55 . Свящ. Твердислов Константин, студ. Владим. с. (1902), Свящ. Тимонов Владимир, студ. Курск, с. (1910), Свящ. Тюрнин Клавдий, студ. Вологодск. с. (1911), Диак. Фелицын Николай, студ. Вифан. с. (1913), Свящ. Фелицын Сергий, студ. Московск. с. (1916), 60 . Свящ. Хитровский Михаил, студ. Уфимск. с. (1904), Свящ. Чалый Иоанн, студ. Одесск. с. (1911), Свящ. Чепик Филипп, студ. Витебск, с. (1902), Свящ. Шишин Иоанн, студ. Рязанск. с. (1902), 64 . Свящ. Щеколдин Михаил, студ. Арханг. с. (1903), Всего – 84 человека, из коих 20 воспитанников, рекомендованных семинарскими Правлениями, – с зачислением на казенные стипендии, а лица, имеющие священный сан, – своекоштными. в) Сданный Его Преосвященством с надписью: «29/VII 1916. В Совет Московской Академии» – указ на имя Его Преосвященства из Святейшего Синода, от 27 июля за 9405: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: представленный Преосвященным Председателем Учебного Комитета, от 14 июня 1916 г. за 1617, журнал Комитета, 269, о допущении к поверочным испытаниям для поступления в Императорскую Московскую духовную академию священника Донской епархии Константина Дробова. Приказали: Рассмотрев настоящий журнал, Святейший Синод, согласно заключению Учебного Комитета, определяет: разрешит Совету Императорской —73— Московской духовной академии допустить к поверочным испытаниям для поступления в число студентов I курса окончившего 7-класное Усть-Медведицкое реальное училище и прослушавшего курс богословских наук в Донской духовной семинарии священника Константина Дробова, с освобождением его от испытания по греческому языку, но с обязательством сдать по названному предмету экзамен в течение второго года обучения в академии; о чем Ваше Преосвященство уведомить указом, послав таковой же Преосвященному Донскому, для объявления священнику Дробову». г) Сданный Его Преосвященством с надписью: «3/VIII 1916. В Совет Московской Академии» – указ на имя Его Преосвященства из Святейшего Синода, от 1 августа за 9507:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

154 См. свид. Епифания, Памятн, стр. 149. В Иртовской церкви есть деревянное паникадило, резной работы, принадлежащей, по уверению Зырян, местному мастеру; древность паникадила возводится на 150 лет. 158 П. Д. Шестакову (бывш. попечит. Казан, учебн. окр.), первому, после долгих попыток, удалось, наконец, прочесть зырянскую надпись на этой иконе. Оказалось, на ней помещен дословный перевод славян. текста из XVШ гл. кн. Бытия, ст. 1–8. (См. Ж. М. Нар. пр. за 1871 г. Янв. ст.: «Чтение древнейшей зырянской надписи, единственного (?) сохранившегося до сего времени памятника св. Стефана Пермского»). 159 О Вологод. Епископе Арсение см. Вологод. епарх. ведом, за 1867 г. ст. Н. Суворова : «Об иерархах древне-Пермской и Вологодской епархий», стр. 152–3. Другая копия с иконы Св. Троицы, тоже с зырянскою подписью, находится в г. Великом Устюге, в церкви св. Симеона Столпника. 160 Истор. Росс. иерарх. ч. VI, стр. 570 в ст. «Устьвым. Архан. пустыня». Кратк. церк. истор. Платона, ч. I, стр. 243–244 изд. 1805 г. 161 Зырянскую надпись на этой иконе первый прочел также г. Шестаков. Зырян. текст взят из кн. Деяний Св. Апост. гл. 2, ст. 1–4. (См. «Св. Стефан, Первосвятитель Зырян» П. Шестакова. Казань 1868 г. (г. Лыткин относит и эту икону ко времени св. Стефана. См. «Зыр. край» стр. 28). 162 Свящ. И. Верюжский «Вологод. Святые». Вологда 1883 г. «Русск. Св.» под 26 Апреля, Митр. Филарета. 169 В Сольвычегодской Благовещенской Соборной церкви хранится холстинный саккос, поверхность которого покрыта иконописными изображениями из событий священной истории. По преданию, этот саккос принадлежит к облачению св. Стефана, Епископа Пермского (см. Вологодск. губ. вед. за 1845 г. 23, ст. Пушкарева: «Описание Вологодских древностей»). 171 Это же мнение находится в Географ. словаре Щекотова т. стр. 951; под словом: Остяки и Зыряне. 172 Вот несколько разных названий для обозначения одного и того же предмета у Вычегодских и Удорских Зырян: дверь по вычегодски «эдчес», по удорски «ыбэс»; затворять «пэдлалны», «сиптыны»; дитя по вычегодски «кага», по удорски «тятей»; чаша «тасьты», «бекар»; питье, «сур», «сюкэс», и мн. других.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сын удельного князя Андрея Углицкого и внук Василия Темного. Ему было не более 13 лет, когда державный великий князь Иоанн, подозревая брата своего Андрея в измене, заключил его в оковы с малолетними сыновьями Иоанном и Димитрием. Когда Андрей умер в оковах, детей его перевезли в Вологду и по-прежнему держали в тюрьме. Младший из них Иоанн провел здесь целую жизнь. С юных дней кроткий и богобоязненный, он находил утешение только в изучении закона Божия и в непрестанной молитве; не только не роптал он на суровую участь свою, но благодарил за нее Господа, по примеру мучеников Божиих, и укреплял брата Димитрия. После 32-летнего заточения страдалец Божий сильно заболел и пред кончиною облечен в схиму с именем Игнатия. Ум. 29 маия 1523 года и погребен в Прилуцкой обители, близ преп. Димитрия, где и теперь стоит надгробная его рака. Житие его, по указанию преосвященного Филарета, написано при митроп. Макарии, иноком Прилуцким Логгином. (Обзор, стр. 211). 244. Преподобный отец Герасим начальник Троицкаго монастыря у Кайсарова ручья преставися в лето 6686 месяца марта в 4 день Постригся юношею в Гнилецой пустыни под Киевом, пришел в 1147 году на реку Вологду и у ручья Кайсарова основал обитель с храмом св. Троицы. Это было еще до «начала города Вологды». Тогда был здесь глухой лес и в лесу посад с храмом Воскресения, а на «Ленивой площади» малой торжок. Пр. Герасим жил сначала одиноким, затем основал первый на севере Троицкий монастырь, ум. 4 марта 1178 года. Мощи почивают под спудом в Троицкой церкви, ныне приходской (Мои «Письма с Севера», стр. 36 и 37). В древней описи Вологодского архиерейского дома упоминается «грамота Андреяна патриарха о свидетельстве мощей преп. Галактиона и Герасима», написанная в 1691 году (Верюжский, «Вологодск. Святые», стр. 43). 245. Преподобный Галактион затворник Знаменскаго монастыря иже на Содиме речке, убиен бысть от Поляков и Литвы в лето 7121 месяца сентября в 24 день Сын знаменитого боярина князя Ивана Феодоровича Бельского, происходившего от рода Ольгерда, великого князя Литовского, и состоявшего в родстве с Русским великокняжеским домом, родился в Москве в 1535 году; в первый год малолетнего царя Uoahha IV , и наречен был, во св. крещении, Гавриилом. Когда отец его был зарезан в тюрьме князьями Шуйскими, семилетний Гавриил был укрыт родственниками и друзьями отца, которые отправили ребенка в город Старицу, чтобы спасти его от преследований. Там юный князь скрывался в неизвестности и вскоре перешел в Вологду, и кормился сапожным мастерством; женился, но овдовев, постригся с именем Галактиона, затворился в построенной им тесной келье на берегу ручья Содимки и наложил на себя тяжкий подвиг

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Семнадцатого курса (1850) 31 . Игнатий Рождественский, магистр. Пострижен в монашество 21 мая 1850 года. Определен на должность инспектора московской Семинарии. В 1855 г. возведен в сан архимандрита. В октябре 1857 г. назначен ректором вифанской Семинарии. В январе 1861 переведен на ту же должность в московскую Семинарию. В 1866 г. 7 августа в Троицкой лавре хиротонисан во епископа можайского, викария московской митрополии. В 1878 году 11 февраля назначен епископом костромским. 38 . Савва Тихомиров, магистр. Из вдовых священников Владимирской епархии. Пострижен в монашество в бытность студентом Академии, 1-го октября 1848 года. По окончании курса определен на должность ризничего в московской синодальной ризнице. В 1855 году возведен в сан архимандрита. В 1859 году определен ректором московской Семинарии. В январе 1861 г. назначен ректором московской духовной Академии, и вслед затем получил в управление моск. Петровский монастырь. В 1862 г. ноября 4-го хиротонисан во епископа можайского, викария московской митрополии. В июне 1866 назначен епископом полоцким. В декабре 1874 перемещен на архиерейскую кафедру в Харьков. Из сочинений его известны: Указатель для обозрения московской патриаршей ризницы и библиотеки. М. 1855. Изд. 2-е, М. 1858. О принесении части св. мощей преп. Ефросинии, княжны полоцкой, из Киева в полоцкий Евфросиниевский монастырь. Витебск. 1871. Воспоминания о высокоп. Леониде, архиепископе ярославском. Харьков. 1877. Вновь открытые памятники XI века. Извест.Акад. наук. 1858. Т. VII. По поводу передовой статьи газеты: Церковно-общественный Вестник 45. 1877). Харьк.епарх. ведом. 1877. 39 . Павел Попов, магистр. По окончании курса определен в вологодскую Семинарию профессором по классу словесности и св. Писания. В 1855 году рукоположен во священника. В 1857 назначен ректором вологодских духовных училищ. В том же году овдовел. В 1867 г. января 10 пострижен в монашество и вскоре после сего в том же году определен ректором вологодской Семинарии с возведением в сан архимандрита. В 1868 году 13 окт. хиротонисан во епископа тотемского, викария вологод. епархии. Скончался 4 нояб. 1874 г. Несколько проповедей его напечатаны в Вологодск. епарх. ведомостях.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

В том же сочинении несколько далее встречаем следующие строки: «...всякий тео-моралистический принцип шел... впереди факта и теоретически, так сказать, – de jure, – определял и оформлял собою этот факт»... Присланный Подольской сем. в начале своей работы пишет: «величественное, вдохновенное и прекрасное христианское богослужение, священная лирика которого так мощно действует на религиозно-настроенную душу и которым так восхищаются иностранцы, представляет собою, можно сказать, идеальное выражение сущности христианской религии, ее природы, ее характера». В сочинении волонтера Вологодск. сем. встречаем период, который, начинаясь в конце первой страницы, кончается далеко не в самом верху третьей. В этом же сочинении употреблены выражения: «лейт-мотив» (стр. 4) и «до зде» (стр. 5), заимствованный автором из совершенно разнородных источников, но одинаково неуместные в письменной работе на приемных испытаниях. В частности, можно отметить небрежность и невнимательность многих авторов при цитации текстов Писания и вообще при ссылках на него. Волонтер Московск. сем. влагает в уста Спасителя следующие слова: «Мною закон и пророцы висят»; по замечанию волонтера Волынск. сем., «Ветхий Завет называется в Священном Писании «сенью грядущих благ» и «зерцалом гаданья»; он же пишет: «Православная Церковь заимствовала из Ветхого Завета в Свое Церковно-общественное Богослужение «вся, яже к назиданию, животу и благочестию»; у волонтера Костр. сем. читаем: «закон был для нас путеводителем ко Христу —554— Гaл. III, 24 ». Волонтер Симб. сем. пишет: «в молитвословиях... таинства брака испрашивается брачущимся чадородие, на подобие чадородия Иакова и Ревекки»; по мнению волонтера Кишин. сем., Самуил был первосвященником. Замечено в некоторых сочинениях подобное же отношение к церковному уставу и богослужебным книгам. По замечанию одного из волонтеров Московск. сем., утреннее богослужение оканчивается чтением только псалма 100-го; он же полагает, что в состав шестопсалмия входят псалмы 6 и 77.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

179 Напечатана под заглавием; «О начале торговых и государственных сношений России с Китаем и о духовной миссии в Пекине. (Сообщено)» – «Сибирский Вестник» 1822 г., ч. 18 стр. 99–164 и ч. 19, стр. 165–196. Сведения оканчиваются 1821 годом. 180 Об источниках истории Пекинской миссии в первый и второй период ее деятельности. (Православный Собеседник, 1888 г., январь стр. 152). 181 «Памяти преосвященного Евгения, бывшего ст. 1808–1813 г. епископа Вологодского, впоследствии м. Киевского» (Вологодск. епархиальн. вед., 1867 г., 22». Статьею этою, не цитуя ее (как небольшую), но лишь называя ее автора, мы будем пользоваться и далее. – Перечень всех 88 монастырей, составленный сам им пр. Евгением, напечатан в Волог. еп. изд. на 1864 г., 3–6 (ср. рук. сб. Киево-Софийской библ. 167). 182 В нем не было, напр., указаны на события 1811 г., появившихся теперь впервые и вставленных сам им уже Евгением. 183 Напр., преосв. автор в первый раз исчисляет здесь количество крестьянских душ, коими владел тот или иной монастырь до 1764 г. Источником для этого послужила ему «Краткая ведомость, учиненная о положенных в штат Вологодской епархии трех классов монастырях, сколько за каждым монастырем до положения их в штат имелось крестьян и служителей; и сколько в каждом монастыре находилось братии монашествующей, кроме настоятелей, также и в оставленных на своем содержании в 1764 г.» На «ведомости» преосв. Евгений карандашем заметил: «Списав, возвратить» (должно быть в консисторский архив). Она, однако, не была возвращена и помещается теперь в конце того же рукой, сб. К.-С. с. б. 167. 187 Две копии с этого летописца сохранились в библ. Киево-Соф. собора за 138 и 167 (л. 1–13 in qu.). 188 Его тяжесть увеличивалась еще от необходимости знакомиться с данными печатных источников – летописей, прологом, некоторых монографий (напр. монографиею Засецкого – «Исторические и топографические известия о г. Вологде», 1777 г.) и т. п. 189 Сообщаются биографические сведения об основателях. Полнее сведения эти переданы (о 13 святителях) в книге М. Кудрявцева – «История православного монашества в северо-восточной России со времен преподобного Сергия Радонежского» (Москва. 1881 г., ч. II, стр.157–182) и – о всех – в труде Верюжского – «Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею церковию и местно чтимых» (Вологда 1880 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Всеобщее почитание памяти св. Прокопия утверждено Московским собором 1547 г. В Устюге и его окрестностях перед днем памяти блаженного многие и в настоящее время соблюдают недельный пост. Мощи св. Прокопия почивают под спудом в каменном посвященном его имени соборе, за левым клиросом, близ северной стены. Теперешняя гробница устроена в 1833 году и состоит из 4 мраморных досок с позолоченными надписями; на гробнице находится образ св. Прокопия, украшенный серебряно-вызолоченной ризой. При входе в собор у южных дверей положен на пьедестал камень овальной фигуры, привезенный в 1638 году из Котовальской волости; этот камень – из числа падавших на землю в 1290 году. (Русск. свв. Филарета, Арх. Черниг. Жит. свв. Муравьева. Историч. сказ. о Вологодск. свят. стр. 62. Пролог и Четьи-Минеи 8 июля. Иот. Росс. Иер. ч. 1. 295 стр. Слов. истор. о свв. стр. 202–203). Чудотворная Устюжская икона Божией Матери принесена из Устюга в Москву около 1567 г., при царе Иоанне Васильевиче и митрополите Филиппе II, и находится в настоящее время в Успенском соборе; в Устюг же на место чудотворной иконы в 1747 году поставлена копия с нее. Пр. Феофила мироточивого Родители пр. Феофила были македонские славяне из местечка Сичева. Отличаясь благочестием и добротою, они дали сыну прекрасное воспитание. Сын не любил пустых забав, прекрасно учился и большую часть времени посвящал чтению полезных книг. Посвященный в сан пресвитера, он ревностно заботился о своей пастве. В своих благочестивых стремлениях он нашел себе помощника в лице Ранданского епископа Акакия. В это время в константинопольской патриархии разнеслась молва о чудесах, совершенных александрийским патриархом Иоакимом в посрамлении иудеев. Рассказывали, что во время чумы, от которой особенно пострадали Мисир и его окрестности, еврей-врач, отъявленный враг христианства, распустил молву, что христиане, опуская в воду крест, распускают заразу. Султан не поверил слуху, но потом, склонившись на убеждения своего визиря, также еврея родом, потребовал патриарха для объяснений.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Летом 1884 года произведены были следующия работы по устройству церквей: 1. Сгоревший иконостас Богоявленского храма, во время пожара Власиевской церкви, снова устроен крестьянином Вельского Троицкого собора Василием Кулаковым и написаны новыя иконы крестянином Александром Глушицким. Малое освящении Богоявленского храма было совершено в неделю Ваий. 2. Георгиевский и Никольский иконостасы вычищены, поновлены новою краской и покрыты лаком, ризы на иконах вычищены и вся церковь покрашена Вологодск. Мещанином В. Пристеновым. 4. Приобретено новое серебрян кадило и 2 чарки для подаяния теплоты. 5. Поломанный иконостас в церкви Св. муч. Флора и Лавра, во время пожара Власиевской церкви, с прочими повреждениями, приведен в прежний приличный вид и 6. вычищены все паникадила и подсвечники. В октябре сего года, по благословению Преосвященного Израиля, Епископа Вологодскаго и Устюжскаго, поврежденный, при пожаре Власиевской ц., престол в храме Св. муч. Флора и Лавра освящен местным Благочинным Настоятелем сей церкви Священником Алексеем Кирилловым. На освящение храма собрались весьма много Богомольцев не смотря на дурную погоду и проливной дождь. Позднюю литургию совершал Благочинный Священник Алексей Кириллов в сослужении Настоятеля Ракульской Мих. Архангельской церкви Священника Иоанна Мальцева, местнаго Священника Николая Левитскаго и настоятеля Ростовской Вознесенской церкви Священника Константина Земляницына. В 1885 году – купол и фронтоны Флоровской церкви покрыты новым железом и выкрашены. Каменная церковь отбелена и раскрашена заново. В 1887 году церковно-приходское попечительство в полном своем составе, в присутствии Благочиннаго Священника Вельскаго Троицкаго Собора Николая Следникова и приходских людей, вместо пр. сгоревшей деревянной Власиевской церкви предположили устроить новую каменную церковь в память Священномученика Власия Епископа Севастийскаго и тогда же желание обосновали постановлением. Прихожане же сей церкви собрали мирской сельский сход, на котором постановили собирать по 30 коп. с ревизской души с настоящаго времени впредь до окончательнаго устройства церкви.

http://sobory.ru/article/?object=09184

ловек, пил запоем и часто. А во время сих пароксизмов, не спит всю ночь, бродит, кричит, тащит с собою гулять. Сущее мучение. (Он уже скончался; вот его история: еще живя с нами, он подал просьбу в монашество. Просьба принята и отослана в Синод. Обыкновенно, дело это тянется 6, или 7 недель. Ал. Ив. крепился, был всегда трезв. Наконец, 7-го Генв. на день Иоанна Предтечи он разрешил и ужасно безобразно. В этот день был именинник наш товарищ Ив. Яков. Предтеченский из Калужских, протоиерейский сын. Как водится, он кое-чего купил на именины. День прошел хорошо. С вечера всенощное (видно, на другой день было Воскресенье). Я ушел ко всенощному. Они остались. Прихожу от службы: батюшки мои! Нет ни единой кровати на месте, тюфяки и подушки разбросаны по полу, стол опрокинут, чашки перебиты: сущий хаос. Наш старшой, как воевода, в одной рубашке, безобразно пьяный, расхаживает между своими руинами. Еще до меня у него уже был Инспектор и ужаснулся. Что же? на другой день из Синода прислан указ – постричь в монашество Алек. Ив.! Вместо пострижения его выслали в другой номер, однако, кажется, старшим же. Тут он прожил до великого поста трезво и в мрачном сокрушении. Ему назначили проповедь на «блудного сына». Я слышал эту проповедь: весьма умная. После, в посте его постригли и нарекли Амвросием. Докончил курс он изрядно. Не помню, чтоб он был пьян. Так как он был из лучших студентов, то его оставили при Академии Бакалавром Церковной Истории. В это время он разрешил снова и пил целый год, с малыми промежутками, пребезобразно. Чрез год его из Академии переместили в Костромскую Семинарию; там он тоже был жестоко дурен. Его оттуда послали в Ростовский Яковлевский монастырь. Здесь он исправился. Ему опять дали Инспекторство в Тобольской Семинарии. Здесь уже он кончил свое поприще. Сперва лишили его ученых должностей, потом священства, и даже монашества. И в сем то жалостном виде, он милостынно возвращался на родину – в Вологду. И не дойдя до неё немного, именно уже в Вологодск. губ., найден мертвым на поле. Ужасная история; не осуждаю, а жалею о человеке).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Поступаю на настоятельскую должность в саму Казань в Ивановский монастырь близ Архиерейскаго дома, хотя и не знаменит этот а все-таки настоятелю придет при всем готовить до 800 рублей, на монастырь до 6000 рублей. (Л. 2 об.) На будущее время можно надеяться, что владыка Палладий не забудет меня. А как то теперь владыка Израиль своею деятельностию над святыми обителями вологодск[ими], но к слову когда-нибудь спросите у его, с чего игумен Екзакустодиан уехал из Вологодской епархии. Теперь я очень доволен своей судьбой и спокойствию духа, что удалился от родины и от хозяйственных забот. Итак простите, посылайте «Вологодские епарх[иальные] ведом[омости]». Да еще, кажется, давал я «Восточную Ивану летней порой. Только бы послали вместе, а я что-нибудь постараюсь послать из казанских вещей, когда пообживусь и поразбогатею в Казани. (Л. 3) Передавайте от меня признательность отцу Николаю Александре Ивановне с Лидией Василь[евной] Капитону Дмитриевичу а следовало бы особенное письмецо послать протоиерею Николаю Кенсориновичу но попросите извинение от меня только своими добрыми устами. Постоянный богомолец за Вас с домочатцами убогий и грешный игумен Екзакустодиан. 1885 года 15 февраля. Адрес мой: в гор[оде] настоятелю Ивановского монастыря игумену Ekзakycmoдiahy.     (Л. +Раб Божий Николай Иванович, будь здоров и благополучен. Письмо Ваше от 24 февраля с книгами мною получено с благодарностию, а владыке Палладию того же дня передал посланные Вами книжки. Сообщаю Вам, что интеллигентного общества в 10 больше как светского, так и духовного, да 12 лиц в священном сане магистров, а об военных и гражданских и говорить не выговорить, сколько их. Я служил с арх[иепископом] Паллад[ием] во все торжественные дни литургии, то сколько разного люду, как в самом Питере народу разнокалиберного всякого. (Л. 4 об.) Если бы владыка поразборчивее [был] в нашем брате, то я бы до сей поры был в Вологде; но должно быть суждено мне послужить и в Казанской епархии. Владыка Палладий благословение посылает Вам, да еще посылает почтение Вам мой квартирант из Питера, прибывший для семинарии, ревизор Михайло Харлампьевич Он в моей обители квартирует, даже в моих комнатах.

http://sedmitza.ru/lib/text/5560644/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010