1049 ...клабуки рогатыя... – Позднейший монашеский клобук, верхняя часть которого, камилавка, имеет вид высокого ставца – расширенного кверху цилиндра с обрезанными полями, введён со времён Никона. Дониконовская камилавка, сохранённая старообрядческим духовенством до наших дней, – круглая маленькая шапочка, скуфейка. Никоновский клобук Аввакум называет «рогатым», очевидно, потому что, значительно возвышаясь над головой, он напоминал собой рога. 1050 ...в папах баба-еретица... – Аввакум излагает известную в антилатинских сочинениях легенду о папессе Иоанне – женщине, обманом ставшей папой. 1051 При Евгении... – Евгений IV, папа римский в 14311447 гг., инициатор созыва Флорентийского собора, на котором в июле 1439 г. была заключена уния между Католической и Православной византийской церквами при условии главенства папы. 1052 ...в Базилийский град... – Базельский собор (14311449) повёл борьбу против Евгения IV; после того как последний перенёс заседания в Италию, оставшаяся в Базеле оппозиция выбрала антипапу Феликса V (после подписания Флорентийской унии). Заседания собора были завершены лишь при преемнике Евгения IV Николае V, а Феликс V сложил с себя папский сан. 1053 ...митрополит Исидор Московский... – Митрополит Исидор, грек по национальности, бывший в Константинополе игуменом монастыря Святого Димитрия, стал русским митрополитом в 1437 г. Участник Ферраро-Флорентийского собора, подписал акт унии и был возведён папой в сан кардинала. По возвращении на Русь по приказу царя Василия II заключён в Чудов монастырь, а затем осуждён собором как еретик. Из заключения он бежал в Литву, а затем в Константинополь. 1054 ...епископ Марко Ефесский ... – Марк (ум. в 1457 г.), епископ Эфесский с 1437 г. (звание было номинальным, так как область находилась под властью турок). Прибыл на собор, желая объединения Церквей, но, осознав, что «римская» сторона желает сохранить нововведения, единственный из византийской делегации отказался подписать акт унии. Покинув Флоренцию, вернулся в Константинополь и убеждал императора не признавать соборный акт.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1049 Освященную часть какого-либо вещества, преимущественно полотна, Епископы пересылали во вновь устрояемый храм 1050 с положением в него частиц мученических мощей в память того, что первые храмы устроялись на гробах мученических, и в напоминание того, что святой Иоанн Богослов в откровении видел под престолом души убиенных за слово Божие. 1051 Что первоначально антиминсы состояли из простой части полотна квадратной формы в четверть величины, это могут засвидетельствовать антиминсы 16-го и 17-го веков в Русской церкви, где изображался осьмиконечный крест, подпись Архиерея и имя того храма, куда пересылался антиминс. 1052 4) Согласно с таинственным знаменованием престола, на нем полагается ковчег (иначе дарохранительница, дароносица). Это сосуд, в древности формы голубя, а ныне вид здания, по преимуществу гробницы и памятника, в котором хранятся запасные освященные дары и надлежащим образом приготовленные, как значится в служебнике, для больных. 5) Святой крест – всегдашнее напоминание нашего спасения. Он употребляется для осенения народа, равно как и для лобызания на отпуске верующих. 6) Святое Евангелие, 1053 таинственно изображающее самого Иисуса Христа, невидимо председящего на престоле. Сообразно с таким значением Евангелие издревле украшалось совне золотом, 1054 серебром, скульптурными или живописными изображениями Евангелистов. 7) Сосуд для святого мура, употребляемого при совершении таинства Миропомазания. Вся эта часть христианского храма соответствует в Ветхозаветной скинии третьей и важнейшей части – святому святых, где хранились скрижали закона, сосуд с манною и жезл Ааронов расцветший. Ковчег покрыт был золотою доской, которая называлась очистилищем. Вместо ковчега, в алтаре, важнейшей части храма, находится престол; на престоле вместо скрижалей закона – свят. Евангелие; вместо манны – пречистое тело и пречестная кровь Христа, священнодействуемые на Божественной Литургии и хранимые в священном ковчеге для больных; вместо жезла Ааронова – животворящий крест Христов; вместо чистилища – святой антиминс, на котором изображено снятие Иисуса Христа со креста, пострадавшего и умершего для очищения нас от всех грехов. Во святое святых входил один только первосвященник и, притом, один только раз в году, в день очищения, с кровью жертвенного. Это было прообразованием того, что и Иисус Христос однажды пострадал за весь род человеческий и своею пречистою кровью избавил нас от грехов наших. Поэтому ныне в Православном храме главнейшее священнодействие, принесение на Литургии бескровной жертвы за грехи всего мира, может совершаться только однажды в день на одном престоле. Дважды на одном и том же престоле, в один и тот же день, одним и тем же священником не может быть совершена Божественная Литургия.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

1049 Составитель не вполне точен. Во-первых, из великих двунадесятых праздников не все являются господскими. Например, Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение и Успение Пресвятой Богородицы; своеобразное положение занимает Сретение Господне, в богослужебном плане отличающееся сочетанием особенностей господских и богородичных праздников. Во-вторых, перечислено только одиннадцать сюжетов, из которых к двунадесятым праздникам не относятся Воскрешение Лазаря четверодневного (Лазарева Суббота), Страсти Господни (Великая Пятница) и пребывание Христа во гробе (Великая Суббота). Не упомянуты вовсе: Благовещение, Рождество Богородицы, Введение во храм и Воздвижение Креста Господня. 1051 Приводится догмат иконопочитания, установленный в 787 г. на VII Вселенском соборе, созванном византийской императрицей Ириной после долгих лет движения иконоборчества. По учению собора, чествование относится не к веществу иконы, дереву и краскам, а к тому, кто изображён на иконе. Заповедь «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли» ( Втор. 5:8 ), в конкретных условиях иудейской жизни эпохи «Второзакония» предостерегала от уклонения в язычество, то есть от поклонения твари вместо Творца – невидимого и непостижимого. Однако Боговоплощение, когда «Слово стало плотию, и обитало с нами» ( Ин. 1:14 ), создало реальную возможность изображения Спасителя, Богородицы, святых и различных событий новозаветной истории (см.: Успенский Л. А. Богословие иконы. М., б/г.). – А.М.К. 1052 В этих рассуждениях заключена определённая богословская мысль. Воскресенье, предшествующее Светлому Христову Воскресению, у нас называется Вербным. Это был день, когда Иисус Христос на осле въехал в Иерусалим, желая всенародно заявить о Себе как о Мессии. Это событие празднуется Церковью под названием Вход Господень в Иерусалим. Этот же день является началом Страстной седмицы, продолжающейся до Великой Субботы; в течение этой седмицы Христос был арестован, допрашиваем Пилатом, подвергнут бичеванию, распят и положен во гроб. Светлое Христово Воскресение – это день Восьмой, «дивный начаток», по выражению Палеи. Для правильного понимания смысла этого выражения и всего рассуждения надо принять во внимание ряд обстоятельств. Восьмой день – это день, когда иудейские младенцы подвергались обрезанию: «Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей в восьмой день, истребится душа та из народа своего» ( Быт. 17:14 ); восьмой день часто упоминается в Ветхом Завете как день жертвоприношений (см.: Лев. 9:1; 14:10; 15:14 ; 23и др.); восьмой день – это новый день творения, «лето Господне благоприятное» ( Ис. 61:2 ); его пришёл проповедовать Иисус Христос (см.: Лк. 4:19 ); Воскресение Христово – «начаток дивный», так как с этого дня начинается новая эра в истории человечества – эра воссоединения человечества со своим Творцом. – А.М.К.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

1050 Афонский распев – речь идет об афонском напеве. В старой церковно-певческой терминологии (до конца XIX в.) термины «распев» и «напев» не были строго разграничены и часто употреблялись один вместо другого. По современной терминологии: 1) распев – это система мелодий с определенными музыкальными законами определенного происхождения, имеющая свои методы согласования с текстом (в русской церковной музыке существует четыре основных распева, содержащих корпус напевов для песнопений различных жанров: стихир, тропарей, ирмосов, прокимнов; это знаменный (или столповой), киевский, греческий и болгарский распевы); 2) напев – это: а) группа мелодий для определенных гимнографических групп песнопений (стихир, тропарей, ирмосов, прокимнов); б) мелодия известного происхождения, местный, областной, монастырский вариант того или иного песнопения (например, московский напев, афонский напев, напев Валаамского монастыря). Наибольшее распространение к середине XIX в. получил так называемый «придворный напев», ставший обязательным для всех церквей, кроме тех, где всегда употреблялись древние распевы (Успенский собор Московского Кремля, собор св. Софии в Новгороде и др.). См.: Гарднер И.А. Указ. соч. Т. 1. С, 129. 1051 Речь идет о письме иеромонаха Викторина (Фролова) из Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне от 16 декабря 1886 г. (см.: ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 253, Л. 1–2 об. Подлинник. Рукопись). 1052 Речь идет о Коневском Рождественском монастыре, расположенном на острове Коневец на Ладожском озере. 1053 Левитов Павел Васильевич (1877-?), выпускник МДА(1901), кандидат богословия. В 1899–1901 гг. состоял действительным членом студенческого философско-психологического кружка при МДА (см.: Отчет о деятельности студенческого философско-психологического кружка за 1899/1900 и 1900/01 учебные годы/БВ. 1902. Т. 1. 2. С. 411–430). По окончании МДА преподавал греческий язык в Костромской ДС (1902). О П.В. Левитове см.: ЦИАМ. Ф. 229. Оп.4. Д. 2091. Личное дело студента МДА. 1054 Цветков Петр Иванович (1845–1914), профессор МДА по кафедре латинского языка и его словесности (1870–1908), доктор богословия (1891), автор статей о религиозной жизни Запада, Ближнего Востока и переводов с латинского языка. Окончил МДА со степенью кандидата богословия (1868), преподавал латинский язык в МДС (1869), и. д. доцента МДА по латинскому языку (1870–1871). Магистр богословия (1871). Доцент МДА (1871), также преподавал латинский язык в Сергиевской мужской прогимназии и историю с географией в частной женской прогимназии Д.Н. Тихомирова (1876–1878). Экстраординарный профессор МДА (1878); ординарный профессор (1891); член Правления МДА (1893); заслуженный ординарный профессор (1896); председатель Совета Братства прп. Сергия (1903–1905). Основал частную женскую прогимназию (1913). Докторская диссертация «Аврелий Пруденций Клемент» (М., 1890).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

1050 ...грамоту ободную... – Отводная (ободная) грамота – межевая грамота, в которой описывались границы участка, переходящего от одного владельца к другому. 1051 Фимиам (фимьян, темьян) – сжигаемое при богослужении благовонное вещество, состоящее из ладанного порошка с чистым воском. 1052 Одигитрия – один из типов иконографии Богородицы. Название происходит от греческого слова, означающего «путеводительница». 1053 ...на Тифин... – Река Тихвинка (Тихвина) в Новгородской области, приток реки Сясь. В конце XIV в. на Тихвине, на месте чудесного явления в 1383 г. иконы Богоматери, образовался Пречистенский погост. В 1510–1515 гг. был сооружен каменный Успенский собор, в котором хранилась Тихвинская икона Богоматери. В 1560 г. вокруг Успенского собора по повелению Ивана Грозного был заложен монастырь, после чего поселок стал называться Тихвинским посадом. В XVIII в. посад стал именоваться городом Тихвином. 1055 ...поставлен ис Старые Русы. – Старая Русса – город в Новгородской области, первое упоминание о нем относится к 1066 г. Местной реликвией была Старорусская икона Богоматери, принесенная греками из Ольвиополя. Эту икону в XVI в. перенесли на Тихвину, где она находилась до 1888 г., когда была возвращена в Старую Руссу. Возможно, Мартирий упоминает именно эту икону, которую он мог увидеть в Тихвинском монастыре вскоре после того, как она была принесена из Старой Руссы. 1056 Федор Сырков – богатый новгородский купец, известный участием в строительстве новгородских церквей (см.: ПСРЛ. Т. 3. С. 143,157,159,162,250; Т. 6. С. 303). Московские «гости» Сырковы поселились в Новгороде в конце XV в. по указу Ивана III вместо опального новгородского боярства. Отец Федора Сыркова Дмитрий Сырков организовывал строительство каменного Успенского собора на Тихвине, возводившегося на средства Василия III. Федор Сырков в 60-х гг. XV в. по приказу Ивана Грозного занимался строительством монастырского ансамбля вокруг Успенского собора и фортификационных укреплений. В 1570 г. Федор Сырков был казнен вместе с другими новгородскими жителями, попавшими под опалу Ивана Грозного. Деревянная Благовещенская церковь с трапезной, построенная на средства Федора Сыркова в Зеленецком монастыре, не сохранилась. Существующая ныне каменная церковь Благовещения с трапезной возведена в 80-х гг. XVII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1050 Первая дата – дата прибытия на Русь, по Троицкой лет. (ПСРЛ. Τ. 1. С. 230) Никоновская лет. добавляет подробности: поставлен Святитель был Патриархом Константинопольским Исаией, после поставления митрополит прибыл в Киев, откуда отправился по городам русским и прибыл во Вл. на Кл., а затем в Москву (ПСРЛ. Т. 10. С. 195). Вторая дата – дата кончины, по Никоновской лет. (ПСРЛ. Т. 10. С. 226). По Воскресенской лет. кончина произошла 01.03 (ПСРЛ. Т. 7. С. 217), по Супрасльской лет. – 14.03 (ПСРЛ. Т. 17. С. 34). 1051 Был предназначен митрополитом Феогностом в преемники еще при жизни, для чего был поставлен титулярным епископом Владимирским, но фактически пребывал в Москве и помогал в управлении Церковью митрополиту. Об этом прямо свидетельствуют Никоновская и Воскресенская летописи (ПСРЛ. Т. 10. С. 225 – 226; Т. 7. С. 217). После кончины Святителя Феогноста фактически возглавил Русскую Церковь , но вскоре был вызван в Царьград для поставления в митрополиты (ПСРЛ. Т. 10. С. 227). 1052 Епископ Волынский. «...О епископе Владимиро-Волынском Афанасии усматривается, что он, выбывши неизвестно куда и когда между 1332–1352 гг. из Волыни, жил до 1354 года включительно в Переяславле Залесском...» (Соловьев H. A., свящ. Сарайская и Крутицкая епархия. Вып. 1. M., 1894. С. 34–35). Даты отсутствия Свт. Алексия в Царьграде и, следовательно, временного управления Афанасия приводятся по вычислению E. Е. Голубинского (Там же. С. 33). 1053 По Никоновской лет. был поставлен в Константинополе вместе с митрополитом Галицким Романом (ПСРЛ. Т. 10. С. 227). В 1356 г. ездил в Константинополь для разбора спора с Романом. Вторая дата – дата кончины, по Никоновской лет. (ПСРЛ. Т. 11. С. 29). Типографская и Воскресенская лет. эту дату относят к 1377 г. (ПСРЛ. Т. 24. С. 135; Т. 8. С. 26). Память– 12.02 и 20.05. 1054 Прямых свидетельств в пользу того, что епископ Герасим был местоблюстителем митрополичьей кафедры, нет, но существует известие из Никоновской лет. что епископ Коломенский Герасим благословил войско Дмитрия Донского на Куликовскую битву (ПСРЛ. Т. 11. С. 54), а о митрополите такого не сообщается.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1050. Слово на святую и спасительную Пасху. С. 8891. 2017/17. In sanctum et salutare Pascha (yulgo In Christi resurrectionem oratio iv). CPG 3176. PG 46, 681684. 1051. Слово на день, называемый по местному обычаю у каппадокийцев: πισωζομνη (Эписозомени) то есть на праздник вознесения Господа нашего Иисуса Христа. С. 9297. 2017/19. In ascensionem Christi. CPG 3178. PG 46, 689693. 1052. Слово о Святом Духе. С. 98104. TLG 2017/63. De Spiritu Sancto sive In pentecosten. CPG 3191. PG 46, 696701. 1053. Похвальное слово святому первомученнику Стефану. С. 105125. —456— 2017/40. Encomium in sanctum Stephanum protomartyrem i. CPG 3186. PG 46, 701721. TCO 45. Кн. 2. 1054. Слово о жизни святого Григория Чудотворца . С. 126197. TLG 2017/69. De vita Gregorii Thaumaturgi. CPG 3184. PG 46, 893957. 1055. Похвальное слово великомученику Феодору (Тирону). С. 198212. TLG 2017/65. De sancto Theodoro. CPG 3183. PG 46, 736748. 1056. Похвальное слово 1 святым сорока мученикам. С. 213221. TLG 2017/66. Encomium in XL martyres i. CPG 3188. PG 46, 749756. 1057. Похвальное слово 2 святым сорока мученикам. С. 222238. TLG 2017/66. Encomium in XL martyres i. CPG 3188. PG 46, 757772. 1058. Похвальное слово 3 святым сорока мученикам, произнесенное во храме их. С. 239256. TLG 2017/67. Encomium in XL martyres ii. CPG 3189. PG 46, 773788. 1059. Похвальное слово преподобному отцу нашему Ефрему. С. 257293. TLG 2017/68. In sanctum Ephraim. CPG 3193. PG 46, 820849. TCO 45. Кн. 3, 4. 1060. Слово в день памяти Василия Великого , родного брата. С. 294325. 2017/48. In Basilium fratrem. CPG 3185. PG 46, 788820. 1061. О жизни преподобной Макрины, сестры Василия Великого (к Олимпию монаху). С. 326373 919 . 2017/41. Vita sanctae Macrinae. CPG 3166. PG 46, 9601000. 1062. Надгробное слово Мелетию Великому, епископу Антиохийскому. С. 374387. 2017/21. Oratio funebris in Meletium episcopum. CPG 3180. PG 46, 852864. 1063. Надгробное слово Пульхерии. С. 388402. 2017/22. Oratio consolatoria in Pulcheriam. CPG 3181. PG 46, 864877.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1051 Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. VII, прим. 280; Herberstein. Rerum Moscoviticarum Commentarii. Курбский: «остриг ее во мнишество, не хотящей и не мыслящей ей о том». Продолжатель Нестора пишет, что будто сама вел. княгиня просила супруга постричь ее в монашество по ее болезни и бесчадию, и будто Василий только уступил настоятельной просьбе ее. Но уликою тому, что Соломонию заставили постричься, служит и розыск о средствах, какие нелюбимая супруга употребляла в своем положении (Акты исторические. Т. 1. 130; Собр. л. 4, 295. 296. 5. 30; Акты, собранные Археографическою экспедициею. Т. 1). Не говорим о помянутых свидетелях. 1052 Ананий Фёдоров. Историческое собрание о богоспасаемом граде Суздале//Временник общества истории и древностей. Кн. 22 (далее – Ананий Фёдоров. Историческое собрание о богоспасаемом граде Суздале); Житие благов. вел. кн. Соломонии, во иноческом чину Софии преподобныя (Описание Румянцевского музеума. 165); Herberstein. Rerum Moscoviticarum Commentarii. 1053 Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. VII, прим. 280. Грамота дана при игуменье Ульяне; подтверждена вел. кн. Иоанном Васильичем марта 30-го 1534 г. при старице Елене Шастовой (Описание Румянцевского музеума). 1054 Ркп. житие (Описание Румянцевского музеума. 165); Ананий Фёдоров. Историческое собрание о богоспасаемом граде Суздале. 1058 Владимирский сборник. Материалы для статистики, этнографии, истории и археологии Владимирской губернии/Сост. К. Тихонравов. М., 1857. 1061 Ананий Фёдоров. Историческое собрание о богоспасаемом граде Суздале; Житие прп. Софии. Ркп. святцы: «святая праведная княгиня София инокиня, яже бысть в Покровском монастыре девичье, чудотворица». 1065 Верное изображение молящейся десницы его – в книге: Феофилакт (Лопа- тинский), архиеп. Тверской и Кашинский. Обличение неправды раскольническия. М., 1745. Посошков в свое время допытался от современных ему стариков, что только «не за долгое время до морового поветрия (1653 г.) стали учить креститься двома персты» (Сочинения Ивана Посошкова/Изд.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1051 Новгородская 3 летопись под 1484г.: безумие архиепископа Сергия впервые было замечено потому, что он начал выходить на улицу в одной ряске без мантии. См. ниже о монахах. 1052 Но, как кажется, после Вальсамона. См. его толкование на 16 правило 7 вселенского собора, у Ралли и П. II, 624 ( τερχροα ντπανα). 1053 А сербские женщины до сих пор носят эти нашивки на своих зубунах или зипунах.– Когда появились у Греков на мантиях архиерейских «звонцы», остаётся нам неизвестным. У нас их введение усвояется раскольническими обличениями патриарху Никону . 1055 Даже монахи греческие носили меховые мантии, хотя по климатическим условиям, и не имели в них особенной нужды. См. в Описании Синодальных рукописей Горский и Невоструев отд. III, ч. 2, стр. 264 нач. л. 223). 1056 См. например, архиерейских в Известиях Археологического Общества, т. 2, стр. 328 fin., в Летописи занятий Археографической Комиссии, выпуск 3, приложения стр. 42, и в Описании документов и дел архива Священного Синода, т. I, приложения стр. LXXXII. [См. «Дополнения и поправки " ] . 1057 В слове мятель буква я есть древний юс, имеющий носовой звук ан, так что истинное древнее произношение слова – мантель, а так как в просторечии у Греков μαντλιον долженствовало быть μαντλι, то и ясно до очевидности, что мятель из μαντλιον (а не μανδας). 1058 В древнее время мантия у монахов была трёх видов: короткая в виде капюшона (снятого с шинели) для работ, более длинная или средняя для церкви и совсем длинная (хотя не волочащаяся) для выходов вон из монастыря. Можно думать, что под мятлем разумеется вторая монашеская мантия, относительно которой в позднейшее время вошло в обычай, чтобы она употреблялась архиереями (как мантия домашняя), но не употреблялась монахами. Мирской плащ, называвшийся мятлем (Ипатская летопись под 1152г., 2 издание стр. 319 sub fin., и под 1261г., стр. 564), нет сомнения, и в древнее время, как в позднейшее, соответствовал не кортовой, а средней монашеской мантии: изображение позднейшего мирского мятля см. в Чтениях Общества Истории и Древностей 1847г., рисунок 27.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

1051. О чем в настоящее время мы должны помышлять при ектении об оглашенных? Мы должны помышлять о несостоящих в святой Православной Церкви и молить Бога, чтобы Он по Своей благости сподобил привести их в лоно святой Православной Церкви. 1052. Когда должны были в прежние времена оглашенные опустить храм во время совершения литургии? В прежние времена оглашенные должны были оставить храм сейчас же по окончании ектении, которая произносилась за них. 1053. Кто и какими словами напоминает оглашенным, чтобы они оставили храм? Об этом напоминает им диакон, когда произносит «Оглашеннии, изыдите!» 1054. Из чего состоит вторая часть литургии, называемая литургия верных? Литургия верных состоит из: 1. великого входа, 2. Символа веры, 3. освящения и пресуществления Святых Даров, 4. просительной ектении, 5. молитвы Господней, 6. святого Причащения, 7. благодарения при окончании св. Литургии. 1055. Что совершает священник при великом входе? При великом входе священник: 1. приемлет приготовленные Святые Дары и выносит их через северные двери из алтаря, 2. перед царскими вратами, стоя лицом к молящимся, торжественно возглашает, чтобы Господь Бог помянул во царствии Своем духовные чины, начиная с высших, страну и ее главу, присутствующих при богослужении и всех православных христиан, 3. уносит Святые Дары через царские врата в алтарь и ставит на святой престол. 1056. О чем нам напоминает великий вход? Великий вход нам напоминает о: 1. крестном пути Иисуса Христа на Голгофу, где Он был распят и испустил дух на кресте, 2. погребении Господа Иисуса Христа, 3. втором славном пришествии Господнем. 1057. Что поется при великом входе? При великом входе поется херувимская песнь. 1058. О чем нам напоминается в херувимской песни? В херувимской песни нам напоминается, что с этого момента мы должны отложить все житейское и сосредоточить свои мысли на Животворящей Троице. 1059. Что должны делать при пении херувимской песни телесно слабые люди, которые перед тем сидели? Слабые и больные люди в это время должны встать.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010