272 ). Жизнь в монастыре, особенно в общежительном, способствует успешному и прочному обучению молитве новоначального, если только он живет правильно. Живущему правильно в общежитии непрестанно представляются случаи к послушанию и смирению, а эти добродетели приготовляют и настраивают душу к истинной молитве ( 108, 275 ). Для новоначального святые отцы предлагают частые, но непродолжительные молитвы. Когда ум возрастет духовным возрастом, окрепнет и возмужает, тогда он будет в состоянии непрестанно молиться ( 108, 299 ). Монаху предстоит борьба с естеством; наилучший возраст для вступления в эту борьбу – юношеский. Он еще не окован навыками, в нем произволение имеет много свободы ( 108, 481 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Когда стоишь, совершая молитвы, ум твой да внимает силе слов, и думай, что ты предстоишь Богу, истязающему сердца и утробы. Когда восстанешь от сна, прежде всего прославь Бога устами твоими, потом начни правило легко и тихо, вспоминая греховность твою и воздыхая о ней, вспоминая ожидающую тебя вечную муку. Авва Силуан ( 82, 354–355 ). Молитва, совершаемая с небрежением и леностью, – празднословие. Преподобный Антоний Великий ( 82, 27 ). Отцы наши прилежали внимательной молитве в безмолвии, а мы заботимся о приготовлении пищи и о рукоделии. Авва Афанасий ( 82, 72 ). Прилежная молитва скоро исправляет ум. Изречения безымянных старцев ( 82, 395 ). Чистота сердца доказывается нерассеянной молитвой. Преподобный авва Исаия ( 82, 216 ). Душа молитвы – внимание. Как тело без души мертво, так и молитва без внимания мертва ( 108, 146 ). Произнося слова молитвы неспешно, не позволяй уму скитаться повсюду, но затворяй его в словах молитвы ( 108, 146 ). Ум во время молитвы должно со всею тщательностью сохранять безвидным... образы, если их допустит ум в молитве, сделаются непроницаемой завесой, стеной между умом и Богом ( 108, 147 ). Непарительность, доступная человеку, даруется Богом в свое время такому подвижнику молитвы, который постоянством и усердием в подвиге докажет искренность своего желания стяжать молитву ( 108, 262 ). Страсти – эти нравственные недуги человека – служат основной причиной развлечения при молитве ( 108, 262 ). Внимательная молитва требует самоотвержения, а на самоотвержение решаются редкие ( 108, 243 ). Внимательная молитва, чуждая рассеянности и мечтательности, есть видение невидимого Бога, влекущего к Себе зрение ума и желание сердца ( 109, 166 ). От деятельности по своей воле и по своему разуму немедленно явится попечительность о себе, предстанут уму различные соображения... уничтожат внимательную молитву ( 108, 279 ). Свойственно молитве открывать в падшем естестве сокровенные признаки его падения и впечатления, произведенные произвольными согрешениями ( 108, 290 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Страсти есть мучащие душу болезни ( 104, 1985 ). От замедления в грехе или от многократного повторения греха возникает пристрастие или привычка ко греху. Так появляется пристрастие к пьянству, воровству, лихоимству, блуду, клевете, осуждению и прочим беззакониям. Пристрастие это или привычка бывают так сильны, как вторая природа человека... поскольку пристрастие глубоко укореняется в сердце. И чем больше человек творит какой грех и медлит в нем, тем более углубляется пристрастие в его сердце. Как дерево чем больше растет, тем более в землю прорастает корнями, так чем больше греховный обычай растет, тем глубже укореняется в человеческом сердце ( 104, 1985 ). Самое тяжелое рабство – это рабство страстям. Святитель Тихон Задонский ( 104, 1987 ). Сласти и сладострастие прежде всего выступают на брань против воина Христова, вновь вписавшегося в иноческий полк ( 112, 443 ). Страсти, эти нравственные недуги человека, служат основной причиной развлечения при молитве ( 108, 262 ). Для самого преуспеяния в духовной жизни непременно нужно, чтобы возникли и таким образом обнаружились наши страсти. Когда страсти обнаружатся в подвижнике, тогда он вступает в борьбу с ними ( 108, 345 ). Вожделение, которому разум передает власть над человеком удовлетворением долговременным и постоянным, уже господствует, как тиран, и над телом, и над душою, губит и тело, и душу ( 108, 379 ). Сребролюбие, вспыльчивость, надменность, наглость – злокачественные недуги души, образующиеся от содействия порочным влечениям падшего естества. Они усиливаются, созревают, порабощают себе человека при посредстве навыка ( 108, 379 ). Страсти – злые навыки. Добродетели – навыки благие ( 108, 380 ). Не увлекающийся какой-либо страстью не должен думать, что нет в нем этой страсти: только не было случая к обнаружению ее ( 108, 527 ). Христианин видит в себе падение человеческое, потому что видит свои страсти. Страсти – знамение греховного смертоносного недуга, которым поражено все человечество ( 108, 528 ). Соответственно очищению покаянием уменьшаются увлечения, но, одновременно, они делаются утонченнее, неприметнее, обольщают и обманывают иногда мужей, исполненных Божественной благодати ( 108, 530 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Невозможно плавание корабля без воды, и блюдение ума не может состояться без трезвения, соединенного со смирением и с непрерывающейся молитвой Иисусовой ( 108, 209 ). Желающий успешно заняться молитвой Иисусовой должен оградить себя и извне, и внутри поведением самым благоразумным, самым осторожным: падшее естество наше готово ежечасно изменить нам, предать нас; падшие духи с особенным неистовством и коварством преследуют упражнение молитвой Иисусовой. Нередко из непримеченных... неосторожности, небрежности и самонадеянности возникает... последствие, имеющее влияние на жизнь, на вечную участь подвижника ( 108, 211 ). Правильное, благодатное действие молитвы Иисусовой может произрасти только из Духа Христова, и произрастает оно исключительно на одной этой почве. Зрение, слух и прочие чувства должны быть строго хранимы, чтобы через них, как через врата, не ворвались в душу супостаты ( 108, 211–212 ). Справедливо называют отцы упражнение молитвой Иисусовой и тесным путем, и самоотвержением, и отречением от мира ( 108, 213 ). Установил и заповедал священнейшую молитву Иисусову Сам Господь наш Иисус Христос... Господь в прощальной беседе с учениками Своими... даровал позволение и заповедание молиться именем Его... ( 108, 214 ). Сила молитвы Иисусовой заключается в божественном имени Богочеловека, Господа и Бога нашего Иисуса Христа ( 108, 215 ). В упражнении молитвой Иисусовой есть свое начало, своя постепенность, свой конец бесконечный. Необходимо начинать Упражнения с начала, а не с середины, и не с конца ( 108, 224 ). ... Начинают с середины те, которые без всякого предварительного приготовления усиливаются взойти умом в сердечный храм и оттуда воссылать молитву. С конца начинают те, которые ищут немедленно раскрыть в себе благодатную сладость молитвы и прочие благодатные действия ее. Должно начинать с начала, то есть совершать молитву со вниманием и благоговением, с целью покаяния, заботясь единственно о том, чтобы эти три качества постоянно соприсутствовали молитве... ( 108, 225 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

источников, стараясь, особенно в отношении житий святых, собрать как можно больше сведений, к-рые он соединял в одно целое, давая свои переложения. Агиограф вносил в текст в т. ч. противоречивые известия, не отдавая предпочтения к.-л. информации без достаточных оснований. Необходимо отметить наличие в «Книге житий...» такого принципиально нового момента, как элементы научно-справочного аппарата (даваемые петитом, частично в маргиналиях): ссылки на источники, указание сходных сюжетов в житиях и чудесах разных святых (напр., в житиях вмч. Георгия и свт. Николая), справки, превращающиеся порой (как, напр., ст. «О хазарах» при Житии равноапостольных Константина (Кирилла) и Мефодия в 3-м томе) в исследования. После переезда сначала в Москву, затем в Ростов Д. начал уделять больше внимания памятникам рус. агиографии. Помимо великорус. житий Д. включает в свои Четьи-Минеи повести, нек-рые - ростовского происхождения. Работу над «Книгой житий...» Д. вел до конца жизни, о чем свидетельствуют 2 сборника с черновыми записями: ГИМ. Син. 811 («Неисправленные вещи различные, собранные в лето 1704-е в Ростове») и РГАДА. Ф. 381. 420; не весь материал из этих сборников вошел в печатный текст. От времени работы Д. над 1-м и 2-м томами «Книги житий...» сохранились 2 рукописи (жития за сент. и окт.) в составе конволюта из б-ки Петра I (БАН. Собр. Петра Великого. I-A. 32) и рукопись житий за дек. (РНБ. F. I. 651). В 1702 г. в типографии могилёвского братства Богоявления «старанием и коштом» М. Вощанки вышло переиздание 1-го т. «Книги житий...» без участия Д. и, вероятно, без его ведома. 2-е изд. всего свода было выпущено в Киеве в 1711-1716 гг. (напечатаны 3 части, тираж 4-й ч., изданной в 1718, сгорел). Исправления и дополнения в 1-м т. данной публикации были сделаны самим Д., о них святитель писал, в частности, чудовскому мон. Феологу. 2-я и 3-я книги никаких существенных изменений не имели. Синод не был удовлетворен этой публикацией и поручил Иоасафу (Миткевичу), ректору Новгородской семинарии и архимандриту новгородского Антония Римлянина в честь Рождества Пресв.

http://pravenc.ru/text/178011.html

Последнее обстоятельство может указывать частию и на размер этих соборных изысканий, который мы должны представлять себе в ограниченном виде. Очевидно, что эти все жития, если бы они были рассмотрены на самом соборе, должны были быть исправлены подобно житиям св. Александра Невского, Никона Радонежского и др., как неудовлетворяюшие стилю житий. Но этого почему-то не случилось, и это обстоятельство дает некоторое основание думать, что на соборе не все жития канонизованных святых были свидетельствованы, и именно не были свидетельствованы жития святых, которым этот собор установил только местное празднование. С этим выводом нельзя и не согласиться, потому что, как мы выше говорили, жития большинства этих святых не были еще написаны и явились уже после собора. Но здесь является другой вопрос. Мы видели, что жития и каноны составляли одно из необходимых условий для канонизации святого; чем, спрашивается, руководились отцы собора в данном случае? Нет сомнения, что отцы собора, получив сведения о местном почитании этих святых, имели и биографические сведения о них, заключающиеся или в различных записках, которые имелись обыкновенно в монастырях об их местных святых, или в первоначальных неразвитых редакциях житий. Из этого источника отцы собора и почерпали сведения как о жизни святого, так и об его чудесах. Но так как житие необходимо было еще и для чтения в Церкви на праздник святого и так как существовавшие записки не могли удовлетворить этой цели, то отцы собора и поручили чрез председателя своего Макария написать новые редакции житий этих святых. Составление и пересмотр житий всех этих местных святых, по мнению преосв. Макария, и был предоставлен самим местным Церквам и обителям, где покоились эти святые 428 . Итак в виду всего сказанного о свидетельствовании житий на соборе 1547 г., мы должны придти к следующему выводу. Хотя об этом свидетельствовании житий и не сохранилось ясных и определенных известий, однако нужно думать в силу указанных оснований, что оно было, при чем это свидетельствование имело место только по отношению к житиям святых, канонизованнных для всеобщего чествования; цензура же и просмотр житий местных святых предоставлены были местным Церквам и обителям, где покоились эти святые. Но сделав возможные соображения об этом предмете, мы не осмеливаемся подробнее определять степень этого свидетельствования и самую форму, в какой последнее производилось, чувствуя недостаток верных данных, которые могли бы самым решительным образом дать перевес тому или другому из наших предположений. III. Собор 1549 года

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010