536 В Афинской Синтагме, как и у Дионисия, их 133, и кроме того пять извлечений из актов соборных. В Кормчей их 134, потому что одно правило, именно 68, позднейшая вставка, которая читается так: «иже от поганских обычаев сотворяемии пирове да будут отвержени». У Беверегия и Гервета 135. В Пидалионе и в Румынских правилах – 141. Это зависит от разнообразия в делении правил. В Пидалионе совсем нет 14, 34, 70, 88, 92, 118 и 122 правила, если сравнить с Кормчей и Аф. Синтагмой. (Милаш, 97). В Книге Правил их – 147, и послание к Целестину . Из старинных изданий можно указать: Iohannis (слово нераспознанно) Haedui Canones es Apostolorum et conciliorum cum commentariis Ioh. Zonarae. Lut. Parisiorum, 1618, – где тоже 147 правил Карфагенского собора. Дионисий. Кормчая. Книга Правил. Карфагенский собор при Грате 5 правило. 5 правило. 5 правило. Карфагенский собор при Генефлии 2–4, 6–13 1, 3, 4, 6–13 2–4, 6–13 Гиппонский 14–24, 35–46 14–24, 35–46 14–33, 44–56 Карфагенский 16 июня 401 г. 13 сент. 401 г. 66–67, 69–86 Миленийский 97–101 Карфагенский 102–103 Карфагенский 95–106 95–106 106–119 107–108 120–121 107–108 120–121 108–127 109–126 122–141 Остальные 12 правил (1-е у Дионисия и в Книге Правил=в Кормчей 2-е, затем 29–33 у Дионисия и в Кормчей, 38–42 в Книге Правил и, наконец, 127–133 у Дионисия, 128–134 в Кормчей и 142–147 в Книге Правил – принадлежат собору 419 года. По Маассену. Тоже у Милаша и Заозерского, 301–307. Только относительно 93 прав. (по Дионисию). Заозерский не совпадает с Маассеном. Маассен производит его от собора 404 г. (S. 164), а Заозерский (стр. 305) от собора 403 г. У Соколова (I, 139, пр. 133) во многом неверно. 541 В Пидалионе – два правила: одно из предложения еп. Аравиана, а другое из соборного постановления. В Кормчей, Румынских правилах, Книге Правил – одно правило. В Книге Правил оно составлено из заключения Нектария (первая половина) и предложения Феофила Александрийского (вторая половина). 542 См. у Питры, II, 451. Biener, Zeitschrift für Rechtswiss. und Gesetzgebung d. Auslandes. Bd. 28, S. 190–191.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Приказывает же наше смирение и о Дусе Святем и с нераздрушимом отлучением восем благочестивым князем и прочиим старейшиньствующым тамо, да огребают отинуд у церковных монастырьскых стязаний прочих праведных, ню подобает от святительских судов распустив яве, яко девотлениа, восхищения. Сия бо душевныя сущая соблазны. Архиереем единем повелеваем Божествьнии священнии канони и закон христианский сюдити и справляти. Тем призываемым им, якож рекохом, огребатися от сих» (Кормч. Рум. муз. 233. Л. 319–320 (44)). Список источников и литературы, использованных высокопреосвященным Макарием В 1–3 томах «Истории русской церкви» Рукописи 2048 Библиотека новгородского Софийского собора (Отдел рукописей Российской национальной библиотеки, г. Санкт-Петербург) 1 . Великие Минеи Четьи митрополита Макария. XVI в. Софийск. 1317–1323. 2 . Каталог всех российских архиереев. XVIII в. Софийск. 1417. 3 . Минея Четья на июль. XVI в. Софийск. 1360. 4 . Паисиевский сборник (сборник смешанного содержания). 1-я четв. XV в. Софийск. 41081. 5 . Патерик Киево-Печерский. XVI в. Софийск. 1363. 6 . Патерик Киево-Печерский, Арсениевой редакции, Ферапонтова монастыря. 1-я четв. XV в. Софийск. 1394. 7 . Пролог. Кон. XII – нач. XIII в. и 2-я пол. XIII в. Софийск. 1324. 8 . Сборник. Кон. XIV – нач. XV в. Софийск. 1262. 9 . Сборник. XV в. Софийск. 1285. 10 . Сборник. Нач. XVI в. Софийск. 1364. 11 . Сборник. 1-я треть XVI в. Софийск. 1389. 12 . Сборник. 1-я пол. XVI в. Софийск. 1478. 13 . Сборник. XVI в. Софийск. 1452. 14 . Сборник на пергамене. XIV и XV вв. Софийск. 1365. Библиотека Синодальной типографии (Российский государственный архив древних актов, г. Москва) 15 . Сильвестровский сборник. 2-я пол. XIV в. Ф. 381. 53. Синодальное собрание (Отдел рукописей Государственного исторического музея, г. Москва) 16 . Великие Минеи Четьи митрополита Макария. Син. 986–997. 17 . Кормчая. 1280 или 1282 г. Син. 132. 18 . Минея служебная на май, йотированная. XII в. Син. 166. 19 . Стихирарь минейный, йотированный. Кон. XII в. Син. 279.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Мужество мучеников он описывает в своих письмах их родным, утешая их и убеждая со стойкостью и верой переносить потерю близкого человека. Таких писем сохранилось пять. Подвиг новомучеников был описан св. Макарием также в их житиях, которые он сам и составлял. Причина, по которой св. Макарий составлял жития новомучеников, состояла не только в том, чтобы прославить их страдания, но, наверное, в первую очередь, чтобы дать христианам пример верности Христу и Церкви, попытаться хотя бы в какой-то степени предотвратить процесс омусульманивания православного населения Османской империи, который и в эпоху св. Макария шел полным ходом. Написанные им жития новомучеников вошли в сборник, которому он дал название " Новый Лимонарий " (Neon Leimonarion). Это название было заимствовано у Иоанна Мосха (545 (552) - 619) - автора книги, на русском языке известной как " Луг духовный " . В оригинале, однако, она называлась " Лимон " (Leimon), а позже получила название " Духовный лимон " (Pneumatikos leimon) и " Лимонарий " (Leimonarion). Для написания житий новомучеников святой Макарий пользовался сведениями, полученными от них самих, напутствуя их перед смертью. Также он пользовался рассказами знавших их людей, записями, сохранившимися в различных архивах и т.п. Кроме житий новомучеников, в " Новый Лимонарий " вошли жития других Святых, не публиковавшиеся ранее. Св. Макарий отыскивал рукописи с этими житиями в библиотеках Афона, Патмоса, Хиоса, одновременно с аскетическими трактатами. Также в сборник вошли душеполезные рассказы из житий Святых, которые могли бы назидать верных. Святой Макарий работал над " Новым Лимонарием " до конца своей жизни. В последние годы он привлек к составлению сборника своего ученика Никифора (1750-1821), впоследствии также причисленного к лику Святых (его память совершается 1/14 мая). В 1803-м году преп. Никифор Хиосский поселился в келии св. Георгия - неподалеку от келии св. Петра, в которой жил св. Макарий, - и мог постоянно общаться со своим учителем, занимаясь под его руководством в числе прочего составлением и редактированием житий.

http://pravoslavie.ru/39704.html

Московская городская епархия приступила к изданию сборников житий новомучеников. Был издан сборник житий " Новомученики и исповедники Московского Северо-Восточного викариатства " . Готовится к публикации сборник житий " Новомученики и исповедники Московского Восточного викариатства " . В рамках Московской областной епархии готовится издание духовного наследия священномученика Пимена (Белоликова), епископа Верненского, издаются сборники житий новомучеников, чья жизнь была связана с конкретными благочиниями Московской областной епархии. Одним из существенных элементов канонизации и почитания святых является наличие их икон. Учитывая большое число прославленных новомучеников и добиваясь узнаваемости каждого в иконописном изображении, Архиерейский Собор в 2011 году поручил Синодальной комиссии по канонизации святых продумать возможность наименования каждого новомученика, в котором бы содержалось упоминание о месте его подвига, занимаемой кафедре или фамилия. Что касается архипастырей, то они именуются по занимаемой кафедре, и здесь все достаточно определенно. Но что касается остальных, то обилие одинаковых имен и священного сана не позволяло отличать их друг от друга. В Русской Церкви при именовании преподобных отличительным признаком было название места или монастыря, в котором подвизался подвижник. Так по месту подвигов названы преподобные Сергий Радонежский, Иосиф Волоцкий, Нил Сорский, Серафим Саровский, святые праведные Алексий Бортсурманский и Иоанн Кронштадтский. Следует, однако, заметить, что подвиг каждого из них совершался в определенном географическом месте или монастыре. Причем, именование подвижника было усвоено церковным сознанием еще при его жизни или сразу после его кончины, чего мы не можем сказать о новомучениках. Подавляющее большинство из них в условиях гонений не имели постоянного места служения и даже жительства, перемещаясь по всей стране. Исключение составляют единицы, такие, как блаженная мученица Матрона Анемнясевская, прожившая всю свою жизнь в одном месте и названная по месту, в котором жила. Поэтому были избраны для различения новомучеников их фамилии, что к этому времени прочно вошло и в гражданский обиход. И потому недопустимо, когда современные настоятели приходов или иконописцы произвольно дают новомученикам имена по наименованию тех мест, где новомученики некоторое время служили. В результате подобного рода произвольных действий мы снова можем лишиться возможности отличить одного новомученика от другого.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5537310...

Ручной календарь Ник. Нилеса (Calendarium Manuale Nicol. Nilles) в двух томах, изд. 2-е. 1896–1897 г. Автор пользовался и моим Полным Месяцесловом Востока. Мартирологи греков (Die martyrologien der Griechen Ildefons Veith.) Ильдефонса Фейта. В Студиах и сообщениях Бенедиктин. и Цистерциан. орденов. 1896 и 1897 г. Отзыв в Визант. Временнике 1899 г., стр. 163 и след. История Византийской литературы (527 – 1453 г.) Карла Крумбахера, профессора Мюнхенского университета. Изд. 2-е, 1897 г. (Geschichte der Byzantinichen Litteratur и проч.). Новейшая Греческая литература по Агиологии. В новейшее время много в деле Агиологии потрудился Никодим Святогорец , долго подвизавшийся на св. горе Афонской и скончавшийся 14-го июля 1819 года. Из агиологических трудов его известны: Νον κλγιον (Новый сборник т.-е. житий святых), изд. в Венеции в 1803 и 1862 году. Νον μαρτυρολγιον (Новый Мартиролог), изданный в Венеции в 1799 г. И наиболее известный Синаксарист ( Ζυναξαριστς), греческий стишной пролог диакона Великой Константинопольской церкви Маврикия, исправленный и дополненный, обогащенный примечаниями и изданный на новогреческом языке в Венеции в 1819 году в 4 долю в трех томах, вновь изданный в Константинополе в 1842 году и затем в Закинфе в 1868 году. В том же году издан в Афинах Николаем Филадельфом с разрешения Афинского Синода. Сей последний, Филадельфом пересмотренный, мы имеем. Известные разные сборники житий святых, изданные разными лицами, как-то. Θηcαυρς (Сокровище) в Венеции 1858 г. Παρδεισος (Рай) монаха Агапия 1863 г. Νος Παρδεισος (Новый Рай ). Его же из Симеона Метафраста . Εχλγιον (Сборник) того же Агапия 1869 г. Καλοκαιρν (Благовремение). Его же 1865 г. Νον Λειμωνπιον (Новый Луг), изданный по определению Синода греческой церкви. Μεγλη Ζυλλογ Βων πντων τν γων (великое собрание житий всех святых) и под другим названием: Μγας Ζυναξαριστς (Великий Синаксарист) 13 книг: 12 книг по месяцам и книга по триоди. Составил Константин X. Дукакис ( Δουκκης) из означенных сборников житий, частию из рукописей и внес в эти книги еще синаксарист Никодима. Первая книга вышла в 1889 г., последняя в 1896 году. Об этом издании еще ниже в отделе миней.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

36 Лестовик Георгия грешного инока, изд. Общества Любителей древней письменности 1878–1880, л. 3., на обороте. 46 См. прил. стр. 27. Тихонравов. Летописи русской литературы и древности. IV. III, стр. 98. 56 М. Данилевский в небольшой статье «Догадка о значении слова Троян, в Слове о полку Игореве» доказывает, что Троян – значит – тройной, троякий. Изв. Им. Ак. Наук по отд. рус. яз., 1858, т. 7. 330 стр. Объяснение слишком искусственное. 59 Летопись по Ипатьевскому списку, 1871 г., стр. 200–201. Это место из Ипатьевской летописи не оригинальный текст, а глоссированный перевод греческой хроники Иоанна Малалы. Krek. Einleitung. – стр. 378, прим. 2 61 Академик А.А. Шахматов признает, что редакция Повести временных лет, относимая к 1118 году, заключается в Ипатьевском списке. Разыскания о древнейших русск. летописных сводах. СПБ. 1908 г., стр. 4 62 Титмарь Мерзенбурсгский и св. Бруно упоминают только о Сварожиче Machal. Nacres Slovanskego bajeslove, Praga, 1891 г., стр. 32. Леже. Славянск. мифология. Воронеж. 1908 г. стр. 188 70 Пошана, Сборник Харьковского истор. Филол. Общества стр. т. 18. Издан в честь проф. Н.Ф. сумцова. Харьков. 1909 г., 54 Статья Корша Ф.Е. Владимировы боги. 106 Памятники старинной русской литературы, издаваемые граф. Кушелевым-Безбородко, т. 1, стр. 222. 107 Кадлубовский. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Варшава. 1902 г., стр. 12, 30 и след. 108 Ключевский. Древне-русские жития святых, как исторический источник. Москва. 1871 г., стр. 27, 32. 116 А. Веселовский. Разыскания в области русского духовного стиха, XV. Сборник отделения русского языка и словесности Академии Наук, том XLVI, 1889 г. стр. 296–297. 119 Петр. Об этимологическом значении слова «Стрибог» в связи с индийским Сарамеем и греческим Гермесом. Изборник Киевский, 1904 г., стр. 107, 113, 115, 118. 130 Великанов. Разведки о древнейшей Русь-славянской грамотности. Одесса. 1878 г., стр. 210, 211, 246. 132 Тихонравов. Летопись IV, III, стр. 86. У нас см. ниже в главе род и роженицы, §57. Слово Златоуста см. прилож. Стр. 59.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Службы русского происхождения: 1) Покрову Богородицы (22–37об.); 2) июня 26 – Явлению иконы Тихвинския Пресвятыя Богородицы (38–68); 3) мая 21 – Сретению иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы (71–91); 4) июля28 – Явлению иконы Смоленския Пресвятыя Богородицы (92–105 об.) и 5) отрывок из службы Явлению иконы Казанския Пресвятыя Богородицы (1–2, 68–70 об. и 106–107). 837. Сборник избранных служб преимущественно русским святым, в четвертку 271 л., полууставом XVIII в., в дощатом с кожею переплете; 270 и 271 листы чистые. Состав; службы: 1) сентября 7 – аще прилучится предпразднество Рождества Богородицы и Иоанна архиепископа Новгородского в неделю, из церковного устава (1–3); 2) сентября 14 – Знамению от иконы Пресвятыя Богородицы Мирожския во Пскове (3–20 об.); 3) октября 4 – Гурию архиепископу Казанскому и Варсонофию епископу Тверскому (21–51 об.); 4) октября 5 – митрополитам: Петру, Алексию и Ионе (52–68 об.); 5) октября 19 – царевичу Димитрию (69–86 об.); 6) октября 21–Иллариону епископу Меглинскому (87–97); 7) октября 22 – Явлению иконы Казанския Пресвятыя Богородицы (97 об.–108 об.); 8) октября 23 – Иакову Боровицкому (108 – 125 об.); 9) октября 28 – Арсению архиепископу Сербскому (126 – 140); 10) ноября 5 – Ионе архиепископу Новгородскому (140 об. –157 об.); 11) ноября 11 – Максиму юродлвому Христа ради Московскому (158–175 об.); 12) ноября 14 – Григорию архиепископу Солунскому (176–191 об.); 13) ноября 16 – священномученику Ипатию, епископу Гангрскому (192–204); 14) ноября 19 – Варлааму и Иоасафу (204 об.– 216 об.); 15) ноября 22 – князю Михаилу Ярославичу Тверскому (217–232 об.); 16) ноября 26 – великомученику Георгию, в воспоминание освящения церкви во имя великомученика в Киеве пред враты святой Софии (233–253); 17) ноября 27 – Иакову епископу Ростовскому (253 об.–265); 18) богородичны воскресны восьми гласов (265– 269). 838. Сборник служб , в четвертку, 110 лл., полууставом конца XVIII в., с разрисованными буквами, без переплета; 107 лист порван с ущербом для текста.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

741 В чине освящения антиминсов. Также в ответах Иоанна еп. китрского, кормч. част. 2, гл. 58. прав. 2. 748 О таком покрове между прочим упоминается в соборном приговоре, бывшем в Москве в 1551 году: «а инде на престоле покрова нет, но никакоже бы св. престол без покрова небыл». См. акт. арх. экспедип. том. 1, 232. 756 Этот крестный ход, установленный для перенесения св. Мощей из иного преждеосвященного храма в новый, по греческому требнику положено совершать прежде всех действий освящения храма. Но если мощи Святых приготовляются в новоосввщаемом храме без крестного хода, то он бывает в конце освящения храма, кругом его, как показано ныне в чине храмоосвящения. 758 Евсев. истор. kh.VII, гл. II, IX, 2. Сократ, kh.VI, гл. 6, 13. Блажен. Августина слова 38, 80, 94, 237. 761 Иногда после освящения храма служили в нем 12 литургий в продолжение празднования храмоосвящення. См. летопис. Густынск. монастыря 1600 г. в чтениях им. общества истории и древностей при моск. универ, 1848 г. 8. 774 См. послание пресвитеров и диаконов Ахаии – учеников Ап. Андрея и очевидцев его мученичества в Христ. Чтен. ч. XVI, 1824 г. ст. 275–276. 788 Православные предки наши так благоговели пред честным Крестом и св. иконами, что целование их окончательно решало между ними сомнения и поселяло взаимное согласие и доверенность в важных делах гражданских. См. напр. первую новгородскую летопись в полном собрании русских летописей, издан. Археограф. Комм. 1841 г. том третий. 798 Кресты, жертвованные для привешивания к св. иконам, древле назывались привесными. См. указатель для обозрения патриаршей, ныне синодальной ризницы и библиотеки. 805 Евссв. Истор. Цер. kh.VI, гл. 20. Из этого книгохранилища Евсевий заимствовал многие материалы для своей истории. 812 Феофила александр. прав. XI. Евсев. кн. VI, 42. Григория Богослова надгробное слово Василию Великому . В 1678 году 30 сент. патр. иИоаким писал к арх. вологодск. Симону: «в прошлом в 1677 году изволением В. Государя Феодора Алексеевича моск. богаделен стариц и нищих, мужеска пола и женска 412 человекам велено ведать в нашем св. патриарха дому, и тем нищим мы указали на вспоможение и прокормление митрополичьих и архиепископлих и епископлих епархей всех сданных церквей и новопостроенных по 3 алтына, по две деньги с церкви присылать по вся годы». Акт. Импер. Акад. Наук. том. IV, 228.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Здесь он составил и издал Начертание логики (Спб. 1808 г.) и перевел на русский язык Начальный курс философии, Снелля (Казань, 1813–1814). Лев Далматов, из здешних воспитанников, учитель истории и географии, с 1793 г. В следующем году пострижен в монашество и рекомендован: жизни честной и успехов прекрасных. Дамаскин (Дмитрий) Травинский из воспитанников здешней семинарии определен в 1794 г. учителем истории и географии, потом переведен на класс синтаксимы и грамматики. В 1799 г. определен законоучителем кадетов Инженерного корпуса и произведен в архимандрита Спасокаменского монастыря (Вологодск. губ.). Петр Андр. Словцов, обучался в Тобольской и здешней семинариях и по окончании курса в 1792 г. определен в Тобольскую семинарию учителем философии, красноречия и математики; в июне 1795 г. снова вызван в С.-Петербургскую семинарию на класс красноречия: но вскоре перешел на гражданскую службу в Сибирь, где в чине статского советника был директором Иркутской гимназии и визитатором трех Сибирских губерний. Современники, знавшие Словцова, отзываются о нем, как о человеке с необыкновенными способностями 94 . В литературе он известен Историческим обозрением Сибири, двумя Похвальными словами – Царю Иоанну IV Васильевичу (Спб. 1807) и Пожарскому и несколькими стихотворениями, помещенными в периодических изданиях И. И. Мартынова: «К Сибири», «Китайцам в Петербурге», «Материя» и проч. Тимофей Ал. Вещезеров, из воспитанников здешней семинарии, с 1795 г. учитель немецкого языка, потом французского и риторики; с 1800 г. священник; в 1811 г. по поручению Комиссии дух. училищ обозревал уездные и приходские училища по С.-Петербургской и Псковской епархиям; в 1827 г. избран в члены Конференции здешней академии. Скончался протоиереем кафедрального Петропавловского собора в С.-Петербурге и ректором Петропавловского духовного училища. Алексей Прок. Парвов, обучался в Новгородской и здешней семинариях и по окончании курса в 1795 г. определен учителем низших классов. Скончался священником Успенской церкви, что на Сенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

чеканными посеребоенными листами; на раке положен образ преподобного в серебряной ризе. При раке хранятся железные вериги, железная полумантия и железная кольчатая рубашка преподобного, в которых он совершал свои всенощные бдения. Церковное празднество пр. Григорию установлено соборным определением 1549 г. (Макарий «Ист. Р. Церкви», VIII). По «Иконописному Подлиннику»: «подобием сед, брада аки Иоанна Богослова, власы главные густы с ушей, на плечах схима, ризы преподобническия, рука благословенна, в другой свиток» (Филимонов, стр. 37). Редкие списки жития преподобного Григория представляют две редакции, резко различающиеся между собою. Первая из них представляет если не первоначальный, то более близкий к нему текст жития. Вторая редакция есть позднейшая переделка первой (Ключевский, стр. 196–198). 251. Преподобный князь Иоасаф, иже бысть на Кубенском озере на острову Спаса Каменскаго монастыря, преставися в лето 6000 месяца сентября в 10 день Сын благотворителей Куштской обители (см. ниже 252) князь Андрей Дмитриевич Заозерский, воспитанный с детства в страхе Божием, оставшись сиротою и лишившись отцовского наследия, которое было отнято великим князем Василием Темным в 1447 году у сыновей князя Димитрия за родство их с Шемякою, рано почувствовал суетность мирской жизни. Он пришел к Спасу на Каменный остров и там принял иночество. Только пять лет подвизался он в обители. В последний год своей жизни он вкушал пищу один раз в неделю, в день воскресный, по приобщении св. Таин. Не долгая, но богоугодная жизнь князя-инока прекратилась 10 сентября 1453 года. Девственное тело его положено было в храме Спасокаменной обители. Память празднуется в день преставления. После пожара 1472 года останки мощей преп. князя Иоасафа собраны в ковчег. КОгда Спасокаменный монастырь в 1773 году был разрушен вторичным пожаром и перемещен в Вологодский Духов монастырь, ковчег с мощами, спасенный от пламени, перенес туда же. (Рассказы из Ист. Р. Церкви, изд. 3-е, стр. 299 и 300). Житие написано в конце XV века (Савваитов, «Описание Вологодск. Спасо-Камен. монастыря». Спб. 1860). 252. Преподобный Александр игумен иже на Куште реце, преставися в лето 6947 месяца июня в 10 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010